Сытая птица зимы не боится
Проект выполнили дети 5 года жизни- 6,9 группа МАДОУ №47 совместно с воспитателями Егорова Елена Александровна, Курицына Татьяна Викторовна, Терентьева Наталья Александровна
Актуальность : Зима - суровое время года, а для птиц самая тяжелая пора. Особенно во время снегопадов, метелей, морозов и после оттепелей, когда ветки и стволы покрыты тонким слоем льда. Холод птицам не страшен, им страшен голод. Регулярная ежедневная зимняя подкормка птиц может спасти довольно много птичьих жизней, а помочь птицам выжить могут только люди. Привлечение детей к оказанию помощи зимующим птицам является мощным воспитательным фактором в развитии экологического сознания, таких человеческих качеств, как забота о братьях наших меньших, сопереживание, сочувствие.
Участие об городском конкурсе стенгазет «Покормите птиц зимой» способствует созданию условия для общения ребенка с миром природы, развитию умения обобщать наблюдаемые явления, делать выводы, анализировать, классифицировать, аргументировать свою точку зрения. Взаимодействие с родителями в процессе реализации проекта (изготовление кормушек, приобретение корма для птиц) способствует укреплению детско-взрослого сообщества (педагоги – дети – родители) . Такие акции способствует укреплению внутрисемейных связей, формированию добрых семейных традиций.
В ходе проекта «Сытая птица зимы не боится» дети больше узнают о птицах нашего города, выяснят, чем питаются птицы зимой и как правильно их подкармливать, какие существуют кормушки для птиц. Проблема : Формирование экологических знаний о птицах и ответственного, бережного отношения к ним.
Цель : Формирование общего представления дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни, характерных признаках и повадках. Задачи : - Расширять знания об окружающем, о пользе птиц в природе; -Учить узнавать пернатых по внешнему виду; -Обогатить словарный запас детей; -Активизировать познавательную деятельность; -Развивать конструктивные умения, художественно-творческие навыки; - Воспитание ответственного и бережного отношения к природным объектам. - Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях. Научить детей правильно их подкармливать.
1. Подготовительный этап Постановка цели, задач. Изучение методической литературы. Разработка проекта. Подбор пособий для работы с детьми. Выбор форм работы с родителями. Привлечение родителей к участию данного проекта (корм, кормушки) . Подбор литературы, картинок, энциклопедий о зимующих птицах. Выбор основных мероприятий. Определение объема и содержания работы для внедрения проекта. 2. Основной (практический) Внедрение в образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах и помощи
Работа с родителями : • Наблюдение на прогулках (внешний вид, среда обитания и т. д.) . • Изготовить совместно с ребенком кормушку. • Подобрать корм, подходящий для птиц. • Выучить стихотворение о зимующих птицах. • Подобрать загадки о зимующих птицах. • Рассмотреть зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах.
Работа с детьми : 1. Игровая деятельность : Дидактические игры : • «Летает – не летает» Цель : побуждать детей определять действия словами, обогащать словарный запас, закреплять знания о птицах, насекомых, зверях; • «Назови птицу» Цель : расширить у детей знания о птицах, научить их правильно называть, продолжать развивать умение слушать и слышать собеседника, развивать речь, память; • «Назови лишнюю птицу» Цель : учить детей отличать перелётных птиц от зимующих, закреплять в речи их названия; • Н/и «Сложи птицу» (из разрезных картинок) Цель : обогащать представления о птицах, развивать мелкую моторику; активизировать словарный запас по теме; • «Лото» , «Кто, где живёт?» , «Чей детёныш?» ,
• Подвижные игры : «Поймай птичку» Цель : развивать ловкость, умение прыгать на заданную высоту; «Летает - бегает» Цель : совершенствовать умение быстро реагировать на сигнал, развивать координацию движений, внимание; «Воробушки и автомобиль» Цель : упражнять в беге, действовать по сигналу. «Вороны и собачка» Цель : упражнять в беге с увертыванием, имитация движения птиц. «Птицы в гнездышке» Цель : упражнять в беге на носочках, прыжках на 2х ногах, по сигналу занимать пустующие гнезда.
