СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПРОЕКТ «Развитие речи через коммуникативные игры»

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель проекта: развитие коммуникативных навыков у воспитанников детского дома младшего школьного возраста.

Задачи :

1. Помочь воспитанникам в установлении контактов друг с другом ;

2. Создать атмосферу доброжелательности и взаимопомощи;

3. Дать элементарные сведения о культуре общения и через игры и упражнения, стимулировать развитие диалогической и монологической речи, развития умения выражать свои суждения и мнения.

Просмотр содержимого документа
«ПРОЕКТ «Развитие речи через коммуникативные игры»»

Контрольная работа

(закрепление пройденного материала)





ПРОЕКТ

«Развитие речи через коммуникативные игры»








Выполнила: учитель-логопед КГКУ детский дом 10


Почалова Анна Ивановна



















г.Комсомольск –на-Амуре

2019 год

ПРОЕКТ

«Развитие речи через коммуникативные игры»

Цель: ввести в практическую работу развитие речи через коммуникативные игры в КГКУ детский дом 10.

Пояснительная записка:

Актуальность

Повышение речевой культуры учащихся – одна из актуальных задач, стоящих перед современной школой. Общеизвестно, что показателем уровня культуры человека, мышления, интеллекта является его речь, которая должна соответствовать языковым нормам. Именно в начальной школе дети начинают овладевать нормами устного и письменного литературного языка, учатся использовать языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и задачами речи. При этом учитель-логопед должен помочь детям осмыслить требования к речи, учить младших школьников при формулировке мыслей следить за правильностью, точностью, разнообразием, выразительностью языковых средств. Обогащение словарного запаса учащихся, обучение связной речи и развитие ее выразительности – таковы основные задачи, которые решаются в практической работе учителей–практиков и теоретических исканиях методистов.

Современному обществу необходимы люди, владеющие словом, умеющие отстаивать свои убеждения, взгляды, вести дискуссию, творчески включающиеся в процесс межличностной коммуникации. В этой связи одной из главных задач современной школы является подготовка выпускника начальной школы, который умел бы общаться, слушать и говорить так, чтобы его слушали, умел оценивать чужую, и конечно свою речь.

Актуальность проблемы формирования навыков речевой деятельности младших школьников определяется задачами образования на современном этапе развития общества и теми высокими государственными требованиями к уровню общеобразовательной подготовки учащихся, которые заявлены в программе для общеобразовательных учреждений и требованиях ФГОС. В этих документах акцентируется внимание на необходимости формирования духовно богатой личности, развития творческого потенциала учащегося, повышения его речевой культуры. В соответствии с этими требованиями приоритетным направлением в обучении русскому языку и литературному чтению в условиях введения ФГОС в начальной школе является развитие устной и письменной речи учащихся.

Речь всегда входит в какую-то другую интеллектуальную или практическую деятельность. Речь порождается потребностями жизни – труда, познавательной деятельности, игры и пр. При нарушении связной речи отмечаются коммуникативные трудности, отклонения в познавательном развитии. Дети, которые испытывают психологические проблемы, не всегда могут правильно построить речевое развёрнутое высказывание.

Для успешного обучения в школе важными компонентами являются развитая связная речь, сформированная эмоционально-волевая и коммуникативная готовность.

В младшем школьном возрасте у детей появляются новые психологические образования, изменяется социальная ситуация развития, происходит смена ведущих видов деятельности: игровая деятельность постепенно уступает место учебной. Однако, это еще не означает, что дети теряют интерес к игре. Игровая деятельность принимает свои специфические формы и имеет свои специфические задачи. Особенность игровой деятельности в том, что в ней успешно осваивается содержание учебной деятельности.

Процесс логопедического воздействия в детском доме №10 направлен на преодоление речевых дефектов у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста. Возрастные границы коррекции речи расширены не случайно, так практика работы с данной категорией детей, которым вовремя не была оказана логопедическая помощь из-за разных причин, показывает, что дети поступают в учреждение в возрасте от 3 до 17 лет и у них обнаруживается ряд речевых расстройств: задержка речевого развития, общее недоразвитие речи; нарушение звукопроизношения, которое может быть отягощено дизартрическим синдромом; нарушение письма и чтения. В детском доме речевое развитие детей характеризуется нарушением всех компонентов языковой базы, что создает значительные трудности для полноценного общения воспитанников и говорит о недостаточном уровне социальной зрелости.

Деятельность логопеда в учреждениях различного типа имеет свои особенности. Логопед, работающий в детском доме, сталкивается с детьми с различными вариантами дизонтогенеза. Расстройства речи возникают у таких детей вследствие плохой наследственности, отягощенной различными негативными факторами в перинатальном периоде (алкоголизм, никотиновая и наркологическая зависимость, наличие инфекций у матери, обострение хронических заболеваний во время беременности и т. п.). Часто у воспитанников детского дома встречается врожденная психическая и неврологическая патология.

Логопедическая деятельность в детском доме направлена на содействие успешной социализации воспитанников. Поступающие к нам дети разновозрастные и имеют самый широкий спектр отклонений: нарушение речи (как устной, так и письменной), задержка психоречевого развития, нарушение зрения, состояния, пограничного с умственной отсталостью, «социально-педагогическая (бытовая) запущенность», а также различные явления социальной дезадаптации. В устной и письменной речи, при чтении у таких детей отмечается масса специфических ошибок. Своевременное выявление детей с речевой патологией, правильная квалификация имеющихся у них дефектов речи и организация адекватного дефекту коррекционного обучения позволяют не только предупредить появление нарушений письма и чтения (как вторичного дефекта по отношению к устной речи), но и не допустить отставания школьников в усвоении программного материала. Организация логопедического процесса позволяет устранить или смягчить как речевые, так и психофизические нарушения.

Основными направлениями коррекционно-логопедической работы

являются:

  • Диагностика речевого развития детей.

  • Коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи воспитанников.

  • Коррекция дефектов звукопроизношения

  • Восполнение пробелов в формировании психофизиологических предпосылок развития речи на сенсорном уровне.

  • Разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов учреждения.

Цель проекта: развитие коммуникативных навыков у воспитанников детского дома младшего школьного возраста.

Задачи :

1. Помочь воспитанникам в установлении контактов друг с другом ;

2. Создать атмосферу доброжелательности и взаимопомощи;

3. Дать элементарные сведения о культуре общения и через игры и упражнения, стимулировать развитие диалогической и монологической речи, развития умения выражать свои суждения и мнения.

Механизм реализации: Создание благоприятного психологического климата в общении между воспитанниками разных групп, воспитателями, специалистами детского дома. Совместное проведение различных мероприятий, театрализованных представлений, инсценировок, экскурсий, походов.

Участники проекта: воспитанники детского дома, воспитатели, учитель-логопед, педагог-психолог, педагог -организатор.


Приемы и методы:




Работа по развитию речи требует разнообразных приёмов и средств. В процессе занятий многократно меняется учебная ситуация и мотивы речи. Учащиеся то свободно высказываются, то выполняют задание, которое дисциплинирует мысль и направляет в строгое русло их речевую деятельность. В работе по развитию речи необходимо сочетать и то и другое.

Упражнения по развитию речи имеют место на каждом уроке и не могут быть ограничены только уроками русского языка и литературы. Каждый устный ответ ученика является упражнением в устной речи и, следовательно, он должен отвечать требованиям к содержанию, построению и оформлению речевого высказывания.

С языковой точки зрения в методике развития речи принято выделять 3 направления: работа над словом (лексический уровень); работа над словосочетанием и предложением (синтаксический уровень); работа над связной речью.

В качестве методических приёмов работы со словом на занятиях по развитию речи можно использовать следующие приемы:

  • толкование лексемы с помощью толкового словаря:

  • показ самого предмета или его изображения;

  • этимологический анализ или этимологическая справка;

  • использование ребусов;

  • составление логической цепочки слов;

  • использование кроссвордов и чайнвордов.

Материал: -видео- и аудио - треки, картотеки игр и упражнений ; -наглядный материал – презентации, буклеты, иллюстрации, картинки, карточки; -технические средства – компьютер, музыкальный центр, проектор; -атрибуты для игр и драматизаций


Длительность: 1 месяц


Б) Основная часть:

1 этап – подготовительно-информационный, сбор информации.

Календарно - тематический план на месяц.


Месяц

неделя

Занятие

Тема

Задачи работы с детьми

Прогнозируемые результаты

1неделя

2

Владение речью - средство общения и культуры.

Учить владеть речью, как средством общения и культуры.

Уметь владеть речью.

2неделя

2

Невербальные формы общения.

Формировать у детей невербальные формы общения: умение фиксировать взгляд на лице партнера, смотреть в глаза партнеру при общении.

Уметь общаться.

3неделя

2

Рука, как средство коммуникации.

Формировать умения детей пользоваться рукой как средством коммуникации, выполняя согласованные, направленные на другого человека движения рукой, телом и глазами.

Уметь пользоваться рукой, как средством коммуникации.

4неделя

2

Побуждать детей к речевому высказыванию.

Побуждать детей к речевому высказыванию по результатам действий с игрушками.

Уметь высказывать по результатам действий.




Модель взаимодействия с другими педагогами.




