СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект удивительный мир водоемов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проект удивительный мир водоемов»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 38 города Кузнецка













ПРОЕКТ

«Удивительный мир водоемов»







Руководитель:

Сачкова Т.М.

Кильдеева С.Ю.

Координатор: Ухаботина Е.В.



















г. Кузнецк - 2023г


Раздел 1. Информационная карта проекта


1.1.

Наименование проекта

«Удивительный мир водоемов»









1.2.

Вид проекта

Познавательный, творческо- исследовательский


1.3.

Исполнитель



Воспитатели: Сачкова Т.М.

Кильдеева С.Ю.

1.4.

Адресная направленность

(целевая группа проекта)


Дети старшего дошкольного возраста

1.5.

Сроки и этапы реализации проекта


с 1.06.2023 по 15.06.2023г.

































Раздел 2. Описание проекта


2.1.

Актуальность проекта


Проблема экологического воспитания дошкольников очень актуальна. Дети сравнительно редко бывают возле каких- либо водоемов и практически не имеют возможности наблюдать обитателей пресных водоемов в их естественной среде. Чем больше ребенок узнает о жизни и среде обитания рыб, птиц, насекомых и животных наших водоемов, тем бережнее будет относиться к ним. Если дети поймут зависимость всех обитателей водоемов друг от друга, то им проще будет понять, какой вред экологии принесет уничтожение хотя бы одного из них.

Общение детей с природой, организованное педагогом, содержание знаний, доступное возрасту, восприятию детей, вызывает устойчивый интерес, стимулирует желание заботиться о природе и охранять ее. Чтобы воспитать у детей гуманное отношение к природе, важны не только знания, но и воспитание гуманных чувств, положительного опыта общения с природой.

2.2.

Основание для инициации проекта


Нормативно правовые документы

- Федеральный закон РФ от 29.12.2012г № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

- Устав детского сада

2.3.

Цель проекта


Формирование представлений об экосистеме пруд, как природном сообществе, развитие познавательных возможностей детей.

2.4.

Задачи проекта


Для детей:

- формировать у детей представления о водоеме, как о доме для растений и животных;

-формировать знания о способах приспособления к жизни в водной среде;

- развивать интерес к обитателям пресных водоемов;

- воспитывать убеждения о необходимости бережного и осознанного отношения к природе, желании ее беречь и охранять;

Для педагогов:

- обеспечить психологическое благополучие и здоровье детей;

- приобщить детей к процессу познания;

- привлечь детей к совместной с взрослыми деятельности

Для родителей:

- повысить уровень экологических знаний родителей через совместное участие в педагогическом процессе с детьми.

2.5.

Партнеры проекта


Воспитатели

Родители воспитанников

2.6.

Планируемые показатели эффективности


Для детей:

-формирование осознанно-правильного отношения к природе, расширение знаний о животном и растительном мире водоема;

- повышение познавательного интересов через различные виды деятельности.

Для педагогов:

- повышение уровня творческой компетентности педагогов;

- развитие готовности к применению современных методик и технологий для обеспечения качества пед. процесса;

-создание условий для конструктивного взаимодействия с семьями воспитанников в целях дальнейшего сотрудничества;

Для родителей:

- расширение кругозора экологических знаний родителей;

-углубление психолого-педагогической компетенции родителей;

- повышение уровня вовлеченности родителей в деятельность ДОУ (активизация родителей).















































Раздел 3. Дорожная карта проекта


№ п/п

Наименование мероприятий

Сроки реализации

Результаты

1

1.Формулировка цели и разработка задач;

2. Составление плана основного этапа проекта;

3. Подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы; дидактических игр, разработка бесед.

4. Подбор методической литературы для реализации проекта.

5. Организация предметно развивающей среды для самостоятельной деятельности детей.

01.06. 2023- 06.06. 2023г.



Подготовка педагогов к проекту

2

Беседа с родителями о предстоящем проекте, необходимости их участия в нем.

05.06.2023



Выявить уровень осведомленности родителей по теме.

3

Работа с родителями:


  1. Консультация «Безопасность на водоемах в летний период»

  2. Беседа «Выходные на природе с детьми».


07.06.-15.06.2023г.

Повышать информационный уровень родителей по теме.

Кильдеева С.Ю.


Сачкова Т.М.

4

Беседы с детьми:


  1. «Водоем, река, озеро»

  2. «Рыбы, живущие в пресных водоемах»

  3. «Мир водных насекомых»

  4. «Правила поведения на водоемах»

05.06.-14.06.2023г

Развивать познавательную активность дошкольников

Кильдеева С.Ю.



Кильдеева С.Ю.

5

Дидактические игры:

«Кто где живет», «Кто лишний», «Найди тень», «Мячик передай, обитателя пруда называй», лото «Обитатели рек и озер»

05.06.-14.06.2023г.

Активизировать сообразительность, внимание детей через игровую ситуацию, развивать мелкую моторику рук . Кильдеева С.Ю.

6

Экскурсия к водоему



08.06.2023г.

Познакомить детей с водоемом и его обитателями: утками, рыбами, лягушками и водными насекомыми; показать, что на берегу и в воде живут те растения и животные, которые не могут обходиться без воды.

Кильдеева С.Ю.

9

1.Конспект образовательной деятельности для детей «Кто живет в пруду?»

2.Конспект образовательной деятельности «Биоценоз пруда»

2. Совместная и самостоятельная художественно-продуктивная деятельность:

-рисование «Утки на пруду»;

-конструирование «Веселая лягушка»;

-лепка «Улитка»


05.06.-13.06.2023 г.

Расширять представления о животном и растительном мире пресных водоемов

Развивать у детей речь, познавательную активность, внимание, память, мелкую моторику рук.

10

1.Чтение художественной литературы:

В. Гаршин «Лягушка- путешественница», В. Бианки «Зеленый пруд», И. Токмакова «Рыбка», Л. Муур «Крошка енот и тот, кто сидит в пруду»

2. Загадки об обитателях водоемов

05.06.-15.06.2023г.

Активизировать речь, обогащать словарный запас, учить подбирать слова, определяющие качества героев;

развивать память, фантазию, творческое воображение, эмоциональное восприятие, гибкость мышления

11

Презентация «Пруд и его обитатели»

07.06.2023г.

Закреплять знания об обитателях пресных водоемов.

12

 Прослушивание музыкальных композиций: «Звуки природы. Пруд» («На пруду» Ю. Кудинов)

13.06.2023г.

Развивать интерес к музыке, расширять музыкальный кругозор, воспитывать музыкальный вкус

13

Изготовление коллективной аппликации «Пруд»

14.06.2023г.

Создать условия для творчества детей

14

Спортивное развлечение «Путешествие на речку»

15.06. 2023г.

Формировать умение играть сообща, интерес к природе.





































Приложение

Консультация для родителей «Безопасность на водоемах в летний период»

У маленьких детей обычно отсутствует природный страх перед водой и поэтому они смело лезут в нее, совершенно не осознавая грозящие им опасности. Дошкольники часто не способны адекватно оценить уровень угрозы, а значит, основная задача по обеспечению их безопасности на воде ложится на родителей.

Малыши малышами, а взрослый должен неусыпно контролировать процесс купания детей, тем более дошкольного возраста, когда ребенок еще достаточно слаб и не организован и когда он может утонуть в считанные минуты.

Правила безопасности на воде купание в открытых водоемах

· Для плавания используйте лишь круги и жилеты, предназначенные для применения в открытых водоемах, у них должны быть толще стенки и, желательно, несколько автономных камер. Чтобы ребенок не утонул при проколе одной из них.

· Всегда будьте возле ребенка, который в воде. Не отводите от него взгляда. Дошкольник может за секунду уйти под воду и захлебнуться.

· Старайтесь не брать дошкольников кататься на лодках, водных велосипедах и других плавательных средствах, это может быть опасно. Но даже если и берете малыша, всегда надевайте на него еще на берегу спасательный жилет.

· Плавайте в специально отведенных местах с чистым проверенным дном, и где есть спасатель и медицинский пункт.

· Если вы плаваете с детьми на природе, то выбирайте чистое мелкое место с течением меньше 0,5 метра/секунду. Предварительно проверьте самостоятельно дно, оно должно быть не топким и без острых предметов. Всегда будьте возле малышей.

· Не разрешайте дошкольникам заплывать далеко от берега и нырять на мелких местах или там, где незнакомое дно.

Правила безопасности на воде купание в надувных бассейнах

· Никогда не позволяйте детям нырять в надувные бассейны.

· Не оставляйте дошкольников без присмотра даже в маленьком тазике. Малыш может упасть лицом в воду и утонуть, у него еще слишком слабые руки для веса тела и поэтому ему тяжело подниматься.

· Максимально оградите несанкционированных доступ к бассейну малышей, чтобы они самовольно не пошли плавать. Для этого снимайте лестницу, ставьте заградительный барьер, не оставляйте стулья по которым можно забраться внутрь, надевайте на верх плотный защитный чехол (который не провалится под весом ребенка или двух) или сливайте воду из бассейна. Надежной изгородью от малышей можно считать заслон высотой от полутора метров, в котором либо отсутствуют горизонтальные перекладины, либо они слишком малы, чтобы по ним удобно было взобраться.

· Если у вас большой надувной бассейн с мощной системой слива и наполнения, то убедитесь что выпускная система не создает мощного давления, которое может засосать ребенка.

Используйте простые понятные правила безопасностиа также стихи, картинки и рассказы, разъясняющие их.

Например, стихи:

В воде плескаться будем мы,

У берега, где мама нас поставила,

Совсем мы не боимся глубины,

Мы просто водные все знаем правила!

Мы правила купания все соблюдаем на воде,

Поэтому мы знаем, что никогда не быть беде.

Мы малыши послушные, родителей мы любим,

И оттого знаем правила, и никогда их не забудем.

Итак, дошкольникам необходимо четко усвоить следующие правила безопасности на воде:

· Нельзя заходить или заплывать глубоко в воду.

· Нельзя плавать в воде без присмотра взрослых.

· Нельзя нырять в воду, там, где мелко, там где твердое или острое дно.

· Не ныряй в маленький надувной бассейн.

· Нельзя нырять в воду с лодок.

· Нырять в воду можно только там, где хорошее дно, достаточная глубина, и где тебе разрешают взрослые, которые должны быть рядом.

· Нельзя ходить по краю причалов, пирсов, волнорезов и других мест, откуда можно упасть в воду.

· Не надо долго находиться в воде, можно сильно замерзнуть.

· Когда играешь с детьми, запрещено их толкать в воду или удерживать под водой, они могут захлебнуться.

· Нельзя купаться во время плохой погоды.

· Правило для тех, кто не умеет плавать или плохо плавает - когда купаешься, используй надувной круг, жилет, нарукавники.

· Не заплывай далеко от берега даже на надувном круге или в жилете - это опасно. Они могут лопнуть и начнешь тонуть.

· Если ты видишь, что кто-то тонет или кому-то плохо, сообщи об этом взрослым.

· Если ты наглотался воды, замерз, у тебя судорога или просто плохо - выйди из воды!

· Будь осторожен на берегу реки, озера или моря, там могут быть ямы даже недалеко от берега.

· Нельзя играть в воде в игры связанные с захватами соперника и удержанием его под водой, твой товарищ может захлебнуться и потерять сознание.

Не игнорируйте правила поведения на воде и не разрешайте делать это детям.

Вода - опасная для людей стихия.

Даже спокойная водная гладь, несмотря на кажущуюся безопасность, таит в себе угрозы.

Причем неприятности обычно случаются не с теми детьми, которые не умеют плавать, поскольку они обычно не заходят в воду глубже, чем по пояс, а с тем, кто мнят себя отличными пловцами. Многие несчастные случаи происходят именно из-за купания в запрещенных местах.

Что нужно знать родителям про безопасность детей на воде

· Купаться надо часа через полтора после еды;

· Если температура воды менее +16 °С, то купаться вообще не рекомендуется, так как от холода могут начаться судороги или может произойти потеря сознания;

· При температуре воды от +17 до +19 °С и температуре воздуха около 25 °С, в воде не следует находиться более 10-15 минут;

· Плавать надо только в специально оборудованных для этого безопасных местах. Если вы решили поплавать, находясь в местах дикой природы, то выбирайте место с чистой водой, глубиной до 2-х метров, с ровным гравийным или песчаным дном и где течение воды слабое, то есть не превышает 0,5 м/с (для проверки бросьте в воду щепку или палочку).

· Всегда хорошо проверяйте дно и следите за купающимися детьми. Дети должны купаться у самого берега.

· Никогда не купайтесь в заболоченных местах.

· Если вы находитесь в нетрезвом состоянии, то не пускайте детей в воду, они, оставшись без присмотра, могут попасть в беду.

· Запрещено заплывать за буйки, а если их нет, то слишком далеко от берега;

· Нельзя близко подплывать к судам;

· Нельзя прыгать в воду в местах, где мелко или незнакомое дно;

· Нельзя прыгать в воду с лодок, причалов, мостов и других, не предназначенных для этого мест;

· Нельзя после перегрева на солнце или долгого бега резко прыгать в холодную воду, это может вызвать шок и потерю сознания или остановку сердца. Предварительно надо сполоснуться водой;

· Нельзя купаться в шторм и при сильных волнах;

· Не купайся в водоемах, берег которых обложен большими камнями или бетонными плитами, они покрываются мхом становятся скользкими и по ним опасно и трудно выбираться;

· Надувные матрасы и круги предназначены для плавания только вблизи берега;





Беседа с родителями: «Выходные на природе с детьми».


В каждой семье по-своему принято проводить выходные дни. Но в большинстве случаев, это выглядит так: мама с папой заняты своими делами, дети смотрят мультики или сидят за компьютером. Это не только плохо отражается на здоровье дошкольников, но и оказывает отрицательное воздействие на детско-родительские отношения, между родителями и детьми теряется нить дружбы и доверия. На этапе когда дети еще малы, это не так страшно, а вот когда настанет подростковый период, родители начнут пожинать свои плоды.

А ведь выходные можно проводить весело и с пользой для всей семьи. Совместное времяпрепровождение сплачивает семью, а так же дает понять ребенку, насколько он важен для мамы и папы. Но, не стоит забывать о режиме ребенка, ведь после выходных наступят будни и ребенок пойдет в дошкольное учреждение, где ему будет проще адаптироваться к новой «рабочей неделе», если домашний режим совпадает с детсадовским.

В любую погоду и при любом финансовом состоянии можно интересно проводить время со своей семьёй.

Это могут быть вылазки на природу: просто прогулки по парку или же можно отправиться в поход, благо в нашей области достаточно достопримечательностей и памятников природы. Интересны будут прогулки по лесу за грибами или же просто полюбоваться природой и подышать воздухом. Осенью очень весело собирать необычные листочки, затем собрав их в гербарий. В любое время года можно отправиться всей семье на увлекательную рыбалку, даже если, вам не повезет с уловом, заряд бодрости и хорошего настроения вам будет обеспечен. Особенно, рыбалка, поспособствует укреплению отношений папа-сын. Мама же, в это время, может с дочкой рисовать пейзажи, которые будут вокруг или готовить стол к семейному пикнику. Возможно, кого-то привлекает спортивный отдых: бадминтон, футбол, волейбол… это можно осуществить на детской площадке. Или же можно устраивать семейные спортивные соревнования с другими семьями. Это будет не только способствовать укреплению здоровья ребенка, укреплению детско-родительских отношений, но так же благоприятно скажется на умении ребенка общаться с взрослыми и сверстниками. Можно отправиться в путешествие на велосипедах, сейчас большой выбор детских сидений, которые крепятся на взрослый велосипед. В зимнее время года, объединит семью постройка снежных замков или катание с горки, которая предварительно будет построена совместно с ребенком. Кататься на коньках, теперь возможно не только зимой, но и летом, благодаря крытым каткам, которые есть практически в любом крупном городе.

Если семья предпочитает культурный отдых, можно сходить в музей, на выставку, в театр, кино или зоопарк. Там ребенок получит не только положительные эмоции, но и новые знания.

Если за окном погода совсем не радует можно ограничиться домом. Но не просто сидеть у телевизора, а организовать семейный обед, можно пригласить гостей. Семейные обеды, особенно если за ними обсуждать дела каждого члена семьи, их проблемы и радости, так же благоприятно сказывается на укреплении семейных отношений. После обеда можно поставить спектакль, или просто почитать детям интересную книгу или поиграть в настольные игры.

Так же в каждом районе города, сейчас открыто множество центров развлечений, где можно совместить приятное с полезным, отдохнуть всей семьей и совершить необходимые покупки.

Любое своё приключение, не забывайте фотографировать. Как-нибудь, вечером будет приятно посидеть в кругу семьи и вспомнить о весело проведенном времени.

То, к чему вы приучите ребенка с ранних лет, так и останется с ним на всю жизнь и возможно, потом он будет так же проводить время со своими детьми.






























Конспект НОД по конструированию из бумаги в технике оригами «Веселая лягушка»

Цель: Формировать интерес детей к искусству оригами

Задачи:

Образовательные: формировать умение конструировать поделку «Лягушка» по схеме; Знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.

Развивающие: развивать пространственное мышление, творческие и логические способности, обогащать словарь ребенка специальными терминами.

Воспитательные: воспитывать культуру труда совершенствовать трудовые навыки

Оборудование:

Демонстрационный материал – презентация, схема оригами

Раздаточный материал – цветная бумага, ножницы, фломастеры

Ход занятия:

1. Сюрпризный момент: Звучит кваканье лягушек

2. Организационный момент:

Педагог: Ребята, отгадайте загадку:

На болоте кто живет?

Громко квакая поет?

Спят в кувшинках –

без подушки?

Это видимо….( Лягушка)

Педагог:. Какого цвета лягушка? ( Зелёного)

Педагог:. Послушайте стихотворение про лягушку.

Лягушка-квакушка Улыбка до ушей!

Веселая подружка И рыбок и мышей.

Попрыгает по суше - Поплавает в воде,

Веселая лягушка Не пропадет нигде!

И тут и там она своя, Она же земноводная,

Ее люблю за это я, Хотя она холодная.

Педагог: И сегодня я хочу рассказать вам немного о лягушках. И бывают лягушки не только зеленого цвета.

Педагог: Ребята, а вы знаете, что в природе существует более 3500 видов

Лягушек, с самыми необыкновенными я хочу вас познакомить

Какие бывают лягушки :

Лягушка прудовая, Стеклянная лягушка, Леопардовая лягушка, Синяя лягушка, Лягушка Фаянс, Оранжевая лягушка

Лягушка-квакушка

Педагог: Молодцы! А теперь давайте немного отдохнём.

Физминутка: «На болоте 2 лягушки».

На болоте 2 лягушки

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались,

Ручками хлопали, ножками топали,

Вправо-влево наклонялись

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чём секрет!

Всем друзьям физкультпривет!

Педагог: Сегодня мы с вами будем делать вот такую лягушку в технике

«оригами». Выберете цвет бумаги, какой у вас будет лягушка

Практическая работа.

(Педагог напоминает о правилах работы, технике безопасности и обращает на них внимание в ходе всей работы).

Педагог:

1. Чтобы сделать оригами лягушку, возьмите лист бумаги прямоугольной формы зеленого цвета.

2. Загните сначала один верхний уголок. Разогните обратно.

3. Теперь другой. Разогните обратно.

4. Сложите лист бумаги так, как показано на фото ниже.

5. Продолжаем складывать оригами из бумаги лягушку. Загните нижние уголки треугольника вверх.

6. Теперь складываем лягушку оригами по схеме на фото. Надеемся, что все понятно и без комментариев.

6. Педагог: Оригами лягушка готова! Дорисуйте ей фломастером глазки, носик и др. необходимые детали.

А давайте представим, что мы с вами лягушки и произнесем КВА!

7. Итог занятия :

Педагог: Что нового вы сегодня узнали? А кого вы научились делать:

Дети: Лягушку.

Педагог: Правильно, давайте устроим соревнования, чья лягушка дальше прыгнет, ведь есть вы все правильно делали, ваша лягушка прыгнет очень далеко.




Конспект НОД по рисованию «Селезень на пруду»


Цель: Учить детей передавать в рисунке уток на пруду с использование нетрадиционных техник рисования ладошкой.

Задачи: Формировать умение детей рисовать уток пруду с использование нетрадиционных техник рисования ладошкой, учить пользоваться красками разных цветов, аккуратно накладывать одну краску на другую только по высыхании. Подводить к эмоциональной оценке работ, вызывая чувство радости при восприятии созданных рисунков.

Материал: картина утки на пруду, макет утки.

Планируемые результаты: Использует разнообразные композиционные решения. Интересуется изобразительной деятельностью.

Художественное слово: Загадки о утках.

Материал и оборудование: листы формата А4, гуашь, акварельные краски, кисточки, стаканы с водой, салфетки.


Ход занятия:

Ребята, отгадайте загадку

Как на речку прилетает,

сразу в воду залезает.

«Кря» — нырнула на минутку

Вы узнали? Это …

Молодцы, а вот еще одна загадка

Без команды в строй встают,

Отправляются на пруд.

Кто идет цепочкой длинной,

Кто так любит дисциплину?

Правильно, утята. Как вы думаете, где можно встретить утку с утятами?

Ребята, я вижу озеро, предлагаю всем вместе подойти к нему. Посмотрите, уточка плавает одна. А где ее малыши утята? Как вы думаете?

Видимо утята где-то спрятались. Маме уточке очень одиноко одной, посмотрите какая она грустная! Чем же мы можем ей помочь?

Конечно, мы можем их нарисовать. Я предлагаю вам пройти за столы. Садитесь прямо, спинку выпрямите. Но рисовать мы уточек будем необычным способом, а с помощью своих ладошек. Ладошку будем окрашивать с помощью кисточки и делать отпечаток на бумаге. После работы руки вытираем салфеткой, затем гуашь легко смоем. Затем дорисуем свой рисунок с помощью кисточек.


Физкультминутка:

Есть у курицы — цыпленок, (касаемся поочередно пальчиками)

У гусыни есть гусенок,

У индюшки — индюшонок,

А у утки есть утенок.

У каждой мамы малыши (пальчики сгибаются-разгибаются)

Все красивы, хороши.

— повторить со второй рукой то же самое

Пальчики у нас согрелись, можно приступать к работе. Сядьте прямо, настройтесь на работу, голова думает, глазки смотрят, ручки работают.

— (дети приступают к работе)

Какие славные утята получились! Давайте отнесем наших уток на стенд. Как вы думаете, понравились утке наши утята?

А вам какой утенок понравился больше всего?

Молодцы. Давайте скажем утятам до свидания, и позовем еще к нам в гости!




















Беседа с детьми на тему «Кто живет в пруду»

Цель:

Систематизация экологических знаний у обучающихся через формирование представлений о водном сообществе – пруд, о его обитателях, их образе жизни и значении в мире природы;

Задачи:

Образовательные:

закреплять представления о водоемах;

продолжать знакомить детей с некоторыми обитателями пруда (водомерка, утка, рыбы, лягушка, рак, улитка – прудовик, стрекоза, жук-плавунец, комар, показать их особенности, приспособленность к жизни именно в этой среде;

продолжить формировать предпосылки логического мышления при отгадывании загадок и построении умозаключений;

закреплять конструктивные навыки и умение ориентироваться на плоскости.

Развивающие:

продолжать развивать речевые навыки;

развивать зрительное и слуховое восприятие, творческое воображение, память, внимание, мышление.

Воспитательные:

воспитывать интерес к природе, бережное отношение к её богатствам;

воспитывать самостоятельность в разных видах деятельности;

побуждать детей к сопереживанию,

воспитывать чувство взаимопомощи.

Материалы и оборудование:

Демонстрационный:

презентация «Обитатели пруда», ноутбук, проектор;

разрезные картинки к игре «Составляй-ка»

загадки об обитателях пруда;

Д/и: «Четвертый лишний», «Составь картинку», «Отгадай загадку», «Да – нет»;

изображение пруда,

Раздаточный:

картинки с изображением обитателей пруда;

медали для награждения детей.

Предварительная работа:

Презентации «Обитатели водоемов»;

беседы по теме;

рассматривание иллюстраций с изображением различных водоемов, их обитателями;

знакомство с некоторыми обитателями водоемов (животными, земноводными, птицами, насекомыми и др., а также растениями);

отгадывание загадок;

чтение художественной литературы.

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте улыбнемся и с ними поздороваемся.

Дети здороваются.

Воспитатель: Присаживайтесь на стулья.

- Дети, сегодня утром мне на электронную почту пришло звуковое письмо. Написано: «Для детей детского сада «КАЛИНКА» группы № 7». Давайте посмотрим и послушаем, от кого это письмо? (на экране фотография водяного и звуковое письмо) Ребята, как вы думаете, кто это?

Дети: Водяной.

Воспитатель: Правильно.

Звучит письмо: «Здравствуйте ребята. У меня случилась беда: злая колдунья похитила моих друзей, без которых я не могу обойтись. Они помогали мне, с ними я веселился, играл. Жизнь без них так скучна. Помогите мне, отыщите моих друзей».

Воспитатель: Ребята, что случилось с друзьями Водяного?

Дети: Их украла злая колдунья.

Воспитатель: О чем нас просит Водяной?

Дети: Водяной просит помочь отыскать его друзей.

Воспитатель: Вы хотите помочь Водяному?

Дети: Да.

Воспитатель: Но как же мы сможем это сделать? Послушаем дальше послание Водяного?

«Чтобы спасти моих друзей нужно пройти все препятствия в сказочной стране, а чтобы вам туда попасть…в этом вам поможет волшебный клубок».

Воспитатель: Ну, что, ребята, готовы? Тогда в путь.

Друг за другом по тропинке,

Повернись вокруг себя.

Раз - два, раз – два,

Нить клубка в сказочную страну нас привела.

Чтоб все препятствия пройти

Друзей Водяного от колдуньи спасти!

На экране первое задание «ЧЕТВЁРТЫЙ ЛИШНИЙ В НАШЕМ ПРУДУ»

А вот и первое задание. Игра: «Четвертый лишний в нашем пруду».

Воспитатель: Давайте, подумаем, кто живет в пруду? Кто может быть другом Водяного?

Водомерка, ежик, божья коровка, корова.

Если посмотреть на поверхность воды, то можно увидеть, как по ней бегают водомерки. У этого животного длинные ноги, и оно как бы мерит расстояние по воде, поэтому его так назвали. Водомерка - насекомое. Живут у водоемов, они на своих лапках, когда встают на воду не тонут, потому что так устроены. Они очень легкие.

Утка, петух, попугай, снегирь.

Для уток пруд служит основным домом, в котором они живут длительный срок, выращивают потомство, и лишь временно, на зиму, вынуждены улетать в теплые края. Они собирают корм, опустив голову вниз – это моллюски, личинки насекомых, иногда головастики и мальки рыб. А также питаются растительной пищей - это, тростник, камыш, осока.

Рыба, верблюд, медведь, собака.

Рыбы – это позвоночные животные, живут только в воде. У рыб – гладкое, обтекаемое тело, есть голова, туловище, гибкий хвост, плавники и жабры. Тело рыбы покрыто чешуей. Большинство рыб двигается вперед, волнообразно изгибая тело.

Обсуждение проблемного вопроса.

Воспитатель: Ребята, а почему вы не взяли другие карточки, например с верблюдом, или с ежиком? Разве они не могут быть друзьями Водяного?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, ребята. Если выбирать из этих картинок, мы отберем изображения тех, кто без водоема жить не может. С этим заданием мы справились. Давайте поспешим дальше.

Воспитатель: Но прежде чем пойти за волшебным клубком, помогите мне определить, что такое водоем?

«Да - нет»

Пруд – водоем? (Да)

Лес – водоем? (нет)

Озеро – водоем? (Да)

Пустыня – водоем? (нет)

Река – водоем? (Да)

Поле – водоем? (нет)

Море – водоем? (Да)

Воспитатель: Что такое водоем?

Ответы детей.

Воспитатель: А сейчас мы с вами вспомним и покажем, какие обитатели живут в морях.

Физкультминутка «Море волнуется раз…» (музыка на слайде)

Пока мы играли и превращались в морские фигуры, нам злая колдунья приготовила второе задание «ОТГАДАЙ ЗАГАДКУ»

Я вам буду загадывать загадки, а вы постарайтесь угадать, о каком обитателе пруда я говорю.

Где же вы её найдёте?

Ну, конечно же, в болоте!

Зелена, как трава,

Говорит: «КВА, КВА, КВА!» (на экране появляется отгадка Лягушка)

Лягушки живут в реках, озерах, прудах. Зимуют в компаниях на дне водоемов или где-нибудь под камнями, в трухлявых пнях, в норах грызунов. Бывает, зимой лягушки вмерзают в лед, а весной все равно пробуждаются живыми и здоровыми. Питаются насекомыми, но при случае поедают головастиков (и своих и чужих, рыбьих мальков, улиток. Но главное их питание – комары и всяческая мошкара. Враги лягушек – цапли, аисты, журавли. Ребята, а какие сказки про лягушку вы знаете? («Царевна-лягушка»)

А теперь следующая загадка:

Ползает наоборот,

Задом наперёд.

Всё под водой

Хватает клешнёй (на экране появляется отгадка Рак).

Раки обитают в речных заводях озерах прудах, днем прячутся под камнями, корягами, корнями деревьев. Там они и роют норки. Кормятся в основном ночью, вылезая из своих убежищ и выслеживая добычу. Питается растительной пищей и животными. В случае опасности он пятится назад. Есть усы и клешня.

По узкой дорожке,

Голова да рожки.

Кто так медленно ползет,

На себе свой дом везет? (на экране появляется отгадка Улитка).

Улитка - прудовик передвигается очень медленно. Живя среди зарослей растений, он соскабливает кожицу с поверхности листьев, а также поедает икру рыб, упавших в воду мух.

Голубой аэропланчик

Сел на белый одуванчик (на экране появляется отгадка Стрекоза.)

Стрекоза очень прожорлива, и весь день ее занят погоней за насекомыми, которых она ловит прямо на лету. Поедая насекомых-вредителей, стрекоза приносит человеку большую пользу. А вот личинки стрекоз живут в воде.

Давайте с вами представим, что мы стрекозы. И полетим к следующему заданию, которое нам приготовила злая колдунья.

Подходят к столам. Дидактическая игра «СОСТАВЛЯЙ-КА»

Воспитатель: Чтобы выполнить это задание, нужно составить из частей целые картинки, и тогда мы узнаем, каких ещё друзей Водяного похитила злая колдунья.

1 конверт - Жук-плавунец

2 конверт - Комар

3 конверт - Щука

1. В прудах, небольших озерах встречается жук-плавунец. У него обтекаемое тело. Задние длинные ноги выполняют роль вёсел. Жук-плавунец дышит атмосферным воздухом. Поэтому ему приходится подниматься к поверхности воды и выставлять наружу конец брюшка. Через специальные отверстия поступает воздух, которым плавунец дышит.

2. Комар - это насекомое, которое живет во влажной среде. У комаров самки пьют кровь, укусив жертву, а самцы питаются цветочным нектаром и никогда не кусаются. Множество комаров поедают стрекозы, лягушки; их личинки уничтожают не только рыбы, но и другие обитатели водоемов.

3. Щука - обитает во всех реках, озерах, прудах, держится чаще в зарослях водной растительности, щуки хищные прожорливые рыбы, питаются рыбой – красноперками, плотвой, окунями, также лягушками, мелкими грызунами упавшими в воду, мелкими водоплавающими птицами, в длину достигают 2 метров, могут дожить до 30 лет. Вспомните сказку про эту рыбку? («По щучьему веленью»)

Воспитатель: Мы выполнили все задания. Это значит, что все друзья Водяного снова вернулись в свой пруд. Давайте поместим их в нашем пруду (пруд нарисован на доске).

На столах выложены картинки обитателей и растений пруда и картинки, не относящиеся к пруду, нужно выбрать необходимую картинку и прикрепить её к макету пруда. Макет пруда с растениями, камышом расположен на магнитной доске. Дети сами расселяют жильцов водоема, а потом обсуждают, кого куда поселили.

Воспитатель: А почему, Арсений ты заселил этого обитателя сюда? А как ты думаешь, Амалия, правильно ли Кирилл заселил своего жильца? Почему? (Индивидуальная работа воспитателя с детьми)

Входит Водяной.

Водяной: Спасибо вам, ребята за помощь! Благодаря вам пруд снова стал красивым!

Воспитатель: Ребята, давайте расскажем Водяному, каких обитателей пруда мы сегодня спасли от злой колдуньи?

Водяной: А вы знаете, что нужно для того, чтобы жителям водоёмов жилось комфортно?

Дети: Чистая вода.

Воспитатель: А что мы можем для этого сделать?

Дети: Не загрязнять водоёмы.

Воспитатель: Водяной, послушай стихотворение, которое знают наши дети. Его подготовила Настя.

Берегите воду!

Вода — это то, что даёт людям жизнь,

Водой дорожи, за сохранность борись!

Пусть будет чиста или очень грязна,

Какой ни была бы, полезна она.

В болоте, в пруду, где лягушки живут,

Вода грязна очень, но для них там уют.

Для рыбок в реке и животных морских,

Вода всегда чистой должна быть для них.

Какую бы воду, друзья, не встречали,

Мы все за сохранность ее отвечаем.

Иначе закончиться может вода,

И жизнь на планете затихнет тогда.

Взрослые и дети! Я прошу слова запомнить эти:

Вода нужна всему живому на планете!

Водяной: Спасибо, ребята. Вы такие молодцы, справились со всеми заданиями, спасли моих друзей, даже знаете, что воду нужно беречь и не загрязнять водоемы. Я даже решил посвятить вас в «Юные экологи» и наградить медалями.

Водяной награждает детей медалями, прощается с детьми и гостями, уходит.

Итог.

Воспитатель:

- Ребята, скажите, какое задвние злой колдуньи Вам показалось наиболее сложным? А какое интересным? Что мы должны делать, чтобы водоемы оставались чистыми и комфортными для их обитателей?

Ответы детей.

Воспитатель:

- Молодцы дети, мне понравилось, что вы не побоялись помочь Водяному спасти его друзей, выполняли все задания злой колдуньм правильно, были любознательными и внимательными. Ну, а нам пора возвращаться в группу, давайте скажем знакомые нам слова и возвратимся в детский сад.

Дети:

Влево, вправо повернись, в детском саду окажись.

Воспитатель:

-Ну вот, мы и в детском саду. Давайте попрощаемся с гостями и пройдем в группу.

Дети прощаются с гостями, уходят.




Беседа с детьми тему: «Мир водных насекомых».

Цель: Расширение знаний детей о водных насекомых, их разнообразии и характерных признаках.


Задачи: воспитывать бережное отношение к насекомым. формирование умения отчётливо произносить слова и короткие фразы, вовлекать детей в разговор во время рассматривания иллюстраций. Приобщение к правилам безопасного поведения в мире природы. Способствовать формированию у детей положительных эмоций, активности в двигательной деятельности.

Материал: слайды с изображениями водных насекомых, модуль строения насекомых, природный материал для конструирования.

Ребята, закройте глазки и представьте, что мы с вами на берегу речки, на берегу в камыше лягушки квакают, стрекозы стрекочут. (Включается звуки природы).

Ребята послушайте стихотворение:

Паучок-водомер,

Землемерам не в пример,

Ничего не измеряет,

Вешки в землю не вбивает,

Только лапками гребёт —

Рядом с лодочкой плывёт. Сергей Козлов

Как думаете о чем мы сегодня будем говорить? (Ответы детей).

Сегодня мы с вами будем говорить о насекомых которые живут в воде и около воды. Ребята, вы знаете таких насекомых? (Дети называют насекомых).

Воспитатель показывает изображения животных.

В пресных водах обитает много разнообразных насекомых — различные жуки и клопы, а еще больше личинок тех самых насекомых, которые во взрослом состоянии живут в воздушной среде: личинки стрекоз, ручейников, подёнок, комаров. Даже гусеницы некоторых бабочек живут в воде и питаются водными растениями. Таким образом, одни насекомые всю жизнь во всех стадиях проводят в воде, другие живут в воздушной среде, но откладывают в воду яйца, и их личинки развиваются в воде.

По поверхности воды скользят клопы-водомерки. Они катаются по воде, как на коньках, и никогда не тонут потому, что их ножки смазаны жиром. Посмотрите, как это насекомое держится на воде. Его ноги широко раздвинуты, благодаря чему увеличивается площадь опоры. Питаются водомерки насекомыми, падающими на поверхность воды, и другими мелкими животными.

Рассказ воспитателя сопровождается показом. Воспитатель читает стихотворение «ЖУКИ – ПЛАВУНЦЫ»

Мы вчера в пруду купались.

Долго плавали плескались.

И поймали двух жуков-

Пла-вун-цов

И в ведёрочке с водой

Потащили их домой -

Пусть немножко поживут,

А потом - отпустим в пруд.

Но они не захотели:

По дороге - улетели...

Еще одно интересное насекомое, обитающее в водоеме, — жук-плавунец. Главные его приспособления к подводному образу жизни — округлая форма и волоски-ласты на ногах, увеличивающие гребную поверхность конечностей. Кроме того, он имеет защитную темную окраску со спинной стороны, делающую его незаметным для птиц сверху, и снизу плавунец тоже незаметен, так как у него брюшная сторона светло-желтая, что позволяет ему сливаться со светлым фоном неба, предохраняя его от нападения рыб. Для того чтобы набрать воздух для ныряния, плавунец получает кислород из отверстия в брюшной полости. Прежде чем нырнуть, он набирает воздух в надкрылья, словно в акваланг, а когда воздух заканчивается, жук возвращается на поверхность, чтобы повторить процедуру. Плавунец — хищник. Неустанно плавая в пруду, он нападает на всякое живое существо, даже на довольно крупных рыб. Основная его добыча — головастики, личинки насекомых и улитки.

Наиболее интересные из насекомых, жизнь которых связана с водоемом,— стрекозы. Кто не видел этих великолепных летунов, быстр о проносящихся в воздухе и сверкающих в солнечных лучах, как драгоценные камешки. Одна из самых крупных стрекоз в нашей стране — стрекоза большое коромысло. Стрекозы тоже – хищники. Стрекозы и их личинки приносят пользу: они истребляют водных насекомых — комариные личинки и личинки хищных жуков-плавунцов. Взрослые стрекозы уничтожают мух и комаров. У нее голубое с коричневыми пятнами брюшко и большие прозрачные крылья. По бокам ее головы большие выпуклые глаза, каждый из которых состоит из нескольких тысяч отдельных глазков. Это позволяет стрекозе, как и многим другим насекомым, например мухам, одновременно видеть в разных направлениях, замечать добычу и хорошо. ориентироваться в быстром полете. Свою добычу — мелких насекомых, в том числе и комаров, — стрекоза схватывает и съедает на лету, разгрызая их своими сильными челюстями. Рассказ воспитателя сопровождается показом.

Физминутка «СТРЕКОЗА»

Вот какая стрекоза,

Как горошины глаза.

Влево — вправо, назад — вперед.

Ну, совсем как вертолет.

(Встать. Показать на уровне глаз большим и указательным пальцами глаза стрекозы. Повернуть голову вправо, влево. Руки на пояс, повороты туловищем вправо, влево. Исходное положение. Руки в стороны, голову опустить вниз, поднять вверх. Выполнить 3—4 раза).


Ребята, что общего у этих насекомых? (Они хищники).

А сейчас я хочу поиграть в одну игру, которая называется «Игра в слова». Я прочитаю вам слова, а вы подумайте, какие из них подходят стрекозе (жуку-плавунцу, клопу-водомерке).

Словарь: на коньках, акваланг, личинки, гребёт, выпуклые глаза, ласты, защитную окраску, добычу, драгоценные камешки, прозрачные крылья.

Дидактическая игра «Хорошо – плохо».

Мы отдохнули на берегу речки , и пришло время возвращаться в детский сад. Но прежде чем возвращаться хочет узнать у них, хорошо или плохо быть насекомым.Что произойдёт с рекой, лугом, лесом, с нашей природой, если насекомые исчезнут?

Дети приходят к выводу о том, что, если исчезнут насекомые, исчезнут и растения, погибнут животные и птицы: одни не могут существовать без других. Насекомые – это часть природы, а природу надо беречь, любить и охранять.

А сейчас мы с вами сделаем стрекозу из природного материала. Посмотрите на схему: из пластилина нужно вылепить продолговатое брюшко и округлую головку, из семян яблока сделать глаза и расположить их в верхней части головы. Хвост стрекозы сделать из сухой веточки и прикрепить к брюшку сзади. Крылья стрекозы - крылатки ясеня (или клена) вставить попарно в боковые части брюшка; усы и лапки сделать из тонкой проволоки.(Рассказ воспитателя сопровождается показом)












































Конспект НОД по лепке «Улитки»


Цель: Дать представление об улитке.

Задачи: - учить детей лепить улитку конструктивным способом из разных по форме и размеру деталей;

- развиваем умение делить пластилин на части;

- воспитываем умение добиваться при лепке наибольшего сходства с образцом.

А кто ещё любит грибы?.

Отгадайте загадку и узнаете, кто ещё любит грибы.

Две антенны на макушке,

А сама сидит в избушке,

На себе ее везет,

Очень медленно ползет. (Улитка)

Чем питается улитка?

Улитка - травоядное животное. Что это значит? Как вы понимаете значение слова «травоядная»? Травоядная — значит та, которая питается травой и другими растениями. Улитка поедает зеленую листву разных растений, листья капусты и грибы.

Давайте рассмотрим улитку.

Надежный ли у улитки домик — раковина?

Если улитку потревожить, она скрывается в раковине. Хотя раковина улитки довольно прочная. Она защищает улитку от врагов.

Зачем улитке рожки?

У улитки рожки-усики — это глаза. Рожки-усики улиток очень чувствительны: если они случайно касаются какого либо предмета, то улитка моментально убирает их внутрь. Помните об этом. Некоторые дети любят ткнуть улитку и смотреть, как она спрячет рожки. Никогда так не делайте! Никому не может нравиться, если ему тычут в глаза.

Как зимует улитка?

Осенью, когда на улице становится прохладно, улитки закапываются в почву на зимовку. Весной, когда потеплеет, пробуждаются и покидают свое зимнее убежище. Вот одна улитка приползла к нам в гости.

Как двигается улитка?

Вам приходилось не раз наблюдать за улиткой, как вы считаете, улитка двигается быстро или медленно? Действительно, улитка движется очень медленно.


Вот послушайте какое стихотворение написал Я. Аким

Улитка- улитка,

Шагаешь ты прытко:

От калитки до меня

Ты ползешь четыре дня.

Садимся на места.

Ребята нашей улитке скучно, все друзья уснули. Как нам помочь ей?


Показ способа лепки: делим пластилин на 2 части. Скатываем длинную тонкую палочку. Это домик улитки – ракушка. Вторую часть пластилина делим на 2 части – это будет голова, и тело улитки. Голова какой формы у улитки – (шар). Как нам сделать шар. Скатать между ладонями, круговыми движениями. Оттягиваем рожки-усики – это глаза улитки. Теперь приступаем к туловищу. Раскатываем столбик между ладонями, толстый, а один конец зауживаем – это хвостик. Соединяем голову и туловище, примазываем, ставим на тело ракушку и немного надавливаем, чтобы домик держался.























Беседа с детьми по экосистеме « Водоём, река, озеро».

 

Цель: Познакомить детей с обитателями и строением водоёмов, вызвать у детей желание охранять реки, озёра, пруды и их обитателей.

Вопросы:

Что вы видите на картинке? (Ответы перечисляют)

Как называется, одним словом дом, где все они живут?

Кто был на реке (озере, пруду)?

Понравилась ли прогулка по реке, чем?

Давайте совершим прогулку на речку (пруд, озеро) и познакомимся с ее обитателями. Загадки: Не конь, а бежит, не лес, а шумит? (река). Течет, течет - не вытечет, бежит, бежит - не выбежит? ( река). Два братца в воду глядятся, никак не сойдутся? (берега).

Первым этажом (ярусом) реки являются ее берега. Здесь растут деревья (ива, ольха, тополь), различные травы. Почему? Эти растения любят влагу и свет. Загадки: Кудри  в речку опустила И о чём-то загрустила, А о чём грустит, никому не говорит.(ива). Мягок, а не пух, зелен, а не трава.
(Мох)

На втором этаже живут растения, которые растут на поверхности воды (ряска). Ее крохотные цветки плавают по поверхности воды, а внизу коротенькие корешки. На реке ряска растет только в заводи, где нет течения. Почему? Ее корни не закрепляются в грунте, и ряску унесет течение.

На третьем этаже – растения, корни которых под водой, ближе к берегу, а большая часть растения находится над водой (камыш, рогоз). Почему? Эти растения нуждаются в большом количестве воды и света. Загадки:  Стоит над водой, трясет бородой. (Камыш).

На четвертом этаже растут такие растения, основная часть которых под водой, а на поверхности только несколько листьев и цветы. Почему? Этим растениям не надо много света, но для опыления им необходимы насекомые, живущие на берегу (кувшинка, кубышка, стрелолист). Загадки: Кувшинчики и блюдца не тонут и не бьются (кубышка). Этот цветок необычный, выглядит симпатично, но тем из других выделяется, что водным растением является. (кувшинка).

 На пятом этаже находятся растения, которые полностью находятся под водой. Почему? Им для роста не надо много света. А кислород они берут из воды (сератофила, уруть, канадская элодея).

Животные, птицы и рыбы обитают в разных ярусах. Почему? Им так легче найти пропитание и устроить себе жилище.

Зимородок, утка, выдра, водяной уж, трясогузка, цапля, стрекоза. Живут на берегу, питаются в воде.

Бобр, лягушка. Большую часть своей жизни проводят под водой, питаются в воде, но для нормальной жизнедеятельности необходим воздух.

Щука, окунь, ерш, карась, плотва, уклейка. Рыбы, живут в воде, многие питаются насекомыми, обитающими на первом ярусе.

Насекомые обитают на всех ярусах.

Есть ли кто-то лишний? Нет, все нужны друг другу!

Загадки: Кто на себе дом возит? (улитка). Драчун и забияка, живет в воде, кости на спине – и щука не проглотит. (ерш). Выпуча глаза сидит, по-французски говорит, по-блошьи прыгает, по-человечьи плавает. (лягушка). С хвостом, а не зверь, с перьями, а не птица.(рыба).



























Конспект НОД

«Рыбы, живущие в пресных водоемах»

Цель: развитие речи на материале лексической темы «Рыбы пресных водоемов»

Задачи:

- закрепить представления детей о пресноводных рыбах (внешнем виде, строении, образе жизни, месте обитания);

- активизировать активный и пассивный словарь детей по лексической теме, совершенствовать навыки вопросно-ответной беседы.

-упражнять отвечать на вопросы полными предложениями и употреблять в речи предлоги; продолжать учить согласовывать слова в предложении.

- развивать общую, мелкую моторики;

- развивать внимание, память, зрительное и слуховое восприятие.

Воспитательные задачи:

-воспитывать любовь и бережное отношение к природе, экологическую грамотность у детей;

- воспитывать у детей желание и умение слушать друг друга, умение работать сообща;

- воспитывать у детей чувство ответственности; доброжелательность.

Оборудование: презентация «Пресноводные рыбы»; иллюстрация «Строение рыб», набор карточек с изображением пресноводных рыб, разрезные картинки, два таза: таз с рыбками-игрушками, таз с водой, стаканчики, .

Ход НОД:

Воспитатель:

В воде она живет.

Нет клюва, а клюет. ( рыба)


Воспитатель: Сегодня мы с Вами будем говорить о пресноводных рыбах. Давайте посмотрим презентацию о среде обитания пресноводных рыб, а потом поиграем. (Презентация «Пресноводные рыбы»).

Воспитатель: Все рыбы разные, но у них общее строение. Что общего имеют все рыбки?

Дети: У рыб есть голова, туловище, плавники, хвост, рот, глаза.

Воспитатель: А для чего рыбам плавники?

Дети. Плавники нужны для того, чтобы плавать.

Воспитатель: А еще у всех рыб есть жабры. Как вы думаете, для чего они нужны?

Дети: Для того чтобы дышать.

Воспитатель:“У родителей и деток вся одежда из монеток”. Что это?

Дети: чешуя.

Воспитатель: Да, тело рыб покрыто чешуёй, а для чего нужна чешуя рыбам?

Дети: Чешуя защищает тело рыбки от различных повреждений.

Воспитатель: Правильно, когда рыба проплывает по дну, она может пораниться об острые камни, ракушки, а чешуя защищает тело рыбки.

Воспитатель: Вы любите отгадывать загадки? Тогда слушайте внимательно.

Хвостом виляет, зубаста, а не лает? (щука)

Колюч, да не еж, кто же это? (ерш)

-На дне, зарывшись в ил и грязь,

От щуки прячется … (карась)

Есть в лесу колючий ёж,

А в реке – колючий … (ерш)


Игра «Собери и назови обитателя воды».


Воспитатель: предлагаю вам разрезные картинки рыб (карась, сом, щука, окунь). Давайте попробуем их собрать, а потом назвать, что получилось. (Дети по подгруппам собирают картинки и называют рыб).

Воспитатель: Каких рыб называют пресноводными?

Дети: Рыбы, которые живут в реках, озерах и прудах, называются пресноводные.


Воспитатель: мы поиграем в игру «Четвертый лишний ( по признаку: кто где живет)». Когда я буду называть лишнее слово, вам нужно похлопать в ладоши.


Сом, щука, меченосец, судак.

Окунь, лещ, ерш, гуппи.

Пескарь, петушок, карась, щука

Воспитатель: А почему вы хлопали? Какие названия рыб были лишние? Почему?


Дети: Меченосец, гуппи, петушок, потому что это- аквариумные рыбки.


Физминутка «Пять маленьких рыбок»


Воспитатель: Сейчас, давайте, ребята, превратимся в рыбок и поплаваем в водоемах.

Пять маленьких рыбок плескались в реке.

(Имитация движения рыб)

Лежало большое бревно на песке.

(Развести руки в стороны)

Первая рыбка сказала:- нырять здесь легко.

(Имитация ныряния)

Вторая сказала: ведь здесь глубоко.

(Грозят указательным пальцем)

Третья сказала: мне хочется спать.

(Руки сложить под ухо)

Четвертая стала чуть-чуть замерзать.

(Потереть кистями плечи)

Пятая крикнула: здесь крокодил,

(Руками имитируют пасть крокодила)

Плывите скорее, чтоб не проглотил.

(Прячут руки быстро за спину)


ДИ «Подбери рифму».


Воспитатель: А теперь игра «Подбери словечко»

Плавники у нас росли бы, мы бы плавали как - рыбы

Воспитатель: Я б хвостом махала гибким и резвилась словно - рыбка

Воспитатель: Вот с крючка срывает крошки очень мелкая - рыбешка

Воспитатель: Выплывает, корм ища, пребольшая - рыбища

Воспитатель: Эх сорвался мой улов, Рассердился - рыболов.

Воспитатель: Рыба не клюет никак, видно, я плохой - рыбак

Воспитатель: От обиды чуть не плачет, но сидит весь день - рыбачит

Воспитатель: Рыбаку ужасно жалко, что не удалась - рыбалка


Игра «Экологи»

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, кто такие экологи?

Воспитатель: Экологи – это специалисты, которые заботятся о нашем общем доме Земля, помогают улучшать природу (окружающую среду). Давайте и мы с вами попробуем быть экологами и спасём рыбок. Представим, что таз – это озеро с рыбой. В озере пересохла вода и рыбкам нечем дышать, нужно принести воды (из другого таза) и заполнить ею таз-озеро. При этом нужно воду носить осторожно, чтобы её не пролить ( поставить два таза: один пустой с игрушечными рыбками, другой таз с водой и рядом стаканчики для детей).Под фоновую музыку дети выполняют задание.


Игра «Разложи по памяти»

Воспитатель: Ребята, давайте поиграем еще в одну игру. Предлагаю вам картинки с изображением рыб, а вы запомните последовательность. Потом я все картинки перемешаю, а вы попробуете восстановить, как было.


Воспитатель: Динамическая пауза «Разбудим рыбку»

Ночью темень, ночью тишь

Рыбка, рыбка, где ты спишь?

Подойдем мы к ней, разбудим.

И посмотрим, что же будет.

Рыба привязана к палочке. Воспитатель поднимает рыбку над головами детей, дети подпрыгивают, пытаются достать рыбку.

Воспитатель: Молодцы! Какие вы ловкие.


Итог занятия :


О ком мы сегодня говорили? Вам понравилось наше занятие? А что вам понравилось больше всего?


Дети: (отвечают)


Воспитатель: Если вам занятие понравилось, выбирайте картинку с золотой рыбкой,


и картинку с ершом, если было неинтересно и скучно.


Дети выбирают.


Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы сегодня хорошо потрудились на занятии. И в подарок вам набор для коллективной аппликации «Рыбьи чешуйки».





Конспект НОД в детском саду на тему: «Биоценоз пруда».


Цель: формировать представления детей о пруде как о самостоятельном природном сообществе.
Задачи:
- Познакомить детей со способами очистки воды.
- Расширять представления детей о значении воды в окружающем мире.
- Закрепить и расширить знания детей о пруде, как о сообществе, где все растения и животные занимают определенную экологическую нишу и тесно связаны друг с другом; знания о питании животных.
- Развивать мышление, наблюдательность, слуховое восприятие, память, умение проводить опыты, рассуждать, анализировать, делать выводы.
- Воспитывать у детей чувство единства с природой, любви, бережное отношение к ней.
Материал: карточки для составления пищевых цепочек, картинки с изображением водоемов и их обитателей, кусочки ткани, фильтровальная бумага, ватные диски, бумажные салфетки, вата, бинт, ножницы, две большие емкости – с чистой водой для сравнения, с грязной водой – для экспериментирования, по две пустые емкости на каждого ребенка, воронки, сверток с вопросами, дидактическая игра «Засели пруд».
Ход:
Воспитатель: Ребята, сегодня утром нам пришло письмо. Прочитаем?
«Здравствуйте ребята, пишет вам Водяной. У нас случилась беда. Злая колдунья взбаламутила весь наш пруд, теперь он все время мутный, нам тяжело дышать и невозможно найти себе пищу. Помогите нам! Спасите наш пруд! Для спасения нашего дома нужно пройти все препятствия в сказочной стране и чтобы вам к нам попасть скажите волшебные слова:

Вокруг себя повернись,
Вправо, влево оглядись.
Страна чудная явись,
Нашим деткам покажись!»
Ну что ребята, нужно помочь, как вы думаете? (Ответы детей.)
Дети повторяют волшебные слова. Перед ними появляется иллюстрация загрязненного пруда.
Ой, ребята смотрите, какая неприятная жижа, ничего не видно. Что же делать? (Дети предлагают очистить воду.)
Воспитатель вместе с детьми проходит к столикам для экспериментирования.
Опыт «Очисти воду».
Нам надо сделать фильтр и профильтровать воду, чтобы она стала чище. Подумайте, из чего мы можем сделать фильтр?
Дети самостоятельно выбирают материал и изготавливают фильтр, процеживают через него грязную воду. Сравнивают полученный результат с грязной водой и водой из-под крана.
Вывод: вся грязь осталась на фильтре, а профильтрованная вода стала чище.


Мы с вами очищали небольшое количество воды, а на реках строят огромные очистные сооружения, которые могут очищать большие количества воды. А зачем это делать? (Ответы детей.) Без чистой воды жизнь на нашей планете невозможна, жизнь в водоемах замирает, нет красивых водных цветов и растений, рыба уплывает в более чистые водоемы, а те животные, которые не могут перебраться гибнут. Очень важно соблюдать чистоту и порядок, не загрязнять водоемы: не бросать фантики и бутылки, не кидать в воду мусор и палки, не сливать бензин и грязную воду – этим мы убиваем все живое в водоемах. Люди должны понимать, что без чистой воды и сам человек не выживет.
Давайте, подумаем, кто живет в водоеме? Кто может быть другом Водяного?
Дидактическая игра: «Кто лишний в нашем пруду».
Ежик, водомерка, божья коровка, корова.
Утка, петух, попугай, снегирь.
Белка, хомяк, бык, бобр.
Кузнечик, муравей, комар, муха.
Рыба, верблюд, медведь, собака.
Ящерица, змея, лягушка, стрекоза.

Если посмотреть на поверхность воды, то можно увидеть, как по ней бегают водомерки. У этого животного длинные ноги, и оно как бы мерит расстояние по воде, поэтому его так назвали. Водомерка - насекомое. Живут у водоемов, они на своих лапках, когда встают на воду не тонут, потому что так устроены. Они очень легкие. Для уток водоемы служат основным домом, в котором они живут длительный срок, выращивают потомство, и лишь временно, на зиму, вынуждены улетать в теплые края. Они собирают корм, опустив голову вниз – это моллюски, личинки насекомых, иногда головастики и мальки рыб. А также питаются растительной пищей - это, тростник, камыш, осока.
Бобр живёт по берегам лесных рек, речек и озёр. В воде он хорошо плавает, ныряет. Бобры строят жилища у самой воды – это норы и хатки с выходом под водой. Кроме того, бобры строят плотины.
Комар это насекомое, которое живет во влажной среде. У комаров самки пьют кровь, укусив жертву, а самцы питаются цветочным нектаром и никогда не кусаются. Множество комаров поедают стрекозы, лягушки; их личинки уничтожают не только рыбы, но и другие обитатели водоемов.
Рыбы, как и животные, бывают хищники и травоядные.
Щука - хищник, она питается мелкой рыбой. Например, карасями. Но в первую очередь она нападает на больных рыб и тем самым очищает водоёмы, не даёт распространяться болезням.
Окунь - полосатый красавец. У него красные плавники. Он хоть и небольшой по размеру, но он хищник питается мелкой рыбой.
Карась питается растениями и личинками насекомых.
Карп также больше питается растительной пищей, особенно камышами, но не откажется и от мелких рыбешек, мальков, рачков, червячков.
Лягушку можно увидеть не только у воды, в воде она откладывает яйца, из которых и появятся на свет мальки. Прудовая лягушка – хищник. Она питается подвижными насекомыми: мухами, жуками, стрекозами, комарами. Этих насекомых лягушка добывает с помощью широкого языка, покрытого клейкой слизью.
Стрекоза очень прожорлива, и весь день ее занят погоней за насекомыми, которых она ловит прямо на лету. Поедая насекомых-вредителей, стрекоза приносит человеку большую пользу. А в воде живут личинки стрекоз.
Давайте с вами представим, что мы стрекозы.

Физминутка.
Утром стрекоза проснулась
Улыбнулась, потянулась
Раз - водой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три - нагнулась и присела,
На четыре - улетела.
Смотрите, ребята, в кувшинке спрятан какой-то сверток. Это вопросы, на которые мы должны ответить.

Викторина «Пруд и его обитатели».
1. Что вы знаете о «ловцах» воздуха?
В воде воздух особый, им умеют дышать только рыбы. Поэтому лягушки и насекомые, живущие в воде, научились ловить воздух. Жук-плавунец дышит атмосферным воздухом. Ему приходится подниматься к поверхности воды и выставлять наружу конец брюшка. Через специальные отверстия поступает воздух, которым плавунец дышит. Затем он прикрепляет пузырек воздуха к брюшку и ныряет с ним под воду.
Но есть еще более хитрое подводное животное – водяной паук. Он сумел построить себе дом на дне. Паук плетет паутинный дом, похожий на стакан, одевает его на спину и стремительно ныряет под воду. При этом его домик оказывается полон воздуха, достаточного для дыхания паука. Кроме того, воздушный дом серебрится под водой и привлекает любопытных маленьких рыбок и водяных насекомых, которыми он питается.
2. Кто из обитателей пруда является санитарами? (Раки, рачки, моллюски прудовики, лужанки питаются падалью. Личинки комара - питаются гниющими растениями. Щука.)
3. Где раки зимуют? (На дне в иле, в норах по берегам рек, озер, прудов.)
4. Какая рыба самая жадная? (Щука.)
5. Какие растения крепко держатся за дно корнями? (Тростник, камыш, осока.)
6. Что такое цветение воды? (Это процесс очень быстрого роста и распространения одноклеточных водорослей на поверхности водоема.)
7. Что такое ил? (Вязкая масса на дне водоема, образующаяся из отложений минеральных или органических веществ. Его населяют черви, личинки и пиявки.)
Вода стала совсем чистая, давайте вернем всех животных и растения на место.

Дидактическая игра «Засели пруд».
Дети расселяют жильцов водоема и растения.
Не случайно столько растений и животных живут рядом. Они нуждаются в воде и все зависят друг от друга. Обитатели пруда долго были без пищи и очень проголодались, их срочно надо покормить.

Дидактическая игра «Составь цепи питания».
Комар - лягушка – цапля.
Личинка стрекозы – жук–плавунец – окунь – цапля.
Червячок - тритон – чайка.
Водоросли - улитка – рыба.

Водоросли – первое звено в пищевой цепочке. Они выполняют задачу оздоровления воды в пруду, так как для своей жизнедеятельности они используют вредоносный азот и его соединения. Водорослями питается зоопланктон - это мелкие организмы и некоторые виды рыб. Зоопланктоном питаются рыбы и мальки рыб. Растительноядными рыбами (карась) питаются хищные рыбы (окунь). На мелких хищных рыб охотятся крупные хищники (щука). Рачки, черви, личинки насекомых служат пищей рыбам и амфибиям (лягушкам, тритонам). Органические останки животных оседают на дно, которыми питаются бактерии, черви, моллюски, раки, рачки.

Выкладывается схема питания обитателей пруда.

Вывод: все в пруду важны и не могут существовать друг без друга.

Появляется картинка Водяного. Он благодарит детей за помощь. Дети возвращаются в группу.




Конспект «Экскурсия на речку»


Цель: познакомить детей с водоемом и его обитателями: утками, рыбами, лягушками и водными насекомыми; показать, что на берегу и в воде живут те растения и животные, которые не могут обходиться без воды.

Задачи:

Формировать представление об осенних изменениях в живой и не живой природе.

Развивать доброе отношение ко всему живому, стремиться сохранить природу родного края. Воспитывать эмоциональный отклик на красоту осенней природы.

Учить отгадывать загадки, развивать мышление.

Знакомить детей с правилами поведения возле водоёма (нельзя шуметь, чтобы не спугнуть уточек, сорить, близко подходить к воде, не сорить) .

Оборудование: фотоаппарат, бинокль, мел.

Предварительная работа:

Просмотр презентации «Обитатели водоема»; беседа о правилах движения по улицам города;

чтение сказки «Лягушка-путешественница».

Ход экскурсии.

Ребята, мы сейчас отправляемся на экскурсию. Скажите, какие достопримечательности есть в нашем городе? (Отвечают). Достопримечательностью нашего города, где многие жители отдыхают, является река «Труев».

(Отправляемся на экскурсию. Рассматриваем с берега летние изменения в природе.)


Картины далекого детства

Порой предо мною встают…

И вижу опять я знакомый,

Весь в белых кувшинчиках пруд.

Вокруг него темная чаща,

Где сотни звучат голосов;

И узкая вьется тропинка

К нему между цепких кустов…

Ребята, а вы знаете, кто живет в реке? Я вам загадаю загадки, вы отгадаете их, и тогда мы вспомним, кто живет в пруду.

Вдоль по речке, по водице

Плывет лодок вереница.

Впереди корабль плывет,

За собою всех ведет.

Вёсел нет у малых лодок,

А кораблик больно ходок.

Влево, вправо повернет

Всю ватагу поведет. (утка с утятами)

В воде купался

Сухим остался. (гусь)

Блещет в речке чистой

Спинкой серебристой. (рыбка)

Летом в пруду и в болоте

Вы её найдете.

Зеленая квакушка-

Это, конечно, … (лягушка)


Возле пруда и в пруду живут животные, рыбы, насекомые, которые приспособились к такой жизни, что не могут жить без воды и друг без друга. Рыбы питаются червями, водорослями. В природе все взаимосвязано. Если вырубить все деревья и кусты - высохнут пруды и реки. Поэтому нельзя убивать и вылавливать всю рыбу в реке и отстреливать уток и гусей.


Игра "Цапли и лягушки"

Посреди игровой площадки чертят большой круг (пруд). С помощью считалки выбирают двух цапель:

Ква-ква - ква,

Начинается игра,

кве-кве-кве,

Прилетели цапли две,

Прилетели цапли две.

Цапли занимают место на противоположных сторонах «пруда». Остальные дети – лягушки. Они прыгают на двух ногах по всей площадке и говорят:


Мы зеленые лягушки

Веселимся на опушке,

Здесь у нас рядом пруд –

Цапли в нем нас не найдут.


После слов «не найдут» «лягушки» прыгают в пруд, а «цапли» стараются их запятнать.


А какие растения растут на реке и вокруг него? (осока) .

Сейчас лето. Какие изменения произошли по сравнению с весной на реке. (Рассуждения детей).

Сейчас у нас лето, но после отдыха людей возле пруда всюду валяются пластиковые бутылки, мусор, пакеты.

Дети, как вы думаете, хорошо ли будет на следующий год здесь отдыхать взрослым и детям, птицам, животным, рыбам в воде?

Как нужно себя вести на природе, когда вы отдыхаете? (Выслушиваю ответы детей).


Правила поведения в природе.

1. Нельзя шуметь, кричать находясь на природе.

2. Разбрасывать мусор.

3. Жечь костры.

4. Ловить животных, птиц. Разорять гнезда.

5. Близко подходить к воде.

6. Рвать растения.


А сейчас мы пойдем в детский сад. Посмотрите вокруг, подумайте, что вы нарисуете на память о нашей экскурсии. (Выслушиваю ответы детей). Что вы сегодня узнали нового на экскурсии?
















































Развлечение «Путешествие на речку»

Задачи:

— закреплять знания о речной фауне и флоре;

— развивать воображение, память, ориентировку в пространстве, пантомимическую и речевую выразительность;

— формировать умение играть сообща, интерес к природе.

Воспитатель. Дети, хотите отправиться на речку? Можно ли это сделать в такую погоду? А в наших путешествиях все возможно. В нашей волшебной стране солнечно и жарко. Самое время окунуться в прохладную воду. Как же мы попадем туда? На какую речку отправимся? Дети отвечают.

У реки всегда много насекомых. Я сейчас вас в них превращу. Кто в какое насекомое хочет превратиться?


Хлоп-хлоп-хлоп, топ-топ-топ. Вокруг себя повернись, в насекомое превратись! Приготовили крылышки. Полетели. Зудим и жужжим, чтобы все нас слышали.

Спускаемся осторожно на берег. Дети приседают.


Вот мы и на речке. Пока еще раннее утро. Туман расстилается над водой. Можно половить рыбу. Сделаем удочки из веток ивы, которая растет у воды. Надрезайте ветку низко, чтобы получилась длинная удочка. Привяжите на удочку леску, наденьте на леску крючок. А на что же мы будем ловить рыбу? Давайте накопаем червяков.


Дети имитируют подготовку к рыбалке и саму рыбалку. Рассказывают, кто, что поймал.


От воды веет прохладой, а солнце печет жарко. Можно немного позагорать на песочке. Раздевайтесь, одежду складывайте аккуратно, рядом поставьте обувь, носки и гольфы сложите вместе, чтобы не потерять.


Дети имитируют раздевание и складывание одежды.


Я захватила всем панамы. Наденьте их, чтобы не напекло голову. Расскажите, какой формы и цвета досталась вам панама. Дети имитируют надевание панамы, рассказывают о ней.

Вот мы и на пляже. Давайте об этом расскажем стихотворением.


На пляже

Лето знойное в разгаре. (Дети проводят тыльной стороной ладони по лбу.)

Все на пляже загорают.

Руки солнцу подставляют, (Поднимают руки вверх, раскрывают ладони.)

Носик кверху задирают. (Задирают нос.)

И бегут к реке скорей, (Бегут на месте.)

Охладиться чтоб быстрей. (Похлопывают ладонями по телу.)

Плавают туда-сюда — (Изображают руками плавательные движения. Складывают ладони домиком.)

Не утонут никогда! (Отрицательно качают головой.)

Брызги в стороны летят И на всех попасть хотят. (Резко выбрасывают руки в стороны.)

Воспитатель. Ложитесь спиной на песок, подставьте солнышку животики. Как припекает! Перевернитесь на живот, пусть загорает спинка. А теперь на бочок. Ну-ка, я посмотрю, никто не сгорел? Нет. Все стали золотистыми, словно солнышко вас покрасило. Вы стали похожи на черепаху и львенка из мультфильма. Давайте споем их веселую песенку.

Дети исполняют песенку черепахи из мультфильма «Как львенок и черепаха пели песню» (муз. Ген. Гладкова, сл. С. Козлова).

А теперь надо подготовиться к плаванию. Разогреть мышцы. Сделаем энергичные движения руками. А теперь ногами.

Дети выполняют упражнения по показу воспитателя.

Теперь можно и в воду. Но что такое?! Песок так нагрелся, что стал горячим. Бегите осторожно, на носочках, не обожгитесь. А у реки, как назло, острая галька. Не уколитесь.

Дети имитируют ходьбу по горячему песку и острым камушкам.

Прислушайтесь, как шуршат под ногами камушки. На самом деле они разговаривают между собой.

Обижаются камешки пляжные:

— Ох, дела-то у нас неважные —

Загораем круглый год, А загар не пристает!


Смешные какие! Зачем им нужен загар?! А мы немного погрелись, подзагорели, и теперь можем искупаться. Попробуйте рукой, теплая ли вода? А теперь ногой. Полейте себе осторожно водой на грудь, плечи, ноги. Ух, как прохладно! Брр! Теперь потихоньку заходим в воду. Все глубже и глубже. Вода прохладная после горячего солнца. Как хорошо, как приятно! Немного страшно окунаться в прохладную воду. Давайте возьмемся за руки и поиграем в игру «Бабка сеяла горох». Дети показывают все, о чем говорит воспитатель.

А теперь поплавайте. Только далеко не заплывайте. Друг другу не мешайте. Кто каким способом будет плавать?

Дети. Кролем, брасом, по-собачьи, как лягушка и т.п. Воспитатель. Плавать надоело. Давайте поиграем в брызгалки, кто кого больше обрызгает. Это так весело!

А теперь я раздам вам специальные маски с очками и трубкой для подводного плавания. Мы будем нырять и наблюдать за тем, что происходит под водой. Каких речных рыб вы видите? Дети отвечают.


Покажите, как плавают рыбки, разбегаются от нас.

Давайте расскажем о животных водоема, которых мы видим в реке.

Рыбка плавала в реке

Рыбка плавала в реке, (Дети складывают ладони, делают плавные движения.)

Хвостиком виляла,

Корм глотала на ходу, (Сжатые пальцы соединяют, кроме больших, которыми изображают открывание и закрывание рта.)

Ротик открывала. Лягушонок мимо плыл,

Щеки раздувая. (Округлыми пальцами показывают щеки.)

Ножкой дрыгал влево (Откидывают одну ногу, потом другую.)

Вправо, Устали не зная.

Уж шуршал по камышам,

(Собирают пальцы в щепоть — голова ужа, извивающееся тело изображают рукой.)

Камыши шумели,

(Покачивают руками, поднятыми вверх.)

И над нами в небесах

Птицы звонко пели. (Взмахивают руками, вытянув шею.)

Воспитатель. Под берегом в норе живет рак. Покажите, какие у него клешни, как он пятится.

Давайте посмотрим в камышах, может, там кто-то спрятался? Да это большая, зубастая щука! Чтобы она не сердилась, мы про нее прочитаем стихотворение и покажем его содержание движениями.

Щука в речке жила, Щеткой воду мела,

Плавниками трепеща. И зубаста, и тоща

Щи варила для гостей, Угощала пескарей.

Пищи на обед ища, Ходит щука вкруг леща!

Вот так штука!

Дети вместе с воспитателем рассказывают стихотворение, выделяя звук [щ], и сопровождают строки движениями.

Пока щука нас заслушалась и на нас засмотрелась, надо выбираться из воды. Давайте немного обсохнем, вытремся полотенцами и поиграем в мяч.

Дети имитируют игру с мячом.

Посмотрите, дети, у берега привязаны лодки. Мы можем на них покататься.

Дети разбиваются по парам, садятся в ряд, берутся за руки, упираются друг другу в ноги, начинают по команде воспитателя перетягивать то в одну, то в другую сторону. Воспитатель движения сопровождает стихами или песенкой (например, «Веселый ветер»), задавая ритм.

Мы на лодочке катались, Дружно веслами гребли.

Песню звонкую запели, Нам подпели соловьи.

Раз и два, и три, четыре, Лодка быстренько плывет.

Ветлы косами нам машут, Речка вдаль к себе зовет.

Пока мы катались на лодке, прошел грибной дождик, а над рекой появилась радуга. Какая красота! Давайте покажем, что произошло на реке после того, как взошла радуга, четко выделяя звук [р].

Радуга

Солнце светит, дождь идет,

В небе радуга цветет.

Над рекой она взошла,

Радость людям принесла.

Речка краше сразу стала,

Разным цветом засияла.

Робко выглянул карась:

— Не заря ли занялась?

Вылез рак на бережок:

— Радуга? Какой восторг!

Дождь вокруг все оросил

И у солнышка спросил:

— Можно радугу убрать,

Дальше по лугам шагать?

А в ответ дождю: «Прощай!

Рокот грома забирай.

Ты на славу потрудился,

Как бы ты не простудился.

Расцелуй скорей цветы,

Заждались тебя они».

Дождь пророкотал: «Пока!»

Успокоилась река.

В процессе игры можно использовать стихотворения на определение родственных слов «Лягушки-хохотушки», «Солнечный денек».