СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект профильного лагеря

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проект профильного лагеря»

17















Содержание










Актуальность……………………………………………………………..2


Основная педагогическая идея проекта………………………………3


Цели и задачи проекта…………………………………………………..4


Форма и структура работы………………………………………………5


Выводы…………………………………………………………………….8


Список литературы………………………………………………………9


Приложения………………………………………………………………10































Актуальность


В настоящее время в высшей школе сформировалось устойчивое мнение о необходимости дополнительной специализированной подготовки старшеклассников для прохождения вступительных испытаний и дальнейшего образования в вузах. Традиционная непрофильная подготовка старшеклассников в общеобразовательных учреждениях привела к нарушению преемственности между школой и вузом.

На современном этапе (согласно данным Всероссийского центра изучения общественного мнения) большинство старшеклассников считают, что существующее общее образование не дает возможности для успешного обучения в вузе и дальнейшей профессиональной карьеры (лишь 12 % опрошенных учащихся старших классов считают нынешний уровень полного среднего образования приемлемым). Более 70% старшеклассников предпочитают знать основы основных предметов, а углубленно изучать только те, которые выбираются в качестве специализированных. Иначе говоря, профилизация обучения в старших классах соответствует структуре образовательных и жизненных установок большинства старшеклассников. При этом традиционную позицию «как можно глубже и полнее знать все изучаемые в школе предметы» поддерживают около четверти старшеклассников.

Основная идея обновления (профилизация) старшей ступени общего образования состоит в том, что образование здесь должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным.

«Учебные практики, проекты, исследовательская деятельность» - именно так представлен один из разделов проекта учебного плана профильной школы.

Для каждого старшеклассника желательно иметь двухгодичный стратегический проект на получение им общего среднего образования в старшей профильной школе. И на его основе составлять индивидуальные годичные образовательные траектории, с учетом организации учебных практик, участие в разработке проектов и исследовательской деятельности.

Таким образом, индивидуализируется обучение, создаются индивидуальные модели общего образования, и в образовательный процесс включаются нетрадиционные формы обучения и самостоятельная работа учебная деятельность.


Основная педагогическая идея

Переход на профильное обучение помимо углубленного изучения предметов, должен способствовать развитию у школьников навыков самостоятельного овладения знаниями, проведения и анализа исследований. Решению обозначенной проблемы способствуют следующие формы и методы работы в профильных классах: обзорные и установочные лекции, написание и защита рефератов, семинары, зачеты и контрольные работы, научно-исследовательская деятельность, учебно-исследовательские экспедиции.

К высоким новейшим педагогическим технологиям и к нетрадиционным формам организации педагогического процесса можно отнести проектную и исследовательскую деятельности и учебные практики.

Проектно-программный подход, разработанный в начале прошлого столетия в США (Д. Дьюи, У.Х.. Килпатрих и др.), направлен на включение школьников в существующие структуры общественной жизни с их реальными социокультурными проблемами, противоречиями и сложностями. Д. Дьюи предлагал строить обучение на основе целесообразной деятельности ученика, с учетом его личностных интересов и склонностей, ориентируясь на практическую востребованность и приобретенных знаний в дальнейшей практической деятельности. Как показывает опыт, образовательный процесс актуализирует познавательную деятельность обучающихся, связанную с преобразованием действительности: конструирование, проектирование, программирование, прогнозирование, разработка алгоритмов и сценариев, учебные практики.

Образовательное проектирование осуществляется в условиях сотрудничества педагогов и учащихся, разделением персональных функций. К работе привлекаются различные специалисты, которые демонстрируют способы организации познавательной деятельности и возможности разнообразных технологических решений поставленной в проекте проблемы. В группах создается творческая среда на основе партнерских межличностных отношений взрослых и детей.

Цели проекта


1. Образовательные
  • расширить знание учащихся по литературе и русскому языку;

  • усиливать межпредметные и внутрипредметные связи образовательной области литература и русский язык;

  • познакомить учащихся и культурными традициями родного края;

  • расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и специальным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования;


2. Воспитательные
  • формирование патриотического воспитания через приобщение учащихся к богатству русской культуры;

  • воспитать высокий эстетический вкус и идейно-нравственную позицию учеников;

  • воспитывать бережное отношение к традициям и обычаям русского народа;


3. Развивающие
  • формирование навыков самостоятельной и творческой деятельности;

  • развивать познавательные интересы и профессиональное самоопределение учащихся;

  • научить работать в сотрудничестве со сверстниками и педагогами;

  • создать условия для развития навыков исследовательской деятельности;

  • развивать умения представлять результаты исследования.



Задачи проекта


  1. Познакомиться с особенностями проведения календарных и бытовых обрядов на территории некоторых районов Смоленской области.

  2. Исследовать географические названия, их значение и происхождение.

  3. Научиться собирать и фиксировать информацию

  4. Научить работать со специальной литературой.

  5. Познакомить учащихся с культурно-историческими особенностями родного края.

Форма и структура работы


Основная форма работы: исследовательская экспеди­ция.


Главная цель экспедиции — сбор экспериментально­го материала в полевых условиях, приобретение навыка исследовательской де­ятельности, формирование навы­ка самостоятельной творческой деятель­ности.

Этапы экспедиционной работы:

  • подготовительный этап (ознаком­ление со специальной литературой, овла­дение методами полевых исследований, постановка проблем);

  • определение целей, хода, содержания экспедиции, распределе­ние заданий между группами школьников или отдельными учащимися;

  • проведение экспедиции;

  • обобщение, анализ материала, выводы;

  • итоговая конференция по резуль­татам экспедиции1.

