СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Школьная перемена"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проект "Школьная перемена"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Кадуйского муниципального района

«Кадуйская средняя школа»











«Полезные школьные перемены»





Автор (ы): Жамкин Денис ученик 8 «Б» класса

Руководитель: Барышева Ю.В. учитель начальных классов.










2019-2020 учебный год































Содержание

  1. Введение……………………………………………..3стр.

  2. Социальная проблема ………....................................4стр.

  3. Уровни подвижности ….............................................5стр.

  4. Школьная перемена глазами детей…………………5-6стр.

  5. Виды игр……………………………………………...8стр.

  6. Интеллектуальные игры…………………………….9стр.

  7. Музыкальные игры………………………………….11стр.

  8. Народные музыкальные…………………………….11стр.

  9. Современные музыкальные………………………...11стр.

  10. Народные игры………………………………………12стр.

  11. Настольные ………………………………………….13стр.

  12. Эстафеты……………………………………………..14-15стр.

  13. Заключение …………………….................................16-17стр.

  14. Список литературы……….........................................18стр.

  15. Приложение ................................................................19стр.















Введение

Игры на переменах являются обязательным элементом режима дня школы. Переключение с малоподвижной деятельности на активные движения повышает гигиеническую ценность перемен и увеличивает эффективность учебных занятий. Особенно необходимы такие переключения для младших школьников, которые испытывают органическую потребность в движениях и игре. От содержания и организации активного отдыха во время перемен в значительной степени зависит работоспособность детей на уроках.

Цель: Создание условий, способствующих сохранению здоровья младших школьников, через организацию школьных перемен.

Задачи проекта:

  1. Изучить нормативные документы «Конституция РФ», «Конвенция о правах ребенка», «Устав школы».

  2. Создать банк игр для детей с разным уровнем подвижности;

  3. Научить детей организованно проводить свободное время;



Основные этапы реализации проекта:


1 этап: Подготовительный – октябрь — ноябрь 2019 года

2 этап: Реализация – декабрь - март 2019 года

3 этап: Обобщающий – февраль 2019 года


Ожидаемые результаты:

Обеспечение занятости учащихся начальных классов на переменах

Снижение травматизма у младших школьников.




Социальная проблема

В нашей школе, как и в остальных школах города, уроки длятся 45 минут, и за это время учащиеся устают сидеть на одном месте неподвижно, а небольшие физкультминутки во время урока не дают полностью снять статическое напряжение с тела. Особенно тяжело сидеть на уроках учащимся младших классов. Поэтому, чтобы размяться, подвигаться и как-то развлечь себя, учащиеся сами придумывают себе игры на перемене не всегда безопасные для себя и окружающих. Такие игры нередко заканчиваются травмами.

Что можем сделать мы, учащиеся старших классов, чтобы обезопасить и организовать досуг учащихся младших классов на перемене? На консультации я и преподаватель подняли вопрос о безопасном проведении перемен с учащимися младших классов. И в ходе обсуждения этой проблемы родилась идея создания игровых и информационных перемен для учащихся начальной школы. Мы решили выбрать один день недели для реализации нашего проекта, в котором организуем школьные перемены с доступными играми для учеников младших классов и научим их самостоятельно организовать свое время на переменах.













Уровни подвижности

В ходе наблюдения за особенностями поведения детей младшего школьного возраста на переменах было выявлено три группы учащихся с разным уровнем подвижности:

1 группа – дети с высокой подвижностью (которые большую часть свободного времени просто бегают или играют в салки);

2 группа – дети со средней подвижностью (которые предпочитают настольные игры или игры, связанные с умственной деятельностью);

3 группа – дети с малой подвижностью (которые почти все перемены сидят за партой, рисуют или играют в игрушки, принесённые с собой из дома).


Школьная перемена глазами детей

Кроме того было проведено анкетирование, включающее в себя следующие вопросы:

1. Устраивает ли вас продолжительность перемен? 

Большая часть обучающихся ответила положительно.








2. Чем вы занимаетесь на перемене? 


