СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Семья слов"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Проект "Семья слов""

Просмотр содержимого документа
«Проект "Семья слов"»

Тема: Проект «Семья слов» (Раздел : Состав слова)

Форма проведения: урок-проект

Тип урока: урок закрепления и отработки навыков решения учебных задач.

Современные образовательные технологии:

технология проблемного обучения, использование информационно-коммуникативных технологий, учебно-игровая деятельность

Методы обучения:

методы проектно-исследовательской деятельности, наглядно- иллюстративный метод, поисковый метод, методы стимулирования к обучению, методы контроля и самоконтроля,

Формы организации познавательной деятельности:

фронтальная, индивидуальная, парная.

Оборудование

  • Учебник. «Русский язык. 3 класс». В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

  • Презентация

  • Толковый словарь, орфографический словарь.

Цель: Создать условия для обучения составлению «семьи слова» по аналогии с данным объектом, защите учащихся своих достижений.

Задачи:

Деятельностная: формировать способности учащихся к творческому способу действия: создание готового продукта проектной деятельности: группы родственных слов.

Образовательная: обобщить и систематизировать знания о родственных словах, и отработка умения применять полученные знания на практике .

Развивающая: формировать способность к творческому мышлению, сравнению, анализу; совершенствовать исследовательские навыки

Воспитательная: развивать уважение к русскому языку, к товарищам по классу, любовь и заботу к семье, к родным и близким людям, учит быть добрее.


Планируемые результаты

Предметные:

  • формулировать определения однокоренных слов и корня слова;

  • различать однокоренные слова, группировать однокоренные слова (с общим корнем);

  • выделять в них корень, наблюдать над группами однокоренных слов и способами их образования; обсуждать алгоритм разбора слов по составу;

  • формулировать определение окончания, основы, корня, приставки, суффикса;

  • выделять все части слова, доказывать их значимость в слове;

  • различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;

  • проводить разбор слов по составу;

  • уметь работать над проектом;

  • анализировать модели разбора слова по составу и под­бирать слова по этим моделям.

  • формировать орфографическую зоркость;

  • работать с толковым и орфографическим словарями


Метапредметные


Регулятивные

  • осознавать, формулировать и удерживать учебную задачу в процессе коллективной работы;

  • осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль в индивидуальной работе, работе в парах ;

  • уметь договариваться в паре в ходе работы над заданием;

  • учиться корректировать, вносить изменения, дополнения по результатам оценки своей деятельности;

  • коллективно, под руководством учителя планировать свои действия в процессе работы на отдельных этапах урока;

  • ориентироваться в учебнике; дополнительной литературе.

  • учиться оценивать свои достижения в работе над проектом;

Познавательные

  • пользоваться приемами анализа и синтеза при работе над словами;

  • сравнивать и сопоставлять между собой родственные слова;

  • строить рассуждение по теме урока под руководством учителя (2-4 предложения);

  • овладевать способами классификации (группировки) в работе над родственными словами.

  • выбор способов и форм для выполнения проектных и творческих работ с помощью взрослых.

Коммуникативные

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Личностные

нравственно-этическая ориентация:

  • формировать ценностное отношение к русскому языку

  • учить уважительно относиться к результату труда одноклассников.

-личностное самоопределение

(осознание себя носителем русского языка, формирование позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия)

-смыслообразование, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом:

  • развитие познавательных интересов, учебных мотивов.

  • формирование мотивов достижения и социального признания

  • формирование границ собственного знания и «незнания»

Этапы урока



1.Организационный момент.

Эмоциональный настрой. Слайд 1

Учитель приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой на урок, мотивирует на успешную работу. Слайд 2

Прозвенел звонок для нас,

Все зашли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво,

Тихо сели, спинки прямо.

Все с улыбочкой вздохнём

И урок мы наш начнём.

«Поздороваемся ладошками!».

Ребята, а теперь поздоровайтесь со своими соседями и пожелайте всего самого доброго и хорошего друг другу. - Повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза, улыбнитесь. Разверните ладони, но не прикасайтесь. Теперь соединяем пальцы со словами:

Желаю (большой)

                                                      Успеха (Указательный)

                                                      Большого (средний)

                                                      Во всем (мизинец)

                                                      Здравствуй ( всей ладонью)

Я желаю, чтобы вы сегодня помогали друг другу, чтобы решали возникающие проблемы вместе, чтобы открыли для себя что-то новое и интересное и самое главное, чтобы хорошее настроение не покидало вас на протяжении всего урока. И так, устремимся по ступенькам знаний.

