СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Шахматы - путь к успеху"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Шахматы - путь к успеху", проект по внеурочной деятельности

Просмотр содержимого документа
«Проект "Шахматы - путь к успеху"»

Средняя общеобразовательная школа №16

с.Дубовка Шпаковского округа













Проект по теме

«Шахматы – путь к успеху»













Выполнили:

Ученицы 7Б класса

Шевченко Алиса и Юшкова Юлия

Проверила:

педагог доп.образования

Скобычкина Л.Р.









2023-2024 учебный год







Оглавление стр.2


Введение стр.3


1.Теоретическая часть

1.1 Легенда возникновения шахмат стр.4

1.2 Чемпионы мира по шахматам стр.5

    1. Знаменитости в шахматах стр.6

1.4 Виды шахмат стр.7

1.5 Влияние шахмат на развитие человека стр.8


Практическая часть стр.10-13


Заключение стр. 14


Список литературы стр.15







































Цель исследования: Доказать, что шахматы - это и спорт, и игра, и наука, и занятия шахматами оказывают большое влияние на развитие всех способностей ребенка.

Задачи исследования:

- изучить литературу об истории возникновения шахмат;

- показать влияние шахмат на развитие способностей ребенка.

Многие не считают шахматы видом спорта, так как думают, что спорт — это физические нагрузки, сила и ловкость. Но спорт — это не только - мускулы, это прежде всего состязание и соперничество. Поэтому многие шахматисты относят «шахматы» к спорту. Но большинство же любителей шахмат считают занятие шахматами увлекательной игрой. 

Гипотеза: Шахматы – это и спорт, и игра, и наука, и занятия шахматами оказывают большое влияние на развитие всех способностей ребенка.









































1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

1.1. История возникновения шахмат.

Считается, что шахматы – возникли в 5-6 веке нашей эры в Индии. Шахматы, в их первоначальном виде, были игрой для четверых человек с четырьмя наборами фигур и назывались - «чатуранга» в переводе четыре части. Позже «чатуранга» стала называться «шахматы», что в переводе означает «король умер».

К 15 веку шахматы обрели современный облик. Правила игры изменились: игроков стало двое; каждый получил два комплекта фигур; вместо костей, стали ходить по одному ходу по очереди; цель игры состоит в том, чтобы поставить мат королю противника. Иногда в шахматной партии нет победителя, а фиксируется ничья (пат).

Существует также и легенда: «Когда индийский царь Шерам впервые познакомился с шахматами, он был восхищён их своеобразием и обилием красивых комбинаций. Узнав, что мудрец, который изобрёл игру, является его поданным, царь позвал его, чтобы лично наградить за гениальную выдумку.


Властелин пообещал выполнить любую просьбу мудреца и был удивлен его скромностью, когда тот пожелал получить в награду пшеничные зерна. На первое поле шахматной доски - одно зерно, на второе - два, на каждое последующее вдвое больше зёрен, чем на предыдущее. Царь приказал побыстрее выдать изобретателю шахмат его ничтожную награду.

Счетоводы сообщили своему господину, что его повеление невыполнимо: такого количества зерна просто не было не только во всей Индии, но и на всей земле. Для выполнения этой скромной просьбы мудреца потребовалось бы 280 000 лет подряд собирать весь выращенный урожай в Индии или же в течение 8 лет засеивать и собирать зерно со всей поверхности Земли. А если построить амбар дня него высотой четыре и шириной десять метров, то он был бы длиной в 300 000 000 километров, или от Земли до Солнца и обратно. Зёрен потребуется 18.446.744.073.709.551.615». Этого количества не могло быть во всей Индии. Так звучит одна из самых древних и красивых историй о зарождении шахмат.





















1.2.Чемпионы мира по шахматам:

Первым чемпионом мира по шахматам, который официально носил это звание, стал Вильгельм Стейниц, жил в 19 веке.

Вторым чемпионом становится Эмануил Ласкер доктор математики и философии.

