СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Сказка - средство нравственного воспитания детей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Первая часть проекта "Сказка - средство нравственного воспитания", в которой размещен  материал: актуальность темы в настоящее время, цель, концептуальность, задачи и педагогическая идея .... .

Просмотр содержимого документа
«Проект "Сказка - средство нравственного воспитания детей"»


Проект

«Сказка - средство нравственного воспитания детеЙ»




Актуальность


Вопрос о значении восприятия и переживания сказки для развития ребёнка, раскрытия его творческого потенциала остаётся одним из актуальных и обсуждаемых. Связано это с открытием новых возможностей работы со сказкой. В сказке и через восприятие сказочного мира можно создать необходимые условия для развития нравственных качеств

ребёнка – дошкольника.

Представления о сущности сказки, выявленные закономерности, разработанная технология, найденные характеристики, сформулированные принципы позволяют педагогам грамотно моделировать проект своей деятельности по обучению и воспитанию дошкольников, способствуют переходу к нормативным знаниям и тем самым обеспечивают повышение воспитательного потенциала семьи и дошкольного учреждения.



Концептуальность


Научная новизна исследования заключается в следующем:

- разработана модель нравственного воспитания детей дошкольного возраста на основе использования сказки;

- определены педагогические условия повышения эффективности

использования сказки в духовно-нравственном воспитании дошкольника в процессе поэтапного овладения ими смыслового содержания нравственных ценностей и понятий, что позволило определить дидактический и воспитывающий потенциал, а также обосновать специфику использования сказки в условиях дошкольного, и семейного воспитания;

- выявлена и содержательно сформулирована система принципов, разработаны методы, формы и средства педагогического руководства, процессом нравственного воспитания дошкольников обеспечивающих органическое единство организационных норм, средств и форм взаимодействия педагогов и воспитанников в процессе формирования ценностных ориентиров поведения детей;

- разработана технология использования сказки, реализуемая посредством трёх этапов: познавательно-мотивационного, эмоционально-оценочного и деятельностного.



Цель проекта:


- создание условий для развития у детей нравственных качеств;

- изучение осознания детьми таких нравственных качеств, как доброта – злость, щедрость – жадность, трудолюбие – лень, правдивость – лживость.


Задачи проекта:


- приобщать детей духовному и нравственному уроку сказки, через восприятие сказочной проблемной ситуации;

- научить ребёнка через восприятие сказки извлекать нравственный урок;

- развивать эмпатию, отзывчивость, внимание к людям, терпимость, взаимопомощь;

- учить регулировать своё поведение нравственной нормой;

- способствовать повышению уверенности в себе и самостоятельности.







Педагогическая идея




Если в процессе организации работы по формированию нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством сказки будет осуществляться комплекс мер, включающих в себя:

- определение проблемы, постановка цели и задач;

- определение методов работы;

- подбор методической, научно популярной и художественной литературы, иллюстрированного материала;

- подбор материалов, игрушек, атрибутов для игровой и театрализованной деятельности;

- подбор материалов для изобразительной и продуктивной деятельности детей, то этот комплекс мер приведёт к построению оптимальной педагогической модели результатов работы с детьми по воспитанию нравственных качеств у ребёнка – дошкольника.

























Изучила следующую литературу



1.Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи. М., 2003.

В пособии даются методические рекомендации для воспитания в ребёнке – дошкольнике талантливого читателя. Книга адресована воспитателям, родителям.

2.Доронова Т.Н. Играют взрослые и дети. Линка – Пресс, 2006.

Цель данной книги – познакомить читателей с нестандартными подходами к организации игровой деятельности детей. В пособии подробно представлены различные формы и методы проведения сюжетно – ролевых игр. Большое внимание уделено взаимодействию ДОУ и родителей. Книга полезна методистам, руководителям, воспитателям дошкольных учреждений, а также родителям.



3.Рик Т. Сказки и пьесы для семьи и детского сада. Линка – Пресс, 2008.

В книге – сказки для дошкольников, стихи, занимательные задачки. Книга адресована детям и их родителям, воспитателям детских садов и учителям начальной школы, руководителям театральных кружков – всем тем, которые заинтересованы в проведении содержательного, интересного досуга.



4. Рыжова Н.А. Коллекция увлечений. Линка – Пресс,2005.

