ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
(познавательный, среднесрочный)
«Лекарственные растения»
Подготовительная группа
Сроки выполнения проекта: 2 месяца
Актуальность. Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дошкольники испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить ее, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не может существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от разных болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами. Экологическое воспитание надо рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание. Формируя гуманные отношения к природе, главное, чтобы дошкольник понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе, есть забота о человеке, его будущем. Беседуя с детьми на тему растений, мы увидели, что дети имеют недостаточный уровень знаний по теме «Лекарственные растения». В ходе работы с родителями, мы также выявили, что многие из них плохо разбираются в многообразии целебных растений. Поэтому вместе с воспитанниками и их родителями был разработан экологический проект «Лекарственные растения».
Гипотеза: Если дошкольники узнают, как могут обыкновенные растения ближайшего окружения помочь здоровью человека, то будут бережнее к ним относиться.
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.
Цель проекта: создание условий для ознакомления детей с миром целебных растений, сформировать представления о роли растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека.
Задачи проекта:
Образовательные задачи: Уточнить и расширить знания детей о названиях лекарственных растений, их ценности для здоровья, правил пользования. Познакомить с разнообразием целебных растений, их значимостью для всего живого на планете, а также с художественной литературой для создания целостного образа изучаемого объекта. Вовлечь дошкольников в природоохранную деятельность.
Развивающие задачи: Развивать у дошкольников любознательность, наблюдательность, речь, а также умение сравнивать и анализировать. Развивать словарный запас детей и их знания о лекарственных растениях. Развивать чувства и эмоции дошкольников, полученные в процессе познания через организацию продуктивных видов деятельности.
Воспитательные задачи: Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие дошкольников, а также бережное отношение к природе.
Этапы осуществления проекта: Организационный этап. Реализация проекта. Обобщающий этап. Организационный этап. |
Донести до участников проекта важность данной проблемы.
Подбор методической и художественной литературы.
Создать развивающую среду: подбор картин, дидактических игр, энциклопедий.
Изготовление пособий.
Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.
Разработка бесед, викторины.
Составить перспективный план мероприятий.
Реализация проекта.
Работа с детьми
Познавательная деятельность | Беседа «Лекарственные растения ». Беседа «Для чего нужны лекарственные растения?» Занятие «В гостях у Доктора Айболита» Беседа «Друг или враг» Наблюдение «Наш верный друг – подорожник» Викторина «Знатоки лечебных трав» Рассматривание альбома «Зелёная аптека» Занятие – сказка «Старый подорожник» |
Продуктивная деятельность | Аппликация «Ромашковое поле». Рисование «Чудо – растения» |
Художественно – речевая деятельность | Чтение литературных произведений: - Ю. Дмитриева «Кто в лесу живет и что в лесу растет», - Н. Павлова «Загадки цветов», - А, Плешакова «Зеленые страницы», - А. Онегова «Тропинка полевая», А. Плешакова «Зеленые страницы», - Заучивание загадок и стихов о растениях - Составление рассказов детей от имени растений (перевоплощение): «Я-подорожник…», «Я-ромашка…», «Я-крапива…» |
Игровая деятельность | Дидактическая игры «Съедобное – Несъедобное», «Вершки корешки», «Что лечит это растение?», «От какого растения часть», «Узнай растение», «Фитодоктор», «Вылечи человека». Игры: “Цветы и ветерок”, “Цветок-имя”, “Узнай по описанию”, “Садовник у нас на участке”, “Бал цветов”. |
Поисково – исследовательская деятельность | 1.«На участке ищем полезные растения» 2.«Где лучше посадить растения?» 3. Составление схем «Что лечит растение» |
Работа с родителями
Ширма «Лекарственные растения при лечении ОРВИ»
Консультация «Полезные рецепты из лекарственных трав»
Памятка «Правила сбора лекарственных растений»
Оформление гербария «Зеленая аптека»
Экскурсия в аптеку.
Подобрать полезные рецепты с использованием лекарственных растений.
Обобщающий этап.
