Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Кстовская средняя общеобразовательная школа»
Проект
Тема: «Здоровье ученика за его спиной»
Руководитель проекта:
учитель начальных классов Чернова Н.В.
Над проектом работали:
Ученики 3 «б» класса
2021г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Актуальность темы …………………………………………….. Стр.3
Предмет исследования - формулировка проблемы…………... Стр.4-6
Цель и задачи……………………………………………………..Стр.7
Теоретическое обоснование проектной части………………….Стр. 8-9
Результаты экспериментальных исследований………………..Стр.10 -14
Пути и способы решения проблемы…………………………….Стр.15
Приложение……………………………………………………… Стр. 16-17
Список литературы……………………………………………….Стр. 18
«Великая проблема подобна драгоценному камню.
Тысячи проходят мимо, пока, наконец, один не поднимет его».
Фридрих Ницше
Актуальность темы
Сколько килограммов «знаний» ежедневно таскает в своём ранце школьник, родители знают вряд ли. Но любая мама, собирающая утром сына или дочку в школу, подтвердит, что даже привычные к рыночным сумкам руки иногда с трудом поднимают портфель, набитый школьными принадлежностями.
Мы решили провести собственное исследование. Тяжёлый ранец это хорошо или плохо? Влияет ли вес ранца на здоровье детей?».
Предмет исследования - формулировка проблемы
Здоровье школьника – здоровье будущего поколения. А здоровье ребенка зависит от множества причин, в том числе оно зависит от веса школьного портфеля.
И вот тут – то и определилась тема нашего проекта. «Здоровье ученика за его спиной?»
«Библиографический поиск»
Загадка
Знаю я чудесный дом,
Ж
ильцов занятных много в нем.
Дом тот, друг мой, не простой:
Ходит в школу он с тобой.
Проживают в доме том
Карандаши и книжки,
Дружат и не тужат в нем
И тетради, и альбом,
Краски-шалунишки.
Ну, ответьте мне девчонки!
Ведь дом этот вам знаком,
Что такое этот дом? (Портфель)
Ребята выбрали библиографов (учеников, кто отыскал необходимую информацию)
Есть такое выражение: кто владеет информацией, тот владеет миром.
Библиографы посмотрели в толковый словарь С.И.Ожегова и узнали лексическое значение слова «портфель».
Портфель – род жёсткой прямоугольной сумки с закидывающейся крышкой и запором для ношения бумаг, книг.
В историко-этимологическом словаре П.Я.Чёрных написано, что слово «портфель» пришло к нам из французского языка. Там впервые стали щеголять с этими «листоносками». Ведь «порте» по-французски означает «носить», а «фель» - «лист». Вот и получается, что портфель назвали так потому, что в нём носят листы бумаги, тетрадки, книги.
Дату рождения портфеля вряд ли сможет точно назвать кто-либо, однако прообраз портфеля возник еще в глубокой древности. Первые сумки, которые послужили прообразом современного портфеля, были изготовлены еще пещерными людьми из шкур убитых ими животных, так как у них появилась необходимость иметь под рукой какую-либо емкость, в которую можно было положить те или иные нужные предметы, ведь часто переносить в руках их было и неудобно и попросту невозможно.
Совершая раскопки в Альпийских горах, ученые - археологи нашли тело древнего человека, рядом с которым лежал портфель. Хозяину портфеля было около 5 тысяч лет. Портфель был сделан из кожи и досок. Его можно было носить как на спине, так и в руках.
Изобретение пришлось по вкусу первобытным людям, и со временем примитивная сумка из грубых кож животных трансформировался в тот портфель, который мы знаем сегодня.
Тут же сразу возник вопрос, что же лучше: портфель или ранец?
Ответ на этот вопрос мы решили выяснить сами. Так началась работа над темой нашего проекта.
В данной работе мы решили рассмотреть такие вопросы:
1.Что предпочтительнее: ранец или портфель?
2. Как тяжёлый ранец влияет на осанку ребёнка?
3. Сколько должен весить ранец?
4. Как правильно выбрать ранец?
Цель и задачи
Цель
Активизировать познавательную деятельность учеников при изучении темы «Организм человека и его здоровье», обратить внимание на сбережение своего здоровья (осанки) путём ежедневного контроля тяжестей за спиной.
Задачи
Проанализировать данные в медицинской литературе по теме исследования.
