муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно – речевого развития воспитанников № 26 «Солнышко» села Покойного Буденновского района»
Проект в первой младшей группе на тему: «Русские народные подвижные игры».
Подготовил воспитатель:
Кукушкина Екатерина
Витальевна.
2022год.
Актуальность проекта:
В наше время высоких технологий, мы все реже возвращаемся к традициям и обычаям русского народа. Поэтому проект направлен на знакомство детей с народными традициями, народным творчеством, народными играми.
Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Какие игры были у детей? Ответить на эти и подобные вопросы - значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности.
Проект способствует развитию познавательных способностей, включает в себя ознакомление дошкольников с обычаями, традициями, народным творчеством. Приобщить к русско-народным традициям, познакомить с другими играми, "непривычными" для современных детей и тем самым обогащать их познания.
Веселые подвижные игры - это наше детство. Кто не помнит неизменных пряток, салочек, ловишек? Когда они возникли? Кто придумал эти игры? На этот вопрос только один ответ: они созданы народом также, как и сказки, как и песни. Русские подвижные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли и до наших дней из старины, передавались из поколения в поколение. Русские народные игры ценны для наших детей в педагогическом отношении: они оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, укрепляют ребенка. В народных играх много юмора, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными моментами, любимыми детьми считалками и зазывалками.
Русские народные игры издавна служили средством самопознания, в играх проявляются лучшие человеческие качества: доброта, благородство, взаимовыручка, самопожертвование ради других. Народные игры разнообразны, развлекательны и эмоциональны.
Современные дети мало двигаются, меньше, чем раньше играют в подвижные игры из-за привязанности к телевизору, компьютерным играм. Чтобы поддержать интерес детей к народным подвижным играм, они должны их узнать, и задача педагога помочь им в этом.
Цель: Сформировать и систематизировать знания и представления детей о культуре, традициях и обычаях русского народа через народную игру.
Задачи: -Вызвать у детей интерес и желание играть в русские народные игры;
-Развивать у детей любовь и уважение к народной культуре, музыкальному фольклору, способность к общению, уважение к родному очагу;
-Развивать двигательную активность детей: ловкость, силу, быстроту, выносливость, пространственную ориентировку;
-Развивать память, творческое воображение, познавательную активность, фантазию;
-Воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа;
-Воспитывать смелость, честность, чувство коллективизма, взаимопомощи, умение шутить, соревновательный задор, характер, чувство ответственности;
-Обогащать словарный запас детей названиями предметов быта русского народа.
Вид проекта: оздоровительный, познавательный, коммуникативный.
Продолжительность проекта: 1 неделя. 28.02.-4.03.2022г.
Участники проекта: дети 1 младшей группы, воспитатели.
Образовательные области, содержание которых включено в проект:
- познавательное развитие;
- физическое развитие;
- речевое развитие;
- художественно — эстетическое развитие;
- социально - коммуникативное развитие.
Материально - технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:
- подбор необходимой литературы;
- подбор русских народных игр, хороводов;
-составление картотеки русской народной игры (хороводные, подвижные, малоподвижные); считалок.
- подбор наглядного материала;
-создание условий для проведения мероприятия (атрибуты).
План реализации проекта:
1 этап- подготовительный:
- изучение методической литературы по данной теме;
- сбор необходимой информации, подбор игр;
- написание плана проекта.
2этап- основной
- реализация проекта через различные виды деятельности детей (занятия, прогулки, в повседневной жизни, праздники, развлечения).
3 Ожидаемый результат:
В процессе приобщения детей к русским народным играм проявляется возможность отследить следующие особенности игрового поведения:
-умение самостоятельно организовывать игру;
- живой непосредственный интерес к народным играм, желание внести их в повседневную жизнь;
- продумывание запасных выходов из трудных ситуаций, для чего вводятся волшебные слова, которые дают возможность с честью избежать проигрыша, как бы жалея товарища, дают возможность всем почувствовать радость успеха;
- активное усвоение правил и содержания игр детьми (кто-либо из детей, объясняя игру, непосредственно участвует в ней, расставляет детей, заставляет их приговаривать слова, показывает движения).
План ознакомления дошкольников с народными играми:
Понедельник
1. Беседа на тему: «Жизнь и быт русского народа»
Цели: Формировать знания детей о названии страны, в которой они живут, ее символах; воспитывать интерес к родной земле, ее прошлому, чувство гордости за свой народ и его прошлое, интерес к отечественной культуре; познакомить детей с избой — жилищем крестьянской семьи, предметами русского быта и одеждой.
Вторник
1. Беседа на тему: «Многообразие русских народных игр».
Цели: познакомить детей с русскими народными играми и считалками; развивать внимание, ловкость, смекалку, быстроту реакции; воспитывать уважительное отношение к традициям русского народа.
2. Знакомство с играми: «Каравай», «Жмурки»
Среда
1. Беседа на тему: «Традиции и обычаи русского народа»
Цели: Получение знаний о народном календаре и составляющих его сезонных праздников и обрядов; систематизация сведений о русских праздниках; отличие традиций и обычаев русского народа от традиций и обычаев другого народа; воспитывать любовь к русской национальной культуре.
2. Знакомство с играми: «Ручеек», «Колечко»
Четверг
1. Беседа на тему «Русский народный фольклор»
Цели: Систематизировать знания детей о русском народном фольклоре и закрепить знание о русской народной сказке «Заюшкина избушка» через игровую деятельность; формировать умение слушать и участвовать в рассказе сказки.
