Тема проекта: «Тайна маленькой батарейки». Исследование вреда электронных батареек для природы и определение способов их хранения и отправки на утилизацию.
Актуальность данного проекта обусловлена повышенным вниманием влияния человека на окружающую среду. В батарейках содержится множество различных металлов: ртуть, никель, кадмий, свинец, литий, марганец и цинк - которые имеют свойство накапливаться в живых организмах, в том числе и в организме человека, и наносить существенный вред здоровью.
Ядовитые вещества из батареек, проникают в почву, в подземные воды, попадают в реки и в водохранилища, из которых мы пьем воду, не думая, что вредные химические соединения при кипячении не исчезают.
Кроме того, актуальность обусловлена недостаточным информированием населения о действиях по сбору и утилизации отработанных батареек.
Цель проекта: формирование навыков сортировки токсичных отходов и правильной отправки их на утилизацию.
Задачи:
Изучить, какую опасность для природы и человека представляют выброшенные с обычным мусором батарейки.
Организовать в своем классе пункт сбора батареек и их дальнейшую правильную утилизацию.
Развивать исследовательские, познавательные и творческие способности детей.
Воспитывать социальную ответственность детей
Защита окружающей среды наиболее актуальная тема нашего времени. Одна из проблем, которой уделяется недостаточно внимания, это утилизация батареек. Очень малое количество людей нашей страны сдают использованные батарейки в пункты переработки. Каждому человеку необходимо знать о важности утилизации батареек после эксплуатации, об их негативном влиянии на окружающую среду и здоровье человека.
В доме, на работе, в школе всегда есть предмет, который работает на батарейках - пульт, часы, игрушки, телефоны, фотоаппараты, фонари, планшеты, ноутбуки, весы - ведь это целая энергетическая станция, работающая на определенных химических веществах по физическим законам. Но рано или поздно каждая батарейка выходит из строя и ее нужно выбрасывать. И использованная батарейка незамедлительно попадает в мусорное ведро… Мало кто знает, насколько силен эффект от этих маленьких вещиц на окружающую среду и здоровье человека.
Чтобы воплотить свой проект в реальность, мы с ребятами составили план мероприятий проекта.
Наш проект состоит из 5 этапов:
1.Подготовительный
2.Теоретический
3.Практический
4.Презентационный
5.Рефлексивный
На подготовительном этапе я провела организационное мероприятие, где познакомила детей со структурой проекта. Мы определили проблемы, поставили цели и задачи, составили перспективный план мероприятий, а также определили методы и формы работы. Продуктом этого этапа стало оформление плана, создание презентации, подбор информационных источников, видеоматериалов, методов исследования и определение мест посещения. Родители на этом этапе начали помогать нам и искали пункты сбора использованных батареек в Нальчике.
Далее мы приступили ко второму этапу нашего проекта. (Теоретический) И здесь ребята начали собирать и обрабатывать информацию по исследуемой теме. Они подбирали материалы, представили полную информацию о том, что такое батарейка и из чего она состоит, а также выделили все основные причины вреда батареек для почвы, воды, человека и животных. Продуктом этого этапа стали: сообщения, рефераты, доклады, список литературы, слайды. Родители на данном этапе подготовили контейнеры для сбора использованных батареек с информационными наклейками, которые мы планируем установить в подъездах, где живут ребята.
Также на этом этапе дети были поделены на две группы. Ребята первой группы изучали историю происхождения батарейки. Они провели небольшое исследование и выяснили, что слово батарейка - это упрощенное название. Несколько соединённых друг с другом гальванических элементов (химический источник электрического тока), созданных ученым из Италии Луиджи Гальвани в 1786г., называют батарея. От этого и произошло название – «Батарейка». Впервые накоплением электричества занялся знаменитый итальянский физик Алессандро Вольта. Именно в честь него была названа единица измерения электрического напряжения – 1 вольт.
Изучив внешний вид батарейки, дети заметили, что на одном ее конце нарисован плюс, а на другом – минус. Это почти тот же самый «столб Вольта», только он стал гораздо меньше. Первый сделанный Алессандро Вольтом столб был высотой в полметра. Это изобретение стало сенсацией, ведь это был первый в истории химический источник тока, пригодный для практического применения.
Ребята узнали что, современные батарейки устроены немного иначе, но принцип тот же – батарейка содержит в себе химические вещества-реагенты, в состав которых входят два разных металла, из которых изготовлены электроды – положительный и отрицательный. Между ними раствор, который называется электролит, он хорошо проводит электрический ток и участвует в химической реакции. Когда металлы начинают взаимодействовать через этот раствор, возникает движение заряженных частиц от положительного электрода к отрицательному. Это и есть электрический ток.
Дети узнали, что по типу электролита батарейки подразделяются на щелочные, литиевые, ртутные, серебряно-оксидные, солевые.
Они могут быть разных размеров и типов. При этом они также могут быть одноразовыми и перезаряжаемыми.
