СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Права ребёнка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Правовое воспитание дошкольников вклбючает в себя выработку положительного отношения к правовым требованиям, формировнаие правовых убеждений и готовность действовать в направлении правовых требований.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Права ребёнка"»

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение 

«Детский сад № 48 «Совушка» 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОЕКТ 

 

«ПРАВА  РЕБЕНКА» 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Воспитатель

Палушкина О.В.

2019 г.

«ТЫ - гражданин России. 

У тебя, как и у любого человека есть 

 гражданские обязанности и права. 

 Но знай: твои права особые. Это права ребёнка. 

 Они дают тебе преимущество перед взрослыми. 

 Они защищают тебя от несправедливости». 

А. Тулеев. 

 

Описание проекта 

  • Дата начала: октябрь 

  • Дата окончания: бессрочно 

  • Долгосрочные цели проекта 

Долгосрочные цели: 

  • определение значимости правовых основ дошкольного образования; 

  • формирование гуманного отношения педагогов и родителей к ребенку; 

  • формирование правовой культуры; 

  • обеспечение защиты прав участников образовательного процесса; 

  • создание условий для формирования у ребенка положительного самоощущения; 

  • содействие развитию положительного отношения ребенка к окружающим людям; 

  • создание возможности для приобщения детей к ценностям сотрудничества с другими людьми; 

  • развитие коммуникативной компетентности ребенка; 

  • развитие социальных навыков; 

  • формирование правового сознания детей. 

Задачами правового воспитания являются

  • Создать необходимые материально-технические условия, обеспечивающие достижение требуемых ФГОС ДО интегративных качеств личности выпускника ДОУ. 

  • Формировать библиотеку педагогической литературы по данной проблеме. 

  • Систематизировать работу педагогов по изучению семьи, планов взаимодействия и индивидуального общения с ними. 

  • Организовать работу по повышению правовой и психолого-педагогической культуры родителей. 

  • Вовлекать родителей (законных представителей) в процесс воспитания и развития детей посредством мероприятий ДОУ различной направленности. 

  1. Актуальность темы 

Дошкольное детство – это не просто уникальный период в жизни человека в процессе, которого формируется здоровье, осуществляется развитие личности, возникает доверие к себе, людям, миру, формируется характер, укрепляется чувство собственного достоинства и уверенности, это ещё и период когда ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых родителей, педагогов.    Ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в дошкольном возрасте, приводят к тяжёлым последствиям. 

Воспитание ребенка в соответствии с требованиями общества – необходимая составляющая процесса подготовки человека к будущей активной жизни в обществе. Одним из компонентов этой составляющей является процесс правового воспитания, который приобретает особую актуальность на этапе подготовки дошкольника к обучению в школе. Правовое воспитание дошкольников включает в себя выработку положительного отношения к правовым требованиям, формирование правовых убеждений и готовность действовать в направлении правовых требований.                
         Соответственно правовое воспитание и обучение состоит в передаче, накоплении и усвоении знаний, принципов и норм права, а также в формировании соответствующего отношения к праву и практике его реализации, в умении использовать свои права, соблюдать существующие запреты и исполнять общественные обязанности. Но в обществе не всегда создаются соответствующие условия, в которых ребенок может развиваться, как полноценный и полноправный член общества и одновременно сохранять свою индивидуальность и уникальность. 

Формирование правовой компетентности у дошкольников невозможно без активного участия  родителей.  Семья – естественная среда для жизни ребёнка. Это своего рода убежище, обеспечивающее выживание растущему человеку. Права ребёнка неотделимы от семьи. Семья несёт за них ответственность. 

Для выявления уровня  юридической и психолого-педагогической грамотности родителей воспитанников было проведено  анкетирование, дети которых посещают группу. 

Проведя опрос среди родителей подготовительной группы, мною выяснено, что  с положениями Конвенции о правах ребенка знакомы 16 % родителей, о существовании Семейного кодекса слышали 58 %, об остальных документах, защищающих  права детей, имеется неточное представление. Анализ анкет позволил спланировать работу с детьми и родителями в данном направлении. 

Учитывая актуальность выше изложенной проблемы и, исходя из опыта работы, возникла потребность в разработке и реализации данного проекта по правовому просвещению дошкольников и их родителей. 