2. Знакомство с играми: «Карусели», «У медведя во бору»
Пятница
1. Итоговый вечер - игра «Веселая ярмарка»
2. Изобразительная деятельность/рисование
Тема: «Веселые матрешки»
Итоги проекта:
В начале реализации нашего проекта, наблюдая за детьми, мы увидели, что играя в русские народные игры, дети не имеют понятия, что это старинная русская народная игра (например, «Ручеек», «Колечко», «Каравай»), откуда взялись эти игры, что в такие игры могли играть их бабушки и дедушки. Современным детям, которые привыкли к современным технологиям, например: телефоны, компьютеры, электронные игрушки и т.д., вообще очень трудно дается осознание того, что в прежние времена, люди могли обходиться без всего этого. В ходе проекта, мы много беседовали о том, как жили люди в прежние времена, много играли в русские народные игры, и по окончанию нашего проекта, мы можем сделать вывод, о том, что у детей сформировались представления о жизни, традициях, обычаях, культуре русского народа. У детей появился интерес к русским народным играм и творчеству в целом, дети стали сами просить нас поиграть в русские народные игры, послушать русские народные песни и потанцевать под них.
Тема: «Жизнь и быт русского народа».
Цель:
Создать условия для ознакомления детей с жизнью и бытом русских людей в прошлом и современности. Вызвать интерес, эмоциональный отклик, чувство гордости и уважения к нашим предкам к Родине.
Задачи:
• Дать детям знания о русском быте, традициях и обычаях;
• Приобщать детей к истокам русской народной культуры;
• Способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремлению к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи.
• Продолжать формировать у детей знания об истории жизни людей.
• Вызвать интерес, эмоциональный отклик, чувство гордости и уважения к нашим предкам.
• Прививать детям любовь к русскому народному творчеству к Родине, чувство гордости за свою страну.
• Создавать радостное эмоциональное настроение.
Материал: убранство русской избы (печь, лавки, стол, куклы в стариной одежде, самовар, лоскутное одеяло, деревянные ложки, скатерть)
Ход: Здравствуй солнце золотое,
здравствуй небо голубое,
Здравствуй вольный ветерок,
здравствуй маленький дубок,
Мы, живем в стране родной
всех я вас приветствую!
Ребята, скажите, а вы знаете в какой стране вы живете?
Да, Россия необыкновенная, удивительная страна потому, что это наша Родина.
Родина значит родная, как мать и отец, это место где мы родились, живем и где живут, наши близкие родные люди.
А вы знаете, что нашу страну называли раньше Русь, а людей называли - руссичи.
Вот сегодня я хочу рассказать вам о том, как все начиналось. Хотите узнать?
Давным, давно на Руси люди строили себе жилища из бревен. Как, вы думаете почему?
Да, потому, что жили в окружении лесов, полей.
Русский дом называли - избой.
И все в избе было сделано из дерева, и пол, и потолок, и стены, и мебель, и даже посуда. Дерево на Руси был материал особый. Избы стояли рядышком, как сестры прижаты друг к другу. Как им хорошо вместе!
Да, красивый, прочный, добротный дом построить трудно, строили его не один день. Та часть избы, которая выходила на улицу была «лицом» избы. Поэтому дорогу, у которой стояли избы стали называть улицей.
Сейчас, я вам предлагаю на машине времени отправиться в прошлое и очутиться в русской избе.
«Повернись, считаем 10, 9, … и в прошлом очутись»
- Милости прошу в гости, в избу. Проходите, поглядите, как в старину жили.
(дети проходят, рассматривая избушку).
Вы пришли в горницу - самая нарядная и красивая комната в этом доме, в ней принимали гостей. Дети что вы здесь видите?
Дети: (печка, стол, лавки, сундук, и две одетые в русско-народные наряды куклы).
Самое большое место в горнице занимала печь.
Да в старину в русской избе всего одна комната была и почти половину занимала русская печь.
«Ой, ты печка – сударушка.
Помоги нам боярушка ;
Ты свари, испеки – обогрей освети.
В дом богатство принеси».
А как еще в старину про печь говорили, нам расскажут хозяева этой избы:
Вьется из трубы дым чуть свет,
Печки нет в избе – значит, жизни нет!
Русской печки нет добрее,
Всех накормит, обогреет,
Варежки сушить поможет, деток спать уложит.
Говорили: «Печи нет, жизни нет».
Как вы думаете, почему так говорили?
Это главная вещь в доме, в ней готовили, сушили еду, пекли хлеб, она обогревала дом.
На печи можно было даже спать, называлось это место - палати.
Отгадайте загадку:
4 брата, одним кушаком подпоясаны, под одной шляпой стоят.
А это что? (стол)
А на чем сидели раньше?
Отгадайте загадку:
3 братца пошли на речку купаться.
2 купаются, третий на берегу валяется.
Искупались, вышли, на третьем повисли
(вёдра с коромыслом показать)
Да, воду брали из колодца и носили с помощью коромысла с ведрами.
Ребятушки, а посмотрите какие красивые кружки и ложки, расписные. Это роспись называется хохломская.
Марьюшка: Ребятки, скажите, из чего раньше делали посуду (дерева, глины)
Посмотрите из чего ели? А чем?
Давайте с вами поиграем, отдахнём!
Физ.минутка: (с ложками).
Наши ложки не простые,
Наши ложки хохломские
В ручки ложки мы возьмем
Весело играть начнем.
Мы веселые ребятки
Поиграем с вами в прятки
Всем ты, ложка покажись
И за спинку схоронись.
Мы покружимся немножко
Ложкой постучим о ложку.
Звонко - звонко постучим, всех ребят, повеселим!
А чтобы в избе было, уютно и тепло плели разноцветные коврики и еще, чтобы меньше скрипели деревянные половицы.
