СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Шахматы - путь к успеху"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект "Шахматы - путь к успеху". Социальный эффект от реализации проекта: дети достигнут высокой результативности интеллектуального развития, получат стартовую площадку для дальнейшего совершенствования шахматного мастерства, возможность участвовать в шахматных турнирах в условиях города.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Шахматы - путь к успеху"»


Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Детско-юношеский центр»


Рассмотрена на заседании

педагогического совета МАУ ДО ДЮЦ

протокол №2

от 13 октября 2022 года

Согласована на заседании

совета учреждения

МАУ ДО ДЮЦ

протокол №2

от 13 октября 2022 года

Утверждена

приказом директора

МАУ ДО ДЮЦ

от 13 октября 2022 года

№53-о










Проект

  «Шахматы – путь к успеху»

Срок реализации

3 года

Возраст обучающихся

5-12 лет













Руководитель проекта: Зайниев Евгений Евгеньевич,

педагог дополнительного образования





Введение

Шахматы – это не просто спорт.

Они делают человека мудрее и дальновиднее,

помогают объективнее оценивать сложившуюся ситуацию,

просчитывать поступки на несколько ходов вперёд.

В.В. Путин


В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий, особенно большое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации, умении анализировать её и делать логические выводы. Очень большую роль в формировании логического и системного мышления играют шахматы. Занятия шахматами способствуют повышению уровня интеллектуального развития детей, умения концентрировать внимание на решение задач в условиях ограниченного времени, анализировать возникающие ситуации и делать выводы.

Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Неоценимая роль шахмат в формировании внутреннего плана действий – способности действовать в уме.

Игра в шахматы развивает наглядно – образное мышление дошкольника, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, внимательность, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Удивительная любознательность малышей позволяет увлечь их игрой в фигуры. Шахматная игра дарит ребенку радость творчества и обогащает духовный мир.

Знакомство с шахматами в раннем возрасте способствует развитию у детей воображения и логического мышления, укрепляет память, учит сравнивать и планировать свою деятельность. Дети учатся быть внимательными, познают дух соперничества и соревнования. Эта удивительная игра стала средством воспитания и обучения.

Существует множество разнообразных приемов, которые позволяют дошкольникам освоить правила шахматной игры. Начать обучение необходимо с игры, но не в шахматы, а в знакомство с историей шахмат и с шахматными фигурами.

Важное значение имеет специально организованная игровая деятельность, создание игровых ситуаций. Именно в игровой форме предлагаем вводить детей в мир шахмат: знакомить с историей появления шахмат. В простой доходчивой форме рассказать о шахматных фигурах и «волшебных» свойствах доски.

Эффект игрового метода знакомства с шахматами велик. Сказки, истории, загадки о шахматах могут придумывать и педагог и родители совместно с детьми. Пусть не всегда складные, но зато яркие и понятные они дадут гораздо больше результата в знакомстве с игрой. Ребенок в игре не замечает, что его обучают, и постепенно заинтересуется шахматами и в обучении наступит уже новый этап – основы теории.

Социальная значимость проекта.

Опытным путём было установлено, что скорость интеллектуальной реакции у детей, активно играющих в шахматы, на 40% выше, чем у неиграющих детей. Шахматная игра дарит ребенку радость творчества, обогащает его духовный мир. Перейдя от взрослых к детям, удивительная игра стала средством воспитания и обучения, причем ненавязчивого, интересного, увлекательного. Экспериментальные исследования совпадают с выводами практиков: шахматная игра может занять определенное место в педагогическом процессе школы, ибо она учит школьников логически мыслить, запоминать, сравнивать, предвидеть конечный результат, планировать свою деятельность, дисциплинирует мышление, воспитывает сосредоточенность, развивает память, воспитывает выдержку и уважение к партнеру по игре, учит учиться.

Социальный эффект от реализации проекта: дети достигнут высокой результативности интеллектуального развития, получат стартовую площадку для дальнейшего совершенствования шахматного мастерства, возможность участвовать в шахматных турнирах в условиях города.

Таким образом, обучение детей игре в шахматы обладает существенными возможностями для гармоничного развития личности, более успешной адаптации в социуме и образовательной среде.

