СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект. Семена яблони

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа имеет практическое и теоретическое обоснование. Этот проект подходит для учеников начальной школы или детей подготовительной группы детских садов.

Просмотр содержимого документа
«Проект. Семена яблони»









Семена яблони





Автор: Ефремова Софья

Ученица 1 класса МАОУ НГО «СОШ №12» Руководитель:

Зигирова Елена Павловна

учитель начальных классов




П. Лобва 2017 год

Содержание

Введение 3

1. Теоретическая часть 5

1.1 Растение яблоня 5

1.2 Влияние света, тепла и воды на рост и развитие растения 7

1.2.2 Для чего нужно тепло растениям 7

1.2.3 Для чего нужна вода растениям 8

2. Практическая часть 9

2.1.1 Эксперимент №1 9

2.1.2 Эксперимент №2 9

2.1.3 Эксперимент №3 10

Заключение 12

Литература 13

Приложение 14





















Введение

Наверное, каждый в детстве задавался наивным вопросом: «Вырастет ли из косточки настоящая яблоня?» А самые любознательные даже пробовали закопать косточку в землю и ждали когда же вырастит яблоня с вкусными яблоками.

Я очень люблю яблоки. И конечно же я видела, что внутри каждого яблока есть семена, но меня заинтересовал другой вопрос: «Почему семена яблока, находясь внутри плода, не прорастают?»

Сначала я спросила об этом у мамы. Мама ответила: «Попадая в благоприятные для прорастания условия, все семена прорастают». Что же такое благоприятные условия и почему же семена яблока, находясь в хороших условиях (тепло, влага) внутри плода, не прорастают? Я решила подумать над этим вопросом. Вместе с мамой мы прочитали статьи энциклопедии и провели научный эксперимент.

Выращивание растений из семян – очень увлекательный процесс. Наблюдение за всеми фазами развития растения от прорастания семечка до появления первых цветов или плодов – волшебство природы в действии. Требуется много времени и терпения, прежде чем вырастет полноценное растение.

Рост растения обычно начинается с прорастания самого важного органа размножения - семени. Се́мя — особая многоклеточная структура сложного строения, служащая для размножения и расселения семенных растений и содержащая зародыш.

Так возникла тема нашего исследования – «Семена яблони».

Целью представленной нами исследовательской работы является рассмотрение влияния внешних факторов на проращивание семян яблони.

Мы поставили перед собой следующие задачи:

  • Собрать информацию о растении яблоня.

  • Выделить основные условия, влияющие на проращивание семян.

  • На практике установить, как влияет на проращивание семян наличие или отсутствие света, влаги и тепла.

  • Встретиться с людьми, которые помогут мне ответить на данный вопрос.

Мы выдвинули гипотезу: семена яблока, находясь внутри плода никогда не прорастают.

Объектом исследования явились семена яблока.

Исследовательская работа состоит из двух частей: теоретической и практической. В теоретической части мы изучили вопросы проращивания семян и обработали необходимую информацию. В практической части использовали опытно-экспериментальные методы исследования, по результатам которых нами были сделаны соответствующие выводы.

Практическое применение данной работы возможно на уроках окружающего мира, в кружковой работе, при работе на пришкольном участке.
















I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1.Растение яблоня

Что ни говори, а яблоня — любимое в народе дерево. Ведь и любят ее не только за чудесные плоды, но и за ее особую неповторимую весеннюю красоту. У многих народов яблоня почиталась как символ весны, молодости и чистоты.

В мифах и сказках разных народов особая роль отводилась яблоку. Из сказки о молодильных яблоках и живой воде….

Из греческой мифологии известно, что «яблоко раздора» стало причиной Троянской войны. Богиня раздора Эрида, обиженная тем, что ее не пригласили на свадьбу, подбросила трем богиням золотое яблоко. Между богинями возник спор — кому оно должно принадлежать? Разумеется, богинь привлекала не материальная ценность яблока, а надпись на нем «Прекраснейшей». Разрешить спор попросили троянского царевича Париса. Недолго думая Парис вручил яблоко богине любви Афродите. За такую услугу Афродита помогла Парису похитить прекрасную Елену, жену спартанского царя Менелая. Так началась Троянская война, воспетая Гомером.

По представлениям древних греков, на крайнем западе земного круга росла когда-то яблоня с чудесными золотыми плодами. День и ночь яблоню охраняли нимфы Геспериды и грозный дракон Ладон. Геракл убил дракона и похитил золотые яблоки. Это был одиннадцатый по счету подвиг героя.

Чудесную силу яблокам приписывали и народы Северной Европы. В скандинавских народных сказаниях богиня вечной юности Идун была обладательницей корзины с волшебными яблоками. Тот, кто их отведывал, обретал вечную молодость.