А кто скажет, что это за предмет? Это веретено, с помощью которого пряли пряжу, скручивали нитки, а потом вязали.
Посмотрите в чем варили каши, суп. (чугунок, горшок)
отгадайте загадку: не бык, а с рогами, не ест, а еду хватает. А что схватит -отдает (ухват). Для чего он нужен?
Кто знает, чем освещали избу? Ведь электричества не было тогда?
Да, лучиной и зажигали свечи. Посмотрите лучина это такая деревянная палочка.
В горнице еще одна замечательная вещь. Что это? (сундук)
Как вы думаете, что там хранится. Посмотрите, что это? Здесь хранили одежду.
Да, правильно раньше не было таких футболок, платьев, а женщины и девушки, сами шили одежду себе.
Как вы, думаете, какой это наряд? (женский) Посмотрите, какой красивый наряд вышивали вышивками красивыми и украшали. А мальчики и мужчины одевали рубаху ее называли косоворотка, штаны - порты и завязывали кушаком (поясом). Сверху косоворотки кафтан. А на голову надевали шапку – колпак, а в праздники шапку с козырьком с цветком. А девушки носили кокошники да платки. Рубахи, сарафаны, фартуки, сорочки украшали узорами, считалось, что они защищают от злых сил.
Шилась вся одежда из льна, красок не было и ткани красили травами, листьями, ягодами.
А повседневной обувью были лапти, и их носили летом и зимой, утепляя портянками (наматывая ткань) и завязывали веревкой. Затем носили сапоги, валенки.
Красиво одевались наши прабабушки и прадедушки?
Русский народ любил праздники и с удовольствием угощали друг друга.
А вы знаете, какие на Руси праздники были и сейчас остались до наших дней?
Масленица, Пасха, Иван Купала, Рождество Христово, Святки, Покров.
А также русский народ очень любил ярмарки, люди съезжались ото всюду были (осенние, зимние, весенние, летние) продавался различный товар это – посуда, самовары, наряды, сладости, песни пели, водили хороводы, играли в игры.
Давайте и мы поиграем в старинную русскую народную игру, которая называется
«Ворон на дубу».
Ой, ребята та – ра – ра!
На горе стоит гора
А на той горе дубок,
а на дубе воронок.
Ворон в красных сапогах,
В позолоченных серьгах
Черный ворон на дубу
Он играет во трубу.
Труба точенная, позолоченная
Труба ладная, песня складная. Да – да- да!
1, 2, 3, - беги.
Русский народ славился гостеприимством, и славились на весь мир знаменитые пряники. На Руси это было праздничное угощение, пряники были печатные очень дорогие, и фигурные. И говорили на Руси:
«Прянички фигурные на столе лежат
вкусным, сладким пряничком каждый будет рад!»
Ну а теперь наша история о быте русского народа подходит к концу, будем возвращаться в наш мир. И так, мы с помощью машины времени заглянули в прошлое, давайте возвращаться домой. Закроем глаза повернемся вокруг себя.
«1, 2, 3, повернись в своей группе очутись».
Откроем глаза, вот мы с вами и снова в нашей группе. Вам понравилось наше путешествие в прошлое?
Что нового вы узнали о русском быте?
«А я в горницу иду, самовар несу,
самовар в руках несу
прибаутки вам пою,
Прянички городецкие,
тульские, московские,
с пылу, с жару.
Копейку за пару!»
А сейчас я вам предлагаю отведать чай, какой пили на Руси с травами, да с пряниками.
Беседа «Обычаи и традиции русского народа»
Цель. Вызвать у детей интерес к русским традициям. Закрепить знания детей о названии страны, в которой они живут, о её быте, некоторых исторических событиях, культуре. Воспитывать интерес к родной земле, ее прошлому, учить видеть красоту народных обрядов, мудрость традиций, воспитывать чувство гордости за свой народ и его прошлое. Воспитывать интерес к отечественной культуре, к обычаям и традициям русского народа
Ход занятия
1. Приветствие. Здравствуйте, мои ребятки. Сегодня я хочу поговорить с вами о нашей стране. Как называется страна, в которой мы живём? (Россия)
Поезжай за моря - океаны,
Надо всею землёй пролети:
Есть на свете различные страны,
Но такой, как у нас, не найти.
Глубоки наши светлые воды.
Широка и привольна земля.
И гремят, не смолкая, заводы,
И шумят, расцветая, поля.
Каждый день - как подарок нежданный,
Каждый день - и хорош и пригож.
Поезжай за моря-океаны,
Но богаче страны не найдёшь.
Россия - страна очень большая и красивая. В России очень много лесов, в которых много разных зверей, растёт много ягод и грибов. Через всю страну протекает много рек. Одна из самых больших рек - Волга. А в реках много разной рыбы. Много в России гор. Да, наша страна очень красивая и богатая. Она возникла очень давно, у неё древняя и интересная история. Наша страна – Россия - очень богата мудрыми традициями и красивыми обычаями. Сегодня мы с вами совершим путешествие в старину.
2. Слушаем. Приготовьтесь слушать сказ
Про Россию и про нас.
Русь деревянная – края дорогие,
Здесь издавна русские люди живут,
Они прославляют жилища родные,
Раздольные русские песни поют.
Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из брёвен. Такие дома называются избами. И всё в избе было сделано из дерева: и пол, и потолок, и мебель, и даже посуда. Ребята, а знаете ли вы пословицы и поговорки об избе, доме?
-В гостях хорошо, а дома лучше.
-Не красна изба углами, а красна изба пирогами.
-Без хозяина дом – сирота.
-Домом жить – обо всём тужить.
