Пояснительная записка:
Актуальность программы состоит в том, сегодня жизнь ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения и укрепления здоровья. В настоящее время общество стремится к тому, чтобы все дети, начиная с раннего возраста, росли здоровыми и гармонически развитыми. Вместе с тем результаты научных исследований свидетельствуют о том, что уже в дошкольном возрасте здоровых детей становится все меньше и меньше. По данным опубликованным в Государственном докладе о состоянии здоровья населения РФ, 60% детей в возрасте от 3 до 7 лет имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья и только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми. Все чаще и чаще в детском саду стали встречаться дети с плоскостопием, а значит и с нарушением осанки, так как эти заболевания взаимосвязаны. Плоскостопие чаще всего встречается среди ослабленных детей с пониженным физическим развитием и слабым мышечно-связочным аппаратом. Нередко нагрузка при ходьбе, беге, прыжках для сводов стоп таких детей оказывается чрезмерной. Связки и мышцы стопы перенапрягаются, теряют пружинящие свойства. Своды стоп расплющиваются, опускаются, и возникает плоскостопие: продольное, поперечное или продольно - поперечное. Наиболее часто встречающей патологией у детей дошкольного возраста является деформация свода стопы - ее уплощение. Речь идет о продольном плоскостопии, так как поперечное плоскостопие в детском возрасте встречается сравнительно редко. Плоскостопие - это не только косметический дефект. Оно часто сопровождается болями в стопах, голенях, повышенной утомляемостью при ходьбе, затруднениями при беге, прыжках, ухудшением координации движений, перегрузкой суставов нижних конечностей, более ранним появлением болевых синдромов остеохрондроза. Дошкольный возраст - это важный период, когда закладывается основы здоровья, развиваются двигательные навыки, закаливается организм, создается фундамент физического совершенствования человеческой личности. Профессор И.А. Аршанский, более тридцати лет назад дал формулу важнейшего закона развития: ведущей системой в организме ребенка является скелетно-мышечная, а все остальные развиваются в зависимости от нее. Нагружая скелетно-мышечную систему, мы не только делаем ребенка сильным и ловким, но тем самым развиваем и укрепляем его сердце, легкие, все внутренние органы. Включение в интенсивную работу скелетно-мышечной системы ведет к совершенствованию всех органов и систем - к созданию резервов мощности и прочности организма, которые, в свою очередь, и определяют меру крепости здоровья. В настоящее время идет постоянный поиск новых и совершенствование старых форм, средств методов оздоровления детей дошкольного возраста в условиях организованных детских коллективов.
Актуальность проекта определяется существующим противоречием между: потребностью общества, заинтересованного в воспитании здорового дошкольника, с одной стороны, и резким ухудшением состояния здоровья подрастающего поколения, с другой.
Поиск эффективных путей разрешения данного противоречия, обозначил проблему исследования: выявление результативности использования здоровье ориентированного проекта «Здоровые ножки» в профилактике плоскостопия у младших дошкольников.
Проблема профилактики плоскостопия для нашей группы особенно важна, т.к. в ходе обследования детей ортопедом у 10 воспитанников были обнаружены признаки этого заболевания. Для остальных детей необходима профилактическая работа по предупреждению плоскостопия. Плоскостопие – серьезное заболевание, одна из самых распространенных деформаций опорно-двигательного аппарата. Оно представляет собой уплощение сводов стопы – поперечного, продольного или обоих.
Новизна опыта работы заключается в обосновании значимости разработки и использовании здоровье ориентированного проекта «Здоровые ножки» по профилактике плоскостопия у детей дошкольного возраста. Выделение критериев, показателей результативности использования проекта по профилактике плоскостопия.
Цель проекта: обеспечить условия для осознанного выполнения воспитанниками специальных упражнений, предупреждающих развитие плоскостопия.
Задачи проекта:
1. Создать условия для освоения детьми знаний о здоровье ног человека. Сформировать умения элементарным приемам профилактики плоскостопия.