Учитель-логопед


Педагог-психолог





Воспитатель




Инструктор по труду

Педагог-организатор

Инстуктор по физкультуре

Хореограф














  1. Написать перечень методов и приемов на развитие коммуникации


Методы и приёмы обучения


Практические

Упражнения

Подражательно-исполнительские

Творческие

Речевые

Игровые

Игры Дидактические

Подвижные

Творческие

Моделирование знаково-символическое

Наглядные

Наблюдение

Рассматривание рисунков, картин, схем, профилей артикуляций

Прослушивание магнитофонных записей

Показ образца задания, способа действия

Словесные

Рассказ

Пересказ

Беседа (предварительная и итоговая), обмен впечатлениями

Показ образца

Пояснение

Объяснение

Педагогическая оценка

Самооценка



Методы речевого развития

Учитывая особенности младшего школьного возраста, и тот факт, что развитие речи охватывает все учебные предметы, отметим, что обучение по «образцу», именно в начальной школе, является одним из ведущих. Так, обучение:

– многочисленным видам пересказов прочитанных текстов (близкий к тексту образца, сжатый, выборочный, с творческими дополнениями и с изменениями, с делением текста на части, озаглавливание частей, составление плана прочитанного рассказа, тоже в письменном варианте);

– письменным и устным изложениям (сообщениям) разнообразных стилей;

– составлению и оформлению собственных высказываний (объявления, заявления, делового письма, телеграммы, дневниковых записей и пр.) по типу данного или по модели в зависимости от жанра высказывания (описание, повествование, рассуждение).

Иными словами, образцовый текст выполняет роль основного составляющего в общем широком потоке языковых влияний на детей – влияний речевой среды на их формирующееся языковое чутье. Повышению самостоятельности и познавательной активности учащихся как раз и ведет использование имитационных методов. Однако имитационный метод при всей его популярности сам по себе не может быть достаточным, поскольку обучение «по образцам» подготавливает учащихся к другим методам развития речи.

Следующая группа методов развития речи – коммуникативные методы: Необходимость их использования обусловлена рядом требований:

– во-первых, любое высказывание учащегося (устное или письменное) вытекает из потребности вступить в контакт, поделиться своими мыслями и чувствами. Эта потребность вытекает из так называемой речевой ситуации, следовательно сама ситуация может быть искусственно создана посредством коммуникативных методов (создание искусственных диалогов, споров, обсуждений, ролевых игр, переписки, бесед на прогулках и экскурсиях и т.д.). Даже в искусственных ситуациях мотивация резко повышает самостоятельность учащихся в речевой деятельности;

– во-вторых, говорящий (пишущий) должен быть в достаточной мере подготовлен к содержательному высказыванию, т.е. ему необходимо располагать обширным, достоверным, значимым материалом для своего выступления. Без свободного владения материалом школьник не может осуществить акт коммуникаций. Ее цель не будет достигнута, если содержание не будет подчинено авторскому замыслу, будет нарушена логика повествования;

– в-третьих, коммуникативная цель будет достигнута лишь в том случае, если учащийся достаточно владеет языковыми средствами: богатым и хорошо активизированным словарным запасом, способностью быстро и безошибочно образовывать грамматические формы, строить предложения и связывать их в тексте;

– в-четвертых, речь учащихся, его рассказ играют свою роль в общении. Даже обычный ответ ученика на уроке является мотивированным высказыванием, которое включено в систему познавательной деятельности всего класса. Если ответ выслушан и понят классом, вызвал определенный отклик окружения, то коммуникация прошла успешно. Однако этому так же необходимо учить младших школьников.

Коммуникативные методы опираются на теорию речевой деятельности, в частности на анализ речевого акта, поскольку учитывает все его ступени – и ситуативную, и мотивационную, и восприятия собеседником, и обратную связь.

Коммуникативные методы имеют свой набор приемов, средств обучения, типов заданий и упражнений:

– создание речевых ситуаций или выбор их из потока жизни;

– ролевые игры, труд, походы и экскурсии, картины, специально организованные наблюдения;

– словесное рисование картин, введение записей и дневников; создание сюжетов по воображению, в том числе сказочных;

– выбор разнообразных жанров – докладов, выступлений по радио, телепередачи, рекламы;

– «проба пера» – литературно-творческие попытки в прозе, в стихах, в драматических жанрах.

Третья группа методов – метод конструирования теста – это отчетливо выраженный синтетический метод. Он тесно связан с первыми двумя, поскольку в системе обучения «по образцам» виды текста анализируются, моделируются, и впоследствии конструирование связано и с коммуникативным методом, обеспечивающим мотивацию речи, ее действенность, определяет социальные и личностные функции речи.

Кроме того, необходимость использования методов конструирования обусловлена:

– Во-первых, грамматикой, и преимущественно – синтаксисом, а также лексикологией, теорией словообразования, доступных элементов стилистики, а для устного варианта речи – фонетикой, орфоэпией и интонацией;

– Во-вторых синтаксисом текста, теорией сложного синтаксического целого;

– В-третьих, теорией функциональных типов речи (и текста);

– В-четвертых, логикой;

– В-пятых, теорией композиции, изобразительных средств языка; наконец, элементами стилистики и культуры речи, куда входит и орфография.

Метод конструирования текста располагает обширным набором приемов и типов речевых упражнений. Приемы располагаются по группам: первая из них – работа над словом, или словарная работа:

– толкование значений слов, оттенков их значений, эмоционально–экспрессивных окрасок в процессе выбора слов для конкретных ситуаций;

– работа с синонимами, антонимами, паронимами, фразеологическими единицами, включение их в конкретный текст, в собственные предложения;

– работа со словарями – толковыми, словообразовательными, синонимическими, орфографическими;

– исправление ошибок словоупотребления в устной речи и в письменных сочинениях.

Вторая группа приемов – работа над словосочетанием:

– составление словосочетаний с конкретными словами – для текста или словосочетаний заданного типа;

– выверка сочетаемости слов на основе языкового чутья или по словарям сочетаемости;

– введение, включение словосочетаний в предложение текст;

– обнаружение и исправление ошибок в словосочетаниях, упражнения, предупреждающие подобные ошибки.

Третья группа – приемы работы над предложением:

– составление предложений на заданную тему, с использованием заданных слов;

– составление предложений заданного типа по схемам – моделям;

– выражение одной и той же мысли в различных (синонимических) синтаксических вариантах;

– интонирование предложений, работа над паузами, логическими ударениями;

– свободное составление предложений, фраз;

– редактирование предложений, устранение различных недочетов в их построении и прочее;

Четвертая группа – логическая:

– работа с понятиями и построение их определений, сравнение предметов, явлений природы по их признакам;

– построение обобщений, индуктивных и дедуктивных рассуждений, доказательств;

– исправление логических ошибок: неоправданных повторов, нарушений последовательности мыслей, восполнение пропусков чего–то важного и тому подобное.

Пятая группа – приёмы, опирающиеся на теорию текста:

– моделирование структуры текста образцов и подчинение собственного текста этой модели, т.е. редактирование своего текста;

– отработка типов связи в тексте;

– составление текстов различным функционально–смысловых типов: описания, повествования и рассуждения а также разных жанров: рассказа, пейзажной зарисовки, описания картины, очерка, статьи в газету, письма, пьесы;

– передача сюжета в диалогической форме.

Все три группы методов предполагают развитие системы речевых умений учащихся, в которой выделяют семь основных групп умений:

– связывать с темой изложения, с ее пониманием, раскрытием и определением ее границ;

– выразить в высказывании свою мысль (позицию, эмоции, отношение к лицам их поступкам и пр.);

– накапливать материал, отбирать важное и второстепенное в соответствии с темой и замыслом;

– систематизировать материал, располагать его, обдумывать и составлять план;

– подготавливать словарь в соответствии с темой, выбирать слова, сочетания, образы;

– интонировать высказывание;

– импровизировать;

– совершенствовать высказывание (устное/письменное), редактировать, проверять орфографию, пунктуацию[5].

Итак, существующие методы и приёмы развития речевой деятельности сочетаются в работе учащихся и учителя, дополняют одна другую и в совокупности создают базу для системы развития речевой деятельности учащихся начальной школы.

Современному человеку мало знать правила грамматики, он должен свободно выражать свои мысли, владеть высокой культурой речи, поэтому, как и любая другая наука, методика развития речи должна отвечать на запросы общественного развития.


  1. 2 Этап – Практический – познавательный.

Представить:

  1. Описать особенности речевого развития.

Овладение речью детьми, воспитывающимися вне семьи, начинается позже, чем растущими в семье; ее становление растянуто во времени, и функционирует она в упрощенном и обедненном варианте.

Характерным признаком клинической картины речевых нарушений большинства детей-сирот является сложность речевой патологии, наличие комплекса речевых нарушений, сочетание различных дефектов, речи. Многие проявления патологии речи связаны с общими психопатологическими особенностями этих детей.

У большинства детей имеются нарушения как импрессивной, так и экспрессивной речи, как устной, так и письменной речи, неполноценность не только спонтанной, но и отраженной речи.

Импрессивная речь этих детей характеризуется недостаточностью дифференциации речеслухового восприятия, речевых звуков, недоразличением смысла отдельных слов, тонких оттенков речи.

Экспрессивной речи этих детей свойственны нарушения звукопроизношения, бедность словарного запаса, недостаточная сформированность грамматического строя речи, наличие грамматических, стереотипов, аграмматизмов, несформированность связной речи.

Несмотря на то, что в дошкольном возрасте проводится коррекция речевых нарушений, к моменту поступления в школу характерным для этой категории детей является незаконченность процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. При этом наблюдается наличие в речи детей недифференцированных звуков, смешение звуков, нестойкое употребление их в речи, значительное количество произносимых искаженно звуков. Учащиеся затрудняются в дифференциации звуков не только при произнесении, но и при восприятии на слух, что осложняет овладение звуковым анализом и синтезом слова. Недостаточная сформированность фонематических процессов, звукового анализа, а также лексико-грамматического строя речи обусловливает возникновение в письменных работах учащихся разнообразных ошибок (замены букв, их пропуски, перестановки, смысловые замены одного слова другим, искажение окончаний, неправильное употребление предлогов, пропуски слов и т.д.).