-В родном доме и каша гуще.
Печь в старые времена была в доме очень важна. В печи готовили еду, выпекали хлеб. Она обогревала избу. Она ещё и лечила маленьких детей. Набегавшись по глубокому снегу, они грели ноги на печи. В наши дни печки – очень редкое явление. (Показ слайда).
У каждого народа есть свои традиции. Традиция — это то, что передаётся от одного поколения другому. Традиции бывают семейные. Какие традиции есть у вас в семье? Например, почти во всех семьях существует традиция отмечать день рождения членов семьи и дарить подарки в этот день. (Ответы детей.) Каждому человеку, когда он рождается, дают имя. Часто ребенка называют в честь бабушки или дедушки.
В старые времена был такой обычай у русских людей, коротали они зимние вечера вместе, устраивали посиделки. Женщины и молодые девушки по вечерам шили, вышивали, пряли, а за работой песни распевали. Кто за прялкой сидит, кто из глины посуду лепит, другие ложки да плошки вытачивают, то песню затянут, то шуткой перебросятся. Вот так работа у них и спорилась.
Ведь говорят в народе: «От скуки бери дело в руки», а какие вы знаете пословиц и поговорки о труде?
-«Умелые руки не знают скуки»
- «Без труда нет добра»,
- «Дело мастера боится»,
- «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»,
- «Какова пряха, такова на ней и рубаха»
- Скучен день до вечера, коли делать нечего.
- Без дела жить - только небо коптить.
Русские люди в старину любили встречать гостей.
-Пожалуйте гости дорогие! Веселья вам да радости! Проходите, будьте как дома! У нас для каждого найдется и местечко, и словечко. Удобно ли вам, гости дорогие. Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли место хватило? В тесноте да не в обиде. Сядем рядком, да поговорим ладком.
Русский народ всегда славился своими песнями. А ещё русский народ сочинял очень интересные сказки. А знаете ли вы, почему эти сказки называют народными? Их придумал русский народ. Их передавали от бабушек внучатам, от родителей детям. Да, ребята, книг в семье не было, и поэтому сказки рассказывали вечерами малым детям. (Дети подходят к выставке книг русских народных сказок, называют их героев).
На Руси во все времена было много умельцев. Доброй славой пользовались в народе хорошие умельцы. Про мастера, который никакой работы не боялся,говорили: «Мастер на все руки», «Мастер – золотые руки». А любуясь хорошо выполненной работой,говорили так: «Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что доброго мастерства». Как талантлив русский народ! Из обыкновенного полена мастера могли вырезать шкатулку, в которой хранились мелкие предметы. А то и комод смастерят, куда убирали одежду. А какая ж русская изба без скрипа половиц, без разноцветных половиков, которые ткали на деревянном ткацком станке или вязали своими руками. (Показ слайда).
Наши предки всегда почитали праздники, но праздновали их не совсем так, как сейчас. Обычно все праздничные дни начинались с торжественной службы в церкви, а продолжались на улице, в поле, на лужайках. Под музыку, а то и без нее, водили хороводы, пели, плясали, затевали веселые игры. Люди наряжались в самые лучшие, праздничные одежды. Готовили вкусные угощения. Нищим и бедным людям дарили подарки, бесплатно кормили. Повсюду был слышен праздничный звон колоколов.
Самым великим и любимым праздником была Пасха. Этот праздник всегда отмечался торжественно и весело. И праздновали его целую неделю.
Христос воскрес!
Повсюду благовест гудит,
Из всех церквей народ валит,
Заря глядит уже с небес…
Христос воскрес! Христос воскрес!
Все времена года любили на Руси. Но особенно ждали осень. Любили это время года за то, что закончены основные работы в полях, садах, на огородах. Собран богатый урожай, убран в закрома. А коль урожай богат – спокойна душа у крестьянина, не страшна ему долгая, суровая зима, можно немного отдохнуть и повеселиться. Первый осенний праздник, который отмечали на Руси – Успение.
Его посвящали встречи осени, окончанию жатвы и началу бабьева лета! Люди поздравляли друг друга с окончанием жатвы, благодарили Бога за то, что удалось вовремя и без потерь собрать богатый урожай. На полях специально оставляли несжатыми несколько колосьев, перевязывали их красивой лентой и приговаривали.
Дай Бог, чтобы на другое лето был хороший урожай.
Хлебушко, расти!
Времечко, лети!
До новой весны,
До нового лета,
До нового хлеба!
Этим обрядом надеялись вернуть земле е урожайную силу, последнему снятому снопу был особый почет. Его ставили в передний угол, под икону, рядом с хлебом, солью, ему низко кланялись!
Нелегкой ценой доставался выращенный урожай, много людской силы было вложено в него! От зари до зари трудились крестьяне, не жалея ни себя, ни времени, потому что знали: Земля и напоит, земля и накормит, ты только себя для нее не жалей.
14 октября начинались осенние покровские ярмарки, веселые, обильные, яркие. Здесь можно было увидеть все, чем земля отблагодарила людей за тяжелый, кропотливый труд. Шла бойкая торговля овощами, фруктами, хлебом, медом и другими товарами. Свое мастерство показывали народные умельцы
Зазывалы: Эй? честные господа!
К нам пожалуйте сюда!
Как у нас ли тары – бары,
Всякие разные товары…
Подходите, подходите…
Посмотрите, посмотрите. (Дети берут с изделия народно-прикладного искусства, заранее приготовленные воспитателем.) Расскажите о том, что вы купили на ярмарке. (Рассказы детей о дымковской игрушке, хохломских изделиях, Городецкой росписи и др.) А какое веселье царило на ярмарке! Здесь катались на каруселях, водили хороводы, старались показать свою силу, удаль, смекалку, играли в забавные игры. Ярмарку ждали все и стар и мал. Всем хотелось получить подарок или гостинец с ярмарки. (Показ слайда).
