СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Создание интерактивных тестов "

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал можно использовать как в урочной, так и во внеурочной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Создание интерактивных тестов "»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа ст.Тарханы»







ПРОЕКТ


«Использование табличного процессора MS Excel и MS Word для создания тестов и кроссвордов».







Работу выполнил(а):

Болотина Альбина, Олексюк Елена

ученик(цы) 9«а» класса

Руководитель:

Иванченко Нелли Владимировна, учитель информатики





Тарханы

2021


Содержание:


  1. Введение ……………………………………………………………. 2 стр.

  2. Содержательная часть ……………………………………………… 4 стр.

  3. Практическая часть ………………………………………………… 7 стр.

  4. Заключение …………………………………………………………. 10 стр.

  5. Список используемых источников информации…………………...11 стр.

  6. Приложения:

    1. Файлы EXCEL «Итоговый_тест_9_класс»; «Кроссворд «Устройства компьютера_7_класс».

    2. Файл POWER POINT с презентацией проекта «Создание тестов и кроссвордов в программе Microsoft Word и Microsoft Excel»

































  1. ВВЕДЕНИЕ

«Расскажи мне, и я забуду,

Покажи мне, и я запомню,

Дай мне попробовать, и я научусь».

Древняя китайская пословица



В российском образовании компьютеры сегодня стали вполне привычным явлением, и их используют не только и не столько для обучения информатике. Учителя практически всех дисциплин могут применять компьютерные технологии на уроках, а учащиеся - для самостоятельного изучения предметов учебной программы. В помощь создаются различные электронные образовательные ресурсы

Электронными образовательными ресурсами называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные мультимедийные устройства. Английское слово multimedia в переводе означает «много способов». В данном случае это представление учебных объектов множеством различных способов, т.е. с помощью графики, фото, видео, анимации и звука. Иными словами, используется всё, что человек способен воспринимать с помощью зрения и слуха.

Человек всегда стремился облегчить свою деятельность, изобретая все новые и новые орудия труда, совершенствуя технологии. В нашей школе, на уроках информатики, очень часто используются тесты и кроссворды, которые педагог готовила сама. Нам стало интересно: «А как они создаются?». В этом году мы познакомились с программой MS Excel и MS Word. Перед нами встал вопрос: «А можно ли создать тест и кроссворд в этой программе?» Так появилась проблема нашего учебного исследования.

Объектом исследования стало выявление разных методов и технологий создания тестов и кроссвордов.

Предметом учебного исследования стали тестовые программы и редакторы.

Исходя из проблемы, объекта и предмета исследования определилась тема учебного исследования «Использование табличного процессора MS Excel и MS Word для создания тестов и кроссвордов».

Актуальность исследования: Поскольку значение тестовых технологий в образовательном процессе неуклонно растёт, то составленными тестами могут пользоваться как ученики при подготовке к экзаменам, так и учителя на своих уроках и во внеклассной работе.

Создавая тесты и кроссворды отрабатываются навыки работы с таблицами, графикой, формулами, текстом.

Цель исследования: выяснить ширину возможностей редактора MS Excel и MS Word для создания тестов и кроссвордов. Использование табличного процессора для тестирования знания учащихся на уроках.

Задачи:

 - Поиск информации о роли кроссвордов и тестов, истории возникновения кроссвордов и тестовых заданий;

- Классификация тестов и кроссвордов;

- Ознакомиться с технологией составления компьютерных тестов и кроссвордов;

- На основе изучения материала о методах создания кроссвордов и тестовых заданий, проследить какие из них используются в нашем учебном заведении с применением программ Microsoft Word, Microsoft Excel;

- Создание кроссвордов и тестов с помощью рассматриваемых методов.

- Выявление достоинств и недостатков каждого метода.

Гипотеза:

Тест – универсальное средство проверки знаний. Создание компьютерного теста – это увлекательное занятие, которое может освоить каждый, имеющий представление о MS Excel.

