средняя общеобразовательная школа №15 с углублённым изучением отдельных предметов
Могутнова Я.Г.
Тема: Сложение и вычитание вида 10+7, 17 – 7, 17 – 10 |
Тип урока: урок открытия нового знания. |
Планируемые результаты: - личностные: понимание смысла выполнения самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности (начальный этап) и того, что успех в учебной деятельности в значительной мере зависит от самого учащегося; проявление мотивации учебно-познавательной деятельности и личностного смысла учения, которые базируются на необходимости постоянного расширения знаний для решения новых учебных задач и на интересе к учебному предмету «Математика»; освоение положительного и позитивного стиля общения со сверстниками и взрослыми в школе и дома; понимание и принятие элементарных правил работы в группе: проявление доброжелательного отношения к сверстникам, стремления прислушиваться к мнению одноклассников и пр.; Учащийся получит возможность для формирования: умения отвечать на вопросы учителя (учебника), участвовать в беседах и дискуссиях, различных видах деятельности; учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новых учебных и практических задач; способности к самооценке результатов своей учебной деятельности. -метапредметные: Регулятивные УУД: Учащийся научится: понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем, на разных этапах обучения; понимать и применять предложенные учителем способы решения учебной задачи; принимать план действий для решения несложных учебных задач и следовать ему; выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме; осознавать результат учебных действий, описывать результаты действий, используя математическую терминологию; осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя. Учащийся получит возможность научиться: понимать, принимать и сохранять различные учебно-познавательные задачи; составлять план действий для решения несложных учебных задач, проговаривая последовательность выполнения действий; выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме; фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью смайликов, разноцветных фишек и прочих средств, предложенных учителем), адекватно относиться к своим успехам и неуспехам, стремиться к улучшению результата на основе познавательной и личностной рефлексии. Коммуникативные УУД: Учащийся научится: задавать вопросы и отвечать на вопросы партнёра; воспринимать и обсуждать различные точки зрения и подходы к выполнению задания, оценивать их; уважительно вести диалог с товарищами; принимать участие в работе в паре с одноклассником; осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимную помощь. Учащийся получит возможность научиться: применять математические знания и математическую терминологию при изложении своего мнения и предлагаемых способов действий; включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться; слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник; аргументированно выражать своё мнение; совместно со сверстниками решать задачу работы в паре; оказывать помощь товарищу в случаях затруднения; признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие. Познавательные УУД: Учащийся научится: понимать и строить простые модели (в форме краткой записи) математических понятий и использовать их при решении текстовых задач; понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, оформление в рамки и пр.); выбирать основания для классификации объектов и проводить их классификацию (разбиение объектов на группы) по заданному или установленному признаку; находить и читать информацию, представленную разными способами (учебник, справочник, аудио- и видеоматериалы и др.). Учащийся получит возможность научиться: понимать и выполнять несложные обобщения и использовать их для получения новых знаний; устанавливать математические отношения между объектами и группами объектов (практически и мысленно), фиксировать это в устной форме, используя особенности математической речи (точность и краткость), и на построенных моделях; объяснять найденные способы действий при решении новых учебных задач и находить способы их решения (в простейших случаях). -предметные: Выполнять вычисления вида 10+7, 17-7, 17-10 с опорой на знания нумерации и связи компонентов сложения; читать и записывать числа второго десятка, объясняя, что обозначает каждая цифра в их записи; представлять двузначные числа в виде суммы разрядных слагаемых; закреплять знание табличных случаев сложения и вычитания в пределах 10; решать задачи изученных видов; использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических выражений. |