«Презентация проекта»
Выставка рисунков «Наш друг – подорожник»
Выставка рисунков «Чудо – растения»
Альбом «Зеленая аптека»
Консультации для родителей
Дидактическая игра «Фитодоктор»
Загадки о лекарственных растениях
Викторина «Знатоки лечебных трав»
Результаты реализации проекта:
- Осознанно правильное отношение детей к растениям, помогающим здоровью человека.
- У детей развился познавательный интерес, расширились представления о природе.
-Сформировались знания о лекарственных растениях.
- Обогатился опыт детей в сфере экологического воспитания.
Беседа с детьми «Лекарственные растения»
Цель: формировать представления детей о лекарственных растениях, их свойствах.
Задачи:
Расширять знания детей о лекарственных дикорастущих растениях, их ценности для здоровья, правил пользования.
Воспитывать у детей любознательность, бережное отношение к растениям, любовь к природе родного края.
Демонстрационный материал:
1. Иллюстрации с изображением лекарственных растений: Мать-и-мачеха, подорожник, ромашка.
Ход беседы:
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:
«А если кашель у тебя,
Ты кипятком залей меня.
Отвар лечебный нацеди,
Выпей, и в кровать иди»
-О каком растении идет речь?
Ответы детей.
- Рано весной на оттаявших полянках появляются маленькие золотисто-желтые цветы.
(Рассматривание лекарственного растения: предметная картинка или растение из гербария)
Это цветы мать-и-мачехи. Это необычное растение. Сначала она цветет, а потом отращивает листья. И листья у нее необычные. Верхняя сторона гладкая, блестящая и прохладная. Нижняя сторона покрыта белыми волосками, теплая и мягкая. Теплая сторона – это мать, а холодная – мачеха. Летом мало кто обращает внимание на широкие листья мать-и-мачехи. А ведь это лекарственное растение. Из этих листьев и цветков заваривают чай и пьют от кашля и простуды. Такой вот замечательный цветок мать-и-мачеха. Ранней весной он удивляет и радует нас своим появлением из-под снега, а летом заботится о нашем здоровье.
Отгадайте следующую загадку:
Поранил ты в дороге ногу,
Усталость не дает идти,
Нагнись, солдатик у дороги
Готов помочь тебе в пути.
О каком лекарственном растении говорится в загадке?
(Демонстрация картинки подорожника или растения из гербария).
Подорожник такой привычный, что не обращаешь на него внимания. Где люди ходят, там и подорожник растет. Это растение – доктор. Приложи чистый листочек к ушибу, боль будет меньше. А если поранился, то подорожник остановит кровь, убьет микробов, и ранка быстро заживет.
«Подорожник у дороги –
Листики да лопушки.
Применяй меня от боли,
Зажили раны чтоб твои! »
Рассказ о подорожнике: Один подорожник рос возле дороги, ему было скучно. Вдруг он увидел едущего по дороге мальчика. На дороге мальчику попался камень, и не успел мальчик оглянуться, как упал и разбил себе колено. У него не было с собой бинта, но возле дороги он увидел подорожник. Мальчик не растерялся, сорвал листочек и приложил к ранке, кровь остановилась. Мальчик сел на велосипед и поехал домой. С тех пор подорожник не пропускает мимо себя тех, кто нуждается в быстрой помощи.
А этот цветок, я думаю, знают все из вас.
(Показ растения).
«Я – ромашка – красота.
По мне гадает детвора.
Но и в другом полезна я:
Простуда если у тебя,
То завари ромашку в кружке
(Я через час уже готова).
Рекомендуй меня подружке –
И обе будете здоровы»
Ромашка растет на полянах в лесу, по обочинам дорог. В лечебных целях собирают цветки ромашки и сушат в проветриваемых помещениях. Ромашка полезна при многих заболеваниях. Ее применяют при заболеваниях печени, почек, простуде, бессоннице. Заваривают чай из ромашки. А настой из цветков ромашки полезен при ангине.
Итог беседы:
-О каких растениях мы с вами говорили?