Судите сами — в плодах яблони содержится фруктоза, глюкоза, сахароза, витамины С и В, каротин, яблочная, винная и лимонная кислоты, эфирные масла и очень нужные организму человека минеральные соли кальция, железа и фосфора. Нельзя снимать со счета и отменные вкусовые качества яблока. Недаром в народе говорят: «Криво дерево, да яблоки сладки».

Разнообразное применение яблок в пищевой промышленности общеизвестно. Но мало кто знает, что на Руси печеные яблоки считались сильным средством при ожогах. На обожженные места прикладывали мякоть печеного яблока и боль унималась.

А вот тонкая кожица яблока с восковым налетом применялась для окуривания жилища. Крестьяне подметили, что комары и мошки не переносят запаха сжигаемой кожицы и предпочитают не совать свой нос в избу.

Размер красных, зелёных или жёлтых шаровидных плодов в зависимости от вида может быть с горошину или достигать 15 см в диаметре.

Плоды употребляют в свежем виде и в виде сухофруктов; они пригодны также для различных видов переработки: получения соков, компотов, киселей, приготовления варенья, а благодаря содержанию пектина — джемов, повидла, желе и мусса. Яблоки запекают с сахаром в тесте, приготовляют начинки для пирогов, тортов и пирожных, очень популярны яблочные пироги.













1.2 Влияние света, тепла и воды на рост и развитие растения

1.2.1 Для чего нужен свет растениям

Фотосинтез это воздушное питание растений. При фотосинтезе из углекислого газа и воды образуются органические вещества, и выделяется кислород. Если света растениям не хватает, фотосинтез в них протекает вяло, органических веществ образуется мало. Растения вырастают слабыми, бледными.

Влияние света на рост растений. Бытует выражение: растения тянутся к свету. Сравним два растения одуванчика лекарственного, выросшие в разных условиях освещения. Если одуванчик вырос в затенении среди густого травостоя, например на опушке леса, то листья у него длинные, расположены почти вертикально, и стебли с соцветиями тоже длинные. Они действительно как бы тянутся к свету, стараясь выбраться из густого травостоя.

Одуванчики, выросшие на хорошо освещенном месте среди невысокого травостоя на лугу, на газоне или около дороги, имеют более короткие листья и стебли. Листья расположены почти горизонтально.

1.2.2 Для чего нужно тепло растениям.

Тепло – необходимое условие жизни. Растениям для нормальной жизни требуется определенное количество тепла в окружающей среде – в почве и воздухе. Количество тепла условно можно выразить температурой.

Температурные условия и прорастание семян

Для прорастания набухших семян требуется вполне определенная температура. Минимальная температура, при которой семена начинают прорастать, своя для каждой овощной культуры. Семена лука репчатого, лука-порея, кольраби, белокочанной и цветной капусты, гороха начинают прорастать уже при 3,5—4°С, семена сельдерея и большинства сортов салата — при 4—4,5°С, свеклы — при 5°, кукурузы — при 10°С, томатов и кабачков — при 11°С, перца — при 13°С, огурца и фасоли — при 14—15°С

Прорастание семян при минимальной или близкой к ней температуре происходит очень медленно. У некоторых растений семена прорастают при температурах почвы близких к 0 С.

В народе про овес говорят: «Сей в грязь – будешь князь». Это значит, что овес можно сеять ранней весной, когда почва еще не просохла и не прогрелась.

Некоторые семена подвергаются стратификации – закаливанию в холодильнике. Можно воспользоваться другим проверенным способом, который успешно применяли еще монахи Валаамского монастыря при возделывании яблоневого сада. Промытые косточки, вынутые из яблока, сразу же сажали в землю еще в конце лета. К зиме семена успевали набухнуть и за зиму проходили все стадии закалки, к весне выпуская зеленые ростки.

1.2.3 Для чего нужна вода растениям.

Вода в жизни растений выполняет жизненно важные функции, поддерживающие обменные процессы, а также является источником питания. 
Особенно много воды в сочных плодах (85-90%). В мягких листьях - 80-90% воды, а в корнях – от 70 до 90%. Только растворенные в воде минеральные и органические вещества могут передвигаться по растению и участвовать в процессах обмена веществ.

II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1 Методики исследований

Разрезаем яблоко – внутри семена. Скоро уже наступит весна, а эти семена не проросли, почему? Ответ на этот вопрос нахожу у учителя биологии Шкиндер Ольги Петровны. Она мне рассказала, что пока косточка лежит внутри плода, с ней ничего не происходит. Но если ее оттуда вынуть и поместить в мокрую вату или посадить в землю, она начинает расти. После разговора с Ольгой Петровной, решила вынуть косточки из яблока и провести опыты, чтобы узнать какие условия необходимы для прорастания семян. Наблюдения за влиянием условий на прорастание семян и развитием проростков мы проводили, проращивая семена в условиях домашней комнаты.

Для наблюдения мы использовали семена яблони.