Ознакомиться с нормативами СанПиН 2.4.2.2821-10
Описать, как влияют тяжелые ранцы на растущий организм ребёнка, к каким последствиям это приводит.
Доказать, что тяжёлый портфель вредит здоровью.
Предложить свои способы решения проблемы.
Объект, предмет и база исследования
Объект исследования: человек.
Предмет исследования: осанка школьника – основа здоровья.
Участники исследования: ученики 3 б класса МАОУ СШ №6
Гипотезы исследования
Мы предполагаем, что тяжелый ранец вредит здоровью.
Методы исследования
Анализ; опрос; наблюдение; сбор информации из книг, журналов, газет; эксперимент.
Теоретическое обоснование проектной части
И работа закипела. Дети трудились в течение недели, и вот к каким результатам они пришли.
Ребятам было дано задание выяснить из различных источников: Что такое осанка? Что влияет на нарушение осанки учеников? К чему это приводит?
Результаты исследования
Что же такое осанка? Это привычное положение тела человека во время движения и покоя, умение держать своё тело.
Не следует считать нарушение осанки «мелочью», не требующей внимания. Нарушение осанки - это очень серьёзно. Мы растем. и исправить её становится всё труднее. Но наиболее важный период – с 4 до 10 лет, когда быстро развивается и растёт организм. Правильная осанка формируется в первые годы жизни. Кости детей мягкие, эластичные. Нарушения осанки сочетаются с нарушением работы многих органов. Если ученик за партой сидит, согнувшись, если одно плечо держит выше другого или упирается грудной клеткой в парту, то у него может произойти искривление позвоночника, сдавливание грудной клетки. Он может остаться на всю жизнь сутулым, кособоким. Кроме того, при неправильной посадке ученику трудно дышать, сдавленная грудная клетка мешает дыханию и правильной работе сердца. Если он низко наклоняется над книгой или тетрадью, то это приводит к ухудшению зрения.
Это интересно! Ученые провели наблюдения. Оказалось, что, если человек низкого роста, но держится прямо, он, кажется выше. А вот высокий, но сутулый – ниже.
На формирование неправильной осанки оказывают:
хронические заболевания,
недостаточный по времени отдых и пассивные формы его проведения,
неправильное положение во время занятий;
несоответствующая росту мебель,
неудобная обувь и одежда.
тяжёлые ранцы и особенно – портфели
Существенное влияние на формирование осанки школьников оказывает ношение тяжелых ранцев и особенно – портфелей. Ежедневное ношение портфеля способствует неправильной осанки. Регулярная асимметричная нагрузка на неокрепший позвоночник чревата неприятностями на всю оставшуюся жизнь.
Ребята были очень удивлены, что ранцы и портфели существенно влияют на формирование осанки школьников. Они решили выяснить так это или нет.
Что лучше носить: ранцы или портфели?
По нормативам СанПиН 2.4.2.2821-10 Учитель при сотрудничестве с родителями может дать рекомендации по выбору ранца для учебников и школьных принадлежностей: вес ранца без учебников для учащихся 1 - 4 классов должен быть не более 700 г. При этом ранец должен иметь широкие лямки (4 - 4,5 см) и достаточную формоустойчивость, обеспечивающую его плотное прилегание к спине обучающегося и равномерное распределение веса. Материал для изготовления ранцев должен быть легким, прочным, с водоотталкивающим покрытием, удобным для чистки.
Лучше носить ранцы. Конечно, ранец или рюкзак предпочтительнее портфеля: нагрузка распределена равномерно, руки свободны.
Угроза за спиной
Подавляющее большинство школьников носят ранцы, которые причиняют вред их здоровью, потому что ежедневная ученическая ноша слишком тяжела!
Ученые в ходе эксперимента оснастили лямки ранцев специальными датчиками и контролировали детей, которые носили поклажу, весившую 10, 20, и 30% веса их тела. Выяснилось, что чем тяжелее она была, тем выраженнее становились боли в спине. Начиная с 20% давление ранца на левое плечо достигало 70 мм рт. ст., а на правое – 110% рт. ст. Это в 2-3 раза больше предельного давления, которое приводит к нарушению кровообращения в организме! А средний вес школьного ранца обычно составляет 22% веса ученика.
Кроме того, перекос правого плеча ведет еще к нарушениям осанки.
Как правильно выбрать ранец
Сегодня сеть магазинов и рынки предлагают так много разных вариантов ранцев и рюкзаков! Как не ошибиться в правильном выборе?
