Приложение
Подвижные игры
Задачи: Учить свободно двигаться по площадке, действовать по сигналу воспитателя.
1. Подвижная игра «Солнышко и дождик»
Если светит солнышко, Дети ходят по залу стайкой
Можно погулять.
Хлопать, топать весело,
В садике играть. Хлопают в ладоши, топают ножками
Если туча хмурится
И грозит дождём,
Спрячемся под зонтиком, Воспитатель открывает зонт,
Дождик переждём. дети бегут, прячутся под зонтом
2.«Подвижная игра «Листочки»
Игра проводится с листочками в руках.
Листочки летали, Дети свободно бегают по игровой площадке,
Листочки кружились; кружатся, взмахивая листочками по
Листочки устали показу взрослого.
И вниз опустились. Садятся на карточки, опускают руки.
Подул ветерочек Воспитатель изображает ветерок султанчиком,
На них – и опять (бегает, кружась, взмахивая руками).
Все детки – листочки
Хотят полетать! Дети снова бегут, кружатся среди листопада.
Физкультминутка. Листопад
Падают, падают листья,
В нашем саду листопад. Взмахи руками.
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят.
«Раз-два-три! Этот лист бери!»
Цель: продолжать учить детей двигаться по участку детского сада, чередуя ходьбу с бегом и другими движениями; упражнять в ходьбе и беге с остановкой на сигнал взрослого; развивать слуховое внимание; приучать детей к совместным действиям в коллективной игре, соблюдению простейших правил игры; упражнять в сохранении правильной осанки.
Ход игры:
Игра проводится во время листопада. По предложению взрослого дети начинают произвольно двигаться по участку (идут шагом, бегут, кружатся, машут руками), на слова взрослого: «Раз-два-три! Желтый лист бери!» игроки должны найти среди опавшей листвы лист заданного цвета и поднять его. Выигрывает тот игрок, кому это удалось сделать первому.
Условие игры: брать можно только опавшие листья.
Затем взрослый снова предлагает детям отправиться на прогулку по участку и может предложить следующие задания:
- Раз-два-три! Красный лист бери!
- Раз-два-три! Кленовый лист!
- Раз-два-три! Два листа бери!
- Раз-два-три! Такой же, как у меня лист бери!
- Раз-два-три! Ничего не бери!
«Осенние листочки» (подвижная игра для детей 2 – 4 лет)
Оборудование: осенние листья.
Цель: Побуждать детей начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить свое место, приучать их согласовывать свои движения с произносимыми словами; развивать ловкость и координацию движений; способствовать укреплению мышечного корсета позвоночника.
Ход:
Взрослый привлекает внимание детей к букету осенних листьев. Он говорит: «Ребята, посмотрите, какие красивые осенние листочки: красные, желтые, зеленые. Есть большие листья и маленькие. Вот как много в вазе листочков. Хотите с ними поиграть? Берите себе листочки в каждую руку». Дети берут по два листочка и по показу воспитателя выполняют несложные движения в соответствии с текстом произносимого им стихотворения:
Дует, дует ветер,
Дует-задувает.
Качаются вправо-влево, руки перед собой.
Желтые листочки
С дерева сдувает!
Машут руками сверху вниз перед собой.
И летят листочки
Прямо по дорожке,
Кружатся на месте.
Падают листочки
Прямо нам под ножки!
Останавливаются, присаживаются на корточки, руки вниз.
Затем воспитатель произносит слова:
Ветер дует – полетим
Мы туда, куда хотим.
Дети поднимаются, игра повторяется еще раз. Затем листья собираются в общий букет и ставятся в вазу.
Пальчиковые игры по теме «Осень»
"Осень".
Ветер северный подул: "С-с-с-с", (дуем)
Все листочки с веток сдул...(пошевелить пальчиками и подуть на них)
Полетели, закружились и на землю опустились (помахать ручками в воздухе)
Дождик стал по ним стучать
Кап-кап-кап, кап-кап-кап!" (постучать пальцами правой руки по ладошке левой руки)
Град по ним заколотил, (щепотью правой руки постучать по левой ладошке)
Листья все насквозь пробил (постучать кулачком правой руки по левой ладошке)
Снег потом припорошил, (плавные движения кистями рук вперёд- назад)
Одеялом их накрыл (положить правую ладонь на левую)
"Собираем листочки"
Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики, начиная с большого)
Будем листья собирать (сжимаем и разжимаем кулачки)
Листья березы (загибаем пальчики, начиная с большого)
Листья рябины
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберём,
Маме осенний букет отнесём («шагаем» по столу средним и указательным пальцем)
"Осень"
Ветер по лесу летал, (делаем плавные, волнообразные движения кистями рук)
Ветер листики считал:
Вот дубовый, (загибаем по одному пальчику на обеих руках)
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки — золотой,
Вот последний лист с осинки (спокойно укладываем ладони на коленочки)
Ветер бросил на тропинку.
"Вышли пальчики гулять"
Вышли пальчики гулять, (шагаем пальчиками по столу)
Стали листья собирать, (собираем листики в ручку)
Красный листик,
Жёлтый листик,
Будем их сейчас считать (хлопаем в ладоши)
Сколько листиков собрали
Раз, два, три, четыре, пять! (загибаем пальчики)
Можно с ними поиграть (поднимаем руки вверх , делаем "фонарики")
«Осень»
Солнышко греет уже еле-еле; (растопыриваем пальцы на обеих руках и соединяем ладошки вместе, затем соединяем пальчики)
Перелётные птицы на юг улетели; (машем ручками, как крылышками)
Голы деревья, пустынны поля, (разводим ручками)
Первым снежком принакрылась земля (плавно опускаем ручки вниз)
Река покрывается льдом в ноябре – (сжимаем ручки в замок)
Поздняя осень стоит на дворе (разводим руками перед собой)
"Ходит осень в нашем парке"
Ходит осень в нашем парке, (пальчиками шагаем по столу)
Дарит осень всем подарки: (показываем две ладошки сложенные вместе)
Бусы красные – рябине, (загибаем поочередно пальчики)
Фартук розовый – осине,
Зонтик желтый – тополям,
Фрукты осень дарит нам (прикладываем обе ладошки к груди)
Листья осенние тихо кружатся
Листья осенние тихо кружатся,
( плавные движения кистями рук слева направо)
Листья нам под ноги плавно ложатся
( плавно опускаем ручки вниз)
И под ногами шуршат, шелестят,
( трем ладошки друг о друга)
Будто опять закружиться хотят.
(поднимаем ручки вверх и плавно ими машем)
"Грибы"
(ладонь сжата в кулак и по-очереди отгибаем пальцы)
Раз, два, три, четыре, пять!
Мы идём грибы искать. (хлопаем в ладоши)
Этот пальчик в лес пошёл, (поочередно загибаем пальчики)
Этот пальчик гриб нашёл,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик всё съел,
Оттого и растолстел.
"Хозяйка"
Хозяйка однажды с базара пришла, (шагаем пальчиками по столу)
Хозяйка с базара домой принесла: (хлопаем в ладоши)
Картошку, капусту, морковку, горох, (поочередно загибаем пальчики на левой руке)
Петрушку и свеклу, ох! (хлопаем в ладоши)
Накрытые крышкой, в душном горшке (правую ладошку собираем "ковшом", левой накрываем сверху, как крышечкой)
Кипели, кипели в крутом кипятке: ( крутим ручками перед собой)
Картошка, капуста, морковь, горох (поочередно загибаем пальчики на руке)
Петрушка и свекла, ох! (хлопаем в ладоши)
И суп овощной оказался неплох! (показываем большой палец)
«Ежик»
Одна рука (ладошка разжата, пальчики растопырены) – это ежик, пальцы другой руки – лесные зверюшки.
Сжимаем одной рукой каждый палец другой руки.
«Ежик по лесу идет, всем орешки раздает. (растопыриваем пальцы правой руки-это ежик, левая рука сжата в кулачок)
Зайке беленькому (отгибаем мизинчик),
Волчку серенькому (отгибаем безымянный палец)
Рыжей лисичке (отгибаем средний палец),
Белочке-сестричке (отгибаем указательный палец),
А медведю-мишке ежик дарит шишки (отгибаем большой палец).
"Капуста"
Так капусту мы рубили (ребрами ладоней "рубим" капусту)
И вот так ее солили, (щепотками обеих рук "солим")
Отжимали ручками, (сжимаем и разжимаем кисти рук)
Собирали в кучку мы (собираем в кучку воображаемую капусту)
В банку затолкали, (кулачками забиваем ее в воображаемую банку)
Крышкой закрывали (хлопаем правой ладошкой по левой)
Дидактическая игра «Собери урожай»
Цель: формирование у детей представлений об овощах и фруктах; развитие внимания, памяти, мышления, мелкой моторики рук.
Инструкция: распределите по корзинкам овощи и фрукты.
Д
ОВОЩИ
идактическая игра «Собираемся на прогулку»
Цель: формирование у детей представлений об одежде в осенний период года; воспитание заботливого отношения к вещам.
Инструкция: назовите ребёнку элементы одежды и обуви осенью. Обобщите полученные знания.
Дидактическая игра «Разложи листочки»
Цель: развитие у детей сенсорных эталонов.
Инструкция: разложите вместе с ребёнком листочки в кармашки по цвету: жёлтые листочки – в жёлтый кармашек, красные – в красный, зелёные – в зелёный.
Дидактическая игра «Соберём грибочки»
Цель: развитие у детей умения группировать предметы по величине.
Инструкция: разложите вместе с ребёнком грибы в корзинки: большие грибы в большую корзинку, маленькие – в маленькую.