Эксперимент №1

Влияние влаги и воздуха на прорастание семени

Что делаем: взяли три стакана и положили на дно каждого по нескольку семян яблони. В первом — оставили семена, как есть (в нём будет только воздух). Во второй – налили воды столько, чтобы она только смачивала семена, но не покрывала их полностью. Третий стакан наполнили до половины. Все три стакана накрыли стеклом и оставили на свету.

Что наблюдаем: в первом – семена остались без изменения, во втором набухли и проросли, а в третьем только набухли, но не проросли.

Результат: семена легко впитывают воду и набухают, увеличиваясь в объёме. Однако если, как это в третьем стакане, воздух не имеет доступа к семенам, то они хотя и набухли, но не проросли. Семена проросли только во втором стакане, где к ним был доступ и воды и воздуха. В первом стакане не было изменений, так как к семенам не поступила влага.

Вывод: для прорастания семян необходима влага и воздух.

Эксперимент №2

Влияние температуры на прорастание семени

Цель: подтвердим опытным путём, что помимо влаги и кислорода на прорастание семян влияют и температурные условия.

Что делаем: в два стакана положим несколько семян яблони (равное количество) и нальём воды, чтобы она только смачивала семена, но не покрывала их полностью. Накроем стаканы стеклом. Один стакан оставим в комнате при температуре +18-19ºС, а другой выставим на холод (холодильник), где температура не выше +3-4ºС.

Результат: семена проросли только в том стакане, который стоял в комнате.

Вывод: следовательно, для прорастания семян необходима ещё и определённая температура окружающей среды.

Эксперимент №3

Что делаем: взяли два стакана и положили на дно каждого по нескольку семян яблони. В первый стакан налили простую воду, а во второй стакан –сладкую (с сахаром) Поставила оба стакана в теплое место. Наблюдал в течение двух недель.

Результат: после двух недель семена проросли в стакане с обычной водой, а в стакане со сладкой водой сморщились и засохли.

Вывод: следовательно, для прорастания семян яблони необходима обычная вода

Эксперимент № 3 доказал, что даже при обилии влаги, семена могут страдать от нехватки обычной воды.

В соке плодов яблони содержится много сахара и других веществ. Они прочно удерживают воду, не дают пройти воде сквозь водонепроницаемую кожуру оболочку семян. Поэтому семена в яблоке не растут. Это исследование помогло мне понять отсутствие ростков у семян внутри яблока, груши, сливы и других плодов.

Возвращаюсь вновь к своему вопросу: почему семечко не прорастает внутри плода? Откуда и как оно узнает, что среда вокруг изменилась? Снова обращаюсь за помощью, на этот раз к Павлецовой Светлане Егоровне. Она по специальности агроном и должна мне помочь. На мои вопросы Светлана Егоровна дает ответы:

В жизненном цикле каждого семени заложен определенный период покоя-после того, как оно вызреет, оно некоторое время не трогается в рост, так как находится в «спящем» состоянии. И даже попав в благоприятные для прорастания условия, семена части культур не сразу прорастут, пока не пройдет этот период покоя. Правда, период покоя у семян разных культур длится разное время. У большинства овощных культур он составляет несколько месяцев, около полугода – как раз время от уборки урожая до начала нового сезона, когда в природе будут вновь благоприятные условия для роста.















Заключение

В ходе своего исследования, я:

  • Собрала информацию о растении яблоня.

  • Выделила основные условия, влияющие на проращивание семян.

  • На практике установила, как влияет на проращивание семян наличие или отсутствие света, влаги и тепла.

  • Встретилась с людьми, которые помогли мне ответить на данный вопрос.

В условиях комнаты мы проследили механизм прорастания семян и установили, какие факторы влияют на этот процесс.

Практическим путём мы подтвердили нашу гипотезу: семечко в яблоке никогда не прорастет, так как период покоя у семян данного растения очень длинный. Создание благоприятных условий при проращивании семян ускоряет появление всходов, но только в тех случаях, когда период покоя семян уже закончился или подходит к концу.























Список литературы

  • Вавилов П. П., Растениеводство. М.: «Агропромиздат», 1986

  • Залетаева И. А., Книга о растениях. «Колос». 1994.

  • Лаврова С. А., Занимательная ботаника для малышей. М.: «Белый город», 2008

  • Лэм Э.К., Растения - М.: «Мир», 1998

  • Меликян А. П., Николаева М. Г., Комар Г. А. Жизнь растений / - М.: Просвещение, 1990.

  • Сухова Т.С., Строганов В.И. Природа: Введение в биологию и экологию. 5 класс – М.: Вентана-Граф, 2004.

  • Удалова Р. А., В мире растений - Л.: «Наука», 1997.

  • https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D0%BC%D1%8F




































Приложение 1.



Приложение 2.




Приложение 3.


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!