СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМЫЙ ПРОЕКТ
«БЕРЕГИ СВОЮ ПЛАНЕТУ!»
Воспитатель : Е.А. Хить
Пояснительная записка.
Тема проекта: «Береги свою планету!».
Вид проекта: познавательный, творческий, исследовательский, долгосрочный.
Продолжительность проекта: 09.09.20 – 09.12.20 (3 месяца).
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатель группы, родители.
Актуальность проекта:
Актуальность выбранной темы заключается в ежегодном ухудшении экологической обстановки в мире. Загрязнен не только воздух, но и моря, океаны, водоемы, а также леса и улицы городов. Именно поэтому я решила более тщательно познакомить детей с экологическими проблемами и постараться сообща найти ответ на вопрос: «Что можно сделать, чтобы очистить планету от мусора?»
Цель проекта:
Привлечь внимание детей и их родителей к необходимости защищать планету от мусора.
Задачи проекта:
Развивающие:
- Развивать умение логически мыслить, делать выводы, умозаключения, развивать коммуникативные умения;
Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к природе, её ресурсам, животному и растительному миру.
Образовательные:
- Формировать знания детей о способах охраны окружающей среды, дать детям понятие «экология»;
- Активизировать словарный запас за счет новых слов (экология, загрязнение, ядовитые вещества, отходы, макулатура, бытовые отходы, пластмасса, сортировка и т. д.);
Содержание проекта:
1этап проекта - мотивация.
Наша история началась с того, что однажды, гуляя с детьми на улице, я обратила внимание на то, как равнодушно ребята относятся к брошенного на землю мусору. Вместо того, чтобы поднять валяющийся фантик, ребята прошли мимо. И только после моей просьбы поднять обертку и выкинуть, ребята обратили на нее внимание. А меня эта ситуация очень встревожила. Я поняла, что детям не хватает знаний о природоохранной деятельности, что и приводит к такому безразличию. Именно поэтому нами была выбрана тема проекта «Береги свою планету!», чтобы научить ребят наблюдать за окружающим миром и привить правила поведения в природе.
2 этап - разработка плана проекта.
Для составления плана работы над проектом была использована модель трёх вопросов Л.В. Михайловой-Свирской.
Что мы знаем?
Что мы хотим узнать?
- Надо беречь природу (Паша Ф.)
- Если не убирать мусор – мир превратится в свалку (Кирилл Ш.)
- Нельзя раскидывать фантики (Ксюша С.)
- Природу надо любить (Катя Ф.)
- Нужно убирать после себя мусор (Вова И.)
- Машины и заводы загрязняют воздух (Дима К.)
Что нужно сделать, чтобы узнать?
- Для чего сортировать мусор? (Вика К.)
- Что сделать, чтобы спасти природу от гибели? (Алина П.)
- Что происходит с мусором в природе? (Костя Д.)
- Как спасти воздух? (Дема К.)
- Что можно сделать из старых вещей? ( Катя Ф.)
- Как сберечь планету? (Кирилл Ш.)
- Что происходит с выброшенным мусором? (Вова И.)
- Спросим у папы или мамы (Сережа Б.)
- Спросим у воспитателя (Ульяна К.)
- Прочитать в книжке (Данил Л.)
- Увидеть по телевизору (Тимофей Д.)
- Посмотреть в интернете. (Данил Б.)
3 этап - практический.
Наша работа над проектом началась 9 сентября. Была проведена беседа с использованием ИКТ «Береги свою планету» . Меня порадовало активное подключение ребят к обсуждению, их заинтересованность и желание делиться своими переживаниями. Они с огромным интересом рассматривали глобус, обсуждали причины загрязнения природы и искали пути решения экологических проблем. А также с большим рвением приняли участие в дидактической игре «Сортировка мусора», из которой узнали, зачем его сортировать. А после с удовольствием делились впечатлениями и активно отвечали на вопросы о полученных в ходе нашей совместной работы знаниях.
