СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 14.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект урока русского языка на тему "Имена собственные" 2 класс УМК Школа России

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проект урока русского языка на тему "Имена собственные" 2 класс УМК Школа России»

Конспект урока русского языка во 2 классе

по теме «Имена существительные собственные и нарицательные.

Правописание собственных имен существительных»


Предмет: русский язык

Класс: 2

УМК: «Школа России»

Уровень: базовый

Тип урока:открытие новых знаний

Форма: урок-исследование

Тема: «Имена существительные собственные и нарицательные»

Правописание собственных имен существительных»

Цель: познакомить учащихся с именами существительными собственными и нарицательными, учить различать имена собственные и нарицательные.


Задачи:

образовательные:добиться осмысленности усвоения учебного материала по теме «Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных», осознания различия имён собственных и нарицательных, умения пользоваться терминами «имена собственные», «имена нарицательные», закрепить орфографический навык использования заглавной буквы в именах собственных;

развивающие: помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость данного учебного материала, обеспечить развитие у учащихся ставить цель и планировать свою деятельность, способствовать развитию у учащихся внимания, наблюдательности, орфографической зоркости, обеспечить развитие у учащихся монологической и диалогической речи;

воспитательные: способствоватьформированию интереса к предмету, воспитывать чувства товарищества и взаимопомощи.


Основные понятия:

- имя существительное;

- имя собственное и имя нарицательное;

- правила правописания имен собственных и нарицательных.


Планируемые результаты:

личностные: положительное отношение к учению, понимание необходимости сотрудничества с учителем, готовности к взаимодействию с ним и дружескому взаимопониманию, понимание необходимости товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию.


метапредметные результаты:

регулятивные:уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий, планировать свои действия, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки;

познавательные:уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы учителя, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, учиться работать в группе, формулировать собственное мнение.

предметные результаты:

- понимать суть понятий «имена собственные», «имена нарицательные», уметь различать имена существительные собственные и нарицательные, уметь писать собственные имена существительные с заглавной буквы.


Формируемые УУД:

- уметь ставить учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно;

- уметь осуществлять самооценку результатов работы;

- уметь планировать учебное сотрудничество в группе;

- уметь объяснять различие существительных собственных и нарицательных и обосновывать своё мнение;

- выполнять учебное задание в соответствии с правилом;

- формулировать понятные высказывания, используя термины;

- уметь сотрудничать с учителем, с одноклассниками, быть готовым к взаимодействию и взаимопониманию;


Межпредметные связи:русский язык, литературное чтение, краеведение.


Организация пространства:фронтальная, индивидуальная, в группах.


Ресурсы:

компьютер, проектор, презентация к уроку, учебник «Русский язык» 2 класс

В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, карточки для групповой работы.


Формы работы: фронтальная (Ф), в группе (Г), индивидуальная (И), работа в парах.


Структура урока.

 1. Организационный момент.

  2.  Актуализация знаний.

 3.  Постановка целей и задач урока.

 5.  Совместное «открытие»  новых знаний.

 6.  Первичное закрепление новой темы.

 7.  Обобщение.

 8. Рефлексия.

 9. Домашнее задание (по выбору)


Ход урока


Технология проведения

Обучающие и развивающие задания каждого этапа


Формирование УУД

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

I этап. Организационный


Цель: мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки


I этап. Организационный

Эмоциональный настрой.


- Разотрите руки.

- Подарите друг другу улыбку.

Я желаю вам дружной работы. Повторите правила дружной работы.

  1. Говорите по очереди, не перебивайте друг друга.

  2. Внимательно слушайте того, кто говорит.


Ребята, у вас на столе лежат Листы успеха. В них мы будем себя оценивать. А в конце урока поставим себе оценку.

Личностные УУД: положительное отношение к учению


Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение


Познавательные УУД: находить ответы на вопросы учителя, используя справочные материалы

Настроить детей на работу.



