СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект по теме: «Советы самому себе. Как улучшить свою учебную деятельность»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа носит познавательный характер и будет интересна всем участникам образовательного процесса, как подросткам, так и их родителям, учителям, классным руководителям и др. 

Просмотр содержимого документа
«Проект по теме: «Советы самому себе. Как улучшить свою учебную деятельность»»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2»

Локомотивного городского округа















Индивидуальный учебный проект по теме



«Советы самому себе. Как улучшить свою учебную деятельность»












Автор проекта: обучающийся 8« Б » класса


Руководитель:

Трушина Татьяна Владимировна



2019



Аннотация наставника
  1. В своей работе «: «Советы самому себе. Как улучшить свою учебную деятельность» автор выясняет понятие «деятельность», выделяет основные виды деятельности, определяет мотивы деятельности, подробнее рассматривает основные характеристики и структуру учебной деятельности на основании изученной литературы.

Тип проекта: информационно-познавательный.

Продукт проекта: памятка «Советы самому себе. Как улучшить свою учебную деятельность».

Работа носит познавательный характер и будет интересна всем участникам образовательного процесса, как подросткам, так и их родителям, учителям, классным руководителям и др. Выполнение проекта способствует развитию познавательных и регулятивных универсальных действий, развивает творческие и коммуникативные способности детей, учит получать информацию из разных источников (в том числе из сети Интернет), осмысливать ее и применять в своей деятельности.
































Оглавление

Оглавление 3

Введение 5

Глава 1. Что такое деятельность 6

1.1 Виды деятельности 6

1.2 Что побуждает человека к деятельности 8

Глава 2. Что такое учебная деятельность 9

2.1. Структура учебной деятельности 10

2.2. Как улучшить свою учебную деятельность 11

Заключение 13

Литература 14

Приложения 15
















Введение Все мы мечтаем о любимой профессии в будущем и приходящих от нее хороших доходов. И все мы знаем, что если вовремя не взяться за голову и не начать учиться, все мечты о счастливой карьере потерпят крах. А ведь для того, чтобы улучшить свое качество учебы прямо сейчас, не нужно многого.  Существуют способы усовершенствования учебной деятельности, которые являются необходимостью для любого, кто хочет добиться успеха и достичь желаемого результата в образовательном процессе, которые, не будут новыми, но станут главными.  

Меня заинтересовала тема: «Советы самому себе. Как улучшить свою учебную деятельность». Оказалось, что не все ученики следят за своей учебой, и только оканчивая школу, они начинают осознавать, какую величайшую ценность представляют для них знания. Мне захотелось сделать проект на эту тему.

Цель проекта: Расширить знания о способах усовершенствования учебной деятельности.

Для достижения поставленной цели мне необходимо решить следующие задачи:

1. Получить информацию о способах усовершенствования учебной деятельности, используя различные источники информации (интернет ресурсы, книги, справочники)

2. Сформулировать советы самому себе, о том, как я могу улучшить свою учебную деятельность.

3. Разработать и создать основные рекомендации в форме буклета «Советы самому себе. Как улучшить свою учебную деятельность».

4. Поделится полученной информацией с одноклассниками.












Глава 1. Что такое деятельность

Деятельность – процесс активного преобразования человеком действительности и познание мира, включая общество  и самого себя, с целью  удовлетворения своих потребностей. Деятельностью можно назвать любую активность человека, которой он сам придает некоторый смысл [4]. Деятельность характеризует сознательную сторону личности человека (в отличие от поведения).

В ходе деятельности происходит активное взаимодействие с окружающей действительностью, в нем живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект. Человек, человеческое общество не могут существовать без деятельности.  Именно она формирует человека как личность, способствует тому, что он удовлетворяет свои потребности. 

1.1 Виды деятельности

Основными видами человеческой деятельности являются: общение, игра, учение, труд [1]. Они соответствуют общим потребностям, которые имеются практически у всех людей и в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального развития. Каждая из них представляет собой процесс, благодаря которому человек учится чему-то новому, развивается, совершенствуется, познает окружающий его мир.

Общение — вид деятельности, который возникает в процессе индивидуального развития человека и направлен на обмен информацией эмоциями, идеями между общающимися людьми. Целью любого вида общения является получение какого-либо результата. Общение является одним из основных качеств человека, а также непременным условием социализации. Без общения человек становится асоциальным.