Кроссворд – это своеобразная самопроверка, занимательный тест. Обучающая роль кроссвордов заключается в том, что позволяет в игровой ситуации интенсифицировать процесс усвоения новых знаний, а положительные эмоции, возникающие у детей в процессе разгадывания кроссвордов, способствуют предупреждению перегрузки.


















  1. Содержательная часть

2.1 Роль тестового контроля в современном образовании

Тест – система заданий специфической формы, позволяющая качественно оценить структуру знаний и эффективно измерить уровень подготовленности учащихся.

Тесты как система контроля в современном образовании используются уже давно. На сегодняшний день существует множество вариантов тестов, разработанных по различным предметам, как в электронном виде, так и выпускаемых в специальных сборниках. Доступность таких систем упрощает возможность по использованию тестов в системе контроля знаний. В современном образовании тесты занимают ведущую роль, так как, именно тестовая технология используется в современных ЕГЭ и ОГЭ.

Система проверки и обработки результатов тестовых заданий – это система установления количества правильных ответов, выявление ошибок учащихся и определения их оценки. Данная система будет зависеть от системы предъявления заданий. При предъявлении заданий в электронном виде, как правило, происходит автоматическая обработка, что позволяет учащимся быстро узнать собственную оценку и увидеть свои ошибки. В этом и проявляется преимущество компьютерных тестов.

По данным, проведенного опроса, установлено, что использование компьютерных тестов для проверки качества знаний предпочитают 96% опрошенных учащихся, при чем 4 % побаиваются электронных тестов, считая, что компьютер более беспристрастен и строг, и 100% педагогов, но не всегда у них имеется возможность найти соответствующий по содержанию тест, а если он есть, то отсутствует необходимая программа.

П
ри изучении информационных источников, мы выяснили, что существует достаточно много программ, отвечающих за создание тестов. Есть программы, в которых уже есть готовые шаблоны.


Рис.1. Программа для создания тестов MyTest

Можно создавать тесты, используя языки программирования. Но для создания тестов этими способами, требуются либо дополнительное программное обеспечение, которое не всегда имеется в нашем распоряжении, либо дополнительные знания и навыки. Но мы также узнали, что в редакторе MS Excel можно использовать встроенные возможности функций и элементы программирования макросов для создания тестовых программ. Так как на уроках информатики мы уже занимались с программой MS Excel – мы решили, что начнем учиться создавать тесты именно в этой программе.

Самым главным достоинством электронных тестов, разработанных в MS Excel, является то, что результаты теста обрабатываются автоматически.


    1. Роль кроссвордов в современном образовании


Кроссворд (англ. Crossword - пересечение слов (крестословица)) - самая распространённая в мире игра со словами. Существует множество периодических изданий, специализирующихся на кроссвордах, их также часто печатают в неспециализированных печатных СМИ.

Кроссворд – игра-задача, в которой фигура из рядов пустых клеток заполняется перекрещивающимися словами со значениями, заданными по условиям игры. 

При раскопках древнеримского поселения Коринум в 1868 году в Англии была найдена плита с изображенным на ней рисунком, очень похожим на кроссворд. Находка датировалась III-IV веками. Нечто подобное было обнаружено и на колонне в знаменитых Помпеях при раскопках 1936 года. Это творение относилось к 79 году нашей эры и поражало тем, что кроссворд мог читаться одинаково слева направо, справа налево, сверху вниз и снизу вверх. 

Кроссворд обладает удивительным свойством каждый раз бросать вызов читателю посоревноваться, выставляет оценку его способностям, и при этом никак не наказывает за ошибки.

Кроссворд - способ поиска самостоятельного ответа на многие вопросы, это, в некотором роде, познание мира через догадки.

А еще – удовольствие! Если человек справляется с кроссвордом, а чаще всего интуитивно или осознанно им выбирается тот, что ему по силам, он получает такой же заряд оптимизма, который дарят не менее пяти минут смеха.

Разгадывание кроссвордов благотворно влияет на организм - оно успокаивает, расслабляет, что побуждает все органы работать в оптимальном режиме.

