Тип проекта: исследовательски-творческий.
Продолжительность: краткосрочный (с 4 по 8 декабря 2023 г.)
Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.
Актуальность: Живая природа - это удивительный, сложный и многогранный мир. От людей во многом зависит многообразие и численность животного мира. Чтобы решать эту проблему, человек должен иметь определённый запас естественно научных знаний. Первые элементарные представления об окружающем мире, в том числе и о животных организмах, человек получает уже в детстве. Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нём лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей.
Цель проекта: Формирование у детей среднего дошкольного возраста знаний о сезонных изменениях в жизни диких животных.
Задачи проекта:
1. Дать представления о диких животных лесов России, их образе жизни, питании зверей в зимнем лесу, жилищах, о том, как готовятся к зиме животные в лесу.
2. Обогатить словарь за счет имен существительных (дупло, берлога, логово, нора); имен прилагательных (колючий, лохматый, неуклюжий, хитрый, злой, голодный); глаголов (прятаться, охотиться, притаиться, выглядывать и др.)
3. Воспитывать желание оказывать помощь животным.
Реализация проекта:
1 этап – подготовительный.
Воспитатели:
1. Создавать развивающую среду.
2. Организовывать работу с родителями.
4. Составлять план проекта, разрабатывать конспекты ОД.
5. Осуществлять подбор сюжетных картин, иллюстраций и художественных произведений на тему Зима для ОД, бесед, игр с детьми.
Сотрудничество с родителями:
1. Консультация для родителей
2. Домашнее задание «как звери к зиме готовятся»- консультация.
3. Изготовление книжек - малышек «Зимовье зверей».
2 этап – основной (практический).
Мероприятия по работе с детьми:
познавательное развитие:
Беседы:
«Дикие животные».
«Чем питаются дикие животные».
«Где живут животные».
«Как помогают люди зимой животным».
«Как животные готовятся к зиме».
«Повадки животных».
«Зачем животным мех?».
Загадки о диких животных
речевое развитие:
Составление описательного рассказа по картине «Зимовье зверей»
Рассматривание иллюстраций, сюжетных картин
• Серия «Зимние забавы»
• Серия «Зимние праздники»
• Серия «Звери зимой»
• Серия «Художники о зиме»
Рассматривание сюжетных картин «Зимний пейзаж», «Зимний лес».
Чтение рассказа Бианки «Как звери к зиме готовятся»
Чтение Н. Сладков «Как медведь сам себя напугал», «Лесные шорохи», «Загадочный зверь»
Чтение В. А. Сухомлинский «Как Ёжик готовился к зиме»
Чтение Е. Чарушин «Волчонок» (Волчишко),
А.Блок «Зайчик» Стихотворения о животных.
А. Прокопьев «Белка».
социально-коммуникативное развитие:
Сюжетно-ролевые игры
«Зоопарк», «Цирк».
Дидактические игры:
«Зимние запасы», «Подготовь зайку и белочку к зиме»
Лото-ассоциация:
«Кто где зимует?»
Подвижные игры: «Мишка», «У медведя во бору», «Хитрая лиса», «Волк и заяц».
Пальчиковые игры: «Есть у каждого свой дом», «Ежик», «Белка».
Игровые упражнения «Снежинки кружатся», «Поймай снежинку».
Музыка:
«Зимняя сказка»
«Кабы не было зимы…»
«Весёлая зима»
«Новогодний ветер»
«Раз морозною зимой»
«Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик», муз. П.И. Чайковского
3 этап – заключительный.
Оформление фотоотчёта по теме проекта.
Коллективная работа «Зимняя сказка».
Предполагаемый продукт.
1. У детей сформируются знания о диких животных, об их жизнедеятельности в зимний период.
2. Расширятся знания детей о среде обитания, о повадках, особенностях животных.
3. Закрепятся знания о детёнышах диких животных.
4. Появится интерес к жизни животных, чувство заботы, желание помочь животным.
5. Возникнет эмоционально положительное отношение к диким животным.
конспект беседы
«как животные готовятся к зиме». средняя группа
цель: привить детям любовь к животным, развить нравственный потенциал у детей.
задачи:
-продолжить формирование представление о подготовке животных к зиме, их приспособление к сезонным изменениям.
-закрепление обобщающего понятия «дикие животные», развитие умения отгадывать описательные загадки о диких животных.
-закрепление знания детей о диких и домашних животных.
-расширение кругозора детей через ознакомление детей с животными.
