Проект
«Рыцари и принцессы».
Актуальность
Задача современного дошкольного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определённым запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определённым набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни, усвоения общественных, этических норм поведения, ненасильственного взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
Наблюдая за детьми можно заметить, что многие девочки лишены нежности, чуткости и терпения, не умеют мирно разрешать конфликты. Мальчики же, наоборот, не пытаются постоять за себя, слабы физически, не выносливы и эмоционально неустойчивы.
Современным маленьким «рыцарям» совершенно чужда хоть какая-то культура поведения по отношению к девочкам. Вызывает опасение и то, что содержание игр детей демонстрирует модели поведения, не соответствующие полу ребенка. Из-за этого дети не умеют договариваться в игре, распределять роли.
Мальчики редко проявляют желания прийти на помощь девочкам тогда, когда нужна физическая сила, а девочки не стремятся помогать мальчикам там, где нужна тщательность, аккуратность, забота.
Мальчики и девочки — это два разных мира. Очень часто мы неправильно понимаем, что стоит за их поступками, а значит, неправильно на них реагируем. Мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, говорят и молчат, чувствуют и переживают.
Постараемся понять и принять наших мальчишек и девчонок такими, какие они есть, такими разными и по-своему прекрасными, какими их создала природа.
Исходя из выше изложенного гендерное воспитание в детском саду и в семье просто необходимо для развития и социализации девочек и мальчиков в нашем обществе.
В разрешении этой проблемы нам поможет технология проектирования. Именно использование технологии проектирования в ходе совместной деятельности с детьми позволяют взрослым содействовать приобщению ребёнка к культуре: дети овладевают позитивными образцами поведения в обществе, становятся ответственными по отношению к себе, к окружающим; дети получают право на саморазвитие.
Есть определенные ценности, нормы поведения и запреты, которые должны усвоить все, независимо от пола, важные в любом обществе: толерантность, уважение к себе и другим, умение делать выбор, умение нести ответственность, милосердие.
В соответствии с актуальностью решения вопросов нравственного и гендерного воспитания был разработан проект «Рыцари и принцессы»
Вид проекта: информационно – практико-ориентированный групповой;
По составу участников: детско-взрослый;
Участники: Воспитатели детей старшего дошкольного возраста группы, родители воспитанников и дети старшего дошкольного возраста.
Цель проекта: Создать условия для развития коммуникативной деятельности ребенка дошкольного возраста в детском саду и в семье с учетом гендерных особенностей.
Задачи:
-Формировать положительную мотивацию к развитию речи;
- Накопление игрового материала для развития нравственного и речевого потенциала дошкольников;
-Воспитать в детях положительное отношение к своему гендеру;
-Воспитать культуру отношений между мальчиками и девочками;
- Создать благоприятную атмосферу и условия для всестороннего развития, воспитания и образования мальчиков и девочек в группе старшего дошкольного возраста;
-Повысить активность родителей в совместной деятельности по гендерному воспитанию детей.
-Организовать систему мероприятий по взаимодействию ДОУ и семьи, обеспечивающие полноценную социализацию личности ребенка.
- Презентация проекта «Рыцари и принцессы» педагогическому сообществу и родителям воспитанников ДОУ.
Предполагаемые результаты
Для педагогов:
-Повысить уровень психолого –педагогической компетентности по вопросам нравственного и гендерного воспитания дошкольников;
- Создать вариативное образовательное пространство в соответствии с заявленной темой;
-Внедрить в образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения проект «Общество рыцарей и принцесс»;
Для дошкольников:
- Развивать коммуникативно-речевые навыки.
-Сформировать устойчивые формы межличностного взаимодействия мальчиков и девочек.
- Развивать нравственные качества, принятые в обществе.
Для родителей воспитанников:
-Обеспечить и повысить психолого-педагогическую поддержку семьи в вопросах гендерного воспитания детей;
-Внедрение полученных знаний в традиции семьи;
-Создать партнерские отношения с детьми, педагогами и родителями воспитанников (законными представителями).
