СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Семья слов"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок закрепления знаний о составе слова. Ученики приходят к выводу, что слов много, а схем слов намного меньше.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Семья слов"»

6


Урок - проект «Семья слов» 3 класс

Цели: формирование способности учащихся к творческому способу действия: создание готового продукта проектной деятельности : группы родственных слов; обобщение и систематизация знаний о родственных словах, и отработка умения применять полученные знания на практике; формировать способность к  творческому мышлению, сравнению, анализу; совершенствовать исследовательские  навыки; уважение к русскому языку, к товарищам по классу.

Тип урока: урок закрепления новых знаний и отработки навыков решения учебных задач с элементами проектирования

Планируемые результаты:

Предметные:

Формулировать определения однокоренных слов и корня слова; различать однокоренные слова, и способы их образования.; группироватьоднокоренные слова и выделять в них корень, различать однокоренные слова и формы одного и того же слова; формулировать определение окончания, основы, корня, приставки, суффикса; выделять все части слова, доказывать  их значимость  в слове; проводить разбор слов по составу; уметь работать над проектом; анализировать  модели разбора слова по составу и подбирать слова по этим моделям; работать со словообразовательным словарем.

Личностные:

формировать ценностное отношение к русскому языку, учить уважительно относиться к результату труда одноклассников; осознание себя носителем русского языка, формирование позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия; развитие познавательных интересов, учебных мотивов, формирование мотивов достижения и социального признания, формирование границ собственного знания и «незнания»

Универсальные учебные действия (метапредметные):

1.Регулятивные

осознавать, формулировать и удерживать  учебную задачу в процессе коллективной работы; осуществлять взаимоконтроль  и  самоконтроль в индивидуальной работе, работе в парах ; уметь договариваться в паре  в ходе работы над заданием; учиться корректировать, вносить изменения, дополнения по результатам оценки своей деятельности; коллективно, под руководством учителя планировать свои действия в процессе работы  на отдельных этапах урока; ориентироваться в учебнике; дополнительной литературе; учиться оценивать свои достижения в работе над проектом.

2.Познавательные

пользоваться  приемами анализа и синтеза  при работе над словами; сравнивать и сопоставлять между собой родственные слова; овладевать способами классификации (группировки) в работе над родственными словами.

3.Коммуникативные

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Оборудование: учебник, презентация, словообразовательный словарь.

Ход урока

  1. Создание ситуации успеха

Учитель приветствует учащихся.

Прозвенел звонок и смолк начинается урок

Наши ушки на макушке, глазки хорошо открыты,

Думаем, запоминаем, ни минутки не теряем.

Сегодня к нам пришли гости. Поприветствуйте, пожалуйста, гостей.

  1. Постановка учебной задачи

Откройте тетради, запишите число и классная работа.

- Минутка чистописания

Возьмите тренажер, откройте его на с.27, урок 40. Пропишите слог «го».

Найдите первое предложение - Голуби всегда находят дорогу домой - пропишите его.

Возьмите простой карандаш и, начиная с ученика, по цепочке определяем опасные места в словах этого предложения.

Посмотрите на поля в тетради.

– Какие согласные мы будем подчеркивать? Мягкие.

- Какой карандаш нам нужен? Продолжаем работу по цепочке.

Домашнее задание по тренажеру – во всех словах текста определить опасные места, подчеркнуть мягкие согласные.

Закройте тренажер, положите его на край стола.

- Инсценировка

А теперь, послушайте меня внимательно. Соня Несмеева и Егор Карелин подойдите ко мне.

Однажды встретились корень куста и корень слова.

- Здравствуй, я корень, а ты кто?

- Я тоже корень.

- Я в земле живу. А ты где живёшь?

- А я в словах живу.

- Ну как же корень может жить в словах? Вот я корень так корень! Посмотри: от меня в земле берут начало ростки и вырастает целый куст смородины или орешника, а то и целое дерево. А от тебя что растёт?

- Не хвастайся! От меня и от других таких же корней, как я, тоже вырастают целые кусты, только не растений, а новых слов.

- Подумаешь! Зато на кустах и деревьях, которые от меня вырастают, зреют вкусные фрукты и ягоды, которые можно съесть!

