ПРОЕКТ
«СОЗДАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕДиЦИНСКИХ ГРУПП В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ»
1. КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА.
Настоящий проект содержит описание истории, основных целей, задач, видов деятельности и перспектив дальнейшего развития медицинских групп. Проект раскрывает опыт работы, обосновывает целесообразность расширения сферы деятельности всей школы.
Данный документ включает информацию об актуальности проекта, затрагивая возникающие проблемы и намечает пути их решения. В проекте поставлены цели и задачи, содержится описание проекта, стратегия, механизм и методы его реализации.
Целями проекта являются:
1. содействие всем учащимся в приобретении знаний, умений, навыков, необходимых для формирования устойчивой мотивации на здоровье и здоровый образ жизни;
2. укрепление здоровья учащихся.
Задачей школы является создание необходимых условий, способствующих реализации основных целей проекта, и формирование здоровьесберегающей среды.
За год работы медицинских групп достигнуты следующие результаты:
1. накоплен опыт организации работы групп;
2. отработан механизм совместной деятельности с ДЮСШа, вовлеченной в реализацию проекта;
3. отмечена положительная динамика показателей физического развития и функционального состояния учащихся спецмедгрупп (на основании мониторинговых исследований, в системе проводимых врачом);
4. повышение востребованности услуг, оказываемых группой здоровья, для определенного контингента обучающихся.
Планируется дальнейшее развитие связей с наукой, использование научных исследований в практике оздоровительной работы в школе. Продолжительность проекта – 5 лет.
2. ОПИСАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ.
Основные цели деятельности медицинской группы: выявление и развитие способностей каждого учащегося, формирование физически здоровой, духовно богатой, социально адаптированной, конкурентоспособной, творчески мыслящей личности.
Главной задачей является создание оптимальных условий для достижения поставленных целей.
3. ОПЫТ РАБОТЫ.
Для достижения результатов в работе по данному направлению необходимо создание комфортных условий для занятий, наличие спортинвентаря, большое количество правильно оформленной документации, осуществление административного контроля.
Процесс восстановления и укрепления здоровья школьников спецмедгрупп подчиняется основным целям деятельности школы в целом.
- проведению работы по формированию устойчивой мотивации учащихся на здоровье и здоровый образ жизни;
- реабилитации соматического здоровья детей;
- проведению комплексной диагностики, обеспечивающей исследования по специально разработанным методикам;
- формированию базы данных по состоянию здоровья, индивидуальных особенностях и резервных возможностях организма.
4. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА.
Цели:
- содействие всем учащимся в приобретении знаний, умений, навыков, для мотивации на здоровый образ жизни.
- укрепление здоровья учащихся.
Задачи:
- формирование базы данных о состоянии здоровья, индивидуальных особенностях и резервных возможностях организма учащихся;
- разработка и реализация индивидуальных и коллективных программ оздоровления учащихся, исходя из особенностей и индивидуальных возможностей организма;
- разработка организационно-методических рекомендаций по оптимизации образовательного процесса на валеологической основе;
- разработка образовательных программ, направленных на сохранение здоровья учащихся, на обучение их здоровому образу жизни.
5. Стратегия и методы достижения поставленных целей.
Поставленные в проекте цели будут достигнуты следующими методами:
- теоретическими (теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы, метод моделирования);
- эмпирическими (наблюдение, обобщение педагогического опыта, диагностирующий и формирующий эксперимент);
- статистическими (обработка и анализ результатов исследования).
Механизм реализации проекта:
- изучение и анализ закономерностей формирования здоровьесберегающих пространств, выявление системообразующих факторов;
- создание системы управления деятельностью медицинской группой.
- оснащение медицинской группы спортивным оборудованием;
- оснащение школы специальными кабинетами для проведения занятий по корригирующей гимнастике;
- развитие информационной структурной единицы по пропаганде здорового образа жизни;
- разработка средств обеспечения проекта, отбор критериев оценки состояния здоровья обучающихся, развитие их физических показателей;
- разработка методики проведения наблюдений;
- разработка методики организации занятий;
- статистическая обработка и анализ результатов реализации проекта.
Поставленные задачи будут выполнятся через реализацию основных направлений деятельности медицинской группы:
- оздоровительную работу, предполагающей систему закаливающих процедур, комплекс психологических и коррекционных мероприятий, организацию двигательной активности.
- валеологическое образование предполагающее:
обучение вех участников образовательного процесса методикам самодиагностики, самооценки, самокоррекции и т.д. и формирование ценностей, установок и жизненных приоритетов.
- комплексную диагностику, обеспечивающую исследование состояние здоровья учащихся группы по специально разработанной программе;
- основные направления деятельности реализуются в процессе преподавания уроков здоровья, через систему различных тренингов, практических занятий, семинаров, конференций.
