17
Содержание
Актуальность……………………………………………………………..2
Основная педагогическая идея проекта………………………………3
Цели и задачи проекта…………………………………………………..4
Форма и структура работы………………………………………………5
Выводы…………………………………………………………………….8
Список литературы………………………………………………………9
Приложения………………………………………………………………10
Актуальность
В настоящее время в высшей школе сформировалось устойчивое мнение о необходимости дополнительной специализированной подготовки старшеклассников для прохождения вступительных испытаний и дальнейшего образования в вузах. Традиционная непрофильная подготовка старшеклассников в общеобразовательных учреждениях привела к нарушению преемственности между школой и вузом.
На современном этапе (согласно данным Всероссийского центра изучения общественного мнения) большинство старшеклассников считают, что существующее общее образование не дает возможности для успешного обучения в вузе и дальнейшей профессиональной карьеры (лишь 12 % опрошенных учащихся старших классов считают нынешний уровень полного среднего образования приемлемым). Более 70% старшеклассников предпочитают знать основы основных предметов, а углубленно изучать только те, которые выбираются в качестве специализированных. Иначе говоря, профилизация обучения в старших классах соответствует структуре образовательных и жизненных установок большинства старшеклассников. При этом традиционную позицию «как можно глубже и полнее знать все изучаемые в школе предметы» поддерживают около четверти старшеклассников.
Основная идея обновления (профилизация) старшей ступени общего образования состоит в том, что образование здесь должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным.
«Учебные практики, проекты, исследовательская деятельность» - именно так представлен один из разделов проекта учебного плана профильной школы.
Для каждого старшеклассника желательно иметь двухгодичный стратегический проект на получение им общего среднего образования в старшей профильной школе. И на его основе составлять индивидуальные годичные образовательные траектории, с учетом организации учебных практик, участие в разработке проектов и исследовательской деятельности.
Таким образом, индивидуализируется обучение, создаются индивидуальные модели общего образования, и в образовательный процесс включаются нетрадиционные формы обучения и самостоятельная работа учебная деятельность.
Основная педагогическая идея
Переход на профильное обучение помимо углубленного изучения предметов, должен способствовать развитию у школьников навыков самостоятельного овладения знаниями, проведения и анализа исследований. Решению обозначенной проблемы способствуют следующие формы и методы работы в профильных классах: обзорные и установочные лекции, написание и защита рефератов, семинары, зачеты и контрольные работы, научно-исследовательская деятельность, учебно-исследовательские экспедиции.
К высоким новейшим педагогическим технологиям и к нетрадиционным формам организации педагогического процесса можно отнести проектную и исследовательскую деятельности и учебные практики.
Проектно-программный подход, разработанный в начале прошлого столетия в США (Д. Дьюи, У.Х.. Килпатрих и др.), направлен на включение школьников в существующие структуры общественной жизни с их реальными социокультурными проблемами, противоречиями и сложностями. Д. Дьюи предлагал строить обучение на основе целесообразной деятельности ученика, с учетом его личностных интересов и склонностей, ориентируясь на практическую востребованность и приобретенных знаний в дальнейшей практической деятельности. Как показывает опыт, образовательный процесс актуализирует познавательную деятельность обучающихся, связанную с преобразованием действительности: конструирование, проектирование, программирование, прогнозирование, разработка алгоритмов и сценариев, учебные практики.
Образовательное проектирование осуществляется в условиях сотрудничества педагогов и учащихся, разделением персональных функций. К работе привлекаются различные специалисты, которые демонстрируют способы организации познавательной деятельности и возможности разнообразных технологических решений поставленной в проекте проблемы. В группах создается творческая среда на основе партнерских межличностных отношений взрослых и детей.
Цели проекта
1. Образовательные
расширить знание учащихся по литературе и русскому языку;
усиливать межпредметные и внутрипредметные связи образовательной области литература и русский язык;
познакомить учащихся и культурными традициями родного края;
расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и специальным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования;
2. Воспитательные
формирование патриотического воспитания через приобщение учащихся к богатству русской культуры;
воспитать высокий эстетический вкус и идейно-нравственную позицию учеников;
воспитывать бережное отношение к традициям и обычаям русского народа;
3. Развивающие
формирование навыков самостоятельной и творческой деятельности;
развивать познавательные интересы и профессиональное самоопределение учащихся;
научить работать в сотрудничестве со сверстниками и педагогами;
создать условия для развития навыков исследовательской деятельности;
развивать умения представлять результаты исследования.
Задачи проекта
Познакомиться с особенностями проведения календарных и бытовых обрядов на территории некоторых районов Смоленской области.
Исследовать географические названия, их значение и происхождение.
Научиться собирать и фиксировать информацию
Научить работать со специальной литературой.
Познакомить учащихся с культурно-историческими особенностями родного края.
Форма и структура работы
Основная форма работы: исследовательская экспедиция.
Главная цель экспедиции — сбор экспериментального материала в полевых условиях, приобретение навыка исследовательской деятельности, формирование навыка самостоятельной творческой деятельности.
Этапы экспедиционной работы:
подготовительный этап (ознакомление со специальной литературой, овладение методами полевых исследований, постановка проблем);
определение целей, хода, содержания экспедиции, распределение заданий между группами школьников или отдельными учащимися;
проведение экспедиции;
обобщение, анализ материала, выводы;
итоговая конференция по результатам экспедиции1.
