СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект  «Православие в русской литературе 19 века»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект  «Православие в русской литературе 19 века». Окружная молодежная гуманитарная конференция «Молодежь: свобода и ответственность»

Просмотр содержимого документа
«Проект  «Православие в русской литературе 19 века»»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Чукотского автономного округа

«Центр образования п. Угольные Копи»










«Православие в русской литературе 19 века»


Секция: «Культура. Искусство. Литературное творчество»








Автор: Столяревская Анастасия Владимировна,

ученица 10 класса «А»

Научный руководитель:

Плаксина Наталья Валерьевна, преподаватель русского языка и литературы










Угольные Копи

2018 г.




На территории России нашли свое место и испокон веков мирно сосуществовали несколько Великих мировых религий. В данной работе я хочу обратить Ваше внимание на основную религию России - Православие.
Русскую литературную классику составляют произведения, наиболее полно выразившие национальные идеалы, строй верований народа. Православие неразрывно связано с русской литературой, это нельзя отрицать. Духовные устремления народа не являются временными, скоропроходящими, исторически изменчивыми, из столетия в столетие остаются прежними. Вопрос лишь в том, насколько они востребованы в кругу современников и как глубоко поняты.

В центре русской литературы всегда стоит человек, образ которого запечатлён в важные минуты его жизни. Начало и конец земного пути, этапы духовного становления неразрывно связаны в русской классике ХIХ века с погружением в православный мир. Крещение, причащение, исповедь, покаяние, венчание, соборование ó вот те главные церковные обряды, с которыми связана жизнь литературных персонажей на страницах произведения. Литература не просто изображает жизнь человека в определенный период, но и привлекает внимание читателя к моментам его духовного прозрения. Поиски смысла жизни, разрешение внутреннего конфликта с самим собой, поиски духовной, нравственной опоры в различных обстоятельствах - обыденные ситуации в русской литературе, когда православие становится той самой «спасительной соломинкой для утопающего», опорой. Недаром русский человек в самые сложные времена обращается с молитвами к богу, находит покой и спокойствие в церкви, совершая обряды и читая священные книги.

Неудивительно, что православие играет такую большую роль в жизни человека и по сей день: эта религия развивается на просторах нашего государства более тысячи лет. Конечно же, она нашла отражение не только в людском быту, но и во всех аспектах жизни, в том числе и в искусстве: архитектуре и изобразительном искусстве, скульптуре, религиозных писаниях и литературе, пополнившей сокровищницу не только русского, но и всемирного наследия. Писатели нередко обращались к православию, передавая через веру чувства и ощущения героев, помогали читателю осмыслить правильность их суждений и поведения через призму библейских устоев и заветов. Вера на протяжении многих столетий помогает творцам создавать свои произведения, играет немаловажную роль в сюжетной линии и истории персонажей. Иногда это происходит настолько незаметно, что без глубокого анализа можно и не понять символизм и значение того или иного события.

Крещение главного героя произведения «Шинель» Н.В. Гоголя, Акакия Акакиевича Башмачкина, является ярким примером утверждения духовного главенства над земным, определённой предрасположенности каждого человека к своей собственной судьбе. Недаром из всех возможных имён новорождённому досталось именно то, которое в переводе с греческого несёт в себе значение «незлобливый». Это имя отпечатывается своеобразным клеймом на всей жизни литературного героя: неуважение коллег в канцелярии, незаметность и незаинтересованность в жизни, судьба «маленького человека». Эпизодом крещения Гоголь определяет дальнейшую судьбу своего героя, которую уже никак не изменить, ведь так было предопределенно.

Другая ситуация предстаёт перед нами в произведении Л.Н. Толстого «Юность». На Страстной неделе Николай Иртеньев готовится к исповеди, по прошествии которой ощущение его места в жизни кардинально меняется, наконец появляется чёткость планов и желаний. Данное событие приводит к самоочищению и самопознанию героя, желанию развиваться и стремиться к лучшему. Таким же образом влияет обращение к Богу на героя романа Ф.М. Достоевского Родиона Раскольникова. После чтения евангельской притчи о воскрешении Лазаря, он осознает свои поступки и становится на путь духовного воскрешения.

Большое значение следует уделять колокольному звону, сопутствующему каким-либо знаковым событиям в сюжете произведения или же завершающему повествование. Одним из ярких эпизодов с подобным приёмом является финал «Бежина луга» И.А. Тургенева. Писатель, следуя негласной традиции, живым и солнечным описанием пейзажа, над которым разносится звон колокола, показал читателю завершающую сцену, наполненную светом, заставляющую душу трепетать. С чувством восторга и безграничного спокойствия ассоциируется у русских авторов звонкий колокольный перелив.