Основные принципы проекта:
1.Принцип научности предлагает отражение в предъявляемом материале основных закономерностей развития социальных объектов;
2. Принцип активности поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
3.Принцип учета личностной ориентации: построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, соответствие возрасту, интересам, желанию и половой принадлежности дошкольников;
4. Принцип интеграции программного содержания: данный проект выступает как составная часть Программы ДОУ. Такая интеграция целесообразна, прежде всего, по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
5. Принцип комплексности: планирование полоролевого воспитания, как части системы собственного воспитания, социализации и просвещения.
6. Принцип непрерывности (преемственности): половое воспитание должно быть непрерывным, последовательным и преемственным процессом.
7. Принцип дифференциации педагогического процесса: учет биологических, физиологических и психологических особенностей мальчиков и девочек в разных видах деятельности.
8. Принцип единого подхода родителей и педагогов: поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; общность взглядов на необходимость полоролевого воспитания, его цели, средства и методы, соответствующие возрасту.
Основные риски проекта
№ | Основные риски инновационного проекта | Пути их минимизации |
1 | Недостаточное оснащение материально-технической базы информационными ресурсами | Использование универсального мобильного оборудования (переносных интерактивных досок, ноутбуков, интерактивных досок и столов, проекторов) |
2 | Формальный подход к реализации проекта со стороны участников | Обеспечение качественного контроля за ходом реализации проекта и уровнем ответственности коммуникаторов проекта. |
3 | Отсутствие поддержки со стороны родителей воспитанников. | Открытость и заинтересованность родителей деятельностью ДОУ. |
4 | Нехватка заинтересованных, инициативных педагогов. | Мотивация. Моральное и материальное поощрение творчески работающих педагогов. |
Реализации педагогического проекта предполагает поэтапное выполнение работы:
I этап – подготовка участников проекта к деятельности в новых условиях.
Этап включает реализацию следующих направлений:
-создание предметно-развивающей среды для реализации педагогического проекта;
-отбор диагностических методик для выявления уровня гендерной воспитанности;
-создание методических условий для реализации гендерного воспитания старших дошкольников в условиях ДОУ.
II этап – внедрение и реализация проекта.
Данный этап включает следующие направления деятельности:
-внедрение проекта по гендерному воспитанию детей старшего дошкольного возраста,
- внедрение методического обеспечения.
III этап – анализ и оценка результативности реализации проекта.
Этап включает в себя реализацию следующих направлений деятельности:
-оценку эффективности реализации проекта;
- осуществление комплексной рефлексии проектной деятельности всеми участниками воспитательно-образовательного процесса.
Этапы работы над проектом «Рыцари и принцессы»
1 этап – «Организационно-подготовительный»
2 этап – «Основной»
3 этап- «Заключительный»
План реализации проекта
№ этапа | Основные направления деятельности | Сроки | Ответственные |
1 | 1. Изучение литературы по данной проблеме. 2.Гендерный анализ предметно-пространственной среды группы. 3.Анкетирование родителей старших дошкольников; 4. Диагностика дошкольников. | Февраль ___ ___ | Воспитатели групп старшего дошкольного возраста. Педагог-психолог. |
2 | 1.Реализация проекта «Общество рыцарей и принцесс». Организация взаимодействия взрослых и детей (педагоги – дети – родители) с учетом нравственного и гендерного воспитания детей. С дошкольниками: - специально организованная непосредственная образовательная деятельность - беседы; - чтение художественной литературы; - дидактические игры, рекомендованные логопедом; - сюжетно-ролевые, театрализованные игры, игры-перевоплощения; - подвижные игры; - конкурсы; - организация различных выставок; - тематические вечера и досуги; - творческая деятельность детей; - составление рассказов детей по темам проекта. С родителями: - проведение семинаров-практикумов, родительских собраний, круглых столов, дискуссий - беседы; - консультации; - тематические вечера; - досуги; - организация различных выставок; - творческая деятельность родителей (поделки, , создание генеалогического древа семьи, различные книги-самоделки, участие в конкурсах, фоторепортажах и т. д.); - проведение Дня открытых дверей; - просмотр родителями различных видов деятельности с детьми; - вовлечение родителей в детскую деятельность, как равных по общению партнеров (совместные поделки, спортивные игры-соревнования, игры-драматизации и прочее). 