СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект в средней группе "Кто как готовится к зиме"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проект в средней группе "Кто как готовится к зиме"»

Тип проекта: исследовательски-творческий.

Продолжительность: краткосрочный (с 4 по 8 декабря 2023 г.)

Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.

Актуальность: Живая природа - это удивительный, сложный и многогранный мир. От людей во многом зависит многообразие и численность животного мира. Чтобы решать эту проблему, человек должен иметь определённый запас естественно научных знаний. Первые элементарные представления об окружающем мире, в том числе и о животных организмах, человек получает уже в детстве. Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нём лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей.

Цель проекта: Формирование у детей среднего дошкольного возраста знаний о сезонных изменениях в жизни диких животных.

Задачи проекта:

1.     Дать представления о диких животных лесов России, их образе жизни, питании зверей в зимнем лесу, жилищах, о том, как готовятся к зиме животные в лесу.

2.     Обогатить словарь за счет имен существительных (дупло, берлога, логово, нора); имен прилагательных (колючий, лохматый, неуклюжий, хитрый, злой, голодный); глаголов (прятаться, охотиться, притаиться, выглядывать и др.)

3.     Воспитывать желание оказывать помощь животным.


Реализация проекта:

1 этап – подготовительный.

Воспитатели:

1. Создавать развивающую среду.

2. Организовывать работу с родителями.

4. Составлять план проекта, разрабатывать конспекты ОД.

5. Осуществлять подбор сюжетных картин, иллюстраций и художественных произведений на тему Зима для ОД, бесед, игр с детьми.

Сотрудничество с родителями:

1. Консультация для родителей

2. Домашнее задание «как звери к зиме готовятся»- консультация.

3. Изготовление книжек - малышек «Зимовье зверей».

2 этап – основной (практический).

Мероприятия по работе с детьми:

познавательное развитие:

Беседы:

«Дикие животные».

«Чем питаются дикие животные».

«Где живут животные».

«Как помогают люди зимой животным».

«Как животные готовятся к зиме».

«Повадки животных».

«Зачем животным мех?».

Загадки о  диких животных

речевое развитие:

Составление описательного рассказа по картине «Зимовье зверей»

Рассматривание иллюстраций, сюжетных картин

• Серия «Зимние забавы»

• Серия «Зимние праздники»

• Серия «Звери зимой»

• Серия «Художники о зиме»

Рассматривание сюжетных картин «Зимний пейзаж», «Зимний лес».

Чтение рассказа Бианки «Как звери к зиме готовятся»

Чтение Н. Сладков «Как медведь сам себя напугал», «Лесные шорохи», «Загадочный зверь»

Чтение В. А. Сухомлинский «Как Ёжик готовился к зиме»

Чтение Е. Чарушин «Волчонок» (Волчишко), 

А.Блок «Зайчик» Стихотворения о животных.

А. Прокопьев «Белка».

социально-коммуникативное развитие:

Сюжетно-ролевые игры

«Зоопарк», «Цирк».

Дидактические игры:

«Зимние запасы», «Подготовь зайку и белочку к зиме»

 Лото-ассоциация:

«Кто где зимует?»

Подвижные игры: «Мишка», «У медведя во бору»,  «Хитрая лиса», «Волк и заяц».

Пальчиковые игры: «Есть у каждого свой дом», «Ежик», «Белка».

Игровые упражнения «Снежинки кружатся», «Поймай снежинку».

Музыка:

  • «Зимняя сказка»

  • «Кабы не было зимы…»

  • «Весёлая зима»

  • «Новогодний ветер»

  • «Раз морозною зимой»

  • «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик», муз. П.И. Чайковского

3 этап – заключительный.

  1. Оформление фотоотчёта по теме проекта.

  2. Коллективная работа «Зимняя сказка».


Предполагаемый продукт.

1. У детей сформируются знания о диких животных, об их жизнедеятельности в зимний период.

2. Расширятся знания детей о среде обитания, о повадках, особенностях животных.

