СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект Тема: «Здоровье ученика за его спиной»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проект Тема: «Здоровье ученика за его спиной»»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Кстовская средняя общеобразовательная школа»




Проект


Тема: «Здоровье ученика за его спиной»




Руководитель проекта:

учитель начальных классов Чернова Н.В.


Над проектом работали:

Ученики 3 «б» класса









2021г.








ОГЛАВЛЕНИЕ




  1. Актуальность темы …………………………………………….. Стр.3

  2. Предмет исследования - формулировка проблемы…………... Стр.4-6

  3. Цель и задачи……………………………………………………..Стр.7

  4. Теоретическое обоснование проектной части………………….Стр. 8-9

  5. Результаты экспериментальных исследований………………..Стр.10 -14

  6. Пути и способы решения проблемы…………………………….Стр.15

  7. Приложение……………………………………………………… Стр. 16-17

  8. Список литературы……………………………………………….Стр. 18


























«Великая проблема подобна драгоценному камню.

Тысячи проходят мимо, пока, наконец, один не поднимет его». 
Фридрих Ницше 


Актуальность темы

Сколько килограммов «знаний» ежедневно таскает в своём ранце школьник, родители знают вряд ли. Но любая мама, собирающая утром сына или дочку в школу, подтвердит, что даже привычные к рыночным сумкам руки иногда с трудом поднимают портфель, набитый школьными принадлежностями.

Мы решили провести собственное исследование. Тяжёлый ранец это хорошо или плохо? Влияет ли вес ранца на  здоровье  детей?».







Предмет исследования - формулировка проблемы

Здоровье школьника – здоровье будущего поколения. А здоровье ребенка зависит от множества причин, в том числе оно зависит от веса школьного портфеля.


И вот тут – то и определилась тема нашего проекта. «Здоровье ученика за его спиной?»



«Библиографический поиск»


Загадка

Знаю я чудесный дом,

Ж

ильцов занятных много в нем.

Дом тот, друг мой, не простой:

Ходит в школу он с тобой.

Проживают в доме том

Карандаши и книжки,

Дружат и не тужат в нем

И тетради, и альбом,

Краски-шалунишки.

Ну, ответьте мне девчонки!

Ведь дом этот вам знаком,

Что такое этот дом? (Портфель)




  • Что означает это слово?

  • Какого происхождения?

  • Кто придумал?

  • Сколько лет портфелю?

  • Когда на Земле появился портфель?



Ребята выбрали библиографов (учеников, кто отыскал необходимую информацию)

Есть такое выражение: кто владеет информацией, тот владеет миром.


Библиографы посмотрели в толковый словарь С.И.Ожегова и узнали лексическое значение слова «портфель».

Портфель – род жёсткой прямоугольной сумки с закидывающейся крышкой и запором для ношения бумаг, книг.

В историко-этимологическом словаре П.Я.Чёрных написано, что слово «портфель» пришло к нам из французского языка. Там впервые стали щеголять с этими «листоносками». Ведь «порте» по-французски означает «носить», а «фель» - «лист». Вот и получается, что портфель назвали так потому, что в нём носят листы бумаги, тетрадки, книги.

Дату рождения портфеля вряд ли сможет точно назвать кто-либо, однако прообраз портфеля возник еще в глубокой древности. Первые сумки, которые послужили прообразом современного портфеля, были изготовлены еще пещерными людьми из шкур убитых ими животных, так как у них появилась необходимость иметь под рукой какую-либо емкость, в которую можно было положить те или иные нужные предметы, ведь часто переносить в руках их было и неудобно и попросту невозможно.

Совершая раскопки в Альпийских горах, ученые - археологи нашли тело древнего человека, рядом с которым лежал портфель. Хозяину портфеля было около 5 тысяч лет. Портфель был сделан из кожи и досок. Его можно было носить как на спине, так и в руках.

Изобретение пришлось по вкусу первобытным людям, и со временем примитивная сумка из грубых кож животных трансформировался в тот портфель, который мы знаем сегодня.

Тут же сразу возник вопрос, что же лучше: портфель или ранец?

Ответ на этот вопрос мы решили выяснить сами. Так началась работа над темой нашего проекта.

В данной работе мы решили рассмотреть такие вопросы:

1.Что предпочтительнее: ранец или портфель?

2. Как тяжёлый ранец влияет на осанку ребёнка?

3. Сколько должен весить ранец?

4. Как правильно выбрать ранец?


Цель и задачи


Цель

Активизировать познавательную деятельность учеников при изучении темы «Организм человека и его здоровье», обратить внимание на сбережение своего здоровья (осанки) путём ежедневного контроля тяжестей за спиной.