Цель данного пособия – познакомить читателей с интересным опытом работы детских садов. В издании представлены различные формы работы воспитателей и практически все виды деятельности. Пособие содержит конкретные рекомендации, сценарии, программы, которые могут использовать в работе воспитатели, заведующие, старшие воспитатели, инструкторы по физкультуре, музыкальные руководители.



5.Шорохова О.А. Играем в сказку: сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. М., 2006.

В книге предлагается авторская программа развития языковой личности ребенка. Представлены два направления работы с дошкольниками: сказкотерапии (для всех возрастных групп) и занятия по развитию связной монологической речи (для старшего дошкольного возраста). Данный цикл занятий поможет организовать работу по развитию словесного творчества старших дошкольников, начиная с обучения составлению репродуктивно-творческих импровизаций по содержанию знакомых сказок и последующего придумывания собственных сказок и их драматизаций. Пособие предназначено для воспитателей дошкольных учреждений и психологов, логопедов.



6.Безруких М.М. Сказка как источник развития творчества детей. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС., 2001.

В пособии раскрываются особенности работы со сказкой с детьми дошкольного возраста, социально-педагогические функции педагога в процессе этой работы, предлагаются методические разработки занятий. При этом акцент сделан на развитие творческой,








активной, самостоятельной, социально компетентной развивающейся личности ребенка, личности как субъекта деятельности. Содержание пособия позволит познакомить детей со славянской мифологией, ее героями, бытом славян.



7.Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. Харьков. 1996.

Универсальная методика работы со сказкой, разработанная педагогом Л.Б.Фесюковой, развивает образное и логическое мышление ребенка, его творческие способности, знакомит детей с миром природы. В книге вы найдете конспекты занятий с детьми, а также задания, которые помогут оценить, насколько хорошо вы освоили авторскую методику. Книга адресована воспитателям детских садов, учителям начальных классов школы и, конечно, родителям.



























Формы и методы работы


Развитие речи:

- чтение и рассказывание сказок;

- заучивание пословиц, стихов;

- занятие «Путешествие в зимний лес».


Художественно – творческая деятельность:

- лепка: «Мой любимый сказочный герой»

- аппликация: «Одежда для Снегурочки», «Сказочный герой» (коллективная работа), «Вот такая наша ёлка!»,

- рисование: «Если бы я был волшебником», «В сказочной стране», «Волшебные птицы»,

«Счастливое солнышко», «Счастливая семья», «Подарю тебе я волшебство».


Художественная литература:


- чтение русских народных сказок;

- чтение серии сказок А.С.Пушкина;

- чтение сказок зарубежных писателей.


Игровая деятельность:


- дидактические игры: «Узнай сказку», «Узнай героя», «Хорошо – плохо», «Добро – зло», «Волшебные рукавички», «Найди пару», «Кто я?» (игра загадка.

- сюжетно – ролевые игры: «Волшебная палочка» - подвижные игры: «Вежливый ручеёк», «У медведя во бору», «Кривое зеркало», «Солнечные лучики», «Волк во рву», «Хитрая лиса», «Кот и мыши», «Не оставайся на земле», «Ловля обезьян», «Лесные пятнашки».

- игры – драматизации: инсценировка «Три поросёнка», «Заюшкина избушка», игра мотивация «Идём по зимнему лесу», игровая ситуация «Дорожка вежливых слов», игра беседа «Закончи сказочную историю».

Социально – правовое воспитание, познавательное развитие

:

- оформление альбома с детскими рисунками «Добрые герои сказок»;

- занятия на темы «Как поступить правильно», «Что такое дружба», «Путешествие в Крымский зимний лес», «Добро побеждает зло»;

- проблемные ситуации «Как бы ты поступил?»;

- игры – беседы «Если бы у тебя была волшебная палочка», «Если бы ты попал в сказку», «Мои поступки», «Какие они сказочные герои?»;

- рассматривание картин «Лукоморье», «Гуси – лебеди», «Маша и медведь», иллюстраций Ю.П.Воевода «Сказка малышам», А.Коневский «Золотой ключик», А.Кокорина «Сказки Г,Х,Андерсена».



Работа с родителями:


- консультации «Сказка в жизни ребенка», «Читайте детям сказки»,

«Роль сказки в жизни ребенка», «Роль сказки в развитии речи детей»,
«Театрализованные игры по сказкам в развитии детей младшего дошкольного возраста»

- анкетирование «Сказка в мире ребенка»;

- конкурс поделок к Новому Году «Фабрика Деда Мороза»;