На основании выше изложенного мы решили в нашем учреждении реализовать проект на тему: «Шахматы – путь к успеху».


Цель

создание условий для личностного и интеллектуального развития обучающихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.

Задачи

  1. Создать максимально благоприятные условия, обеспечивающие обучение дошкольников и младших школьников игре в шахматы; создать материально-техническую базу для проведения занятий.

  2. Организовать внедрение новых, эффективных технологий обучения младших школьников игре в шахматы.

  3. модель взаимодействия педагогов МАУ ДО ДЮЦ, МБДОУ «Детский сад «Улыбка» и МБОУ СОШ №3, родителей обучающихся по обучению детей игре в шахматы.

Основание для разработки

Федеральный «Об образовании в Российской Федерации» закон №273-ФЗ от 29.12.2012 г.

Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. №678-р).

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р).

Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. №196«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»».

Устав МАУ ДО ДЮЦ от 16.06.2015 г.

Приказ Минобразования России №2211 от 18.05.2004 «О развитии шахматного образования в системе образования Российской Федерации».


Дидактические принципы обучения детей игре в шахматы


В процессе обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста игре в шахматы очень важно воспитывать привычку к преодолению трудностей:

  • от простого материала к сложному;

  • от легкого к более трудному;

  • от известного к неизвестному;

  • вносить в занятия элементы новизны и занимательности.

Сроки реализации проекта

3 года

Этапы проекта

1 этап – подготовительный (сентябрь-октябрь 2022 года)

2 этап – организационный (декабрь 2022 года)

3 этап – этап практической реализации (с декабря 2022 года по май 2025 года)

4 этап – итоговый (май 2025 года)

Ожидаемый результат

  • приобретение ребенком всего комплекса интегративных качеств;

  • активное вовлечение детско–взрослого сообщества в социум;

  • овладение ребенком элементарными навыками шахматной игры.

Методическое обеспечение воспитательно–образовательной деятельности

  • программа объединения «Шахматная лесенка»;

  • пополнение библиотечки методической литературой по шахматам в учреждении.


Участники проекта

Дети, родители, педагоги учреждения



Модель взаимодействия всех участников образовательного процесса по реализации инновационного проекта


Организация сопровождения обучающихся дошкольного и младшего школьного возраста по обучению игре в шахматы строится по следующей модели:

1. Педагог дополнительного образования: проведение непосредственно образовательной деятельности по обучению обучающихся младших классов игре в шахматы. Оснащение материально – технической базы учебниками, пособиями и материалами; проведение диагностики сформированности компетенций младших школьников; взаимодействие с родителями обучающихся (проведение консультаций, семинаров, мастер-классов, родительских собраний и др.). Написание программы и календарно-тематических планов; организация и проведение шахматных турниров; организация участия детей в конкурсах и научно – практических конференциях, распространение опыта работы на различных уровнях (муниципальном, городском, региональном, федеральном и международном), в СМИ.

2. Родители обучающихся (законные представители): обсуждение вопросов информационного обеспечения контактов с педагогами и передачи им общей информации, касающейся проявлений каждого конкретного ребёнка в шахматном образовании. Проведение работы по определению содержания шахматного образования детей, которое может быть реализовано в совместной деятельности с другими членами семьи (бабушки, дедушки и др.). Оказание помощи в пополнении предметно-развивающей среды, изготовление и приобретение методического и дидактического материала по обучению детей игре в шахматы, поддержка детей на турнирах и др.

3.Педагог-психолог: организация психологического сопровождения обучающихся и родителей; развивающая и коррекционная работа с учениками. Психологическое консультирование педагогов и родителей, психологическая диагностика развития логики обучающихся, психологическое просвещение родителей.

4) Педагоги школы и воспитатели дошкольного учреждения: проведение мероприятий, организация психологического тестирования с целью сравнительной диагностики интеллектуального развития обучающихся, не занимающихся шахматами и шахматистов; подготовка с обучающимися исследовательских проектов по шахматному образованию при поддержке руководителя проекта, разработка конспектов мероприятий с детьми и родителями.



