ГУ «Есенкольская средняя школа отдела образования акимата Карабалыкского района»
Тема проекта:
«СЛОВА –ПАРАЗИТЫ В РЕЧИ УЧЕНИКОВ И УЧИТЕЛЕЙ»
Выполнила : Мельник Снежана
Ученица 5 класса
Руководитель : Клейн С.В
СОДЕРЖАНИЕ
Введение:
Актуальность темы.
Цель.
Задачи.
Предмет исследования.
Объект исследования.
Методы и приёмы исследования.
Верификация существующих гипотез.
Новизна работы.
Практическая значимость.
Глава 1: Слова-паразиты в русском языке, «Кто они и их влияние на нас.» Сущность, причины возникновения, распространение.
Глава 2: Результаты данного исследования. Выводы. То, что можно исследовать в дальнейшем в этом направлении.
Заключение.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Сегодня все чаще в речи подростков стали «проскальзывать» лишние слова. Слова, которые изменили речь не в лучшую сторону. В современном обществе теряется чистота разговорной речи, все чаще недостаток лексического запаса компенсируют слова-паразиты, которые замещают пробелы между словами и чаще всего обозначают то, что человек мало читает или имеет скудный лексикон. Развитость речи – это показатель уровня культуры человека, его интеллекта, кругозора. Как говорил испанский писатель и философ Герасен-и-Моралес: «Металл узнается по звону, а человек — по слову». Богатство словаря – признак высокого развития, как общества в целом, так и каждого отдельного человека. С этим явлением нужно бороться. Поэтому было принято решение исследовать, насколько засорена речь учеников и учителей МОБУСОШ №4. Употребление слов-паразитов распространено в современном обществе, поэтому всестороннее рассмотрение данной проблемы и поиск путей ее решения делает эту проблему актуальной.
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ:
Целью изучения данной проблемы выступает: изучение слов-паразитов как явления в русском языке. В частности слов паразитов употребляемых учителями и учениками Есенкольской школы И причины их употребления или возникновения.
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:
Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
1. Изучение и анализ дополнительной литературы по данной проблеме.
2.Выявление причин возникновения слов-паразитов в разговорной речи.
3.Выявление наиболее употребляемых слов-паразитов среди учителей и учеников школы путём проведения анкетирования.
4. Нахождение путей очищения речи от слов-паразитов.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ:
Предметом исследования выступает процесс распространение слов-паразитов в современной русской разговорной речи учеников и учителей Есенкольской школы
Объект исследования:
Объектом исследования выступают слова-паразиты, распространенные в русском разговорном языке, в частности в речи учеников и учителей школы .
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:
В работе над поставленной проблемой были использованы следующие методы исследования:
Определить, что такое слова-паразиты, изучить подобную литературу данной проблеме
Выявить наличие в речи учащихся слов-паразитов с помощью анкетирования. ( 24 ученика, 7 учителей.)
Проанализировать наиболее употребляемые школьниками слова - паразиты;
Выработать рекомендации по борьбе с
речевыми паразитами;
Существует мнение, что большинство школьников в своей речи употребляют «слова-паразиты». Мешают ли эти слова – паразиты людям или может помогают? Как говорится: "Свободой слова хотят воспользоваться, в первую очередь, слова-паразиты". Данная гипотеза будет проверена на верность в данной исследовательской работе.
НОВИЗНА РАБОТЫ:
Новизна работы заключается в представлении некоторых стратегий для снижения риска появления новых слов и преобразование старых слов-паразитов (в уменьшительно-ласкательную или грубую форму) в речи и устранения уже имеющихся.
ГЛАВА 1
Слова-паразиты – это слова-связки, накрепко закрепившиеся в лексиконе человека, намертво вошедшие в его разговорную речь, ставшие привычкой. Это лингвистическое явление, выраженное в употреблении лишних и бессмысленных в данном контексте слов. Сам человек, имеющий в своей речи слова-паразиты, их не замечает. А слушатель устает и изнемогает
Синтаксически большинство «слов-паразитов» являются вводными словами. Существуют так называемые звуки-паразиты: «паузы хезитации» или «меканье», то есть заполнение пауз, возникающих при производстве спонтанной речи, продолжительными звуками («э-э…», «м-м…», «а-а…»), имеющее целью подобрать уместное слово, а также поисковые слова, часто выполняющие риторическую функцию.
АНКЕТА:
Какое по Вашему мнению у Вас самое (ые) распространённое (ые) слово (а)-паразит (ы)?
Почему Вы его (их) употребляете?
Часто ли Вы его (их) используете.
Мешают ли слова-паразиты людям или нет?
Было опрошено 24 ученика и 7 учителей. В ходе анкетирования были получены следующие результаты:
ВОПРОС1
ВОПРОС2
ВОПРОС3
ВОПРОС 4
ВОПРОС 1 СРЕДИ УЧИТЕЛЕЙ
ВОПРОС 2
ВОПРОС3
ВОПРОС4
В ходе данного исследования были выявлены эти результаты. И можно заметить следующее: при опросе среди учеников было выявлено то, что весомой части опрошенных слова паразиты не мешают, используют он их довольно часто и слов, пожалуй, у каждого из опрошенных было не менее трёх, а это уже тревожный звоночек! И с этим не мало важно бороться.
ВЫВОД:
В ходе данного исследования выявлены следующие выводы: Слова паразиты не несут никакой информации, но, тем не менее, используются всеми. В данном исследовании были выполнены все поставленные задачи и цели. Я изучила слова паразиты, как лингвистическое явление, так же были изучены наиболее употребляемые слова-паразиты учеников и учителей Есенкольской школы. Так же были выявлены причины употребления слов-паразитов и их происхождения.
В дальнейшем можно исследовать эту тему более углубленно. Можно провести массовый опрос по всему поселку и узнать массовость этой проблемы в нашем селе. Найти способы избавления от слов-паразитов. Тогда возможно наш поселок станет гордиться тем, что все слова-паразиты действительно канули в лету.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Подводя итоги проделанной работы, прихожу к выводу, что общая и словесная культура в нашей стране снижается, а эстетический вкус носителей языка портится под влиянием тех перемен, что происходят в обществе.
В ходе исследовательской работы я убедилась, что среди учащихся существует такая проблема, как употребление «слов-паразитов».