Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа с.Преображенка
ПРОЕКТ
РОССИЙСКИЕ ИМЕНА НА ГЛОБУСЕ ЗЕМЛИ
Работу выполнила
Ученица 10 класса
Инешина Василина
Руководитель: Щербакова
Наталья Романовна
2024-2025 учебный год
Содержание
| | Стр |
1 | Обоснование | 3 |
2 | Цели | 3 |
3 | Задачи | 3 |
4 | Теоретическая часть | 3-4 |
5 | Историческая справка о первопроходцах | 4-13 |
6 | Практическая часть | 13 |
7 | Выводы | 14 |
Обоснование: На уроках географии мы часто обращаемся к карте. Я считаю, что имя на географической карте - это благодарная память потомков о людях, выдающихся мореплавателей и первопроходцев, оставивших след в истории. Меня заинтересовало, а много ли российских имён на глобусе Земли. Данный проект поможет определить, какие объекты носят имена географов, первооткрывателей - россиян. А также я решила сделать контурный глобус своими руками. В нашей школе есть только физический глобус Земли, а контурного нет. С помощью него ребята смогут тренировать память, изучая открытые нашими соотечественниками географические объекты и не только их. Свой проект я назвала «Российские имена на глобусе Земли».
Цель: Выявление и описание российских имен на глобусе Земли, их историческое происхождение и связь с русской культурой.
Задачи:
Провести исследование исторических и географических материалов для выявления российских имен на глобусе Земли.
Описать и проанализировать исторические и культурные особенности, связанные с этими местами.
Создать учебное пособие для обучающихся нашей школы – контурный глобус Земли.
Подготовить и представить информацию в доступной форме для учащихся школы.
Презентовать работу на конференции.
Теоретическая часть
Каждый русский путешественник хотел оставить свой след в истории географических открытий. Лучший способ сделать это - увековечить своё имя в названии географического объекта.
Мы все знаем, что Россия является самой большой по площади страной на Земле. Территория нашей страны общим счётом равна 17 125 191км², что лишь немногим меньше всей Южной Америки, а ещё раньше – во времена Российской империи, она достигала 21,8 млн км². Иными словами, вплоть до 1/6 суши всей нашей планеты. Русский же язык является шестым среди всех языков мира по общей численности использующих его. Русская культура является неотъемлемой частью наследия человечества – она даровала миру великое множество шедевров литературы, живописи и музыки. За многими научными достижениями Земли так же стоят русские имена. Но их можно найти не только в этих аспектах человеческой истории, но и порой в самых неожиданных местах на карте мира. Рассуждая о том, где за рубежом России можно встретить названия, имеющие русское происхождение, человек наверняка первым делом назовёт Аляску, ведь широко известно, что она раньше была частью русского государства. Однако он будет удивлён тем, что русских названий как таковых там почти не осталось – большая часть городов была переименована вскоре после её продажи в 1867 году. Тем не менее, названия, имеющих русское происхождение всё ещё в избытке, благо этому способствовали многочисленные путешественники и первопроходцы – выходцы нашей страны. И за каждым из этих названий стоит своя особая история. Название на карте мира – не просто буквы, а прежде всего люди и события, что стоят за ним.
Историческая справка о первопроходцах
Семён Дежнёв – один из первых русских первопроходцев, родился примерно в 1605-ом году и предположительно в Великом Устюге. Первое упоминание о нём в историографии относится к 1638-ому году, когда Дежнёв был в составе отряда енисейских казаков, прибывших на Лену для сбора ясака. Позже его отправляют служить на реку Оймякон, и в поисках новых источников для сбора дани в 1647-ом Дежнёв предпринимает путешествие на реку Анадырь. И уже в 1648-ом году Семён Дежнёв открывает Берингов Пролив, пройдя мимо мыса, позже названного в его честь. Сам мыс Дежнёв нарёк Большим Каменным Носом и составил его описание для якутского воеводы. Позже, потерпев кораблекрушение, ему пришлось остаться в окрестностях реки Анадырь на зимовье. В 1662-ом году Дежнёв уже в Москве, где за заслуги перед государём он получает жалование и чин казачьего атамана. Умер Дежнёв из-за болезни в начале 1673-ьего года, пока сопровождал государеву казну в Москву.
