СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект по здоровьесбережению для детей 4-6 лет "Быть здоровыми хотим" на 2020-2022 учебный год

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время общество стремится к тому, чтобы все дети, начиная с раннего возраста, росли здоровыми и гармонически развитыми.

Просмотр содержимого документа
«Проект по здоровьесбережению для детей 4-6 лет "Быть здоровыми хотим" на 2020-2022 учебный год»




Пояснительная записка:

Актуальность программы состоит в том, сегодня жизнь ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения и укрепления здоровья. В настоящее время общество стремится к тому, чтобы все дети, начиная с раннего возраста, росли здоровыми и гармонически развитыми. Вместе с тем результаты научных исследований свидетельствуют о том, что уже в дошкольном возрасте здоровых детей становится все меньше и меньше. По данным опубликованным в Государственном докладе о состоянии здоровья населения РФ, 60% детей в возрасте от 3 до 7 лет имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья и только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми. Все чаще и чаще в детском саду стали встречаться дети с плоскостопием, а значит и с нарушением осанки, так как эти заболевания взаимосвязаны. Плоскостопие чаще всего встречается среди ослабленных детей с пониженным физическим развитием и слабым мышечно-связочным аппаратом. Нередко нагрузка при ходьбе, беге, прыжках для сводов стоп таких детей оказывается чрезмерной. Связки и мышцы стопы перенапрягаются, теряют пружинящие свойства. Своды стоп расплющиваются, опускаются, и возникает плоскостопие: продольное, поперечное или продольно - поперечное. Наиболее часто встречающей патологией у детей дошкольного возраста является деформация свода стопы - ее уплощение. Речь идет о продольном плоскостопии, так как поперечное плоскостопие в детском возрасте встречается сравнительно редко. Плоскостопие - это не только косметический дефект. Оно часто сопровождается болями в стопах, голенях, повышенной утомляемостью при ходьбе, затруднениями при беге, прыжках, ухудшением координации движений, перегрузкой суставов нижних конечностей, более ранним появлением болевых синдромов остеохрондроза. Дошкольный возраст - это важный период, когда закладывается основы здоровья, развиваются двигательные навыки, закаливается организм, создается фундамент физического совершенствования человеческой личности. Профессор И.А. Аршанский, более тридцати лет назад дал формулу важнейшего закона развития: ведущей системой в организме ребенка является скелетно-мышечная, а все остальные развиваются в зависимости от нее. Нагружая скелетно-мышечную систему, мы не только делаем ребенка сильным и ловким, но тем самым развиваем и укрепляем его сердце, легкие, все внутренние органы. Включение в интенсивную работу скелетно-мышечной системы ведет к совершенствованию всех органов и систем - к созданию резервов мощности и прочности организма, которые, в свою очередь, и определяют меру крепости здоровья. В настоящее время идет постоянный поиск новых и совершенствование старых форм, средств методов оздоровления детей дошкольного возраста в условиях организованных детских коллективов.

Актуальность проекта определяется существующим противоречием между: потребностью общества, заинтересованного в воспитании здорового дошкольника, с одной стороны, и резким ухудшением состояния здоровья подрастающего поколения, с другой.

Поиск эффективных путей разрешения данного противоречия, обозначил проблему исследования: выявление результативности использования здоровье ориентированного проекта «Здоровые ножки» в профилактике плоскостопия у младших дошкольников.

Проблема профилактики плоскостопия для нашей группы особенно важна, т.к. в ходе обследования детей ортопедом у 10 воспитанников были обнаружены признаки этого заболевания. Для остальных детей необходима профилактическая работа по предупреждению плоскостопия. Плоскостопие – серьезное заболевание, одна из самых распространенных деформаций опорно-двигательного аппарата. Оно представляет собой уплощение сводов стопы – поперечного, продольного или обоих.

Новизна опыта работы заключается в обосновании значимости разработки и использовании здоровье ориентированного проекта «Здоровые ножки» по профилактике плоскостопия у детей дошкольного возраста. Выделение критериев, показателей результативности использования проекта по профилактике плоскостопия.