Организация деятельности центра предусматривает:
- оздоровительные, реабилитационные, санитарно-гигиенические и профилактические мероприятия, осуществляемые в медгруппе преподавателями, медицинскими работниками;
- осуществление научно-методического обеспечения деятельности медицинской группы;
- проведение учебных занятий в группах по 10 – 15 человек, а также индивидуально с больными детьми;
- комплектование учебных групп по возрастам из детей имеющих отклонение в области:
- опорно-двигательного аппарата;
- дыхательной системы;
- систем органов выделения и репродукции;
- сердечно-сосудистой системы.
- условия приема, отчисления и зачетные требования для учащихся:
- в медицинскую группу зачисляются учащиеся школы, имеющие отклонения в состоянии здоровья, по направлению лечебного учреждения и по согласию родителей;
- учащиеся школы отчисляются из медицинской группы по заявлению родителей с обоснованием причин, по неудовлетворительным результатам работы за учебный год, за пропуски занятий без уважительной причины в течении 2 месяцев.
6. План-график исследований
Этапы, период реализации
Содержание исследования
1. Подготовительный (апрель , май)
Изучение спроса на предлагаемые услуги в медгруппе. Разработка теоретического обоснования процесса формирования готовности школьников к обучению в группе. Создание условий для эффективной реализации проекта.
2. Поисково-исследовательский (июнь - август)
Уточнение структуры медицинской группы, разработка технического и методического обоснования проекта.
3. Внедренческий (сентябрь - май)
Открытие и начало работы в группе здоровья, комплектование групп, организация и проведение систематического мед. сопровождения учащихся(ежемесячно), плановый мониторинг состояния физич. здоровья обучающихся(2 раза в год), поведение координационных советов(1 раз в год), совершенствование условий реализации проекта(постоянно), создание базы данных по состоянию здоровья учащихся(после проведения мониторинга), в конце каждого года анализ факторов в деятельности группы, влияющих на состояние учащихся.
4. Аналитический
Изучение показателей здоровья учащихся и динамики их развития в результате деятельности группы.
7. Ожидаемые результаты.
- разработка методических рекомендаций по организации и реализации работы в группе здоровья;
- создание учебного пособия и комплекта дидактических и метод. материалов;
- сформирование основ здоровьесберегающей культуры;
- обеспечение стабильных показателей соматического здоровья и физ.подготовки учащихся за счет проводимой работы;
- накопление, обобщение и распространение опыта работы медицинской группы;
- создание системы методической службы для профессиональной поддержки реализаторов проекта: проведение координационных советов, проведение родительских собраний, проведение открытых уроков;
- обеспечение оперативного доступа к нормативным документам и информационным ресурсам, обеспечивающим оптимальную организационную деятельность медицинской группы.
8. Механизм оценки результатов.
Эффективность проекта будет оцениваться за период реализации по качеству и степени реализации ожидаемых каждого из запланированных результатов. Оценку достижений поставленных задач и намеченных результатов в ходе выполнения проекта и по его окончании будут оценены:
- здоровьесбережение – врачами посредствам проведенных мониторинговых исследований.
- опыт организации деятельности медгруппы – по востребованности нормативных и методических материалов, отражающих специфику группы с учащимися различных нозологий.
- востребованность базы данных по состоянию здоровья и физического развития учащихся – по степени активности интереса со стороны других образовательных учреждений, педагогов, родителей учащихся.
9. Дальнейшее развитие проекта.
Предполагается:
- совершенствование материально-технической базы;
- улучшение здоровьесберегающей среды;
- расширение предоставляемых услуг по здоровьесбережению населения;
- повсеместное внедрение здоровьесберегающих технологий на всех ступнях обучения, независимо от состояния здоровья обучающихся.
10. Финансирование.
Предполагается продолжить за счет спонсорских средств, полученных некоммерческим благотворительным фондом, за счет пожертвования физических и юридических лиц.
11. Эффект проекта в долгосрочной перспективе.
Будет содействовать пропаганде здорового образа жизни среди взрослого и детского населения, укреплению соматического и психологического здоровья, способствовать повышению качества образованности и культуры населения, реабилитации детей, имеющих отклонения в здоровье, для их полноценной интеграции в общество, самореализации и конкурентоспособности в различных сферах деятельности.
Литература
- Бальсевич, В. К., Лубышев, Л.И. Новые технологии формирования физической культуры школьника // Проблемы совершенствования физического воспитания учащихся общеобразовательных школ: сб. науч. работ междун. семинара. – М.,2012г.
- Бабич, Ю. В., Скворчук, Е.П., Путинцева, Е. В., Куракина, О.В. Применение элементов хореографии на уроках физической культуры в школе // Физкультурное образование Сибири. – Научно- методический журн. – Омск., 2012г.
- Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экпериментального исследования. М.: Педагогика, 2011г.
- Лушина, Л. В. Новые тенденции в физическом воспитании детей // Физическая культура в школе. – 2010г.. № 2.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.