3. Закрепятся знания о детёнышах диких животных.

4. Появится интерес к жизни животных, чувство заботы, желание помочь животным.

5. Возникнет эмоционально положительное отношение к диким животным.

конспект беседы

«как животные готовятся к зиме». средняя группа

цель:  привить детям любовь к животным, развить нравственный потенциал у детей.


задачи:

-продолжить формирование представление о подготовке животных к зиме, их приспособление к сезонным изменениям.

 -закрепление обобщающего понятия «дикие животные», развитие умения отгадывать описательные загадки о диких животных.

-закрепление знания детей о диких и домашних животных.

-расширение кругозора детей через ознакомление детей с животными.


ход занятия:

«здравствуйте ребята, сегодня мы с вами поговорим о том, как «дикие животные готовятся к зимовке»

ребятки, сейчас я вам загадаю загадки, а вы попробуйте их разгадать.

сердитый недотрога,

живет в глуши лесной

иголок очень много

а нитки не одной (еж)

косолапый и большой,

спит в берлоге он зимой.

любит шишки, любит мед.

ну-ка, кто же назовет? (медведь)

длинные ушки,

быстрые лапки,

серый, но не мышка.

кто это? (заяц)

хожу в пушистой шубе,

живу в густом лесу.

в дупле на старом дубе

орешки я грызу (белка)

ответы детей (ёж, медведь, заяц, белка)

воспитатель: ребята молодцы все загадки вы отгадали, а ответьте мне пожалуйста,

-как мы всех этих животных назовем одним словом? (если не могут ответить, задаю наводящие вопросы).  например: ребята, а где они живут? какие домашние животные вы знаете? а почему они домашние? каких диких животных вы знаете? правильно ребята, назовем мы всех этих животных дикими. какие же вы умные.

наступила поздняя осень: грустная, дождливая и холодная.  не за горами и зима. у животных леса самая тяжелая пора наступает зимой.

они мерзнут и не могут добыть себе пищу.

ребята, а вы знаете, как звери  готовятся встретить зиму?

ответы детей (меняют шерсть, готовят норы, берлоги, запасы на зиму)

воспитатель: звери, как и вся природа, тоже готовятся к зиме. одни будут спать до самой весны в своих домиках (медведь, еж), другие звери не спят, а делают на зиму запасы, утепляют свои норки, меняют летнюю шубку, на зимнюю.


медведь — хозяин леса.

его дом — берлога. устраивает ее мишка в укромном месте, под корягами. носит туда мох, листья. зимой снег пойдет и сверху накроет берлогу, ее и видно не будет совсем.

медведи едят орехи, ягоды, корешки, рыбу, личинок разных. едят и накапливают жировой слой. в ноябре медведь забирается в берлогу и погружается в сон. спят медведи беспокойно. если их что-то потревожит, они могут бросить свою берлогу и сделать другую.

в берлоге у медведя рождаются малыши — медвежата, 1-2. они очень маленькие.

лисы и волки.

эти хищники зимой не спят. они тоже меняют свой наряд, утепляются. у зверей начинается линька, а потом отрастает густой мех, который помогает выдержать холода.

волки зимой объединяются в стаи, охотятся на кабанов, зайцев, косуль.

лисы охотятся в сумерках или ночью, ловят мышей, зайцев и птиц. подкрадываются к добыче, бросаются неожиданно на нее, хватая острыми зубами. лиса нюхает снег и ищет мышей.

дом лисицы? (нора).

дом волка? (логово).

еще один житель  леса - белка.

летом этот зверек носит рыженькую шубку, а зимой становится серой.

где живет белка? (в дупле)

как белка готовится к зиме?

летом делает запасы: собирает грибы, орехи, прячет их в лесную подстилку, дупло. грибы нанизывает на ветки.

гнездо белка делает на высоких соснах и елях. белки в спячку не впадают, но в сильные морозы могут в дупле заснуть.

ёжик.