ход занятия:
«здравствуйте ребята, сегодня мы с вами поговорим о том, как «дикие животные готовятся к зимовке»
ребятки, сейчас я вам загадаю загадки, а вы попробуйте их разгадать.
сердитый недотрога, живет в глуши лесной иголок очень много а нитки не одной (еж) косолапый и большой, спит в берлоге он зимой. любит шишки, любит мед. ну-ка, кто же назовет? (медведь) длинные ушки, быстрые лапки, серый, но не мышка. кто это? (заяц) хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу. в дупле на старом дубе орешки я грызу (белка) |
ответы детей (ёж, медведь, заяц, белка)
воспитатель: ребята молодцы все загадки вы отгадали, а ответьте мне пожалуйста,
-как мы всех этих животных назовем одним словом? (если не могут ответить, задаю наводящие вопросы). например: ребята, а где они живут? какие домашние животные вы знаете? а почему они домашние? каких диких животных вы знаете? правильно ребята, назовем мы всех этих животных дикими. какие же вы умные.
наступила поздняя осень: грустная, дождливая и холодная. не за горами и зима. у животных леса самая тяжелая пора наступает зимой.
они мерзнут и не могут добыть себе пищу.
ребята, а вы знаете, как звери готовятся встретить зиму?
ответы детей (меняют шерсть, готовят норы, берлоги, запасы на зиму)
воспитатель: звери, как и вся природа, тоже готовятся к зиме. одни будут спать до самой весны в своих домиках (медведь, еж), другие звери не спят, а делают на зиму запасы, утепляют свои норки, меняют летнюю шубку, на зимнюю.
медведь — хозяин леса.
его дом — берлога. устраивает ее мишка в укромном месте, под корягами. носит туда мох, листья. зимой снег пойдет и сверху накроет берлогу, ее и видно не будет совсем.
медведи едят орехи, ягоды, корешки, рыбу, личинок разных. едят и накапливают жировой слой. в ноябре медведь забирается в берлогу и погружается в сон. спят медведи беспокойно. если их что-то потревожит, они могут бросить свою берлогу и сделать другую.
в берлоге у медведя рождаются малыши — медвежата, 1-2. они очень маленькие.
лисы и волки.
эти хищники зимой не спят. они тоже меняют свой наряд, утепляются. у зверей начинается линька, а потом отрастает густой мех, который помогает выдержать холода.
волки зимой объединяются в стаи, охотятся на кабанов, зайцев, косуль.
лисы охотятся в сумерках или ночью, ловят мышей, зайцев и птиц. подкрадываются к добыче, бросаются неожиданно на нее, хватая острыми зубами. лиса нюхает снег и ищет мышей.
дом лисицы? (нора).
дом волка? (логово).
еще один житель леса - белка.
летом этот зверек носит рыженькую шубку, а зимой становится серой.
где живет белка? (в дупле)
как белка готовится к зиме?
летом делает запасы: собирает грибы, орехи, прячет их в лесную подстилку, дупло. грибы нанизывает на ветки.
гнездо белка делает на высоких соснах и елях. белки в спячку не впадают, но в сильные морозы могут в дупле заснуть.
ёжик.
рано осенью ежик готовит домик для зимовки — норку. носит в нее листья, мягкий мох. у ежей осенью еды мало: трудно находить лягушек, ящериц и червей. поэтому ежик впадает в спячку.
зароется в листочки, свернется клубочком и спит всю зиму до весны, пока солнышко не начнет греть.
заяц.
зайчик к зиме меняет серую шубку на белую. зачем? чтобы его не было видно на снегу и не попался на обед хищникам.
зимой зайцы питаются ветками деревьев: осины, березы, ивы. а также грызут кору.
постоянного домика у зайчишки нет, в сильные морозы зайцы прячутся под кустами.
осенью у зайчихи появляются детки — зайчата. это происходит во время листопада. зайчат так и называют, листопадничками.
зайчиха их покормит и убегает, чтобы по запаху хищники не нашли зайчат. молока хватает на 3 дня. потом зайчиха возвращается или прибегает чужая мама и кормит всех зайчат, даже чужих.
воспитатель: - ребята, что нового вы на занятии узнали? какие животные приходили к нам на занятие? дикие. где они живут? в лесу. какие слова мы с вами выучили? ребята, белочка и еж говорят вам большое спасибо и они вам тоже принесли подарок книгу о них, о животных.
конспект занятия
по рисованию
«мишка косолапый»
средняя группа
программные задачи.