2. Формировать положительное отношение к здоровому образу жизни.
3. Развивать у детей потребность в активной деятельности по укреплению собственного здоровья, понимания необходимости выполнения специальных профилактических упражнений и игр, способствующих устранению и профилактике плоскостопия.
Вид проекта: долгосрочный.
Продолжительность проекта: сентябрь 2020 г. – май 2022г.
Участники проекта: воспитанники, воспитатель, родители.
Основные принципы проекта:
1. Принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками.
2. Принцип активности и сознательности – участие педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению детей.
3. Принцип комплексности и интегративности - решение оздоровительных и профилактических задач в системе всего учебно-воспитательного процесса.
4. Принцип природосообразности – определение форм и методов воспитания на основе целостного психолого-педагогического знания о ребенке его физиологических и психологических особенностей. Формирование у дошкольников стремления к здоровому образу жизни.
5. Принцип взаимодействия детского сада и семьи, преемственности при переходе в школу направлен на создание условий для более успешной реализации способностей ребенка и обеспечения возможности сохранения здоровья при дальнейшем обучении в школе.
6. Принцип систематичности и последовательности предполагает взаимосвязь умений и навыков.
7. Принцип связи теории с практикой формирует у детей умение применять свои умения и навыки по сохранению и укреплению здоровья в повседневной жизни.
8. Принцип повторений умений и навыков – один из самых важнейших, так как в результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.
Прогнозируемые результаты:
1. Число детей, у которых выявлены признаки плоскостопия, снизаться.
2. У всех детей будет сформированы навыки самостоятельного выполнения упражнений, предупреждающих развитие плоскостопия.
3. Родители будут включаться в совместную с педагогом работу по комплексному предупреждению плоскостопия у детей.
Этапы работы над проектом:
1 этап. Подготовительный:
1. Выбор темы проекта.
2. Постановка цели и задач проекта.
3.Определение сроков реализации проекта.
2 этап. Аналитический:
1. Анализ методической и специальной литературы по теме проекта.
2. Первичная диагностика детей.
3. Планирование мероприятий.
3 этап. Практический:
1. Проведение всей непосредственной работы по реализации проекта с детьми и родителями.
2. Проведение запланированных мероприятий.
3. Профилактика и коррекция плоскостопия.
4.Формирование умения выполнения техники движений, совершенствования двигательных умений.
4 этап. Заключительный (рефлексивный):
Оценка эффективности выполнения проекта.
Презентация опыта работы.
Содержание проекта
Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма – одна из главных проблем, так как здоровье - основное условие, определяющее своевременное физическое и нервно-психическое развитие ребёнка, фундамент его дальнейшего благополучия.
Плоскостопие — довольно неприятный недуг, который, формируясь в раннем детстве, способен негативно сказаться на всей последующей жизни ребенка. При плоскостопии нарушается опорная функция нижних конечностей, ухудшается их кровоснабжение, отчего появляются боли, а иногда и судороги в ногах. Стопа становится потливой, холодной, синюшной. Уплощение стопы влияет на положение таза и позвоночника, что ведет к нарушению осанки. Дети, страдающие плоскостопием, при ходьбе широко размахивают руками, сильно топают, подгибают ноги в коленях и тазобедренном суставе; походка их напряженная, неуклюжая.
В дошкольном возрасте стопа находится в стадии интенсивного развития, ее формирование еще не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут приводить к возникновению тех или иных функциональных отклонений. Вместе с тем в этом возрастном периоде организм отличается большой пластичностью, поэтому можно приостановить развитие плоскостопия или исправить его путем укрепления мышц и связок стопы.