II.Пред проектный этап

1.Самоопределение к деятельности.

- На экране ребус 7Я Слайд 3


Кто ребус простой отгадает,

Тот слово родное узнает.

Буковок много и это все «я!

должна получиться большая... – семья

Сценка « Семья»

1 ученик Семья – словечко странное,

Хотя не иностранное.

– Как слово получилось,

Не ясно нам совсем.

Ну, «Я» – мы понимаем,

А почему их семь?

2 ученик Не надо думать и гадать,

А надо просто сосчитать:

Два дедушки, Две бабушки,

Плюс папа, мама, я.

Сложили? Получается семь человек,

Семь «Я»!

1 ученик – А если есть собака?

Выходит восемь «Я»?

2 ученик – Нет, если есть собака,

Выходит Во! – семья. (Мелвин Шварц)


- Кто может объяснить значение слова «семья»? Ответы детей

А теперь давайте посмотрим как нам объясняет значение слова «семья» толковый словарь. Слайд 4

Семья - группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе. Слайд 5

Все внутри семьи заботятся друг о друге, друг друга очень любят. 

- Где еще встречается понятие семья? Слайд 6 (волчья стая, улей пчёл, лебединая семья)

Учитель: Ребята, сегодня у нас с вами не обычный урок, а урок-проект. Давайте с вами наметим план работы, вспомним, что и за чем мы должны делать. Слайд 7

План

1. Подготовка к проекту. (определение темы, постановка целей)

2. Работа над проектом. (непосредственная работа над составляющими проекта)

3. Создание проекта. (создание единого продукта)

4. Оценка проекта. ( определение: достигнуты ли цели, выполнены ли задачи, получен ли продукт)


Учитель: А теперь, ребята, посмотрите, что за слова написаны на доске?


Семья, семьянин, семейка, семейный.

Как вы объясните слово семьянин? Ответы детей.

А что это за слова, какими словами они являются? (однокоренными) Почему? (у них общий корень)

Инсценировка.

Учитель. Однажды встретились корень куста и корень слова.

– Здравствуй, я корень, а ты кто?

– Я тоже корень.

– Я в земле живу. А ты где живешь?

– А я в словах живу.

– Ну, какой же корень может жить в словах? Вот я корень так корень!

Посмотри: от меня в земле берут начало ростки и вырастает целый куст смородины или орешника, а то и целое дерево. А от тебя что растет?

– Не хвастайся! От меня и от других таких же корней, как я, тоже вырастают целые кусты, только не растений, а новых слов.

– Подумаешь! Зато на кустах и деревьях, которые от меня вырастают, зреют вкусные фрукты и ягоды, которые можно съесть!

– А без слов, которые от меня вырастают, ни одного твоего растения, ни ягод, ни фруктов даже назвать-то нельзя!


Учитель. Не спорьте, друзья! Оба вы нам необходимы. Нужны нам и такие корни, от которых растения вырастают, и такие, от которых новые слова вырастить можно!

Попробуйте объяснить, о чем у нас с вами будет разговор на уроке?

2. Целеполагание

Но на уроке русского языка нас будет интересовать корень слов.

- Тогда почему мы стали говорить о семье на этом уроке? (Семейное дерево начинается с корня и семья слов тоже начинается с корня). Слайд 8

И так, темой нашего урока-проекта сегодня будет тема: «Семья слов»

- Какие цели поставим перед собой на уроке

-Вспомним …что такое однокоренные слова, значимые части слова, основа слова

-Научимся подбирать……однокоренные слова

-Будем закреплять умения составлять «семью слов», разбирать слова по составу. Слайд 9

А какие у вас возникают ассоциации к слову СЕМЬЯ?

Да, ребята, именно добрые отношения залог счастливой семьи. Слайд 10

3. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

-Молодцы, ребята, а теперь продолжаем нашу работу. Слайд 11


4. Игра « Да или нет»

Ребята, а сейчас мы с вами повторим изученные правила, но мы их будем не просто повторять, а будем играть! Я сейчас вам буду задавать вопрос, а вы, если считаете мое утверждение верным и вы с ним согласны, то поднимаете карточку зеленого цвета, а если я не права, то поднимаете карточку красного цвета. Будьте внимательны, я буду всячески стараться вас запутать! Итак, начнем!


1.Часть слова без окончания называется основой? Да или нет? (ДА)

2. Окончание - это главная значимая часть слова? Да или нет? (НЕТ)

3.Чтобы найти корень нужно подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть? Да или нет? (ДА)

4.Чтобы найти приставку нужно изменить форму слова? Да или нет? (НЕТ)

5.Значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов, называется приставка? Да или нет? (ДА)

6.Корень - это главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение? Да или нет? (ДА)

7.Суффикс - это значимая часть слова, которая находится после корня и перед окончанием? Да или нет? (ДА)

8. Чтобы найти суффикс надо подобрать слово без приставки или с другой приставкой. Да или нет? (НЕТ)

9.Окончание- это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и в предложении? Да или нет? (ДА)


Ну, вот мы с вами и повторили правила, которые пригодятся нам в сегодняшней работе.


5. Работа по учебнику (с.101) Слайд 12

- А теперь откройте учебники на странице 101.Посмотрите на иллюстрацию. Прочитайте слова.

-Можно ли эти слова назвать семьей?

-Да, это родственные слова. Они имеют один корень – лес и похожи по лексическому значению.



6. Работа в парах. Слайд 13

Для актуализации знаний у вас на партах лежат карточки с заданиями. Выполните эти задания.

- В каком порядке мы будем выделять части слова? Давайте вспомним Слайд 14

Помни при разборе слова

Окончание и основу

Первым делом находи.

После корня суффикс будет,

А приставка впереди.


- А теперь приступаем к работе. ( работа в парах ) (1-2 минуты)

(Выборочная проверка )

Вариант № 1

Подводный, водичка, водить, вода.

Вариант № 2

Голубенький, голубь, приголубить, голубиный.

Вариант № 3

Перелесок, лесенка, лесник, лесной.

Вариант № 4

Пригорок, горняк, гористый, гора.

Вариант № 5

Белый, белка, беленький, побелка.

Вариант № 6

Мышь, мышка, мышонок, смышлёный.

После проверки Слайд 15

7. Создание проекта.

- Ребята, а сейчас посмотрите на нашу доску, и все вы видите там дерево, на котором мы разместим нашу «семью слов». А корнем нашей семьи будет корень ДОБР.

А теперь у вас на партах возьмите слова, выделите в каждом слове корень.

- Я смотрю, многие справились с этим заданием, а теперь по очереди подходим к доске и крепим слова на дереве. А все вместе мы убедимся, что правильно выполнили наш проект и собрали именно семью слов.

8. Оценка проекта

Ребята, как вы думаете, мы справились с заданием? Все ли слова оказались семьей? Мы выполнили поставленные задачи? Какой конечный продукт мы получили?

9. Итоги урока

Ребята, давайте подведём итоги нашего урока-проекта. Что мы сегодня вспомнили? (Мы сегодня вспомнили что такое однокоренные слова, корень слова и другие части слова? Научились подбирать однокоренные слова? Составили «семью слов», разбирали слова по составу.

10. Рефлексия. Слайд 16

А сейчас я хочу предложить Вам поделиться своим настроением друг с другом и с нашими гостями. Кто все понял, кому понравился урок, у кого не возникло трудностей, те поднимают улыбающийся зеленый смайлик. У кого остались вопросы, были трудности во время работы, те детки поднимите желтый серьезный смайл. А те, кто остался недоволен, у кого остались вопросы и кому было трудно, те поднимают красный грустный смайл.

11. Домашнее задание

Ребята, у вас на партах лежат задания творческого характера. Для того, чтобы у нас с вами осталась память об этом уроке, вы дома создадите свои проекты, которые мы соберем в папку.Детям даются загадки. Отгадать их. Создать свое дерево с однокоренными словами. Оформить свой проект на листе формата А 4. Можно украсить иллюстрациями.

А как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убедились сами,
А может не слова — дела важны?
Дела — делами, а слова — словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы...



12. Вот и подошел к концу наш урок… Все задания выполнены и в завершении, я хочу от всей души пожелать всем присутствующим море добра, океан удачи, и целую гору счастья! Пусть в ваших семьях всегда царит мир и лад, а деньги никогда не кончаются, здоровье не уменьшается, и настроение всегда будет праздничное. Пусть судьба вас искренне любит, а все хорошее в жизни — растет день за днем! А в память о нашем мероприятии, примите эти добрые пожелания













































МУНИЦИПАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

«ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 13 ГОРОДА ЕНАКИЕВО»

















УРОК-ПРОЕКТ

«СЕМЬЯ СЛОВ»





3 класс











Подготовила и провела

Учитель начальных классов

Сокур Марина Александровна


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!