Тема: Проект «Семья слов» (Раздел : Состав слова)
Форма проведения: урок-проект
Тип урока: урок закрепления и отработки навыков решения учебных задач.
Современные образовательные технологии:
технология проблемного обучения, использование информационно-коммуникативных технологий, учебно-игровая деятельность
Методы обучения:
методы проектно-исследовательской деятельности, наглядно- иллюстративный метод, поисковый метод, методы стимулирования к обучению, методы контроля и самоконтроля,
Формы организации познавательной деятельности:
фронтальная, индивидуальная, парная.
Оборудование
Учебник. «Русский язык. 3 класс». В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
Презентация
Толковый словарь, орфографический словарь.
Цель: Создать условия для обучения составлению «семьи слова» по аналогии с данным объектом, защите учащихся своих достижений.
Задачи:
Деятельностная: формировать способности учащихся к творческому способу действия: создание готового продукта проектной деятельности: группы родственных слов.
Образовательная: обобщить и систематизировать знания о родственных словах, и отработка умения применять полученные знания на практике .
Развивающая: формировать способность к творческому мышлению, сравнению, анализу; совершенствовать исследовательские навыки
Воспитательная: развивать уважение к русскому языку, к товарищам по классу, любовь и заботу к семье, к родным и близким людям, учит быть добрее.
Планируемые результаты
Предметные:
формулировать определения однокоренных слов и корня слова;
различать однокоренные слова, группировать однокоренные слова (с общим корнем);
выделять в них корень, наблюдать над группами однокоренных слов и способами их образования; обсуждать алгоритм разбора слов по составу;
формулировать определение окончания, основы, корня, приставки, суффикса;
выделять все части слова, доказывать их значимость в слове;
различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;
проводить разбор слов по составу;
уметь работать над проектом;
анализировать модели разбора слова по составу и подбирать слова по этим моделям.
формировать орфографическую зоркость;
работать с толковым и орфографическим словарями
Метапредметные
Регулятивные
осознавать, формулировать и удерживать учебную задачу в процессе коллективной работы;
осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль в индивидуальной работе, работе в парах ;
уметь договариваться в паре в ходе работы над заданием;
учиться корректировать, вносить изменения, дополнения по результатам оценки своей деятельности;
коллективно, под руководством учителя планировать свои действия в процессе работы на отдельных этапах урока;
ориентироваться в учебнике; дополнительной литературе.
учиться оценивать свои достижения в работе над проектом;
Познавательные
пользоваться приемами анализа и синтеза при работе над словами;
сравнивать и сопоставлять между собой родственные слова;
строить рассуждение по теме урока под руководством учителя (2-4 предложения);
овладевать способами классификации (группировки) в работе над родственными словами.
выбор способов и форм для выполнения проектных и творческих работ с помощью взрослых.
Коммуникативные
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Личностные
нравственно-этическая ориентация:
формировать ценностное отношение к русскому языку
учить уважительно относиться к результату труда одноклассников.
-личностное самоопределение
(осознание себя носителем русского языка, формирование позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия)
-смыслообразование, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом:
развитие познавательных интересов, учебных мотивов.
формирование мотивов достижения и социального признания
формирование границ собственного знания и «незнания»
Этапы урока
1.Организационный момент.
Эмоциональный настрой. Слайд 1
Учитель приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой на урок, мотивирует на успешную работу. Слайд 2
Прозвенел звонок для нас,
Все зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Все с улыбочкой вздохнём
И урок мы наш начнём.
«Поздороваемся ладошками!».
Ребята, а теперь поздоровайтесь со своими соседями и пожелайте всего самого доброго и хорошего друг другу. - Повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза, улыбнитесь. Разверните ладони, но не прикасайтесь. Теперь соединяем пальцы со словами:
Желаю (большой)
Успеха (Указательный)
Большого (средний)
Во всем (мизинец)
Здравствуй ( всей ладонью)
Я желаю, чтобы вы сегодня помогали друг другу, чтобы решали возникающие проблемы вместе, чтобы открыли для себя что-то новое и интересное и самое главное, чтобы хорошее настроение не покидало вас на протяжении всего урока. И так, устремимся по ступенькам знаний.
II.Пред проектный этап
1.Самоопределение к деятельности.
- На экране ребус 7Я Слайд 3
Кто ребус простой отгадает,
Тот слово родное узнает.