План мероприятий по реализации проекта



Форма  организации

Сроки  проведения

Участники

Ответственный

1 ЭТАП  – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ (сентябрь-октябрь 2022 года)

Разработка проекта «Шахматы–путь к успеху»

сентябрь

Педагог доп. образования

Зайниев Е.Е.

Собрать и изучить информацию о введении шахматных занятий в учреждениях дошкольного воспитания детей; заинтересовать родителей для оказания помощи в организации проекта.

сентябрь


педагоги

родители

Зам. директора по учебно–воспитательной работе Кассис С.Н.

Педагог доп. образования

Зайниев Е.Е.

Подборка литературы о шахматах, работа в сети интернет.

сентябрь

Педагоги доп. образования

2 ЭТАП  – ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ (декабрь 2022 года)

Поставка оборудования в МАУ ДО ДЮЦ

Октябрь-декабрь 2022 г.

-

Директор Каврук В.И.

Презентация для родителей на родительском собрании по дополнительному образованию (объединение по шахматам «Белая ладья»)

Октябрь 2022 г.

педагоги

родители


Педагог доп. образования

Зайниев Е.Е.

«Встреча с интересными людьми» с шахматистами – победителями соревнований по шахматам.

Октябрь 2022 г.

обучающиеся

Педагог доп. образования

Зайниев Е.Е.

Организация шахматного кружка «Белая ладья»

  • составление программы;

  • запись детей в кружок, составление списков;

  • составление сетки занятий.

Октябрь 2022 г.

педагоги

родители

обучающиеся

Педагог доп. образования

Зайниев Е.Е.

Анкетирование родителей

  • «Шахматы в жизни ребенка».

  • «Мой ребенок и шахматы».

Октябрь 2022 г.

родители

Педагог доп. образования

Зайниев Е.Е.

Создание обогащенной развивающей предметно–пространственной среды в учреждении:

  • Организация шахматного уголка в объединении «Белая ладья»;

  • Оснащение необходимым оборудованием (игральные наборы, мультимедийная коллекция, наглядный материал, мультимедийное оборудование)

Октябрь 2022 г.

педагоги

родители

Зам. директора по учебно–воспитательной работе Кассис С.Н.

Педагог доп. образования

Зайниев Е.Е.

Разработка методического обеспечения проекта

Октябрь 2022 г.

Педагоги доп. образования

Оформление стенда для родителей: «Шахматное образование»

Октябрь 2022 г.

Педагог доп. образования

Зайниев Е.Е.

3 ЭТАП  – ОСНОВНОЙ (с декабря 2022 года по май 2025 года)


1.Изготовление и оформление дидактических игр и пособий по обучению детей игре в шахматы.

2.Приобретение художественной литературы, раскрасок для обучающихся.

3.Подборка картотеки игр, кроссвордов, лабиринтов по шахматному образованию.

В течение

всего периода


педагоги

родители

Занятия в объединении

«Белая ладья»

Сентябрь 2022 г.– май 2025 г.

обучающиеся

Педагог доп. образования

Зайниев ЕЕ.

Обучение и знакомство детей с игрой в шахматы

Сентябрь 2022 г.

Педагог

обучающиеся

Педагог доп. образования

Зайниев Е.Е.

Разработка памяток для родителей на тему:

  • «Почему детей нужно обучать игре в шахматы»

  • «Правила игры в шахматы»

Ноябрь 2022 г.

Педагог доп. образования

Зайниев Е.Е.

Праздник «Посвящение в юные шахматисты»

  • Презентация «Маленькие гении»

  • Выставка детских работ

  • Шахматный турнир

  • Театрализованное представление

  • Вручение сертификатов шахматиста и подарков

Ежегодно, ноябрь

обучающиеся

родители

педагоги

Зам. директора по учебно–воспитательной работе Кассис С.Н.

Педагоги доп. образования Зайниев Е.Е.,

Андреева С.А., Пищулина Е.А.

Консультации для родителей:

  • «Шахматы для детей»;

  • «Как научить детей ходить в шахматы

  • «Шахматы, как средства развития познавательного интереса у детей»

Сентябрь 2022 г.– май 2025 г

Педагог доп. образования

Зайниев Е.Е.