Используют кроссворды и в учебной деятельности. Кроссворд – это своеобразная самопроверка, занимательный тест. Обучающая роль кроссвордов заключается в том, что позволяет в игровой ситуации интенсифицировать процесс усвоения новых знаний, а положительные эмоции, возникающие у детей в процессе разгадывания кроссвордов, способствуют предупреждению перегрузки. Здесь же решение вопросов индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся. Развивающая и организующая роль кроссвордов состоит в том, что при их решении учащимся приходится без всякого принуждения работать с учебными пособиями и другой литературой.

Как и любой другой проект, кроссворд ориентирован на личность учащегося. А это одно из самых главных требований к проектным заданиям.

Итак, мы будем решать задачу двумя способами. Рассмотрим методы создания кроссворда в каждой из программ: Microsoft Word, и Microsoft Excel.


2.3 Классификация кроссвордов

•  по форме:

- кроссворд - прямоугольник, квадрат;

- кроссворд-ромб;

- кроссворд-треугольник;

- круглый (циклический) кроссворд;

-  сотовый кроссворд; фигурный кроссворд;

- диагональный кроссворд и т.д.

•  по расположению:

- симметричные;

-  асимметричными;

- с вольным расположением слов и др.

•  по содержанию:

- тематические;

-  юмористические;

-  учебные;

- числовые.

  • по названию страны:

- скандинавские;

-  венгерские;

- английские;

- немецкие;

- американские;

- эстонские;  

- итальянские.


Основные виды кроссвордов.

Существует много видов кроссвордов, среди которых наиболее популярны:

классический – привычная сетка, в которую нужно вписать слова; 

сканворд (скандинавский кросворд) – его можно узнать по стрелочкам и определениям внутри сетки;


  1. Практическая часть

3.1 Технология составления компьютерных тестов средствами MS Excel

В табличном процессоре Microsoft Excel можно создать учебный тест по любому предмету, а потом использовать его на уроке для опроса учащихся. Такой тест легко проверяется преподавателем, т. к. в нем производится расчет количества правильных ответов и в зависимости от этого выставляется оценка.

Тест создается на трех листах. На первом листе отображаются тестовые вопросы, варианты ответов и поля для введения ответов. На втором листе отображаются результаты, правильные ответы, оценки. Второй лист целесообразно скрыть на начальном этапе тестирования во избежание подгонки ответов. А на третьем листе будет производиться подсчет результатов и выставляться оценка. Этот лист скрыт для учащихся.

Прямое назначение этого приложения - составление таблиц, графиков, отчетов, диаграмм и различных схем. Такие возможности являются незаменимыми для школьников


При создании компьютерных тестов можно выделить следующие этапы:

  1. Продумывание способа оформления вопросов.

  2. Составление вопросов.

  3. Выбор способа ввода ответа и оформление ответа.

  4. Выбор способа оценивания и подведения итогов.

  5. Защита теста от изменения.

1 этап.

Для оформления вопросов можно создать бланки.

Для оформления бланка используются следующие операции:

- заливка ячеек;

- объединение ячеек;

2 этап:

При составлении вопросов для наших тестов мы обратились за помощью к нашему учителю информатики Нелли Владимировне. С ней мы определились с направлением и содержанием наших тестов. В качестве тематики, мы выбрали итоговые тесты по курсу 9 класса. Для определения содержания, Нелли Владимировна познакомила нас с тематическим планом на учебный год.

В процессе изучения информационных источников, мы познакомились с правилами составления тестовых заданий. Вот они.


Требования к составлению тестовых заданий:

1.Содержать одну законченную мысль;

2. Недопустимо двусмыслие или неточность формулировки;

3. Быть кратким;

4. Иметь простую структуру текста задания.

3 этап:

Программа MS Excel позволяет создавать тесты со свободным ответом (когда учащемуся не дается вариант ответа) и с выборочным ответом (когда учащемуся предлагаются варианты ответов, из которых он выбирает правильный).

*При создании теста со свободным ответом создается группа ячеек для ввода ответа.