Ребята второй группы изучали причины негативного влияния использованных батареек на почву, воду, человека и животных. Им удалось выяснить, что причины загрязнения окружающей среды обусловлены неправильной утилизацией батареек и вызывают серьезные опасения ученых.
При правильном использовании батарейки представляют собой относительно безопасные элементы питания, без которых уже трудно представить нашу жизнь, однако после того, как срок их эксплуатации истекает и мы отправляем их в мусорное ведро, опасные вещества, содержащиеся в батарейке вместе с остальным мусором , оказываются на свалке, где они со временем разрушаются и выпускают наружу сильные яды, отравляющие воздух, землю и воду.
Дети обнаружили, что в батарейках содержатся токсичные металлы, такие как: свинец, ртуть, кадмий, магний, никель, а так же кислоты и щелочи, которые оказывают отравляющее действие на все живое. Так как ребята учатся в 5 классе, и названия этих металлов вызвали вопросы у некоторых детей, мы решили обратиться к учителю химии, которая рассказала им о свойствах этих веществ.
Дети узнали, что по подсчетам ученых одна батарейка способна отравить более 400 литров воды и загрязнить около 20 квадратных метров почвы, убить 1 ежика, 2 кротов и несколько тысяч дождевых червей. Это неизбежно приводит к гибели растений и животных. Также вред при неправильной утилизации батареек распространяется и на людей, в организме которых накапливаются токсичные вещества, вызывающие различные заболевания.
На каждую батарейку производители наносят значок в виде перечеркнутого мусорного контейнера. Это означает, что их нельзя выбрасывать в мусорный контейнер, а крайне необходимо сдавать в специальные пункты для утилизации.
Также ребята выяснили, как перерабатывают батарейки.
1. Ручная сортировка
2. Конвейерная
3. Полученное сырье попадает под магнитную ленту, которая отделяет крупные элементы металлического корпуса.
4. Оставшаяся часть подвергается повторному дроблению и отделению железа.
5. Полученная масса содержит электролит и нуждается в процессе нейтрализации.
6. В результате гидрометаллургических технологий, сырье разделяется на отдельные компоненты и упаковывается.
При правильном подходе, батарейки, отслужившие свой срок, могут принести пользу. После переработки из них выделяют вещества, которые применяют в косметологии, при производстве пластика, электрооборудования и минералов. Корпус батарейки используют как вторичное железо, изготавливая например такие изделия как скрепки, железные крышки и т.п.
Ребята нарисовали плакат и зачитали свои доклады. На этом же этапе, дети начали потихоньку собирать использованные батарейки и установили в классе специальный контейнер. А некоторые ребята уже разместили в своих подъездах объявления с просьбой не выбрасывать использованные батарейки в мусор, а складывать их в специально приготовленную коробку.
Практический этап
В начале этого этапа мы столкнулись с проблемой. Оказалось, что все пункты приема батареек, которые мы нашли в Интернете, не функционируют. Родители помогали в этом вопросе (звонили, ездили..)
В ходе работы над проектом ребята провели опрос жильцов своих домов и пришли к выводу о том, что:
Батарейки в нашей жизни имеют огромную значимость не зависимо от возраста человека и часто используются в нашей повседневной жизни;
В основном срок службы батарейки в быту небольшой, батарейки используют не более 1 года;
Отработанные батарейки в основном просто хранятся у нас дома или выбрасываются со всем мусором в мусорное ведро;
Жители Нальчика нуждаются в специальных пунктах утилизации батареек недалеко от их квартир - это в подъезде или доме.
Также результаты опроса показали, что жители нашего города мало знают о способах утилизации отработанных батареек, неосознанно наносят вред окружающей среде и самим себе.
Практический этап также предполагает экскурсию …поиск, магазин …эльдорадо, мвидео …
Продуктом этого этапа станут оформленные выводы по результатам экскурсий, представлены групповые проекты в виде презентаций и таблица результатов исследования.
Презентационный и рефлексивный этапы запланированы на май 2024 года. Запланировано общее мероприятие для родителей и учеников. Ожидается представление материалов исследования обеих групп учащихся с помощью презентации и выдержек из сообщений и рефератов. Сообщения родителей об опыте сортировки отходов в их семье. Будет проведено обсуждение итогов проекта, оценка и взаимооценка результатов.
Хочу отметить, что в ходе работы над проектом мы столкнулись с серьезной проблемой утилизации опасных предметов в нашем городе. Это касается не только батареек, но и люминесцентных ламп, кинескопов и пр. Мы задались целью в дальнейшем как можно больше распространять в своем городе и школе информации о необходимости правильной утилизации опасных для здоровья человека и окружающей природы вещей.
Детям очень нравится проектная работа. После завершения этого проекта мы хотим продолжить работу в данном направлении. Уже есть идеи…но решать, что выбрать, мы будем вместе. Спасибо за внимание.