Третьим Чемпионом Мира по шахматам с 1921 по 1927 году стал Хосе Рауль Капабланка. О нем говорили, как о шахматной машине.

Четвертым - Александр Алехин юрист.

Пятым чемпионом стал - Макс Эйве, доктор математики

Шестым чемпионом - Михаил Ботвинник-профессор, доктор технических наук, начал заниматься с 12 лет по книгам.

Седьмым чемпионом Василий Смыслов-журналист. Он обучился правилам игры благодаря отцу в возрасте шести лет.

Восьмым чемпионом мира по шахматам стал Михаил Таль журналист, гениальный ребенок с 3 лет умел читать, с 5 лет умножал 3-хзначные числа, из 1-го класса перешел сразу в 3 класс.

Девятый чемпион мира по шахматам Тигран Петросян – кандидат философских наук, начал заниматься в 11 лет.

Десятый чемпион мира по шахматам Борис Спасский – журналист, начал заниматься в 5 лет 

Одиннадцатый чемпион мира - Роберт Джеймс Фишер, считавшийся вундеркиндом и гением. К двенадцати годам Фишер становится чемпионом Америки, в 15 лет – международным гроссмейстером. 

Двенадцатый чемпион мира по шахматам Анатолий Карпов. Анатолий Карпов значительно превзошел других известных в истории шахматистов по числу побед, которые были им одержаны в многочисленных международных турнирах, матчах и соревнованиях.

Тринадцатый чемпион мира по шахматам - Гарри Каспаров. Противостояние 12-го и 13-го чемпионов – Карпова и Гаспарова было одним из самых мощных за всю шахматную историю.

Четырнадцатый чемпион - Владимир Крамник.

Пятнадцатый чемпион - Вишванатан Ананд – уроженец Индии. Играть в шахматы Ананда научила мать в возрасте шести лет.

Шестнадцатый (и на данный момент последний) чемпион мира по шахматам Магнус Карлсен. Играть в шахматы молодой чемпион начал в возрасте пяти лет со своим отцом, а всерьез увлекся игрой в восемь, начав изучать специальную литературу и заниматься игрой по 2-3 часа в день.





1.3 Знаменитости в шахматах

Выдающиеся люди разного времени непросто любили шахматы,  они отдыхали во время игры, участвовали в партиях с профессиональными шахматистами.

Для учёных шахматы — не только увлечение, но и средство развития аналитических способностей, логического мышления (по крылатому выражению, шахматы «для игры слишком наука, для науки слишком игра»), модель научных исследований  объект научного поиска и т. д. Шахматами увлекались Г. Галилей  и И. Ньютон.

Среди русских учёных шахматы получили распространение в 18 в.; сохранились отдельные упоминания о том, что в шахматы играли М. Ломоносов и Л. Эйлер; изобретатель электромагнитного телеграфа член-корреспондент Петербургской АН П. Шиллинг играл, не глядя на доску, с А. Петровым.

Поклонником шахмат был выдающийся русский химик Д. Менделеев- создатель периодической таблицы химических элементов.

Среди любителей шахмат было немало крупных советских  учёных: профессор-лингвист X. Баранов; член-корреспондент АН СССР Б. Сахаров; академик Г. Кржижановский; физики — лауреат Нобелевской премии П. Капица и академик Н. Папалекси.

С музыкой шахматы роднит последовательное развитие задуманной темы. Интерес к ним проявляли многие композиторы — от Л. Бетховена и Ф. Шопена до Д. Шостаковича и С. Прокофьева.

О популярности шахмат у прозаиков и поэтов говорит тот факт, что среди любителей шахматной игры были, У.Шекспир, М. Сервантес, И. В. Гёте, Г. Э. Лессинг, Вольтер, Ж. Ж. Руссо, П. Мериме, О. Бальзак, А. Мюссе, А. Мицкевич, Г. Уэллс, Т. Харди, Э. Хемингуэй, Э. М. Ремарк.