*При создании теста с выборочным ответом или теста на сопоставление выполняется следующая последовательность действий:

1). Выбирается команда меню «ДАННЫЕ»

2). В меню выбирается команда «ПРОВЕРКА ДАННЫХ»

3). Выбирается закладка «ПАРАМЕТРЫ»

4). В диалоговом окне выбирается тип данных – «СПИСОК»

5). В окне «ИСТОЧНИК» перечисляются варианты ответов через точку с запятой.

3.2 Создание кроссворда в Microsoft Excel.

Требования к созданию кроссворда в Microsoft Excel.

•  Наличие сетки.

•  Наличие нумерации.

•  Наличие грамотного сформулированных заданий к кроссворду.

•  Наглядное оформление и расположение кроссворда на рабочем листе.

•  Наличие проверки правильности решения кроссворда.





3.3 Основные приемы создания кроссвордов в MS Word

•  Создание сетки табличным методом; при этом границы ненужных ячеек стираются

•  Номера либо вставляют непосредственно в ячейки, либо записывают рядом  с соответствующими ячейками

•  Задания к кроссворду могут быть расположены обычным способом или на каждый вопрос отводится отдельный слайд.

•  Решение кроссворда должно быть организовано автоматически, с использованием гиперссылок. 


Кроссворд по предмету "Информатика" на тему "Информатика и информационные технологии"


По горизонтали

1. Устройство, необходимое для подсоединения компьютера к информационной сети через телефонную сеть

4. Указатель на экране

5. Единица растрового графического изображения

7. Установка начертания, размеров, стиля и цвета символов, а также некоторых простейших эффектов для символов и расстояния между ними

10. Программное обеспечение для поиска, просмотра веб-сайтов

11. Локальная компьютерная сеть с централизованным управлением рабочими группами, отдельными компьютерами и прочими сетевыми устройствами


По вертикали

2. Гибкий магнитный диск

3. Язык программирования и известный математик

5. Поставщик услуг Интернета

6. Перемещение объекта по экрану монитора

8. Самокопирующийся компьютерный вредитель

9. Портативный вариант компьютера


  1. Заключение

В настоящее время возрос интерес к тестовому контролю знаний с применением компьютерных технологий. Цифровыми образовательными ресурсами могут пользоваться все участники образовательного процесса: преподаватели при подготовке и ведении занятий, учащиеся на уроках и при самостоятельных занятиях.

В данной работе мы постарались раскрыть возможности Microsoft Excel и Microsoft Word для создания электронных образовательных ресурсов.

Что дает использование тестов и кроссвордов на уроке?

Это помогает,

во-первых — активизировать деятельность учащихся на уроке,

во-вторых — разнообразить процесс обучения,

в-третьих — получить наглядную картину успеваемости,

в-четвертых — экономить время, отводимое на опрос и контроль

Для хранения электронных образовательных ресурсов не нужны шкафы, библиотеки, они компактно хранятся в памяти компьютера или на внешних носителях. Их не так сложно структурировать и систематизировать, нежели материалы, которые находятся в распечатанном виде. Это один из огромного множества плюсов.



Выводы

Тест – это интересно! Но еще интереснее – придумать и создать его самому.

Чтобы создать тест, нужно выполнить стандартизированные и поэтапные последовательные действия средствами MS Excel и MS Word, создание его вызывает познавательный интерес.

Таким образом, мы выяснили, как создаются тесты в редакторе MS Excel с использованием встроенных функций и MS Word.

Мы уверены, что созданные нами тесты и кроссворды будут использованы нашим преподавателем для проверки знаний учащихся, в качестве итогового контроля.











  1. Список источников информации:


  1. MS Office Excel, как удобное средство для создания тестов с автоматической проверкой и выставлением оценки: Гаврыш С.В., преподаватель Смоленского РЦДО.

  2. Челышкова М.В. Теория и практика конструирования педагогический тестов.

  3. Угринович Н.Д. и др. «Практикум по информатике и информационным технологиям». Учебное пособие.

  4. Габова О.В., Русаков А.А. Тестирование - одна из форм диагностики и проверки успешности обучения. Педагогическая информатика, № 3, 2005

  5. Контрольно-измерительные материалы по информатике: сост. Сухих Н.А.








































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!