МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД «Аленький цветочек» №21, г. Дербент
Проект
«
В гостях у сказки»
Авторы:
Мевлидова М.Н.
г. Дербент
2020 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Благодаря сказке ребёнок познаёт
мир не только умом, но и сердцем».
В.А. Сухомлинский
Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром.
Проект «В гостях у сказки» осуществляется, как увлекательная игровая, творческая деятельность, направленная на активизацию общения детей и взрослых. Интегрированный подход позволяет развивать в единстве речевую, познавательную активность, творческие способности, навыки общения, эмоциональную отзывчивость ребёнка.
Проект направлен на воспитание любви к сказке и развитие творческих способностей дошкольников посредством организации совместной деятельности детей и взрослых (родителей, педагогов).
Постановка проблемы: в настоящее время большинство детей воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. У большинства родителей нет времени сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей.
Данные полученные в ходе опроса детей и родителей ДОО, свидетельствуют о том, что дома чтению детских книг уделяется очень мало времени. А ведь на самом деле, сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а так же формирует поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. Поэтому мы решили уделить немного больше времени именно сказкам в развитии и воспитании наших детей.
Обоснование проблемы: взрослые (родители, педагоги) не придают должного значения важной роли сказкам в воспитании детей.
Актуальность проекта: Как говорил В.А. Сухомлинский: «Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг». За последнее время в нашей стране наметилась негативная тенденция: значительное снижение к чтению книг. На наш взгляд, существует ряд факторов, вызвавших это явление:
глобальная информатизация объективного пространства, окружающего каждого человека: посредством Интернета.
вредное подавляющее влияние в средствах массовой информации рекламы, формирующей у ребёнка представление о псевдо-ценностях в жизни человека. Дети многое знают о бытовой электронике, автомобилях, сотовых телефонах.
объективные экономические и финансовые трудности приводят к тому, что взрослые вынуждены посвящать все свои мысли и своё время зарабатыванию материальных благ. Психологами доказано, что именно родители являются образцом для подражания для детей.
Новизна проекта состоит в использовании различных видов совместной творческой деятельности детей и взрослых.
Целевой ориентир проекта: раскрытие ценности совместного творчества участников проекта через развитие устойчивого интереса к сказке как к произведению искусства, создание условий для реализации творческого потенциала участников проекта.
Задачи проекта:
для детей:
Социально-коммуникативное
- развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;
- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональную отзывчивость, сопереживание;
- формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
- формирование уважительного отношения и сопереживания к героям сказок;
- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества
Познавательное развитие
- повторение наиболее интересных, выразительных отрывков из прочитанного произведения, предоставляя детям возможность договаривать слова и несложные для воспроизведения фразы;
- развитие памяти, внимания, основных познавательных и речевых умений дошкольников
Речевое развитие
- активизация речевого и мыслительного творчества детей
Художественно-эстетическое развитие
- развитие чувства ритма и музыкального слуха;
- научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один.
- развитие умения инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок
Физическое развитие
- развитие таких физических качеств, как координация и гибкость, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма;
- развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, без ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, мягкие прыжки, повороты в обе стороны)
для родителей:
создание в семье благоприятных условий для развития ребёнка, с учётом опыта детей приобретённого в детском саду;
развитие совместного творчества родителей и детей;
развивать у родителей способность видеть в ребёнке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу;
заинтересовать родителей жизнью группы и детского сада, вызвать желание участвовать в ней.
для педагогов:
развитие творческого потенциала ребёнка;
показать родителям знания и умения детей, приобретённые в ходе реализации проекта.
Проект долгосрочный, его реализация рассчитана на 5 месяцев
Участники проекта: дети группы, родители, воспитатели.
Проект построен на следующих общедидактических принципах: доступности, соответствие возрасту, целенаправленности, вариативности, научности, участии заинтересованных сторон.
Календарный план проекта строится в 3 этапа: подготовительный, который включает в себя опрос детей и родителей, составление плана работы; основной, в ходе которого проводится совместная работа участников проекта согласно плану, и заключительный этап, где участники проекта обобщают полученный опыт и транслируют его социуму.