Открытия, сделанные Семёном Дежнёвым, оставались незамеченными почти 80 лет, пока по его маршруту не прошёл повторно Витус Беринг. Имя Дежнёва мысу в Беринговом проливе присвоили не сразу – первоначально он именовался Чукотским носом, что отдалённо напоминало название, данное мысу самим Дежнёвым. Второе имя мыс получил уже в 1778-ом году, когда английский мореплаватель Джеймс Кук нанёс его на карту под названием мыс Восточный. И лишь через сто лет шведский мореплаватель Норденшёльд выдвинул инициативу переименовать мыс в честь его первооткрывателя – и это было сделано по решению РГО в 1898-ом году. Помимо мыса имя Дежнёва носит так же хребет на Чукотке и бухта в том же проливе Беринга.
Ерофей Хабаров – один из первопроходцев, осваивавших Приамурье, родился около 1603 так же в окрестностях Великого Устюга. Был вынужден отправиться в Сибирь из-за накопившихся на родине долгов и уже в 1625-ом совершил свой первый сибирский поход в Мангазею – первый русский заполярный город. В 1639-ом году на реке Куте открыл соляные источники, где сейчас располагается город Усть-Кут. Через десять лет, в 1649-ом году, Хабаров совершил свой амурский поход, в результате которого приамурские народы приняли русское подданство. Интересно, что именно в это время произошло первое столкновение русских и маньчжуров – бой за Ачанский острог. Вскоре маньчжуры, которые были заинтересованы в приамурском районе, мобилизовали значительную армию, в связи с чем Хабарову пришлось отступить на запад. Незадолго после этого в отряде Хабарова произошёл мятеж, и недовольные Хабаровым казаки подали на него челобитную, после чего он был отстранён от командования отрядом и отправлен в Москву. Последнее упоминание о Хабарове датируется 1671-ым годом, когда он вернулся в Тобольск и просил у воеводы снарядить новый отряд для дальнейшего освоения Амура.
В честь Ерофея Хабарова назван крупный дальневосточный город – Хабаровск, основанный как военный пост в 1858-ом году, а так же одноимённый край.
Витус Беринг - один из самых известных российских мореплавателей – по происхождению датчанин. Он родился в 1681-ом году в Дании и в 1703-ьем году поступил на русскую службу, большую часть Северной Войны провёл на Балтийском флоте, лишь на некоторое время был переведён на Азовский. Первая Камчатская Экспедиция была направлена Петром I незадолго до своей смерти, и в её главе встал Беринг – им следовало отыскать пролив между Азией и Северной Америкой. В ходе первой Камчатской экспедиции были выявлены Камчатский и Анадырский заливы, а так же остров Святого Лаврентия, но в Чукотское море она так и не попала, повернув назад раньше, чем прошла через пролив. В 1733-ьем году уже была предпринята Вторая Камчатская Экспедиция, так же известная как Великая Северная, в ходе которой независимо друг от друга действовали семь отрядов. Отряд же самого Беринга должен был отыскать путь в Северную Америку. В ходе экспедиции членами отряда был заложен Петропавловск-Камчатский, который ныне является центром Камчатского Края. К несчастью, после того, как Беринг достиг берегов Аляски, уже на обратном пути во время зимовья он и умер от цинги в 1741-ом году.
В честь Витуса Беринга названо довольно много географических объектов, самый известный из которых Берингово море, расположенное в Тихом Океане. Помимо этого его имя носит пролив между Америкой и Азией, первоначально открытый Дежнёвым, а так же остров, на котором погиб сам Беринг.
