Познавательно–творческий проект
«Путешествие по сказкам К.И. Чуковского»
Подготовила: Кочегина А. Ф.В.
А ктуальность
«Талант у Чуковского неиссякаемый, умный,
блистательный, весёлый, праздничный»
И. Андроников
Дошкольное детство – очень важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать окружающий мир и себя в нём, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова.
Любой дошкольник является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых. Но он выбирает, что будет слушать, он воспринимает то, что слышит, а слышит то, что ему интересно.
Детство - самые яркие страницы жизни. Самые первые шаги в огромный, красочный мир радости и счастья. И конечно волшебники, которые дарят нам этот мир восторгов, восхищений, удивлений.
И вот один из таких волшебников — Корней Иванович Чуковский.
Проект: Путешествие по сказкам К. И. Чуковского
Тип проекта: Познавательно – творческий
Сроки реализации проекта: кратковременный - 4 недели
Провели: Кочегина А.Ф.
Группа: старшая «Гномики»
Тема проекта: Весёлые сказки К. И. Чуковского
Участники проекта:
Воспитатели
Дети (от5-х до 6-х лет)
Родители
Цель проекта: развитие интереса к книге как к источнику удовольствия, радости, а так же знакомство детей с творчеством К.И.Чуковского.
Задачи проекта:
- Поддерживать положительное эмоциональное отношение детей от встречи с любимыми героями сказок, где побеждает добро, дружба, смелость;
- способствовать формированию познавательного интереса к творчеству К. И. Чуковского;
- привлекать детей к участию в совместном с воспитателем рассказывании знакомых произведений;
- развитие интереса к иллюстрациям лучших художников-иллюстраторов детской книги;
- воспитывать уважение к сверстникам, умение проявлять взаимопомощь в совместной коллективной деятельности, с помощью художественной литературы;
- развитие творческих способностей детей в процессе реализации проекта.
Название и форма итогового мероприятия: игра «Путешествие по сказкам К. И. Чуковского».
Работа с родителями:
- выставка в книжном уголке произведений К. И. Чуковского;
- выставка совместных работ воспитателей и детей; детей; детей и родителей;
Ожидаемые результаты:
- Создание в группе необходимых условий по ознакомлению детей с творчеством К. И. Чуковского.
- Приобретение и углубление знаний детей о жизни и творчестве К. И. Чуковского.
- Проявление у дошкольников желания обращаться к книге не только для развлечения, но и приобретения знаний.
- Приобретение интереса родителей к семейному чтению литературных произведений.
Этапы реализации проекта:
1 этап - подготовительный
- Подбор методической, художественной литературы по данной теме.
- Составления плана работ над проектом.
- Подбор наглядного и дидактического материала.
- Анкетирование родителей «Роль книги в жизни ребенка»
2 этап - основной
- Реализация основных видов деятельности
по направлениям проекта.
3 этап - итоговый
- Подведение итогов работы по проекту.
План реализации проекта по областям
1этап – подготовительный
Мероприятия | Цель, задачи | Сроки проведения |
Подбор методической, художественной литературы по данной теме. Составления плана работ над проектом. Подбор наглядного и дидактического материала. | | 1 неделя |
Анкетирование родителей «Роль книги в жизни ребенка» | Выявить, как часто родители читают детям книги. Определить уровень знаний родителей о жизни и творчестве Чуковского. | 1 неделя |
Беседа с родителями на тему» «Проект» (помощь, сотрудничество, участие в мероприятиях, проводимых в группе). | Познакомить с целью, задачами, предстоящими мероприятиями проекта. | 1 неделя |
2 этап – основной
Работа с детьми
НОД Познание «Добрый дедушка Корней» | Познакомить детей с творчеством К.И. Чуковского | 1 неделя |
Рассматривание книг, иллюстраций по произведениям К.И.Чуковского | Развивать у детей интерес к книгам. | 1 неделя |
Чтение сказок К.И.Чуковского: «Телефон», «Муха - цокотуха», «Мойдодыр», «Доктор Айболит», «Федорино горе» | Учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки; упражнять в подборе слов к заданному слову, пополнять словарь эмоционально-оценочной лексикой; учить находить средства выражения образа в мимике, жестах, интонациях. | 1 неделя |
Коммуникативная игра «испорченный телефон». | Игра, развивающая внимательность, слух и чувство юмора. | 1 неделя |