Цель проекта: обеспечить условия для осознанного выполнения воспитанниками специальных упражнений, предупреждающих развитие плоскостопия.

Задачи проекта:

1. Создать условия для освоения детьми знаний о здоровье ног человека. Сформировать умения элементарным приемам профилактики плоскостопия.

2. Формировать положительное отношение к здоровому образу жизни.

3. Развивать у детей потребность в активной деятельности по укреплению собственного здоровья, понимания необходимости выполнения специальных профилактических упражнений и игр, способствующих устранению и профилактике плоскостопия.

Вид проекта: долгосрочный.

Продолжительность проекта: сентябрь 2020 г. – май 2022г.

Участники проекта: воспитанники, воспитатель, родители.

Основные принципы проекта:

1. Принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками.

2. Принцип активности и сознательности – участие педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению детей.

3. Принцип комплексности и интегративности - решение оздоровительных и профилактических задач в системе всего учебно-воспитательного процесса.

4. Принцип природосообразности – определение форм и методов воспитания на основе целостного психолого-педагогического знания о ребенке его физиологических и психологических особенностей. Формирование у дошкольников стремления к здоровому образу жизни.

5. Принцип взаимодействия детского сада и семьи, преемственности при переходе в школу направлен на создание условий для более успешной реализации способностей ребенка и обеспечения возможности сохранения здоровья при дальнейшем обучении в школе.

6. Принцип систематичности и последовательности предполагает взаимосвязь умений и навыков.

7. Принцип связи теории с практикой формирует у детей умение применять свои умения и навыки по сохранению и укреплению здоровья в повседневной жизни.

8. Принцип повторений умений и навыков – один из самых важнейших, так как в результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.

Прогнозируемые результаты:

1. Число детей, у которых выявлены признаки плоскостопия, снизаться.

2. У всех детей будет сформированы навыки самостоятельного выполнения упражнений, предупреждающих развитие плоскостопия.

3. Родители будут включаться в совместную с педагогом работу по комплексному предупреждению плоскостопия у детей.

Этапы работы над проектом:

1 этап. Подготовительный:

1. Выбор темы проекта.

2. Постановка цели и задач проекта.

3.Определение сроков реализации проекта.


2 этап. Аналитический:

1. Анализ методической и специальной литературы по теме проекта.

2. Первичная диагностика детей.

3. Планирование мероприятий.

3 этап. Практический:

1. Проведение всей непосредственной работы по реализации проекта с детьми и родителями.

2. Проведение запланированных мероприятий.

3. Профилактика и коррекция плоскостопия.

4.Формирование умения выполнения техники движений, совершенствования двигательных умений.

4 этап. Заключительный (рефлексивный):

  1. Оценка эффективности выполнения проекта.

  2. Презентация опыта работы.



Содержание проекта

Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма – одна из главных проблем, так как здоровье - основное условие, определяющее своевременное физическое и нервно-психическое развитие ребёнка, фундамент его дальнейшего благополучия.

Плоскостопие — довольно неприятный недуг, который, формируясь в раннем детстве, способен негативно сказаться на всей последующей жизни ребенка. При плоскостопии нарушается опорная функция нижних конечностей, ухудшается их кровоснабжение, отчего появляются боли, а иногда и судороги в ногах. Стопа становится потливой, холодной, синюшной. Уплощение стопы влияет на положение таза и позвоночника, что ведет к нарушению осанки. Дети, страдающие плоскостопием, при ходьбе широко размахивают руками, сильно топают, подгибают ноги в коленях и тазобедренном суставе; походка их напряженная, неуклюжая.

В дошкольном возрасте стопа находится в стадии интенсивного развития, ее формирование еще не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут приводить к возникновению тех или иных функциональных отклонений. Вместе с тем в этом возрастном периоде организм отличается большой пластичностью, поэтому можно приостановить развитие плоскостопия или исправить его путем укрепления мышц и связок стопы.

