6
Урок - проект «Семья слов» 3 класс
Цели: формирование способности учащихся к творческому способу действия: создание готового продукта проектной деятельности : группы родственных слов; обобщение и систематизация знаний о родственных словах, и отработка умения применять полученные знания на практике; формировать способность к творческому мышлению, сравнению, анализу; совершенствовать исследовательские навыки; уважение к русскому языку, к товарищам по классу.
Тип урока: урок закрепления новых знаний и отработки навыков решения учебных задач с элементами проектирования
Планируемые результаты:
Предметные:
Формулировать определения однокоренных слов и корня слова; различать однокоренные слова, и способы их образования.; группироватьоднокоренные слова и выделять в них корень, различать однокоренные слова и формы одного и того же слова; формулировать определение окончания, основы, корня, приставки, суффикса; выделять все части слова, доказывать их значимость в слове; проводить разбор слов по составу; уметь работать над проектом; анализировать модели разбора слова по составу и подбирать слова по этим моделям; работать со словообразовательным словарем.
Личностные:
формировать ценностное отношение к русскому языку, учить уважительно относиться к результату труда одноклассников; осознание себя носителем русского языка, формирование позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия; развитие познавательных интересов, учебных мотивов, формирование мотивов достижения и социального признания, формирование границ собственного знания и «незнания»
Универсальные учебные действия (метапредметные):
1.Регулятивные
осознавать, формулировать и удерживать учебную задачу в процессе коллективной работы; осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль в индивидуальной работе, работе в парах ; уметь договариваться в паре в ходе работы над заданием; учиться корректировать, вносить изменения, дополнения по результатам оценки своей деятельности; коллективно, под руководством учителя планировать свои действия в процессе работы на отдельных этапах урока; ориентироваться в учебнике; дополнительной литературе; учиться оценивать свои достижения в работе над проектом.
2.Познавательные
пользоваться приемами анализа и синтеза при работе над словами; сравнивать и сопоставлять между собой родственные слова; овладевать способами классификации (группировки) в работе над родственными словами.
3.Коммуникативные
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Оборудование: учебник, презентация, словообразовательный словарь.
Ход урока
Создание ситуации успеха
Учитель приветствует учащихся.
Прозвенел звонок и смолк начинается урок
Наши ушки на макушке, глазки хорошо открыты,
Думаем, запоминаем, ни минутки не теряем.
Сегодня к нам пришли гости. Поприветствуйте, пожалуйста, гостей.
Постановка учебной задачи
Откройте тетради, запишите число и классная работа.
- Минутка чистописания
Возьмите тренажер, откройте его на с.27, урок 40. Пропишите слог «го».
Найдите первое предложение - Голуби всегда находят дорогу домой - пропишите его.
Возьмите простой карандаш и, начиная с ученика, по цепочке определяем опасные места в словах этого предложения.
Посмотрите на поля в тетради.
– Какие согласные мы будем подчеркивать? Мягкие.
- Какой карандаш нам нужен? Продолжаем работу по цепочке.
Домашнее задание по тренажеру – во всех словах текста определить опасные места, подчеркнуть мягкие согласные.
Закройте тренажер, положите его на край стола.
- Инсценировка
А теперь, послушайте меня внимательно. Соня Несмеева и Егор Карелин подойдите ко мне.
Однажды встретились корень куста и корень слова.
- Здравствуй, я корень, а ты кто?
- Я тоже корень.
- Я в земле живу. А ты где живёшь?
- А я в словах живу.
- Ну как же корень может жить в словах? Вот я корень так корень! Посмотри: от меня в земле берут начало ростки и вырастает целый куст смородины или орешника, а то и целое дерево. А от тебя что растёт?
- Не хвастайся! От меня и от других таких же корней, как я, тоже вырастают целые кусты, только не растений, а новых слов.
- Подумаешь! Зато на кустах и деревьях, которые от меня вырастают, зреют вкусные фрукты и ягоды, которые можно съесть!
- А без слов, которые от меня вырастают, ни одного твоего растения, ни ягод, ни фруктов даже назвать-то нельзя!