Общение имеет определённую структуру, в которую входят: субъект, цель, содержание, средства информации и получатель информации.

По используемым средствам различают следующие виды общения: непосредственное и опосредованное, прямое и косвенное.

При непосредственном общении субъекты находятся в прямом контакте друг с другом и обмениваются информацией. При опосредованном общении прямых контактов нет. Субъект осуществляет обмен информацией через различные средства информации.  Важным средством общения является язык, речь (вербальное общение), хотя большое место занимают жесты, мимика, поза (невербальное общение).

Без общения человек не может представить свою жизнь, ведь благодаря общению, мы узнаем что-то новое и развиваемся.

Игра – это особый вид деятельности, целью которого не является производство какого-нибудь материального продукта, а сам процесс – развлечение, отдых.

Благодаря ней, человек еще в совсем юном возрасте учится строить отношения с другими людьми (в данном случае, с детьми), обретает некоторые навыки работы в группе. В детской игре моделируются ситуации взрослой жизни. Основной единицей детской игры является роль – одно из главных условий для развития сознания и поведения детей. Игра является таким типом активности, при котором происходит воссоздание и усвоение общественного опыта. Она позволяет обучиться методам осуществления общественных действий, а также овладеть предметами человеческой культуры.

Учение — вид деятельности, в результате которой человек познаёт мир, общество, самого себя, приобретает знания, умения, навыки, которые необходимы ему для успешной жизнедеятельности.

Особенности учения состоят в том, что оно служит средством психологического развития человека. Способствует развитию личности и формированию его мировоззрения. Формирует профессиональные знания и умения, позволяющие успешно выполнять деятельность. Способствует усвоению ценностей и норм национальной и мировой культуры.

В основе учения — освоение опыта предыдущих поколений. Этот вид деятельности человек активно осуществляет уже в более сознательном возрасте.

Труд – это вид деятельности, который направлен на достижение практически полезного результата.

Характерные черты труда:

-целесообразность;

-нацеленность на достижение запрограммированных, ожидаемых результатов;

-наличие мастерства, умений, знаний;

-практическая полезность;

-получение результата;

-развитие личности;

-преобразование внешней среды обитания человека.

Благодаря труду человек приобретает множество положительных качеств (выносливость, трудолюбие), совершенствует свою жизнь и жизнь других людей, окружающую его среду.

Творчество — деятельность,  в результате которой  появляется что-то качественно новое, раньше не существовавшее и имеющее ценность для всего общества. Основной критерий творческой деятельности — уникальность её результата.

Творчество включает в себе: воображение, фантазию, интуицию.

Воображение — психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда не воспринимавшихся человеком в действительности.

  Фантазия — это мысленное представление, поток умственных образов, как сознательных, так и бессознательных.

  Интуиция — это способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без обоснования с помощью доказательств.

Современная наука признает, что любой человек в той или иной мере обладает способностями к творческой деятельности. Так же творчество помогает отвлечься от повседневной жизни и погрузится в иной мир мыслей и приключений.

1.2 Что побуждает человека к деятельности

Побудительными причинами деятельности человека являются мотивы [5].

Слово «мотив» французского происхождения и означает то, что побуждает деятельность человека, ради чего она совершается.

Мотив деятельности - это уникальная внутренняя движущая сила, которая и побуждает человека к действию, к реализации деятельности и достижению целей. Он играет решающую роль в деятельности человека, потому что без мотива никакая деятельность не была бы возможной. Человек без мотивации, не заинтересован в каких - либо действиях.

В мотивах деятельности проявляются потребности человека.

Потребность – это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности.

Потребность, конечно, направлена на какой-нибудь предмет.  Если человек имеет потребность в общении или в эмоциональной поддержке, то он идет общаться с кем-то. Если человек имеет потребность в лучшем доме или более вкусной еде – он начинает заниматься трудовой деятельностью. Человек устал и хочет восстановить силы – он занимается каким-то досугом, то есть, занят в игровой деятельности.  Невозможность справиться с каким-либо заданием порождает недостаток в знаниях, которые необходимы для его решения. Предметом потребности в данном случае являются знания.