Стоит отметить, что под формулировкой «сидим в классе» подразумевались такие виды деятельности, как: общение с друзьями, рисование, чтение, отдых в одиночестве.


3. Чем бы вы хотели заниматься во время перемен? 



Заметим, что формулировка «отдыхать» включает в себя такие занятия, как: чтение, рисование и общение с друзьями в тихом укромном месте.


Опираясь на результаты наблюдений и анкетирования, можно сделать следующие выводы:

- на школьных переменах дети часто предоставлены сами себе и не всегда умеют организовывать свое свободное время, что приводит к созданию конфликтных ситуаций;

- дети стремятся к игровой деятельности, но игр знают очень мало;

- учащиеся делятся на группы для совместного времяпровождения в зависимости от поведения и своих симпатий.

Конечно, не стоит оставлять без внимания и тот факт, что выбор игр чаще всего зависит от психологических особенностей детей, от гендерной принадлежности и влияния окружающей действительности.

Проанализировав данную ситуацию, можно предположить, что если отдых на перемене организовать грамотно, то он снимет уровень конфликтности на переменах, поможет удовлетворить потребность целенаправленной двигательной активности, расширит поле игровой деятельности обучающихся. А значит, появилась потребность в создании проекта организации школьных перемен «Полезная перемена».


Я провел социологический опрос среди одноклассников и учащихся школы:

Родителям учащихся и учителям школы я задал один вопрос: Какие идеи провождения переменок у детей начальных классов вы можете предложить? (Приложение 1)

Ответы:

  • игра "Ручеек";

  • конкурсы загадок по определенной тематике;

  • танцевальные минутки;

  • собирание пазлов.

Из анкетирования стало известно:

  • что 89 % согласны с тем, что организованные переменки необходимы для учащихся начальных классов;

  • -90% считают, что такие переменки помогут укрепить дружбу между младшими и старшими учащимися;

  • 65% считают, что можно поиграть и самостоятельно;

  • 90% наших одноклассников ответили, что могут помочь в проведении школьной переменки.

Таким образом, я выяснил, что ученики, учителя и родители поддерживают нас.



Виды игр

Перед нами встала задача подобрать игры, в которые мы будем играть на перемене. Оказалось, что игры можно разделить на группы по разным принципам.

В современной литературе предложены разные способы деления игр на группы.

Интеллектуальные игры

Интеллектуальные игры – это логические либо стратегические игры, в которых успех игрока напрямую зависит от умений, навыков и способностей делать верные ходы согласно правилам. Интеллектуальные игры дают возможность проявить лучшие интеллектуальные качества. В некоторых играх шансы игроков изначально равны, но есть игры, где игроки задают себе различные условия, ставя цель выиграть любыми способами.

Самыми древними интеллектуальными играми принято считать шахматы, шашки, нарды, го и маджонг. Игроки демонстрируют свои способности запоминать, анализировать расклады, ситуации, оперировать фигурами и комбинациями. Некоторые из этих игр – шашки и шахматы, попали в разряд спортивных, включенных в олимпиады и спартакиады. Мы предложили свои вариант игры в шашки. Мы ребятам предложили поиграть в «живые» шашки. Ребятам очень понравилось.

К интеллектуальным играм относят и развлечение на тему угадывания чего-либо: игроки пытаются догадаться, образ какого персонажа книги, фильма, картины, любого известного произведения пытается изобразить один из участников.

Викторины заслуживают отдельного внимания. Эти конкурсы с вопросами стали популярным времяпрепровождением в кругах обычных людей и среди интеллектуальной элиты. В любом общеобразовательном учреждении принято организовывать несложные викторины на лучшего знатока какого-либо предмета.

Викторины могут быть математическими, литературными, историческими, связанными с химией, физикой, географией, астрономией и т.д.

Мы провели викторины различных направлений:

« Жили – были» по русским народным сказкам

«Зоозабег» викторина по окружающему миру и т.д

И взрослые с удовольствием играют в викторины, но посложнее: вопросы становятся более разнообразными и требуют глубоких знаний темы. В последнее время особое место занимают телевикторины с участием звезд. Знатоки и эрудиты составляют прочный костяк знаменитой викторины «Что? Где? Когда?».

Викторина это отличная тренировка разума в любом возрасте.


Музыкальные игры.

С эти вопросом мы подошли к учителю музыки, и она нам с удовольствием помогла, подсказала, где можно найти информацию и предложила игры, в которые мы с ребятами с удовольствием играли.

С тех пор как человечество открыло для себя музыку, появилось бесчисленное количество игр, в которых она занимает далеко не последнее место. То есть, музыкальные игры также как и музыка, стали неотъемлемой частью культуры практически всех народов мира. Среди всего этого бесчисленного количества можно выделить основные виды музыкальных игр: народные и современные.



Народные музыкальные игры.

Данный вид музыкальных игр самый древний, но не менее популярный, чем современные игры музыкальных тематик. Свои истоки этот вид берет ещё со времён формирования общественного строя и появления первых народных музыкальных коллективов. В основном такие игры можно встретить на различных народных празднованиях.


Современные музыкальные игры.

Как видно из названия, этот вид музыкальных игр современен и широко используется в наши дни. Появился сравнительно недавно. Детские музыкальные игры, направлены на развитие способностей творческого и музыкального характера. Проводиться могут как в помещениях, так и на свежем воздухе.

Мы играли в следующие игры: «Если нравится тебе…». «Учитель танцев», «Я ракета!», «Танец маленьких утят», «Танцуй как…» и другие. Все вышеперечисленные виды музыкальных игр объединяет одно свойство, которое направлено на получение положительных эмоций, как в самом процессе игры, так и по её результатам.



Народная игра.

С эти вопросом мы обратились за помощью к нашему библиотекарю, он нам предложил литературу, из которой мы узнали следующее:

Народная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, которая является ещё и средством обучения и воспитания. Издревле в них ярко отражались образы людей, быт, труд и национальные устои, представления людей о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

По содержанию все народные игры классически лаконичны, образны, выразительны и эмоциональны, а народные игры с пением ещё и музыкальны. Народные мелодии хороши своей простотой, доступной формой, напевностью, легко запоминающимся мотивом.

Чёткой классификации народных игр нет. Игры условно можно разделить на виды:

а) подвижные (спортивные) игры;

б) обрядовые (календарные);

в) по отношению к природе (природные);

г) трудовые (бытовые)

д) с ведущим (водящим);

ж) драматические (с элементами театрализованных действий)

К подвижным (спортивным) играм относятся игры соревновательного характера, включающие в себя бег, прыжки и развивающие силу, ловкость, быстроту, ориентировку в пространстве. Нами были проведены «Горелки», «Ловишки», «Прятки», «Звонари», «Бубен» и др.

 Обрядовые (календарные) игры, это игры, которые имели связь с народным сельскохозяйственным календарём. К сожалению, многие из них уже давно утрачены. К ним относятся игры: «Кукушечка», «Ручеёк», «Гори, гори ясно», «Солнышко», «Кострома» и др.

По отношению к природе. Русский народ всегда очень нежно, трепетно относился к природе, прославлял и берёг её. Эти игры не только воспитывают любовь и доброе отношение к окружающему миру, но и имеют познавательное значение: дети знакомятся с окружающей природой. Ребята с удовольствием играли в игры «Сорока», «У медведя во бору», «Заинька», «Паучок», «Ворон», «Олень» и др.

Трудовые (бытовые) игры знакомят с историческим наследием русского народа, с повседневным трудом наших предков. Мы разучили и играли «Горшок», «Каравай», «Я весёлая ткачиха, «Клубочек», «Баба сеяла горох», «Мельница» и др.

 Игры с ведущим (водящим) – игры, где игрок выполняет какое-то действие или ведёт игру. Ребята с удовольствием играли: «Звонари», «Отгадай, чей голосок», «Море волнуется», «Сижу на камушке»

 Игры  забавы – это игры, которые веселят, забавляют ребёнка и, в то же время, несут в себе какой – то познавательный и воспитательный элемент. В эти игры с нами играли наши родители, когда мы были маленькими «Сорока-сорока», «Ладушки», «Идёт коза рогатая», «По кочкам», «Баба сеяла горох», и др.

Драматические (с элементами театрализованных действий) игры – это игры, которые требуют искусство «артиста», умение на время превратиться в какого - то героя игры и выполнять его действия («Заинька, выходи», «Волк-волчок», «Бабка Ёжка», «Идёт коза по лесу», «Дрёма» и др.)

Так как все народные игры проводились по – разному, их, в свою очередь, можно, так же условно, разделить на 3 типа:

  - хороводные или круговые. Это основная группа. («Заинька», «Каравай», «Ворон», «Пирог», «Паучок» и др.)

некруговые или «стенка на стенку». («Бояре», «В царя», «Плетень» и др.)

хороводы – шествия или выполнение разного вида движения: завитушки, змейка, рассыпная. («Хмель», «Ручеёк», «Вейся, капустка», «Улитка» и др.).

Ребятам на перемене очень понравилось играть в народные игры.









Настольные игры

Настольная игра́, игра в которую можно играть в помещении, с помощью инвентаря, размещаемого на обычном или специально сделанном столе.

Строгого определения настольной игры не существует. Обычно к этой категории относят игры, состоящие в манипуляциях с относительно небольшим количеством предметов, которые можно разместить на столе. Игроки в таких играх, как правило, могут оставаться на одном месте, им не требуется активно перемещаться. Чаще всего настольные игры столу   на несколько человек, хотя есть и исключения, например   пазлы. Мы с ребятами принесли пазлы из дома и на перемене, каждый желающий мог подойти и прособирать Возможны различные способы классификации настольных игр. По количеству игроков можно выделить игры: Для одного игрока. Например: собирание пазлов. Для фиксированного числа игроков. Существует большое количество различных логических игр, вкоторые играют два игрока, один против другого. Например шахматы, шашки, го, нарды, лото. По характеру игры: Интеллектуальные (логические, стратегические) игры. Игры, где успех игрока определяется егоспособностью правильно проанализировать игровую ситуацию и сделать верный ход. Например шашки, лото, шахматы и др. Игры на физические способности. На результат влияет реакция, скорость движений, координация. Пример — бирюльки или Микадо.








Эстафеты.

С этим вопросом мы за помощью обратились к учителю физической культуры.

Эстафеты, это командные спортивные игры. Они часто проводят на уроке физкультуры и могут играть роль в спортивных состязаниях. Многие дети любят такие спортивные занятия, это и веселое развлечение и польза.

Эстафеты могут проводиться с различными предметами и без них. Они представляют собой несколько последовательных упражнений проводится обычно детьми по очереди. Сложность и длина эстафеты определяется в зависимости от возраста и подготовленности участников. Количество игроков в командах должно быть одинаковое.




















Заключение


В заключении можно сказать, что мы открыли много интересного в организации содержательного отдыха на перемене. Собранный материал можно использовать как учителям так и детям.

Выполняя проект, мы учились

  • проводить социологический опрос.

  • обрабатывать информацию.

  • работали с Интернетом, и дополнительной литературой.

  • отбирали материал, необходимый для нашего проекта.

  • учились систематизировать, выбирать главное,

  • пополнять свой словарный запас.

Так же мы чтобы подтвердить эффективность нашего проекта, снова провели социологический опрос.



Вопрос


Ответ

1.

Участвуете ли вы в наших переменах?

Да-80%, иногда -9%, нет -11%

2.

Нужны ли активные перемены?

Да 100%

3.

Что дают вам наши перемены?

Хорошее настроение

Легче сидеть на уроках

Общение во время игры

Нравится играть в команде

Интересно и другие.


Таким образом, игры на перемене дают детям возможность отдохнуть после урока, снимают утомляемость, повышает работоспособность

Но многие ребята затруднялись ответить на вопрос о том, помогают ли игры им учиться.

Проанализировав результаты опроса, можно сказать, что все ученики любят играть в игры.
























Список литературы

  1. Даль В.И. Толковый словарь великорусского языка. М., Олма-Пресс, 2005.

  2. Степанова О.А. Игровая школа мышления. М.. 2003.

  3. Клубы по интересам; метод. материалы сост. Ловчакова Л.П. - Прохоровка, 2009. - 28 с.

  4. Алексеев А.А. Игры на школьных переменах Оса: Росстани, 1992

  5. В.Д.Берестов «А в школе – перемена», Владимир, 2008 г.

  6. Интернет ресурсы.






















Приложение

Таблица 1

Банк данных с играми

Игры

Где найти


Подвижные игры

Игры с «кричалками» и «повторялками»

Разработки в папке «Школьная игротека»

Групповые игры

«Разорви цепь»,

«Воротца»,

«Западня»,

«Сторож»,

«Море волнуется»,

«Поймай замыкающего»,

«Свободное место»,

«Успей занять место»,

«У медведя во бору»,

«Обыкновенные жмурки»,

«Рыбаки и рыбки»,

«Поезд»,

«Салки », «Салки с приседанием»,

«Салки-елочки»,

«Два стула и веревочка»,

«Вьюны»

«Школьная игротека»

Книги:

- Былеева Л. В. «Русские народные игры»


- Минский Е. М. «Игры и развлечения в группе продлённого дня»

Командные игры

Успей взять кеглю

Сбей мяч

Бег за флажками

Перетягивание по кругу

Перестрелка

Точный удар

Игра «Пакет с секретом»

«Школьная игротека»

Книги:

- Былеева Л. В. «Русские народные игры»



Игры – эстафеты

Бег по кочкам

Эстафета с обручами

Посадка овощей

Бег сороконожек

Скорый поезд

Эстафета с мячами

Передал – садись

Мяч сквозь обруч

Рак пятится назад

Папке «Школьная игротека»


- Минский Е. М. «Игры и развлечения в группе продлённого дня»


Соревнования – поединки

Петушиный бой

Не теряй равновесия

Перетягивание с верёвкой

Эстафета со скакалками

Чемпионы скакалки

Дружно вместе каждый шаг

- Минский Е. М. «Игры и развлечения в группе продлённого дня»

Музыкальные игры, танцы

Успей передать

Музыкальные змейки

Приглашение

Найди свою пару

Если нравится тебе

Ходим кругом


Настольные игры

Шашки

Шахматы

«пазлы»


Интеллектуальные игры

Кроссворды , ребусы, шарады

Викторины, конкурсы
























Таблица 2

Вопрос

Ответ :

«Да»

Ответ : «Нет»

1.Как вы считаете, нужно ли организовывать игровые и информационные переменки в начальных классах?

89;00%

11,00%

2.Хотелось бы вам, чтобы на переменках школьники начальных классов не просто бегали, а укрепляли здоровье?

76,00%

24,00%

3.Как вы думаете, поможет ли проведение организованных переменок укрепить дружбу между младшими и старшими учащимися?

90,00%

10,00%

4.Как вы думаете, помогут учащимся младших классов отдохнуть после урока на перемене организованные игры?

78,00%

22,00%

5.Можете ли вы самостоятельно поиграть во время перемен?

65,00%

35,00%

6. А вы готовы помочь в организации школьных перемен?

90,00%

90,00%









Анкета для учащихся младших классов

1. Что вы делаете во время перемен:

а) сидим в коридоре и играем в игры на телефоне

б) бегаем по коридору

в) играем в игры с учащимися 10 класса
2. Старшеклассники играли с вами на переменах. Вам понравилось?

а) да

б) нет

в) мне это не интересно
3. Какие игры вам понравились?

а) «Загадки-лодошки» (зимние месяцы, новогодние герои)

б) «Растишка»

в) «Съедобное — несъедобное»

г) Танец «Чу-чу-ва»

д) «Собери картину» (игра-пазлы)
4. Что вам дали игры со старшеклассниками?

а) ничего не дали

б) мы поняли, что играть интересно и полезно

в) мы лучше будем бегать по коридору и играть в игры на телефоне.

Вывод: Нашим малышам и нам самим нравятся правильно организованные перемены и ребята их ждут.


















24