Проект
«Развитие связной речи детей 5-7 лет посредством мнемотехники»
| | Составитель: Сапрыкина Ольга Юрьевна, воспитатель дошкольной группы МАОУ «Лабазинская СОШ» Курманаевского района Оренбургской области |
Паспорт проекта
Вид проекта: образовательный, инновационный.
Продолжительность: долгосрочный.
Сроки проведения: 1 год
Аудитория: дети старше- подготовительной группы, родители.
Форма проведения: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Возраст детей: 5-7 лет
Актуальность:
Сегодня, в век информационных технологий, люди все реже общаются друг с другом в реальной жизни. ... люди не перестали общаться, просто появились соц. сети и передавать свои эмоции смайликами, значками людям интереснее и проще, чем в живую. Знакомая картина, когда члены семьи отдыхают в гаджетах, теплого родственного общения нет. Известно, что большинство учеников в школе испытывают проблемы с запоминанием и воспроизведением учебного материала. Поэтому развивать память и речь необходимо уже с младших групп детского сада. Это залог успешного обучения в школе. Результаты диагностики показали, что определенное количество детей имеет недостаточный уровень речевого развития. Именно эта проблема подтолкнула к созданию проекта.
Цель: развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами мнемотехники.
Задачи:
-
Изучить учебную, справочную, научно – методическую литературу по вопросу развития и формирование звуковой культуры речи, лексико-грамматической и связной речи с использованием мнемотехники;
-
Повышение уровня речевой активности детей.
-
Развитие связной монологической речи.
-
Обогащение словарного запаса детей.
-
Формирование умения составлять рассказы по лексическим темам с помощью схем описаний.
-
Развитие у детей умений с помощью мнемотаблиц рассказывать знакомые сказки, рассказы, стихи, скороговорки.
-
Формирование умений отгадывать и загадывать загадки с помощью мнемотаблиц.
-
Развитие у детей умственной активности, сообразительности, наблюдательности, умения сравнивать, выделение существенных признаков.
-
Развитие у детей психических процессов: мышления, внимания, воображения, памяти (различные виды).
Основания для разработки проекта:
Из каких же компонентов состоит речевое развитие детей по ФГОС ДО?:
-
1) овладение речью как средством общения и культуры (это значит, надо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывали трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы их речь была понятна окружающим);
-
2) обогащение активного словаря (происходит за счет основного словарного фонда дошкольника и зависит от словаря педагога и родителей, для расширения словаря детей создаются благоприятные условия при комплексно - тематическом планировании работы);
-
3) развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи (наша связная речь состоит из двух частей-диалога и монолога. Строительным материалом для неё является словарь и освоение грамматического строя речи, т. е. умение изменять слова, соединять их в предложения);
-
4) развитие речевого творчества (работа не простая, предполагает,что дети самостоятельно составляют простейшие короткие рассказы, принимают участие в сочинении стихотворных фраз, придумывают новые ходы в сюжете сказки и т. д. Все это становится возможным, если мы создаем для этого условия);
-
5) знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы (главная проблема состоит в том, что книга перестала быть ценностью во многих семьях, дети не приобретают опыт домашнего чтения - слушания, книга должна стать спутником детей);
-
6) формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте (подготовка к обучению грамоте - это формирование навыков звукового анализа и синтеза. От способности ребёнка к анализу и синтезу речевых звуков зависит и формирование правильного произношения);
-
7) развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха (ребенок усваивает систему ударений, произношение звуков, умение выразительно говорить, читать стихи; ребенок учится называть слова с определенным звуком, определяет место звука в слове).
-
Чтобы развивать речь, надо хорошо понимать, что же это такое?
-
Речь – это психический познавательный процесс, способ существования и проявления сознания, а также форма общения посредством языка.
Научно доказано, что речь, очень тесно связана со всеми другими познавательными психическими процессами. Однако, эта взаимосвязь не заложена в ребенке генетически, она формируется по мере развития ребенка. Вывод: чтобы развивать речь ребенка, нужно развивать и все остальные познавательные психические процессы. Пока ребенок не способен мыслить, о речи не стоит говорить. Так как у дошкольника в большей степени преобладает наглядно- действенное, наглядно – образное мышление (до 6 лет)…,Следовательно детям дошкольного возраста для запоминания и воспроизведения какой-либо информации обязательно нужна зрительная опора – образы.
-
А традиционная методика запоминания, сохранения и воспроизведения информации (восприятие на слух, разбор непонятных слов и смысла произведения, многократное повторение, индивидуальный пересказ и т.д.) для ребенка становятся скучным, долгим занятием и мучением. Естественно, такой материал скорее всего в его памяти надолго не задержится.
На помощь приходит МНЕМОТЕХНИКА. Мнемотехника — система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Использование мнемотехники в настоящее время становиться актуальным. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.