В устной речи учащиеся начальных классов используют в основном самые простые синтаксические конструкции. С помощью языковых средств учащиеся не могут выразить причинно-следственные, временные и другие отношения, словарный запас данной группы отличается бедностью и недифференцированностью. Ограниченность словарного запаса в значительной степени определяются недостаточностью знаний и представлений об окружающем мире, низкой познавательной активность, недоразвитием у них познавательной сферы.

Речь, по Л.С. Выготскому представляет собой единство общения и обобщения. В связи с этим выделяются, как ведущие, коммуникативная и когнитивная функции речи [5]. Наряду с этими основными функциями, выделяются эмотивная функция (выражение эмоций и чувств), прагматическая (выражение просьб и приказов), информативная (высказывание о фактических данных), регулирующая функция речи и другие (Леонтьев А.А., Лубовский В.И., Лурия А.Р. и др.).

Все функции речи формируются в тесной взаимосвязи. Однако, в отдельном речевом высказывании удельный вес каждой функции различен. Функции речи генетически независимы, и начало развития речи мотивировано прагматической функцией.

Информативная (символическая) функция речи развивается только после 2-х лет, а регулирующая функция речи развивается у детей еще позже.

Для детей-сирот 7-8 лет сигнал определяется эмотивной и прагматической функцией в большей степени, чем функцией информативной. Эти дети больше используют речь для коммуникации, но не для регуляции своего поведения (А.Р. Лурия).

Речь, как и любая деятельность, включает в себя три компонента (А.А. Леонтьев, Н.И. Жинкин и др.):

речевая потребность (мотив);

операционный блок;

контрольно-оценочный блок.

У детей, воспитывающихся вне семьи, оказывается нарушенным формирование всех компонентов речевой деятельности.

В условиях семьи дети с раннего возраста стремятся к речевому общению. Они получают признание от взрослых, одобрение, речевую стимуляцию, имеют возможность подражать. Новые впечатления способствуют речевой мотивации, овладению звуковой и смысловой стороной речи и, наконец, овладению контрольно-оценочными критериями своей речи.

В детских домах, где речевая среда искажена, речевое общение «для всех», а не для него лично, ребенок «ничей» и поэтому агрессивен, замкнут, не хочет общаться и говорить, у него нет речевой потребности, Речь не является объектом его осознания. По этой же причине воспитанники детских домов с отставанием овладевают и операционным блоком речевой деятельности, продолжительное время не могут контролировать свою речь. У воспитанников детского дома, кроме того, имеет место нарушение функций артикуляционного аппарата: ограничение подвижности, переключаемости, неумение удерживать артикуляционную паузу (Е.М. Мастюкова, Л.М. Шипицына, и др.).

На основании вышеизложенного следует сделать вывод, что в особенностях речевого развития депривированных детей в психолого-педагогическом и логопедическом аспекте изучены многими авторами отмечается своеобразие развития речи у воспитанников детских домов, интернатных учреждений, зависимость формирования речи от условий проживания, общения и других факторов.

Особенности речи детей, воспитывающихся в условиях

детского дома:

  • фонетическая сторона речи страдает разнообразными нарушениями;

  • недостаточная аналитическая деятельность воспитанников не позволяет им в полной мере производить наблюдения над звуками речи, сопоставлять их, они испытывают затруднения в удержании последовательности и количества слогового ряда, предложений из 4-5 слов;

  • фонетико-фонематическое недоразвитие сказывается в заменах звуков и букв при обучении чтению и письму;

  • бедный словарный запас: отсутствие в нем прилагательных, наречий;

  • не систематизирован номинативный словарь (не освоены родовые понятия);

  • нарушение развития связной речи;

  • узок круг представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, отсутствуют навыки анализирующего наблюдения, аналитико-синтетическая деятельность;

  • недостаточная сформированность познавательной деятельности, низкий уровень развития психических процессов;

  • нарушение пространственного восприятия, нарушение зрительно-моторной координации;

  • недоразвитие мелкой моторики.

Поэтому для этих детей необходима помощь логопеда, который проводит работу по формированию и развитию всех компонентов речевой системы: фонетики, лексики, грамматики.

Результатом всей логопедической работы с детьми должна явиться самостоятельная речь: в общении с взрослыми и сверстниками они должны проявлять умение слушать и понимать обращенную речь, поддерживать диалог, отвечать на вопросы и самостоятельно задавать их. Умение составлять интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить предложения, композиционно оформлять их содержание; грамматически правильно писать.

Работа по коррекции речи должна определяться не только характером речевого дефекта, но и учитывать свойственные им психологические особенности. Она должна быть тесно связана с развитием познавательных процессов (восприятия, представления, мышления), коррекцией недостатков психофизического развития.


  1. Перечень методик коммуникативного развития.


Методическое обеспечение программы


При планировании занятий с детьми

I этапа используются пособия:Глинка Г.А, Ефименковой Л.Н, Мисаренко Г.Г.

II-го этапа для детей с общим недоразвитием речи используются методические материалы, предложенные в пособиях Ефименковой Л.Н., Козыревой Л.М., Мазановой Е.В., Садовниковой И.Н.Лалаевой

III-го этапакоррекционно–развивающего обучения используются материалы Андреевой Н.Г.


Планирование осуществляется на основе научно-методических разработок учителей-логопедов:

Лайло В. В. “Повышение грамотности и развитие мышления”, “Развитие памяти и повышение грамотности”

Садовниковой И.Н. “Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников”

Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. “Логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной речи”, “Коррекция дизорфографии у учащихся 5-6 классов”

ПрищеповаИ.В. «Дизорфография младших школьников»


Представленные методики диагностики и коррекции данного нарушения письменной речи основаны на психолингвистическом подходе к проблеме. Пособие содержит разнообразные задания по развитию у младших школьников с дизорфографией речевых и неречевых психических функций. Их цель — оптимизация коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с речевой патологией.


Программно-методическим обеспечением структурного компонента логопедических занятий по развитию психических процессов и формированию универсальных учебных действий является УМК Языканова Е.В развивающие задания: тесты, игры, упражнения 1-4 класс.






  1. Составить картотеку коммуникативных игр (минимум 12 шт.): указать, для какой категории детей, направление игр, возраст детей.



КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ.

Коммуникативные игры – так называют игры для развития умения общаться, умения сотрудничать и взаимодействовать с  людьми в разнообразных жизненных ситуациях. В коммуникативные игры можно играть и дома, и во дворе, в детском центре, на празднике или семейной вечеринке, на тренинге или использовать как минутки отдыха после занятий.

КОММУНИКАТИВНАЯ ИГРА 1. «ЗДРАВСТВУЙТЕ»

Нужно успеть за ограниченное время (1 минута или пока звучит музыка) поздороваться с как можно большим количеством присутствующих людей. Заранее оговаривается способ, с  помощью которого мы будем приветствовать друг друга – например, пожать друг другу руки. В конце игры подводятся итоги – сколько раз успели поздороваться, не остался ли кто-то без приветствия, какое сейчас настроение у игроков.

КОММУНИКАТИВНАЯ ИГРА 2. «ПУТАНКА»

В этой коммуникативной игре может быть два варианта.

Вариант 1. «Путанка в кругу». Игроки встают в круг и берутся за руки. Руки расцеплять нельзя! Игроки запутывают круг – не расцепляя рук, перешагивая через руки, оборачиваясь и так далее. Когда путанка готова, в комнату приглашается водящий. Ему нужно распутать игроков обратно в круг, не расцепляя их рук.

Это очень веселая и увлекательная игра, в которую с огромным удовольствием играют  и малыши, и подростки, и взрослые. Попробуйте – Вам понравится!

Вариант 2. «Змейка» (автор варианта – Н.Ю.  Хрящева). Игроки встают в линию и берутся за руки. Затем они запутываются  ( первый и последний игроки – то есть «голова» и «хвост» змеи проходят под руками игроков, переступают через руки и так далее). Задача  водящего – распутать змею, не расцепляя рук игроков.

КОММУНИКАТИВНАЯ ИГРА 3. «ПАРОВОЗИК»

Игроки встают друг за другом. Первый в цепочке – это паровоз. У него глаза открыты. У всех остальных  игроков – «вагончиков» — глаза закрыты. Паровоз везет свой поезд и прямо, и змейкой, и с препятствиями. Задача «вагончиков» – идти за «паровозом» вперед, не расцепляя рук.  Задача «паровоза» — идти так, чтобы не растерять вагончики сзади себя. Если «вагончик» отцепился, то поезд «ремонтируется» и отправляется дальше.

КОММУНИКАТИВНАЯ ИГРА  4.  «КЕНГУРУ И КЕНГУРЕНОК»

Авторы – Лютова Е.К., Монина Г.Б. В этой игре игроки учатся двигаться в паре, подстраивая свои действия к действиям партнера.

Играют парами. Один игрок – «кенгуру». Он стоит. Другой игрок – «кенгуренок». Он встает к кенгуру спиной и приседает. Кенгуру и кенгуренок берутся за руки. Задача игроков в паре – дойти до окна (до стены). В игру можно играть даже с самыми маленькими детками и дома, и на прогулке.