Советы:
При покупке следует обращать внимание не на красоту и яркость, а, прежде всего на функциональные качества. Для изготовления ранцев сейчас, как правило, используются различные кожзаменители или синтетические ткани. Эти материалы должны быть лёгкими, прочными, с водоотталкивающей пропиткой или покрытием, удобными для очистки. Для наших холодных зим важно ещё и такое качество, как морозоустойчивость. Иначе на морозе ранец затвердеет, и будет напоминать ледяную корку. Да и срок такого ранца невелик. Чаще всего подобными недостатками страдают рюкзаки и сумки, которые привозят к нам из тех стран, где круглый год лето. Ранец может быть изготовлен без подкладки с подкладкой. В этом случае подкладка должна быть выполнена из легко моющегося материала. Очень важно, чтобы задняя стенка ранца и особенно рюкзачка была уплотнена, хорошо прилегала к спине, «держала» позвоночник, не давая ему искривляться.
Результаты экспериментальных исследований
Наш эксперимент «А что у вас, ребята, в рюкзаках?»
Изучив различную литературу по теме, мы решили провести эксперимент и в своём классе. В эксперименте участвовало20 человек.
План эксперимента
1. Узнать у медицинского работника школы о состоянии опорно-двигательной системы, в частности об осанке, ребят нашего класса или проверить осанку своими силами.
Взвесить ранцы без школьных принадлежностей у учеников нашего класса.
Проверить вес учебных пособий, необходимых по программе, и сравнить с гигиеническими нормами.
В течение недели наблюдать за изменением веса ранца в связи с учебными нагрузками.
Подвести итоги по позициям:
самый правильный ранец;
самый тяжелый ранец с принадлежностями;
самый легкий ранец с принадлежностями;
самый тяжелый учебник;
самый "тяжелый" учебный день;
самый "легкий" учебный день
6. Дать рекомендации детям и учителям.
Мы решили выяснить правильность осанки у ребят нашего класса.
Сначала попробовать решили проверить осанку своими силами.
Перед ребятами встал вопрос, как в домашних условиях, своими силами, проверить осанку?
Для этого мы попытались поговорить с медицинской сестрой школы Козиновой Т.Н.
Вот что узнали ребята:
При правильной осанке важно, чтобы голова и туловище находились на одной вертикальной линии.
Признаки правильной осанки ученика.
Плечи отведены назад и несколько опущены, располагаются на одном уровне относительно друг друга;
Грудная клетка развернута и выдвинута вперёд;
Лопатки не выступают;
Живот подтянут;
Ноги в коленях выпрямлены
А для того чтобы проверить осанку, нужно встать около стены или другой ровной вертикальной поверхности. Ученик должен касаться стены в пяти точках: затылком, двумя лопатками, ягодицами, икрами ног, пятками, которые обязательно должны быть прижаты к стене. Положить одну руку на шейный изгиб, а другую – на поясничный изгиб позвоночника и проверить расстояние от своей руки до стены. Если осанка правильная, то расстояние между рукой и стеной – примерно как ширина ладони.
Можно попробовать пройти, соблюдая осанку.
Ходите по комнате, положив на голову тетрадь или небольшую книгу. В тот момент, когда ваша осанка окажется неправильной, тетрадь упадет.
Затем, проанализировав личные карточки учеников с медицинским работником школы, мы увидели, что проблема с осанкой у ребят в классе стоит очень остро:
Результаты исследования личных карточек
12 человек с нарушением осанки;
1 человек со сколиозом;
7 человек здоровых.
Изучив содержимое портфелей ребят нашего класса, выяснили, что вес рюкзака зависит от того, что там находится. Мы носим как необходимые учебники, тетради, пеналы, так и много лишних вещей, которые и необязательны.
Решили выяснить, какие требования предъявляются к учебникам?
На всё есть свои нормы
Год от года школьные ранцы становятся тяжелее. Исследования, проведенные учёными в ряде школ, показали, что вес ранца с учебниками у учеников начальной школы, как правило, достигает 5-6 кг, что в 2,5-3 раза превышает допустимые гигиенические нормы. Это связано, прежде всего, с увеличением количества учебных дисциплин, а также с большой вариативностью учебников и учебных пособий. Издатели не всегда придерживаются гигиенических рекомендаций в отношении веса изданий, превышая его из коммерческих соображений.