Художественное творчество лепка: «Муха – цокотуха» | Учить лепить выразительные образы живых существ по мотивам стихотворения К.И.Чуковского. Разнообразить и обогатить способ лепки на основе цилиндра: раскатывать прямыми движениями ладоней длинные столбики, видоизменять форму – изгибать, закручивать, дополнять мелкими деталями – прикреплять глаза из бусин, пуговиц и т.д. Развивать наглядно – образное мышление, творческое воображение. | 1 неделя |
Коммуникация «Цыплёнок» По сказке по К.Чуковского "Цыплёнок" | Учить детей правильно отвечать на вопросы, воспроизводить содержание сказки по вопросам. Закрепить правильность произношения звука [К], учить отчётливо и внятно произносить слова с этими звуками. | 2 неделя |
Б еседа «Надо, надо умываться по утрам и вечерам!» | Формировать культурно-гигиенические навыки. | 2 неделя |
Художественное творчество (аппликация) «Подарок для Федоры» | Учить детей располагать узор в центре и по краю круга; составлять изображение из деталей. Закреплять умение пользоваться клеем, кистью и салфеткой. Воспитывать самостоятельность стремление сделать подарок. | 2 неделя |
Сюжетно-ролевая игра «Ветеринарная клиника» По сказке "Айболит". | Закрепление и обогащение знаний о деятельности медицинского персонала в процессе лечения животных; формирование умения творчески развивать сюжет игры; воспитание доброго отношения к животным; воспитывать уважение к труду ветеринара. | 2 неделя |
Художественное творчество лепка «Кружка с блюдцем для Федоры» | Учить лепить посуду по мотивам сказки К.И.Чуковского. Развивать наглядно – образное мышление, творческое воображение | 2 неделя |
Словесная игра «Доскажи словечко» | Развивать фонематический слух, внимание, память. | 2 неделя |
Беседа «Любимые герои из сказок Чуковского» | Совершенствовать художественно – речевые навыки детей через творчество К. И. Чуковского. | 3 неделя |
НОД по развитию связной речи в старшей группе По мотивам сказки К.И. Чуковского «Доктор Айболит» | Закреплять умение пересказывать наиболее выразительные и динамические отрывки из сказки. Совершенствовать умение участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы, задавать их. Развивать умение разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям. Формировать элементарные знания о профилактике заболеваний, пользе витаминов. Воспитывать положительные взаимоотношения между детьми. | 3 неделя |
Х удожественное творчество (рисование) «Посуда для Федоры» По сказке по К.Чуковского "Федорино горе" | Продолжать формировать интерес к изобразительному искусству. Создавать художественный образ, используя известные приемы; закрепить представление о цвете, форме, размере посуды; продолжать учить умело, пользоваться красками, наносить мазки в одном направлении не выходя за контур предмета; воспитывать самостоятельность, активность, умение работать в группе. | 3 неделя |
Дидактическая игра «Бусы для Федоры» | Учить выявлять закономерности в расположении фигур. | 3 неделя |
Развивающая игра «Сказки Дедушки Корнея» (лото) | Продолжать знакомить с героями сказок Чуковского. Развивать внимание, наблюдательность. Воспитывать умение играть сообща. | 3 неделя |
Коллективная работа с детьми коллаж «Чудо – дерево» | Учить детей оформлять чудо – дерево в технике коллаж. | 3 неделя |
Работа с родителями
Консультация «Сказочный мир К. И. Чуковского» | Познакомить родителей с жизнью и творчеством К.И. Чуковского | 2 неделя |
Акция «Подарите книгу группе» | Пополнить библиотеку группы книгами К.И.Чуковского продолжать формировать у родителей и детей желание принимать участие в проведении мероприятий в группе | 2 неделя |
Оформление центра книги, посвящённого творчеству К.И.Чуковского. | Создать условия по реализации проекта. Развивать интерес к книгам. | 2 неделя |
В ыставка рисунков по сказкам К.И.Чуковского | Передавать в рисунке эпизоды понравившихся произведений. Развивать воображение, творческую активность. | 3 неделя |
Разучивание с детьми отрывков из сказок Чуковского | Помочь детям разучить отрывки из любимых сказок Чуковского. | 3 неделя |
Литературная гостиная «В мире сказок К.И. Чуковского» | Познакомить с жизнью и творчеством писателя. Прививать любовь к семейному чтению. | 3 неделя |
3 этап заключительный
Праздник-развлечение «Литературная викторина по произведениям К. И. Чуковского» | Закрепить знания детей о прочитанных сказках К.И. Чуковского. | 4 неделя |
Результаты
В группе созданы необходимые условия по ознакомлению детей с творчеством К.И. Чуковского:
- Создана библиотека произведений К.И. Чуковского;
- Оформлен альбом рисунков по произведениям К.И. Чуковского.