Поприветствовать учителя и друг друга. Настроиться на работу














II этап. Актуализация знаний

Цель:актуализировать знания
















































III этап.

Постановка целей и задач.

II этап. Актуализация знаний.

Словарная работа. Запишите число. Классная работа

Запишите слова.(Один ученик на доске остальные в тетради)

город, ворона, собака, воробей

-Расставьте ударение, подчеркните опасные места.

-Какие это слова?(словарные)

-Словарные слова нужно проверять?(их нужно

запомнить)

-Какой частью речи они являются?

(именем существительным)

- Почему вы так решили?

(обозначают предмет, отвечают на вопросы кто? что?)

 - Как можно разделить данные существительные на две группы?

-Назовите  неодушевленные имена   существительные, а теперь  – одушевленные.

- Молодцы.

2. «Соберём шкатулку знаний».

- А сейчас мы соберём шкатулку знаний, необходимые нам на уроке.

- Проведем блиц-опрос, отвечая только «да» или «нет». В шкатулку поместим только те знания, на которые ответим «да»:

1 группа* Имя существительное – это часть слова? (нет) 

 

2 группа * Имя существительное – это часть речи?  (да)

 

3 группа * Имя существительное обозначает действие предмета?   (нет)

 

1 группа * Имя существительное обозначает предмет?  (да) 

 

2 группа * Имя существительное отвечает на вопросы: какой? какое? какая? какие?  (нет)

 

3 группа * Имя существительное отвечает на вопросы: кто? что?  (да) 

 

1 группа * Одушевленные существительные отвечают на вопрос  ЧТО?  (нет)

 

2 группа * Одушевленные существительные отвечают на вопрос  КТО?  (да)

 Вывод: - Что же такое имя существительное?

(Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и  отвечает на вопросы: кто? что?  Одушевленные существительные отвечают на вопрос  кто?, неодушевленные – на вопрос что?)  

Составление кластера на доске.


III этап. Постановка целей и задач.

- Сегодня утром я встретила почтальона. Ему нужно отправить письмо. Но почтальон никак не может понять, куда и кому адресовано письмо. На конверте вот такая запись.(показать большой конверт)

КУДА: орел,

ул.зелёная , 5

КОМУ: дружку.

- Почему почтальон не может понять адрес? (Почтальону непонятно: Орел – это город или птица, Зеленая – это улица или цвет, Дружку-это кличка или просто друг).

- Так почему же запутался почтальон? (Отправитель не знает, какие слова надо писать с заглавной буквы.)

Давайте попробуем помочь почтальону.

Дети исправляют ошибки.

- Можете ли вы назвать тему нашего урока?

(Предположения детей)

Значит, тема урока: «Имена существительные собственные и нарицательные.


- Давайте постараемся поставить цели для себя.

На доске есть слова-помощники.

Сегодня на уроке

мы узнаем … какие существительные относятся к собственным, а какие к нарицательным.

научимся … их различать.

попробуем …свои знания применить на практике.


Перед Вами лежат конверты. Подпишите их так, чтобы почтальону было понятно, куда отправить письмо. Проверьте, верно ли вы подписали конверты. (слайд №)

-Оцените себя (помочь сориентироваться в листе оценивания)

Личностные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий, планировать свои действия


Регулятивные УУД:

уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий, планировать свои действия


Коммуникативные УУД:ставить учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно



Создать проблемную ситуацию, через которую обучающиеся смогли бы назвать тему урока.


Включить обучающихся

в обсуждение проблемных вопросов.


















Организовать работу по обсуждению проблемной ситуации.

развивать речь.



Диалог с учителем.

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.




















Оценивать правильность выполнения заданий.

IVэтап. Открытие новых знаний.

Цель: мотивировать к изучению темы.






IVэтап. Открытие новых знаний.

- Ребята, давайте узнаем почему нарицательные существительные так называются.