Ресурсы проекта:
Кадровый ресурс | Педагоги: воспитатели групп, специалисты (музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре) Родители |
Материально- технический ресурс | групповые помещения; музыкальный зал; технические средства обучения (ноутбук, мультимедийный проектор, DVD проигрыватель, музыкальный центр и т.д.); наглядно-методические пособия; методическая литература. |
Информационный ресурс | использование ИКТ; выставки, консультации и т.д.; изучение методической литературы; участие в конкурсах и выставках различного уровня. |
Ожидаемые результаты:
для детей:
развитие интереса детей к сказкам;
закрепление умения применять свои знания в беседе, связных высказываниях;
воспитание чувства дружбы и коллективизма;
получить эмоциональный отклик от своей работы.
для педагогов:
изготовление совместных творческих работ с детьми и родителями;
презентация проекта;
формирование желания продолжить проектную деятельность;
оформление проекта.
для родителей:
содержательно проведённое с ребёнком время, желание принимать участие в совместных мероприятиях, общие интересы;
рост уровня информированности родителей о деятельности ДОУ;
укрепление детско-родительских отношений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В период с января по май 2020 г. был запущен проект «В гостях у сказки». На протяжении всего этого времени была проведена огромная работа и с родителями наших воспитанников и, конечно, с детьми.
I этап нашего проекта был подготовительный, где мы провели опрос и анкетирование родителей на тему «Роль сказки в воспитании ребенка», потом согласно анализу этих анкет были даны рекомендации родителям и проведена консультация на тему «Читайте детям чаще». На этом этапе проекта мы определялись с целями, задачами, прогнозировали результаты нашего проекта.
II этап – основной, самый плодотворный и содержательный. Здесь роль отводилась практической работе. Уже согласно поставленным целям и задачам, мы знакомили детей с русскими народными сказками «Репка», «Теремок», «Колобок», «Курочка Ряба» и т.д. Прослушивали звукозаписи детских сказок. Играли в дидактические игры по мотивам русских народных сказок, разгадывали загадки, собирали пазлы. Совместно с родителями организовали творческий конкурс рисунков на тему «Мой любимый сказочный герой». Самой эффективной в нашей работе была театрализованная деятельность. Ведь, только через имитацию образов героев дети научились различать добро и зло, характеризовать поступки героев, поведение, выражать эмоции и понимать чувства других. Увеличился словарный запас детей.
III этап – заключительный. Мы подводили итоги, достигли ли мы поставленных целей, насколько проект дал результаты, необходимо ли в будущем проводить аналогичные проекты и т.д. И пришли к выводу, что проектная деятельность очень эффективна в своей работе. Здесь участвуют не только воспитанники, но и родители, что способствует их сближению. Повысилась доля детей с развитой речью. У детей повысился интерес к рассказыванию сказок, они стали более эмоциональными. Таким образом, увлекательная игровая, творческая деятельность, способствует развитию у детей навыков общения, а также активизацию речевого развития.
Список использованной литературы:
Кочкина Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании: Методическое пособие. - М. : Мозаика-Синтез, 2012г.
И. А. Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду. – М., Сфера, 2007
Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду. -М., 2003.
Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр: Программа «Театр-творчество-дети».-М. : АРКТИ, 20.
Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольного учреждения. -: М. : Т Ц «Сфера», 2001
Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. М. : ТЦ Сфера, 2003 г.
Доронова Т. Н. Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: метод. Пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждения. Т. Н. Доронова. - 2-е изд. -М. : Просвещение, 2005г.
Кудрявцева Н. Ю. «Готовимся к празднику» Методика изготовления костюмов, кукол, декораций для детского спектакля. Москва: Школьная Пресса, 2011г.
Новиковская О. А. «Конспекты занятий по сказкам с детьми 4-5 лет».СПб. : «Паритет» 2007г.