- Собрана папка с иллюстрациями к сказкам Чуковского.
Вывод
Сказки “дедушки Корнея” входят в жизнь ребенка как добрые, веселые, а иногда и насмешливые друзья. Сказки смеются и плачут вместе с ним. И вместе с ним растут, открывая ребенку громадный мир вещей и звуков, красок и света, мир человеческих чувств и размышлений. Сказки Чуковского не только радуют, но и учат: «Мойдодыр» - аккуратности и опрятности; «Федорино горе» - бережному обращению с посудой, порядку; «Айболит» - быть добрыми, заботиться о других; «Муха-Цокотуха» - смелости, уметь помогать другим.
С писок использованной литературы
1. И. Г. Сухин. Литературные викторины для маленьких читателей. М.: Айрис Пресс Рольф, 2001.
2. И. Г. Сухин. Незнайка, Хоттабыч, Карлсон и все-все-все. М.:Новая Школа, 1994.
3. К. И. Чуковский. От двух до пяти. М.: Детская литература, 1981.
К оллаж «Чудо – дерево»
Р ассматривание книг, иллюстраций по произведениям К.И.Чуковского
«Кружка с блюдцем для Федоры»
Н ОД Познание
«Добрый дедушка Корней»
« Сказки Дедушки Корнея» (лото)
Выставка книг по сказкам К.И.Чуковского
Н ОД по развитию связной речи «Доктор Айболит»
Художественное творчество лепка: «Муха – цокотуха»
ПРИЛОЖЕНИЕ
Конспект сюжетно – ролевой игры «Ветеринарная клиника»
Цель игры: закрепление и обогащение знаний о деятельности медицинского персонала в процессе лечения животных;
- Формирование умения творчески развивать сюжет игры;
- Воспитание доброго отношения к животным;
- Воспитывать уважение к труду ветеринара.
Подготовка к игре: беседы о работе врача и медсестры при лечении людей; рассказ воспитателя о специфике работы ветеринара; чтение художественной литературы, в том числе произведение К.И.Чуковского «; Айболит», сюжетно-ролевая игра в поликлинику.
Материал для игры: 3 стола, на которых стоят пластиковые корзинки с наборами «Маленький доктор», халатики для врачей, вата, бинты длиной 50-75см. Недалеко от столов в ряд поставить стульчики или скамеечки, – это коридор, где пациенты будут ожидать, когда их пригласит врач.
Игровые роли: врачи-ветеринары, пациенты.
Ход игры
Воспитатель обращает внимание детей на одиноко сидящего львенка с завязанной лапой. Развязав бинт, все увидели большую занозу, которую трудно вытащить.
Воспитатель: что же делать? Предлагаю организовать клинику для животных и отвести львенка к хирургу, который и удалит занозу. - Посмотрите, может и у других зверят что-то болит.
(Выясняется, что у кого-то болят зубы, уши, а у олененка на плече рваная рана)
Воспитатель: - Ребята, в клинике работает сразу несколько врачей.
- Кто хочет быть врачом, надевайте халатики и готовьте свои кабинеты к работе.
Остальные дети будут пациентами. Пациенты занимают очередь к врачу и садятся со своими больными зверюшками на скамеечки в коридоре.
Я буду врачом-хирургом и буду зашивать больным раны, вытаскивать занозы, лечить сломанную лапу.
Медсестра подходит к пациентам, ожидающим приема, спрашивает, что у них болит и направляет к нужному врачу,
Врачи осматривают больных, слушают их с помощью фанендоскопа, осматривают уши, перевязывают больным лапы, шею и т.п., для активизации игры врач-воспитатель дает больным рекомендации: - Вашему зайчонку нужно лучше чистить зубки; - Вы обратитесь к терапевту, который посоветует, чем кормить медвежонка, какие давать витамины, чтобы у него была хорошая шерсть.
В конце игры отмечаю, какими внимательными были врачи,
Как хорошо они лечили больных, какие полезные советы давали.
Но болезни лучше предупреждать, поэтому в следующий раз всем зверятам нужно будет сделать прививки.
На этом игра заканчивается.
Рассказывание сказки К. И. Чуковского «Цыплёнок»
Цель:
- воспитывать у детей умение слушать художественное произведение, оценивать доступные их пониманию действия персонажей;
- учить характеризовать персонаж в двух-трёх словах;
- учить согласовывать слова в роде, числе;
- отчётливо произносить звукоподражания ко-ко, пи-пи, ква-ква,
ку-ка-ре-ку.