  1. Гипотеза и новизна проекта 

Гипотеза: систематическая работа по правовому просвещению детей старшего дошкольного возраста позволит качественно повысить представления дошкольников о правовой культуре, закрепить знания и понятия о том, что у каждого человека есть права при условии активного участия родителей в совместной деятельности. 

Новизна проекта заключается в реализации правового воспитания, основанного на системе активного взаимодействия всех участников педагогического процесса: педагогов, дошкольников, их родителей  с интегрированным использованием разнообразных форм, видов и способов совместной детско-взрослой деятельности. 

 

Вид проектакомплексный, подгрупповой, познавательно-творческий, долгосрочный, информационно-практико-ориентированный. 

Участники проекта: 

  • воспитатели; 

  • воспитанники группы; 

  • родители; 

  • педагог-психолог; 

  • учитель-логопед. 

Продолжительность проекта: бессрочный (1 год для каждой группы детей старшего дошкольного возраста. 

Сроки реализации проекта: октябрьт – июнь каждого года. 

Реализуемые образовательные области: «Познавательное развитие» (ознакомление с историческим и культурным  наследием своей семьи), «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие»,  «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие». 

Практическая значимость проекта предусматривает диагностическую деятельность, тематическое планирование и организацию деятельности с учетом ФГОС ДО, создание развивающей среды, разработку дидактических игр, составление анкеты и консультации для родителей, проведение совместных с родителями познавательно-развлекательных мероприятий. 

  1. 4. Основные концептуальные положения проекта 

Беря своё начало в семье, процесс социализации ребёнка- дошкольника, т.е. «процесс врастания в человеческую культуру» (Л.С. Выготский), продолжается в дошкольном учреждении. 

Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное становление. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность. 

Концепция воспитания в новом веке строится на понимании смысла жизни и предназначения человека. Многие прогрессивные изменения в обществе, социальные, политические и экономические эксперименты предполагают и переоценку роли ребенка в нем. Сегодня обществу нужна социально зрелая, свободная личность, обладающая правовыми знаниями. 

  Одной из наиболее важных и актуальных проблем сегодня является   обеспечение и защита прав человека и, в частности защита прав детей. Проблема защиты прав детей существует во всем мире. Одна из задач, способствующих её решению – просвещение самих детей с привлечением их родителей. 

Человек с момента рождения уже наделен правами, которые зафиксированы в международном и российском законодательстве: 

- Декларации прав ребенка (1959 г.) 

- Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.) 

- Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990г.) 

- Семейном кодексе РФ (1995 г.) 

- Федеральном законе «Об основах гарантиях прав ребенка в РФ» 

- Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» (2012г.) 

Россия, ратифицировав Конвенцию о правах ребенка в1990 году начала движение в направлении исполнения её главной задачи: приоритетное и наилучшее обеспечение прав и интересов ребенка в деятельности всех государственных, частных, административных, судебных и законодательных органов. 

Государство делает последовательные шаги по изменению политики в области обеспечения охраны и защиты прав детей. 

Решение этой проблемы позволит обеспечить права и свободы ребенка, условия для всестороннего развития личности. 

Продукт проектной деятельности

  • Выставки поделок «Моё имя» и «Генеалогическое древо» в группе. 

  • Рисунки детей «Моя семья», «Моя мама» 

  • Презентация на тему «Есть права у всех детишек!». 

 

Совместная деятельность детей и родителей: 

  • изучение  «теории» (поиск информации и ответы на вопросы по правовому воспитанию); 

  • участие в спортивных и развлекательно-познавательных мероприятиях; 

  • создание генеалогического древа семьи; 

  • представление творческих работ, выставки в детском саду. 





















4. Этапы реализации проекта

 

Этапы, сроки реализации 

Задачи 

Методы и формы 

1 этап

Информационно – накопительный, 

август – сентябрь 

 

  1. Изучение уровня осведомленности детей и родителей по вопросам права. 

  1. Подготовка к реализации проекта. 

  • анализ теоретических источников 

  • изучение педагогического опыта 

  • работа с нормативно правовой документацией 

  • вводная диагностика уровня правовых знаний и моделей поведения дошкольников 

2этап: 

Организационно – практический, 

Сентябрь- 

май 

  1. Создание условий для ознакомления воспитанников 

с информацией 

о правах детей (опираясь на перспективное планирование) 

  • наблюдение, беседы; 

  • презентации; 

  • дидактические игры; 

  • встречи с интересными людьми; 

  • викторины,  совместные игры; 

  • анкетирование; 

  • познавательные игровые занятия. 