Скоморох: Все на ярмарку спешите, торопитесь. Приходите без стеснения. Билетов не надо, предъявите хорошее настроение. Я принёс много товару разного, приходите, покупайте. Кому свистульку, кому ложку, кому гребешок, а кому пирожок?
Внимание! Внимание! Народное гуляние!
Торопись, честной народ, Масленица всех зовет!
Пусть каждый здесь поёт частушку
И за то получит сушку или сладкий пирожок,
Приходи скорей, дружок!
Подходите, не стесняйтесь.
Сладостями угощайтесь
Есть традиции, которые возникли очень давно и сохранились до наших дней. Масленица – это один из самых любимых праздников русского народа. С древних времен, на Руси существует обычай – провожать зиму и встречать весну. На масленицу пекут блины – это главное праздничное блюдо. Блины обильно поливают маслом. Масляный блин – символ солнца, хорошего урожая, здоровых людей. На масленицу русский народ веселился: играли в игры, пели песни и водили хороводы, устраивали кулачные бои, на праздниках мужчины любили помериться силой богатырскою. Не один праздник на Руси не обходился без хоровода. Хоровод обозначает движение по кругу, цепью, восьмерками или другими фигурами с песнями, а иногда со сценическим действием.
Масленица – это один из самых любимых праздников русского народа. Это древнейший праздник проводов зимы и встречи солнца и весны. Продолжается он целую неделю. Каждый день этой недели особенный.
В нашей стране есть традиция на праздник 8 Марта дарить женщинам цветы и подарки, во всех странах существует традиция отмечать Новый год в 12 часов ночи.
А ещё есть традиции, связанные с приготовлением разных блюд, - традиционная национальная кухня. У различных народов обязательно есть какое-нибудь своё национальное блюдо. В России очень много блюд готовят из муки. Например, только в России пекут знаменитые калачи. Какие кушанья вы можете назвать мне из муки, которые часто делают ваши мамы? (Блины, оладьи, пирожки).
А ещё в России очень любят щи. Варят щи из картошка, капуста, лук, морковь. Для того чтобы сварить щи, обязательно нужна капуста и другие овощи. У русского народа есть такая поговорка «Щи и каша - пища наша».
Значит, что ещё любят готовить в России? (Кашу). А из чего можно сварить кашу? (Из различной крупы - пшена, манки, гречки, овсяных хлопьев).
В России часто зимой бывает очень холодно, а летом жарко. Какой русский напиток хорошо утоляет жажду? (Квас). А делают его тоже из хлеба. А вот зимой на ярмарках продавали горячий сбитень - это напиток из мёда, он очень хорошо согревал во время мороза.
3. Беседуем.
- Мы с вами много говорили о таланте русского народа. В чём же он проявился?
- Что русский народ умел делать хорошо? (Мастерить игрушки из глины, сочинять интересные песни, очень интересные сказки и т. д.)
- Ребята, а почему Русь называют деревянной? (Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из брёвен).
-Какие на Руси отмечали праздники?
- Какой праздник отмечают русские люди в конце зимы и начале весны? Что это за традиция? (Праздник Масленица. Это древнейший праздник проводов зимы и встречи солнца и весны).
- С чего начинались праздничные дни на Руси?
- Чем занимались люди в праздничные дни?
- Как старались одеться люди?
Народные игры сохранились и дошли до наших дней, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Для всех народных игр характерна любовь русского человека к веселью и удальству. Игры - это наше детство, они передавались от поколения к поколению. Нам известны такие игры, как «Ловишки», «Колечко, колечко, выйди на крылечко!».
4. Обобщаем. Ребята, сегодня мы с вами поговорили о нашей стране, о таланте русского народа, вспомнили некоторые традиции. И чтобы наша страна оставалась великой, нам нужно беречь нашу культуру, соблюдать обычаи и традиции, которые достались нам от наших предков.
Родины себе не выбирают.
Начиная видеть и дышать,
Родину на свете получают
Непреложно, как отца и мать.
Родина, Родина, милые края,
Поле васильковое, песня соловья.
Нежностью, радостью светится она,
Родина, Родина на земле одна.
Люблю тебя, моя Россия, за ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые, за голос звонкий, как ручей!
5. Творим, рисуем, радуемся. Расписывание силуэтов народных игрушек.
6. Прощалочка. Сегодня, ребята, мы с вами поговорили о нашей стране, о таланте русского народа, о разных русских традициях. Традиций у русского народа очень много. Поговорите с родителями, узнайте у них, какие ещё русские традиции они помнят. Спросите у своих родителей, в какие игры они играли в детстве и какие атрибуты были к этим играм. Если вам понравилось, и было интересно, тогда расположите силуэты народных игрушек там, где солнышко, если не понравилось, то где тучка.
Беседа на тему: «Русский народный фольклор».
Цель. Приобщение детей к русскому народному фольклору. Познакомить детей со словами-историзмами: изба, горница, самовар. Закреплять умение читать песенки, потешки четко проговаривая слова текста. С помощью загадок, потешек развивать образную речь, мышление, внимание детей. Продолжать знакомить детей с элементами русского народного быта. Воспитывать любовь к Родине и культуре своего народа.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие (развитие образной речи детей), социально - коммуникативное развитие (расширение представлений и обогащение опыта детей по теме «русский народный фольклор»), физическая культура (обогащение двигательного опыта детей), познавательное развитие(познавательная игровая деятельность осуществляется посредством ознакомления детей с элементами русского народного быта).