Поляк Л. Я. Театр сказок: Сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок. - СПб. : «Детство-пресс», 2008
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Месяц | Название сказки | Мероприятия | Цель | Участники |
Январь | «Репка» «Колобок» «Волк и козлята» | Беседа о русском народном творчестве. Беседа «В руку книгу я беру». Беседа «Что такое сказка?» Чтение сказок и просмотр иллюстраций. Рассматривание альбома «Русские народные сказки» Пальчиковые игры «Репка», «Бабочка», «Сказки». Рисование «День рождения Колобка». Загадывание загадок о героях сказок. Дидактическая игра «Сложи сказку из кубиков». Подбор раскрасок по теме «Русские народные сказки». Подвижная игра «Волк и козлята». Совместная деятельность педагога и детей: Настольный театр по сказке «Колобок» Беседа «Что случилось с колобком, который ушел гулять без спросу?» (правила безопасного поведения) | -учить детей использовать свои представления о жанрах литературных произведений, названиях и авторах книг. - учить детей бережно обращаться с книгой: рассказать, сколько людей трудятся, создавая для нас это чудо - книгу, обсудить правила работы с книгой. - воспитывать у детей любовь и интерес к сказке как одной из форм устного народного творчества, учить выделять основных персонажей, рассказывать о их поступках, характерах. - Повысить эффективность работы по приобщению младших дошкольников к театрализованной деятельности через взаимодействие всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей; - развивать разговорную речь детей, обогащать активный словарь; - учить понимать эмоциональное состояние героев сказки; - сформировать самостоятельную творческую деятельность детей; - прививать детям правила безопасного поведения на примере сказок. | Дети группы, родители, воспитатели |
Февраль | «Петушок и бобовое зёрнышко» «Маша и медведь» «Гуси - лебеди» | Чтение сказок и рассматривание иллюстраций к сказкам. Пальчиковая игра «Сказки» Дидактическая игра «Кто лишний?» «Из какой сказки герой» Лото «Кто спрятался?» Дыхательная гимнастика «Ветерок» Подвижная игра «У медведя во бору» Загадки по сказкам. Прослушивание фонограмм: разучивание движений, передающих характер животных. Изготовление масок для инсценировки сказки Консультация «Русская народная сказка в жизни Вашего ребёнка» | - учить детей внимательно слушать текст, отвечать на вопросы по сюжету сказки, оценивать поступки героев. - развивать интерес к сказкам, создать условия для активного использования сказок в деятельности детей, вовлечь детей в активную речевую работу; - закрепить знание детьми правил игры, развивать внимание, формировать умение играть в паре. - учить оценивать поступки героев. - создать положительный эмоциональный настрой; - формировать у детей представления о русской народной сказке через различные виды деятельности. | Дети группы, родители, воспитатели |
Март | «Теремок» «Гуси-лебеди» «Свинья и коршун» | Чтение сказок и рассматривание иллюстраций. Беседа по содержанию. Загадывание загадок о героях сказок. Беседа «Пойдем в театр!» Конструирование «Построим теремок для животных». Дидактическая игра «Назови сказку» Подвижная игра «Гуси-гуси». Пальчиковая игра «Теремок». Игровое задание: «Обведи и раскрась». Поделки из природного материала «В гостях у сказки» Театрализация сказки «Теремок». Консультация «Сказка ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок». | - учить слушать сказки, понимать содержание произведения; - воспитывать интерес к сказкам; - формировать желание у детей быть похожими на положительных героев; - способствовать развитию диалогической речи; - формировать у детей представления о театре, работе актеров, учить правильно вести себя в театре; - развивать умение имитировать характерные действия персонажей; - развивать графические навыки, передавать характер героев. - воспитывать у детей любовь и интерес к сказке как одной из форм устного народного творчества, передать характер героев; - создание у детей эмоционально-позитивного настроя, формирование навыков сотрудничества, самостоятельности, инициативности. | Дети группы, воспитатели, родители |
Апрель | «Лиса и заяц» («Заюшкина избушка») «Три медведя» «Лисичка сестричка и серый волк» | Чтение сказок и рассматривание иллюстраций к сказкам. Беседа по содержанию. Загадки о героях сказок. Пазлы «Наши добрые сказки» Дидактическая игра «Расскажи сказку по сюжетам» «Из какой сказки герой» Рисование по сказкам Работа в уголке книги: рассматривание иллюстраций. Аппликация «Твой любимый герой сказки» Подвижная игра «У медведя во бору» Рассматривание иллюстраций Е. Рачева к русским народным сказкам Обновление информации на информационном стенде группы Консультация «Домашний театр» | - учить детей слушать сказки, отвечать на вопросы по тексту сказки, передавая ее содержание, основные идеи, осмысливая и оценивая поступки персонажей и свои впечатления от прослушанного; - закрепить знание детьми правил игры, развивать внимание, речь, формировать умение играть в паре; - развивать у детей эмоциональную отзывчивость на произведения книжной графики, знакомить с иллюстрациями разных художников, обращать внимание детей на используемые художником выразительные средства; - создать условия для взаимодействия детского сада и семьи; - формировать у детей интерес к сказкам; - воспитывать любовь и уважение к произведениям авторов; - информировать родителей по теме; - формировать интереса к теме проекта у участников проекта. | Родители, воспитатели, дети группы |