3этап: 

Презентационно – завершающий, 

июнь 

  1. Представление  презентации,  защита проекта. 

  1. Проведение диагностики. 

  • изучение продуктов деятельности детей; 

  • изучение результатов диагностики; 

  • хронометраж режима дня; 

  • изучение продуктов детского творчества; 

  • наблюдение; 

  • итоговое  тестирование. 

4 этап 

Контрольно – рефлексивный, 

июнь 

  1. Подведение итогов, анализ полученных результатов. 

  1. Рефлексия участников проекта. 

  • анкетирование; 

  • анализ документации; 

  • собеседование с педагогами, детьми и родителями 

 

Финансовое обоснование проекта 

 

Реализация данного проекта возможна при наличии следующих ресурсов: 

  • Демонстрационного материала (плакаты с геральдикой, фотографии города и страны, иллюстрации по правам ребенка, иллюстрации к сказкам); 

  • Аудиозаписи Гимна России, песен о родном городе и стране, литературных произведений; 

  • Видео-презентаций к мероприятиям; 

  • Технических  средств (проектор, экран, компьютер). 

Ресурсное обеспечение данного проекта предполагается за счет материально- технического оснащения детского сада:  технические средства обучения (проектор и экран), демонстрационный  материал, диски для оформления и хранения презентаций. Для реализации проекта финансовое обеспечение требует минимальных затрат. 

Данный проект отвечает основным критериям технологичности: 

 

  • концептуальности – опирается на определенные научные концепции; 

  • системности – обладает логикой процесса, взаимосвязью частей; 

  • управляемости – предполагает диагностику, варьирование средств и методов с целью коррекции результатов; 

  • эффективности – проект оптимален по затратам, гарантирует достижение определенных результатов; 

  • воспроизводимости – подразумевает возможность применения данной формы работы в других группах  и образовательных учреждениях. 

     Поэтому я считаю, что работа по реализации проекта может быть специально организована и внедрена в обычные плановые формы работы дошкольного учреждения. 

 

Благополучатели проекта по взаимодействию детского сада и семьи в процессе правового воспитания дошкольников являются: 

  • дети; 

  • родители; 

  • воспитатели, педагог-психолог; 

  • педагог дополнительного образования; 

  • социум (жители города Смоленска) 

Для определения результатов деятельности по проекту со стороны благополучателей, предлагаются анкеты и диагностические материалы  для изучения мнения участников проекта. 

 

Предполагаемый результат 

В качестве предполагаемого результата реализации данного проекта можно назвать следующее: 

-Ребёнок становится  более     свободным, уважает себя и других людей,  понимает их чувства, переживания, поступки, мысли. Понимает права и обязанности свои и других людей. 

-Владеет терминологией по правовому воспитанию. 

- Дети обладают знаниями, что существуют документы по правам человека; того, какие права в них закреплены; того, что этими правами обладают все люди в мире и что они неотъемлемы. 

- У них выработаны установки: убеждённость в том, что права человека важны, что человеческое достоинство присуще всем людям от рождения, что права человека надо уважать и соблюдать, что взаимодействие лучше, чем конфликт, что мы сами отвечаем за наши собственные действия и что мы сами можем сделать мир лучше. 

-Сформированы элементарные гражданские навыки: открытость к диалогу, толерантность, умение решать возникающие в повседневной жизни конфликты правовыми способами. 

- Повышен уровень  правовой культуры родителей. 

- Сформированная организационно-правовая основа взаимодействие родителей, детей и педагогов. 

- Активизируются интересы детей и родителей в области прав и обязанностей. 



Содержание проекта по циклам 

 

Номер цикла 

Образовательные области 

Тема цикла и сроки реализации 

Содержание цикла 

1.«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»,  «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие». 

«В мире людей - права детей» 

сентябрь 

  • Родительское собрание 

    «Права родителей, права детей». 

  • Оформление информационного стенда для 

родителей «Конвенция по правам ребенка» 

  • НОД "Что такое право?" 