2. Разработка методических рекомендаций по воспитанию с учетом гендерных особенностей детей в условиях детского сада и семьи. 3. Апробация методического пособия Т.Н. Дороновой «Девочки и мальчики в семье и детском саду» 4. Презентация проекта «Рыцари и принцессы» для родителей воспитанников в газете детского сада «Маленькая страна» и представление его на сайте ДОУ. | Март ___ ___ ___ Февраль- Май ___ ___ ___ | Учителя-логопеды, педагог-психолог, воспитатели групп, родители воспитанников (законные представители). Учителя-логопеды, педагог-психолог, медперсонал, педагоги групп. |
3 | 1. Оценка эффективности реализации педагогического проекта. 2. Обработка и оформление материалов проекта. 3.Обобщение работы по воспитанию детей с учетом гендерных особенностей (методические рекомендации для дошкольных работников по организации предметно-развивающей среды, воспитательно-образовательному процессу, работе с родителями.) 4. Представление результатов работы педагогическому коллективу. 5. Выработка стратегии дальнейшей работы по гендерному воспитанию дошкольников. | Май ___ | Педагог-психолог Учителя-логопеды и воспитатели групп. |
Модель
формы работы с детьми
по проекту «Рыцари и принцессы»
Развлечения «Мальчики и девочки»
Праздник «Дефиле ШЛЯПОК»
Сюжетно - ролевые игры
Непосредственно образовательная деятельность
В процессе реализации проекта предложено:
-создать условия для обеспечения гендерного развития дошкольников;
-планирование занятий с детьми с акцентом на гендерную идентичность;
-дать рекомендации родителям воспитанников по воспитанию с учетом гендерных особенностей детей в условиях детского сада и семьи;
Результаты проекта
У детей:
-Осознание собственного Я – мальчика (девочки), развитие ребенка как личности в социуме и семье, и пробуждение чувства мужественности (женственности);
-Приобретение навыков положительных взаимоотношений с противоположным полом;
У педагогов:
-Расширение представлений об особенностях полоролевого развития детей
-Разработаны комплексы занятий, дидактических игр;
-Разработаны консультации для родителей;
У родителей:
-Получение необходимых знаний для воспитания личности мальчика и девочки в семье;
-Проявление позиции активных участников воспитательно- образовательного процесса в ДОУ.
Список использованной литературы
Доронова Т.Н. Девочки и мальчики дошкольного возраста в семье и детском саду: пособие для дошкольных образовательных учреждений. – М.: Линка-Пресс, 2009. – 212 с.
Доронова Т.Н. Пол или гендер?: (девочки налево, мальчики направо!) // Обруч: образование, ребенок, ученик. − 2009. −№ 3. − С. 3-6.
Евтушенко И.Н. Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста: автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.07. − Челябинск, 2008. − 22 с.
Евтушенко И.Н. Условия гендерной социализации детей дошкольного возраста // Начальная школа: плюс до и после. – 2007. − № 5. – С. 64-67.
Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки – два разных мира. Нейропсихологи – учителям, воспитателям, родителям школьным психологам. – СПб., 2001.
Кутовая Н. Комментарии к курсу «Гендерная социализация и образование: теория и практика» // Интернет ресурсы.
Панфилова М.А. Формирование гендерной идентификации у детей // ГНОМ и Д, 2009.
Репина Т.А. Особенности общения мальчиков и девочек в детском саду // Вопросы психологии. − 1984. − № 7. − С. 62-70.
Чекалина А.А. Какой пол у вашего ребенка?// Семья и школа.– 2003. – № 1.
Гусева Ю.Е. Формирование гендерных представлений и полоролевого поведения у дошкольников в семье и детском саду // Гендерные проблемы в современном обществознании. Материалы первой межвузовской студенческой конференции. – СПб.: СЗАГС, НИЯК, 2001. − С. 141–146.