Задачи

  • Проанализировать данные в медицинской литературе по теме исследования.

  • Ознакомиться с нормативами СанПиН 2.4.2.2821-10

  • Описать, как влияют тяжелые ранцы на растущий организм ребёнка, к каким последствиям это приводит.

  • Доказать, что тяжёлый портфель вредит здоровью.

  • Предложить свои способы решения проблемы.


Объект, предмет и база исследования

Объект исследования: человек.

Предмет исследования: осанка школьника – основа здоровья.

Участники исследования: ученики 3 б класса МАОУ СШ №6


Гипотезы исследования

Мы предполагаем, что тяжелый ранец вредит здоровью.


Методы исследования

Анализ; опрос; наблюдение; сбор информации из книг, журналов, газет; эксперимент.



Теоретическое обоснование проектной части


И работа закипела. Дети трудились в течение недели, и вот к каким результатам они пришли.

Ребятам было дано задание выяснить из различных источников: Что такое осанка? Что влияет на нарушение осанки учеников? К чему это приводит?


Результаты исследования

Что же такое осанка? Это привычное положение тела человека во время движения и покоя, умение держать своё тело.

Не следует считать нарушение осанки «мелочью», не требующей внимания. Нарушение осанки - это очень серьёзно. Мы растем. и исправить её становится всё труднее. Но наиболее важный период – с 4 до 10 лет, когда быстро развивается и растёт организм. Правильная осанка формируется в первые годы жизни. Кости детей мягкие, эластичные. Нарушения осанки сочетаются с нарушением работы многих органов. Если ученик за партой сидит, согнувшись, если одно плечо держит выше другого или упирается грудной клеткой в парту, то у него может произойти искривление позвоночника, сдавливание грудной клетки. Он может остаться на всю жизнь сутулым, кособоким. Кроме того, при неправильной посадке ученику трудно дышать, сдавленная грудная клетка мешает дыханию и правильной работе сердца. Если он низко наклоняется над книгой или тетрадью, то это приводит к ухудшению зрения.

Это интересно! Ученые провели наблюдения. Оказалось, что, если человек низкого роста, но держится прямо, он, кажется выше. А вот высокий, но сутулый – ниже.


На формирование неправильной осанки оказывают:

  • хронические заболевания,

  • недостаточный по времени отдых и пассивные формы его проведения,

  • неправильное положение во время занятий;

  • несоответствующая росту мебель,

  • неудобная обувь и одежда.

  • тяжёлые ранцы и особенно – портфели


Существенное влияние на формирование осанки школьников оказывает ношение тяжелых ранцев и особенно – портфелей. Ежедневное ношение портфеля способствует неправильной осанки. Регулярная асимметричная нагрузка на неокрепший позвоночник чревата неприятностями на всю оставшуюся жизнь.


Ребята были очень удивлены, что ранцы и портфели существенно влияют на формирование осанки школьников. Они решили выяснить так это или нет.


Что лучше носить: ранцы или портфели?

По нормативам СанПиН 2.4.2.2821-10 Учитель при сотрудничестве с родителями может дать рекомендации по выбору ранца для учебников и школьных принадлежностей: вес ранца без учебников для учащихся 1 - 4 классов должен быть не более 700 г. При этом ранец должен иметь широкие лямки (4 - 4,5 см) и достаточную формоустойчивость, обеспечивающую его плотное прилегание к спине обучающегося и равномерное распределение веса. Материал для изготовления ранцев должен быть легким, прочным, с водоотталкивающим покрытием, удобным для чистки.


Лучше носить ранцы. Конечно, ранец или рюкзак предпочтительнее портфеля: нагрузка распределена равномерно, руки свободны.


Угроза за спиной

Подавляющее большинство школьников носят ранцы, которые причиняют вред их здоровью, потому что ежедневная ученическая ноша слишком тяжела!

Ученые в ходе эксперимента оснастили лямки ранцев специальными датчиками и контролировали детей, которые носили поклажу, весившую 10, 20, и 30% веса их тела. Выяснилось, что чем тяжелее она была, тем выраженнее становились боли в спине. Начиная с 20% давление ранца на левое плечо достигало 70 мм рт. ст., а на правое – 110% рт. ст. Это в 2-3 раза больше предельного давления, которое приводит к нарушению кровообращения в организме! А средний вес школьного ранца обычно составляет 22% веса ученика.

Кроме того, перекос правого плеча ведет еще к нарушениям осанки.


