МКОУ «Буткинская СОШ»
Школьная научно – практическая конференция
Тема проекта: «Приемы быстрого счета»
(Исследовательская работа по математике )
Выполнила: Овчинникова Ксения, ученица 6 «а» класса;
Руководитель: Суворова Е.В., учитель математики
Актуальность темы
Актуальность моего исследования состоит в том, что в наше время все чаще на помощь ученикам приходит калькуляторы, и многие из них просто не умеют считать устно. Это снижает качество знаний по предмету и интерес к изучению математики. Допустить этого нельзя. Ведь изучение математики развивает логическое мышление, память, гибкость ума, приучает человека к точности, к умению видеть главное.
Поэтому я хочу показать своим одноклассникам и другим ученикам нашей школы, что процесс выполнения действий может быть не только полезным, но и интересным и увлекательным занятием.
Гипотеза:
овладение приемами быстрого счета позволит повысить качество и скорость вычислений.
Объект исследования:
устный счет
Предмет исследования:
рациональные приемы устных вычислений.
Цель:
Изучить разные способы и приемы устного счета, не изучаемые на уроках математики для применения их при устных вычислениях.
Задачи:
- Изучить литературные источники и информацию в сети интернет, в которых встречаются различные приемы быстрого счета;
- Сделать подборку наиболее распространенных и общедоступных приемов;
- Познакомить учащихся с некоторыми приемами быстрого счета и провести промежуточное тестирование;
Система Трахтенберга
Единственная научно обоснованная и достаточно подробно разработанная система резкого повышения быстроты устного счета создана была в годы второй мировой войны цюрихским профессором математики Яковом Трахтенбергом. Она известна под названием "Системы быстрого счета". Чтобы уцелеть в нечеловеческих условиях и сохранить нормальной свою психику, Трахтенберг начал разрабатывать принципы ускоренного счета. За четыре страшных года пребывания в концлагере профессору удалось создать стройную систему ускоренного обучения детей и взрослых основам быстрого счета. После войны Трахтенберг создал и возглавил Цюрихский математический институт, получивший мировую известность.
Также разработкой приемов быстрого счета занимались другие ученые: Яков Исидорович Перельман, Георгий Берман и другие
Система быстрого счета
Якова Трахтенберга
Умножение на 11 числа,
сумма цифр которого не превышает 10
35 · 11 = 3 8 5
3 ( 3+5 ) 5
7 2 · 11 = 7 (7+2) 2 = 7 9 2
+
Умножение на 11 числа,
сумма цифр которого превышает 10.
94 · 11 = 9 ( 1 3) 4 = 10 3 4
9 (9+4) 4
13
7 8 · 11 = 7 (7+8) 8 = 7 ( 1 5) 8 = 8 5 8
Умножение двузначного числа на 111, на 1111 и т.д.
2 4 · 111= 2 (2+4)(2+4) 4 = 2 66 4
6 6
2 4 · 1111 = 2 (2+4)(2+4)(2+4) 4 = 2 666 4
Умножение двузначного числа на 99
56 · 99 = 55 44
56-1
1 шаг
100 - 56 = 44
55
2 шаг
83 · 99 = 8217 41 · 99 = 4059 28·99 = 2772
Умножение двузначного числа на 999
64 · 999 = 63 936
64 -1
1 шаг
1000 - 64 = 936
2 шаг
63
37 · 999 = 36963 98 · 999 = 97902
Результаты тестирования:
Учащимся было предложено выполнить умножение столбиком на время. Фиксировалось выполнение задания самым первым учеником и последним. Затем, мной были показаны приемы устного счета, после чего ребята выполняли вычисления, используя данный прием. Время выполнения задания так же фиксировалось.
класс
Время выполнения задания «до»
1 ученик
10 класс
Последний ученик
8 «а» кл
60 с
6 «а» кл
Время выполнения задания «после»
Среднее время
115 с
75 с
1 ученик
6 «б» кл
155 с
45 с
87,5 с
205 с
5 «б» кл
55 с
115 с
15 с
Последний ученик
25 с
215 с
125 с
Среднее время
70 с
50 с
10 с
135 с
180 с
95 с
32,5 с
15с
140 с
60 с
125 с
75 с
130 с
20 с
72,5 с
110 с
65 с
Вывод:
- При использовании приемов быстрого счета, время на вычисления значительно снижается.
- С помощью приемов быстрого счета можно улучшить вычислительные навыки.
- Наработка вычислительных навыков должна быть систематической, ежедневной.
- Устный счет развивает память, быстроту реакции, умение сосредоточиться.