МБДОУ «Одесский детский сад»
Проект
« Сказки в цифрах»
Выполнила : Жунусова Т.М.
Одесское-2025
Актуальность
Меня как родителя и педагога волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Я считаю, что один из показателей интеллектуальной готовности ребёнка к школьному обучению - уровень развития математических и коммуникативных способностей. Математика для детей имеет важное значение в плане развития памяти и дальнейшего восприятия математической информации. Для более эффективного внедрения математики в сознание ребенка, изучение ее должно начинаться, безусловно, в детском саду. Причем не надо бояться серьезных геометрических фигур и прочего. В этом возрасте мозг ребенка улавливает все до мелочей, и, если порой малыш не все понимает, это не страшно, все равно какая-то часть учебного процесса закладывается у него в памяти, мозг начинает привыкать к новым данным. Постепенно, после игр и повторений, ребенок с легкостью уже будет различать геометрические фигуры, научится прибавлять и вычитать.
Реализация данного проекта будет проходить в игровой форме, методом игр и подсказок.
Проблема: Как с помощью элементов драматизации и чтения сказок можно изучать математику?
Цель проекта: Формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности, через чтение художественной литературы и театрализованную деятельность.
Планируя и реализуя проект, были поставлены задачи:
• Используя элементы театрализации, закрепить элементарные математические представления о числах, геометрических фигурах, через тесную связь восприятия и познания окружающего мира.
• Вызвать интерес к чтению.
• Выяснить, как часто встречаются числа в сказках и определить, и какие это числа.
• Развить творческие способности: выразительность речи, движений в театральных постановках.
• Использовать специфику театрализованной деятельности, как образовательной технологии.
• Воспитать бережное, внимательное отношение к окружающим людям, бережное отношение к миру вещей, миру природы.
Гипотеза проекта: если реализовать многогранные возможности театрализованной деятельности и сказки, то возможно более качественное усвоение математических представлений у детей дошкольного возраста.
Предполагаемый результат:
1. Развитие у детей интереса к математике при помощи театра и чтения сказок.
2. Активация позиции родителей как участников образовательного процесса.
Методы проекта: познавательные игровые занятия; игры-сказки; работа с математическими пособиями, различными видами театра.
Тип проекта: обучающий, творческий.
Участники проекта: воспитанники и родители воспитанников и дети.
Срок реализации проекта: краткосрочный (1 месяц).
Основная часть.
Вся работа строилась в три этапа:
1. Подготовительный: совместное определение детьми и воспитателем цели проекта, мотивация предстоящей деятельности, прогнозирование результата. С помощью родителей были приобретены дидактические игры, пособия, книги сказок.
2. Второй этап:реализация проекта через разные виды деятельности. Виды детской деятельности:
• Хороводные игры: «Теремок», «У Маланьи, у старушки…».
• Авторские дидактические игры: «Найди пару», «Найди друг друга», «Весёлый счёт», «Яблонька»
• Музыкальные игры: «Лесенка», «Научи матрёшку считать», «Слушай и хлопай», «Учёный кузнечик».
• Пальчиковые игры (на закрепление счёта).
• Подвижные игры: «Волк и зайцы», «Третий лишний», «На одной ножке по дорожке», «Ловишки на одной ноге»,
• Драматизация сказок: «Теремок», «Колобок», «Репка», «Волк и семеро козлят», «Три поросёнка» с одновременным закреплением порядкового счета.
• Чтение русских народных сказок: «Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Царевна лягушка», «Теремок», «Хаврошечка», «Илья Муромец», чтение сказок Пушкина А.С.
• Настольный театр по сказкам: «Колобок», «Теремок», «Репка», «Три медведя», «Маша и медведь».
• Циклы игр по теме: «Цифры», «Геометрические фигуры», «Количество и счёт», «Сравнение по ширине и высоте»
Однажды, беседуя с детьми, я сказала: «Математика – настоящее волшебное сказочное царство. А цифры, числа, геометрические фигуры, если вы сильно захотите, могут превратиться в удивительные сказочные персонажи и действия».
Теперь, когда я читала детям сказки, ребята стали обращать внимание на числа, которые там встречались. Число «три» встречается во многих пословицах и поговорках: «в трех соснах», «в три ручья», «с три короба» и так далее. Прочитав ряд сказок, мы обнаружили следующее:
Сказка «Царевна лягушка»
Было у царя 3 сына. 3 задания давал царь невестам: испечь хлеб, соткать ковёр и смотр невест. Лягушка 3 раза превращалась в царевну. На царевну было наложено заклятие: 3 года быть лягушкою.
Сказка «3 медведя»
Главных героев – 3. Всех предметов по 3(кровати, миски, стулья).
Сказка «Хаврошечка»
Было у хозяйки 3 дочери: Одноглазка, Двухглазка и Трёхглазка. 3 раза засыпала Хаврошечка.
Сказка «Теремок»
7 зверей заселялись в Теремок: муха, комар, мышка, лягушка, заяц, лиса, волк. Медведь – 8-й – развалил Теремок.
Сказка «Волк и семеро козлят»
В сказке 7 козлят было у козы.
3. Третий этап:
1. Привлечение родителей к работе над проектом. Почитать детям сказки с цифрами.
2. Картотека занимательных игр «Это можно взять с собой».
3. Консультации: «Математика - это интересно», «Математика дома».
4. Показ презентации «Сказочная математика».
Заключение:
На заключительном этапе определены результаты и продвижения детей. Уровень знаний и интересов у детей повысился. Цель проекта достигнута - формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности через чтение художественной литературы и театрализованную деятельность возможно. Гипотеза доказана - дети активны и заинтересованы. Процесс исследования детям понравился.
Достигнутые результаты:
Используя элементы драматизации, разные виды театров, были закреплены элементарные математические представления о числах (закреплен количественный и порядковый счет) и геометрических фигурах, через тесную связь восприятия и познания окружающего мира. Дети принимали активное участие в творческих театрализованных постановках, у них улучшилась выразительность речи, движений, изобразительные навыки. У детей проявилось бережное, внимательное отношение к окружающим людям, к миру вещей, природы, проявился острый интерес к слушанию сказок. Дети выяснили, что самое распространенное число, которое встречается в сказках – три. Как говорил М. В. Ломоносов: «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит». Результаты проекта подтверждают эту истину.