Потребности человека можно определить как состояние неудовлетворённости, или нужды, которое он стремится преодолеть. Именно это состояние неудовлетворённости заставляет человека предпринимать определённые усилия (осуществлять деятельность) вся жизнедеятельность человека состоит, непосредственно, из потребностей.

Человек без потребностей - мертвый человек.

На деятельность человека могут оказать большое влияние его интересы.

  Интерес – это мера восприятия и осознания потребности человеком, эмоциональное проявление его познавательных потребностей. Проявляя интерес, мы начинаем уточнять предмет нашей потребности, который наилучшим образом смогут удовлетворить наш интерес. Удовлетворение интереса может привести к укреплению и развитию эмоциональных и познавательных потребностей. Неудовлетворение часто приводит к депрессии. Гегель считал, что действия людей вытекают из их потребностей и интересов.

Успешность любой деятельности во многом зависит и от способностей.

Способности – индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности.

Способности человека являются одним из средств достижения целей, т. е. являются составляющими акта деятельности. Способности – главная (хотя и не единственная) черта любой деятельности. Поэтому, чтобы достичь успеха в дальнейшей деятельности, человеку очень важно на ранней стадии постараться оценить, в чем конкретно проявляются его способности. Качественный уровень развития способностей определяется понятиями таланта и гениальности.

Глава 2. Что такое учебная деятельность

Переломным моментом в жизни человека становится поступление в школу. Учение в отличие от игры становится обязательным занятием ребенка.

Учебная деятельность – это деятельность индивида, в процессе которой он овладевает способами учебных действий. Кроме того, такой вид деятельности направлен на самого субъекта (ребенка) и помогает личностному развитию и выращиванию культурного опыта[6].

Учебная деятельность является ведущей в младшем школьном возрасте. Учение и обучение тесно связаны и составляют двусторонний процесс, который заключается в передаче и усвоении знаний.

Выделим основные характеристики учебной деятельности:

- учебная деятельность направлена на овладение знаний посредством решения учебных задач;
- учебная деятельность направлена на усвоение общих способов учебных действий;
- учебная деятельность способна изменить психические свойства личности ребенка и вывести их на более высокую ступень;
Цель учебной деятельности состоит в приобретении учеником знаний. Если же ребенок не имеет потребности в знаниях, то данная деятельность для него бессмысленна. Учебная деятельность может удовлетворять познавательную потребность и другие потребности (внешние социальные мотивы).

Сущность учебной деятельности состоит в личностном развитии ученика.
Главным продуктом учебной деятельности является формирование у обучающегося теоретического сознания и мышления.
А одним из важнейших результатов учебной деятельности является научить ребенка учиться самостоятельно.

2.1. Структура учебной деятельности

Внешняя структура учебной деятельности включает пять основных компонентов:

• мотивацию;

• учебные задачи, представленные в форме учебных заданий;

• учебные действия, с помощью которых решаются учебные задачи; ,

• действия контроля, переходящие в самоконтроль;

• действия оценки, переходящие в самооценку [3].

Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенный в деятельность учения. Мотивы бывают:

- познавательные (внешние) – желание овладеть новыми знаниями, интерес к предмету, стремление к самообразованию;

- социальные (внутренние) – желание получить хорошую оценку, занять определенную позицию в группе, получить красный диплом и т.д.

Обычно мотивация учебной деятельности включает оба вида мотивов, но предпочтительнее, чтобы познавательные мотивы доминировали над социальными.

Учебная задача – основная единица учебной деятельности; представляющее собой систему информации о каком-либо явлении, объекте, процессе, в которой определена лишь часть сведений, а остальная часть должна быть найдена в процессе решения.

Компоненты учебной задачи:

а) предмет задачи («дано»);

б) требование задачи (формулировка задания, «искомое»);

в) способ решения – система используемых обучающимся операций, которая обеспечивает решение задачи. Может включать в себя определенный алгоритм – модель способа решения задачи, которая предполагает выполнение четкой последовательности учебных действий. Учебная задача предполагает формирование навыка учиться;

Учебные действия – структурные компоненты учебной деятельности, представляют собой действия, с помощью которых усваивается учебная задача, которые включают в себя отдельные операции. А операции – это конкретные способы, с помощью которых осуществляются действия.  Учебные операции со временем автоматизируются и не требуют постоянного контроля сознанием.

Действие контроля - это указание на то, правильно ли ученик осуществляет действие, соответствующее образцу.