-Какие это растения?
-А почему их называют лекарственными?
Приложение 2
• А. Плешакова “Зеленые страницы” и др.
Беседа «Зеленая аптека»
Рассказать детям о том, какую большую пользу приносят человеку лекарственные растения, расширить представления детей о мире растений, познакомить детей о взаимосвязи растительного мира и человека. Познакомить детей с правилами сбора и сушки лекарственных растений. Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.
Материал: Иллюстрации с изображением лекарственных растений, засушенные лекарственные растения.
«Друг или враг».
Рассказать детям о многообразии растений, научить отличать съедобные растения от несъедобных., отличать одно лекарственное растение от другого (по внешнему виду, по строению, по запаху).
Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.
Материал: иллюстрации с изображением лекарственных растений, а также с изображением вредных для здоровья человека растений.
Экскурсия в березовую рощицу.
Цели: познакомить детей с природным окружением нашего района, рассказать о многообразии деревьев и трав произрастающих в нашем районе, познакомить с тем какие лекарственные растения растут (крапива, одуванчик, подорожник, и др.).
Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.
Наблюдение «Наш верный друг- подорожник»
Цели: познакомить детей с лекарственным растением- подорожником, с его внешним строением, рассказать о том, какую пользу приносит это растение человеку; рассмотреть листья подорожника, стебли, познакомить детей с тем, какие внешние
условия необходимы подорожнику, для того чтобы он рос. Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.
Материал: наблюдение проводится на участке детского сада где растет подорожник.
Дидактическая игра «Вершки – корешки» – в игре познакомить детей с тем, какие части дикорастущих съедобных трав используются в пищу.
Материал: засушенные лекарственные растения (ромашка, крапива, подорожник, душица
Материал: разные виды лекарственных растений (мята, кора дуба, подорожник, ромашка, чистотел, укроп, петрушка, ноготки),
отдельные части лекарственных растений (стебель, корень, листья).
Дидактическое упражнение «Определи по запаху» (мята, ромашка и др.)- упражнять детей узнавать лекарственное растение по запаху, закреплять знания о лекарственных растениях.
Гербарий засушенные лекарственные растения.
Детские рисунки «Наши зеленые помощники».
Загадки про растения:
Стоят в поле сестрички:
Желтый глазок, белые реснички. (ромашка)
Ах, не трогайте меня!
Обожгу и без огня! (крапива)
Стоит Алена: платок зеленый,
Тонкий стан, белый сарафан. (Береза)
«Кошачья травка» — Больным поправка:
Корешок в аптечку,
Чтоб помочь сердечку. (Валериана)
Есть один такой цветок,
Не вплетешь его в венок,
На него подуй слегка,
Был цветок и нет цветка. (Одуванчик)
Сидит на палочке
В красной рубашечке,
Брюшко сыто —
Камнями набито. (Шиповник)
Две сестры летом зелены,
К осени одна краснеет,
Другая — чернеет. (Смородина)
Стоит разбойник у дороги,
Под одеждой прячет ноги.
И кто ни появляется,
За каждой цепляется. (Репейник)
У меня длинней иголки, чем у ёлки.
Очень прямо я расту в высоту.
Если я не на опушке,
Ветви — только на макушке. (Сосна)
Тонкий стебель у дорожки.
На конце его — серёжки.
На земле лежат листки —
Маленькие лопушки.
Нам он — как хороший друг,
Лечит ранки ног и рук. (Подорожник)
Лист горбочком, с желобочком.
Шипы имеет, а ранить не умеет.
Зато лечит нас в любой день и час. (Алоэ)
Вдоль дороги и по скатам бегают до темноты,
Словно жёлтые цыплята, ... цветы.
А стемнеет – соберутся од листом, как под крылом,
В мягкий, тёплый пух уткнутся и заснут счастливым сном.
(Мать-и-мачеха.)
И в лесу, и в квасу,
И в конфетке, и в таблетке. (Мята.)
Это прозвище недаром
У красивого цветка.