Иван Фёдорович Крузенштерн родом из остзейских дворян, родился 8 ноября 1770 года. Вместе с Ю. Лисянским проходил стажировку в Великобритании, на судах Королевского военно-морского флота. По некоторым сведениям в 1794-ом году Крузенштерн встретился с президентом Соединённых Штатов Америки Джорджем Вашингтоном. До совершения своего кругосветного путешествия был на Бермудских островах, Барбадосе, в Индии и даже в Китае. В Россию вернулся лишь в октябре 1799-ого года, после того как провёл в британском флоте шесть лет. Крузенштерн долгое время планировал своё кругосветное путешествие, но возможность осуществить его появилась только с восшествием на престол Александра I. Проект Крузенштерна был утверждён в 1802-ом году, и началось оно 23 июля 1803-ьего, когда шлюпы «Надежда» и «Нева» вышли из Кронштадта. В течение кругосветного путешествия экспедиция посетила Великобританию, Бразилию, остров Пасхи, Камчатку, Японию, Аляску и Китай, после чего вернулась обратно в Россию. В ходе экспедиции был открыт ряд островов, которые впоследствии получили своё название в честь ряда русских адмиралов и первопроходцев – к примеру, один из островов был назван именем Чичагова – русского флотоводца в правление Екатерины II. Уже после завершения экспедиции Крузенштерн составил «Атлас Южного Моря», которое было издано в 1826-ом году.
Вклад Крузенштерна был по достоинству оценён, и ныне его имя носит пролив, соединяющий Охотское море и Тихий океан – где во время экспедиции мореплаватель чуть было не потерпел кораблекрушение. В Гавайях в честь Ивана Фёдоровича было названо два атолла.
Василий Михайлович Головнин родился в 1776-ом году под Рязанью в имении своих родителей. После того, как он был произведён в гардемарины, он участвовал в русско-шведской войне (1788-1790), а так же в войне против революционной Франции. После этого Василия Михайловича отправили служить в английском флоте – известно, что некоторое время он находился под командованием адмирала Горацио Нельсона. В кругосветное путешествие его отправили в 1807-ом году на шлюпе «Диана», во время которого он прошёл мимо берегов Африки. К несчастью, в это время из-за Тильзитского мира отношения между Англией и Россией обострились, и Головнин был вынужден год провести под арестом в Саймонстауне (ныне ЮАР). Вырвавшись из плена, Головнин взял курс на Камчатку, но вскоре уже через два года во время задания по описанию Курильских островов он был снова взят в плен уже японцами в 1811. В этом заключении он провёл два года – выйдя на свободу через три года, он издал подробное его описание. Второе своё путешествие он предпринял в 1817-ом году, уже на шлюпе «Камчатка». В течение этой экспедиции он описал Алеутскую гряду и часть Командорских островов.
Именем Головнина названы пролив между Курильскими островами, а так же город в Аляске, который, правда, за время своего существования лишился одной “н” и нынче именуется Головин.
Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен появился на свет в 1778-ом году в семье остзейских дворян и в 1795-ом году был произведён в гардемарины. В 1803-1806 годах принимал участие в кругосветной экспедиции Крузенштерна и с 1812-ого года служил в Черноморском флоте. Его знаменитая антарктическая экспедиция началась в июле 1819-ого года, когда корабли «Восток» и «Мирный» стартовали маршрутом от Кронштадта до Рио-де-Жанейро. От Южной Америки и взяли курс на Антарктику, попутно открыв несколько островов – один из них, остров Лескова, был назван в честь одного из участников экспедиции. 28 января Фаддей Фаддеевич составил свои наблюдения ледников Антарктиды, что и считается датой её открытия, и вскорости оба корабля повернули назад. На обратном пути «Восток» чуть не затонул, но оба судна всё же смогли достичь берегов Австралии и некоторое время Беллинсгаузен занимался исследованием островов Новой Зеландии, где столкнулись с враждебными аборигенами местных островов. Открытые в это время острова были названы островами Россиян. Переждав некоторое время в Океании, экспедиция 31-ого октября вновь отправилась в Южный Ледовитый Океан и до 8-ого февраля они пребывали в антарктическом регионе, сделав за это время ряд открытий. 27 февраля корабли вновь прибыли в Рио-де-Жанейро, а 14 февраля Беллинсгаузен удостоился аудиенции Изабеллы Марии – наследницы португальского престола. Наконец, 24 июля 1821-ого года экспедиция вернулась в Кронштадт, общим счётом проведя в море 751 день.
Роль Ф.Ф Беллинсгаузена в развитии географии был по достоинству оценён, и в наше время его память увековечена в названии моря в Тихом Океане, южно-сахалинского мыса, острова в Океании и российская антарктическая научная станция.