- Очень давно, люди стали нарекать все окружающие их предметы и явления словами, т.е давали им названия.

Например, место, где человек жил, назвали дом, где собирал грибы и ягоды – лес.

Но некоторые предметы, особенно важные для людей, имели свои индивидуальные собственные, только им принадлежащие имена.

Коммуникативные УУД: формулировать понятные высказывания, используя термины


Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе

Включить учащихся

в обсуждение проблемной ситуации.


Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в группе).


Оценивать

Vэтап. Первичное закрепление новой темы.








Vэтап. Первичное применение новых знаний.

Задание 2.

Работа в парах

(На на экране: Маша, Игорь, Шарик,Москва,Волга, ребята, карандаш, петух, Рыжик, кот)


- Посмотрите на доску, на карточках вы видите записанные имена существительные.

Выберите из них название города, реки, имя, кличку. Остальные слова отнесите в последний столбик.

имя город река кличка

проверка (слайд )

Оцените себя.

- какие слова записали в 4 столбик? (ребята, карандаш, петух, кот, ) А что это за слова? (словарные, одуш/неодуш)

- С какой буквы пишутся имена собственные? Что они обозначают?

Почему имена нарицательные так называются?

(Они нарицают (называют) любой предмет, но не дают ему имени. Вопрос на засыпку: могут ли нарицательные существительные писаться с заглавной буквы?

И так сделаем вывод -существительные бывают собственные и нарицательные (Составление кластера на доске)

Оцените себя в листах по заданию 2


знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя


Личностные УУД:

понимание необходимости товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию.


Регулятивные УУД:

проговаривать последовательность действий, планировать свои действия



правильность выполнения заданий.

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

VI этап. Первичное закрепление.


Цель:научить

объяснять различие имен собственных и нарицательных.





VI этап. Первичное закрепление . Групповая работа

-Давайте поможем Незнайке вспомнит имена сказочных героев.

Запиши отгадку Девочка ростом с дюйм (_______________). Деревянный мальчик  (_______________). Он от бабушки ушел (______________). Друг  крокодила Гены (________________). Деревня. в которой жил Матроскин (____________).

Ученик 1 группы зачитывает ответ.

Как они все пишутся?

(проверка через слайд)

-Ребята, с какими именами мы сейчас работали?(с собственными)

Сделайте вывод

Клички животных, имена литературных героев- это имена собственные и пишутся с большой буквы.

Физкультминутка

Если прозвучит имя нарицательное- вам надо присесть, если имя собственное- встать и хлопнуть в ладоши над головой.

Кошка Пушинка,

Собака Смешинка,

Петух Крикун,

Козел Бодун,

Воробей Тишка,

Поросёнок Гришка,

Красивая синичка.

Как напишешь клички


VI этап. Применение новых знаний.

Работа с правилом.

Не всегда достаточно одного имени, чтобы позвать человека.

- Вот какая история может произойти.

Восемь Тань
В первом классе восемь Тань.
Это прямо наказание!
Ведь у них, куда ни глянь,
Всюду Таня, Таня, Таня!

Если скажут: «Таня, встань!» —
Встанут сразу восемь Тань.
А ведь можно очень просто
Разобраться в новичках:
По фамилии в журнале
Их сегодня вызывали,
И фамилии подруг
Услыхали все вокруг.

- Как же можно различить людей с одинаковыми именами ? (По фамилиям)

Запишите  в тетради свою своё имя и фамилию.

---Как вы записываете слова? Почему?

- Вывод: имена ,отчества и фамилии –имена собственные. Они пишутся с заглавной буквы.

Взаимопроверка. Обменяйтесь тетрадями.

Оцените себя..


Познавательные УУД: уметь объяснять различие существительных собственных и нарицательных и обосновывать своё мнение


Личностные УУД:

уметь сотрудничать с учителем, с одноклассниками, быть готовым к взаимодействию и взаимопониманию

Организовать фронтальную работу по учебнику.