Ход занятия.
Предложить детям поиграть, сказать, что в детский сад прилетела сорока.
Сорока:
Я сорока- белобока,
По лесу летала,
По полю скакала,
Маленьких детушек искала.
Принесла я вам письмо,
Вот, от бабашки оно.
В гости к ней вы собирайтесь,
Быстро- быстро наряжайтесь,
Воспитатель: (читает письмо приглашение)
Ко мне в гости собирайтесь
Да в дорогу отправляйтесь
Жду вас с не терпением,
Уже готово угощение!
Воспитатель:
Поехали скорей к бабушке. У нас и лошадки есть. Только нужно волшебные слова сказать:
Еду, еду на лошадках,
На лошадке в красной шапке
К бабушке Варварушке
В гости на оладушки.
(Дети произносят волшебные слова и верхом на лошадях отправляются к бабушке в гости. Если они затрудняются в самостоятельном чтении песенки, то они делают это вместе с воспитателем. Начало всех песенок, потешек произносит педагог, дети продолжают).
Труу, стой, лошадка!
Воспитатель:
А вот и домик небольшой,
Дым колечком над трубой,
Видно варится обед,
Есть здесь кто-то или нет?
Бабушка: "Иду, иду, дверь отопру. Ведь я гостей жду.
Скок-поскок,
Сколочу мосток
Серебром замощу,
Всех ребят пущу.
Детушки – малолетушки мои пришли! Здравствуйте! Будьте гостями. А мои-то детки, детки- малолетки, уселись, расселись, кто на лавочку, кто на табуреточку. А я чай заварю, печенья(пряничков) напеку! Хорошо у меня в избе, тепло, а столько добра всякого – видимо-невидимо. И лавочки есть, и стол. А что еще есть?
Дети: (перечисляют предметы домашней утвари) Самовар, деревянная посуда, лапти, половики.
Бабушка: Я не одна в доме живу. Живет со мной кот Васька. Ночью он мышей ловит, а днем на печке греется и мурлычет.
Как у нашего кота
Шубка очень хороша,
Как у котика усы,
Удивительной красы,
Глаза смелые, зубки белые.
Выйдет котя в огород,
Всполошится весь народ:
И петух, и курица
С деревенской улицы,
Станут котю в гости звать,
Станут котю угощать.
А вы тоже его позовите.
Дети:
Котя, котенька, коток,
Котя, серенький лобок!
Приди, котик, ночевать!
Нашу деточку качать!
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу:
Дам кусок пирога
И кувшин молока.
Бабушка: А еще живут у меня курочки, петушок, гуси и утки. Проводится словесная игра: воспитатель говорит первую строчку, а дети вторую:
Наши курочки в окно-
Ко- ко-ко, ко-ко-ко!
Наши уточки с утра –
Кря-кря-кря, кря-кря-кря!
Наши гуси у пруда-
Га- га-га, -га-га-га!
А как Петя- петушок
Ранним утром поутру
Нам споет ку-ка-ре-ку!
Бабушка: Ох, распелся наш петушок!
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь,
Голосисто поешь,
Детям спать не даешь?
А ещё со мной козочка живет, молочко мне дает!
Козушка- белоногушка
По лесу ходила
Волка дразнила:
- А я волка не боюсь,
Я серого не страшусь:
Я от серого от волка
Под берёзкой схоронюсь.
Детки, у меня ещё живет собака, ох и любит она безобразничать!
Ты, собачка, не лай,
Наших уток не пугай,
Утки наши белые
Без того несмелые.
Бабушка: Вот как я весело живу! Ребятки, а вы любите играть?
Пойдемте ко мне во двор поиграем!
(Включаем музыку «Шум дождя»)
Ой, детки- внучатки, слышу дождик собирается, как же нам быть?
А давайте мы с вами дождик прогоним!
- Тучка солнышко закрыла
Землю дождиком умыла
Дождик, дождик что ты льешь,
И гулять нам не даешь.
- Дождик, дождик полно лить,
Малых детушек мочить.
Детки, надо Солнышко позвать, чтоб всем вместе поиграть!
Солнышко, ведрышко,
Выгляни в окошко,
Солнышко, покажись.
Красное, нарядись.
Ждут тебя детки,
Ждут малолетки.
Молодцы, внучата, а вот и солнышко выглянуло!
Пойдемте во двор играть!
Ребята, ко мне в гости сыновья приезжают, и мы с ними играем.
Проводится русская народная и игра «Семь сыновей» дети сопровождают бабушку соответствующими движениями.
Бабушка: У Варвары, у старушки
Жили в маленькой избушке
Семь сыновей, все без бровей
Вот с такими глазами
Вот с такими ушами
Вот с такой головой
Вот с такой бородой
Ничего они не ели,
Все на бабушку смотрели
Делали вот так.
Игра проводится по желанию детей, теперь они показывают движения.
Бабушка: Есть у меня волшебный сундук. В этом сундуке сказки живут. Давайте его откроем и отгадаем загадки о русских народных сказках.
1. Трудно дедушке седому
С грядки урожай собрать
Он решил друзей позвать.
Друг за друга, взявшись крепко,
Тянут все из грядки…. (репку)
2. Мышка дом себе нашла
Мышка добрая была!
В доме том, в конце концов
Стало множество жильцов (Теремок)
3. А дорога далека,
А корзинка не легка,
Сесть бы на пенек,
Съесть бы пирожок…. (маша и медведь)
4. От родной своей сторожки
Убежал он по дорожке.
Бегать он умел без ног.
