Тема урока
Проект «Семья слов» ( Раздел : Состав слова, 16 урок)
Ход урока
I. Организационный момент.
Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья.
Девиз урока. "Удивительное рядом, умей видеть и наблюдать”
II.Пред проектный этап
1.Самоопределение к деятельности.
- На доске записан ребус 7Я
- Кто объяснит значение этого слова?
Семья - группа людей, из близких родственников - родителей, детей, братьев, сестёр, дедушек, бабушек, дядей, тёть, живущих вместе
Все внутри семьи заботятся друг о друге, друг друга очень любят
-Что для вас семья?
-Расскажите, как вы относитесь к своей семье?
- Где еще встречается понятие семья?
2.Звуко - буквенный разбор слова семья
3. Минутка чистописания.
Сс Ссс
Семья, семьянин, семейка, семейный.
Как объясните слово семьянин?
Семьянин человек, который имеет семью, любящий семейную жизнь, заботливо относящийся к своей семье.
-Что объединяет эти слова? (Одинаковый корень, однокоренные слова).
4. Целеполагание
Какие цели поставим перед собой на урок?
Вспомним…
Научимся подбирать…
Будем учиться…
-Какие слова называются однокоренными?
- Почему мы стали говорить о семье на уроке русского языка?
5. Работа по учебнику (с.101)
- Посмотрите на иллюстрацию в учебнике (с.101).Прочитаем слова.
-Можно ли эти слова назвать семьей?
-Да, это родственные слова. Они имеют один корень – лес и похожи по лексическому значению.
Найдите на ней корень слова, из которого выросло целое дерево слов.
6. Словарная работа
Лесник-Лесной сторож.
2. разг. Работник лесного хозяйства
Лесовод- 1. Специалист в области лесоводства.
2. Тот, кто занимается лесоводством
Лесостепь- Область, переходная между степью и лесом.
Перелесок-Небольшой лес, отделенный полянами от других лесных участков, или редкий лес, соединяющий лесные массивы. Березовые перелески.
7. Составление предложения с любым словом, которое вы нашли на рисунке.
а)устное составление предложения
б) запись предложения, разбор предложения по членам предложения.
8. Физминутка (релаксация)
9.Разбор слов по составу( №3)
- Что мы должны помнить, чтобы выполнить это задание?
Помни, при разборе слова
Окончание и основу
Первым делом находи.
После корня будет суффикс,
А приставка впереди.
Что такое основа? Окончание?
Как находим окончание?
-Вспомним, что такое корень?
-Как находим корень?
Что такое суффикс?
Как находим суффикс?
Что такое приставка?
Как находим приставку?
10. Соотнесение слов к схемам.1 схема лесистый-лес корень.ист суф.,ый оконч..
2 схема перелесок-пере пристав.,лес кор.,ок суф.,окончание нулевое.
III. Работа над проектом.
- Сегодня у каждого из вас есть возможность выступить и в качестве автора и разработчика проекта «Семья слов».Откроем словарь однокоренных слов и выбираем ту семью слов, которая вам нравится.
4.Итог урока. Рефлексия
Кто справился?
Что было делать тяжело?
6.Домашнее задание
Доделайте проекты. Можно украсить иллюстрациями, можно составить текст с данными родственными словами.