Цель урока: создать условия для развития у учащихся умения понимать и принимать учебную задачу; способности к целеполаганию, планированию, контролю, оценки и рефлексии собственной деятельности и одноклассников, направленных на умение выполнять вычисления вида 10+7, 17-7, 17-10. |
Форма урока: фронтальная форма познавательной деятельности; микрогрупповая форма (работа в парах). |
Используемые технологии: здоровьесберегающие образовательные технологии; технологии проблемно-диалогового общения; технология развивающего обучения. |
Виды деятельности учащихся на уроке: учебное сотрудничество. |
Ресурсы урока: рабочая программа, УМК (учебник Моро М.И., Степанова С.В., Волкова С.И. «Математика. 1 класс. 2 часть»), презентация, раздаточный материал в виде ксерокопий. |
Организация контрольно-оценочной деятельности на уроке: самопроверка, взаимопроверка, работа у доски. |
Место урока в системе уроков по данной теме: 5 урок из 12 в разделе «Числа от 11 до 20. Нумерация». На изучение темы урока отводится 1 час. |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Методический комментарий Запланированный результат этапа |
Организационный момент. Психологическая минутка. Цель – активизация учащихся, создание особого настроения для эмоционального отклика. Планируемое время – 2 минуты |
- Сегодня к нам на урок пришли гости, давайте поприветствуем их. -Когда мы говорим «Здравствуйте», мы желаем здоровья и мира родным, близким, знакомым и незнакомым людям, матушке природе. Как приятно произносить такие слова и как приятно их слышать! - Посмотрите на доску. Вы видите два солнышка – грустное и весёлое. - У вас на партах лежат такие же солнышки. - Кто думает, что у него всё получится на уроке, что он справится со всеми заданиями, поднимите весёлое солнышко. - Кто думает, что на уроке он встретится с трудностями, не уверен в себе и боится двигаться вперёд - поднимите грустное. -Я желаю вам удачи, и думаю, что у нас всё получится! (Если будут грустные – желаю, чтобы у детей в конце урока поменялось грустное настроение на весёлое). | Со звонком учащиеся проходят к своим местам, проверяют готовность, садятся. Дети здороваются. Поднимают свои солнышки (они такие же как на доске, только в уменьшенном виде). | Результат: активизируется умственная деятельность учащихся; способствует психологическому настрою на урок; создаётся комфортная для обучающихся образовательная среда. Приложение 2 |
Каллиграфическая минутка. Планируемое время – 5 минут |
- Ребята с чего начинаем урок? - Оцените себя. – Какие цифры использовали для записи числа 13? – Расскажите всё, что знаете об этом числе. – Ох уж это число 13. Вот вы, ребята, рассказали много интересного об этом числе. А многие воспринимают его как какой-то плохой знак, боятся его, особенно когда наступает Пятница 13. Допустим, в гонках «Формула-1» нет машин с номером 13. Практически на всех кораблях после 12-й каюты сразу идёт 14-я. Также 13-й ряд отсутствует и в самолётах. А у индейцев Майа число 13 является добрым и благоприятным. В календаре майя 13 месяцев. Также у майя был тринадцатый знак зодиака - змееносец. Число 13 обладает великой силой, и овладение ею открывает перед человеком поистине безграничные возможности. И, может быть, когда-нибудь, вы откроете в себе именно такие возможности, но пока, просто подружитесь с числом 13. - Замените число 13 суммой разрядных слагаемых. - Предлагаю заменить суммой разрядных слагаемых следующие числа (записывает: 15; 12) | - Открываем тетради, с каллиграфической минутки. (Прописывают число 13) Оценивают себя на полях шкалой «П» (правильность написания): низкий уровень, средний, высокий. - 1, 3 - Число 13 следует за числом 12 и предшествует числу 14; 13 – двузначное число, в числе 13 – 1 десяток и 3 единицы. Записывают на доске: 13 = 10 + 3 Так же поступают и с этими числами: 15 = … + … 12 = … + … | |