Словарь:
Разноцветные пёрышки
Предшествующая работа:
- рассматривание иллюстраций,
- чтение сказок,
- обучение элементам художественно-образных выразительных средств (интонации, мимике, пантомимике)
Материал:
- фланелеграф, плоскостные фигурки животных,
- круги красного, жёлтого, коричневого, чёрного, зелёного цвета,
- пиктограммы с изображением различных эмоций,
Ход занятия:
Звучит музыка, дети входят в группу. Воспитатель в роли бабушке – Рассказушке.
Восп: Тише, детки, не шумите,
Нашу сказку не спугните,
Здесь бывают чудеса…
Сказка спряталась пока!
Не грусти, улыбнись,
Сказка дарит нам сюрприз!
Воспитатель приглашает детей к мольберту, на котором расположены круги.
Восп:- Вот это сюрприз! Кто-то заколдовал сказочных героев и превратил их в разноцветные круги. Дети, а вы знаете, какая сказка здесь спрятана? Не знаете? Хотите я вам её расскажу и тогда мы, возможно, расколдуем наших героев? Давайте сядем рядком, да поговорим ладком.
Рассказывание сказки К. И. Чуковского «Цыплёнок»
Вопросы к детям:
- Каким был цыплёнок?
- Каким представлял себя цыплёнок?
- Какая была у цыплёнка мама?
- Кто испугал цыплёнка и маму?
- Кто взлетел на забор?
- Кто сидел в луже?
- А как поступила лягушка?
Отвечая на вопросы, дети имитируют движения.
Воспитатель приглашает детей к мольберту с цветными кругами:
- А теперь вы можете расколдовать сказочных персонажей?
Красного цвета круг – петух, жёлтого – цыплёнок, коричневого – курица, зелёного – лягушка, чёрного – кот.
Игра «Курочка - хохлатка»
Вышла курочка-хохлатка,
С нею жёлтые цыплятки,
Квохчет курочка: «Ко-ко!»
Не ходите далеко!
На скамейке у дорожки
Улеглась и дремлет кошка.
Кошка глазки открывает,
И цыпляток догоняет!
Итог занятия.
«Сказка, сказка приходи! Будут рады малыши!»
Игра «Испорченный телефон»
Правила игры:Играть в эту игру лучше компанией от 5 человек и более. Чем больше человек в цепочке, тем веселее и смешнее получается результат. Все игроки садятся в ряд на скамейку или бревно так, чтобы удобно было шептать на ушко друг другу. Если играете дома, подойдет любой диван. Это игра, развивающая внимательность, слух и чувство юмора.
Ведущий загадывает слово и шепчет его первому игроку так, чтобы не услышали остальные. Первый шепчет на ухо второму игроку то, что удалось услышать. Второй передает слово шепотом третьему и так далее по цепочке. Последний игрок громко вслух называет то, что услышал. Обычно это сильно отличается от слова, загаданного ведущим, и вызывает всеобщее веселье.
Ведущим становится последний игрок, а все остальные «сдвигаются» по скамейке. Бывший ведущий садится на место первого игрока.
- для того,чтобы результат получился смешнее, игроки стараются говорить очень быстро и очень тихо.
- для усложнения игры можно говорить не слово, а целую фразу.
При очень большой компании можно разделиться на две команды и устроитьсоревнование. В этом случае ведущий шепчет одинаковое слово каждой команде, побеждает та команда, у которой результат получился наиболее похожим на заданное слово.
Организованная образовательная деятельность в старшей группе.
Интегрированная образовательная область: художественно-эстетическое развитие (лепка), речевое развитие, познавательное развитие (математическое и сенсорное).
Тема:«Муха-Цокотуха»
Цель: формировать у детей представление о насекомых и их среде обитания.
Образовательные задачи:
Учить лепить насекомых, передавая особенности строения и окраски;
Показать возможность сочетания разных материалов для создания мелких деталей;
Развивающие задачи:
Развивать мелкую моторику рук, воображение;
Закрепить счет в пределах 10;
Повторить краткое содержание сказки И.К.Чуковского «Муха-Цокотуха».