По нормативам СанПиН 2.4.2.2821-10
1-4-х классов - 300 г;
5-6-х классов - 400 г;
7-8-х классов - 500 г;
10-11-х классов - 600 г.
Вес портфеля школьника не должен превышать 10% веса его тела.
Для этого мы записали все учебные пособия, которыми пользуемся, и взвесили их:
«Литературное чтение» -250г
«Математика» - 200 г
«Русский язык» - 200 г
«Окружающий мир» - 250 г
«Физическая культура» - 200
«Технология» - 250
«Изобразительное искусство» - 300
«Музыка» - 300
«Английский язык» - 200
Тетрадь по окружающему миру на печатной основой – 50г
Тетрадь по математике на печатной основе –20г.
Тетрадь по русскому языку на печатной основе – 20г.
Тетрадь по литературному чтению на печатной основе – 30г.
Все книги соответствуют гигиеническим нормам – 300г для учеников начальной школы.
Как же сохранить здоровье ученика и не усугубить эту проблему, нося ежедневно тяжёлую поклажу за спиной?
Для этого мы рассчитали правильный вес ранца с принадлежностями по формуле: вес ранца меньше 10% веса ученика, т.е. вес ученика (в килограммах) надо умножить на 10 и разделить на 100.
Н.о. – нарушение осанки, ск. – сколиоз.
2,5 кг – 4,7 кг – вес ранца (самый маленький и самый большой) в течение недели.
Мы увидели, что вес «правильного» ранца далеко не соответствует его реальному весу.
Мы решили выяснить: может, причина излишней нагрузки – в том, что сам ранец слишком тяжел и взвесили все ранцы без школьных принадлежностей.
Выводы: Мы увидели, что у 8 учеников вес ранца соответствует гигиеническим нормам, т.е. не превышает условного веса 0,7 кг. Однако у 12 человек вес ранца превысил гигиеническую норму.
Ранцы-тяжеловесы могут стать причиной различных патологий в развитии опорно-двигательной и сердечно - сосудистой систем.
Можно сказать, что родители ребят, обладающих правильными ранцами и ранцами-легковесами, побеспокоились о сохранении здоровья своего ребенка, в частности осанки. А может быть причина не только в ранцах, но и в учебных пособиях?
Результаты исследования
Понаблюдав в течение недели за весом ранцев, мы обнаружили, что самым тяжелым ранец бывает в понедельник, среду и четверг: 3,8-4,5 кг. Самым легким ранец оказался в понедельник. Лёгкий вес достигал 2 кг.
- самый правильный ранец – 0,5кг;
- самый лёгкий ранец с принадлежностями – 2кг;
- самый тяжёлый ранец с принадлежностями – 4,7 кг;
- самый тяжёлый учебник – изобразительное искусство, музыка;
- самый «тяжёлый» учебный день – среда, четверг;
- самый «лёгкий» учебный день - понедельник
Пути и способы решения проблемы.
Рекомендации родителям
- Просим вас: не покупайте тяжелые ранцы! Врачи рекомендуют средний вес пустого ранца для ученика начальной школы – 500 г.
- У ваших детей от тяжелых нагрузок портится осанка.
- Ваши дети быстрее устают, таская за своей спиной тяжеловесы.
- Пожалуйста, позаботьтесь о ваших детях и об их здоровье!
Рекомендации учителям и работникам школ
Снизить вес школьных ранцев и способствовать, таким образом, профилактике ортопедических и сердечно - сосудистых заболеваний у учащихся можно несколькими путями:
- использовать только те учебники и пособия, которые прошли гигиеническую экспертизу;
- найти возможность (в начальной школе) использовать два комплекта учебников (один – в школе, один – дома);
- при составлении школьного расписания учитывать гигиенические требования к весу ежедневных учебных комплектов;
- организовать хранение сменной обуви, спортивного инвентаря, принадлежностей для уроков труда, изобразительного искусства и т.п. в помещении школы;
- организовать в классе библиотеку необходимых книг для дополнительного чтения.
Рекомендации ученикам
- Не носите лишнего в ранцах.
- Проверяйте ранец ежедневно и не забывайте вытащить из него ненужные учебники.
-Всё, что нужно на урок технологии и рисования можно оставлять в кабинете;
Я здоровье сберегу, сам себе я помогу!
Осанка вырабатывается в детстве. Чтобы выработать хорошую осанку, быть здоровым, нужно выполнять правила, многие из которых вы уже знаете.