Как правильно выбрать ранец

Сегодня сеть магазинов и рынки предлагают так много разных вариантов ранцев и рюкзаков! Как не ошибиться в правильном выборе?


Советы:

При покупке следует обращать внимание не на красоту и яркость, а, прежде всего на функциональные качества. Для изготовления ранцев сейчас, как правило, используются различные кожзаменители или синтетические ткани. Эти материалы должны быть лёгкими, прочными, с водоотталкивающей пропиткой или покрытием, удобными для очистки. Для наших холодных зим важно ещё и такое качество, как морозоустойчивость. Иначе на морозе ранец затвердеет, и будет напоминать ледяную корку. Да и срок такого ранца невелик. Чаще всего подобными недостатками страдают рюкзаки и сумки, которые привозят к нам из тех стран, где круглый год лето. Ранец может быть изготовлен без подкладки с подкладкой. В этом случае подкладка должна быть выполнена из легко моющегося материала. Очень важно, чтобы задняя стенка ранца и особенно рюкзачка была уплотнена, хорошо прилегала к спине, «держала» позвоночник, не давая ему искривляться.










Результаты экспериментальных исследований


Наш эксперимент «А что у вас, ребята, в рюкзаках?»

Изучив различную литературу по теме, мы решили провести эксперимент и в своём классе. В эксперименте участвовало20 человек.

План эксперимента

1. Узнать у медицинского работника школы о состоянии опорно-двигательной системы, в частности об осанке, ребят нашего класса или проверить осанку своими силами.

  1. Взвесить ранцы без школьных принадлежностей у учеников нашего класса.

  2. Проверить вес учебных пособий, необходимых по программе, и сравнить с гигиеническими нормами.

  3. В течение недели наблюдать за изменением веса ранца в связи с учебными нагрузками.

  4. Подвести итоги по позициям:

  • самый правильный ранец;

  • самый тяжелый ранец с принадлежностями;

  • самый легкий ранец с принадлежностями;

  • самый тяжелый учебник;

  • самый "тяжелый" учебный день;

  • самый "легкий" учебный день

6. Дать рекомендации детям и учителям.

Мы решили выяснить правильность осанки у ребят нашего класса.

Сначала попробовать решили проверить осанку своими силами.

Перед ребятами встал вопрос, как в домашних условиях, своими силами, проверить осанку?

Для этого мы попытались поговорить с медицинской сестрой школы Козиновой Т.Н.

Вот что узнали ребята:

При правильной осанке важно, чтобы голова и туловище находились на одной вертикальной линии.

Признаки правильной осанки ученика.

  • Плечи отведены назад и несколько опущены, располагаются на одном уровне относительно друг друга;

  • Грудная клетка развернута и выдвинута вперёд;

  • Лопатки не выступают;

  • Живот подтянут;

  • Ноги в коленях выпрямлены

А для того чтобы проверить осанку, нужно встать около стены или другой ровной вертикальной поверхности. Ученик должен касаться стены в пяти точках: затылком, двумя лопатками, ягодицами, икрами ног, пятками, которые обязательно должны быть прижаты к стене. Положить одну руку на шейный изгиб, а другую – на поясничный изгиб позвоночника и проверить расстояние от своей руки до стены. Если осанка правильная, то расстояние между рукой и стеной – примерно как ширина ладони.

Можно попробовать пройти, соблюдая осанку.

Ходите по комнате, положив на голову тетрадь или небольшую книгу. В тот момент, когда ваша осанка окажется неправильной, тетрадь упадет.

Затем, проанализировав личные карточки учеников с медицинским работником школы, мы увидели, что проблема с осанкой у ребят в классе стоит очень остро:

Результаты исследования личных карточек

12 человек с нарушением осанки;

1 человек со сколиозом;

7 человек здоровых.

Изучив содержимое портфелей ребят нашего класса, выяснили, что вес рюкзака зависит от того, что там находится. Мы носим как необходимые учебники, тетради, пеналы, так и много лишних вещей, которые и необязательны.

Решили выяснить, какие требования предъявляются к учебникам?

На всё есть свои нормы

Год от года школьные ранцы становятся тяжелее. Исследования, проведенные учёными в ряде школ, показали, что вес ранца с учебниками у учеников начальной школы, как правило, достигает 5-6 кг, что в 2,5-3 раза превышает допустимые гигиенические нормы. Это связано, прежде всего, с увеличением количества учебных дисциплин, а также с большой вариативностью учебников и учебных пособий. Издатели не всегда придерживаются гигиенических рекомендаций в отношении веса изданий, превышая его из коммерческих соображений.

По нормативам СанПиН 2.4.2.2821-10

1-4-х классов - 300 г;

5-6-х классов - 400 г;

7-8-х классов - 500 г;

10-11-х классов - 600 г.

Вес портфеля школьника не должен превышать 10% веса его тела.

Для этого мы записали все учебные пособия, которыми пользуемся, и взвесили их:

«Литературное чтение» -250г

«Математика» - 200 г

«Русский язык» - 200 г

«Окружающий мир» - 250 г

«Физическая культура» - 200

«Технология» - 250

«Изобразительное искусство» - 300

«Музыка» - 300

«Английский язык» - 200

Тетрадь по окружающему миру на печатной основой – 50г

Тетрадь по математике на печатной основе –20г.

Тетрадь по русскому языку на печатной основе – 20г.

Тетрадь по литературному чтению на печатной основе – 30г.

Все книги соответствуют гигиеническим нормам – 300г для учеников начальной школы.

Как же сохранить здоровье ученика и не усугубить эту проблему, нося ежедневно тяжёлую поклажу за спиной?

Для этого мы рассчитали правильный вес ранца с принадлежностями по формуле: вес ранца меньше 10% веса ученика, т.е. вес ученика (в килограммах) надо умножить на 10 и разделить на 100.


Н.о. – нарушение осанки, ск. – сколиоз.

2,5 кг – 4,7 кг – вес ранца (самый маленький и самый большой) в течение недели.


Мы увидели, что вес «правильного» ранца далеко не соответствует его реальному весу.

Мы решили выяснить: может, причина излишней нагрузки – в том, что сам ранец слишком тяжел и взвесили все ранцы без школьных принадлежностей.




Выводы: Мы увидели, что у 8 учеников вес ранца соответствует гигиеническим нормам, т.е. не превышает условного веса 0,7 кг. Однако у 12 человек вес ранца превысил гигиеническую норму.

Ранцы-тяжеловесы могут стать причиной различных патологий в развитии опорно-двигательной и сердечно - сосудистой систем.

Можно сказать, что родители ребят, обладающих правильными ранцами и ранцами-легковесами, побеспокоились о сохранении здоровья своего ребенка, в частности осанки. А может быть причина не только в ранцах, но и в учебных пособиях?



Результаты исследования

Понаблюдав в течение недели за весом ранцев, мы обнаружили, что самым тяжелым ранец бывает в понедельник, среду и четверг: 3,8-4,5 кг. Самым легким ранец оказался в понедельник. Лёгкий вес достигал 2 кг.


- самый правильный ранец – 0,5кг;

- самый лёгкий ранец с принадлежностями – 2кг;

- самый тяжёлый ранец с принадлежностями – 4,7 кг;

- самый тяжёлый учебник – изобразительное искусство, музыка;

- самый «тяжёлый» учебный день – среда, четверг;

- самый «лёгкий» учебный день - понедельник


Пути и способы решения проблемы.

Рекомендации родителям

- Просим вас: не покупайте тяжелые ранцы! Врачи рекомендуют средний вес пустого ранца для ученика начальной школы – 500 г.

- У ваших детей от тяжелых нагрузок портится осанка.

- Ваши дети быстрее устают, таская за своей спиной тяжеловесы.

- Пожалуйста, позаботьтесь о ваших детях и об их здоровье!




Рекомендации учителям и работникам школ

Снизить вес школьных ранцев и способствовать, таким образом, профилактике ортопедических и сердечно - сосудистых заболеваний у учащихся можно несколькими путями:

- использовать только те учебники и пособия, которые прошли гигиеническую экспертизу;

- найти возможность (в начальной школе) использовать два комплекта учебников (один – в школе, один – дома);

- при составлении школьного расписания учитывать гигиенические требования к весу ежедневных учебных комплектов;

- организовать хранение сменной обуви, спортивного инвентаря, принадлежностей для уроков труда, изобразительного искусства и т.п. в помещении школы;

- организовать в классе библиотеку необходимых книг для дополнительного чтения.


Рекомендации ученикам

- Не носите лишнего в ранцах.

- Проверяйте ранец ежедневно и не забывайте вытащить из него ненужные учебники.

-Всё, что нужно на урок технологии и рисования можно оставлять в кабинете;








Я здоровье сберегу, сам себе я помогу!

Осанка вырабатывается в детстве. Чтобы выработать хорошую осанку, быть здоровым, нужно выполнять правила, многие из которых вы уже знаете.