Воспитательные задачи:
Используемый материал:презентация к занятию, пластилин разных цветов, стеки, доски, салфетки, дополнительные детали и бросовый материал для декорирования, аудиозапись с частью сказки И.К.Чуковского «Муха-Цокотуха»
Ход деятельности:
Воспитатель: сегодня необычный день, я хочу поделиться с вами новостью. Мне прислали письмо с загадкой, и мне нужна ваша помощь в ее отгадывании.
Я назойливая очень,
Но в стишке, так, между прочим,
Расскажу вам без прикрас:
Жизнь мою комарик спас.
Дети:Ответы детей
Воспитатель: правильно, посмотрите, к нам вместе с письмом прилетела муха. Скажите, а какую сказку про муху вы знаете?
Дети:Ответы детей
Воспитатель: давайте посмотрим на экран и прослушаем отрывок из сказки.
Дети смотрят.
Воспитатель: назовите насекомых, которые пришли в гости к Мухе. (бабочка, пчела, тараканы, блошки)
Каких насекомых вы еще знаете? (стрекоза, паук, комар, таракан, жук) Хорошо. Посмотрите на стол, который накрыла муха для гостей…кого там не хватает? (самих гостей)
Наша задача сегодня в том, чтобы из пластилина вылепить гостей для мухи.
Воспитатель предлагает детям вылепить для общей композиции какого-нибудь героя сказки…букашку, муху, паука, стрекозу, пчелу или таракана. Поясняет, что некоторые части тела можно дополнять бросовым материалом: бисером, пуговицами, бусинками, крылышки можно сделать из фольги, усики и лапки из проволоки. Дети выбирают насекомое и материал.
Воспитатель: давайте прервемся на физминутку. Повторяйте за мной(движения по тексту):
На реке живет енот,
Чешет лапкой он живот.
Своим хвостиком виляет,
Кверху лапки поднимает.
Шустро он по кочкам скачет
И запас под корень прячет.
Он среди воды живет,
Добродушный наш енот
Дети садятся на свои места и начинают выполнять работу. Воспитатель помогает детям, которым необходима помощь в выполнении работы.
Дети завершают оформление коллективной композицией. На экране презентации за столом мухи появляются гости. Муха благодарит их за помощь и прощается с ними.
Конспект занятия по предметному рисованию в старшей группе
«Посуда для Федоры»
Цель:
- Создавать художественный образ, используя известные приемы.
- Закрепить представление о цвете, форме, размере посуды.
- Продолжать учить умело, пользоваться красками, наносить мазки в одном направлении не выходя за контур предмета.
- Воспитывать самостоятельность, активность, умение работать в группе.
Оборудование: Мультимедиа, отрывок из мультфильма «Федорино горе», картинки чайника и чашки, цветные карандаши, альбомные листы.
Предварительная работа: чтение сказки К. И. Чуковского «Федорино горе», беседа опосуде, игры с кукольной посудой.
Ход занятия:
Организационный момент:
Воспитатель: Ребята, сегодня утром к нам в детский сад пришла посылка на имя нашей группы. Давайте мы её с вами сейчас откроем и посмотрим, что там.
(воспитатель с детьми открывают посылку и видят диск)
А тут в посылке лежит диск с мультфильмом, а с каким я предлагаю вам посмотреть небольшой отрывок из этого мультфильма. Смотрите внимательно, потом вы должны сказать, как он называется.
(Дети смотрят отрывок).
Воспитатель: Скажите, как называется этот мультфильм?
Ответы детей.
Основная часть:
Воспитатель: Правильно. Как вы думаете, почему от Федоры убежала посуда?
Ответы детей.
Воспитатель: Почему посуда решила вернуться к Федоре?
Ответы детей.
Воспитатель: Вы, ребята, помните, что у Федоры много посуды разбилось. Она очень расстроилась. Как вы думаете, как можно ей помочь?
Ответы детей.
Воспитатель: А какую посуду вы знаете? (Ответы детей). Федора сказала мне по секрету, что она хочет, чтобы вы нарисовали для неё чашку и чайник.
(Рассматривание чайника и чашки).
Воспитатель: А какие виды чашек вы знаете? (Керамические, стеклянные, деревянные, фарфоровые, алюминиевые, железные, глиняные).
Воспитатель: Для чего нужна чашка?
Ответы детей.
Воспитатель: Какой она формы? (Округлой).
Воспитатель: Да, у чашки узкое донышко, а к верху она шире. У каждой чашки обязательно есть ручка, чтобы было удобнее пить из неё разные напитки. Как вы думаете, что будет с чашкой, если она упадет?
Ответы детей.
Воспитатель: Из каких частей состоит чайник? (У чайника есть ручка; крышка закрывающая отверстие, в которое мы наливаем воду; маленький носик из которого мы выливаем воду; донышко).