Буковок много и это все «я!
должна получиться большая... – семья
Сценка « Семья»
1 ученик Семья – словечко странное,
Хотя не иностранное.
– Как слово получилось,
Не ясно нам совсем.
Ну, «Я» – мы понимаем,
А почему их семь?
2 ученик Не надо думать и гадать,
А надо просто сосчитать:
Два дедушки, Две бабушки,
Плюс папа, мама, я.
Сложили? Получается семь человек,
Семь «Я»!
1 ученик – А если есть собака?
Выходит восемь «Я»?
2 ученик – Нет, если есть собака,
Выходит Во! – семья. (Мелвин Шварц)
- Кто может объяснить значение слова «семья»? Ответы детей
А теперь давайте посмотрим как нам объясняет значение слова «семья» толковый словарь. Слайд 4
Семья - группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе. Слайд 5
Все внутри семьи заботятся друг о друге, друг друга очень любят.
- Где еще встречается понятие семья? Слайд 6 (волчья стая, улей пчёл, лебединая семья)
Учитель: Ребята, сегодня у нас с вами не обычный урок, а урок-проект. Давайте с вами наметим план работы, вспомним, что и за чем мы должны делать. Слайд 7
План
1. Подготовка к проекту. (определение темы, постановка целей)
2. Работа над проектом. (непосредственная работа над составляющими проекта)
3. Создание проекта. (создание единого продукта)
4. Оценка проекта. ( определение: достигнуты ли цели, выполнены ли задачи, получен ли продукт)
Учитель: А теперь, ребята, посмотрите, что за слова написаны на доске?
Семья, семьянин, семейка, семейный.
Как вы объясните слово семьянин? Ответы детей.
А что это за слова, какими словами они являются? (однокоренными) Почему? (у них общий корень)
Инсценировка.
Учитель. Однажды встретились корень куста и корень слова.
– Здравствуй, я корень, а ты кто?
– Я тоже корень.
– Я в земле живу. А ты где живешь?
– А я в словах живу.
– Ну, какой же корень может жить в словах? Вот я корень так корень!
Посмотри: от меня в земле берут начало ростки и вырастает целый куст смородины или орешника, а то и целое дерево. А от тебя что растет?
– Не хвастайся! От меня и от других таких же корней, как я, тоже вырастают целые кусты, только не растений, а новых слов.
– Подумаешь! Зато на кустах и деревьях, которые от меня вырастают, зреют вкусные фрукты и ягоды, которые можно съесть!
– А без слов, которые от меня вырастают, ни одного твоего растения, ни ягод, ни фруктов даже назвать-то нельзя!
Учитель. Не спорьте, друзья! Оба вы нам необходимы. Нужны нам и такие корни, от которых растения вырастают, и такие, от которых новые слова вырастить можно!
– Попробуйте объяснить, о чем у нас с вами будет разговор на уроке?
2. Целеполагание
Но на уроке русского языка нас будет интересовать корень слов.
- Тогда почему мы стали говорить о семье на этом уроке? (Семейное дерево начинается с корня и семья слов тоже начинается с корня). Слайд 8
И так, темой нашего урока-проекта сегодня будет тема: «Семья слов»
- Какие цели поставим перед собой на уроке
-Вспомним …что такое однокоренные слова, значимые части слова, основа слова
-Научимся подбирать……однокоренные слова
-Будем закреплять умения составлять «семью слов», разбирать слова по составу. Слайд 9
А какие у вас возникают ассоциации к слову СЕМЬЯ?
Да, ребята, именно добрые отношения залог счастливой семьи. Слайд 10
3. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
-Молодцы, ребята, а теперь продолжаем нашу работу. Слайд 11
4. Игра « Да или нет»
Ребята, а сейчас мы с вами повторим изученные правила, но мы их будем не просто повторять, а будем играть! Я сейчас вам буду задавать вопрос, а вы, если считаете мое утверждение верным и вы с ним согласны, то поднимаете карточку зеленого цвета, а если я не права, то поднимаете карточку красного цвета. Будьте внимательны, я буду всячески стараться вас запутать! Итак, начнем!