формирование умения детей рисовать медведя по контуру тычком.
закрепление знание цвета (коричневый).
воспитание интереса к рисованию.
развитие творческих способностей.
материал.
образец готового рисунка медведя контур медведя на альбомном листе.
картинки с изображением зимнего леса со спящим медведем в берлоге.
большой плюшевый медведь.
раздаточный материал. нарисованный контур медведя на альбомном листе. кисти №5 и №3 на подставке; гуашь коричневая и черная; салфетка.
ход занятия.
на мольберте расставлены картинки, изображающие зимний лес. на одной из них медведь, спящий в берлоге.
- посмотрите, ребята, мы с вами волшебным образом оказались в зимнем лесу, (дети рассматривают картинки). деревья заснули, накрылись снежком. а кто это спит под снегом? да это же мишка косолапый! он живет в лесу. когда наступает зима, устраивает себе берлогу, где будет спать всю зиму до весны. к нам в гости пришел мишка (достает игрушку). посмотрите на него внимательно. скажите, какой наш мишка большой или маленький? шерсть у мишки лохматая или гладкая? а какого цвета шерсть? а глазки и носик? правильно, черного цвета носик и глазки у мишки, а шубка -коричневая. поздоровайтесь с ним.
дети здороваются, трогают его руками, рассматривают, гладят.
- (обращаясь к мишке). мишка, а почему ты не спишь? ведь сейчас зима, и все медведи должны спать в берлоге.
медведь. я уже было собрался лечь на зиму в свою берлогу, но вспомнил, что у меня нет друзей. и мне стало очень грустно. –
не грусти, мишка, мы тебе поможем найти друзей, и ты сможешь спокойно спать в своей берлоге до самой весны. посмотри, как дети умеют рисовать. у меня в руках друг для нашего мишки (показывает готовый образец). мишка, у тебя будет много друзей, таких же красивых и добрых. посмотрите, на ваших столах лежат нарисованные медведи. но рисунки не закончены. сделаем наших медведей пушистыми? сегодня кисточка будет рисовать по-особенному: станет прыгать вверх и вниз. вспомните, как мы рисовали цыплят. покажите мне без краски. вначале мишку будем закрашивать по контуру, а затем - в середине. какого цвета краску будем набирать на кисточку? правильно, коричневую - медведь ведь коричневый.
- какие у вас получились пушистые и красивые мишки! но что же мы забыли нарисовать? правильно, глазки, носик и ротик. но краска у нас пока не высохла.
давайте поиграем в игру «у медведя, во бору», а наши мишки пока подсохнут.
-чтобы нарисовать мишке глаза, рот и нос, мы возьмем тонкую кисть и обмакнем ее в черную краску. где мы нарисуем глаза у мишки? а нос и рот? (если дети затрудняются, воспитатель помогает). л
воспитатель берет игрушечного медведя.
-посмотри, миша, сколько у тебя теперь друзей. дети так старались, чтобы тебе помочь. ты теперь можешь забрать рисунки с собой и спокойно спать в берлоге до весны, а можешь оставить рисунки ребятам и, они будут тебя вспоминать, пока ты спишь. но еще мы хотели бы прочитать тебе стихотворение, которое недавно выучили.
- ну а теперь, миша, тебе пора в лес. до свидания!
дети прощаются с медведем.
перечень дидактических игр по теме проекта
дидактическая игра «чей малыш?»
задачи: закрепление умения детей правильно называть детенышей диких животных в единственном и множественном числе. развитие грамматического строя речи.
дидактическая игра «чья мама?»
задачи: закрепление умения детей узнавать и называть детёнышей диких животных, взрослых животных. обогащение словарного запаса, развитие связной речи.
дидактическая игра « раздели на группы»
(тема «дикие и домашние животные»)
задачи: уточнение и дополнение знаний детей о диких и домашних животных (внешний вид, среда обитания питание, особенности передвижения, названия детёнышей), способствование развитию связной речи.
дидактическая игра « чей домик?»
задачи: закрепление умения детей называть диких животных, называть их жилища. обогащение словарного запаса, закрепление умения правильно и четко произносить слова.
дидактическая игра « кто живет в лесу?»
задачи: активизирование в речи детей и уточнение названия диких животных, совершенствование умения узнавать их на картинке.
дидактическая игра « найди место»
задачи: формирование умения детей обращать внимание на взаиморасположение диких животных. развитие внимания, зрительной памяти. закрепление умения употреблять в речи предлоги « на» «за» «под».