Не спорьте, друзья! Оба вы нам необходимы. Нужны нам и такие корни, от которых растения вырастают, и такие, от которых новые слова вырастить можно!
- определение темы и целей урока
Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?
Тема нашего урока «Семья слов».
Сформулируем цели урока. (Вспомним…Научимся подбирать…Будем учиться…)
Решение учебных задач
- подготовка к проекту
Какое сейчас время года?
Назовите приметы осени?
Что происходит с деревьями?
В сказочной стране слов деревья не сбрасывают листочки, а надевают их.
Напишем слово лес (экран), разберем его по составу.
Справа от слова нарисуем схему этого слова.
Итак, схема слова лес – корень, окончание, основа.
Корень слова «лес» подружился с суффиксами.
Посмотрите друг на друга. Какие вы у меня дружные, внимательные, добрые и замечательные! Я уверена, что вы помните правила работы в парах. (экран).
Вам надо вместе подумать и записать в тетрадь два слова, в которых есть корень, суффикс и окончание. (два ученика работают у доски).
А теперь разберите эти слова по составу. (экран)
Проверьте разбор слов у соседа. Посмотрите на разбор слов.
Схемы у слов будут одинаковыми или разными?
Какая схема этих слов? Схема слов – корень, суффикс, основа, окончание.
Справа нарисуем схему слов.
Наше дерево надело еще два листочка. (экран)
Запишите слова полесье и залесье в тетрадь, разберите по составу, проверьте друг друга. (два ученика у доски).
А у этих слов схема, наверно, разная?
Давайте справа ее нарисуем.
физкультминутка
А может корень дружить и с суффиксом, и с приставкой?
Придумайте в паре одно слово, в котором есть корень, приставка, суффикс и окончание. Запишите его, разберите его по составу. (экран)
Справа запишите схему этого слова.
А теперь очень сложный вопрос! Перед тем, как отвечать, посоветуйтесь с соседом по парте. Внимание! Может ли корень дружить с еще одним корнем. Может ли корень дружить с другим корнем?
Проверьте меня: правильные ли я надела листочки?
Запишите слова лесовод и лесостепь в тетрадь, разберите по составу. (экран) (у доски два ученика). Справа запишем схему этих слов.
Посмотрите, какое красивое дерево у нас получилось!
Как называются одним словом все слова на дереве? Однокоренные
Чем отличаются однокоренные слова и форма слова? (плакат)
Измените форму слова лес.
Посмотрите в тетрадь, посчитайте, сколько слов мы записали? Сколько схем?
Чего больше? Какой вывод мы можем сделать? Экран
- Работа с учебником.
- откройте учебник, с.101. (экран)
Найдите на иллюстрации слово, в котором есть корень слова и окончание.
Найдите слова, в которых есть не только корень, но и суффикс. (экран)
Какую схему мы подберем для оставшихся слов?
- Работа над созданием проекта.
Сейчас нам предстоит творческая работа в группах.
Вспомним правила работы в группах (экран)
Ваша задача – одеть дерево.
Запишите однокоренные слова к заданному на стволе дерева слову на дубовых листочках согласно схеме.
Слова, с которыми дети работают – дом, снег, зима, река, сахар, хлеб, вода, море.
В конверте – дерево без листьев, листья с пустыми схемами слов.
- Защита проектов.
А сейчас ко мне выходят ответственные групп.
Какое слово ты записал, расскажи о его составе.
Прикрепи дерево группы к доске.
Вывод.
- Итак, наша задача выполнена – все деревья одеты.
Что вам понравилось? Что показалось интересным?
Рефлексия
Давайте вспомним, какие цели стояли перед нами?
- Достигли мы их?
На столах лежат белые листочки. Нарисуйте улыбающееся солнышко, если вам понравился урок. Грустное – если не понравился. Покажите мне. Спасибо.
Ваше домашнее задание (экран) – с.97 № 183. Вам нужно соотнести слово и схему.
Итог
Мы сегодня хорошо поработали. Результативно и дружно, поэтому заслужили аплодисменты. Радостно похлопаем друг другу.