Кто же это?. (колобок)
5.Добрый маленький герой
Разделил свой дом с лисой
А лисица злой была
И зайчишку прогнала.
Сам вернуть свой дом не смог,
Петушок ему помог. (заюшкина избушка)
Бабушка: Молодцы ребятки, отгадали загадки. Вот вам и подарки – книжки. Ой, и засиделись мы, вот и угощение готово. Испекла я оладушки (пряники, печенье) всем на удивление! Угостить детей печеньем. После звучит русская народная музыка.
Конспект НОД по изобразительной деятельности «Веселые матрешки».
Цель: познакомить детей с предметом народного творчества, изделием русских мастеров – матрёшкой; развивать творческие способности детей;
формировать связную речь, развивать эстетический вкус.
Задачи:
1. Способствовать формированию у детей представления о русской народной игрушке (матрешке).
2.Обогащать словарь и активизацию в речи детей слов: матрёшка, деревянная, расписная, румяная, русская народная игрушка, веселая, нарядная, румяная и т. д.
3. Способствовать развитию творческих и познавательных способностей,
воображения, речи, внимания, мелкой моторики рук.
4. Воспитывать художественный вкус, аккуратность при рисовании.
Предварительная работа:
• стихи и загадки про матрёшку;
• рассматривание узоров на одежде матрёшек;
• дидактическая игра «Определи по величине матрёшек».
Материал и оборудование:
• Силуэты матрешек,
• Матрешки для демонстрации,
• Гуашь разного цвета, ватные палочки, салфеточки для каждого
ребенка.
Ход занятия:
Сюрпризный момент. Дети стоят полукругом.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, сколько гостей к нам сегодня пришло!
Давайте все вместе поздороваемся.
Дети: Здравствуйте.
Воспитатель: Ребята, у вас хорошее настроение? Вы рады встречи с гостями?
Дети: Да.
Воспитатель: У меня тоже хорошее настроение, мы хотим этой радостью
поделиться и с вами. Давайте друг другу улыбнемся и подарим хорошее
настроение и нашим гостям.
Воспитатель: Ребята, сегодня утром, когда я зашла в группу, то увидела на столе необычный сундучок. Я так хочу его открыть и посмотреть, что же в нем лежит.
А вы хотите его открыть?
Дети: Да.
Воспитатель: Давайте все вместе произнесем волшебные слова:
Сундучок, сундучок,
Позолоченный бочок,
Расписная крышка, медная задвижка,
Раз, два, три, сундучок отопри (воспитатель открывает сундучок).
Воспитатель: Что же здесь лежит? Сначала нужно отгадать загадку!
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек.
Упирается рука в деревянные бока.
Разрумянилась немножко
Это русская.
Дети: Матрешка.
Воспитатель: (достаю). Верно, это кукла матрешка – русская народная игрушка, символ России (дети садятся на стульчики).
Матрёшка – кукла не простая, а с секретом. В большой матрёшке живут её сестрицы. Давайте посмотрим, во что одета матрешка.
-Что у них на голове? (платочек)
-Что у них на туловище? (сарафан)
-Чем украшен сарафан? (цветами)
-Посмотрите, дети, все матрёшки разного роста. (воспитатель открывает большую матрёшку и достаёт ещё матрешек - дети любуются, матрёшек выставляют в ряд).
-Эта матрёшка какая? – Большая!
-Это матрешка какая? – Маленькая!
Физкультминутка: подвижная игра «Большая матрёшка и маленькая матрёшка».
Воспитатель показывает большую матрешку - ребята поднимают вверх руки, показывает маленькую - дети приседают. Повторяют 3-4 раза.
Воспитатель: Ребята, матрёшка очень добрая игрушка, она любит дружить.
А ведь к нам в гости пришли ещё матрёшки.
Воспитатель достает из сундучка заготовки матрёшек.
- Посмотрите, а эти матрешки грустные? Как вы думаете почему? (ответы детей).
Воспитатель: Что же нам делать? Как же быть? Как нарядить матрешек? Воспитатель предлагает разукрасить сарафаны матрешкам.
Мастерская по украшению сарафана матрешки.
Воспитатель: Я приглашаю вас в мастерскую, вы сейчас станете художниками.
Только прежде чем приступить к работе, нам нужно пальчики размять"
Пальчиковая игра: «Пальчики гуляют»
Раз, два, три, четыре, пять!
Пошли пальчики гулять (разгибать пальчики, начиная с мизинца)
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик встал и съел,
Потому и растолстел.
Воспитатель: А рисовать мы с вами сегодня будем ватными палочками.
Дети садятся за стол с приготовленными заранее красками и шаблонами силуэтов матрешек. Воспитатель показывает на образце, как надо рисовать палочками узоры на сарафанах матрешек. Индивидуальная работа: во время работы хвалить детей, оказывать по мере необходимости помощь.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие яркие сарафаны и нет ни одного
похожего. Все матрешки получились неповторимые!
Воспитатель: Молодцы, дети! Давайте похлопаем друг другу в ладоши за
хорошую работу
Русские народные игры
К.Д.Ушинский считал народные игры материалом наиболее доступным, понятным для детей благодаря близости их образов и сюжетов детскому воображению, благодаря самостоятельности и активности, заложенных в них. Игра - это еще и деятельность, с помощью которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы, переживания сближают участников, формируют у них целеустремленность. Играя, ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, учится справедливо оценивать поступки товарищей.