В середине и во 2-й половине 19 в. в шахматы играли и высоко ценили их достоинства Ф. Достоевский, Н. Некрасов, Н. Чернышевский, Н. Добролюбов, М. Салтыков-Щедрин. Особенно большое место они занимали в жизни И. Тургенева и Л. Толстого.

Возникнув как символическое отражение военных действий, шахматы издавна привлекали к себе внимание видных полководцев. Любителями шахмат были: средне-азиатский эмир Тимур (Тамерлан), шведский король Карл XII, французский император Наполеон I, Иван Грозный, Борис Годунов, Пётр I, А. Суворов, многие участники Отечественной войны 1812, флотоводец И. Крузенштерн и др.

Пётр I, отправляясь в походы, брал с собой не только шахматы, но и двух постоянных партнёров. Увлекалась шахматами и Екатерина II. В 1796 г. А.С. Строгонов устроил для Екатерины II и шведского короля Густава IV, партию живых шахмат. На лугу, где зелёным и жёлтым дерном выложили «шахматную доску», слуги, переодетые в средневековую одежду, передвигались как в шахматной партии.


На этих  примерах мы видим, что шахматная игра является сопутствующим элементом успешности выдающихся людей. Можно сказать, что игра в шахматы  тренирует мозг поддерживает его активность, способствовать достижению   успеха человеком в разных сферах науки, искусства, стратегии.









1.4 Виды шахмат

Чатуранга - древнеиндийская игра, это битва с участием четырёх видов войск, которыми руководил предводитель (раджа). Войска располагались по углам 64-клеточной прямоугольной доски (аштапады); в игре участвовали четыре человека, по-видимому, по 2 партнёра с каждой стороны. Ходы почти всеми фигурами совершались в чатуранге так же, как и в современных шахматах, только слон ходил иначе - на третье поле по диагонали, перепрыгивая (как конь) через фигуры.

Шахматы махараджа - игра имеет новую фигуру по имени Махараджа, которая объединяет короля, ферзя и коня.
Это означает, что ходит Махараджа как ферзь и рыцарь вместе, не может переместиться на клетку, которая находится под шахом (на эту клетку нападает фигура соперника), она должна просто походить или сбить фигуру соперника.

Японские шахматы (Сёги, Shogi) - играется на доске 9x9. Каждый игрок начинает игру со следующими фигурами: 1 король, 1 ладья, 1 слон, 2 золотых генерала, 2 серебряных генерала, 2 коня, 2 улана и 9 пешек. В отличие от западных шахмат все фигуры одного цвета и одной пятигранной формы. Принадлежность к игроку определены заголовками на фигурах.
Шахматы Фишера - правила как и в классических шахматах, за исключением первоначальной расстановки фигур и правил рокировки.

Пешки расставляются, как в обычных шахматах. Расстановка фигур выполняется случайным образом, с условием, что два слона игрока должны занять разные по цвету клетки, а король должен стоять где-нибудь между ладьями. Чёрные фигуры ставят в точной зеркальной позиции к белым.

Китайские шахматы (Сянцы, Xiangqi) - играется на прямоугольной доске 9x10. В отличие от западных шахмат, фигуры помещены в пересечения линий, а не в поле. Каждый игрок начинает игру со следующими фигурами: 1 король (или генерал), 2 охранника (или советники), 2 слона, 2 коня, 2 ладьи (или колесницы), 2 пушки и 5 пешек.

И по сей день изобретаются всё новые и новые виды шахмат. Вообще, почти во всех видах шахмат, правила не меняются, меняется только способ расстановки фигур, добавляются какие-либо новые фигуры.



















    1. Влияние шахмат на развитие человека

Какие же способности, мыслительные операции и качества человека развиваются благодаря шахматам?