Конкурс детско–родительских поделок: «В мире шахматных фигур»

Декабрь 2023 года

обучающиеся родители

педагоги

Педагог доп. образования

Зайниев Е.Е.

Общее родительское собрание «Интеллектуальное развитие дошкольников»

Презентация «Шахматы как средство интеллектуального развития детей»

Январь 2024 года

педагоги

родители

Зам. директора по учебно–воспитательной работе Кассис С.Н.

Педагог доп. образования

Зайниев Е.Е.

Театрализация

Инсценировка по мотивам русских народных сказок:

  • «Шахматная репка»

  • «Приключения шахматной пешки»

Март 2024 года

Педагоги

обучающиеся

Воспитатели подготовительных групп

Экскурсия для дошкольников в шахматный кружок «Белая ладья»

Сентябрь 2024 года

Педагоги

обучающиеся

Педагог доп. образования

Зайниев Е.Е.

Чтение сказок:

  • Сказка о путешествии шахмат по свету

  • Сказка о том, как на Руси в шахматы играли

  • Шахматная сказка про шаха

  • «Шахматная сказка»

  • «Удивительные приключения шахматной доски».

  • «Шахматные государства»

  • Сказка о маленькой пешке

в течение всего периода реализации проекта

Педагог

обучающиеся

Педагог доп. образования

Зайниев Е.Е.

Продуктивная деятельность

«Шахматная мастерская»:

  • Аппликация «Шахматная доска»;

  • Рисование шахматных фигур

  • Ручной труд (из бумаги, бросового материала)

в течение всего периода реализации проекта

Педагог

обучающиеся

Педагог доп. образования

Зайниев Е.Е.

Шахматный турнир среди пап детского сада посвященный к «Дню защитника»

1 этап (игра между пап)

2 этап (сеанс одновременной игры с преподавателем по шахматам Зайниевым Е.Е.)

ежегодно

Папы обучающихся

Педагог доп. образования Зайниев Е.Е.

Мастер–класс для педагогов Разнообразные приемы и методы, применяемые при обучении детей игре в шахматы.

Февраль 2023 года

Педагоги

Педагог доп. образования Зайниев Е.Е.

Фотовыстовка «Герои мультфильмов играют в шахматы»


Март 2024 года

Педагог доп. образования

Зайниев Е.Е.

Семейный конкурс творческих работ «Сочиним шахматную сказку» или кроссворд

Март 2025 года

родители

Педагог доп. образования

Зайниев Е.Е.

Просмотр мультфильмов

  • «Учимся, играя в шахматы»;

  • «Динозавры учат шахматам».

В течение всего периода реализации проекта

обучающиеся

Педагог доп. образования

Зайниев Е.Е.

Театрализованное представление

«Легенда о шахматной доске»

Март 2023 года

обучающиеся

Педагоги доп. образования

Зайниев Е.Е.,

Андреева С.А., Пищулина Е.А.

Мультфильм для самых маленьких


Март 2024 года

обучающиеся

Педагоги доп. образования

Андреева С.А., Пищулина Е.А.

Шахматная «ТУ–ВИ» (турнир–викторина) для детей

Ноябрь 2024 года

обучающиеся

Педагоги доп. образования

Зайниев Е.Е.

Андреева С.А.

Выставка детских работ «Шахматный вернисаж»

Декабрь 2024 года

обучающиеся

Педагог доп. образования

Зайниев Е.Е.

Шахматный КВН «Путешествие в шахматное королевство»

Апрель 2023 года

обучающиеся

Педагоги доп. образования

Зайниев Е.Е.,

Андреева С.А., Пищулина Е.А.

Шахматный турнир

Апрель 2024 года

обучающиеся

Педагог доп. образования

Зайниев Е.Е.

Поделки своими руками «Волшебные шахматы»

(из бросового материала)

Апрель 2025 года

Педагоги

обучающиеся

Педагоги доп. образования

Зайниев Е.Е.

Андреева С.А., Пищулина Е.А.

4 ЭТАП  – ИТОГОВЫЙ (май 2025 года)

Оформление фотоальбома

Май 2025 года

Педагоги доп. образования Макарова З.А., Андреева С.А., Хозяинова Л.А.

Издание методического пособия для педагогов по внедрению шахматного образования в учреждении

Май 2025 года

Зам. директора по учебно–воспитательной работе Кассис С.Н.

Обобщение опыта работы учреждения по реализации проекта «Шахматы –путь к успеху»

Май 2025 года

Зам. директора по учебно–воспитательной работе Кассис С.Н.

Педагог доп. образования Зайниев Е.Е.

Отчет о реализации проекта в СМИ, на сайте МАУ ДО ДЮЦ

Июнь 2025 года

Зам. директора по учебно–воспитательной работе Кассис С.Н.

Педагог доп. образования Зайниев Е.Е.


Прогноз возможных негативных последствий и план компенсирующих мероприятий

Возможные негативные последствия

План компенсирующих мероприятий

1.




Несформированность уровней психических регуляций, несбалансированность различных функциональных систем бурно проявляющихся при переходе к систематическим формам обучения

Своевременная помощь педагога-психолога





2.


Угасание у педагога интереса к работе по осуществлению проекта



Курсы повышения квалификации, семинары, участие в работе педагогических мастерских и методических объединений, стимулирование (моральное и материальное)

3.

Не скоординированность действий всех участников процесса

Усиление контролирующей функции за выполнением проекта



Ожидаемые результаты и перспективы


Выполнение мероприятий проекта поможет в создании благоприятных условий для получения шахматного образования воспитанниками учреждения.

Обучающимся:

  • расширение кругозора ребенка, пополнение знаний, активизация познавательной и мыслительной деятельности;

  • воспитание выдержки, воли, настойчивости, уверенности в своих силах, стойкого характера, коммуникативности;

  • участие родителей в жизни объединения благоприятствует их успехам;

  • знакомство с другими взрослыми расширяет социальный опыт и дает положительные модели для подражания;

  • дети начинают признавать полномочия других взрослых и относиться к ним как к источнику знаний и опыта;

  • взаимодействие с семьями детей, которые представляют разнообразные культурные традиции, создает возможность для формирования толерантности;

  • раскрыть духовный и творческий потенциал, возможность адаптироваться в социальной среде.


Поможет родителям:

  • наблюдать за своими детьми на фоне их сверстников, что дает возможность лучше разобраться в вопросах воспитания и развития ребенка, научиться и дома применять подходящие методы шахматного образования;

  • раскрытие интересов внутреннего мира ребенка;

  • формировать более высокую оценку достижений своих детей и гордость за них;

  • решение задач, связанных с воспитанием и развитием ребенка дошкольного и младшего школьного возраста;

  • развивается более глубокое понимание процесса обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста;

  • формируются навыки взаимодействия с собственным ребенком через совместную игровую деятельность;

  • устанавливаются длительные дружеские связи с другими родителями;

  • повышается правовая и психолого–педагогическая культура;

  • развиваются духовные и культурные традиции;

  • развиваются семейные увлечения.


Педагогам:

  • выявление шахматных дарований среди обучающихся;

  • возможность пропаганды семейных ценностей и сохранение семейных традиций;

  • возможность использования увлечений, знаний и интересов родителей в процессе обучения игре в шахматы;

  • систематическое повышение квалификации и профессионального мастерства педагога;

  • обобщение и распространение передового педагогического опыта по новым формам работы с родителями в обучении дошкольников игре в шахматы.





Инструменты мониторинга и оценки проектной деятельности


Критерий

Баллы

Любознательный, активный

Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире, активно участвует в «открытии» новых знаний; испытывает положительные эмоции при «открытии» новых знаний; знает различные средства получения информации (спросить у взрослых, старших детей, познавательная литература, Интернет, телевидение и т д), пытается их использовать

  • активен в получении информации познавательного характера, задает много вопросов взрослым, интересуется справочной литературой и другими способами получения информации.

  • не проявляет выраженной инициативы в получении информации, но проявляет интерес, положительные эмоции при столкновении с новой информацией, внимательно смотрит познавательные программы по телевидению и т д.

  • не проявляет инициативы в получении информации, не интересуется информацией, поступающей извне; имеет очень узкий круг интересов.





2



1




0


Способен самостоятельно действовать (в различных видах детской деятельности, в повседневной жизни). Стремится самостоятельно преодолевать ситуации затруднения разными способами.

  • проявляет выраженное стремление действовать самостоятельно в разных видах деятельности (шахматная игра, дидактические игры, инсценировки), пытается самостоятельно преодолеть возникшие затруднения, при необходимости может обратиться за помощью к взрослым.

  • стремление к самостоятельности выражено недостаточно: при затруднениях ребенок практически сразу обращается за помощью, либо проявляет тревожность, недовольство, однако активно откликается на подсказки, помощь, с удовольствием действует при поддержке (даже пассивной) взрослого.

  • при необходимости самостоятельных действий отказывается от деятельности; при затруднениях сразу же теряет интерес, прекращает выполнять действие и не возвращается к нему либо проявляет агрессию, ломает предметы, игрушки. На попытки взрослого помочь не реагирует или реагирует агрессивно.




2




1





0

Задает вопросы взрослому поискового характера; проявляет любознательность, интерес к экспериментированию и исследовательской деятельности

– активно задает вопросы об интересующем предмете или явлении (например, история шахмат, факты, связанные с биографиями шахматистов и др); с удовольствием познает суть ходов и комбинаций, самостоятельно совершает разнообразные пробные действия с фигурами, по собственной инициативе вступает в игру, наблюдает за игрой, пробует воспроизвести ходы.

– не проявляет собственной инициативы в познании, но с интересом участвует в совместной деятельности по изучению чего–либо, выслушивает объяснения взрослого, совершает разнообразные пробные действия по инициативе взрослого.

– не проявляет выраженного интереса к деятельности, исследовательской работе, быстро отвлекается и стремится к привычной деятельности.




2






1




0

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со сверстниками и взрослыми

Активно общается со сверстниками и взрослыми. Владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми.

– проявляя собственную активность, без участия и помощи взрослого договаривается, распределяет действия при сотрудничестве, соблюдает правила взаимодействия в парах, в группах, правила игры. Высказывает свою точку зрения в обсуждениях, используя различные речевые средства.

– не проявляет собственной инициативы при осуществлении взаимодействия со сверстниками и взрослыми, при необходимости работать в парах и в группе нуждается в помощи и напоминании взрослого о правилах сотрудничества; участвует в диалоге, выражает свое мнение преимущественно по просьбе взрослого или инициативе других детей.

– не проявляет собственной инициативы при взаимодействии со сверстниками, в спорных ситуациях может проявлять агрессивное поведение, не проявляет какого–либо интереса и собственной инициативы при коллективных обсуждениях; при прямом обращении отвечает односложно «да/нет»




2




1





0

Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений

Ведет себя в общественных местах, при взаимодействии с другими людьми преимущественно в соответствии с элементарными общепринятыми нормами и правилами, а не с сиюминутными желаниями и потребностями (например, во время шахматных турниров)

  • самостоятельно выполняет различные правила, сам при необходимости корректирует свое поведение в соответствии с нормами (например, здоровается с противником по игре, вежливо общается, несмотря на поражение в игре, продолжает игру, даже если окружающая обстановка незнакома и вызывает интерес и т д)

  • частично выполняет правила поведения; при напоминании или помощи взрослого может исправлять свое поведение в соответствии с нормами и правилами.

  • не выполняет общепринятых норм и правил поведения; напоминание или помощь воспитателя имеют кратковременный эффект.





2





1



0

Способен проговорить простейший алгоритм выполнения определенного действия – после вопроса взрослого: «Как ты будешь выполнять это задание?»

  • самостоятельно, без ошибок перечисляет последовательность действий для достижения требуемого результата. В случае ошибки, сам замечает это и исправляется.

  • способен правильно выполнить алгоритм действий, но для его проговаривания необходима помощь взрослого. Может забывать отдельные действия, но исправляется при вопросе–напоминании взрослого.

  • применяет случайные стратегии выполнения действия, не способен словами обозначить необходимую последовательность действий.




2



1



0

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы),

адекватные возрасту

Может применять самостоятельно новые знания и способы деятельности для решения различных задач; в зависимости от ситуации может преобразовать способы решения задач

  • при решении новой задачи ребенок самостоятельно выбирает подходящие способы, комбинирует их; может привлекать различные источники получения необходимой информации (Например, при наблюдении за игрой других детей перенимает что–то у них, уточняет у тренера, как лучше сделать тот или иной ход).

  • при решении новой задачи для выбора наиболее подходящих способов ее решения необходима помощь взрослого.

  • при решении задачи ребенок использует стереотипные способы действий, которые выбирает с опорой на случайные стратегии; при возникновении затруднения теряет интерес к задаче, возвращается к привычной деятельности.




2





1


0


Может осуществлять первичную общую самооценку на основе критериев, предъявляемым к результатам деятельности

  • может правильно оценить полученные результаты деятельности, способен кратко аргументировать свои оценки с упоминанием требований.

  • может оценить результаты деятельности других, но не может объяснить свою позицию, при оценке своих результатов необходима помощь взрослого.

  • не может правильно оценить результаты деятельности окружающих; выносит оценки, противоречащие критериям, основанные не на анализе.



2


1


0

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности

Умеет строить свою работу в соответствии с требованиями (критериями). Умеет работать по правилу, по образцу и по простейшему алгоритму (3–4 шага); слушает взрослого и выполняет его инструкции

  • самостоятельно, по собственной инициативе стремится к тому, чтобы выполняемые действия соответствовали требованиям, запрашивает у взрослого промежуточные и итоговые оценки: «Правильно?», «У меня так получилось?». Корректирует свои действия в соответствии с образцом, инструкцией, требованиями при напоминании взрослого.

  • не проявляет инициативы в оценке промежуточных результатов действия, но может корректировать свою работу в соответствии с образцом, инструкцией, требованиями при напоминании взрослого.

  • не стремится к соответствию своих действий требованиям, делает «как получится», не может корректировать свои действия в соответствии с образцом, не выполняет инструкции взрослого.




2





1



0

Фиксирует свое затруднение; с помощью взрослого может выявить его причины и сформулировать познавательную задачу; активно использует различные способы преодоления затруднения

  • ребенок самостоятельно фиксирует свое затруднение; в простейших случаях выявляет его причину и определяет познавательную задачу; предлагает подходящие способы преодоления затруднения.

  • ребенок фиксирует свое затруднение; нуждается в помощи взрослого при выявлении его причины и определения познавательной задачи; предлагает способы преодоления затруднения.

  • ребенок не фиксирует свое затруднение даже после наводящих вопросов взрослого.




2



1



0

Фиксирует достижение планируемого результата и условий, которые позволили его достичь

  • ребенок в простейших шахматных партиях самостоятельно проговаривает условия, которые позволили достичь результата.

  • ребенок проговаривает достигнутый результат; но условия, которые позволили его достичь может проговорить только после наводящих вопросов взрослого.

  • ребенок не может проговорить условия достижения результата даже после наводящих вопросов взрослого.



2


1



0

4.

Способен сосредоточенно действовать в течение 20–30 минут

  • в течение указанного времени в ходе образовательных ситуаций может действовать целенаправленно, самостоятельно, не отвлекаясь.

  • выполняя задание в течение указанного времени, может отвлекаться, но после этого каждый раз самостоятельно возвращается к выполнению задания.

  • быстро отвлекается, теряет интерес к заданию, самостоятельно к нему не возвращается.


2


1



0

Овладевший необходимыми умениями и навыками

Владеет элементарными навыками шахматной игры

  • ориентируется в расстановке и возможностях в игре каждой фигуры; способен просчитать несколько ходов вперед, ходы соперника; проявляет творчество во время турнира (игры), свободно рассуждает и обосновывает каждый ход

  • при шахматной игре необходима помощь взрослого

  • не ориентируется в расстановке и возможностях в игре каждой фигуры; не способен просчитать несколько ходов вперед, ходы соперника; не проявляет творчество во время турнира (игры), не рассуждает и не обосновывает каждый ход; не проявляет интереса к шахматной игре.