Капля сочного нектара
И душиста, и сладка.
От простуды излечиться
Вам поможет ... (Медуница.)
Коготок короток,
А сквозь землю прошёл –
Шапку золота нашёл.
(Календула, или ноготки.)
Дольку этого плода
В чай кладём мы иногда,
Ароматней и вкусней
В чашке чай бывает с ней. (Лимон.)
Летом рад я свежей
Ягоде медвежьей,
А сушёная в запас
От простуды лечит нас. (Малина.)
Не болеем больше гриппом,
Не боимся сквозняка,
Все лекарства заменяет
Нам головка ... (Чеснока.)
Приложение 3
Работа с родителями
(Острая респираторная вирусная инфекция)
ОРВИ редко бывает опасно само по себе, но может давать нежелательные осложнения и вызывать аллергические реакции. Воспалительные изменения, происходящие в носу, могут охватывать околоносовые пазухи и евстахиевы трубы. В результате развивается синусит, евстахиит, экссудативный средний отит, наслаивается вторичная бактериальная инфекция. Возможны осложнения со стороны нижних дыхательных путей — бронхит, бактериальная пневмония, обострение астмы и хронического бронхита.
Симптомы: первым симптомом ОРВИ обычно является боль или першение в горле, затем присоединяются заложенность носа, насморк, слезотечение, чиханье и кашель. Распространенность и выраженность тех или иных явлений зависит от типа вируса.
Что происходит? ОРВИ характеризуется повышением температуры (не всегда), которую лучше не сбивать, если она не превышает 39 °С. Неотъемлемые спутники ОРВИ — насморк и кашель. Симптомы простуды обычно исчезают через 1-2 недели независимо от того, предпринималось ли какое-либо лечение.
Что делать? Основным лечением является покой и употребление адекватного количества жидкости. При значительном повышении температуры тела принимают жаропонижающее (парацетамол). Смягчить кашель и помочь отделению мокроты помогает теплое питье. Хорошо подходит для этой цели теплое молоко с боржоми или с содой (полстакана молока на полстакана боржоми или чайная ложка соды на стакан молока). Можно делать паровые ингаляции (например, дышать паром над свежесваренной картошкой или просто кипящей водой). Сильный насморк начальной стадии можно облегчить с помощью сосудосуживающих капель, а еще лучше — спреев.
Внимание! Сосудосуживающие капли через 3 дня дают обратный желаемому эффект, то есть способствуют разбуханию слизистой носа.
Лучше перейти на 3-й день на воду с солью и содой (на кончике ножа соли и соды на полстакана теплой кипяченой воды) и закапывать в нос по полной пипетке раствора в каждую ноздрю. Раствор хорошо прочищает всю носоглотку и уменьшает воспаление.
При ОРВИ и простудах хорошо использовать увлажнители воздуха. Если нет увлажнителя, можно ставить в комнаты у батарей центрального отопления емкости с водой (прекрасно подходят для этой цели тазы и глубокие миски). Вдыхание подогретого или не-подогретого увлажненного воздуха смягчает раздражение дыхательных путей.
Рецепты. Народная медицина рекомендует для лечения простуды:
• пить горячий чай с имбирем и медом (вместо имбиря с медом можно взять малину или липовый цвет);
• пить клюквенный или лимонный сок для снижения температуры;
• пить настой березовых почек;
• насыпать в носки сухой горчицы и носить их не снимая 2— З дня;
• натирать грудь кашицей из чеснока со свиным салом.