Пётр Петрович Семёнов-Тян-Шанский родился в январе 1827-ого года, в семье отставного капитана гвардии. Первое время учился в Николаевском кавалерийском училище, где подготавливали будущих офицеров гвардии, впоследствии стал вольнослушателем в Санкт-Петербургском университете. После сдачи экзаменов он стал членом Русского Географического Общества, и с этим началась его активная исследовательская деятельность. Продолжил обучение в Берлинском университете, где познакомился с известным географом А. Гумбольдтом. Первую экспедицию в Тянь-Шань предпринял в 1856 году, в течение которой он посетил Алтайские горы и Тарбагатай, после чего уже первым из европейцев попал в Тянь-Шань и взобрался на самую высокую гору этой системы – Хан-Тенгри, высота которой составляет 7010 метров. Экспедиция в итоге продлилась два года, в результате которой он собрал бесценные сведения по истории и геологии этого региона. Именно за это указом Николая II от 1906 года к его фамилии была присоединена часть “Тян-Шанский”. В 1888 году организовал ещё одну экспедицию, на этот раз преимущественно по территории Туркестана. Выступил инициатором проведения всеобщей переписи населения 1897-ого года. Помимо этого являлся почётным членом Академии наук, это звание ему было присвоено в 1873году.
Имя Тян-Шанского носят гора и ледник, расположенные в Тян-Шане, за исследование которого он получил всемирную известность, а так же горы на Аляске и в Шпицбергене.
Николай Михайлович Пржевальский родился в апреле 1839-ого года под Смоленском. Учился в Смоленской Гимназии, которую окончил в 1855 году, после чего стал унтер-офицером в армии. По истечении некоторого срока поступил в Николаевскую Академию Генерального штаба, во время учёбы в которой начал писать. Заодно из своих произведений, созданных в то время, был избран членом РГО. Участвовал в подавлении Польского восстания 1863-ьего года, за что был произведён в поручики, впоследствии стал заниматься преподавательской деятельностью в Варшавском юнкерском училище. В 1867-ом году начал череду своих экспедиций по Центральной Азии, в ходе которых исследовал Куньлунь и Северный Тибет. Помимо этого открыл множество новых видов животных, один из которых был назван в его честь – лошадь Пржевальского.
На карте существует ряд объектов, названных по имени Пржевальского – в частности хребет Пржевальского в Куньлуне и горы Пржевальского в Приморском крае Российской Федерации. Помимо этого город Каракол в Казахстане раньше именовался Пржевальском.
Николай Николаевич Миклухо-Маклай родился 5 июля 1846-ого года в Новгородской губернии. Получил образование во Второй Петербургской Гимназии, остался в четвёртом классе на два года. Участвовал в студенческой демонстрации 1861-ого года, за что был ненадолго заключен в Петропавловскую крепость. Поступил в Санкт-Петербургский университет вольнослушателем на физико-математический факультет, после чего продолжил обучение в Германии в Гейдельберге, Лейпцигском и Йенском университетах, в последнем его преподавателем был Эрнст Геккель. В первую свою экспедицию на Канарские острова отправился тоже благодаря последнему – в ходе экспедиции познакомился с Томасом Гексли и Чарльзом Дарвином. В 1869-ом году был принят в РГО, где предложил организовать экспедицию в Тихий океан. Незадолго до самого начала познакомился с И. Тургеневым, общение с ним сохранял до самой смерти писателя в 1883 году. Экспедиция же началась 8 ноября 1870-ого года, когда корабль «Витязь» отплыл из Кронштадта до Новой Гвинеи. По прибытию в Новую Гвинею активно взаимодействовал с местным населением, изучал местный язык. Выступал за установление над Новой Гвинеей русского протектората, но против её колонизации. Визит Миклухо-Маклая настолько запомнился местным аборигенам, что вокруг исследователя образовалась религия.
Сам Миклухо-Маклай, поселившись в Новой Гвинее, назвал своим именем побережье Новой Гвинеи, так же уже позже в его честь был назван остров в заливе Астролябия – самими папуасами. В этом же заливе его имя так же носит гора.