3. Актуализация знаний и определение темы и цели урока. Цель – подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к изучению новой темы; смотивировать учащихся на постановку цели собственной учебной деятельности. Планируемое время – 7 минут |
Устный счёт. –Что записано на доске? (примеры напечатаны на карточках) 6+3 | 9-4 | 2+4 | 8-5 | 4+5 | 6-3 | 13-10 | 13-3 | | - На какие 2 группы можно распределить эти примеры? - Как называют числа при сложении? При вычитании? - Распределите их на доске. - Найдите значение выражений, используя названия чисел. - Так, кто понял, какова тема сегодняшнего урока? (Прикрепляю карточки с этими примерами на доску в тему урока в солнышко: Приложение 1) - А какую цель вы поставите перед собой? | - Примерные ответы: примеры; числовые выражения; суммы и разности. - Примеры на сложение и на вычитание. Называют компоненты действий сложения и вычитания. Распределяют: 6+3 | 9-4 | 2+4 | 8-5 | 4+5 | 6-3 | 13-10 | | 13-3 | | Выходят к доске и записывают результат вычислений. При выполнении задания возникает проблема: ещё не умеем вычислять 13 – 10; 13 – 3!!! - Вычитание вида 13 – 10; 13 – 3. - Сегодня я буду учиться решать примеры вида 13 – 10 и 13 – 3. | . Учитель по необходимости конкретизирует тему, цель. Предложения детей фиксируются на доске. |
Физминутка Прежде, чем продолжить путь к нашей цели, немножко отдохнём и подготовим наши пальчики к письму. Пальчиковая гимнастика «Дом». . | Один у доски показывает. Я хочу построить дом, (Руки сложить домиком, и поднять над головой) Чтоб окошко было в нём, (Пальчики обеих рук соединить в кружочек) Чтоб у дома дверь была, (Ладошки рук соединяем вместе вертикально) Рядом чтоб сосна росла. (Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики) Чтоб вокруг забор стоял, (Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой) Пёс ворота охранял,(Ставим «ушки на макушку») Солнце было, дождик шёл, (Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены".Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения) И тюльпан в саду расцвёл! (Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики - "бутончик тюльпана") | Цель: Учить беречь сохранять своё здоровье. |
4. Реализация плана по достижению поставленных целей. Цель – познакомить с приёмом вычитания вида 17-7, 17-10 с опорой на знания нумерации и связи компонентов сложения. Планируемое время – 8 минут. |
- Ну, что же, так как же вычесть из 13 десять? И из 13 – три? - Ребята, мне хочется, чтобы это открытие вы попробовали сделать сами. Одному трудно? Как можно поработать? - У вас на партах лежат листочки (альбомный лист). Попытайтесь вместе решить эти примеры, записывая их фломастерами, чтобы лучше было видно. - Могу дать подсказку: вспомните, что все темы, как бусинки, идут друг за дружкой. Вспомните тему: «Связь между первым слагаемым, вторым слагаемым и суммой». Если не поймут, ещё направить их – «Где-то на доске есть небольшая подсказка». (А там уже записано 13 = 10 + 3; смотреть каллиграфическую минутку). Пока дети работают, я записываю примеры 13 – 10 и 13 – 3 на доску. Прохожу смотрю. Кто догадается, вызываю к доске для объяснения. | - В паре. Работают в паре. Пытаются изобразить в схеме, как вычитали. Образец рассуждения 1: Если из суммы 13 вычесть первое слагаемое 10, получится второе слагаемое 3. И наоборот. Образец рассуждения 2: 13 – 3: 13 – это 1 десяток и 3 единицы. Из 1 десятка 3 единиц вычесть 3 единицы, получится 1 десяток, или число 10. 13 – 10: 13 – это 1 десяток и 3 единицы. Из 1 десятка 3 единиц вычесть 1 десяток, получится 3 единицы, то есть число 3. Несколько пар вслух проговаривают своё правило. (Была ситуация: один мальчик сказал, что он будет десятки (10), а девочка –это единицы (3) и они показали на своих пальцах, что будет, если вычесть 10, а потом – вычесть три) | Учитель создаёт условия для учебного диалога. Работа в паре позволяет каждому ученику быть успешным на уроке. Результат достигается быстро и в комфортных условиях путём сотрудничества. Цель: Создать ситуацию: «Я не знаю, как из 13 вычесть 10 и 3, но попытаюсь в совместной работе это узнать». Приём моделирования. Постоянная фиксация вновь приобретённых знаний различными знаками, символами помогает детям лучше понять и принять новую информацию. При такой организации данного этапа появляется возможность для развития коммуникативных, познавательных и регулятивных универсальных учебных действий младших школьников. |