В основе экспедиционной работы лежит исследовательская проектная деятельность учащихся, которая является личностно ориентированным, позволяет школьникам учиться на собственном опыте и опыте других, стимулирует их познавательный интерес. Учащиеся получают удовлетворение от результатов своего труда. Особенность исследовательской деятельности заключается в том, что нацеливает учащихся на большую самостоятельную работу: глубокое изучение проблемы, защиту собственных путей ее решения, выдвижение гипотез, выбор методик, обработку собранного материала, представление результатов работы. При этом руководители выступают как консультанты и при необходимости помогают учащимся на разных этапах их выполнения. Результаты, которые могут получиться, часто неизвестны даже преподавателям.


Модель исследовательского проекта

Этапы работы над проектом

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планирование работы

Формулирует задание для самостоятельной работы, определяет проблемы, мотивирует познавательную деятельность учащихся.

Анализируют проблему. Обсуждают главную идею будущего проекта. В ходе дискуссии определяют вид проекта: доклад, реферат. Определяют форму презентации, распределяют обязанности участников проекта.

Определение уровня готовности к поисковой работе

Подготавливает учащихся к выполнению исследования

Выясняют пути достижения цели, вспоминают приемы отбора содержания и решения проблемы.

Сбор информации

Наблюдает за деятельностью учащихся, консультирует их.

Знакомятся с источниками информации, в ходе групповой дискуссии отбирают главное.

Структурирование информации

Направляет самостоятельную познавательную деятельность учащихся, помогает выбрать оптимальный вариант решения проблемы

Выполняют исследование: анализируют информацию, выявляют основные противоречия, формулируют гипотезу, формулируют цели и задачи, предлагают варианты решения проблемы

Оформление результатов проекта

Наблюдает за деятельностью учащихся, советует, как подготовиться к защите проекта.

В соответствии с конечной целью оформляют проект, упражняются в использовании приемов защиты проекта.

Экспертиза проекта: рецензирование

Помогает анализировать результаты проектной деятельности, консультирует по вопросам рецензирования.

Рецензируют содержание и форму изложения работы друг друга, определяют уровень эффективности результатов в процессе выполнения проекта.

Защита

Организует личное выступление ученика, помогает оценить работу в ходе защиты.

Выступают перед аудиторией.

Рефлексия

Высказывает собственное суждение о достижении цели работы

Оценивают результаты своей деятельности, определяют пути достижения успеха.


Состав экспедиции: учащиеся X гуманитарного класса (15-20 человек из одной школы), учителя русского языка и литературы, истории и изобразительного искусства. (См. Приложение 2)


Место проведения: территория национального парка «Смоленское Поозерье»2. (См. Приложение 3).


Рабочие группы:

  1. Фольклорная группа (изучение особенностей календарных и бытовых русских народных обрядов на территории национального парка).

  2. Топонимическая группа (изучение особенностей ойконимии и гидронимии на территории национального парка).


Примеры исследовательских проектов:

  1. Широкая Масленица и обряд Ивана Купалы: точки соприкосновения.

  2. Тайна голубого ожерелья Смоленщины или гидронимия озер национального парка «Смоленского Поозерья».

  3. Что в имени тебе моем? (ойконимия на территории национального парка «Смоленское Поозерье»).

  4. Отражение этапов жизни человека в русском обрядовом фольклоре.














Выводы


На основании анализа изученной литературы по педагогике и методике преподавания русского языка и литературы, в работе освещен передовой педагогический опыт по проблеме профильного обучения на старшей ступени общего образования. Рассмотрены следующие вопросы, раскрывающие суть проблемы: основные идеи и цели профильного обучения, формы, методы обучения, педагогические технологии, используемые при работе в профильных классах.

В ходе работы над рефератом были сформулированы следующие выводы:

  1. формы, методы обучения и педагогические технологии в профильных классах, должны способствовать развитию у школьников навыков самостоятельного овладения знаниями, проведения и анализа исследования;

  2. новейшими педагогическими технологиями и нетрадиционными формами организации педагогического процесса в профильных классах являются проектная, исследовательская деятельность и учебные практики;

  3. исследовательская деятельность нацеливает учащихся на самостоятельный поиск информации из различных источников, глубокое изучение проблемы и поиск путей ее решения, умение работать в сотрудничестве со сверстниками и педагогами, проявить творческие способности;

  4. преподаватели, организующие исследовательскую деятельность учащихся, выступают как консультанты и при необходимости помогают учащимся на разных этапах их выполнения;

  5. наиболее высоких результатов научно-исследовательской деятельности можно достигнуть во время исследовательских практик и экспедиций.




Список литературы


  1. Лебедева В.П. Мартиросян Б.П. Учебные практики, проекты, исследовательская деятельность в профильной школе. // Профильное обучение в условиях модернизации школьного образования. Под редакцией Ю.И. Дика, Хуторского А.В., М.: ИОСО РАО, 2003.


  1. Петунин О.В. Формы и методы работы в профильных классах. // Биология в школе 2005 № 3.


  1. Профильное обучение: эксперимент, совершенствование структуры и содержания общего образования. Министерство образования РФ. Под редакцией А.Ф. Киселева, М.: Владос, 2001


  1. Русских Г.А.. Технология проектного обучения.//Биология в школе 2003 №3






























Приложение 1 Режим Дня













































Приложение 2 Программа работы лагеря


























































































Приложение3Карта национального парка «Смоленское Поозерье» (окрестности оз. Сапшо)

1 Результаты работы могут быть представлены как непосредственно на территории лагеря по окончании экспедиции, так и на школьной или городской конференции учащихся после доработки некоторых вопросов проекта и соответствующего оформления.

2 Лагерь является палаточным


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!