- А без слов, которые от меня вырастают, ни одного твоего растения, ни ягод, ни фруктов даже назвать-то нельзя!

Не спорьте, друзья! Оба вы нам необходимы. Нужны нам и такие корни, от которых растения вырастают, и такие, от которых новые слова вырастить можно!

- определение темы и целей урока

Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

Тема нашего урока «Семья слов».

Сформулируем цели урока. (Вспомним…Научимся подбирать…Будем учиться…)

  1. Решение учебных задач

- подготовка к проекту

Какое сейчас время года?

Назовите приметы осени?

Что происходит с деревьями?

В сказочной стране слов деревья не сбрасывают листочки, а надевают их.

Напишем слово лес (экран), разберем его по составу.

Справа от слова нарисуем схему этого слова.

Итак, схема слова лес – корень, окончание, основа.


Корень слова «лес» подружился с суффиксами.

Посмотрите друг на друга. Какие вы у меня дружные, внимательные, добрые и замечательные! Я уверена, что вы помните правила работы в парах. (экран).

Вам надо вместе подумать и записать в тетрадь два слова, в которых есть корень, суффикс и окончание. (два ученика работают у доски).

А теперь разберите эти слова по составу. (экран)

Проверьте разбор слов у соседа. Посмотрите на разбор слов.

Схемы у слов будут одинаковыми или разными?

Какая схема этих слов? Схема слов – корень, суффикс, основа, окончание.

Справа нарисуем схему слов.


Наше дерево надело еще два листочка. (экран)

Запишите слова полесье и залесье в тетрадь, разберите по составу, проверьте друг друга. (два ученика у доски).

А у этих слов схема, наверно, разная?

Давайте справа ее нарисуем.

физкультминутка


А может корень дружить и с суффиксом, и с приставкой?

Придумайте в паре одно слово, в котором есть корень, приставка, суффикс и окончание. Запишите его, разберите его по составу. (экран)

Справа запишите схему этого слова.


А теперь очень сложный вопрос! Перед тем, как отвечать, посоветуйтесь с соседом по парте. Внимание! Может ли корень дружить с еще одним корнем. Может ли корень дружить с другим корнем?

Проверьте меня: правильные ли я надела листочки?

Запишите слова лесовод и лесостепь в тетрадь, разберите по составу. (экран) (у доски два ученика). Справа запишем схему этих слов.


Посмотрите, какое красивое дерево у нас получилось!

Как называются одним словом все слова на дереве? Однокоренные

Чем отличаются однокоренные слова и форма слова? (плакат)

Измените форму слова лес.

Посмотрите в тетрадь, посчитайте, сколько слов мы записали? Сколько схем?

Чего больше? Какой вывод мы можем сделать? Экран


- Работа с учебником.

- откройте учебник, с.101. (экран)

Найдите на иллюстрации слово, в котором есть корень слова и окончание.

Найдите слова, в которых есть не только корень, но и суффикс. (экран)

Какую схему мы подберем для оставшихся слов?

- Работа над созданием проекта.

Сейчас нам предстоит творческая работа в группах.

Вспомним правила работы в группах (экран)

Ваша задача – одеть дерево.

Запишите однокоренные слова к заданному на стволе дерева слову на дубовых листочках согласно схеме.

Слова, с которыми дети работают – дом, снег, зима, река, сахар, хлеб, вода, море.

В конверте – дерево без листьев, листья с пустыми схемами слов.

- Защита проектов.

А сейчас ко мне выходят ответственные групп.

Какое слово ты записал, расскажи о его составе.

Прикрепи дерево группы к доске.

Вывод.

- Итак, наша задача выполнена – все деревья одеты.

Что вам понравилось? Что показалось интересным?

Рефлексия

Давайте вспомним, какие цели стояли перед нами?

- Достигли мы их?

На столах лежат белые листочки. Нарисуйте улыбающееся солнышко, если вам понравился урок. Грустное – если не понравился. Покажите мне. Спасибо.

Ваше домашнее задание (экран) – с.97 № 183. Вам нужно соотнести слово и схему.

  1. Итог

Мы сегодня хорошо поработали. Результативно и дружно, поэтому заслужили аплодисменты. Радостно похлопаем друг другу.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!