Проектная деятельность
Проект «Путешествие в страну сказок»
Пояснительная записка
Постановка проблемы: В возрасте 4-5 лет речь ребенка довольно примитивна, словарный состав невелик. Я заметила, что в последние годы наблюдается снижение уровня речевого развития детей. Это, в свою очередь, отражается на последующем развитии и обучении ребенка. Одна из причин снижения речевого развития детей, это пассивность и занятость родителей. Детям практически почти перестали читать книги и сказки. Невозможно привить ребенку любовь к литературе, если взрослый безответственен в выборе книг для чтения. Проблема усугубляется и тем, что у ребенка, равнодушного к книге, отсутствует мотивация для последующего обучения к чтению, а значит, возникают трудности в школе. Именно поэтому я решила создать проект «Путешествие в страну сказок».
Играя с детьми, читая им литературные произведения, я вижу, что сказки для малышей – это нечто чудесное, волнующее, запоминающее. Сердце замирает у ребенка, когда он слушает сказки. Сказки служат для детей первым уроком нравственности и морали. В них добро всегда побеждает зло. Именно доступный язык сказки они понимают легче, чем пресную речь взрослого. Роль сказок в воспитании детей многогранна. Во-первых, они развивают воображение, склоняют к фантазированию. Также они развивают правильную речь, учат отличать добро и зло.
Рассказывая малышу сказку, мы развиваем его внутренний мир. И чем раньше мы будем читать книжки, тем раньше он начнет говорить и правильно выражаться. Сказка формирует основы поведения, общения. Развивает воображение и творческий потенциал.
Актуальность проекта состоит в том, что он сочетает в себе средства и способы развития творческих и речевых способностей ребенка. Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. В игре незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй, диалогическая речь, ее грамматический строй.
Вид проекта: Творческий.
Возраст детей: Средний возраст
Участники проекта: Дети, воспитатели, родители, музыкальный руководитель.
Продолжительность проекта: Краткосрочный (1 месяц)
Способ осуществления проекта: внутри ДОУ в контакте с семьёй
Цель: Развитие речи и коммуникативных способностей детей среднего дошкольного возраста через проектную деятельность.
Задачи:
Закреплять и расширять знания детей о сказках.
Обогащать словарный запас, совершенствовать диалогическую речь посредством различных игр драматизаций, инсценировок.
Развивать экспрессивную речь.
Способствовать формированию коммуникативных и творческих способностей детей.
Вовлекать родителей в совместную деятельность посредством проекта «Путешествие в страну сказок», стимулировать чтение в семье.
Закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности, любовь к русским народным сказкам.
Проектная задача:
Музыкально-театрализованное представление для детей младшей группы «Теремок»
Предполагаемый результат:
Получение дополнительных знаний о сказках.
Развитие у детей познавательной активности, творческих, коммуникативных способностей.
Проведение театрализованных представлений по русским народным сказкам.
Организация выставки рисунков «Мой любимый сказочный герой» (родители)
Детское творчество (лепка, рисование, аппликация).
Методы проекта: познавательно-игровая деятельность, беседы, наблюдения, совместные игры.
Ожидаемые результаты по проекту:
Развит интерес детей к русским народным сказкам.
Воспитаны чувства дружбы и коллективизма.
Дети получат эмоциональный отклик от своей работы.
Пополнен книжный уголок по разделу «Сказки», приобретены и изготовлены ширмы для показа кукольного театра.
Подобраны игры для закрепления русских народных сказок.
Изготовлены совместно - творческие работы с детьми и родителями. разработаны рекомендации, папки – передвижки для родителей.
Презентация проекта на педсовете ДОУ.
Театрализованная постановка для группы детей.
Активное участие родителей в совместном ролево-игровом проекте.
Содержание:
Подбор иллюстративного материала, сказок, потешек. Поисковая работа.
Изготовление атрибутов к сказке «Три медведя». Поручение.
«Роль сказки в жизни ребёнка». Консультация для родителей.