Для предупреждения плоскостопия рекомендуются умеренные упражнения для мышц, ног и стоп, ежедневные прохладные ножные ванны, хождение босиком. Особенно рекомендуется хождение босиком летом по рыхлой, неровной поверхности, так как при этом ребенок непроизвольно переносит тяжесть тела на наружный край стопы и поджимает пальцы, что способствует укреплению свода стопы. Успешная профилактика и коррекция плоскостопия возможны на основе комплексного использования всех средств физического воспитания: гигиенических факторов (гигиена обуви и правильный её подбор в соответствии с назначением) и физических упражнений (специальные комплексы упражнений, направленные на укрепление мышц стопы и голени и формирование сводов стопы).
Работа по профилактике плоскостопия у детей в условиях ДОУ должна осуществляться систематически. Она включает ежегодную диагностику состояния сводов стопы у детей, создание полноценной развивающей физкультурно-оздоровительной среды, обеспечение рекомендуемого двигательного режима, соблюдение гигиенических условий, а также правильную организацию физического воспитания и валеологического образования.
Создание полноценной развивающей физкультурно-оздоровительной среды предусматривает наличие оборудования и инвентаря, способствующих укреплению мышц стопы и голени и оказывающих положительное влияние на формирование сводов стопы (ребристые и наклонные доски, скошенные поверхности, гимнастическая стенка, веревочные лестницы, обручи, мячи, скакалки, массажные коврики, гимнастические палки, гимнастические маты). Следует предоставить детям возможность применения указанного оборудования. Кроме того, в теплое время года необходимо обеспечить возможность систематического использования природно-оздоровительных факторов, например, оборудовать на групповых участках естественные грунтовые дорожки.
Успешное решение оздоровительных задач физического воспитания возможно на основе совместной деятельности педагогического коллектива образовательных учреждений и родителей. Для привлечения родителей к активному участию в работе профилактической и коррекционной направленности можно использовать различные формы общения с семьей: родительские собрания, тематические консультации, педагогические беседы, дни открытых дверей, открытые занятия по физической культуре, стенды (уголки) для родителей, папки-передвижки и т.п.
В сохранении и укреплении здоровья подрастающего поколения особое место отводится валеологическому образованию человека. Одна из его задач - формирование необходимых знаний, умений и навыков по использованию средств физического воспитания, и в частности гигиенических факторов, естественных сил природы, физических упражнений в целях профилактики различных заболеваний и функциональных отклонений.
Ниже приводятся комплексы специальных упражнений, направленных на укрепление мышц стопы и голени и формирование сводов стоп. Они могут применяться в различных частях занятия по физической культуре, а также в других формах работы по физическому воспитанию – в процессе утренней зарядки, гимнастики после дневного сна, в качестве домашних заданий и т.п. Наибольший эффект достигается, когда упражнения выполняются босиком.
Дозировка упражнений зависит от возраста и уровня подготовленности детей и может составлять от 4-5 раз на этапе разучивания упражнений до 10-12 раз на этапе закрепления и совершенствования комплекса. С целью создания положительного эмоционального фона следует выполнять упражнения под музыку. Кроме того, необходимо использовать наглядные пособия (различные картинки, рисунки), а также загадки, песни, стихотворения, соответствующие сюжету комплекса. Все это будет способствовать повышению интереса и активности детей и, следовательно, более качественному выполнению упражнений.
Систематические физические упражнения содействуют развитию двигательного аппарата детей, повышают возбудимость мышц, темп, силу и координацию движений, мышечный тонус, общую выносливость, способствуют формированию правильной осанки.
Предупредить плоскостопие легче, чем его лечить, поэтому с раннего возраста необходимо укреплять мышцы и связки ног.