Для предупреждения плоскостопия рекомендуются умеренные упражнения для мышц, ног и стоп, ежедневные прохладные ножные ванны, хождение босиком. Особенно рекомендуется хождение босиком летом по рыхлой, неровной поверхности, так как при этом ребенок непроизвольно переносит тяжесть тела на наружный край стопы и поджимает пальцы, что способствует укреплению свода стопы. Успешная профилактика и коррекция плоскостопия возможны на основе комплексного использования всех средств физического воспитания: гигиенических факторов (гигиена обуви и правильный её подбор в соответствии с назначением) и физических упражнений (специальные комплексы упражнений, направленные на укрепление мышц стопы и голени и формирование сводов стопы).

Работа по профилактике плоскостопия у детей в условиях ДОУ должна осуществляться систематически. Она включает ежегодную диагностику состояния сводов стопы у детей, создание полноценной развивающей физкультурно-оздоровительной среды, обеспечение рекомендуемого двигательного режима, соблюдение гигиенических условий, а также правильную организацию физического воспитания и валеологического образования.

Создание полноценной развивающей физкультурно-оздоровительной среды предусматривает наличие оборудования и инвентаря, способствующих укреплению мышц стопы и голени и оказывающих положительное влияние на формирование сводов стопы (ребристые и наклонные доски, скошенные поверхности, гимнастическая стенка, веревочные лестницы, обручи, мячи, скакалки, массажные коврики, гимнастические палки, гимнастические маты). Следует предоставить детям возможность применения указанного оборудования. Кроме того, в теплое время года необходимо обеспечить возможность систематического использования природно-оздоровительных факторов, например, оборудовать на групповых участках естественные грунтовые дорожки.

Успешное решение оздоровительных задач физического воспитания возможно на основе совместной деятельности педагогического коллектива образовательных учреждений и родителей. Для привлечения родителей к активному участию в работе профилактической и коррекционной направленности можно использовать различные формы общения с семьей: родительские собрания, тематические консультации, педагогические беседы, дни открытых дверей, открытые занятия по физической культуре, стенды (уголки) для родителей, папки-передвижки и т.п.

В сохранении и укреплении здоровья подрастающего поколения особое место отводится валеологическому образованию человека. Одна из его задач - формирование необходимых знаний, умений и навыков по использованию средств физического воспитания, и в частности гигиенических факторов, естественных сил природы, физических упражнений в целях профилактики различных заболеваний и функциональных отклонений.

Ниже приводятся комплексы специальных упражнений, направленных на укрепление мышц стопы и голени и формирование сводов стоп. Они могут применяться в различных частях занятия по физической культуре, а также в других формах работы по физическому воспитанию – в процессе утренней зарядки, гимнастики после дневного сна, в качестве домашних заданий и т.п. Наибольший эффект достигается, когда упражнения выполняются босиком.

Дозировка упражнений зависит от возраста и уровня подготовленности детей и может составлять от 4-5 раз на этапе разучивания упражнений до 10-12 раз на этапе закрепления и совершенствования комплекса. С целью создания положительного эмоционального фона следует выполнять упражнения под музыку. Кроме того, необходимо использовать наглядные пособия (различные картинки, рисунки), а также загадки, песни, стихотворения, соответствующие сюжету комплекса. Все это будет способствовать повышению интереса и активности детей и, следовательно, более качественному выполнению упражнений.

Систематические физические упражнения содействуют развитию двигательного аппарата детей, повышают возбудимость мышц, темп, силу и координацию движений, мышечный тонус, общую выносливость, способствуют формированию правильной осанки.

Предупредить плоскостопие легче, чем его лечить, поэтому с раннего возраста необходимо укреплять мышцы и связки ног.



План работы над проектом

Сроки

Содержание работы

Подготовительный этап

Сентябрь

Постановка цели: обеспечить условия для осознанного выполнения воспитанниками специальных упражнений, предупреждающих развитие плоскостопия.

Формирование задач:

1. Создать условия для освоения детьми знаний о здоровье ног человека. Сформировать умения элементарным приемам профилактики плоскостопия.

2. Формировать положительное отношение к здоровому образу жизни.