5. Применение новых знаний. Цель – научиться применять полученные знания. Планируемое время – 10 минут |
а) Первичное закрепление. Обратимся к учебнику. Стр.52 №1 - Ребята, а теперь откроем учебник и посмотрим, а как предложили вам решать такие примеры авторы учебника. - Выполним №1 коллективно с комментированием у доски. Пользуйтесь тем способом, который вы лучше поняли. б) Стр. 52 №2 (1) - Оцените свою работу над задачей смайликом на полях (Понял ли я как решать задачи данного вида?) в) Проверь себя: стр.52 внизу страницы три примера. - Самостоятельно выполните номер внизу страницы. - А теперь обменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга. Оцените работу своего соседа или шкалой, или смайликом: как пожелаете. | - В учебнике на с.52 такие же способы. Работают у доски по одному с комментированием. Музыкальная физминутка Один – у доски работает по алгоритму с задачей. Красных – 6 п. Жёлтых – 2 п. ? п. 6 + 2 = 8 (п.) Ответ: 8 помидоров. Самостоятельная работа. Проверяют по ключу на слайде: примеры появляются по одному.  | Цель данного этапа: проверить понимание темы и актуализация новых знаний. Таким образом, вновь используется потенциал урока для развития регулятивных универсальных учебных действий; вместе с тем развиваются коммуникативные, познавательные и личностные умения. |
6. Итог урока. Рефлексия. Цель: -провести рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся; - зафиксировать неразрешённые затруднения как направления будущей учебной деятельности; - оценить собственную деятельность на уроке; - обсудить и записать домашнее задание. Планируемое время –5 минут |
- Ребята, обратимся к нашей лесенке познания: - Какую цель ставили перед собой на сегодняшний урок? - Как вы считаете, вы её достигли? - Встаём на первую ступеньку: Какой вопрос можно задать? - Встаём на вторую ступеньку: А здесь какой вопрос задаём? - И как же? - Встаём на третью ступеньку: Нужно ли мне ещё потренироваться? - Ребята, помните про наши солнышки? У кого было грустное солнышко? Справился ли ты с заданиями? Достиг цели урока? Настроение улучшилось? - Спасибо, ребята, за кропотливую работу на уроке. Спасибо за старание. Ведь главное – желание. А навыки и знания С годами к вам придут! Домашнего задания на этом уроке нет, так как он последний (четвёртый) на данной неделе. | Приложение 1. - Что мне помогло достичь моей цели? - Как я стремился к цели? - Работал в учебнике; работал в паре; работал в тетради. (Все карточки прикрепляют дети на доску сами) Учащиеся высказывают своё мнение. Кто желает, высказывается. Благодарят друг друга и учителя за урок. | Данные вопросы задаются с целью самооценки своей деятельности на уроке. Цель: Формировать осознанное отношение к своим действиям: «Что я делаю?», «Зачем я это делаю?» Постоянное обращение к плану, предполагает постоянный контроль со стороны учащихся за его выполнением. Таким образом, подобная организация этапа позволяет индивидуализировать образовательный процесс, способствует развитию личностных, регулятивных универсальных учебных действий младших школьников. |
Приложение 1.
На доске – план изучения темы. Над вопросом «КАК?» карточки для планирования видов работы на уроке (сверху вниз): работа в паре; работа у доски; работа в учебнике; самостоятельная работа в тетрадях. Карточка «Тр.» - это тренировка (домик – надо потренироваться дома). Слева карточки для определения знаний, которые нам помогли добиться цели (сверху вниз): связь между компонентами сложения; разрядный состав числа; обычный состав числа.
Приложение 2.
Каждое солнышко размером А4.