СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Проект «Семья слов»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Проект «Семья слов»»

Конспект открытого урока по русскому языку для 3 класса

Тема: «Проект «Семья слов»

Тип урока: урок обобщения полученных знаний

Форма проведения: групповая работа

Цель урока: обобщить и закрепить полученные знания по теме «Состав слова»

Задачи:  -учить делать выводы по теме;

- развивать внимание, наблюдательность, умение самостоятельно добывать знания;

- воспитывать коммуникативные качества (работа в группе), самоконтроль.

Ресурсы урока: - учебники В. П. Канакиной «Русский язык», 3 класс, часть 1, стр.101.

- орфографические словари

- листы формата А4 с изображением дерева

- пенал, цветные карандаши

- схемы на доске.

Предметные результаты:- учащиеся должны знать все части слова и их значение

- уметь делать морфемный разбор слов

- подбирать однокоренные слова

- отличать форму слова от однокоренного слова.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя,

учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД: находить ответы на вопросы, используя орфографический словарь.

Коммуникативные УУД:донести свою позицию до других; оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать друг друга.

Личностные УУД: в предложенных учителем ситуациях общения и сотрудничества, делать выбор, как поступить.

Средством достижения этих результатов служит групповая работа.

Ход урока

I. Организационный момент.

В зимний день уж кто-то странный
заглянул в моё окно.

На ладони появилось ярко- жёлтое пятно.
Это солнце заглянуло, будто руку протянуло,
тонкий лучик золотой.

И, как с самым лучшим другом,

Поздоровалось со мной.


Приветствие уч-ся друг-друга: спиной,правое плечо-левое плечо,правые пятки- левые пятки,правая рука- левая рука

-для положительного настроя на работу и для     установления доброжелательной атмосферы, я предлагаю вам упражнение «Поздороваемся ладошками!». -Пожелаем друг другу здоровья. Повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза, улыбнитесь. Разверните ладони друг к другу, но не прикасайтесь. Теперь соединяем пальцы со словами: Желаю (большой)

                                                                         Успеха (Указательный)

                                                                          Большого (средний)

                                                                          Во всем (мизинец)

                                                                          Здравствуй ( всей ладонью)

Я желаю, чтобы вы сегодня помогали друг другу, чтобы вы решали возникающие проблемы вместе, чтобы вы открыли для себя что-то новое и интересное и самое главное, чтобы хорошее настроение не покидало вас на протяжении всего урока. И так, устремимся по ступенькам знаний к новому открытию.

II.Пред проектный этап

1.Самоопределение к деятельности.

- На экране ребус 7Я

Кто ребус простой отгадает,

Тот слово родное узнает.

Буковок много и это все «я!

должна получиться большая... – семья


- Кто объяснит значение этого слова?

Семья - группа людей, из близких родственников - родителей, детей, братьев, сестёр, дедушек, бабушек, дядей, тёть, живущих вместе

Все внутри семьи заботятся друг о друге, друг друга очень любят. 

-Что для вас семья?

-Расскажите, как вы относитесь к своей семье?

- Где еще встречается понятие семья?(волчья стая,улей пчёл,муравейник)


2.Звуко - буквенный разбор слова семья

семья — слово из 2 слогов: семь-я. Ударение падает на 2-й слог.
Транскрипция слова: [с’им’й’а]

с — [с’] — согласный, парный глухой, парный мягкий
е — [и] — гласный, безударный
м — [м’] — согласный, непарный звонкий, сонорный, парный мягкий
ь — не обозначает звука
я — [й’] — согласный, непарный звонкий, сонорный, непарный мягкий
[а] — гласный, ударный

В слове 5 букв и 5 звуков.



3. Минутка чистописания.

Сс Ссс

Семья, семьянин, семейка, семейный.

Как объясните слово семьянин?

Семьянин  человек, который имеет семью, любящий семейную жизнь, заботливо относящийся к своей семье.

-Что объединяет эти слова? (Одинаковый корень, однокоренные слова).


Инсценировка.

Учитель. Однажды встретились корень куста и корень слова.

– Здравствуй, я корень, а ты кто?

– Я тоже корень.

– Я в земле живу. А ты где живешь?

– А я в словах живу.

– Ну, какой же корень может жить в словах? Вот я корень так корень!

Посмотри: от меня в земле берут начало ростки и вырастает целый куст смородины или орешника, а то и целое дерево. А от тебя что растет?

– Не хвастайся! От меня и от других таких же корней, как я, тоже вырастают целые кусты, только не растений, а новых слов.

– Подумаешь! Зато на кустах и деревьях, которые от меня вырастают, зреют вкусные фрукты и ягоды, которые можно съесть!

– А без слов, которые от меня вырастают, ни одного твоего растения, ни ягод, ни фруктов даже назвать-то нельзя!


Учитель. Не спорьте, друзья! Оба вы нам необходимы. Нужны нам и такие корни, от которых растения вырастают, и такие, от которых новые слова вырастить можно!

Попробуйте объяснить, о чем у нас с вами будет разговор на уроке?