3. Развивать у детей потребность в активной деятельности по укреплению собственного здоровья, понимания необходимости выполнения специальных профилактических упражнений и игр, способствующих устранению и профилактике плоскостопия.

Аналитический этап

Сентябрь

- Оценка организационных и материально-технических условий ДОУ.

- Изучение методической литературы по тематике проекта.

- Создание необходимых условий для реализации проекта.

- Планирование мероприятий.

Практический этап

Октябрь - май

  1. Взаимодействие с родителями.

Консультации:

- «Профилактика плоскостопия у детей младшего дошкольного возраста»;

- «Гимнастика для стоп».

Папки - передвижки:

- «Нетрадиционное оборудование для двигательной активности детей»;

- «Профилактика плоскостопия».

Круглый стол:

- «Здоровые ножки - здоровые детки».

  1. Непосредственно образовательная деятельность с детьми.

- Проведение утренний гимнастики с оборудованием для профилактики плоскостопия.

- Проведение гимнастики после сна с использованием массажных ковриков и дорожек здоровья.

- Проведение подвижных игр на улице с целью укрепление мышц ног («Мыши и кот», «Лохматый пес», «С кочки на кочку», «Поймай комара», «Воробышки и кот» и тд.).

- Проведение спортивно-оздоровительных мероприятий.

- Беседа в игровой форме «Наши ножки».

- Чтение художественной литературы (К. Чуковский «Айболит», «Мойдодыр»; А. Барто «Девочка чумазая»).

- Чтение народного фольклора («Водичка, водичка…»).

- Самомассаж стоп с использование специальных мячей.

- Проведение логоритмических упражнений.

  1. Продукты реализации проекта

- Составление картотеки игровых упражнений для профилактики плоскостопия у младших дошкольников.

- Составление картотеки художественно-словесного материала по формированию знаний у детей о здоровом образе жизни.

- Создание массажных ковриков.

Заключительный этап

Май

Оценка проекта:

 Благодаря комплексному подходу, использованию средств физического воспитания, логоритмических упражнений, интеграции и преемственности в работе всех специалистов и родителей  наблюдается положительная динамика в общем развитии детей.









Список литературы:

1. Бабенкова Е.А., Параничева Т.М. «Растим здорового ребенка. Новые стандарты» - М.: УЦ «Перспектива», 2019.

2. Волков П. и др. «Новые направления лечебно-оздоровительной работы в ДОУ». Здоровье дошкольника, №3, 2018.

3. Галанов А. С. «Оздоровительные игры для дошкольников и младших школьников» СПб.: Речь, 2007.

4. Карепова Т.Г, «Формирование здорового образа жизни у дошкольников: планирование, система работы» - Волгоград: Учитель, 2019г.

5. Каштанова Г.В. «Лечебная физкультура и массаж Методики оздоровления детей дошкольного возраста» Практическое пособие -2 -е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2007.

6. Клюева М.Н. «Корригирующая гимнастика для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в условиях детского сада» - СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2007.

7. Козырева О.В. «Лечебная физкультура для дошкольников». М: Просвещение, 2006.

8. Лосева В.С. «Плоскостопие у детей: профилактика и лечение» - М.: ТЦ Сфера, 2007.

9. Никанорова Т.С., Е.М. Сергиенко «Здоровячок. Система оздоровления дошкольников» - Воронеж: ЧП Лакоценин, 2007.

10. Подольская Е.И. «Формы оздоровления детей 4-7 лет», М.: Учитель, 2008.

11. Полтавцева Н.В., Стожарова М.Ю., Краснова Р.С., Гаврилова И.А. «Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни» - М.: ТЦ Сфера, 2012.

12. Пенькова И. «Новые подходы к профилактике нарушений осанки и сводов стоп у детей на занятиях по физическому воспитанию». Дошкольное воспитание, №9, 2010

13. Страковская В.Л. «300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет»- М.: Новая школа, 1994.

14. Шарманова СБ., Федоров А.И., «Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами физического воспитания: Учебное пособие» -Челябинск:УралГАФК,2018.



Оборудование для проекта: