Проект «Сенсорика для малышей»
Разработали: Малофеева Ирина Александровна, Петренко Надежда Васильевна.
Вид проекта: Познавательно – исследовательский, групповой, долгосрочный.
Продолжительность: 6 месяцев.
Сроки проведения: декабрь 2023 - май 2024 год.
Участники: воспитатели, дети, родители.
Возраст детей: 1-2 года.
Актуальность: Сенсорика является фундаментом умственного развития детей. Малыши познают предметы окружающего мира через ощущения, запахи, прикосновения. От сенсорного развития ребенка зависит его готовность к обучению в школе. Для того, чтобы сенсорное развитие ребенка было полноценным, следует обязательно научить его слушать, ощупывать, осматривать. Важно не только познакомить малыша с предметом, но и его качествами, особенностями, свойствами. Ведущим видом деятельности детей является игра. В сенсорном развитии детей дидактическая игра очень важна. Дети знакомятся со свойствами предметов окружающей действительности, расширяют свой кругозор, познают окружающий мир.
Проблема: Наблюдая за детьми в нашей группе, мы увидели, что сенсорное развитие у детей не развито. В результате возникла необходимость в разработке и реализации проекта, направленного на сенсорное развитие детей раннего возраста. Дидактические игры и упражнения, наиболее подходящие средство развитие тех или иных способностей детей.
Цель: развитие сенсорных способностей у детей 1 – 2 лет средствами дидактических игр и упражнений:
Задачи:
Подобрать и систематизировать материал по развитию сенсорных способностей у детей 1-2 лет средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.
Формировать сенсорные представления детей 2 лет о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине.
Формировать полноценное восприятие окружающего мира.
Развивать у детей заинтересованность и умение играть в сенсорно-настольные игры.
Развивать у детей мелкую моторику рук.
Воспитывать любознательность, стремление к познанию, самостоятельность.
Приобщать родителей к созданию развивающей среды, повышать уровень знаний у родителей по сенсорному развитию.
Ожидаемые результаты:
Подобраны и систематизированы материалы по развитию сенсорных способностей у детей.
Сформированы сенсорные представления детей (дети стали находить предметы по цвету, форме, величине).
Проявляют интерес к умению играть в сенсорно-настольные игры.
Стремятся проявлять самостоятельность в играх.
Помощь родителей в создании развивающей среды.
Этапы реализации проекта:
Наблюдение с целью определения уровня сенсорного развития детей. Изучение современных требований к содержанию и организации работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста в соответствии с ФОП. Создание условий, необходимых для реализации проекта. Обогащение предметно-развивающей среды, сбор и анализ литературы по данной теме. Составление плана работы с детьми и родителями.
Подбор и изготовление дидактических игр и наглядных пособий. Проведение упражнений и игр по сенсорному развитию. Привлечение родителей к изготовлению игр и пособий для сенсорного развития детей. Проведение консультаций, родительского собрания для родителей. Индивидуальная работа с детьми по сенсорному развитию.
Оформление наглядного и дидактического материала. Создание картотеки дидактических игр и упражнений по сенсорному развитию. Оформление фотовыставки.
План реализации проекта:
Месяц | Работа с детьми | Работа с родителями |
Декабрь | Наблюдение за детьми с целью выявления уровня сенсорного развития. 1. «Новогодняя елочка» (развитие мелкой моторики и орудийных действий) 2.«Колеса для машин», «Собери гусеницу» (развитие зрительного восприятия) | Родительское собрание «Участие в проектах: Сенсорное развитие как двигатель прогресса» |
Январь | 1. Игры с прищепками: лучики для солнышка, хвостик для рыбки, листики для морковки (развитие мелкой моторики и орудийных действий) 2. «Чей голосок?» (развитие слухового восприятия) 3. «Мешочки с разной крупой» (развитие осязательного восприятия) 4. «Разложи по цвету», «Пятнышки для божьей коровки» (развитие зрительного восприятия) | Консультация для родителей по сенсорному развитию детей |
Февраль | 1.«Яблоки на дереве», «Утята» (развитие зрительного восприятия) 2. «Угадай на вкус» (развитие обонятельного восприятия) 3. «Веселые шумелки» (развитие слухового восприятия) 4. «Закрути ленточку» (развитие мелкой моторики и орудийных действий) | Привлечь родителей к изготовлению дидактических игр по закреплению формы предмета |
Март | 1. «Цветочки», «Укрась бабочку» (развитие зрительного восприятия) 2. «Спрячь мышку» (развитие мелкой моторики и орудийных действий) 3. «Что играет?» (развитие слухового восприятия) 4. «Сюрприз» (развитие осязательного восприятия) | Привлечь родителей к изготовлению дидактических игр по закреплению цветовой гаммы. |
Апрель | 1.«Обонятельное лото» (развитие обонятельного восприятия) 2. «Мозаика из крышек» (развитие мелкой моторики и орудийных действий) 3. (развитие осязательного восприятия) 4. «Веселые матрешки» (развитие зрительного восприятия) | Привлечь родителей к изготовлению дидактических игр на развитие мелкой моторики (игры с использованием крышек) |
Май | 1. «Накорми котят» (развитие мелкой моторики) 2. «А можешь ли ты?» (развитие слухового восприятия) | Презентация проекта и дидактических игр на родительском собрании. |