КОММУНИКАТИВНАЯ ИГРА 5. «ЗЕРКАЛО».

Игроки делятся на пары. Один игрок в паре – это зеркало. «Зеркало» синхронно повторяет все движения второго игрока в паре. Затем они меняются местами. Это не так просто, как кажется на первый взгляд – попробуйте в роли зеркала не отставать от игрока!

Затем, когда дети освоят вариант игры в парах,  можно будет играть в  эту игру и с группой детей.  Дети стоят в линию, а водящий  находится перед ними лицом к игрокам. Водящий показывает движение, а вся группа синхронно за ним повторяет это движение (обратите внимание – группа повторяет зеркально, то есть если водящий поднял правую руку, то «зеркало» поднимает левую руку).

КОММУНИКАТИВНАЯ ИГРА 6. «ДЕРЖИ МЯЧ»

В этой игре мы научимся подстраиваться в своих движениях к движениям партнера по игре.

Игроки встают парами и держат один общий большой мяч. Каждый игрок держит мяч двумя руками. По команде игроки должны присесть, не выронив мяч из рук, пройти с ним по комнате, попрыгать вместе. Главная задача – действовать согласованно и не выронить мяч.

Когда игроки без проблем будут держать мяч двумя руками,  задача усложняется – мяч нужно  будет удержать только одной рукой у каждого игрока в паре.

КОММУНИКАТИВНАЯ ИГРА 7. «ЛЮБИМАЯ ИГРУШКА»

Все встают в круг. В руках у  ведущего игры мягкая игрушка. Он говорит о ней несколько слов – комплиментов: «Здравствуй, мышонок! Ты такой веселый. Мы очень любим с тобой играть. Поиграешь с нами?». Далее  ведущий предлагает детям поиграть с игрушкой.

Игрушку передают  в кругу, и каждый игрок, получивший ее, говорит об игрушке ласковые слова: «У тебя такая симпатичная мордочка», «Мне так нравится твой длинный хвостик», « Ты очень забавный», « У тебя такие красивые  и мягкие ушки».

Игру можно проводить даже с маленькими детьми – предлагая им начало фразы, которую закончит малыш: «Ты очень…», « У тебя красивые…».

КОММУНИКАТИВНАЯ ИГРА 8. «ПРИВЕТСТВИЕ» («ХЛОПУШКА»).

Я очень люблю разные ритуалы, придуманные с детьми. Нам, взрослым, очень часто кажется, что это мелочь, ерунда. Но как же важны они для детей!

Мы с детьми делаем  при встрече «хлопушку». Все встают в круг,  руки вытягиваем вперед. Я открываю ладонь, дети  кладут на мою ладошку свои ладошки одна на другую (получается «горка»  из наших ладошек). Затем мы поднимаем эту «горку» вверх и все вместе делаем по команде «хлопушку». Я говорю: «Раз, два, три» (на эти слова мы поднимаем руки и тянемся вверх – причем тянемся очень высоко как только можем достать, не разъединяя рук) . «Хлоп!» На слово «хлоп» наша общая хлопушка хлопает к всеобщей радости – руки быстро разводятся в стороны «фонтаном».

Если детей мало, то во время круга до хлопка мы приветствуем друг друга: «Здравствуй, Таня (Танины ладошки легли в нашу «хлопушку»), здравствуй, Саша» и так далее.

КОММУНИКАТИВНАЯ ИГРА 9. «ИГОЛОЧКА И НИТОЧКА» (НАРОДНАЯ ИГРА).

Все игроки становятся друг за другом. Один игрок – иголка. Другие игроки – нитка. «Иголка» бегает, меняя направление движения – и прямо, и змейкой, и по кругу, с резкими поворотами и плавно. Остальные игроки должны не отставать и подстраиваться в своих действиях под свою команду.

КОММУНИКАТИВНАЯ ИГРА 10. «ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?»

Игроки делятся на две группы. Одна группа будет загадывать, другая – отгадывать. Те, кто будет отгадывать, выходят из комнаты. Игроки, оставшиеся в комнате, вносят несколько изменений в свой внешний вид. Например, можно взять чужую сумочку себе на плечо или расстегнуть одну пуговицу на рубашке, завязать новую резиночку на косичку, поменяться местами, изменить прическу. Когда игроки готовы, они зовут товарищей в комнату. Другая команда должна угадать, что изменилось. Затем команды меняются местами. В игру можно играть не только командой, но и даже парой.

Хорошо, если в комнате, где будут происходить изменения, будет зеркало – это очень удобно. Но можно обойтись и без него и поиграть в эту игру даже в турпоходе. Получается очень весело. Припасите для этой игры реквизит (платочки на шею, ремешки, заколки и другие вещи, с помощью которых можно вносить изменения в свой внешний вид).

КОММУНИКАТИВНАЯ ИГРА 11. «КОМПЛИМЕНТЫ».

Все игроки стоят в кругу и по очереди говорят друг другу комплименты. В комплиментах можно отметить и настроение, и внешний вид, и личные качества и многое другое.

Это очень приятная игра – попробуйте.

КОММУНИКАТИВНАЯ ИГРА 12.  «УГАДАЙ»

Все игроки сидят на ковре. Один игрок – водящий – поворачивается ко всем спиной. Игроки по очереди поглаживают его по спине. Задача водящего – отгадать, кто  его сейчас погладил. Затем игроки меняются местами, чтобы каждый смог побыть в роли ведущего. Игру можно проводить  не только на ковре, но и стоя (например, на прогулке).

Аналогичную игру можно провести в другом варианте – позвать водящего по имени – получится игра «Угадай, кто позвал».

КОММУНИКАТИВНАЯ ИГРА 13. «НАЙДИ СВОЕГО РЕБЕНКА»

Это игра для семейных групп и семейных праздников. Игра любимая, замечательная, веселая, уже много раз сыгранная нами. Очень ее люблю!

Игроки делятся на две команды. В одной  команде — родители, в другой – их дети. Родителям по очереди завязываются глаза, и им нужно найти своего ребенка среди всех других детей на ощупь.  Детям запрещено при этом что-либо говорить и подсказывать. Наоборот, нужно запутать родителей – например, поменять кофту или снять бантик с волос, перебежать в другое место комнаты, присесть (чтобы не догадались по росту) и так далее. Как только родитель угадал своего малыша, он говорит: «Вот Аня!» (называет имя ребенка) и снимает повязку. Если родитель не угадал – то он получает фант, который отыгрывается в конце игры.

Игра  замечательная, всегда играем с удовольствием. Поиграйте с друзьями!

КОММУНИКАТИВНАЯ ИГРА 14. «ХРОМАЯ УТОЧКА»

Уточка сломала лапку, и теперь плохо ходит. Ее роль выполняет один из детей. Ребенок, играя роль, уточки, старается показать, как ему больно, плохо и грустно. Все другие дети его утешают,  гладят, говорят ласковые слова, обнимают, поддерживают. Можно  играть так, чтобы дети сами выполняли роли, а можно использовать игрушки и говорить  за них. В этой коммуникативной игре малыши учатся проявлять сочувствие.

КОММУНИКАТИВНАЯ ИГРА 15. «ИЩУ ДРУГА».

В эту игру можно играть только в большой группе детей. Вам понадобится набор картинок или набор игрушек (2-3 мишки, 2-3 зайчика, 2-3 куклы, 2-3 уточки и так далее). Каждому ребенку выдается одна игрушка или одна картинка, у которой есть «друзья» — такие же картинки.

Детям предлагается найти друзей для своей игрушки (найти парные игрушки, то есть для зайчика найти других зайчиков, для мишки – других мишек). Под музыку дети ищут друзей. Когда друзья для игрушки найдены, дети с игрушками  дружно и весело танцуют под музыку.

Это игра для маленьких детей, которые еще только учатся взаимодействовать друг с другом.

КОММУНИКАТИВНАЯ ИГРА 16. «ПОЙМАЙ ВЗГЛЯД»

Эта игра развивает взаимопонимание. Ведет игру взрослый.

Игроки сидят на ковре или на стульях. Ведущий смотрит на игроков, а потом на ком-то из них останавливает взгляд на несколько мгновений, как бы подозвав его к себе. Тот,  на ком остановился взгляд ведущего, должен встать. Задача игроков – по взгляду угадать, когда тебя вызывает ведущий игры.

Затем , когда игроки освоятся с правилами игры, водят дети и пытаются по взгляду понять  друг друга.

В игру можно играть не только с группой детей, но и в семье.

КОММУНИКАТИВНАЯ ИГРА 17. «ПОМЕНЯЙТЕСЬ МЕСТАМИ»

Все мы разные, но у нас столько общего! В этом мы убедимся в ходе игры.

Игроки либо стоят в кругу, либо сидят на стульях. Ведущий игры предлагает поменяться местами тем, кто …. (Далее идут задания: «Поменяйтесь местами те, кто любит конфеты», «Кто каждый день убирает свою постель», «У кого дома есть кошка» и так далее).

Маленький секрет этой коммуникативной игры: в эту игру можно играть и со взрослыми, причем с весьма серьезными целями. Например, в группе педагогов моего курса повышения квалификации мы знакомились друг с другом  именно в этой игре. Задания были такого типа: «Поменяйтесь местами те, кто работают по программе «Истоки». А теперь поменяйтесь местами те, кто работают по программе «Из детства – в отрочество». А теперь поменяйтесь местами те, кто считает себя молодым педагогом. А теперь поменяйтесь те, кто считает себя опытным педагогом  в этой теме и готов поделиться своим опытом и находками с коллегами» и другие. Так,  во время игры за несколько минут я получаю важный для меня «портрет группы». И всем интересно! И мне тоже!