Дмитрий Яковлевич Лаптев, Харитон Прокофьевич Лаптев - двоюродные братья, родились в первые годы XVIII века в Псковской губернии в семьях мелкопоместных дворян. Грамоте обучались в церковно-приходских школах. В 15 лет мальчиков отдали в Морскую академию, расположенную в Санкт-Петербурге. На Родину братья вернулись только в конце жизни. В 1718 году после успешной сдачи экзаменов оба получили звание гардемаринов и были направлены в Балтийский флот. Братья были зачислены во Вторую Камчатскую экспедицию, которая впоследствии получила название Великой Северной. Дмитрий быстро получил офицерское звание и был зачислен в экспедицию с момента ее начала. Харитон стал офицером позже брата на 5 лет, участвовал в войне на территории Польши, плавал по Дону, был командиром придворной яхты. В состав экспедиции попал только в 1737 году. Вернувшись из экспедиции, братья продолжили службу в Балтийском флоте. Дмитрий ушел в отставку в чине вице-адмирала. Харитон заслужил звание капитана 1 ранга, затем занимался снабжением войск. Закончив службу, братья вернулись в свои поместья, где скончались в 60-е годы XVIII столетия. Затем братья отправились в следующую экспедицию, которую впоследствии назвали Великой Северной экспедицией. Её целью было изучение азиатского побережья и островов Северного Ледовитого океана, внутренних районов Сибири и рек на ее территории. В составе экспедиции работали 9 отрядов, двумя руководили братья Лаптевы. Для каждого отряда был составлен индивидуальный маршрут, поэтому открытия братьев различаются. Отряд Дмитрия обследовал районы, расположенные восточнее устья Лены. За 6 лет корабли прошли от устья Лены до Колымы, поднялись до Верхнеколымска. Были составлены карты берегов, нанесены устья всех рек, описаны ледовый режим морей и погодные условия во время плавания.
Семён Иванович Челюскин
Выходец из мелкопоместных дворян Калужской губернии. Отец Челюскина имел придворные чины стряпчего, а затем и стольника. После подавления бунта стрельцов семья оказалась в опале и потеряла большую часть владений. Прибыв летом 1714 г. в Москву на смотр дворянских недорослей, Семён был зачислен в Школу математических и навигацких наук. В 1721 г. он успешно закончил учёбу, затем нёс службу на кораблях Балтийского флота в должности «навигатора», ученика штурмана и подштурмана.
Челюскин участвовал в Великой Северной экспедиции В. И. Беринга (1735— 1743 гг.). Перед исследователями стояла задача изучить Северный морской путь, побережье Северного Ледовитого океана, а также северо-запад Америки, Сибири и Дальний Восток.
Первоначально Семён Иванович служил под командой своего земляка и друга лейтенанта Василия Прончищева. Его отряд исследовал побережье между Леной и Енисеем.
В 1741—1742 гг. Челюскин руководил группой, занимавшейся описанием Таймыра. Участники похода произвели подробную съёмку и нанесли на карту всё побережье и внутреннюю часть полуострова, выявили северную оконечность Азии (с 1843 г. мыс Челюскин). В тяжелейших условиях Севера организаторский талант и настойчивость Челюскина обеспечили успех экспедиции. Участники отряда вели научные исследования, отмечали полезные ископаемые в открытых горных отложениях, наблюдали за режимом рек, морскими течениями у берегов.
Михаил Петрович Лазарев - российский мореплаватель, адмирал, командующий Черноморским флотом, совместно с Фадеем Беллинсгаузеном открыл новый материк - Антарктиду.
Михаил Лазарев родился 3 ноября 1788 года в городе Владимир в дворянской семье. В 1800 году поступил учиться в Морской кадетский корпус в Петербурге.В период с 1808 по 1808 год служил на Балтийском флоте, участвовал в русско-шведской войне 1808-1809 годов и в Отечественной войне 1812 года. В период с 1813 по 1816 год Лазарев совершил свое первое кругосветное путешествие из Кронштадта к Аляске, при этом открыл аттол Суворова. В период с 1819 по 1821 год Михаил Лазарев участвовал в кругосветной экспедиции под руководством Фадея Беллинсгаузена, командуя кораблем «Мирный». Именно в этой экспедиции была открыта Антарктида и множество островов около нее.
Как капитан фрегата «Крейсер» участвовал с 1822 по 1825 год в третьем кругосветном плавании, в ходе которого были проведено множество метеорологических и этнографических исследований.