Правила для поддержания правильной осанки

  • Выполнять упражнения по укреплению мышц туловища.

  • При переносе тяжестей нужно равномерно нагружать руки.

  • Не носить ранец или портфель в одной руке.

  • Не перегружать портфель.

  • Правильно сидеть за столом, партой, на стуле, не горбиться.

  • Спать необходимо на жесткой постели с невысокой подушкой.

  • Стоять и выполнять различную работу следует с выпрямленной спиной.





Упражнения для формирования правильной осанки.

  1. «Великан». Встать на цыпочки, поднять руки вверх и вытянуть туло­вище вверх. Вытягиваться все выше и выше, не сводя глаз с кончи­ков пальцев. Идти вперед.

  1. «Военный на параде». Вытянуть руки по швам, прижать их к телу и идти, как военный на параде: вытягивая носок вперед и ставя ногу на всю ступню.

  1. «Ворота». Стать друг к другу, касаясь спинами. Поднять вверх об­руч. Маленькими шажками разойтись в противоположные стороны, не отрывая глаз от обруча, и потянуться. Затем такими же маленькими шажками вернуться в и. п. и положить обруч на плечи. Голова при этом оказывается как бы в рамке обруча.

  2. «Любопытный». Лечь на пол, живот и ноги плотно прижать к полу, руки соединить за спиной в замок. Выгнув грудь, посмотреть впе­ред, по сторонам, назад. Следить, чтобы двигалась только голова, руки при этом прижимать к телу.

5. «Сядьте по-турецки». Сесть на пол, скрестив ноги. Положить обе руки на колени и выпрямить спину.


Дополнительный материал


Тест-анкета для ориентировочной оценки риска

сколиоза и других нарушений осанки


Целесообразно, чтобы данный тест был проведен родителями школьника.


Инструкция эксперту

Постарайтесь дать оценку ребенку по приведенным ниже позициям, используя четырех - балльную шкалу:

0 – признак не проявляется;

1 – признак слабо выражен или проявляется изредка;

2 – признак умеренно выражен или проявляется изредка;

3 – признак ярко выражен или проявляется постоянно.


Признаки

  1. Имеет привычку сидеть, лежать в неправильных позах.

  2. Носит сумки, портфель в одной руке.

  3. Имеет привычку сутулиться.

  4. Проявляет недостаточную двигательную активность.

  5. Не занимается оздоровительной гимнастикой (физзарядка, участие в спортивных секциях, плавание).

  6. Занимается тяжелой атлетикой (поднятием тяжестей).

  7. Неправильно или регулярно питается.

  8. Имеет астеническое, диспропорциональное телосложение.

  9. Беспечен, беззаботно относится к своему здоровью.

  10. Имеет выраженные черты инертности, медлительности, флегматичности.


Интерпретация результатов

Благополучный показатель - до 10 баллов, при показателе более 20 баллов учащийся должен быть отнесен в группу риск



Литература.

  1. Андреева В.В. Профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей школьного возраста. Методические рекомендации. Воронеж, 2007. – 85 с.

  2. Дереклеева Н.И. Азбука классного руководителя. М., «5 за знания», 2008. – 26 с.

  3. Журавлев, Е.П. Секреты здоровья./ Е.П. Журавлев. - М.: Физкультура и спорт, 1977. - 69 с.

  4. Колтановский, А.П. Тропы и дорожки здоровья. -М.:Физкультура и спорт, 1986. - 146 с.

  5. Коновалова Н.Г.,Бурчик Л.К. Обследование и коррекция осанки у детей дошкольного возраста.: в сб. Физическое воспитание детей дошкольного возраста. - Новокузнецк, 1998.

  6. Степанова М.И. Школьные ранцы и здоровье детей. //Вестник образования № 17, 2004г.

  7. Сухаревская Е. Проекты и исследования. // Начальная школа № 5, 2008г.

  8. Потапова, Н. А. Системная коррекция последствий сколиоза у детей и подростков средствами адаптивной физической культуры [Текст] : програм.-метод. комплекс / [Н. А. Потапова, Л. М. Кротова, Р. Р. Гатиатулин]. - М. : НЦ ЭНАС, 2006. - 216 с. : ил. - (Коррекционная школа). - Библиогр.: с. 213-214.

  9. О.В.Олейник, Л.П.Кобанюк Проектная деятельность. Методика обучения – Москва «ВАКО», 2014г.


Ссылки

http://www.tvoyrebenok.ru/ranec.shtml

http://scoutbags.ru/statii/stat_1.html

http://pedsovet.su/load/45-1-0-7406




















15



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!