Действие оценки - определение того, достиг ли ученик результата или нет. Оценка  фиксирует соответствие или несоответствие результатов усвоения требованиям учебной ситуации. На первых порах оценку дает в основном учитель, поскольку он организует и контроль, но по мере формирования у детей самоконтроля функция оценки также переходит к ним. Школьники приобретают умение более или менее точно определять наличие или отсутствие у себя общего способа решения тех или иных задач.

2.2. Как улучшить свою учебную деятельность

Чтобы получить хорошее образование, необходимо постоянно пополнять свой багаж знаний, многие ученики имеют большой потенциал, но не знают, как усовершенствовать свою учебную деятельность. Так что же нужно делать, чтобы усовершенствовать свой учебный процесс — рассмотрим несколько эффективных рекомендаций для улучшения учебной деятельности в школе и дома [2].

Как улучшить свою учебную деятельность в школе:

• слушайте учителя, не отвлекаясь на разговоры с соседом по парте; • активно участвуйте на уроке, с целью получения дополнительной оценки;

• заручитесь поддержкой педагога, то есть попросите указать на ваши слабые места и на возможные варианты улучшения оценки;

• повторяйте пройденный материал перед началом урока и уточняйте сомнительные моменты и интересующие вас вопросы;

• научитесь самостоятельному поиску необходимой информации с различных источников: интернета, библиотеки, энциклопедий, справочников;
• обменивайтесь интересной информацией с одноклассниками, с целью пополнения багажа знаний;

• пользуйтесь возможностью исправлять плохую оценку на хорошую;

• всегда конспектируйте материал и выполняйте все указания учителя;

• регулярно посещайте урочные и внеурочные занятия;

Как улучшить свою учебную деятельность дома:

• систематически готовьтесь к урокам;
• соблюдайте режим дня и правильно питайтесь;

• ведите здоровый образ жизни, так как это залог успеха;
• правильно планируйте время и не оставляйте учебные занятия на поздние часы;
• заручитесь поддержкой родителей, то есть обсудите с родителями свои пробелы в учебном процессе;

• исключите внешние помехи в виде гаджетов и громких звуков;

• работайте с дополнительной литературой в свободное время;

• развивайте чувство ответственности и стремление доводить дело до логического конца;

• выполняйте домашнее задание с временным запасом;










































Заключение

В ходе работы над проектом, я пришёл к выводу, что к учебному процессу нужно относиться серьезно. Некоторые ребята не понимают, для чего они ходят в школу. Только, оканчивая школу, они начинают сознавать, какую величайшую ценность представляют для них знания. Ведь знания - это    истинный    золотой   запас    человечества. А главное назначение человека — добывать, хранить, обрабатывать и практически использовать все новую  информацию об окружающем мире.

Таким образом, в результате проделанной работы я узнал основные секреты, которые позволяют усовершенствовать свою учебную деятельность. Я сам буду стараться выполнять все советы, чтобы всегда хорошо учиться.

Мне очень хотелось бы, чтобы моё исследование помогло ребятам понять, что учёба очень важна для их будущей жизни, что успех учёбы зависит только от них самих.

Задачи, которые я перед собой ставил в ходе работы над проектом, я выполнил. Подготовил и создал буклет в форме рекомендаций «Советы самому себе. Как улучшить свою учебную деятельность».

Цель работы достигнута.































Литература

1.Виды деятельности [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://uchitel.pro/%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D1%8B-%D0%B4%D0%B5%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8-%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0/ (30.10.2019)

2.Как улучшить свою учебную деятельность [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://heaclub.ru/sovety-samomu-sebe-kak-usovershenstvovat-svoyu-uchebnuyu-deyatelnost-obshhestvoznanie (20.11.2019)

3.Структура учебной деятельности [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://poisk-ru.ru/s53761t2.html (15.11.2019)

4.Что такое деятельность [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/2229 (25.10.2019)

5.Что побуждает человека к деятельности [Электронный ресурс] — Режим доступа:https://studbooks.net/10723/sotsiologiya/pobuzhdayuschih_lyudey_deyatelnosti (05.11.2019)

6. Что такое учебная деятельность [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://spravochnick.ru/psihologiya/deyatelnost/uchebnaya_deyatelnost/ (10.11.2019)
























П



риложение





























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!