Включить учащихся

в обсуждение проблемных вопросов.


Работать с информацией, представленной вучебнике.


Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.



V этап. Применение новых знаний.

Цель:научить применять знания в практическом задании; формировать умение правописания имен собственных и нарицательных






ДИАГНОСТИКА качества освоения темы










Обобщение


  Чтобы окончательно разобраться чем отличаются собственные и нарицательные имена существительные составим Кластер.

Групповая работа.

Составление кластеров. Задание 5.

1 группа составляет кластер по теме «Имена собственные». 

2 группа составляет кластер по теме «Имена нарицательные». Работают на ватмане, наклеивая на него ключевое слово и картинки вокруг него. Учитель контролирует и помогает.

1 группа

Ключевые слова: имя собственное. Иллюстрации с изображением, например: воздушный шарик и собака Шарик, цветок роза и девочка Роза, Волга и река , Казань и город. Ученики приклеивают иллюстрации только с именами собственными.

2 группа

Ключевые слова: имя нарицательное. Учащиеся приклеивают иллюстрации только с именами нарицательными

Презентации кластеров

Сделайте вывод.

1 гр. Имена собственные- Шарик, Роза, Волга, Казань- пишутся с большой буквы. 

2 гр. Имена нарицательные- шарик, роза, река, город- пишутся со строчной буквы.

Оцените себя по заданию 5.

И так, имена существительные бывают собственные и нарицательные.

Имена собственные обозначают название городов, рек, имен и клички животных и пишутся с большой буквы.

Имена нарицательные называют предметы, которые нас окружают и пишутся со строчной буквы.

Регулятивные УУД: выполнять учебное задание в соответствии с правилом; уметь осуществлять самооценку результатов работы


Коммуникативные УУД: формулировать понятные высказывания, используя термины;

понимание необходимости товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию;

уметь планировать учебное сотрудничество в группе


Личностные УУД:

уметь сотрудничать с учителем, с одноклассниками, быть готовым к взаимодействию и взаимопониманию

Организовать работу в группах;

обеспечить

контроль

за выполнением

задания.






Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в группе).


Оценивать правильность выполнения заданий.

VI этап. Рефлексия учебной деятельности

Цель: научить осознавать свои достижения

Итог урока.Рефлексия.

- Какие цели мы ставили в начале урока?

Удалось ли нам их достичь?

- Продолжите предложение:

Сегодня на уроке я узнал…(какие имена называются собственными, а какие- нарицательными)

научился … (писать правильно имена собственные и нарицательные)

могу похвалить себя и одноклассников за ….

Посмотрите на свои Листы успеха, подсчитайте баллы. Оцените себя.

Посмотрите все на парты. У вас лежат карточки с изображением чемодана, мясорубки и корзины.


Чемодан- знания, которые я возьму с собой, мясорубка-я должен переработать эту информацию, корзина- мне эти знания не понадобятся в жизни

–А сейчас, ребята, поразмышляйте, какую карточку вы выберете.

Поднимите карточки-чемоданчики, карточки-мясорубки, карточки-корзины.


Дифференцированное домашнее задание

Домашнее задание у нас на выбор.

1.Для всех: выучить правила на с. 52. 53;

2.Задание исследовательского характера

Записать улицы родного села.

3.задание базового уровня

Записать имена существительные, подчеркнуть лишнее.

Личностные УУД: понимание необходимости товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию.


Регулятивные УУД: уметь осуществлять самооценку результатов работы


Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение



Анализировать свои успехи и неудачи

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.





























Литература


  1. Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001. – 144с. – (Б-ка учителей начальной школы).

  2. Скопина Е.А., Жиренко О.Е., Обухова Л.А. Поурочные разработки по русскому языку: 2 (1–4) класс – М.:Вако, 2007. -128с. – (В помощь школьному учителю).

  3. Русский язык. 2 класс: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.- М., Просвещение, 2013.













































































































































































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!