В основе экспедиционной работы лежит исследовательская проектная деятельность учащихся, которая является личностно ориентированным, позволяет школьникам учиться на собственном опыте и опыте других, стимулирует их познавательный интерес. Учащиеся получают удовлетворение от результатов своего труда. Особенность исследовательской деятельности заключается в том, что нацеливает учащихся на большую самостоятельную работу: глубокое изучение проблемы, защиту собственных путей ее решения, выдвижение гипотез, выбор методик, обработку собранного материала, представление результатов работы. При этом руководители выступают как консультанты и при необходимости помогают учащимся на разных этапах их выполнения. Результаты, которые могут получиться, часто неизвестны даже преподавателям.
Модель исследовательского проекта
Этапы работы над проектом | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Планирование работы | Формулирует задание для самостоятельной работы, определяет проблемы, мотивирует познавательную деятельность учащихся. | Анализируют проблему. Обсуждают главную идею будущего проекта. В ходе дискуссии определяют вид проекта: доклад, реферат. Определяют форму презентации, распределяют обязанности участников проекта. |
Определение уровня готовности к поисковой работе | Подготавливает учащихся к выполнению исследования | Выясняют пути достижения цели, вспоминают приемы отбора содержания и решения проблемы. |
Сбор информации | Наблюдает за деятельностью учащихся, консультирует их. | Знакомятся с источниками информации, в ходе групповой дискуссии отбирают главное. |
Структурирование информации | Направляет самостоятельную познавательную деятельность учащихся, помогает выбрать оптимальный вариант решения проблемы | Выполняют исследование: анализируют информацию, выявляют основные противоречия, формулируют гипотезу, формулируют цели и задачи, предлагают варианты решения проблемы |
Оформление результатов проекта | Наблюдает за деятельностью учащихся, советует, как подготовиться к защите проекта. | В соответствии с конечной целью оформляют проект, упражняются в использовании приемов защиты проекта. |
Экспертиза проекта: рецензирование | Помогает анализировать результаты проектной деятельности, консультирует по вопросам рецензирования. | Рецензируют содержание и форму изложения работы друг друга, определяют уровень эффективности результатов в процессе выполнения проекта. |
Защита | Организует личное выступление ученика, помогает оценить работу в ходе защиты. | Выступают перед аудиторией. |
Рефлексия | Высказывает собственное суждение о достижении цели работы | Оценивают результаты своей деятельности, определяют пути достижения успеха. |
Состав экспедиции: учащиеся X гуманитарного класса (15-20 человек из одной школы), учителя русского языка и литературы, истории и изобразительного искусства. (См. Приложение 2)
Место проведения: территория национального парка «Смоленское Поозерье»2. (См. Приложение 3).
Рабочие группы:
Фольклорная группа (изучение особенностей календарных и бытовых русских народных обрядов на территории национального парка).
Топонимическая группа (изучение особенностей ойконимии и гидронимии на территории национального парка).
Примеры исследовательских проектов:
Широкая Масленица и обряд Ивана Купалы: точки соприкосновения.
Тайна голубого ожерелья Смоленщины или гидронимия озер национального парка «Смоленского Поозерья».
Что в имени тебе моем? (ойконимия на территории национального парка «Смоленское Поозерье»).
Отражение этапов жизни человека в русском обрядовом фольклоре.
Выводы
На основании анализа изученной литературы по педагогике и методике преподавания русского языка и литературы, в работе освещен передовой педагогический опыт по проблеме профильного обучения на старшей ступени общего образования. Рассмотрены следующие вопросы, раскрывающие суть проблемы: основные идеи и цели профильного обучения, формы, методы обучения, педагогические технологии, используемые при работе в профильных классах.
В ходе работы над рефератом были сформулированы следующие выводы:
формы, методы обучения и педагогические технологии в профильных классах, должны способствовать развитию у школьников навыков самостоятельного овладения знаниями, проведения и анализа исследования;
новейшими педагогическими технологиями и нетрадиционными формами организации педагогического процесса в профильных классах являются проектная, исследовательская деятельность и учебные практики;
исследовательская деятельность нацеливает учащихся на самостоятельный поиск информации из различных источников, глубокое изучение проблемы и поиск путей ее решения, умение работать в сотрудничестве со сверстниками и педагогами, проявить творческие способности;
преподаватели, организующие исследовательскую деятельность учащихся, выступают как консультанты и при необходимости помогают учащимся на разных этапах их выполнения;
наиболее высоких результатов научно-исследовательской деятельности можно достигнуть во время исследовательских практик и экспедиций.
Список литературы
Лебедева В.П. Мартиросян Б.П. Учебные практики, проекты, исследовательская деятельность в профильной школе. // Профильное обучение в условиях модернизации школьного образования. Под редакцией Ю.И. Дика, Хуторского А.В., М.: ИОСО РАО, 2003.
Петунин О.В. Формы и методы работы в профильных классах. // Биология в школе 2005 № 3.
Профильное обучение: эксперимент, совершенствование структуры и содержания общего образования. Министерство образования РФ. Под редакцией А.Ф. Киселева, М.: Владос, 2001
Русских Г.А.. Технология проектного обучения.//Биология в школе 2003 №3
Приложение 1 Режим Дня
Приложение 2 Программа работы лагеря
Приложение3Карта национального парка «Смоленское Поозерье» (окрестности оз. Сапшо)
1 Результаты работы могут быть представлены как непосредственно на территории лагеря по окончании экспедиции, так и на школьной или городской конференции учащихся после доработки некоторых вопросов проекта и соответствующего оформления.
2 Лагерь является палаточным