КОММУНИКАТИВНАЯ ИГРА 18. «Я ХОЧУ С ТОБОЙ ДРУЖИТЬ»

Эта игра разработана О.В. Хухлаевой. Игра помогает наладить доброжелательную обстановку в группе взрослых и детей.

Водящий говорит: «Я хочу подружиться…» и далее описывает одного из участников группы. Участник, который догадался, что описывают именно его, быстро подбегает к водящему и жмет ему руку.  И сам становится водящим в игре.

Очень приятная и доброжелательная игра.

КОММУНИКАТИВНАЯ ИГРА 19. «КОРОБКА С СЕКРЕТОМ»

Эта коммуникативная игра также предложена и описана О.В. Хухлаевой. Вам понадобится достаточно большая картонная коробка (например, из-под компьютера или другой бытовой техники). Ее всегда можно найти у знакомых. В этой коробке Вам нужно будет прорезать большие отверстия – такие, чтобы в них свободно пролезла рука.  Всего нужно сделать  4-6 отверстий. Играют соответственно 4- 6 человек (сколько отверстий в коробке, столько и игроков может быть в Вашей игре). Игроки просовывают руку в коробку (ведущий в это время придерживает коробку на столе), там находят чью-то руку, с ней знакомятся и угадывают, кто это был, с чьей рукой они только что познакомились.

Очень веселая и озорная игра! Она интересна и взрослым тоже.

КОММУНИКАТИВНАЯ ИГРА 20. «ШАРИКИ»

Игрокам нужно взяться за руки и образовать замкнутую фигуру любой формы. Если играют много людей, то нужно предварительно разделить их на команды. В команде может быть несколько игроков (4-6 человек).

Каждой команде выдается 3 воздушных разноцветных шарика. Задача команды — нужно, не расцепляя рук, удерживать свои шарики в воздухе как можно дольше (можно подкидывать  шарики и плечом и  даже коленом, дуть на них и использовать все способы, которые придут Вам в голову). Побеждает команда, которая дольше всех удержала шарики в воздухе.

Если играют взрослые – то в ходе игры можно добавить каждой команде еще по 2 шарика –  это намного сложнее и интереснее!

 Для самых маленьких детей нужно предложить 1 шарик, который удерживает в воздухе пара – тройка игроков. Играть с малышами можно не только с шариком, но и с пушинкой из ваты, на которую нужно дуть (русская народная старинная игра).

КОММУНИКАТИВНАЯ ИГРА 21.  «ЗВЕРИНОЕ ПИАНИНО».

Эта коммуникативная игра разработана О.В. Хухлаевой и развивает умение сотрудничать друг с другом. Дети садятся в одну линию (получается клавиатура фортепиано). Ведущий игры (взрослый) раздает каждому ребенку его голос – звукоподражание (мяу, хрю, гав, му, кококо, гага и другие). Ведущий, то есть «пианист», дотрагивается до голов детей («играет на клавишах»). А «клавиши» издают каждая свой звук.

Можно играть и на коленках – клавишах. Тогда можно ввести в игру еще и громкость звука. Если пианист легко дотронулся до клавиши – она звучит очень тихо, еле слышно, если сильнее – то громко. Если сильно – то  «клавиша» говорить громко.

КОММУНИКАТИВНАЯ ИГРА 22. «СНЕЖНЫЙ КОМ».

Эта игра хороша для знакомства, но может использовать и в других случаях. Играют так. Первый игрок называет свое имя. Следующий игрок называет имя первого игрока и свое имя. Третий игрок – имя первого и второго игрока и добавляет свое имя. И  так по кругу. Заканчиваем тем, что первый игрок называет все имена. Имена очень легко запоминаются в этой  гире.

Не обязательно в этой коммуникативной игре называть имена – можно называть, кто что любит или не любит, у кого какая мечта, кто откуда приехал (если играем с детьми в загородном лагере) или  у кого какое домашнее животное (то есть что говорим можно выбирать и придумывать самим в зависимости от темы)

КОММУНИКАТИВНАЯ ИГРА 23. «РАССМЕШИ НЕСМЕЯНУ».

Один игрок – это Несмеяна. Все другие пытаются рассмешить Несмеяну. Тот, кому это удается – становится Несмеяной в следующей игре.

КОММУНИКАТИВНАЯ ИГРА 24. «КОНСПИРАТОР»

Эта игра разработана В. Петрусинским. Все игроки встают в круг. Водящий находится в центре круга. У него завязаны глаза. Игроки водят хоровод вокруг водящего. Как только водящий говорит: «Стоп», хоровод останавливается. Задача водящего – узнать на ощупь игроков. Если водящий узнал игрока, то игрок выходит из игры. Задача – стать лучшим конспиратором, то есть сделать так, чтобы тебя совсем не узнали или узнали последним.

Очень веселая и занимательная игра.  Что только не делают  дети – встают на стул или ползут на четвереньках, маскируют свою прическу под кепкой и  перевязывают бант платья наоборот (со спины, где он был, на живот). Попробуйте – Вам понравится!

КОММУНИКАТИВНАЯ ИГРА 25.  «УШИ – НОС – ГЛАЗА».

Все игроки стоят в кругу. Ведущий начинает говорить вслух и одновременно показывать на себе часть тела: «Уши-уши» (все показывают уши), «Плечи – плечи» (все показывают плечи), «Локти – локти»  (все показывают локти).  Затем водящий начинает специально путать игроков: показывает одну часть тела, а называет другую. Дети должны в случае ошибки водящего не повторять за ним движение. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся.

В эту игру с равным восторгом играют и малыши, и подростки. Она подходит также для изучения иностранных языков. Словарь игры (называемые части тела) зависит от возраста играющих детей. Самым маленьким достаточно назвать известные им части тела – нос, уши и другие.  Для  более старших – можно использовать более сложные слова – подбородок, локти, лоб, брови и другие.

КОММУНИКАТИВНАЯ ИГРА 26. «ДОРИСУЙ РИСУНОК».

Игра очень простая. В нее можно играть даже вдвоем. Один человек начинает рисовать – рисует на листе бумаге закорючку. Второй игрок пары продолжает рисунок и вновь передает бумагу и карандаш первому игроку. Первый игрок снова продолжает и так до тех пор, пока рисунок не будет закончен.

Если играть с группой, то игра проводится немного по-другому. Все игроки сидят в кругу. Они одновременно начинают рисовать рисунок на листе бумаги и по сигналу ведущего передают свой рисунок соседу слева. А сами получают рисунок от соседа справа. Каждый игрок дорисовывает полученную закорючку и по сигналу ведущего снова передает лист бумаги соседу слева. Так по кругу двигаются все рисунки до сигнала ведущего об окончании игры. Затем получившиеся рисунки рассматриваются. Обсуждаем, что было задумано первым игроком, который начинал рисовать, и что получилось.

Игра дает возможность проявить себя всем детям, здесь фантазия ничем не скована. В эту игру с удовольствием играют даже очень застенчивые дети.

КОММУНИКАТИВНАЯ ИГРА 27. «РАЗГОВОР ЧЕРЕЗ СТЕКЛО».

Играют парой. Один игрок как будто  находится в магазине. А второй – на улице. Но они забыли договориться о том, что нужно купить в магазине. Игрок «на улице» жестами передает игроку «в магазине»,  что ему нужно купить.  Кричать бесполезно: стекло толстое, не услышат. Можно объясняться только жестами. В конце игры игроки обмениваются информацией – что нужно было купить,  что понял покупатель из жестов своего товарища по игре.

Можно в эту игру играть и командами. Одна команда загадывает и ее представитель показывает жестами, что загадано.  Другая команда отгадывает. Потом команды меняются ролями.

 Игра интересна как детям, так и взрослым.  «Ходить» можно в разные магазины – и в «детский мир», и в «зоомагазин», и в «супермаркет».

КОММУНИКАТИВНАЯ ИГРА 28. СКУЛЬПТОР И ГЛИНА.

Для  это коммуникативной игры  с дошкольниками Вам понадобятся картинки (фотографии) людей в различных позах. Их можно скопировать в  Интернете и распечатать.

Играют парами. Один ребенок в паре – скульптор, другой – глина.  Каждая пара получает картинку с изображением человека в определенной позе. Эту фигуру ребенку — «скульптору» нужно вылепить из своей «глины». Разговаривать нельзя, ведь глина не понимает слов, можно просто «лепить».  Затем «скульптор» и «глина» меняются ролями.

С подростками и взрослыми можно использовать более сложные варианты игры: например, вылепить целую скульптурную группу из нескольких людей на заданную тему. А потом поменяться  ролями.

КОММУНИКАТИВНАЯ ИГРА 29. СЛЕПОЙ И ПОВОДЫРЬ.

В эту игру играют парой. Один игрок в паре – слепой. Ему завязывают глаза. Другой должен провести его от одного конца комнаты в другой ее конец.  Заранее до начала игры в комнате создают препятствия – ставят коробки, игрушки, стулья и раскладывают другие предметы. Поводырю надо провести «слепого» так, чтобы он не споткнулся. После этого игроки меняются ролями.

КОММУНИКАТИВНАЯ ИГРА 30.  «КОНКУРС ХВАСТУНОВ».

Это игра  разработана Е. О. Смирновой (очень рекомендую педагогам ее книгу «Общение дошкольников со взрослыми и сверстниками», издательство Мозаика – Синтез, в которой Вы найдете систему замечательных игр  с дошкольниками для развития общения).