С 1826 года Лазарев командовал кораблем «Азов», на котором участвовал в Наваринском сражении. В 1832 году стал командующим Черноморским флотом. За время своего командования Михаил Лазарев значительно улучшил состав Черноморского флота и воспитал таких талантливых флотоводцев как Павел Нахимов, Евфимий Путятин, Владимир Корнилов, Владимир Истомин и Григорий Бутаков.
Алексей Ильич Чириков
О ранней жизни Чирикова известно мало, кроме того, что русский родился в 1703 году. Существует утверждение, появившееся в 1941 году, что он был сыном одного из мастеров плотников Петра Великого.
Известно, что Чириков начал службу в Российском императорском флоте в 1716 году, а в 1721 году окончил Морскую академию в звании подпоручика.
В 1725–1730 и 1733–1743 годах он был заместителем Витуса Беринга во время Первой и Второй Камчатских экспедиций, а в 1733 году стал капитаном.
В июне 1741 года Чириков на «Святом Павле» и Витус Беринг на «Святом Петре», под началом которого он служил, покинули Петропавловск-Камчатский и направились на восток. Вскоре после 20 июня их разделил шторм, и они больше никогда не виделись. 15 июля 1741 года Чириков увидел землю у острова Бейкер у острова Принца Уэльского на южной оконечности Аляскинского полуострова. Это было примерно в 450 милях к юго-востоку от места, где Беринг высадился на берег у горы Сент-Элиас на северной оконечности полуострова. Не найдя гавань, он поплыл на север вдоль острова Баранова мимо будущей российской базы в Ситке. Он отправил баркас на поиски якорной стоянки. Когда через неделю он не вернулся, Чириков отправил второй баркас, который тоже не вернулся. Теперь, не имея небольших лодок, Чириков не мог ни искать два баркаса, ни высаживаться на берег, чтобы исследовать его или пополнить запасы пресной воды. Прождав как можно дольше, он бросил баркасы на произвол судьбы и 27 июля отплыл на запад. Он увидел полуостров Кенай, остров Кадьяк и остров Адак у западной оконечности Алеутских островов. 12 октября 1741 года, когда воды оставалось критически мало, он достиг Петропавловска.
В 1742 году Чириков возглавил поисковую экспедицию для поиска корабля Беринга «Святой Пётр». Во время этого путешествия он обнаружил остров Атту. Чириков участвовал в создании окончательной карты русских открытий в Тихом океане (1746). В 1746 году он был назначен директором Академии морской гвардии в Санкт-Петербурге. В честь Чирикова названы мысы на острове Кюсю, острове Атту, в Анадырском заливе, Тауйской бухте, подводная гора в Тихом океане, остров Чирикова и мыс Чирикова на самой западной точке острова Бейкер.
Фердинанд Врангель - российский мореплаватель, полярный исследователь, один из основателей Русского географического общества, родился 9 января 1797 года в Пскове.
В 1817-1819 годах под командой Василия Головина Врангель ходил в кругосветное плавание на шлюпе «Камчатка». Впоследствии его назначили начальником экспедиции для исследования северных берегов Восточной Сибири и составления морских карт в соответствии с требованиями современной географии. Позже правительство отправило его к устьям рек Яны и Колымы для исследований
В 1825-1827 годах совершил новое кругосветное плавание на транспортном судне «Кроткий». Это кругосветное плавание продолжалось 2 года и 21 день, а самый длительный переход от Манилы до острова Святой Елены, длился 109 дней. Два кругосветных плавания и Колымская экспедиция, произведенные в них открытия и обширные научные исследования дали возможность отнести Врангеля к числу выдающихся русских мореплавателей и исследователей Арктики.
В 1828-1829 годах Врангель командовал фрегатом «Елисавета». В 1829 году в чине капитана 1 ранга назначается главным правителем Русской Америки и остается на этом посту до 1835 года, в 1830 году прибывает на Аляску. За пять лет службы в городе Ситке он досконально изучил территорию русских владений на северо-западном побережье Америки, их ресурсы, возможности и перспективы. Возвращаясь в Россию, Врангель совершил свое третье кругосветное путешествие.