2




1

0



Высокий уровень – от 1, 7 до 2 баллов

Средний уровень – от 1 до 1,6 баллов

Низкий уровень – от 0 до 1,9


Перечень учебно-методического обеспечения

(методические и учебные пособия, оборудование, дидактический материал)


Оборудование:

1. Шахматы демонстрационные (1 комплект на группу);

2. Шахматы с доской (по 1 комплекту на 1 обучающегося).


Обучающие диски:

– «Динозавры учат шахматам»;

– «Уроки тетушки Совы».

Учебные пособия:


  1. Сухин И.Г. Шахматы первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Рабочая тетрадь. В 2-х частях. Часть 1. – 3-е изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2010.

  2. Сухин И.Г. Шахматы первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Рабочая тетрадь. В 2-х частях. Часть 2. – 3-е изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2010.

  3. Сухин И.Г. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем: Рабочая тетрадь. В 2-х частях. Часть 1. – 3-е изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2017.

  4. Сухин И.Г. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем: Рабочая тетрадь. В 2-х частях. Часть 2. – 3-е изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2017.

  5. Сухин И.Г. Задачи к курсу «Шахматы – школе». Первый год обучения. 1500 малофигурных позиций. – Обнинск: Духовное возрождение, 2016.

  6. Сухин И.Г. Задачи к курсу «Шахматы – школе». Второй год обучения. – Обнинск: Духовное возрождение, 2016.


Компьютерные обучающие программы:


  1. «Динозавры учат шахматам»;

  2. «Большое шахматное путешествие»;

  3. «Шахматы: от простого к сложному»;

  4. «Шахматная школа для начинающих»;

  5. «Шахматная тактика для начинающих».


Дидактический материал:

  1. Набор карточек к теме «Линейный мат».

  2. Набор карточек к теме «Мат ферзем».

  3. Набор карточек к теме «Мат ладьей».

  4. Рекомендации «Что нужно делать в дебюте»;

  5. Памятка «Главные правила сильного шахматиста».

  6. Памятка «Если у тебя материальное преимущество…».

  7. Набор карточек к теме «Тактические приемы».



Смета проекта


п/п

Наименование оборудования, работ, услуг

Объем финансирования (руб.)

1

2

3

Приобретение учебного оборудования для обеспечения и реализации инновационных проектов (программ)

1.

Интерактивная панель

223 000,00

2.

Шахматные фигуры Жу-Жу напольные

«Большие» 61 см.

77000,00

Итого

300 000,00


Список литературы для педагога


  1. Журавлев Н.И. Шахматы. Шаг за шагом. – М.: «Russian CHESS House/Русский шахматный дом», 2012.

  2. Костров В.В., Давлетов Д.А. Шахматный учебник для детей и родителей. – В двух частях. - 1 часть. – Спб.: Литера, 2015.

  3. Костров В.В., Давлетов Д.А. Шахматный учебник для детей и родителей. – В двух частях. - 2 часть. – Спб.: Литера, 2015.

  4. Лобач П. Методика преподавания шахмат. От простого к сложному, 2011.

  5. Майзелис И.Л. Шахматы. Самый популярный учебник для начинающих. – М.: «Russian CHESS House/Русский шахматный дом», 2011.

  6. Сухин И.Г. Шахматы, второй год, или Учусь и учу: Пособие для учителя. - Обнинск: Духовное возрождение, 2014.

  7. Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя. - Обнинск: Духовное возрождение, 2014.


Список литературы для обучающихся


  1. Кинг Д. Шахматы. От первого хода до победы. – М.: ООО Астрель: ООО АСТ, 2011.

  2. Сухин И.Г. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем. Обнинск: Духовное возрождение, 2002.

  3. Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны. – В двух частях. Часть 1. – 2-е изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2017.

  4. Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны. – В двух частях. Часть 2. – 2-е изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2017.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!