  • Логика – все ходы игрока взаимосвязаны и подчиняются общему плану. Ходы могут меняться в процессе игры. Логическое мышление в данном случае развивается само собой, без необходимости прилагать усилия. Игра сама обеспечивает способность использовать логические конструкции постоянно, даже после окончания партии;

  • Анализ. Способность оценить ситуацию на игровой доске и на ее основе построить план действий.

  • Память. К главным преимуществам шахмат, безусловно, относится развитие памяти. Игроку необходимо запомнить свои шаги наперед, рассчитать множество вариантов развития событий от противника, запоминание типовых позиций.

  • Концентрация внимания. Успех в шахматах невозможен без внимательности. Ведь неосторожно переместив фигуру без прикрытия, ее можно попросту потерять.

  • Выработка характера. Единственной целью партии является победа над противником, поэтому волевая борьба неизбежна. Поиск лучшего пути решения, умение отразить внезапную атаку, возможность сохранить хладнокровие в самые критические этапы партии и продолжить сражение – все это закаляет и формирует характер;

  • Развитие целеустремленности. Шахматы учат Вас достигать намеченных целей, встречая сопротивление противника. Шахматы позволяют участникам научиться находить самые краткие пути достижения желаемого, не отвлекаясь на уводящие в сторону варианты игры.

  • Развитие творческих задатков. Человек, практикующий игру в шахматы, достаточно часто испытывает прилив вдохновения.  Игра  способна развивать творческие навыки и нестандартное мышление.



  • Дети, которые занимаются шахматами, превосходят своих сверстников в успеваемости примерно в 1,5-2 раза. Родители таких детей в большинстве случаев не тратят деньги на репетиторов. Такая ситуация связана с тем, что шахматы способствуют мощному интеллектуальному и аналитическому развитию детей, развитию отличной памяти, а кроме того развивают аналитические способности ребенка, так как позиции в шахматах нужно анализировать и просчитывать.

  • Шахматы способствуют социальной адаптации детей, выработке  у них умения справляться со своими чувствами и эмоциями, умением общаться, стремиться к достижению поставленных целей.

  • Игра в шахматы способствует выработке усидчивости, корректирует поведение ребенка, развивая выносливость и внимание, умение сосредотачиваться на решении одной задачи, развивает фантазию.

Отрицательная сторона игры

Существует ли негативное значение шахмат?

1. Чувство меры, конечно же, — никто не отменял. Если человек занимается чем-то слишком много, это может иметь «побочные» эффекты. Шахматы не исключение. Чрезмерные амбиции, стремление отодвинуть все на задний план во имя результатов, увеличивают влияние неудач, поражений, без которых не обойтись. Шахматы не должны заслонять собой все остальные аспекты полноценной жизни.

2. Игра малоподвижная в плане физической активности. Однако, это во многом стереотип. Энергетические затраты во время турнирной партии таковы, что игрок может запросто сбросить полтора – два килограмма.























































Практическая часть

Ребусы

№1

Ответ: конь.













Ребус №2



Ответ: ладья.

Ребус №3



Ответ: слон.

















Ребус №4



Ответ: пешка.









Заключение

Проделанная нами работа в рамках исследовательского проекта на тему "Шахматы – путь к успеху", которую мы проделали в школе, очень полезна:

  • Во-первых, она обогатила наши знания в истории и в игре в шахматы.

  • Во-вторых, как мы убедились, что этой игре все возрасты покорны.

  • В-третьих, при игре в шахматы развиваются все лучшие качества и способности человека.

Не зря говорят, что шахматы – это гимнастика ума. Тот, кто с детских лет привязан к шахматам, быстрее находит и проявляет себя в разной деятельности - работе, науке, искусстве.









































Список использованной литературы

Весела И., Шахматный букварь. – М.: Просвещение, 1983.

Гершунский Б.С. «Шахматы-школе», Москва.

Е.Я. Гик «Беседы о шахматах».

Е.Я. Гик «Все чемпионы мира по шахматам».

Черевко К.Е. «О происхождении шахмат», Москва.

Интернет-ресурсы






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!