2. «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»,  «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие». 

«Право на медицинский уход» 

октябрь 

  • Анкетирование родителей по вопросам правового воспитания. 

  • Участие семей группы в общешкольном спортивном мероприятии «Папа, мама, я- спортивная семья!» 

  • НОД «К нам приехал Айболит» 

3. «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»,  «Физическое развитие», «Речевое развитие». 

«Право на имя» 

ноябрь 

  • НОД «Путешествие в историю имён». 

  • Продуктивная деятельность «Наши имена» 

  • Дидактическая игра «Я имею право». 

4. «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»,  «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие». 

«Право на отдых и досуг» 

декабрь 

 

  • Беседа «Мои любимые занятия». 

  • Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Дочки-матери» 

  • Цикл бесед для родителей «В гостях у Конвенции» 

5. «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»,  «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие». 

«Право на жизнь»; 

«Право на защиту» 

январь 

  • Консультация педагога-психолога для родителей «Поощрение и наказание» 

  • НОД "Жизнь дана на добрые дела" 

6. «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»,  «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие». 

«Право на бесплатное образование» 

февраль 

  • НОД «Семена ученья дадут добрые всходы» 

  • Познавательно - развлекательное мероприятие с родителями «Как хорошо, что есть права!» 

7. «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»,  «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие». 

«Право 

на гражданство» 

март 

  • НОД «Я гражданин своей страны» 

  • Цикл бесед для родителей «В гостях у Конвенции» 

  • Консультация социального педагога для педагогов группы «Соблюдение прав ребенка в дошкольном образовательном учреждении». Выявление уровня правовой культуры педагогов. 

8. «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»,  «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие». 

« Право на воспитание в семье» 

май 

 

  • Консультация для родителей «Как создать генеалогическое древо своей семьи». 

  • Составление генеалогического дерева. 

  • НОД «Моя семья- моя гордость» 

9. «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»,  «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие». 

«Вместе с мамой, вместе с папой изучили мы права!» 

июнь 

  • Показ презентации «Есть права у всех детишек». 

  • Игровое занятие - развлечение с родителями, посвященное  Дню защиты детей «Мы на свет родились, чтобы радостно жить». 

 

 




Список использованных источников

1.Антонов В.А. Изучаем права человека. – «Вита-пресс», 1997. 

2.Доронова Т.Н, А.Е. Жичкина, Л.Г. Голубева, О. Л. Князева. «Защита прав и достоинства маленького ребёнка: Координация усилий семьи и дет. сада: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2003. 

3.Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. «Я – ребенок, и имею право», - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. 

4.Шорыгина Т.А. «Беседы о правах ребенка». Методическое пособие для занятий с детьми 5 – 10 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2007. 

5.Борисова О. «Правовое образование дошкольников». Ребенок в детском саду №4  2002г. 

6.Денисова Р. «Патриоты дошкольного образования, обогащающие личностное развитие». Дошкольное воспитание №12  2004г. 

7.Доронова Т.Н. «Работа воспитателя по профилактике нарушений прав ребёнка в семье» Дошкольное воспитание №8  2001г. 

8.Доронова Т.Н. «Право на воспитание». Дошкольное воспитание №10  2001г. 

9.Доронова Т.Н. « Защита прав и достоинства ребёнка». Дошкольное воспитание №12  2001г. 

10.Егорова О.В. «Прививаем детям дошкольного возраста основы правового сознания». Дошкольное воспитание №2  2007г. 

11.Пузырникова Г.В «Права ребёнка», Л.Г. Пыжьянова «Как защитить детей» Ребенок в детском саду №3  2003г. 

12.Парамонова Л. «Общественное дошкольное воспитание: современные тенденции развития и права ребёнка». Дошкольное воспитание №6  1997г. 

                   Электронные ресурсы удаленного доступа: 

  1. Ган Наталья Юрьевна. Педагогический мониторинг процесса правового воспитания старших дошкольников: Дис. канд. пед. наук : 13.00.07 : Екатеринбург, 2002 218 c. – Режим доступа: http://www.dslib.net/doshkoln-obrazovanie/gan.html 

  1. Конвенция о правах ребенка в стихах и картинках. – Режим доступа: http://sredd-d.my1.ru/publ/2-1-0-4