Развивая интерес к русским народным играм, развиваем творческие способности (придумывание разных вариантов, усложнение движений),совершенствуем двигательные умения и навыки детей. Сюжеты игр способствуют активному движению детей. В игре ярко отражается образ жизни людей, их быт, устои, смекалка, находчивость, смелость. Необходимо научить детей играть активно и самостоятельно. Только так дети приучаются сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаются к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход, быстро принимать решение, проявлять инициативу, т.е. дети приобретают важные качества, необходимые в будущей жизни.
Мы играли в следующие игры:
1. Каравай
Играющие становятся в круг. В середину становится водящий. Все начинают водить вокруг него хоровод и петь песенку:
Как на « имя водящего» именины
Испекли мы каравай
Вот такой вышины! (поднять руки, подняться на цыпочки, показать)
Вот такой нижины! (опустить руки, присесть и показать)
Вот такой ширины! (развести руки, увеличить хоровод, показать)
Вот такой ужины! (свести руки и хоровод к центру, показать)
Каравай-каравай
Кого любишь — выбирай!
После этого водящий выбирает из круга другого игрока:
Я люблю конечно всех,
Только «имя» больше всех.
И танцует в кругу с ним. Потом игра продолжается с новым водящим.
2. Жмурки
Считалкой выбирают ведущего и завязывают ему глаза платком. Он – жмурка. После этого, жмурки отводят в центр комнаты или игровой площадки. Перед тем как начать игру, жмурки поворачивают вокруг себя несколько раз и ведут с ним диалог. Например, такой:
—Где стоишь?
—Где на мосту!
—Что пьешь?
—Квас!
—Лови мышей, а не нас!
После этих слов все игроки разбегаются по площадке, а жмурка должен их ловить. Игроки стараются ходить неслышно, уворачиваются от жмурки, приседают, могут проходить мимо водящего на четвереньках и т.д. Самые ловкие и смелые, могут подойти к водящему совсем близко, легонько похлопать его по плечу или сказать что-нибудь. Например «Я тут!» или «М-я-я-у». Что-то выкрикивать, находясь на большом расстоянии от жмурки, не разрешается. Водящему мало поймать игрока. Он еще должен, не снимая повязки, его узнать. Тот, кто пойман и угадан, становиться новым жмуркой.
При всей простоте у подвижной игры «Жмурки» есть довольно точные правила. Границы территории, на которой проходит игра, четко и заранее оговариваются. Выбегать игрокам за них нельзя. Если за эти границы выходит водящий-жмурка, то игроки кричат ему «Огонь! Горишь!». Точно так же предупреждают жмурку, если он подошел слишком близко к какому-нибудь предмету и рискует удариться. Но словом «Огонь!» нельзя обманывать жмурку, отвлекая от игрока, попавшего в трудное положение.
3. У медведя во бору
Играющие выбирают медведя, и определяют место его берлоги. Дети идут в лес за грибами, ягодами и напевают песенку:
"У медведя во бору
Грибы, ягоды беру!
Медведь постыл,
На печи застыл!
Медведь просыпается, выходит из берлоги, медленно идет по поляне. Неожиданно он быстро бежит за играющими и старается кого-то поймать.
Пойманный становится медведем.
4. Колечко
Ведущий берет в руки кольцо. Все остальные участники садятся на лавку, складывают ладошки лодочкой и кладут на колени. Ведущий обходит детей и каждому вкладывает в ладошки свои ладони, одному из игроков ведущий незаметно кладет в руки кольцо. Потом отходит на несколько шагов от лавки и произносит нараспев слова:
Колечко, колечко,
Выйди на крылечко!
Кто с крылечка сойдет,
Тот колечко найдет!
Задача игрока, у которого в руках колечко – вскочить с лавки и убежать, а дети, сидящие рядом, должны догадаться, у кого оно спрятано, и постараться придерживая руками, не пустить этого игрока. Если игроку с кольцом не удается убежать, он возвращает кольцо ведущему. А если сумеет убежать, то становится новым ведущим и продолжает игру
5. Ручеек
Выбирается водящий, остальные делятся на пары, желательно разнополые, и сцепляют руки. Пары встают друг за другом, образуя коридор и поднимая руки вверх. Водящий входит в образованный коридор с одного конца и двигается в другой конец коридора, по дороге выбирая себе пару. Он берет понравившегося ему человека за руку, расцепляя стоящую пару. Новая пара вместе идет в конец «ручейка» и встает там, подняв руки вверх. Освободившийся игрок становится водящим, идет в начало «ручейка»и заходит в коридор, выбирая себе человека для пары и так далее….
Если играет очень много народу, водящих может быть несколько.
Игру желательно проводить в быстром темпе, так веселее (только представьте, что только вас выбрали и вы встали, сцепив руки в новой паре, как вас опять выбирают еще раз и снова тянут в ручеек).
Очень хорошо проводить эту игру в большом коллективе, хороший шанс познакомиться и выявить скрытые симпатии мальчишек и девчонок.
6. Карусели
К обручу привязаны ленты. Дети берутся за ленты одной рукой и идут сначала в одну сторону, а затем, поменяв руку, в другую. Обруч держит водящий. «Кататься» на карусели можно под традиционный текст:
Еле, еле, еле, еле, закружились карусели,
А потом, потом, потом, все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите, карусель остановите.
Раз-два, раз-два, вот и началась игра!
Используемая литература:
1. ЛитвиноваМ.Ф. "Русские народные подвижные игры" М., Просвещение, 1988г.
2. Якуб С.К. "Вспомним забытые игры", М., Детская литература, 1988г.
3. Кенеман А.В. "Детские подвижные игры народов мира", М., Просвещение, 1989г.
4. Лямина Л.А. "Народные игры в детском саду"М., 2008г.
5. Куприянова Л.Л. "Русский фольклор", М., Мнемозина, 2002г.