Май | «Кот, петух и лиса» «Бычок – чёрный бочок» «Морозко» | Чтение сказок и рассматривание иллюстраций к сказкам. Беседа по содержанию Дидактические игры: «Разыграй свою сказку» «Расскажи сказку по серии картинок» «Составь сказку» «Назови сказку» «Узнай сказку по иллюстрации» «Опиши героя сказки» Рассматривание альбома «В гостях у сказки» Чтение и заучивание стихотворения «Мороз» Пальчиковые игры «Звери», «Кто живет в лесу», «Сказки» Загадки по сказкам Игра «Подбери пословицу к картинке». Викторина по сказкам «Отгадай сказку» Рисование на тему «Мой любимый сказочный герой» | - развивать у детей эмоциональную отзывчивость на произведения книжной графики, обращать внимание детей на используемые художником выразительные средства; - развивать интерес детей к сказкам; - закреплять умения применять свои знания в беседе, связных высказываниях; - воспитывать у детей чувства дружбы и коллективизма; -сформировать самостоятельную творческую деятельность детей; - учить оценивать поступки героев; - использовать различные средства выразительности, учить передавать характер персонажей; - учить детей использовать свои представления о жанрах литературных произведений, названиях и авторах книг. | Родители, воспитатели, дети группы |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
НАЗВАНИЕ ПРОЕКТА «В ГОСТЯХ У СКАЗКИ»
РАЗРАБОТЧИК ПРОЕКТА Мевлидова Махидер Насировна
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: раскрытие ценности совместного творчества участников проекта через развитие устойчивого интереса к сказке как к произведению искусства, создание условий для реализации творческого потенциала участников проекта.
ТИП ПРОЕКТА: долгосрочный (январь-май); познавательно-творческий, групповой.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: воспитанники, педагоги, родители.
ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ: дети 3-4 лет
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ: недостаточное внимание взрослых (родителей, педагогов) к важности использования сказок в воспитании дошкольников.
ЗАДАЧИ:
для детей:
формировать умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок;
обогащать и расширять словарный запас детей;
развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности;
развивать коммуникативную компетентность детей и умение общаться со взрослыми в разных ситуациях;
воспитывать чувства дружбы и коллективизма.
воспитывать культуру речи,
для родителей:
создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду;
развитие совместного творчества родителей и детей;
развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу;
заинтересовать родителей жизнью группы и детского сада, вызвать желание участвовать в ней.
для педагогов:
развитие творческого потенциала ребенка;
показать родителям знания и умения детей, приобретенные в ходе реализации проекта.
ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТА:
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ПРОЕКТА
Этапы | Сроки | Мероприятия |
Подготовительный | ЯНВАРЬ | Беседы с детьми и родителями; Составление плана работы. |
Основной | ФЕВРАЛЬ- АПРЕЛЬ | |
Заключительный | МАЙ | Обобщение работы; Трансляция опыта работы. |
ПРОДУКТЫ ПРОЕКТА:
Конкурс рисунков среди детей и их родителей «Мой любимый сказочный герой»
РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА:
для детей:
развитие интереса детей к сказкам;
закрепление умения применять свои знания в беседе, связных высказываниях;
воспитание чувства дружбы и коллективизма;
получить эмоциональный отклик от своей работы.
для педагогов:
изготовление совместных творческих работ с детьми и родителями;
презентация проекта;
формирование желание продолжить проектную деятельность;
оформление проекта.
для родителей:
содержательно проведённое с ребёнком время, желание принимать участие в совместных мероприятиях, общие интересы;
активное участие родителей в жизни детского сада и группы;
рост уровня информированности родителей о деятельности ДОО;
укрепление детско-родительских отношений.
КРИТЕРИИ ПРОЕКТА:
заинтересованность участников проекта совместной творческой деятельностью;
активное участие участников проекта в совместных мероприятиях.
СПОСОБЫ ФИКСАЦИИ И ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ
Фиксация результатов | Предъявление результатов |
Конкурс рисунков среди детей и их родителей «Мой любимый сказочный герой» Творческие театрализованные постановки «Парад сказок» Фотоотчёт | Выставка рисунков Презентация |