Лекарственные растения, применяемые при инфекционных заболеваниях дыхательных путей
Противомикробные и противовоспалительные:
• Девясил высокий
• Зверобой продырявленный
• Капуста белокочанная
• Ромашка аптечная
• Шалфей лекарственный
• Эвкалипт шариковый
• Календула лекарственная
• Подорожник большой
• Береза повислая
• Липа мелколистная
Противовирусные:
• Чеснок
• Лук
• Малина обыкновенная
• Ежевика сизая
Потогонные и жаропонижающие:
• Бузина черная
• Коровяк густоцветковый
• Липа мелколистная
• Малина обыкновенная
• Мать-и-мачеха лекарственная
• Береза повислая
Отхаркивающие:
• Первоцвет весенний
• Анис обыкновенный
• Багульник болотистый
• Береза повислая
• Бузина черная
• Девясил высокий
• Душица обыкновенная
• Дягиль лекарственный
• Мать-и-мачеха обыкновенная
• Сосна обыкновенная
• Айва продолговатая
• Подорожник большой
• Алтей лекарственный
• Солодка голая
• Термопсис ланцетовидный
• Тимьян ползучий
• Укроп душистый
• Фенхель обыкновенный
• Фиалка трехцветная
• Можжевельник обыкновенный
Спазмолитическое действие на бронхи:
• Багульник болотный
• Сосна обыкновенная
Анис обыкновенный
• Дягиль лекарственный
• Укроп душистый
• Чистотел большой
• Ромашка аптечная
Эфирные масла не позволяют бактериям проникнуть в организм, предотвращают инфекционное заболевание и облегчают его протекание. Полезны также многие продукты, в том числе и содержащие витамин С, особенно лук репчатый и чеснок (они обладают мощным антибактериальным действием).
Трава шалфея, плоды аниса, сосновые почки, корень алтея, корень солодки, плоды фенхеля.
Лечение средствами ароматерапии
• Чаще пейте лимонные и мятные отвары и питайтесь полезной для здоровья пищей. А также каждый день делайте зарядку.
• Чтобы создать условия, неблагоприятные для развития инфекции, приготовьте состав: 50 мл соевого или миндального масла и по 1 капле коричного, гвоздичного, эвкалиптового, найолиевого и соснового масла. Капните несколько капель на влажную ватку и положите ее на отопительную батарею рядом с собой. Или разведите масла в воде (без основного масла), залейте в пульверизатор и обрызгайте помещение.
• Для дополнительной защиты 1 каплю гвоздичного, эвкалиптового, найолиевого или соснового масла разведите в 50 мл соевого либо миндального масла и разотрите грудь или вокруг носа. Это необходимо делать также и при первых симптомах простуды.
• Сразу же прополощите горло теплой кипяченой водой, содержащей 2 капли масла чайного дерева, герани или тимьяна, а также немного лимонного сока.
• Если у вас заложены грудь и нос, используйте смеси эфирных масел при ингаляции и принятии ванн, растирайте ими грудь или опрыскивайте носовой платок. В этом случае полезны каяпутовое, гвоздичное, эвкалиптовое, найоливое и сосновое масла.
• Потеря обоняния является одним из самых неприятных симптомов простуды (особенно для специалиста по ароматерапии!) Вашей беде могут помочь масла кервеля, герани и базилика. Используйте их при принятии ванн и во время ингаляций.
• Растирайте маслом чайного дерева (либо герани или тимьяна) под носом, за ушами и затылок. У вас не будет заложенности, и вы не простудитесь повторно. Если вы хотите использовать чистое масло, то сначала сделайте кожную пробу.
• При очень сильной простуде пейте много жидкости - по 1 большому стакану в час. Или приготовьте настой: 2/3 листьев эвкалипта и 1/3 ветков лаванды.
• После выздоровления пейте несколько раз в день отвар тимьяна, и тогда вы избежите повторного заболевания.
Другие способы лечения
• Если у вас простуда, тепло одевайтесь и соблюдайте постельный режим. Тогда организм сосредоточится только на борьбе с болезнью, а вы не будете разносить заразные микробы.
• Если у вас жар, это верный признак того, что ваш организм борется с вирусом, - старайтесь питаться легко усваиваемыми продуктами, чтобы излишне не расходовать его силы. Но и не голодайте. Свежие фрукты, как и йогурт, - прекрасное подспорье. При жаре потеют и, следовательно, теряют жидкость (что особенно опасно для младенцев), следовательно, необходимо компенсировать ее потерю. Пейте разведенные фруктовые соки и отвары.
Конец формы