Вечера мы проводили за чтением художественной литературы. Познакомились с новыми произведениями: А. Кедрин «Последний турист», Т. Зыкова «На Земле ничего не меняется», В. Львовский «Земля, моя планета голубая!». А. Яким «Есть одна планета-сад», М. Дудин «Берегите землю!». А также отгадывали загадки, читали пословицы и поговорки.
Наблюдения за детьми показали, что больше всего их заинтересовали центры науки, конструирования, искусства, игры и физкультуры.
Дети с нескрываемым восторгом участвовали в экспериментальной деятельности. Узнали о свойствах воздуха и воды. Особенно ребятам понравилось выдыхать через соломинку воздух в стакан с водой. Так они узнали, что они дышат воздухом, который им необходим для жизни.
В центре конструирования мальчики построили завод по переработке мусора. А девочки помогли загрузить мусор в мусоровоз и доставить его до завода.
Очень много времени ребята проводили в центре искусств. Они рисовали экологические знаки, делали аппликацию «Украсим планету цветами», лепили «Лесной мир», в приемной нашей группы была организована выставка детских рисунков «Земля – наш общий дом», и вывешена стенгазета «Сбережем свою планету».
В режимных моментах были использованы экологические физкультминутки и дыхательные упражнения. На прогулках ребята с удовольствием играли в подвижные игры, на экологическую тему. А также помогали в уборке участка от опавшей листвы и сухих веточек
Также ребятам понравились дидактические игры на экологическую тему: «Живое-неживое», «Земля, вода, воздух», «Что такое хорошо и что такое плохо».
Было проведено занятие с использованием ИКТ по ФЭМП, приуроченное к теме проекта, «Поможем ежику», на котором ребята с удовольствием играли с палочками кюизенера, строили мостик из подручных материалов (стульев), считали, а также закрепляли полученные ранее знания.
Для закрепления полученных знаний был изготовлен лэпбук «Береги свою планету!». При знакомстве с ним ребята узнали, отчего планета грустит и радуется, какой срок разложения у разного вида мусора, рассмотрели экологические знаки, отгадали экологические загадки и поиграли в дидактическую игру «Сортировка мусора».
Родители тоже были активно вовлечены в работу над проектом. Приняли участие в двух акциях «Бумажный бум» (сбор макулатуры) и «Раздельный сбор мусора». Им были розданы буклеты «Береги свою планету». А также была организована выставка детско-родительских поделок «Новая жизнь ненужных вещей».
4 этап - итоговый.
Итоговым мероприятием проекта стали рассказы и сказки детей и родителей на тему «Я природе – друг». Все рассказы были оформлены в единую книгу, которая заняла свое место в центре по раздельному сбору мусора.
Вопросы к детям:
- Почему нельзя мусорить?
- Для чего сортируют мусор?
- Что сделать, чтобы спасти природу от гибели?
- Что происходит с мусором в природе?
- Как спасти воздух и водоемы от загрязнения?
- Зачем экономить воду и свет?
Вопросы к родителям:
- Как вы считаете обогатились ли знания детей?
- Что нового вы узнали, чему научились, участвуя в реализации проекта?
Что можно сделать лучше в следующий раз?
Педагоги ДОУ проанализировали результаты проекта:
Ожидаемые результаты проекта
Полученные результаты проекта
- У детей обогатятся знания об экологических проблемах.
- Через исследовательскую деятельность узнают о свойствах воды и воздуха
- Появится желание ухаживать за растениями, экономить воду, свет, убирать после себя мусор.
- Повысится педагогическая компетентность родителей, их заинтересованность в познавательном досуге своего ребенка, появятся новые общие интересы детей и родителей.
- Дети получат положительный опыт от результатов проделанной работы.
- Дети узнали об экологических проблемах и путях их решения.
- Узнали о свойствах воды и воздуха.
- Появилось желание ухаживать за комнатными растениями, убирать за собой игрушки.
- Повысилась педагогическая компетентность родителей, их заинтересованность в познавательном досуге своего ребенка, появились новые общие интересы детей и родителей.
- Дети получили положительный опыт от результатов проделанной работы.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!