Правила для поддержания правильной осанки
Выполнять упражнения по укреплению мышц туловища.
При переносе тяжестей нужно равномерно нагружать руки.
Не носить ранец или портфель в одной руке.
Не перегружать портфель.
Правильно сидеть за столом, партой, на стуле, не горбиться.
Спать необходимо на жесткой постели с невысокой подушкой.
Стоять и выполнять различную работу следует с выпрямленной спиной.
Упражнения для формирования правильной осанки.
«Великан». Встать на цыпочки, поднять руки вверх и вытянуть туловище вверх. Вытягиваться все выше и выше, не сводя глаз с кончиков пальцев. Идти вперед.
«Военный на параде». Вытянуть руки по швам, прижать их к телу и идти, как военный на параде: вытягивая носок вперед и ставя ногу на всю ступню.
«Ворота». Стать друг к другу, касаясь спинами. Поднять вверх обруч. Маленькими шажками разойтись в противоположные стороны, не отрывая глаз от обруча, и потянуться. Затем такими же маленькими шажками вернуться в и. п. и положить обруч на плечи. Голова при этом оказывается как бы в рамке обруча.
«Любопытный». Лечь на пол, живот и ноги плотно прижать к полу, руки соединить за спиной в замок. Выгнув грудь, посмотреть вперед, по сторонам, назад. Следить, чтобы двигалась только голова, руки при этом прижимать к телу.
5. «Сядьте по-турецки». Сесть на пол, скрестив ноги. Положить обе руки на колени и выпрямить спину.
Дополнительный материал
Тест-анкета для ориентировочной оценки риска
сколиоза и других нарушений осанки
Целесообразно, чтобы данный тест был проведен родителями школьника.
Инструкция эксперту
Постарайтесь дать оценку ребенку по приведенным ниже позициям, используя четырех - балльную шкалу:
0 – признак не проявляется;
1 – признак слабо выражен или проявляется изредка;
2 – признак умеренно выражен или проявляется изредка;
3 – признак ярко выражен или проявляется постоянно.
Признаки
Имеет привычку сидеть, лежать в неправильных позах.
Носит сумки, портфель в одной руке.
Имеет привычку сутулиться.
Проявляет недостаточную двигательную активность.
Не занимается оздоровительной гимнастикой (физзарядка, участие в спортивных секциях, плавание).
Занимается тяжелой атлетикой (поднятием тяжестей).
Неправильно или регулярно питается.
Имеет астеническое, диспропорциональное телосложение.
Беспечен, беззаботно относится к своему здоровью.
Имеет выраженные черты инертности, медлительности, флегматичности.
Интерпретация результатов
Благополучный показатель - до 10 баллов, при показателе более 20 баллов учащийся должен быть отнесен в группу риск
Литература.
Андреева В.В. Профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей школьного возраста. Методические рекомендации. Воронеж, 2007. – 85 с.
Дереклеева Н.И. Азбука классного руководителя. М., «5 за знания», 2008. – 26 с.
Журавлев, Е.П. Секреты здоровья./ Е.П. Журавлев. - М.: Физкультура и спорт, 1977. - 69 с.
Колтановский, А.П. Тропы и дорожки здоровья. -М.:Физкультура и спорт, 1986. - 146 с.
Коновалова Н.Г.,Бурчик Л.К. Обследование и коррекция осанки у детей дошкольного возраста.: в сб. Физическое воспитание детей дошкольного возраста. - Новокузнецк, 1998.
Степанова М.И. Школьные ранцы и здоровье детей. //Вестник образования № 17, 2004г.
Сухаревская Е. Проекты и исследования. // Начальная школа № 5, 2008г.
Потапова, Н. А. Системная коррекция последствий сколиоза у детей и подростков средствами адаптивной физической культуры [Текст] : програм.-метод. комплекс / [Н. А. Потапова, Л. М. Кротова, Р. Р. Гатиатулин]. - М. : НЦ ЭНАС, 2006. - 216 с. : ил. - (Коррекционная школа). - Библиогр.: с. 213-214.
О.В.Олейник, Л.П.Кобанюк Проектная деятельность. Методика обучения – Москва «ВАКО», 2014г.
Ссылки
http://www.tvoyrebenok.ru/ranec.shtml
http://scoutbags.ru/statii/stat_1.html
http://pedsovet.su/load/45-1-0-7406
15