Коммуникативная
Работа с иллюстрациями к русским народным сказкам «Репка», «Три медведя». Рассматривание, речевой тренинг
Чтение художественной литературы Знакомство с устным народным творчеством: русские народные сказки «Колобок», «Три медведя», «Репка». Аудиозапись сказок: «Теремок», «Заюшкина избушка». Чтение, обсуждение, прослушивание
Игровая:
Подвижные игры: «У медведя во бору», «В гости к зайке». Сюжетные игры Воспитатель, дети 4. Продуктивная Лепка «Чашка» Рисование «Тарелка» Мастерские по изготовлению продуктов детского творчества
Тематический план реализации проекта
Реализация проекта осуществляется через следующие этапы:
1. Определение цели и задач проекта.
2. Определение необходимых средств для реализации проекта.
3. Изучение методической литературы.
4. Подбор литературы, иллюстраций, стихов и мультфильмов для детей.
5. Обсуждение с музыкальным руководителем музыки и песен по теме проекта, сценария театральной постановки сказки.
6. Обсуждение с родителями плана реализации проекта.
7. Создание в группе предметно – развивающей среды.
Взаимодействие с детьми:
Цель: Расширять представление детей о русских народных сказках. Воспитывать у детей любовь к русским народным сказкам. Обогащать и расширять словарный запас детей.
Формы работы:
1. Рассматривание иллюстраций, книг русских народных сказок.
2.Чтение и рассказывание русских народных сказок, беседа по прочитанной сказке.
3.Проведение настольно-печатных, дидактических, словесных игр
4.Рисование на тему «Мой любимый сказочный герой»
5. Чтение сказки «Теремок», беседа с детьми по её содержанию, рассматривание иллюстраций.
6.Слушание аудио-сказки «Теремок».
7.Непосредственно-образовательная деятельность с опорой на сказку.
8.Раскрашивание восковыми мелками иллюстраций к сказке.
9.Аппликация «Стоит в поле теремок».
10.Лепка «Животные сказочного теремка»
11.Разучивание на прогулке подвижных игр: «У медведя во бору», «Мышки и кошка», «Хитрая лиса».
12.Подготовка театральной постановки.
13.Разучивание с детьми стихов, танцев и песен к театральной постановке.
14.Изготовление приглашений на спектакль.
15.Фотосъёмка интересных и запоминающих моментов проекта.
13.Сюжетно-ролевая игра «Мы артисты»
14.Настольный театр «Гуси – лебеди», «Кот, петух и лиса»
15.Театр на полотне «Репка»
Взаимодействие с родителями:
Цель: Заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.
Формы работы:
Консультации, папки – передвижки, совместная деятельность родителей и детей по изготовлению рисунков (домашнее задание), участие в выставке детских работ. Приобретение ширмы для показа кукольного театра.
Сбор материала (картинок и иллюстраций по сказке) для создания выставки и альбома в группе.
Изготовление родителями масок для театральной постановки.
Просмотр мультфильма «Теремок», обсуждение сказки в кругу семьи.
Разучивание роли героя к спектаклю.
Оснащение предметно – развивающей среды:
1. Выставка иллюстраций по русской народной сказке «Теремок» в группе.
2. Различные виды театров по сказке «Теремок».
3. Выставка детского творчества (аппликации, лепки, рисунков).
1. Театральная постановка для детей.
2. Совместное чаепитие с просмотром слайд-шоу.
3. Выпуск стенгазеты с фотографиями проекта.
4. Показ театрализованной сказки «Теремок», детям младшего возраста.
5. Литературная викторина «В мире сказок».
Материально-технический ресурс
- изостудия;
- музыкальный зал;
- технические средства обучения (DVD проигрыватель, музыкальный центр и т.д.);
- наглядно-методические пособия;
- методическая литература.
Перспективы дальнейшего использования
Макет данного проекта можно реализовать по любому литературному произведению, выбранному детьми.
Список литературы:
1. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. М.: ТЦ Сфера, 2003 г.
2. Доронова Т.Н. Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: метод. Пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждения. Т.Н. Доронова. - 2-е изд.-М.: Просвещение,2005г.
3. Кудрявцева Н.Ю. «Готовимся к празднику» Методика изготовления костюмов, кукол, декораций для детского спектакля. Москва: Школьная Пресса, 2011г.
4. Новиковская О.А. «Конспекты занятий по сказкам с детьми 4-5 лет».СПб.: «Паритет» 2007г.
5. Поляк Л.Я. Театр сказок: Сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок. -СПб. «Детство-пресс», 2008.