Этапы реализации проекта
1 этап. Организационный (подготовительный)
-
Накопление информации. Диагностика « Речевое развитие».
-
Изучение методической литературы по теме «Мнемотехника для детей». Анкетирование родителей по теме проекта, обработка анкетных данных.
-
Разработка проекта по теме «Мнемотехника как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста».
2 этап. Практический
-
Заполнение группового пространства наглядно – иллюстративным материалом с использованием мнемотаблиц, опорных картинок, алгоритмов.
-
Разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности по теме проекта.
-
Знакомство с составлением описательных рассказов и заучивание стихотворений с использованием мнемотаблиц.
-
Подбор для библиотеки книг, сказок, стихов, загадок, привлечение детей к участию в придумывании сказок, загадок и т. п.
-
Знакомство с основными способами перекодирования информации, использование условно – графических моделей детьми в играх.
-
Изготовление игр, наглядных пособий для детей.
-
Создание детьми своих творческих мини-проектов совместно с родителями.
-
Составление перспективного плана работы «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через использование схем и моделей».
Перспективный план работы с детьми старшей группы
Перспективный план на 1 год
I квартал
Тема: Введение в мнемотехнику
1. Введение в мнемотехнику и её принципы. Игры на запоминание простых слов (ассоциации).
- Формы работы: индивидуальные и групповые занятия.
2. Разработка и создание карточек с изображениями и простыми словами. Совместная встреча с родителями: «Что такое мнемотехника?»
- Формы работы: мастерская по созданию карточек.
3. Игра «Мнемоквадраты» (определение слов при помощи визуальных образов).
- Формы работы: игровая деятельность.
4. Чтение и обсуждение сказки с выделением ключевых слов.
- Формы работы: чтение с последующим обсуждением и объяснением.
II квартал
Тема: Расширение словарного запаса
1. Игры на запоминание (например, «Ассоциации» или «Что лишнее?»).
- Формы работы: групповые игры.
2. Создание «словарика» – книги, в которой дети будут записывать новые слова.
- Формы работы: коллективная работа.
3. Работа с мнемотехническими схемами (мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы)
- Формы работы: визуализация понятий.
4. Интерактивная игра «Мнемоконструктор предложений» (составление предложений).
- Формы работы: игра с карточками.
III квартал
Тема: Развитие грамматических навыков
1. Знакомство с простыми грамматическими правилами (например, единственное и множественное число).
- Формы работы: использование карточек и схем.
2. Игра «Построй предложение» (дети составляют предложения из набора слов).
- Формы работы: парная работа.
3. Грамматические соревнования (например, «Кто придумает больше слов – признаков, слов- действий, слов- названий?»).
- Формы работы: командные соревнования.
4. Использование мнемотехники для освоения новых слов в контексте предложений.
- Формы работы: ролевые игры.
IV квартал
Тема: Закрепление навыков и работа с родителями
1. Подготовка мини-представления о мнемотехнике. Дети показывают достигнутые результаты.
- Формы работы: выступление перед родителями и другими группами.
2. Семинар для родителей по использованию методов мнемотехники в домашних условиях.
- Формы работы: массовое мероприятие.
3. Игровая эстафета с заданиями на развитие речи и памяти.
- Формы работы: спортивные игры и поездки на природу.
4. Итоговое занятие с анализом достигнутых результатов, обсуждением и выводами.
- Формы работы: совместное обсуждение.
Заключение
Перспективный план работы с детьми старшей группы по проекту «Речевое развитие детей посредством мнемотехники» позволит не только развить речевые навыки детей, но и вовлечь родителей в процесс, создать активную и увлекательную образовательную среду. Регулярные занятия и игровые формы работы помогут детям осваивать язык более эффективно и с интересом.
Перспективный план работы с родителями
Дата | Мероприятия |
Сентябрь | Анкетирование «Правильно ли говорит Ваш ребенок» Совместная деятельность родителей и детей по составлению мнемотаблицы и заучиванию по ней стихотворения Е. Трутневой «Осень» |
Октябрь | Консультация «Обогащение словаря ребенка в домашних условиях». |
Ноябрь | Родительское собрание на тему «Использование мнемотехники в развитии связной речи у детей дошкольного возраста» |
Декабрь | Привлечение родителей к обогащению развивающей среды группы мнемотаблицами |
Январь | Памятка «Принципы работы по мнемотаблице» |
Февраль | Памятка «Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников» |
Март | Акция «Вместе с ребенком» — создание мнемотаблиц по теме «Любимое стихотворение» |
Апрель | Памятка «Мнемотехника в помощь мамам и папам». |
Май | Поощрение родителей в виде «Благодарственного письма» и поощрение детей медалями «За стремление к знаниям». |
3 этап. Заключительный
Предполагаемый результат
Дети:
— совершенствование связной речи;
— пополнение и активизация словарного запаса детей словами-определениями;
— умение договариваться и работать слажено;
— умение обратиться к взрослому с вопросом;
— умение ребенка отвечать на вопросы полным распространенным предложением;
Родители:
— повышение компетентности в вопросах организации и проведения совместной творческой и речевой деятельности с опорой на мнемотаблицы;
Педагоги:
-
Повышение интереса к проблеме развития связной речи через знакомство с приёмами мнемотехники.