Воспитатель: Чашка и чайник могут быть разных размеров и разного цвета. Обратите внимание на размер чайника, он больше, чем чашка.
Воспитатель: Подумайте над тем, какой у вас будет узор? Узор должен быть у чайника и чашки одинаковый.
Воспитатель: Ребята, а с чего вы начнете рисовать?
Воспитатель: Что вначале вы будете рисовать?
(Ответы детей).
Воспитатель: Давайте с вами в воздухе покажем, как будем рисовать чайник (сначала проведем линию – это будет стол, затем нарисуем круг, потом донышко, ручку, крышечке).
Воспитатель: А теперь каждый садится за стол на свое место. И приступаем к рисованию.
Самостоятельная работа детей: рисование чашки и чайника. Украшение их. Наблюдаю за действием детей и при необходимости оказываю им помощь и поддержку.
Итог:
Воспитатель: Какие чашка и чайник вам понравились больше всего? Почему?
Воспитатель: Какие чашка и чайник получились самыми яркими? Почему?
Воспитатель: Чтобы вы посоветовали Федоре сделать с посудой после чаепития? И почему?
Ответы детей.
Сценарий развлечения для детей старшей группы
«Литературная викторина по произведениям К. И. Чуковского»
Цель: Закрепить знания детей о прочитанных сказках К.И. Чуковского.
Задачи.
Образовательные:
- поддерживать интерес и любовь к художественной литературе;
- обогащать и активизировать словарный запас;
- расширять кругозор.
Развивающие:
- развивать мыслительные и творческие способности детей;
- развивать чувство уверенности в себе и чувство коллективизма;
- развивать внимание, логическое мышление, координацию речи с движениями.
Воспитательные:
- воспитывать доброжелательность, уважительное отношение друг к другу.
Материалы и оборудование:
Конспект викторины.
Портрет писателя.
Костюмы для детей – персонажей сказок.
Выставка книг со сказками К.И. Чуковского.
5. Фишки за правильные ответы, магнитофон.
Предварительная работа:
- знакомство с портретом писателя;
- чтение и драматизация сказок К.И. Чуковского;
- обсуждение каждой сказки;
- творческие работы по изо-деятельности (по сказкам).
Ход мероприятия:
Организационный момент
Дети под музыку входят в зал и садятся на стульчики.
Представление жюри. Приветствие команд.
Дети уже разделились на 2команды:
Команда «Мойдодыра» и команда « Муха-цокотуха», выбраны капитаны.
Воспитатель:
- Дорогие ребята, мы рады приветствовать вас на литературной викторине. Сегодня я приглашаю вас в сказочную страну, одного нашего писателя, который очень любил писать для самых маленьких детей. Все дети очень любят слушать сказки. И мы с вами прочитали много сказок. А сегодня мы еще раз окунемся в мир сказок К.И. Чуковского.
Слушайте внимательно вопросы викторины и быстро отвечайте. За каждый правильный ответ команда будет получать фишку. Команда, заработавшая большее количество фишек в конце викторины, станет победителем.
1. Конкурс капитанов.
«Назови произведение» - называют по очереди по одному произведению, если не могут-помощь команды или пропуск хода.
2 . Конкурс «Это кто?»
Воспитатель: «Каким персонажам сказок принадлежат эти сказочные имена?»
Команды отвечают по очереди.
- Айболит (доктор)
- Бармалей (разбойник)
- Федора (бабушка)
- Каракула (акула)
- Мойдодыр (умывальник)
- Цокотуха (муха)
- Рыжий, усатый великан(таракан)
- Тотошка, Кокоша (крокодильчики)
3. Загадки о героях сказок.
За каждый правильный ответ 1-очко. За отгадывание загадки, предназначенной для другой команды -2 очка. Команды отгадывают по очереди.
1. С Танечкой и Ванечкой
Расправиться мечтал
Но потом он стал добрей,
И даже полюбил детей. (Бармалей.)
2. Покупала самовар,
А спасал ее комар. (Муха-цокотуха.)
3.Это что за вор зубастый
Красно солнце заграбастал?
Ох, побьёт его медведь,
Неповадно будет впредь. (Крокодил.)
4. Этот сказочный герой
Кривоногоий и хромой.
Он по всюду знаменит
И на всех грязнуль сердит. (Мойдодыр.)