Религиозную тематику нередко возникала в произведениях М.Ю. Лермонтова, который был православным христианином. Как и Пушкин, писатель был знаком со Священным Писанием, о чём свидетельствует наполненность его творчества пересказами библейский сюжетов, наличие эпиграфов, взятых из Библии. В красоте природы Лермонтов, как и многие православные люди, чувствовал присутствие Бога:

Когда волнуется желтеющая нива,

И свежий лес шумит при звуке ветерка,

И прячется в саду малиновая слива

Под тенью сладостной зеленого листка...

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе, —

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу Бога...

Лермонтов всегда находил утешение и спокойствие в молитве, его душевные терзания ослабевали, когда он открывал их перед Богом. Несколько стихотворений Лермонтова представляют собой молитвы, изложенные в поэтической форме, три из них озаглавлены словом «Молитва». Вот наиболее известное из них:


В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть:
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
Есть сила благодатная
В созвучье слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
С души как бремя скатится,
Сомненье далеко —
И верится, и плачется,
И так легко, легко...

Величайший русский поэт А.С. Пушкин ещё в юности отошёл от церковности, хотя и получил традиционное православное воспитание, но никогда не отступал в своём творчестве от церковности. Духовный путь Пушкина можно определить как путь от чистой веры через юношеское безверие к осмысленной религиозности зрелого периода. Первую часть этого пути Пушкин прошел в годы обучения в Царскосельском лицее, и уже в 17-летнем возрасте он пишет стихотворение «Безверие», свидетельствующее о внутреннем одиночестве и утрате живой связи с Богом:

Во храм ли Вышнего с толпой он молча входит
Там умножает лишь тоску души своей.
При пышном торжестве старинных алтарей,
При гласе пастыря, при сладком хоров пенье,
Тревожится его безверия мученье.
Он Бога тайного нигде, нигде не зрит,
С померкшею душой святыне предстоит,
Холодный ко всему и чуждый к умиленью
С досадой тихому внимает он моленью.


Спустя четыре года Пушкин написал кощунственную поэму «Гавриилиада», от которой впоследствии отрекся. Однако уже в 1826 году в мировоззрении Пушкина наступает тот перелом, который отражен в стихотворении «Пророк». В нем Пушкин говорит о призвании национального поэта, используя образ, навеянный 6-й главой книги пророка Исаии:


Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился, —
И шестикрылый серафим
На перепутьи мне явился.
Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся он.
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Моих ушей коснулся он, —
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный, и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.
Как труп в пустыне я лежал,
И Бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею Моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».

Наблюдения, которые я провела и изложила путём данной работы, указывают на то, что православие действительно тесно и неразрывно связано с русской художественной литературой. Эта связь находит отражение не только в сюжетной линии и поверхностных событиях, но корнями своими уходит в глубину человеческой души, вынимая наружу самые сокровенные мысли и чувства не только самого персонажа, но и автора. Религия подкрепляет философские высказывания, даёт каждому возможность найти жизненную цель и самого себя в жизни, позволяет справиться с трудными ситуациями и даёт поддержку в те моменты, когда её ждать уже не от кого. Православие, испокон веков являющееся важной составляющей жизни любого русского человека, напрямую повлияло на исторические события в государстве, сплотило народ во времена войн и бедствий, внесло огромный вклад в развитие культуры: без православия не было бы многих величайших произведений искусства, но не о всех них я могу рассказать в данной работе.

Православное религиозное мировоззрение учит людей гуманизму и терпимости по отношению к ближним, защищает от искушений, которые могут принести вред. Можно отрицать веру, но отрицать огромный вклад православия и его влияние на жизнь людей, основываясь на приведённых мной фактах – невозможно.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:


1. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И.Т. и др. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Республика, 2009. - 623 с.

2. Ильин В.В. Религиоведение / В.В. Ильин, А.С. Кармин, Н.В. Носович. - СПб., 2007.

3. История религии. В 2 т. / под общей ред. И.Н. Яблокова. - М., 2008.

4. Кислюк К.В. Религиоведение: учебник для высш. учебных заведений / К.В. Кислюк, О.Н. Кучер. - Ростов н/Д., 2008.

5. Митрополит Макарий. История Русской Церкви. - М.: Изд-во «Спасение», 2007. - 486 с.

6. Протоирей А. Шмеман Исторический путь православия. - М., 2008.

7. Религиоведение. Энциклопедический словарь. - М., 2007.

8. Религиозные традиции мира: В 2 т. [пер. с англ.] - М., 2007.

9. Смирнов С.А. Культурный возраст человека. - Новосибирск. Офсет. 2007.

10. Финк Р.А. Религиоведение: учеб. пособие / Р.А. Финк. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2009. - 112 с.