Игроки сидят в кругу. Ведущий предлагает провести конкурс хвастунов. И выиграет в нем тот, кто лучше всего похвастается… соседом справа! Нужно рассказать о своем соседе, что в нем хорошего, что он умеет, какие поступки совершил, чем он Вам  нравится. Задача – найти в своем соседе как можно больше достоинств.

Дети могут называть любые достоинства (с точки зрения взрослых, это может быть и не достоинства – например, очень громкий голос —  но нам важно мнение ребенка)!




  1. Провести и проанализировать фронтальное занятие логопеда в образовательной организации:



ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ


ТЕМА

«СИНОНИМЫ. РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА НА УРОВНЕ СЛОВА, ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

3 класс

Логопедическая тема: Развитие языкового анализа и синтеза на уровне слова, предложения.

Лексическая тема: Синонимы.

Грамматическая тема: Части речи.

Тип урока. Урок обобщения и систематизации полученных знаний на практике.

Цель: Развитие навыков языкового анализа и синтеза слов, предложений.

Задачи:

Образовательные:

-Учить распознавать синонимы в речи и подбирать их к заданным словам, определять лексическое значение синонимов.

- Учить определять части речи по вопросам.

- Учить выполнять анализ простого распространенного предложения.

Коррекционные:

- Развивать зрительно-пространственное восприятие, представления и ориентировки.

- Активизировать словарь по лексической теме занятия.

- Развивать внимание, зрительную память, мыслительные процессы.

- Развить навык самоконтроля.

Воспитательные:

- Воспитывать умение слушать и слышать друг друга.

- Воспитывать вежливое отношение к товарищу.


Планируемые результаты занятия

Предметные

- различать части речи, опираясь на вопросы;

- распознавать синонимы в речи и подбирать их к заданным словам;

- осуществлять самоконтроль при списывании небольшого текста посредством орфографического чтения

Метапредметные

Познавательные УУД:

- уметь соединять теоретический материал с практической деятельностью;

-осуществлять анализ, синтез, обобщение объектов и явлений;

-ориентироваться на разнообразие способов решения задач, уметь действовать по плану, соблюдая алгоритм.

Коммуникативные УУД:

-уметь использовать речь для планирования, осуществления и регуляции собственных действий, адекватных ситуации учебной деятельности;

Регулятивные УУД:

-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

-уметь самостоятельно и адекватно оценивать правильность выполнения действия.

Личностные

- осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Формы работы. Фронтальная (ФР), индивидуальная (ИР), работа в парах (ПР).

Ход занятия

Содержание деятельности учителя

Виды деятельности воспитанников

I. Мотивация к деятельности.

Организационный момент

Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза, зрительно-пространственных представлений и ориентировки.

Логопед раздает учащимся карточки с ребусами слов «зима, лето, осень, весна» и дает задание, сесть за парту, на которой лежит картинка-отгадка к ребусу.

  • Предлагает определить, какое сейчас время года, месяц, число, день недели.



  • Воспитанники анализируют поставленную задачу, садятся на свои места в указанном порядке. (ИР)


  • Отвечают на вопросы учителя. Записывают число в тетрадь. (ФР)


II. Актуализация необходимых знаний.

Сообщение лексической темы занятия. Слайд.

  • Демонстрирует слайд .

  • Просит выдвинуть предположение о теме предстоящего занятия.

(Вспоминают определение понятия «синонимы».)

  • Озвучивает лексическую тему занятия. Уточняет понятие «синонимы».

Работает со слайдом .

Высказывают предположения о лексической теме занятия.

Записывают тему занятия в тетрадь.

Читают стихотворение, выделяют слова-синонимы, определяют, к какой части речи относятся слова, объясняют лексическое значение данных слов. (ФР)

III. Организация познавательной деятельности обучающихся.


1) Работа над лексической и грамматической темой занятия.

  • Работает со слайдами.

  • Предлагает учащимся начертить в тетради таблицу из 3 столбиков, подписать их «Сущ., прил., гл.».

  • Актуализирует знания учащихся по умению определять часть речи по вопросу, поставленному к слову.

  • Просит прочитать слова на слайде , назвать к какой части речи относятся эти слова.

  • Дает задание записать эти слова в 3 столбика. Осуществляет проверку (слайд ).

  • Просит прочитать слова из каждого столбика, установить общий признак у слов (синонимы), подобрать и записать еще 2 слова, согласно этому признаку. Осуществляет проверку (слайд ).

2) Зрительная гимнастика. Слайд .

Просит проследить за движением снеговика, снежинки.


3) Динамическая пауза «Снеговик».

Давай, дружок, смелей, дружок,     -Идут по кругу, изображая, что катят снежок.

Кати по снегу свой снежок.            

Он превратится в толстый ком,    - « Рисуют» обеими руками большой круг.

И станет ком снеговиком.             -  «Рисуют» снеговика из трех комков.

Его улыбка так светла!                   - Широко улыбаются.

Два глаза, шляпа, нос, метла.         -Показывают глаза, прикрывают голову ладошкой.


4) Развитие языкового анализа на уровне слова, предложения.

  • Работает с пособием «Игровизор», приложение «Буквы». Загадывает слово «ребята». Работает со слайдом .

  • Просит учащихся подобрать синонимы к слову «ребята». (Работа со слайдом )

  • Демонстрирует учащимся слайд . Просит прочитать текст. Задает вопросы по содержанию текста. Определяет лексические повторы. Предлагает ученикам заменить выделенные слова синонимами, озаглавить текст и записать его в тетрадь.

  • Предлагает выполнить разбор 1-3 предложений, составить схему любого предложения.

5) Закрепление изученного материала.


  • Рисуют таблицу в тетрадь.(ИР)

  • Вспоминают, как определить, к какой части речи относится слово. (ФР)

  • Записывают слова в тетрадь.(ИР)

  • Поддерживают беседу о правилах личной гигиены. (ФР)



  • Выполняют задание согластно устной инструкции. Подбирают синонимы к заданным словам.(ФР)

  • Выполняют упражнения зрительной гимнастики. (ФР)

  • Выполняют заданные движения. (ФР)




  • Выполняют задание на «Игровизоре», записывают отгаданное слово, подбирают к нему синонимы, ставят в словах ударение, делят на слоги.(ИР)



  • Читают текс. Отвечают на вопросы учителя. Подбирают к выделенному слову синонимы.(ФР)

  • Записывают текст в тетрадь.(ИР)

  • Выполняют анализ предложения, составляют схему.(ИР)


  • Выполняют задание, работая в парах. (ПР)







IV. Подведение итогов урока. Оценка деятельности учащихся. Организованное окончание урока. Рефлексия.

  • Предлагает учащимся подвести итоги занятия. Проводит тестирование по теме урока. (Работа со слайдом). Предлагает учащимся выполнить самопроверку.

  • Предлагает ученикам оценить свою деятельность и деятельность своих одноклассников на занятии. (Работа со слайдом)



  • Выполняют тест на «Игровизоре», осуществляют самоконтроль.. (ИР)

  • Анализируют и оценивают свою деятельность. (ФР)


Творческие дополнительные задания. Найти в словаре антонимов синонимы к слову «лодырь», оформить работу творчески.


Презентация для занятия «Слова-приятели».

Логопедическое занятие

«Синонимы. Развитие языкового анализа и синтеза на уровне слова, предложения»




Самоанализ логопедического занятия:

Данное занятие проводилось с группой воспитанников 2 класса, с логопедическим заключением: ОНР (III уровень). Дисграфия.Дислексия. в соответствии с перспективным планированием.

В процессе подготовки к занятию старалась учесть все перечисленные аспекты и подобрать задания таким образом, чтобы у каждого ребенка были возможности реализовать себя.

Занятие было построено по принципу от простого к сложному, выполнялись психолого-гигиенические требования. На некоторых этапах занятия я постаралась установить межпредметные связи с другими предметами: математикой, чтением, русским языком и думаю, что у меня это получилось.

Игровая форма занятия была выбрана для того чтобы поднять интерес к русскому языку, повысить учебную мотивацию.

Для достижения поставленных целей занятия, мною были выбраны следующие методы:

1 Наглядно-иллюстративный (карточки для групповой и индивидуальной работы)

2 Словесный (объяснение, беседы).

3 Частично-поисковый (найдите место предлога в слове, доскажите словечко, составьте предложение по схеме, исправьте ошибку, деформированные предложения).

4 Работа с ИКТ (занятие сопровождалось мультимедийной презентацией).

Выбранные методы обучения способствовали постоянной мыслительной деятельности, следовательно, развитию психических процессов и были подчинены целям и задачам урока. Дети учились слышать и слушать другого человека, уважать мнение собеседника.

На занятии учитывались индивидуальные особенности учащихся, поэтому целесообразным было использование таких приёмов, как разъяснение, рассуждение, обобщение.

Занятие способствовало развитию познавательных процессов: концентрации, устойчивости внимания (использовала различные наглядно-дидактические материалы, таблицы, схемы), способности к переключению (при переходе к следующему заданию); наблюдательности к языковым явлениям, долговременной памяти; мышления (ответы на проблемные вопросы, высказывание детей своей точки зрения); воспитание мотивации к учению (различные виды деятельности), нравственных качеств, определяющих отношение к людям, природе (добро - зло); развитие мелкой моторики . Задания давала с опорой на несколько анализаторов: зрительный, слуховой, тактильный. На занятие использовала все виды речи: слушание, говорение, чтение, письмо. Развивала коммуникативную функцию речи, разбирала допущенные ошибки и их корректировала. Контроль осуществляла постоянно, через обратную связь и самоконтроль.