4 Физкультминутка: «Сказки Чуковского». – А посуда вперёд и вперёд – по полям, по болотом идёт. (Дети идут по круг)
- Я бегу, бегу, бегу – удержаться не могу (бегут по кругу).
- Вдруг из маминой из спальни кривоногий и хромой,
Выбегает умывальник и качает головой (наклоны головы вправо и влево).
5. Отгадай произведение по отрывку:
1. Долго, долго крокодил
Море синее тушил
Пирогами, и блинами,
И сушёными грибами. («Путаница.)
2. Я хочу напиться чаю,
К самовару подбегаю,
Но пузатый от меня
Убежал как от огня. («Мойдодыр».)
3. Но не слушали газели
И по-прежнему галдели:
-Неужели, в самом деле
Все качели погорели?
Что за глупые газели! («Телефон».)
4. Он ударил в медный таз
И вскричал: «Кара-барас!» (Мойдодыр.)
5. Сапоги скрипят,
Каблуки стучат,-
Будет, будет мошкара
Веселиться до утра: («Муха - цокотуха»)
6. И сейчас же к нему из-за ёлки
Выбегают мохнатые волки: («Айболит»)
7.«Загадки К. И. Чуковского».
1. Был белый дом,
Чудесный дом,
И что-то застучало в нём.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо —
Такое тёплое, такое пушистое и золотое.
(Яйцо и цыплёнок.)
2. Два коня у меня,
Два коня.
По воде они возят меня.
А вода
Тверда,
Словно каменная!
(Коньки.)
3. Ах, не трогайте меня:
Обожгу и без огня!
(Крапива.)
4. Растёт она вниз головою,
Не летом растёт, а зимою.
Но солнце её припечёт —
Заплачет она и умрёт.
(Сосулька.)
5.Прогулялась я по полю
И купила самовар,
А потом на мне женился
Храбрый маленький комар. (Муха-Цокотуха.)
6.Всех на свете он добрей
Лечит он больных зверей.
И однажды бегемота,
Вытащил он из болота. (Доктор Айболит.)
7. Вот иголки и булавки
Выползают из-под лавки.
На меня они глядят,
Молока они хотят. (Ёжик.)
8. На малину налетели,
Поклевать её хотели.
Но увидели урода-
И скорей из огорода!
А урод сидит на палке,
С бородою из мочалки. (Пугало.)
7.«Из какой, сказки к нам пожаловали эти гости?»
Воспитатель показывает сразу всех персонажей сказки «Цыплёнок». Одно очко присуждается той команде, которая быстрее узнает сказку.
8. «Гости из сказок».
Воспитатель ставит табуретку с салфеткой и самоваром.
Выходит девочка первой команды в русском костюме и обращается к команде соперников:
- А на белой табуреточке,
Да на вышитой салфеточке
Самовар стоит
Словно жар горит.
Угадайте, из какой я сказки? («Федорино горе».)
Выходит мальчик второй команды в шапочке медведя и обращается к своим соперникам:
«Ой, куда вы, толстопятые, сгинули?
На кого вы меня, старого, кинули?»
Угадайте, из какой я сказки?
9.Подведение итогов викторины.
Воспитатель хвалит детей. Жюри или воспитатель определяет команду-победителя.
Награждение команды памятными подарками.
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
«Добрый дедушка Корней, друг всех маленьких детей»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Добрый дедушка Корней, друг всех маленьких детей»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.
Образовательная область «Речевое развитие»
Тема: «Добрый дедушка Корней, друг всех маленьких детей»
Цель:
- углубленное изучение произведений К. И. Чуковского
Задачи:
-расширять и активизировать словарь по теме;
-развивать связную речь детей, закреплять умение давать полный ответ на вопросы педагога, используя обобщающие слова;
- развивать навык выразительного чтения;
- формирование грамматически правильной монологической речи (составление рассказа по опорным картинкам);
- развитие образного и логического мышления;
- обогащение словаря ребенка пословицами;
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности.
Интеграция образовательных областей: «Социально –коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическая культура»
Предварительная работа:
- чтение сказок К. И. Чуковского;
- заучивание отрывков из сказок;
- звуко-слоговой анализ слова.
Оборудование:
- выставка книг К. И. Чуковского;
- фланелеграф (панно и комплект картинок по сказкам);
- сюжетные картинки по сказке «Муха – Цокотуха»;
- презентация;
-компьютер.
Логика НОД
Педагог: Ребята, вспомните детских писателей. (Ответы детей). Сегодня мы будем вспоминать сказки К. И. Чуковского. Внимательно слушайте начало сказки. (Педагог зачитывает первые две главы произведения «Федорино горе»). Что происходит в начале сказки?
