СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Удивительное электричество"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный проект знакомит с  явлением электризации тел и его особенностями, позволяет узнать, что из себя,  представляет статическое электричество; провести опыты со статическим электричеством, объяснить их. Полученные знания, опыт можно использовать для сообщений и докладов при изучении курса «Окружающий мир».

 

Просмотр содержимого документа
«проект Удивительное электричество Коцур Иван»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Петуховская средняя общеобразовательная школа»

Томского района











ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

по теме:



«Удивительное электричество»



Выполнил: ученик 2 класса

Коцур Иван

Руководитель: Михновец Светлана Анатольевна,

учитель начальных классов



Петухово 2017

Тема: «Удивительное электричество»

Введение


Недавно к нам в школу приезжал фокусник, и он научил меня одному фокусу. Я не сразу понял, в чем там дело, но посмотрев мультик, я догадался, что это электричество.

Но знаний мне не хватало, и Светлана Анатольевна предложила мне сделать опыты с этим удивительным электричеством. Так получился наш проект.


Проблема: Откуда берется статическое электричество?


Актуальность выбранной темы связана с желанием объяснить непонятные для меня явления.


Гипотеза: предположим, что статическое электричество возникает в результате взаимодействия каких-то предметов, при трении.


Предмет исследования – статическое электричество как физическое явление.


Объект исследования – особенности статического электричества.


Цель: познакомиться с явлением электризации тел и его особенностями.


Задачи исследования:


  • Узнать, что из себя, представляет статическое электричество;

  • Провести опыты со статическим электричеством, объяснить их;


Практическая значимость: полученные знания, опыт можно использовать для сообщений и докладов при изучении курса «Окружающий мир».


В работе будут использоваться следующие термины: электричество, статический, протон, электрон.


Электричество – совокупность явлений, в которых обнаруживается существование, движение, взаимодействие заряженных частиц.


Статический – (от греч. «неподвижный») находящийся в состоянии покоя в какой-либо определенный момент.

Протон – элементарная частица, имеющая положительный заряд и входящая в состав всех атомных ядер.


Электрон – элементарная частица, имеющая отрицательный электрический заряд.


Мне не терпелось скорее перейти к опытам, и первый свой опыт мы провели, не изучая научно-познавательной литературы.


Опыт первый «Живые волосы»


Цель: показать, как при трении образуется статическое электричество.


Оборудование: пластмассовая расческа.


Мне предложили взять пластмассовую расческу и начать расчесывать волосы Маши, через несколько минут мы увидели, что, когда расческа приближается к Машиной голове, то волосы сами начинают подниматься и тянуться к расческе. Светлана Анатольевна сказала, что это из-за статического электричества.


Вывод: При трении расчески о волосы образуется статическое электричество.


Мы изучили предложенную литературу и выяснили:


Всем известно такое явление: если снимать одежду из синтетики, будет слышно легкое потрескивание, а в темноте можно даже увидеть слабые искорки, к тому же к синтетической одежде легко пристают ниточки, шерстинки и другие мелкие частички. Все эти примеры относятся к явлению, называемому статическим электричеством.



Статическое электричество - это явление, связанное с появлением в теле неподвижных электрических зарядов.


Оказывается, что все тела состоят из мельчайших частиц, называемых атомами. В свою очередь, атомы состоят из ещё более мелких частиц. Их называют протонами и электронами. Протоны составляют ядро атома и имеют положительный заряд, обозначаемый знаком плюс (+), электроны свободно движутся вокруг ядра и имеют отрицательный заряд, обозначаемый знаком (-).

Атомы содержат одинаковое количество протонов и электронов, поэтому положительные заряды уравновешиваются отрицательными. Протоны находятся в неподвижном состоянии и представляют собой ядро атома. Электроны, напротив, постоянно вращаются вокруг ядра.

Еще со времен древнего Египта и древней Греции было известно, что натертый шерстью кусочек янтаря (янтарь — по-гречески "электрон", отсюда и происхождение термина "электричество") способен притягивать к себе клочки папируса или другие легкие предметы. При трении, как мы сейчас говорим, тела электризуются, т.е. приобретают электрический заряд значительной величины. При этом электризуются оба трущиеся тела, получая одинаковые по величине, но противоположные по знаку заряды.


Опыт второй «Танцующие хлопья»

Цель: показать, что в результате контакта между двумя различными предметами возможно разделение статических электрических разрядов.

Мы взяли:

Немного овсяных хлопьев и воздушный шарик.

Положили на стол лист бумаги, а на него насыпали немного овсяных хлопьев. Они лежат спокойно и не шевелятся. Воздушный шарик потерли о волосы и приблизили к хлопьям. Они начали «танцевать» и стали прилипать к шарику, казалось, что они подпрыгивают, а шарик притягивает их к себе. Постепенно шарик перестал притягивать хлопья. Хлопья стали падать обратно на стол. Хлопья начинают прилипать к шарику благодаря статическому электричеству. Когда мы трём шарик о волосы (или шерстяную вещь), он приобретает отрицательный заряд. Шарик начинает притягивать к себе положительные заряды на поверхности хлопьев. Поэтому овсяные хлопья подпрыгивают и прилипают к шарику.

Вывод: противоположно заряженные тела притягиваются друг от друга.

Еще выяснили:

  • оказывается, что тело электризуется, если количество электронов в нем увеличивается или уменьшается.

  • когда количество заряда становится достаточно большим, происходит электрический разряд, между телами с треском проскакивает искра.

  • заряды с противоположными знаками притягиваются, заряды с одноимёнными знаками отталкиваются.

Как притягиваются разноименно заряженные частицы, мы еще пронаблюдали на опытах с ручкой и бумажками, шариком и стенкой, волосами и шариком.

Мы убедились, что при трении шарика о шерстяную ткань, ручки о волосы, они электризуются и приобретают способность притягивать к себе тела, как магнит.

Нам захотелось увидеть, правда ли одноименно заряженные частицы отталкиваются?



И снова опыт: «Поссорившиеся шарики»


Цель: понаблюдать, как одинаково заряженные тела будут отталкиваться друг от друга.

Оборудование: надутые воздушные шары.


Берем два надутых резиновых шарика, натираем их о свою макушку (одинаково заряжаем трением), и отпускаем. Шарики отскочили друг от друга в стороны, потом полетели навстречу друг другу, но, немного не долетев, снова отскочили. Через некоторое время шарики успокоились и повисли так, будто их какой-то невидимка раздвинул и не давал прикоснуться.


Вывод: Одинаково заряженные тела отталкиваются друг от друга.


Подведем итог:


Опыты нам понравились.

Во время соприкосновения, а трение лишь увеличивает его площадь, между телами что-то происходит. Это «что-то» стали называть передачей электрического заряда. Его появление на различных телах приводит не только к их притяжению, но, бывает, и к отталкиванию. Поэтому заряды решили снабдить памятками-знаками. И теперь говорят, что притягиваются друг к другу тела с зарядами разных знаков, или разноименными зарядами: «плюс» к «минусу» — и «минус» к «плюсу». А отталкиваются одноименные: «плюс» от «плюса» — «минус» от «минуса». «Прицепить», конечно же, мысленно, тот или иной знак заряда к тому или иному телу люди договорились давно. Сейчас, покупая электрическую батарейку, вы сразу же найдете на ней эти обозначения. Это поможет вам правильно вставить ее в какой-либо прибор, где тоже имеются такие отметки.

После изучения теоретического материала и проведения опытов, я могу объяснить, почему трещит и искрится одежда, почему раздаются щелчки, когда я глажу свою кошку, почему «дерется» машина, почему вслед за расческой поднимаются волосы. Тела при трении электризуются. На них накапливаются заряды разного знака (положительного и отрицательного). Если на теле избыток электронов, оно заряжено отрицательно, если недостаток электронов – положительно. Между сильно наэлектризованными телами происходит электрический разряд.




Литература:


  1. Детская энциклопедия «Я познаю мир. Физика» М., АСТ 1998.

  2. М.Яковлева «Веселые научные опыты для детей и взрослых», М., Эксмо, 2012 г

  3.  Натали, Алекс и К° 2003 - 2011 г. «Как добыть немного электричества»

  4. Физика – юным: Теплота. Электричество. Кн. для внеклассного чтения. 7 кл./Сост. М. Н. Алексеева. – М.: Просвещение, 1980

  5. http://www.physbook.ru/index.php/GSA._Электризация_трением

http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokg++,3+0-auz_efron/118409/Электризация

6



Просмотр содержимого презентации
«Удивительное электричествоКоцур И»

Электричество вокруг нас Выполнил: ученик 2 класса МБОУ «Петуховская СОШ» Томского района  Коцур Иван  Руководитель: Михновец Светлана Анатольевна

Электричество

вокруг нас

Выполнил: ученик 2 класса МБОУ «Петуховская СОШ» Томского района

Коцур Иван Руководитель: Михновец Светлана Анатольевна

Актуальность    выбранной темы связана с желанием объяснить непонятные для меня явления.

Актуальность

выбранной темы связана с желанием

объяснить непонятные для меня явления.

Предмет исследования – статическое электричество как физическое явление.  Объект исследования – особенности статического электричества. Цель исследования : познакомиться с явлением электризации тел и его особенностями; Задачи: собрать теоретический материал по теме: «Статическое электричество»; провести опыты со статическим электричеством, объяснить их; Практическая значимость: полученные знания, опыт  можно использовать для сообщений и докладов при изучении курса «Окружающий мир».
  • Предмет исследования – статическое электричество как физическое явление.
  • Объект исследования – особенности статического электричества.
  • Цель исследования : познакомиться с явлением электризации тел и его особенностями;
  • Задачи:
  • собрать теоретический материал по теме: «Статическое электричество»;
  • провести опыты со статическим электричеством, объяснить их;
  • Практическая значимость: полученные знания, опыт можно использовать для сообщений и докладов при изучении курса «Окружающий мир».
Гипотеза

Гипотеза

  • предположим, что статическое электричество возникает в результате взаимодействия каких-то предметов или от трения
Опыт первый : «Живые волосы»   Цель: показать, как при трении образуется статическое электричество. Оборудование: пластмассовая расческа   когда расческа приближается к волосам,  то они сами начинают подниматься и тянуться  к расческе.

Опыт первый : «Живые волосы»

  • Цель: показать, как при трении образуется статическое электричество.
  • Оборудование: пластмассовая расческа

когда расческа

приближается к волосам,

то они сами начинают

подниматься и тянуться

к расческе.

«Живые волосы»

«Живые волосы»

  • Вывод: При трении расчески о волосы образуется статическое электричество
Выяснили:   Атом состоит из  положительно заряженных ПРОТОНОВ (+),  которые составляют ядро, а вокруг него движутся отрицательно заряженные ЭЛЕКТРОНЫ (-)

Выяснили:

Атом состоит из

положительно

заряженных

ПРОТОНОВ (+),

которые составляют

ядро, а вокруг

него движутся

отрицательно

заряженные

ЭЛЕКТРОНЫ (-)

Электризация происходит  вследствие трения

Электризация происходит вследствие трения

  • Наэлектризованные тела либо притягиваются, либо отталкиваются
Опыт второй «Танцующие хлопья»

Опыт второй «Танцующие хлопья»

«Танцующие хлопья»

«Танцующие хлопья»

«Танцующие хлопья» Вывод: Когда мы трём шарик о волосы (или шерстяную вещь), он приобретает отрицательный заряд. Шарик начинает притягивать к себе положительные заряды на поверхности хлопьев. Поэтому овсяные хлопья подпрыгивают и прилипают к шарику. Итак, заряды с противоположными знаками притягиваются.

«Танцующие хлопья»

  • Вывод: Когда мы трём шарик о волосы (или шерстяную вещь), он приобретает отрицательный заряд. Шарик начинает притягивать к себе положительные заряды на поверхности хлопьев. Поэтому овсяные хлопья подпрыгивают и прилипают к шарику.
  • Итак, заряды с противоположными знаками притягиваются.

Противоположно заряженные тела притягиваются

Противоположно заряженные тела притягиваются

Опыт третий  «Поссорившиеся шарики»

Опыт третий «Поссорившиеся шарики»

  • Цель: понаблюдать, как одинаково заряженные тела будут отталкиваться друг от друга. .
«Поссорившиеся шарики» Каждый предмет несёт на себе определённый заряд. У одинаковых предметов заряд одинаковый. Если натереть шарики шерстяной вещью, они приобретут отрицательный заряд. Одинаковые заряды отталкиваются, так же как магнитные полюса. Через некоторое время заряд теряется и шарики снова могут висеть рядом. . Вывод: Одинаково заряженные тела отталкиваются друг от друга.

«Поссорившиеся шарики»

  • Каждый предмет несёт на себе

определённый заряд. У одинаковых предметов заряд одинаковый. Если натереть шарики шерстяной вещью, они приобретут отрицательный заряд. Одинаковые заряды отталкиваются, так же как магнитные полюса. Через некоторое время заряд теряется и шарики снова могут висеть рядом. .

Вывод: Одинаково заряженные тела отталкиваются друг от друга.

Опыты нам понравились. Они позволяют сделать выводы о том, как взаимодействуют заряженные тела:

Опыты нам понравились.

Они позволяют сделать выводы о том, как взаимодействуют заряженные тела:

  • тела, имеющие заряды одинакового знака, отталкиваются, а заряды разного знака – притягиваются.
  • А если количество электронов становится слишком большим, то между телами при трении с треском проскакивает искра.
Использованная литература:

Использованная литература:

  • Детская энциклопедия «Я познаю мир. Физика» М., АСТ 1998.
  •   Натали, Алекс и К°  2003 - 2011 г. «Как добыть немного электричества»
  • Физика – юным: Теплота. Электричество. Кн. для внеклассного чтения. 7 кл./Сост. М. Н. Алексеева. – М.: Просвещение, 1980
  • М.Яковлева «Веселые научные опыты для детей и взрослых», М., Эксмо, 2012 г
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!