дидактическая игра « чей детеныш?»
задачи: совершенствование умения детей применять в игре знания о детенышах диких животных, правильно употреблять их названия в речи в нужной форме ( например, лисят, медвежат). обогащение словарного запаса, развитие грамматического строя речи.
дидактическая игра « в гости к животным леса»
задачи: формирование умения детей различать и называть диких животных .понимать стихотворные тексты, использовать их в качестве источника информации.
дидактическая игра «расскажи, кто какой?»
задачи: формирование у детей умения подбирать прилагательные для того, чтобы охарактеризовать различных животных (медведя, лису, волка, зайца). обогащение словарного запаса детей, развитие связной речи.
дидактическая игра « кто что делает?»
задачи: развитие умения детей называть действия, которые совершают животные. обогащение словарного запаса, развитие связной речи.
дидактическая игра «кто кем был?»
задачи: формирование у детей представления о животных и их детенышах, развитие у детей правильно называть их, упражнять в употреблении падежных окончаний (лиса была лисёнком).
дидактическая игра « магазин игрушек»
задачи: развитие умения детей составлять небольшой рассказ о выбранной
игрушке (животные леса). умение описывать её внешний вид, выбирать важные отличительные признаки.
конспект занятия
по ознакомлению с окружающим миром
тема: «как животные готовятся к зиме»
программные задачи:
1.расширение представления детей о внешнем виде, об образе жизни домашних и диких животных и их детёнышей.
2.побуждение детей устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением животных с наступлением холодов - звери делают запасы на зиму, меняют окраску.
3.развитие любознательности, памяти, воображения, умение давать развёрнутые ответы, отгадывать загадки.
4.формирование интереса к окружающей природе.
5.воспитание заботливого отношения к животным.
предварительная работа:
- загадывание загадок о домашних и диких животных.
-рассматривание иллюстраций домашних и диких животных.
- чтение рассказов о животных.
- дидактическая игра «животные и их детёныши».
- беседы о животных.
- физ. минутка
- индивидуальная работа.
материал:
- карточки с изображением домашних животных.
- домик, нарисованный на ватмане.
- игрушки диких животных (заяц, лиса, медведь, белка).
- деревья и ёлки для леса.
- круги (кочки) с наклеенными кружками красного и зелёного цвета.
- мяч для дидактической игры «животные и их детёныши».
- раскраски для детей
ход занятия:
воспитатель: ребята, давайте с вами отправимся в гости к бабушке арине. (идут). я вижу уже её домик.
а вы видите?
дети: да, мы тоже видим домик.
воспитатель: ребята, давайте узнаем, кто ещё живёт вместе с бабушкой. я буду загадывать вам загадки, а вы отгадывать.
1 .мохнатенькая , усатенькая, молоко пьёт, песенки поёт? (кошка).
2.гладишь, ласкается, дразнишь, кусается? (собака)
3.голодная мычит,
сытая жуёт, детям молоко даёт? (корова)
4.я копытами стучу, стучу
я скачу, скачу.
грива вьётся на ветру, (лошадь)
(по мере отгадывания загадок выбранный ребёнок выставляет к домику плоскостную фигуру животного).
воспитатель: ребята, а какие это животные?
дети: это домашние животные. потому что они живут рядом с людьми. и люди о них заботятся.
воспитатель: правильно, это домашние животные, о них заботится человек.
- а какую пользу приносят эти животные людям?
дети: собака - сторожит дом
кошка - ловит мышей
корова - даёт молоко
лошадь - перевозит грузы
(индивидуальные ответы детей)
воспитатель: ой, ребята, а это кто? белка.
- а как она сюда попала?
- это какое животное?
- где она живёт?
дети: это белка. она живёт в лесу. это дикое животное.
воспитатель: ребята, я догадалась, она пришла за помощью к нам.
послушайте: срочно приходите, срочно помогите
нас волшебник напугал,
нас он всех заколдовал.
мы забыли кто мы есть
что нам пить, а что нам есть
выручайте, помогите и нас срочно помирите.
(жители леса)
-ребята, поможем белочке?
дети: поможем
воспитатель: давайте отправимся в лес. скажем все вместе волшебные слова:
«тропинка, тропинка ты нас проводи, пойдём за тобою,
а ты впереди»
ребята, посмотрите здесь болото, чтобы его перейти, надо пройти по кочкам только с зелёными кружками. (дети идут по кочкам через болото)
воспитатель: молодцы ребята, вот мы и в лесу.