Дети: Убегает посуда.
Педагог: Какие слова К. И. Чуковский использует, чтобы показать, что все убегают?
Дети: Скачет, пошла, сыплются, побежала, поскакала, помчалися, перескакивают, несутся, скачут.
Педагог: Вот какой богатый русский язык. А ещё, ребята, вы сказали, что посуда убегала. Посуда – это общее слово (педагог вешает на магнитную доску большой бумажный круг, а какая посуда бывает, какая посуда убегала в сказке?
Дети: Чашки да ложки, кофейник, рюмки да бутылки (дети называют слово и прикрепляют магнит в круг).
Педагог: Посмотрите на эту доску и подумайте, на какие две группы можно разделить эти картинки?
Дети: Насекомые в одной группе, а животные в другой группе.
(Дети на фланелеграфе раскладывают насекомых и животных в разные стороны).
Педагог: В какой сказке героями являются насекомые? («Муха – Цокотуха»). А в каких сказках герои – звери? («Доктор Айболит», «Тараканище»).
Молодцы! Вспомнили сказки. А теперь угадайте, из какой сказки отрывок.
Дети декламируют отрывки из сказок. Остальные - называют сказку.
Физкультминутка.
Изобразите сказочных героев и их действия (на ковре).
Скачет сито по полям,
А корыто по лугам.
За лопатою метла
Вдоль по улице пошла.
Оседлали носорога,
Покаталися немного.
А Таня и Ваня хохочут,
Бегемотово брюхо щекочут.
Он по Африке идет,
На всю Африку орет.
Рано утром на рассвете
Умываются мышата,
И котята, и утята,
И жучки, и паучки.
Звери задрожали,
В обморок упали.
Дети садятся на свои места.
Педагог берет папку с иллюстрациями к сказке «Муха – Цокотуха» и случайно роняет ее.
Педагог: Все картинки перепутались! Помогите поставить их по порядку.
Дети расставляют иллюстрации.
Педагог: Расскажите сказку «Муха – Цокотуха» по картинкам. Если можете – то используйте строчки, написанные К. И. Чуковским.
Дети рассказывают по опорным картинкам.
Педагог: Мы сегодня вспомнили очень много сказок К. И. Чуковского. А сейчас послушайте пословицы и подумайте, к какой сказке подходит каждая из них.
У страха глаза велики. («Тараканище»)
Мойся белее - будешь милее. («Мойдодыр»)
Сила врача в его сердце. («Доктор Айболит»)
Друг познается в беде. («Муха – Цокотуха»)
Порядок в доме есть – хозяину честь. («Федорино горе»)
Всему своё место и всё на своём месте. («Путаница»)
Педагог: А здесь потерялись вещи из сказок. Назовите сказку и строки из сказки, где встречаются эти предметы. Сколько слогов в каждом из этих слов? (Презентация).
Телефон (У меня зазвонил телефон).
Воздушный шарик (а за ним комарики на воздушном шарике).
Велосипед (Ехали медведи на велосипеде).
Мыло (Вот и мыло подскочило).
Калоша (Пришли мне дюжину новых калош) .
Градусник (И ставит им градусник) .
Стол (Из окошка вывалился стол) .
Перчатки (А потом позвонили зайчатки: «Нельзя ли прислать перчатки?»)
Педагог: Сказки какого автора нам сегодня помогали на занятии? Какие пословицы запомнили?
Педагог: Молодцы! Отлично поработали! А в тихий час я вам прочитаю сказку «Айболит и воробей». За активное участие во время занятия примите раскраски по сказке «Муха – Цокотуха».
Анкета для родителей«Роль книги в жизни ребенка»
1. Читаете ли вы ребенку?
_______________________________________________________________
2. Любит ли ваш ребенок слушать сказки?_______________________________________________________
_______________________________________________________________
3. Какие сказки особенно любимы вашим ребёнком?_______________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
4. Обсуждаете ли вы с ребенком прочитаннуюсказку?__________________
______________________________________________________________________________________________________________________________
5. Можно ли увлечь ребенка чтением?____________________________
Как это сделать?_______________________________________________
_______________________________________________________________
6. Как вы поступаете, если ребенок не хочет слушать сказку?________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
7. Нужно ли современному ребёнку прививать любовь к чтению?___
______________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________
8. Ваши пожелания педагогу.___________________________________
_______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9.Что бы вы хотели узнать по данной теме?____________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Методическое обеспечение