1.Часть слова без окончания называется основой? Да или нет? (ДА)
2. Окончание - это главная значимая часть слова? Да или нет? (НЕТ)
3.Чтобы найти корень нужно подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть? Да или нет? (ДА)
4.Чтобы найти приставку нужно изменить форму слова? Да или нет? (НЕТ)
5.Значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов, называется приставка? Да или нет? (ДА)
6.Корень - это главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение? Да или нет? (ДА)
7.Суффикс - это значимая часть слова, которая находится после корня и перед окончанием? Да или нет? (ДА)
8. Чтобы найти суффикс надо подобрать слово без приставки или с другой приставкой. Да или нет? (НЕТ)
9.Окончание- это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и в предложении? Да или нет? (ДА)
Ну, вот мы с вами и повторили правила, которые пригодятся нам в сегодняшней работе.
5. Работа по учебнику (с.101) Слайд 12
- А теперь откройте учебники на странице 101.Посмотрите на иллюстрацию. Прочитайте слова.
-Можно ли эти слова назвать семьей?
-Да, это родственные слова. Они имеют один корень – лес и похожи по лексическому значению.
6. Работа в парах. Слайд 13
Для актуализации знаний у вас на партах лежат карточки с заданиями. Выполните эти задания.
- В каком порядке мы будем выделять части слова? Давайте вспомним Слайд 14
Помни при разборе слова
Окончание и основу
Первым делом находи.
После корня суффикс будет,
А приставка впереди.
- А теперь приступаем к работе. ( работа в парах ) (1-2 минуты)
(Выборочная проверка )
Вариант № 1
Подводный, водичка, водить, вода.
Вариант № 2
Голубенький, голубь, приголубить, голубиный.
Вариант № 3
Перелесок, лесенка, лесник, лесной.
Вариант № 4
Пригорок, горняк, гористый, гора.
Вариант № 5
Белый, белка, беленький, побелка.
Вариант № 6
Мышь, мышка, мышонок, смышлёный.
После проверки Слайд 15
7. Создание проекта.
- Ребята, а сейчас посмотрите на нашу доску, и все вы видите там дерево, на котором мы разместим нашу «семью слов». А корнем нашей семьи будет корень ДОБР.
А теперь у вас на партах возьмите слова, выделите в каждом слове корень.
- Я смотрю, многие справились с этим заданием, а теперь по очереди подходим к доске и крепим слова на дереве. А все вместе мы убедимся, что правильно выполнили наш проект и собрали именно семью слов.
8. Оценка проекта
Ребята, как вы думаете, мы справились с заданием? Все ли слова оказались семьей? Мы выполнили поставленные задачи? Какой конечный продукт мы получили?
9. Итоги урока
Ребята, давайте подведём итоги нашего урока-проекта. Что мы сегодня вспомнили? (Мы сегодня вспомнили что такое однокоренные слова, корень слова и другие части слова? Научились подбирать однокоренные слова? Составили «семью слов», разбирали слова по составу.
10. Рефлексия. Слайд 16
А сейчас я хочу предложить Вам поделиться своим настроением друг с другом и с нашими гостями. Кто все понял, кому понравился урок, у кого не возникло трудностей, те поднимают улыбающийся зеленый смайлик. У кого остались вопросы, были трудности во время работы, те детки поднимите желтый серьезный смайл. А те, кто остался недоволен, у кого остались вопросы и кому было трудно, те поднимают красный грустный смайл.
11. Домашнее задание
Ребята, у вас на партах лежат задания творческого характера. Для того, чтобы у нас с вами осталась память об этом уроке, вы дома создадите свои проекты, которые мы соберем в папку.Детям даются загадки. Отгадать их. Создать свое дерево с однокоренными словами. Оформить свой проект на листе формата А 4. Можно украсить иллюстрациями.
А как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убедились сами,
А может не слова — дела важны?
Дела — делами, а слова — словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы...
12. Вот и подошел к концу наш урок… Все задания выполнены и в завершении, я хочу от всей души пожелать всем присутствующим море добра, океан удачи, и целую гору счастья! Пусть в ваших семьях всегда царит мир и лад, а деньги никогда не кончаются, здоровье не уменьшается, и настроение всегда будет праздничное. Пусть судьба вас искренне любит, а все хорошее в жизни — растет день за днем! А в память о нашем мероприятии, примите эти добрые пожелания
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
«ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 13 ГОРОДА ЕНАКИЕВО»
УРОК-ПРОЕКТ
«СЕМЬЯ СЛОВ»
3 класс
Подготовила и провела
Учитель начальных классов
Сокур Марина Александровна