Для достижения целей занятия использовались принципы: доступности, научности, наглядности, активности, сознательности, проблемности, системности и последовательности.

В ходе занятия были созданы условия для активной учебно-познавательной деятельности учащихся (обсуждение проблемных вопросов, ребята высказывали свою точку зрения, участвовали в дидактических играх. Развивала познавательные и творческие способности, через разнообразные виды деятельности.

Смена видов деятельности была необходима для поддержания работоспособности учащихся, для реализации здоровьесберегающих

принципов обучения.

Ценность занятия в том, что учащиеся не боялись на занятии рассуждать и отстаивать свою точку зрения, использовали ИКТ в работе.

Вывод: Я считаю, что занятие прошло в оптимальном темпе, имело коррекционно - воспитывающее и коррекционно - развивающее значение. Мне удалось решить поставленные задачи, избежать при этом перегрузки и переутомления детей.


Тема:

Дата:

Продолжительность:

Задачи:

Образовательные:



Воспитательные:



Развивающие:



Материал:

Демонстративный:

Раздаточный:

ЭТАПЫ

СОДЕРЖАНИЕ

ПРИЕМЫ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ













ВЫВОДЫ



РЕКОМЕДАЦИИ:

  1. Провести 3-4 методики по речевому развитию с одним ребенком и проанализировать их:

НАЗВАНИЕ

ЗАДАЧИ

РЕЗУЛЬТАТЫ

ВЫВОДЫ и РЕКОМЕНДАЦИИ






Методика – набор конкретных приёмов, использующихся для реализации поставленных задач в сфере образования, науки, психологии. Методика должна быть понятной, реалистичной, воспроизводимой, результативной и обоснованной. Детализированная и разработанная, опробованная на практике, она обретает уровень технологии.

Технология – инструментарий конкретной области деятельности человека, набор процессов, методов и принципов, необходимый для создания конечного продукта, будь то изделие, программа или другое социальное благо. В объём понятия входят организационные приёмы и операции, которые применяются исполнителем в процессе труда.

Название методики, технологии

Цели применения технологий

Область применения

1

Технология педагогика успеха

Развитие уверенности ребенка в себе, повышение

самооценки, развитие чувства собственной значимости.

Организация учебной деятельности.

2

Технология модульного обучения

содействовать развитию самостоятельности учащихся, их умения работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материал

Разработка рабочей программы.

3

Технология «Педагогика сотрудничества»

Вовлечение каждого ученика в активную познавательную деятельность.

Организация этапов занятия. Взаимодействие на занятии с любым партнером или партнерами. Обучение в малых группах.

4

Личностно- ориентированная технология

Достижение личностных качеств учащихся

Организация этапов занятия. Создание атмосферы заинтересованности каждого воспитанника в работе группы; стимулирование детей к высказываниям, без боязни ошибиться, анализировать способы работы других детей в ходе занятия, выбирать и осваивать наиболее рациональные. Поощрение детей самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки. Помощь детям в умении самостоятельно спланировать свою деятельность


5

Технологии дифференциации и индивидуализации обучения.


создание условий для обучения детей, имеющих различные способности и проблемы, путем организации учащихся в однородные (гомогенные) группы

Организация занятий. Повышение активности и усиление мотивации на коррекционных занятиях

6

Технологии компенсирующего обучения.


выявить и корректировать дефекты развития детей, предпринять дополнительные педагогические усилия в отношении отстающих учеников.


Коррекция отдельных сторон психической деятельности. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях на занятиях.

7

Игровые технологии

Развитие творческих способностей, формирования общеучебных умений, способствует социализации.

Коррекционные занятия, организация жизнедеятельности.

8

Технология перспективно опережающего обучения.

развитие мышления учащихся, опережающее их возрастные возможности.

Организация занятий. Введение элементов изучение темы запланированной на более позднем этапе обучения.

9

Технология консультативного сопровождения

Осуществлять постоянное консультативное взаимодействие с педагогами, работающими в детском доме.

Интеграция усилий специалистов, участие окружающих взрослых в процессе абилитации и реабилитации.


. Коррекционно-развивающие технологии в работе учителя – логопеда

Название методики, технологии

автор технологий

Цель и область применения

1

Технология логопедического обследования


Грибова О.Е,


Полная и качественная оценка состояния речи детей. Позволяет получить достаточно полные сведения о речевых нарушениях каждого конкретного ребёнка и причинах возникновения данных нарушений, что, в свою очередь способствует грамотному планированию логокоррекционной работы и получению наилучших результатов по исправлению речевых недостатков

2

Технологии коррекции звукопроизношения

Правдина О.В

Коррекция звукопроизношения. Индивидуальные занятия.

3

Технология логопедического массажа

В.А. Ковшиков, И.В. Блыскина, Е.А. Дьякова

К.А. Семеновой

Логопедический массаж использую для нормализации мышечного тонуса, ослабления гиперкинезов, восстановления речевого дыхания. Выбор приемов логопедического массажа провожу дифференцированно, в зависимости от состояния и тонуса речевой мускулатуры на индивидуальных занятиях.(В.А. Ковшиков, И.В. Блыскина, Е.А. Дьякова). При дизартрии, наряду с ручным массажем, использую и пальцевой точечный массаж (для ослабления гиперкинезов перекрестный точечный массаж К.А. Семеновой).




Технология развития артикуляционной моторики

Г.В. Чиркина, М.В. Ипполитова О.В. Правдина Е.М. Мастюкова

Артикуляционная гимнастика - выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.


Технологии формирования речевого дыхания и голоса при различных нарушениях произносительной стороны речи.


Л.И. Белякова и Е.А. Дьякова

  1. А.Н. Стрельниковой

Е.М. Мастюкова и М.В. Ипполитова

расширение физиологических возможностей дыхательного аппарата - постановка диафрагмально-рёберного дыхания и формирование длительного выдоха через рот; формирование длительного фонационного выдоха; формирование речевого выдоха увеличение объема дыхания и нормализация его ритма;


Технологии, направленные на развитие дистальных отделов и мелкой моторики.

Т.А. Ткаченко,

тренировка мелкой моторики пальцев рук через определенные зоны в коре головного мозга способствует улучшению детской речи, работоспособности, умственной и творческой активности


Технологии формирования фонематических процессов

Т.А. Ткаченко

Ефименкова Л.Н В.В Конаваленко, С.В Конаваленко

Развитие фонематического слуха, овладение звукобуквенным и слоговым анализом, профилактика дисграфии , дислексии.


Технология развития лексико – грамматических компонентов речи


В.В Конаваленко, С.В Конаваленко

Р.И.Лалаева и т.д.

Обогащение словаря на основе ознакомления с окружающим миром; пополнение словаря разными частями речи; освоение значения слов и их уместное употребление в речи; освоение сочетаемости слова; развитие умения употреблять многозначные слова.



Технология развития связной речи

Н.Г. Андреева

Научить сознательно конструировать предложения и правильно употреблять их в связной (контекстной) речи. Обеспечить разнообразную речевую практику для развития способности, наблюдательности, для формирования навыков речевой коммуникации.


Технологии коррекции письма и чтения

Г.Г. Мисаренко, Р,И Лалаева, Ефименкова, Садовникова

Е.В.Мазанова

Коррекция разных видов дисграфии и дислексии

Результативность использования коррекционно-развивающих технологий осуществляю с помощью методики Фотековой Т.А. «Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников».


  1. Составить индивидуальный маршрут сопровождения 1 ребенка.




Логопедическое представление



Фамилия, имя : Олеся Р.



Состояние устной и письменной речи:



1.Звукопроизношение в норме

2Фонематические процессы нарушены: фонематический слух грубо нарушен, слабо дифференцирует оппозиционные фонемы, навыки языкового анализа и синтеза не сформированы ( не может определить количество и последовательность звуков в слове).

3.Недостаточно развиты умения произносить слова и словосочетания сложной слоговой структуры, не удерживает полную слоговую структуру многосложных слов, особенно со стечением согласных.

4.Количественный состав словарного запаса ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен. Допускаются смешения слов по смыслу и акустическому сходству.Не понимает значения многих слов и допускает многочисленные ошибки в их употреблении.

5.Грамматический строй недостаточно сформирован: отсутствие сложных конструкций, аграмматизмы в предложениях.

6 Связная речь развита слабо. Не сформированы навыки самостоятельного монологического высказывания. Наблюдается недостаточное развитие связной речи; в пересказах наблюдаются пропуски и искажения смысловых звеньев, нарушение последовательности событий

7.Чтение и письмо:отсутствуют.Знает отдельные буквы

8.Неустойчивое внимание, недостаточная наблюдательность к языковым явлениям, недостаточная способность к запоминанию слов, недостаточное развитие самоконтроля, недостаточное развитие словесно-логического мышления, недостаточное развитие способности к переключению, недостаточная сформированность произвольности в общении и деятельности.


ЦЕЛИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ:


1.Формировать фонематическое восприятие в течении первого года обучения (выделение звуков в слове, в фразовой речи, определение их порядка и количества,

2.обогащать словарный запас (учить использовать в речи синонимы, обобщающие понятия; вводить в словарь антонимы ( «темный – светлый», «грустный – веселый»); формирование пространственных, временных представлений; совершенствование навыков словообразования (приставочного, суффиксального);

3. Формировать грамматический строй речи (практическое усвоение значений предлогов, совершенствование навыков построения предложных конструкций, согласование слов в предложении);

4 Формировать связную речь (совершенствовать монологическую и диалогическую формы речи, учить составлять рассказ по плану, составленному коллективно или по предложенному учителем, по картинке, по серии сюжетных картинок, рассказы из личного опыта, пересказы прочитанных текстов).



24.09.2017год Логопед КГКУ детский дом № 10 Почалова А.И







Индивидуальная программа логопедического сопровождения

ФИО, год рождения ребёнка

Олеся Р.


Логопедическое заключение

ОНР(III уровень

Цель программы

Устранение нарушений речи посредством специального обучения и воспитания.

Задачи

1. Развитие общей и мелкой моторики.

2. Развитие артикуляционной моторики.

3. Развитие силы и продолжительности речевого выдоха.

4. Развитие силы голоса.

5. Развитие фонематического слуховосприятия.

6. Формирование навыков звуко-буквенного анализа и синтеза.

7. Коррекция лексико-грамматического строя и связной речи.

8. Коррекция психических процессов.

9. Формирование навыков чтения и письма.

Срок реализации

2 года

Содержание

1. Развитие общей моторики

Логоритмика.

Упражнения на расслабление: «Деревья», «Снеговик», «Тряпичная кукла».

Учить ловить и бросать мяч.

2. Развитие мелкой моторики

Развитие изолированных движений пальцев рук в работе с мелкими предметами.

Обучение навыкам самообслуживания (шнуровки, застегивание пуговиц, завязывание узлов). Мозаика. Лепка, штриховка, рисование по пунктиру.

Пальчиковые игры.

Пескотерапия: пересыпание песка между пальцами, переминание, рисование на песке букв.

Катание игольчатого шарика.

3. Развитие артикуляционной моторики и мимики

Чередование упражнений с закрытыми и открытыми глазами перед зеркалом.

Самомассаж языка для его расслабления.

Расслабляющий массаж губ, воротниковой зоны, лица, языка.

Упражнения: «Бегемотик», «Заборчик», «Хоботок», «Бублик», «Лопатка», «Чашечка», «Вкусное варенье», «Киска лакает молоко», «Вкусное варенье», «Парус», «Язычок спрятался», «Парус», «Язычок спит», «Часики», «Качели», «Маляр», «Кучер».

4. Развитие силы и продолжительности речевого выдоха

Упражнения с предварительным расслаблением.

Дышать при закрытом рте, попеременно зажимая то одну, то другую ноздрю, создавая «веер воздуха».

Закрыть ноздри, вдох ртом и произнесение гласного звука или слога.

Вдох через рот с одновременным нажимом на грудную клетку.

«Гарью пахнет!», «Ушки», «Маятник», «Насос» (Стрельниковой А.Н.)

«Футбол»

«Кипятим воду?»

«Паровозик гудит»

«Прокати карандаш»

Поддувание снежинок, сдувание бабочки с цветка и др.

Надувание воздушного шарика.

Игра на губной гармошке, дудочке, свистульках.

5. Развитие силы голоса

Проговаривание нескольких гласных звуков подряд: а-у-и с одновременным поворотом головы.

Произнесение гласного [а] на твёрдой атаке.

Упражнение «Лесенка».

Пропевание гласных с различной высотой голоса.

6. Развитие фонематического слуховосприятия

Упражнения «Поймай звук», «Покажи символ звука», «Разложи картинки».

7. Формирование навыков звуко-буквенного анализа и синтеза

Упражнения:

«Найди слово, названное по звукам на картинке»,

«Определи первый, последний звук в слове»,

«Определи место звука в слове»,

«Определи количество звуков в трёхсложном слове»,

«Произнеси слово по звукам».

Работа со словами-паронимами.

Составление схем слов.

Работа со звуковой линейкой.

8. Коррекция звукопроизношения

Автоматизация звука (л)

9. Развитие понимания обращённой речи

Учить понимать сравнительные конструкции, находить ошибку в предложении, упражнения: «Закончи предложение», «Подбери слово по смыслу», «Составь предложение из слов», «Узнай предмет по описанию».

10. Коррекция лексико-грамматического строя и связной речи

Лексические темы: «Части тела», «Цвет и форма», «Овощи», «Фрукты», «Времена года», «Время суток», «Дни недели», «Ориентация в пространстве». Составление предложений по картинкам и вопросам. Отработка употребления предлогов в речи.

11. Коррекция психических процессов

Упражнения: «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Что лишнее?», «Продолжи ряд», «Найди отличия на картинках», «Подчеркнуть в ряду букв заданную букву».

12. Формирование навыков чтения и письма

Формирование зрительного образа отдельных букв и их связь со звуками, которые они обозначают. Называние (показ) букв по алфавиту вразброс. Составление слогов и одно- и двусложных слов из букв и слогов. Чтение слоговой таблицы. Чтение слогов с последующей их записью по памяти.

Сроки динамического контроля

6 месяцев



Формы контроля:

  • анализ устной и письменной речи в начале и в конце года (фронтальный и индивидуальный);

  • проверочные работы и диктанты в течение года (в группе);

  • тестирование;

  • ИКТ диагностика.

Предполагаемый результат:

  1. к концу первого этапа коррекционной работы

  • Направленность внимания на звуковую сторону речи

  • Восполнены основные пробелы в формировании фонематических процессов

  • Уточнены первоначальные представления о звукобуквенном, слоговом составе слова.

  • Поставлены и отдифференцированы все звуки.

  • Уточнён и активизирован имеющийся у детей словарный запас и уточнены конструкции простого предложения.

  • Введены в активный словарь необходимые на данном этапе обучения слова-термины: звук, слог, слово, гласные, согласные, твёрдые, мягкие согласные, звонкие –глухие согласные, предложения.

Сформированы умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме. Отвечать на вопросы в точном соответствии с инструкцией, с адекватным использованием усвоенной терминологии.


  1. Составить рекомендации для педагогов, учитывая речевые особенности ребенка.

Рекомендации воспитателям по автоматизации поставленных звуков.

1. Новый звук будет звучать громче, сильней и дольше остальных. Отнеситесь к этому спокойно. Так и должно быть: это новый двигательный стереотип для ребенка, который со временем войдет в привычку, и звук станет звучать нормально. 

2. Закрепление нового звука везде: на занятиях с логопедом, дома, на улице, в быту, в группе. 
Если вы возложили обязанность следить за новым звуком только на логопеда, то сформируется так называемый «синдром кабинетной речи». Появляется стереотип: «вижу логопеда – говорю правильно, не вижу логопеда - говорю как удобно». 

3. Подбор речевого материала с учетом исключения конфликтующих звуков. 
«Конфликтующими» звуками могут оказаться практически любые пары: Р – Л, С – З, Т – Ц, Х – Ф, Ж – З. Например, если раньше ребенок вместо Ш говорил С, то после постановки правильного звука Ш ни в коем случае не должно быть слов, где одновременно встречаются оба эти звука: Саша, сушу, шоссе. Различение этих звуков в речи включается в отдельный этап и достигается специальными приемами. 

4. Ребенок должен произносить новый звук в слогах, словах, стихах после примера взрослого. 
Чтобы новый звук прочно закрепился и вытеснил старое произношение, ребенок не должен допустить ни одной ошибки. Поэтому взрослый должен успевать раньше ребенка показать или подсказать правильный звук. Когда мы поправляем уже неверно произнесенный звук, старое искаженное произношение еще больше закрепляется и задерживает появление правильного звука. Длительное применение такого порочного приема может привести к тому, что ребенку надоест назойливые поправки взрослого, и он откажется произносить требуемый звук. Но чаще всего взрослые прибегают именно к такому приему. 

5. В состоянии голода, утомления, сильных переживаний логопедические занятия с ребенком проводить нельзя. 
Воспитанник в таком состоянии сам не сможет контролировать новое произношение звука и вернётся к своим старым искажениям в речи. В подобных случаях не нужно приставать к ребенку со звуками, лучше накормите его, успокойте, дайте отдохнуть.

6. Мотивация ребенка: зачем говорить правильно? 
Очень редко встречаются сознательные детки, которые сами просятся позаниматься с логопедом, но не каждый ребенок это понимает. Поговорите с ребенком и выясните его мечту: что он любит, чем хочет заниматься, когда вырастет, и привяжите целесообразность логопедических занятий к осуществлению его мечтаний. Например, будущая артистка должна выговаривать красиво все звуки, будущий директор должен иметь четкую громкую речь. Необходимо, чтобы ребенок сам пришел к пониманию, насколько это важно и нужно ему самому. 


Составить рекомендации для родителей, учитывая речевые особенности ребенка.


ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.




  1. Заниматься с ребенком по автоматизации 15 -20 минут.



  1. Задания можно выполнять в любой последовательности.





  1. Выполнять задания на картинках или реальных предметах.



  1. Необходимо рассмотреть предметы, дать ребенку пощупать, повторить инструкцию к выполнению упражнений несколько раз.



  1. Объяснять задания, затем показать на собственном примере и попросить ребенка повторить вслед за взрослым.



  1. Не заставлять ребенка, если он не хочет выполнять задание, выполнить в другое время по желанию ребенка.




  1. Забирать домашнее задание в пятницу, приносить в понедельник.




3 Этап:

В) Заключительный

Представить:

  1. Презентацию по основным этапам проекта (фото приветствуется).


Требования к оформлению: Работа оформляется шрифтомTimesNewRoman. Размер шрифта - 14. Междустрочный интервал - 1,5. Результат сохраняется в формате MSOfficeWordили OpenOffice.org

Отчет загрузить на сайт для проверки


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!