2. Познавательная деятельность : • ООД Тема : «Синичкин день» Цель : Познакомить с народным праздником – 12 ноября «Синичкин день» . Закрепить знание детей о зимующих птицах региона, умении их различать, описывать внешний облик, особенности птиц их поведение. Расширять знание детей о роли птиц в природе и жизни людей. ООД Тема : Что мы знаем о птицах?» Цель : Формировать обобщающие представления о зимующих и перелетных птицах. Воспитывать любовь и желание помогать пернатым в холодное время года.
Беседы : «Перелётные и зимующие птицы» Цель : Формировать обобщённое представление о зимующих и перелётных птицах, учить различать их по существенному признаку : возможность удовлетворения потребности в корме. Углублять представления о причинах отлёта и прилёта птиц ; «Как мы сможем, позаботятся о птицах зимой?» .
• Наблюдения на прогулке за голубем Цель : познакомить детей с птицей, рассказать о том, что эти птицы остаются зимовать у нас. Обогащать словарный запас детей, развивать связную речь. «Какая ворона и какой воробей?» Цель : учить замечать характерные особенности строения птиц; «Как птицы кормятся на кормушке?» Цель : учить замечать особенности поведения птиц на кормушке (одни уверенно кормятся, другие, схватив корм, отлетают и т. д.) «Какие звуки издают птицы?» Цель : учить различать голоса разных птиц (вороны каркают, воробьи чирикают и т. д.) «Птичьи следы на снегу» Цель : развивать интерес детей, умение определять следы птиц, читать по следам события.
3. Коммуникация : • Чтение сказки М. Горький «Воробьишко» Цель : познакомить детей с литературной сказкой, формировать способность сопереживать героям, доброжелательно к ним относиться; упражнять в произношении звука «ч» ; воспитывать интерес к художественной литературе; • Заучивание стихотворения В. Приходько «Скачет, скачет воробей…» ; В. Звягинцевой «Воробышки» ; • разучивание пальчиковой игры «Десять птичек – стайка, этот пальчик - воробей, этот пальчик – скворушка, серенькое перышко…» • Театрализованная игра «Где обедал воробей?» Цель : поддерживать у детей интерес к театрализованной деятельности, учить передавать образ воробья и других обитателей зоопарка.
4. Художественное творчество : • Рисование птиц по трафаретам «Синичка» Цель : упражнять детей в умении отгадывать загадки по описанию, побуждать нарисовать отгадку на листе бумаги, развивать мелкую моторику, навыки раскрашивания. • Рисование «Стайка снегирей на ветке» Цель : Рисование тычками ягод рябины для снегирей. • Лепка «Птички зернышки клюют» Цель : учить детей лепить птичку, передавая форму тела (овальная, из частей.
• Аппликация «Птицы на ветке» Цель : Расширить представление детей о зимующих птицах. Учить «видеть» и составлять из прямоугольных полосок ветки и кисти рябины, «видеть» в обрывках и комочках красной бумаги – ягодки. Сминать пальцами, скатывать желтую и красную салфетки для грудок синицы и снегиря. Развивать согласованность в действиях детей в работе парами. Обогащать словарь (кисти рябины, красногрудый, грудка, узкий, широкий, стайка) . • Конструирование из бумаги в стили оригами «Воробей» Цель : продолжать учить складыванию из квадрата поделок, следовать словесным указаниям и наглядной демонстрации. • Поделки из природного материала «Птички» Цель : Увлечь детей поделками из шишек и семян. Воспитывать аккуратность, заботливое отношение к окружающему миру.
• Результат реализации проекта • У детей расширились знания о зимующих птицах, о том, какую помощь мы можем оказать птицам, чтобы пережить зиму; • Обогатился словарный запас дошкольников; • Развивающая среда группы пополнена дидактическими играми, иллюстрациями, книгами. • Повысилась активность родителей, укрепились внутрисемейные связи и добрые традиции.