-
Внедрение в образовательный процесс опыта работы по данной теме.
-
Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста.- М., 2009.
-
Большева Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. – СПб.,2005.
-
Малетина Н. С. Моделирование в описательной речи детей с ОНР // Дошкольное воспитание. 2004. №6. – С. 64 – 68.
-
Чохонелидзе, Н. Учим стихи по картинкам. — 2006.
-
Белоусова, С. Развитие лексики и грамматического строя речи у дошкольников.- 2005.
-
Белоусова, Л. Е. Весёлые встречи — 2003.
-
Гурьева Н. А. Год до школы. Развиваем память: Рабочая тетрадь упражнений по мнемотехнике. – СПб., 2000.
-
Соломенникова Л. Об использовании наглядности для формирования связной монологической речи // Дошкольное воспитание. 1999. № 4. – С. 54 — 59.
-
Широких Т. Д. Учим стихи – развиваем память // Ребенок в детском саду. 2004. № 2. – С. 59 – 62.
-
Ткаченко Т. А. Использование схем в составлении описательных рассказов // Дошкольное воспитание. 1990. № 10. – С. 16 – 21.
Приложение
1.Мнемодорожки «Загадки»
Стоит Антошка на одной ножке. (гриб)
Два кольца, 2 конца, посередине – гвоздик. (ножницы)
Четыре братца под одной крышей живут. (стол)
Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу. (Белка)
2. Мнемодорожки «Пословицы»
Один ум – хорошо, а два - лучше.
Семь раз отмерь – один раз отрежь.
2. Мнемодорожки для заучивания стихов о цифрах.
3. Мнемотаблицы для составления описательных рассказов.
4. Мнемотаблица для составления повествовательного рассказа «Кто живет на планете Земля».
5 Дидактическая игра по речевому развитию.
«Мнемоконструктор предложений».
| | Авторская разработка Сапрыкиной Ольги Юрьевны, воспитателя МАОУ «Лабазинская СОШ» (дошкольная группа) |
Цели: формировать умение детей строить простые предложения с опорой на мнемоквадраты с графическим изображением членов предложения.
Знакомство с игрой.
Ход игры.
-Ребята, посмотрите на картинки. Что на них изображено?
-Давайте попробуем составить с их помощью предложение. (Воспитатель ведет указкой по картинкам).
Дети: Мама купила торт.
- Молодцы! Обратите внимание: Что на карточке изображено, кроме рисунка? Что под картинкой? (Линия). На какой вопрос отвечает слово МАМА? (Кто?). Значит вопрос Кто? мы будем обозначать прямой линией.
- Что мама сделала? (купила). Какой значок под рисунком на второй карточке? (Две линии). Давайте договоримся, что вопрос «Что сделала?» или «Что делает?» мы будем обозначать двойной линией.
- Мама купила что? (торт). А этот предмет мы какой линией обозначим? (отрывистой).
- А теперь посмотрите, что произошло: (меняю 3-й мнемоквадрат).
- Какое предложение теперь получилось? Мама купила хлеб.
- А теперь вы сами попробуйте придумать похожее предложение. Что еще может купить мама?
- Ребята, что опять изменилось? (поменялась 2-я картинка). Какое предложение теперь? Произнесите его.
- Мама испекла хлеб.
-Меняю 3 картинку:
Мама сварила пельмени.
- А теперь? (меняется 3 картинка)
- Какое предложение получилось? Такое возможно? Давайте придумаем правильное предложение.
И т.д.
-Ой, что случилось! Наши картинки пропали, остались пустые рамочки.
Наверное, это проделки вредной Бабы Яги. Думает, наверное, что без картинок мы не сможем составить предложения!
-Ну-ка, ребята. Покажем Бабе Яге, какие мы молодцы! Дети составляют предложения по мнемодорожке, опираясь на графические изображения.
В качестве варианта игры можно подготовить дополнительные картинки в рамочку (действующие лица и предметы, действия, предметы, на которые направлено действие) и менять их, вставляя в прозрачные кармашки на квадратах.
В дальнейшем можно из квадратов убрать вопросы, чтобы дети ориентировались только по графическим изображениям. Данная работа помогает готовить детей к школе на перспективу, формируя ассоциации: члены предложения - графическое обозначение.
Это поможет будущим первоклассникам осознанно подходить к составлению предложений.