План работы над проектом
Сроки | Содержание работы |
Подготовительный этап |
Сентябрь | Постановка цели: обеспечить условия для осознанного выполнения воспитанниками специальных упражнений, предупреждающих развитие плоскостопия. Формирование задач: 1. Создать условия для освоения детьми знаний о здоровье ног человека. Сформировать умения элементарным приемам профилактики плоскостопия. 2. Формировать положительное отношение к здоровому образу жизни. 3. Развивать у детей потребность в активной деятельности по укреплению собственного здоровья, понимания необходимости выполнения специальных профилактических упражнений и игр, способствующих устранению и профилактике плоскостопия. |
Аналитический этап |
Сентябрь | - Оценка организационных и материально-технических условий ДОУ. - Изучение методической литературы по тематике проекта. - Создание необходимых условий для реализации проекта. - Планирование мероприятий. |
Практический этап |
Октябрь - май | Взаимодействие с родителями. Консультации: - «Профилактика плоскостопия у детей младшего дошкольного возраста»; - «Гимнастика для стоп». Папки - передвижки: - «Нетрадиционное оборудование для двигательной активности детей»; - «Профилактика плоскостопия». Круглый стол: - «Здоровые ножки - здоровые детки». Непосредственно образовательная деятельность с детьми. - Проведение утренний гимнастики с оборудованием для профилактики плоскостопия. - Проведение гимнастики после сна с использованием массажных ковриков и дорожек здоровья. - Проведение подвижных игр на улице с целью укрепление мышц ног («Мыши и кот», «Лохматый пес», «С кочки на кочку», «Поймай комара», «Воробышки и кот» и тд.). - Проведение спортивно-оздоровительных мероприятий. - Беседа в игровой форме «Наши ножки». - Чтение художественной литературы (К. Чуковский «Айболит», «Мойдодыр»; А. Барто «Девочка чумазая»). - Чтение народного фольклора («Водичка, водичка…»). - Самомассаж стоп с использование специальных мячей. - Проведение логоритмических упражнений. Продукты реализации проекта - Составление картотеки игровых упражнений для профилактики плоскостопия у младших дошкольников. - Составление картотеки художественно-словесного материала по формированию знаний у детей о здоровом образе жизни. - Создание массажных ковриков. |
Заключительный этап |
Май | Оценка проекта: Благодаря комплексному подходу, использованию средств физического воспитания, логоритмических упражнений, интеграции и преемственности в работе всех специалистов и родителей наблюдается положительная динамика в общем развитии детей. |
Список литературы:
1. Бабенкова Е.А., Параничева Т.М. «Растим здорового ребенка. Новые стандарты» - М.: УЦ «Перспектива», 2019.
2. Волков П. и др. «Новые направления лечебно-оздоровительной работы в ДОУ». Здоровье дошкольника, №3, 2018.
3. Галанов А. С. «Оздоровительные игры для дошкольников и младших школьников» СПб.: Речь, 2007.
4. Карепова Т.Г, «Формирование здорового образа жизни у дошкольников: планирование, система работы» - Волгоград: Учитель, 2019г.
5. Каштанова Г.В. «Лечебная физкультура и массаж Методики оздоровления детей дошкольного возраста» Практическое пособие -2 -е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2007.
6. Клюева М.Н. «Корригирующая гимнастика для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в условиях детского сада» - СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2007.
7. Козырева О.В. «Лечебная физкультура для дошкольников». М: Просвещение, 2006.
8. Лосева В.С. «Плоскостопие у детей: профилактика и лечение» - М.: ТЦ Сфера, 2007.
9. Никанорова Т.С., Е.М. Сергиенко «Здоровячок. Система оздоровления дошкольников» - Воронеж: ЧП Лакоценин, 2007.
10. Подольская Е.И. «Формы оздоровления детей 4-7 лет», М.: Учитель, 2008.
11. Полтавцева Н.В., Стожарова М.Ю., Краснова Р.С., Гаврилова И.А. «Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни» - М.: ТЦ Сфера, 2012.
12. Пенькова И. «Новые подходы к профилактике нарушений осанки и сводов стоп у детей на занятиях по физическому воспитанию». Дошкольное воспитание, №9, 2010
13. Страковская В.Л. «300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет»- М.: Новая школа, 1994.
14. Шарманова СБ., Федоров А.И., «Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами физического воспитания: Учебное пособие» -Челябинск:УралГАФК,2018.
Оборудование для проекта: