Проект «Умка» цифровое образование для детей с ОВЗ
Разработчики: учителя начальных классов
МБОУ «Телейская СОШ» Чурапчинского улуса
Монастырева Сардана Петровна
Лаврентьева Наталья Дмитриевна
Диодорова Туяра Васильевна
Капрынова Анна Петровна
Введение
- Актуальность исследования. Современный мир непрерывно меняется. В различные сферы деятельности человека внедряются инновации, что ориентирует людей на постоянное развитие, совершенствование своих знаний, умений, компетенций, овладение новыми видами деятельности. В современных условиях с огромной скоростью растут потоки информации, развиваются технологии ее обработки и хранения, реальная жизнь все больше и больше переходит в «цифру». Такие изменения неизбежно затрагивают все стороны общественной жизни.
- Развитие технологий влечет за собой разработку новых инструментов обучения и делает учебный процесс более эффективным. Использование цифровых ресурсов для обучения помогает при дистанционном обучении, облегчает поиск необходимой информации, способствует непрерывному обучению детей с ОВЗ.
- В связи с вышеизложенным выявлено следующее противоречие между потребностями в цифровом образовании детей с ОВЗ и не разработанностью в достаточной мере педагогических условий для совершенствования данного процесса в образовательных учреждениях.
- Необходимость разрешения данных противоречий обуславливает актуальность данного исследования и определяет его проблему: необходимость определения педагогических условий для эффективного внедрения цифрового образования детей с ОВЗ.
Цель: развитие детей с нарушением речи в начальных классах через цифровое образование .
На основании цели были поставлены следующие задачи:
- Провести мониторинг количества детей с ОВЗ в село Телей-Диринг Чурапчинского улуса;
- Изучить особенности учебной деятельности детей с ОВЗ:
- рассмотреть особенности детей с ОВЗ;
- Проанализировать учебную деятельность
- подобрать инструменты цифровизации образования детей с ОВЗ;
3. апробировать педагогические условия цифрового образования детей с ОВЗ:
- Создать телеграм канал для родителей и педагогов;
- Провести работу по внедрению цифрового кабинета логопеда;
4. проанализировать результаты экспериментальной работы:
- Наблюдение за положительной динамикой развития детей.
Ссылка на наш телеграм канал
Методическое объединение учителей начальных классов МБОУ «Телейская СОШ» создали телеграм-канал «Пазл» для поддержки работы единого профессионального сообщества педагогических работников и специалистов, участвующих в реализации адаптированных образовательных программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Наш канал предназначен для учителей, родителей, педагогов-практиков, работающих в сфере инклюзивного образования, а также для студентов, занимающихся вопросами работы с детьми с особыми образовательными потребностями.
«Пазл» – канал, где собраны материалы, направленные на оказание помощи родителям и педагогам при воспитании и обучении особого ребенка – развивающие игры, тренинги, дидактические материалы, советы и т.д. Имеется подборка тематических ссылок на ресурсы сети Интернет, которыми могут воспользоваться родители детей с ОВЗ
Сроки и этапы реализации проекта
подготовительный
организационно-деятельностный
февраль 2023
Аналитический
февраль-апрель
Обобщающий
до февраля 2024
2024 февраль
АЛМА предлагает оборудование для оснащения логопедического кабинета под ключ. Всё самое необходимое для проведения занятий логопеда в ОУ.
Развитие речи является одним из основных элементов правильного развития ребенка. Раннее обнаружение дефектов речи позволяет логопеду более эффективно проводить занятия по коррекции, тем самым способствуя своевременному усвоению ребенком всех речевых навыков.
Сегодня существует ряд требований, предъявляемых ФГОС, которые обязывают образовательные учреждения создавать необходимые условия для работы с детьми, имеющими речевые нарушения.
Так, кабинет логопеда должен иметь несколько зон разного назначения, специальное логопедическое оборудование, методический материал, а также всю необходимую мебель.
От того, насколько комфортная обстановка создана в помещении, зависит эмоциональное состояние ребят, нуждающихся в исправлении всевозможных речевых дефектов. Поэтому очень важно учитывать некоторые принципы, влияющие на создание правильной коррекционно-развивающей среды.
Эстетика и уют. Все предметы, включая оформление стен, должны быть привлекательными, чистыми и интересными детям. Удобство и мобильность. Мебель и предметы, расположенные на стенах, должны двигаться и при необходимости переноситься с места на место. Доступность. Все предметы, которыми могут пользоваться дети в процессе занятий, должны быть в легком доступе, то есть располагаться на нижних полках. Интеграция. Оборудование и дидактические пособия должны применяться в разных областях логопедической работы и при этом всегда индивидуально подбираться для разной возрастной категории и различных нарушений речи. Системность и последовательность. Весь материал необходимо структурировать по темам и использовать поэтапно. Разнообразие. Все занятия и обучающие игры необходимо сделать вариативными относительно возраста детей и коррекционных целей, а также для большей заинтересованности ребятами самим процессом.
Такой подход позволит достигнуть видимых результатов достаточно быстро, что в свою очередь даст возможность детям исправить речевые нарушения.
Требования ФГОС, предъявляемые к логопедическим кабинетам:
Площадь помещения должна быть не менее 20 м. кВ. независимо от того, какие проводятся занятия (индивидуальные или групповые); Освещение и мебель должны соответствовать требованиям СанПиНа; Кабинет должен быть поделен на такие зоны, как: рабочее место учителя, учебная часть, зона для индивидуальных занятий, место для оборудования.
Для кабинета логопеда АЛМА производит:
Профессиональные интерактивные столы Logo Mini, Logo Edu, Logo Pro; Профессиональное зеркало логопеда АЛМА; Умное зеркало “Зазеркалье”; Специализированные методические логопедические комплексы “Замок“, “Космос“, “Самолет“; Логопедические тренажеры
Артикул: А283 Цена: 550 000 ₽
Комплектация:
- Рабочий стол специалиста (1500х650х750мм)
- Компьютер специалиста
- Рабочий стол детский (1500х650х550 мм)
- Комплект логопедических зондов из медицинской стали
- Набор для логомассажа
- Логопедические наушники с микрофоном
- Методическое пособия: Нищева Н.В., тетради Азова, Чернова (8 шт.)
- Логопедические карточки и мотивационные наклейки (более 400 шт.)
- Интерактивный дисплей 25 дюймов со встроенным программным обеспечением « Звукоречье » и «АЛМА Дошкольное Образование»
- Профессиональное зеркало логопеда АЛМА
- Мобильная тумба со встроенной световой песочной терапией
- Дидактическая настенная панель «Азбука речи»
- 5 наборов стеновых панелей
- Платформа для ножного балансира «Балу»
- Комплект ручных балансиров для детей «Балу» (голубой, 4 шт.)
- 2 детских стульчика (330х355х561 мм)
- Кресло-мешок из экокожи
- Стеллаж (900х2070х350 мм)
Логопедический Куб АЛМА Артикул: А129 Цена: 148 000 ₽
Комплектация:
- Программное обеспечение на USB-носителе: – Программное обеспечение для логопедов « Звукоречье » ; – «АЛМА Дошкольное образование» ; – Игра-квест для подготовки к школе «5 Островов» ; – Интерактивная раскраска « Оживариум » ;
- Мобильный короб с двумя ящиками плавного хода;
- Безопасное акриловое зеркало;
- Встроенный отсек для песочной терапии;
- Настольная пошаговая игра;
- Беспроводная музыкальная система;
- Логопедические зонды из медицинской стали;
- Методические пособия: Нищева Н.В., тетради Азова, Чернова (8 шт.);
- Набор для логомассажа;
- Логопедические карточки, ордена и мотивационные наклейки (более 420 шт.).
Помещение должно быть визуально поделено на следующие зоны:
Методическая. Включает в себя весь методический материал; Артикуляционная. Сюда относятся зеркала и плакаты с изображением речевых гимнастик; Слуховая. Здесь находятся игрушки, музыкальные инструменты, а также картинки с изображением эмоций; Лексико-грамматическая. Также предполагает наличие картинок для развития речи, азбука (настенная), карточки с чистоговорками и скороговорками и другие наглядные пособия; Моторная. Подразумевает всевозможные пособия, развивающие моторику у детей; Поощрительная. К ней относятся различные предметы-поощрения за успехи и достижения (магнитики, медали, звездочки и т.д.)
Работая с маленькими детьми, имеющими какие-либо нарушения речи, следует помнить, что в первую очередь необходимо создать в кабинете условия, позволяющие ребятам чувствовать себя в безопасности. Им должно быть интересно и спокойно, поэтому атмосфера должна быть мягкой и теплой. Ведь от того, в каких условиях ребенок достигает столь важных для него результатов, зависит его психическое и эмоциональное состояние и в момент занятий и в дальнейшем.
Образовательная деятельность с применением интерактивных технологий дает возможность школьнику проявить себя, высказать свое видение вопроса, свободу творческой деятельности.
- Успех в воспитании и обучении можно достигнуть только в том случае, если детям будет интересно учиться.
Ожидаемый результат:
1. Повышения качества и доступности путем создания копилки игр.
2. Публикации в средствах массовой информации по результатам апробации инновационного образовательного проекта «УМКА».
3. Выпуск методических рекомендаций по теме проектной деятельности, проведение круглых столов, семинаров, конференций.
Ожидаемые эффекты проекта.
- Увеличение охвата детей с ограниченными возможностями здоровья системой дополнительного образования, с целью максимального раскрытия их творческого потенциала;
- Увеличение численности родителей ориентированных на сотрудничество.
Образовательная деятельность с применением интерактивных технологий дает возможность школьнику проявить себя, высказать свое видение вопроса, свободу творческой деятельности.
Успех в воспитании и обучении можно достигнуть только в том случае, если детям будет интересно учиться.
Интерактивные технологии , использующиеся в образовательном процессе, повышают мотивацию воспитанников , формируют обстановку сотрудничества и воспитывают в детях чувство собственного достоинства, дарят им ощущение творческой свободы.
Использование интерактивных технологий в работе с дошкольниками позволяет развивать умение детей ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных средств.
классификация детских компьютерных игр:
- игры, развивающие логическое мышление и память ребёнка;
- игры, улучшающие координацию движений (мелкую моторику рук);
- игры, развивающие навыки счёта и чтения;
- игры, развивающие фантазию и объёмное восприятие;
- игры, развивающие художественный вкус и музыкальный слух ребёнка.
Ещё одна классификация компьютерных игр:
- развивающие игры;
- обучающие игры;
- игры-экспериментирования;
- игры-забавы;
- логические игры;
- компьютерные диагностические игры.
Развивающие игры:
- графические редакторы – «рисовалки», «раскраски», конструкторы;
- текстовые редакторы для ввода, редактирования, хранения и печати текста;
- режиссёрские компьютерные игры – свободное перемещение персонажей и других элементов на фоне декораций;
- музыкальные редакторы для ввода, хранения и воспроизведения простых мелодий;
- предполагают решение одной или нескольких дидактических задач;
- способствуют формированию у детей математических представлений, обучению письму, чтению, иностранным языкам, ориентации в пространстве;
- способствуют нравственному и эстетическому воспитанию;
- способствуют формированию у ребёнка умения самостоятельно осваивать материал;
- облегчают понимание информации, развивая при этом слуховую, моторную и эмоциональную память.
Обучающие игры:
Логические игры
шашки, шахматы;
- логические учебные развивающие игры:
лабиринты, угадай число, слово, крестики-нолики и др.
К диагностическим компьютерным играм можно отнести:
- развивающие игры, обучающие игры, игры-экспериментирования.
- Играя в компьютерные игры, ребёнок учится планировать, выстраивать логику элемента конкретных событий, представлений, у него развивается способность к прогнозированию результата действий.
- Компьютерные игры выстроены так, что ребёнок может получить не единичное понятие, а обобщённое представление обо всех похожих предметах или ситуациях – формируются такие операции мышления как обобщение и классификация .
- Компьютерные игры учат детей преодолевать трудности , контролировать выполнение действий , оценивать результаты .
- Компьютерные игры повышают самооценку дошкольников.
Компьютерные игры помогают также устранить отрицательное отношение к развитию ребенка – неуспех , который связан с непониманием, пробелами в знаниях.
Компьютерные игры позволяют изменить способы управления образовательной деятельностью , погружая ребёнка в игровую ситуацию.
Компьютерные игры способствуют формированию рефлексии деятельности ребёнка , что позволяет ему наглядно представить результат своих действий.
Применение компьютерных игр позволяет направленно формировать высокую обучаемость детей , начиная с дошкольного возраста.
Дети, играющие в развивающие компьютерные игры, отличаются широтой кругозора .
Работа за компьютером способствует развитию у ребёнка мелкой моторики пальцев рук и зрительно-моторной координации .
Компьютерная игра развивает абстрактное мышление ребёнка.
Большинство обучающих игр традиционно направлены на формирование навыков чтения и счёта, что способствует подготовке к поступлению в школу .
Компьютерные программы для детей старшего дошкольного возраста с ролевыми способами решения помогают привлечь внимание детей к внутреннему миру другого , побуждают поставить себя на его место.
https://mersibo.ru/mersibo-studio
http://boowakwala.uptoten.com/kids/boowakwala-family-photoalbum-photopuzzle.html
https://chudo-udo.info/raskraski
https://www.igraemsa.ru/
https://www.logozavr.ru/
Заключение
На сегодняшний день, в образовательном процессе, большое внимание уделяется применению цифровых средств обучения, которые в учебной деятельности выступают способом познания при выявлении и фиксации в наглядной форме тех общих отношений. Активное применение цифрового обучения будет способствовать формированию учебной деятельности детей с ОВЗ.
Мы пришли к выводу, что цифровое обучение помогает адаптировать методики к учебным возможностям ребенка с ОВЗ, стимулировать развитие познавательной активности и самостоятельности, формирует интерес к обучению, заботится об эмоциональном благополучии, концентрирует внимание на учебном диалоге, сотрудничества, сотворчества между учителем и учениками.
Таким образом, все задачи решены, цель достигнута.