- А какие еще значения имеет слово корень?

4. Целеполагание

Но на уроке русского языка нас будет интересовать корень слов. А что такое корень, вспомните правило?

- А как выделяют корень? (Дугой)

- Тогда почему мы стали говорить о семье на уроке русского языка? (Семейное дерево начинается с корня и семья слов тоже начинается с корня).

И так, темой нашего урока является «Семья слов»

- Какие цели поставим перед собой на уроке

-Вспомним …что такое однокоренные слова, корень слова

-Научимся подбирать……однокоренные слова

-Будем учиться составлять «семью слов», разбирать слова по составу.



5. Работа по учебнику (с.101)

- Посмотрите на иллюстрацию в учебнике (с.101).Прочитаем слова.

-Можно ли эти слова назвать семьей?

-Да, это родственные слова. Они имеют один корень – лес и похожи по лексическому значению.

Найдите на ней корень слова, из которого выросло целое дерево слов.

6. Словарная работа

Лесник-лесной сторож. 
2. разг. Работник лесного хозяйства

Лесовод- 1. Специалист в области лесоводства. 
2. Тот, кто занимается лесоводством

Лесостепь- Область, переходная между степью и лесом. 

Перелесок-Небольшой лес, отделенный полянами от других лесных участков, или редкий лес, соединяющий лесные массивы. Березовые перелески.

7. Составление предложения с любым словом, которое вы нашли на рисунке.

а)устное составление предложения

б) запись предложения, разбор предложения по членам предложения.

8. Физминутка

9.Разбор слов по составу( №3)

- Что мы должны помнить,чтобы выполнить это задание?

Помни, при разборе слова

Окончание  и основу

Первым делом находи.

После корня будет суффикс,

А приставка впереди.

-Что такое основа? Окончание? Как находим окончание?

-Вспомним, что такое корень? Как находим корень?

Что такое суффикс? Как находим суффикс?

Что такое приставка? Как находим приставку?

10. Соотнесение слов к схемам.

Лесной, лесок, лесище, лесистый,

Перелесок.

Лес

Для четвертой схемы слова нет

Лесостепь, лесовод

11. Проверка.



III. Работа над проектом.

ПРОЕКТ, -а, м. 1. Разработанный план сооружения, какого-н. механизма, устройства. П. здания, моста. П. реконструкции улицы. Дипломный п. (в техническом вузе). 2. Предварительный текст какого-н. документа. П. резолюции. 3. Замысел, план. Заманчивый п. В проекте была экскурсия в горы. || прил. проектный, -ая, -ое (к 1 знач.).

- Сегодня у каждого из вас есть возможность выступить и в качестве автора и разработчика проекта «Семья слов».

Как думаете, вы, готовы сделать собственный проект? Что вам надо для проекта?

Работа в группах (дети сидят в группах сначала урока)

Сейчас я каждой группе раздам маршрутный лист. Там написана загадка. Вы должны ее отгадать. Отгадка будет служить тем словом, от которого вы будете образовывать однокоренные слова и записывать их на лист. Далее вам необходимо выполнить задания. И последнее, вам нужно будет выбрать того человека, который будет защищать ваш проект.

(Лэпбук (lapbook) или как его еще называют интерактивная тематическая папка - это самодельная бумажная книжечка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. При этом лэпбук - это не просто поделка. Это заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок проделал в ходе изучения данной темы. Чтобы заполнить эту папку, малышу нужно будет выполнить задания, провести наблюдения, изучить представленный материал. 
Создание лэпбука поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы.)

(Далее дети начинают работать в группах, учитель подходит и проверяет, правильно ли они отгадали загадки, помогает, если возникают затруднения, с которыми дети не в силах справится самостоятельно)

IV.Защита проекта

Один человек из каждой группы зачитывает загадку, называет отгадку, далее называет однокоренные слова, которые они подобрали. Другие слушают, дополняют однокоренными словами, исправляют ошибки.

-Мы работали над проектом «Семья слов».

Цель проекта: научиться  подбирать слова с одинаковым корнем, но разным значением .

Задача проекта: научиться подбирать информацию; находить состав слова; представить свой проект.

План:

1. Собрать материал в Интернете

2. Подобрать иллюстративный материал

3. Составить «Семью слов»

4. Оформить книжку (лепбук),презентацию

5. Показать проект одноклассникам

6. Оценить результаты своей работы

V.Итог урока. Рефлексия

Что мы делали сегодня на уроке? (повторяли все, что знаем по теме «Состав слова», делали проект, учились работать в группах)

Продолжите предложения:

*Было интересно…

*Теперь я могу…

*Мне понравилось…

 «ДЕРЕВО УСПЕХА»

Сердечко-

оранжевое – есть проблема, нужна помощь;

желтое – не все понятно;

розовое– все хорошо.

6.Домашнее задание

Даются загадки. Отгадать их. Создать свое дерево с однокоренными словами.Доделайте проекты. Можно украсить иллюстрациями, можно составить текст с данными родственными словами.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!