Проект «Ученик года»
среди учащихся начальных классов.
Автор: Бадлуева Д.Д., заместитель директора по УВР,
учитель математики МБОУ «Торская СОШ»
Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства.
Школа является критически важным элементом в этом процессе. Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации. И такое обучение должно начинаться с начальных классов.
В контексте президентской инициативы «Новая школа» одним из пяти приоритетов выделена работа с одаренными детьми. На мой взгляд, оптимальная модель системы работы с одаренными учащимися является многоуровневой структурой, позволяющей выявить, создать условия и обеспечить развитие учащихся, чей уровень развития потенциально близок к так называемым «одаренным».
Проблема и актуальность проекта. На сегодняшний день остро стоит вопрос создания системы поддержки талантливых и одаренных детей. Причина, наверное, в том, что не решены в полной мере ряд проблем:
- малое количество либо полное отсутствие условий для самовыражения личности ребенка младшего школьного возраста;
- расширение сети инновационных учреждений (базовых учреждений), реализующих деятельность по развитию детской одаренности и таланта;
- недостаточность материального стимулирования работы педагогов в выявлении и развитии одаренных детей
Идея проекта: Основной идеей проекта является объединение усилий педагогов и руководителей образовательных учреждений, родителей, руководителей муниципальных служб управления, творческой общественности с целью создания благоприятных условий для реализации творческого потенциала детей.
Цель проекта: утверждение образования как одного из главных способов саморазвития личности, ее самоутверждения, самовыражения.
Задачи проекта:
1. Поиск путей наиболее полного использования возможностей школы для раскрытия способностей учащихся и реализации их творческого потенциала.
2. Стимулирование познавательной активности и творческой деятельности учащихся школы в урочное и внеурочное время.
3. Повышение уровня участия родительского актива в жизни классных коллективов.
4. Формирование банка данных «Одарённые дети».
Участники проекта: учащиеся начальных классов, педагогическое сообщество нижнего образовательного округа (МБОУ «Торская СОШ», МБОУ «Зун-Муринская СОШ», МБОУ «Далахайская ОШ», МБОУ « Шулутовская школа-сад», МБОУ «Гужирская школа-сад», МБОУ «Шанайская школа-сад», родительская общественность, специалисты
Принципы проекта:
- принцип разностороннего развития личности
- принцип гуманизации
- принцип индивидуальности
- принцип взаимосвязи с семьей
- принцип ответственности
- принцип соблюдения прав человека и гражданина
- принцип обеспечения равных возможностей для участников при реализации проекта
- принцип активности детей
Ожидаемый результат:
- активное включение учащихся в процесс самообразования, создание условий для развития учебных и творческих возможностей учащихся школы;
- увеличение количества участников районных, республиканских и всероссийских конкурсов, олимпиад, исследовательских проектов, фестивалей;
- повышение качества образовательного процесса в школе;
- постоянное сотрудничество школы с партнерами и спонсорами.
Контроль за реализацией проекта будет осуществлять Организационный комитет.
Этап реализации проекта:
I этап – подготовительный. Сроки реализации – сентябрь
II этап – основной. Сроки реализации – октябрь – декабрь
III этап – итоговый (аналитический). Сроки реализации - январь
Механизм реализации проекта
Месяц | Вид деятельности | Ожидаемый результат | Участники | Ответственный |
подготовительный |
сентябрь | Формирование проектной группы. Выбор формы продукта. Утверждение тематики мероприятий | создание проектной группы, определение тематики мероприятий | | Бадлуева Д.Д. |
сентябрь | Изучение методической литературы, материалов передового педагогического опыта Проведение диагностики, анализ и обобщение результатов. Групповое обсуждение идей проекта. Подбор материала. Подготовка положения о проведении конкурса «Ученик года». | анализ результатов диагностики; идеи проекта, предложения, материалы для проведения мероприятий | Проектная группа | Бадлуева Д.Д. Проектная группа |
сентябрь | Составление графика проведения мероприятий, подготовка | график проведения мероприятий | Проектная группа | Бадлуева Д.Д. Проектная группа |
основной этап |
Октябрь- ноябрь | Выполнение практической части проекта: - рассылка приглашений и Положения о конкурсе «Ученик года» - проверка и оценивание портфолио участников; - проведение конкурса «Ученик года» | | Проектная группа | Бадлуева Д.Д. Проектная группа организации-партнеры |
декабрь | Формирование папки с рабочими материалами проекта: черновики, планы, отчеты, наброски, графики, предложения | папка с рабочими материалами проекта | Проектная группа | Бадлуева Д.Д. Проектные группы |
декабрь | Оформление результатов работы на информационном стенде | Информационный стенд | Проектная группа | Бадлуева Д.Д. |
декабрь | Оформление продукта и подготовка портфолио проекта | Сценарий мероприятий | Проектная группа | Бадлуева Д .Д. |
Этап корректировки и обобщения |
январь | Составление проектной папки (портфолио проекта) | проектная папка (портфолио проекта) | Проектная группа | Бадлуева Д.Д. |
январь | Обобщение материалов, оформление отчетов о выполненной работе. | отчет о выполненной работы | Проектная группа | Бадлуева Д.Д. |
январь | Анализ первичных результатов и корректировка деятельности по развитию проекта | отчет с результатами анализа и проведенной корректировки деятельности | Проектная группа | Бадлуева Д.Д. |
январь | Работа по планированию деятельности на следующий год с учетом результатов проведенного анализа | План работы на следующий год | Проектная группа | Бадлуева Д.Д. |
Перспективы проекта:
- проектирование развивающей среды для одаренных и талантливых детей в соответствии с реализацией поставленных задач;
- создание единых благоприятных условий для организации педагогического процесса в семье и в образовательном учреждении;
- совершенствование качества учебно-воспитательного процесса путем интеграции разных направлений, совместной деятельности нижнего образовательного округа;
- введение в образовательный процесс педагогических технологий, инноваций, методик, направленных на развитие творческого потенциала учащихся начальных классов;
Источники финансирования и смета затрат на реализацию проекта
Мероприятия | Финансирование |
Оплата труда педагогов за результаты в виде надбавок и доплат к основной зарплате | Стимулирующая часть ФОТ |
Расходы, связанные с печатью и распространением печатной продукции | Спонсорская помощь |
Приобретение призов и наград Целевая поддержка одаренных детей Поощрение одаренных детей | Средства от участия в конкурсах, национальных проектах, грантах, спонсорская помощь поселенческих администраций, МБОУ «Торская СОШ», спонсорские средства |
Возможные риски по реализации проекта:
- отсутствие финансирования;
- отсутствие мотивации у населения в организации и проведении мероприятий;
- отсутствие взаимодействия с социальными партнёрами.