давайте присядем на пенёчки и осмотримся, кто здесь живёт. что-то никого не видно. ребята, скажите, а какое сейчас время года? почему?
дети: ответы детей. (сейчас осень, а потом зима)
воспитатель: вот поэтому мы никого и не видим .все готовятся к зиме. давайте узнаем, кто, как готовится к зиме.
(дети загадывают загадки
«зимой белый, летом серый» (заяц)
дети: это заяц.
воспитатель: правильно заяц.
-почему так говорят - зимой белый, а летом серый?
-чем питается заяц?
дети: потому, что он поменял свою шубку серую на белую, чтобы его не было видно на снегу. заяц любит морковку, капусту.
воспитатель: да ребята, заяц поменял шубку серую на белую, чтобы его не было видно на снегу.
зимой заяц не может найти себе морковку и капусту. в сильные морозы заяц зарывается в снег, днём он спит, а ночью выходит добывать себе пищу, он обгладывает кору деревьев. заяц очень ловкий, быстро бегает, запутывая свои следы.
- а вы хотите быть ловкими и быстрыми?
дети: хотим
воспитатель: становитесь в круг.
физ. минутка
раз присядка, два прыжок (присели, подпрыгнули)
это зайкина зарядка,
а лисята как проснуться (трут глазки)
любят долго потянуться (потягиваются)
обязательно зевнуть (зевают)
ну и хвостиком вильнуть (виляют хвостиком)
а волчата спинку выгнуть (наклоняются вперёд)
и легонечко подпрыгнуть (прыжок)
ну, а мишка косолапый широко расставив лапы
то одну, то обе вместе, долго топчется на месте.
воспитатель: молодцы, садитесь на пенёчки.
(загадку загадывает следующий ребёнок)
«кто зимою любит спать, лапу бурую сосать?» (медведь)
дети: это медведь , он спит в берлоге.
воспитатель: правильно, это медведь.
-чем питается медведь?
дети: он любит ягоды, грибы, рыбу, муравьев.
воспитатель: правильно, зимой для него этой пищи нет. поэтому летом он ест много, нагуливает себе жир, а зимой делает ямку под кореньями деревьев, и засыпает её листвой, мхом, сухими ветками. он не делает запасы, а впадает в спячку в своей берлоге.
(загадывает загадку следующий ребёнок)
«носит рыжий пышный хвост
и в лесу хитрее всех, заметает след хвостом
ждёт зайчишку под кустом» (лиса)
дети: это лиса
воспитатель: правильно это лиса. она не делает запасы, и не впадает в спячку. зимой она добывает себе пищу. у неё острый слух, она слышит, как под снегом шуршат мыши. лиса разгребает снег лапками и достаёт их из под снега.
(загадку загадывает следующий ребёнок)
«кто по ёлкам ловко скачет, и взлетает на дубы
кто в дупле орехи прячет, сушит на зиму грибы?»
дети: это белка.
воспитатель: правильно, это белка.
белка уже сменила свою рыжую шубку на более тёплую серую. белка заготавливает запасы на зиму. она сушит грибы на сучьях деревьев, собирает орехи и прячет в дупло. и живёт всю зиму припеваючи.
-ребята, это какие животные?
-и что их объединяет?
дети: это дикие животные, они сами заботятся о себе. у них есть лапы, хвост, тело покрыто шерстью.
дидактическая игра «доскажи словечко»
ёж маленький ,а медведь ..... (большой)
белка зимой серая, а летом..... (рыжая)
заяц пушистый, а ёжик...........(колючий)
лиса живёт в норе, а медведь в...(берлоге)
воспитатель: молодцы ребята! всех животных мы нашли. белочка нас благодарит за помощь и дарит нам раскраски. спасибо тебе белочка.
нам пора возвращаться, скажем с вами волшебные слова 1,2,3,4,5 мы в саду опять.
вот мы с вами и в саду.
сегодня мы с вами много узнали о животных. но, у них ещё есть детёныши, вы их знаете?
дидактическая игра «назови детёнышей животных»
(воспитатель бросает мяч ребёнку и называет животного, а ребёнок называет детёныша этого животного).
итог занятия.
-ребята, о каком времени года мы говорили?
-где мы сегодня с вами были?
-с кем мы там встречались? кого видели?
-как звери готовятся к зиме, чтоб им не было холодно?
-кто из зверей впадает в спячку?
-кто запасы на зиму делает?
-что вам больше всего запомнилось?