Именем мореплавателя назван остров в Северном Ледовитом океане. Остров Врангеля (чук. Умкилир — «остров белых медведей») находится между Восточно-Сибирским и Чукотским морями. Остров находится на границе Западного и Восточного полушарий и разделяется 180-м меридианом на две почти равные части. Входит в состав одноименного заповедника, который является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО (2004 год).
Владимир Васильевич Атласов – известный русский землепроходец, исследователь Камчатского полуострова. Предками Владимира Атласова были простые крестьяне, которые из-за крайней бедности были вынуждены перебраться за Урал. Детские и юношеские годы будущего землепроходца прошли в нужде и постоянных скитаниях с казаками по сибирской тундре.
В Якутске Атласову удалось устроиться на государеву службу, где он смог зарекомендовать себя с самой лучшей стороны. Дослужившись до пятидесятника в 1695 году, он был назначен приказчиков Анадырского острога. Уже тогда он обратил свое внимание на полуостров, который благодаря его стараниям войдет в состав русских земель.
В 1697 году Владимир Атласов организовал экспедицию, о которой давно мечтал. Возглавив отряд из 120 человек, он отправился в поход на юг от Анадырского острога. Соратник Атласова, казак Лука Морозко, с небольшим отрядом отправился исследовать восточные земли полуострова, а Владимир Васильевич – западное побережье. Затем обе группы соединились, чтобы совершить совместное путешествие по центральной части полуострова. В результате похода Атласову удалось подчинить местные племена и обложить их ясаком – натуральным налогом.
В честь Владимира Васильевича Атласова названы следующие географические объекты:
Остров Атласова. Необитаемый остров, открытый в конце XVII — начале XVIII века русскими землепроходцами и названный о. Алаид. По ходатайству жителей Камчатки и тихоокеанских военных моряков в 1952 году остров был переименован в о. Атласова. А так же есть бухта Атласова, вулкан Атласова, посёлок Атласово в Мильковском районе Камчатского края, посёлок Атласово (нежилое) на полуострове Крильон, в Анивском районе, Сахалинской области. Также в честь Атласова названо травянистое растение из семейства бобовых, произрастающее только на Камчатке — астрагал Атласова.
Практическая часть
Как сделать контурный глобус Земли своими руками?
Необходимое оборудование: основа эллипсоидной формы с подставкой, клей ПВА, салфетки, простой карандаш, метровая лента, линейка, гуашь, кисти, одноразовые перчатки, булавки, карточки с именами русских путешественников, двухсторонний скотч, линеры.
Взять готовую основу эллипсоидной формы с подставкой.
Обклеить поверхность в технике папье-маше, затем просушить.
Сделать разметку градусной сетки начиная с экватора и Гринвичского меридиана.
С помощью атласа простым карандашом нанести материки и острова на заготовку глобуса Земли.
Цветом оформить все объекты глобуса, просушить.
Обвести контур материков и островов.
Наклеить на тупой край булавки карточки с именами русских путешественников.
Расставить булавки на глобусе Земли в соответствии с географическими открытиями.
Выводы
Среди географических названий немало таких, которые возникли на основе имён и фамилий первооснователей городов и селений, землепроходцев – первооткрывателей, географов – путешественников. Ими во все времена богата была земля русская. Имя места и имя человека - взаимосвязаны. Бесчисленное количество географических мест названо по именам и фамилиям людей. По именам и фамилиям тех, которые своей жизнью, своей деятельностью оказались «памятными» для называемых мест, содействовали их открытию, освоению, прославлению, преобразованию.
Данная работа имеет очень большую область применения, потому что предназначена на аудиторию разного уровня знаний. Таким образом, работа может быть использована на классных часах, на уроках географии, на тематических уроках или конференциях, для ознакомления людей, интересующихся этой темой.
Анализируя результаты моей работы, могу сказать, что я выявила и описала российские имена на глобусе Земли, их историческое происхождение и связь с русской культурой. Для этого я провела исследование исторических и географических материалов для выявления российских имен на глобусе Земли, описала и проанализировала исторические и культурные особенности, связанные с этими местами, создала учебное пособие для обучающихся нашей школы – контурный глобус Земли, подготовила и представила информацию в доступной форме для учащихся школы, презентовала работу на конференции, и теперь готова ответить на ваши вопросы.