рано осенью ежик готовит домик для зимовки — норку. носит в нее листья, мягкий мох. у ежей осенью еды мало: трудно находить лягушек, ящериц и червей. поэтому ежик впадает в спячку.

зароется в листочки, свернется клубочком и спит всю зиму до весны, пока солнышко не начнет греть.

заяц.

зайчик к зиме меняет серую шубку на белую. зачем? чтобы его не было видно на снегу и не попался на обед хищникам.

зимой зайцы питаются ветками деревьев: осины, березы, ивы. а также грызут кору.

постоянного домика у зайчишки нет, в сильные морозы зайцы прячутся под кустами.

осенью у зайчихи появляются детки — зайчата. это происходит во время листопада. зайчат так и называют, листопадничками.

зайчиха их покормит и убегает, чтобы по запаху хищники не нашли зайчат. молока хватает на 3 дня. потом зайчиха возвращается  или прибегает чужая мама и кормит всех зайчат, даже чужих.

воспитатель: - ребята, что нового вы на занятии узнали? какие животные приходили к нам на занятие? дикие. где они живут? в лесу. какие слова мы с вами выучили? ребята, белочка и еж говорят вам большое спасибо и они вам тоже принесли подарок книгу о них, о животных.





конспект занятия

по рисованию

«мишка косолапый»

средняя группа


программные задачи.

  • формирование умения детей рисовать медведя по контуру тычком.

  • закрепление знание цвета (коричневый).

  • воспитание интереса к рисованию.

  • развитие творческих способностей.

материал.

  • образец готового рисунка медведя контур медведя на альбомном листе.

  • картинки с изображением зимнего леса со спящим медведем в берлоге.

  • большой плюшевый медведь.

раздаточный материал. нарисованный контур медведя на альбомном листе. кисти №5 и №3 на подставке; гуашь коричневая и черная; салфетка.

ход занятия.


на мольберте расставлены картинки, изображающие зимний лес. на одной из них медведь, спящий в берлоге.

- посмотрите, ребята, мы с вами волшебным образом оказались в зимнем лесу, (дети рассматривают картинки). деревья заснули, накрылись снежком. а кто это спит под снегом? да это же мишка косолапый! он живет в лесу. когда наступает зима, устраивает себе берлогу, где будет спать всю зиму до весны. к нам в гости пришел мишка (достает игрушку). посмотрите на него внимательно. скажите, какой наш мишка большой или маленький? шерсть у мишки лохматая или гладкая? а какого цвета шерсть? а глазки и носик? правильно, черного цвета носик и глазки у мишки, а шубка -коричневая. поздоровайтесь с ним.

дети здороваются, трогают его руками, рассматривают, гладят.

- (обращаясь к мишке). мишка, а почему ты не спишь? ведь сейчас зима, и все медведи должны спать в берлоге.

медведь. я уже было собрался лечь на зиму в свою берлогу, но вспомнил, что у меня нет друзей. и мне стало очень грустно. –

не грусти, мишка, мы тебе поможем найти друзей, и ты сможешь спокойно спать в своей берлоге до самой весны. посмотри, как дети умеют рисовать. у меня в руках друг для нашего мишки (показывает готовый образец). мишка, у тебя будет много друзей, таких же красивых и добрых. посмотрите, на ваших столах лежат нарисованные медведи. но рисунки не закончены. сделаем наших медведей пушистыми? сегодня кисточка будет рисовать по-особенному: станет прыгать вверх и вниз. вспомните, как мы рисовали цыплят. покажите мне без краски. вначале мишку будем закрашивать по контуру, а затем - в середине. какого цвета краску будем набирать на кисточку? правильно, коричневую - медведь ведь коричневый.

- какие у вас получились пушистые и красивые мишки! но что же мы забыли нарисовать? правильно, глазки, носик и ротик. но краска у нас пока не высохла.

давайте поиграем в игру «у медведя, во бору», а наши мишки пока подсохнут.

-чтобы нарисовать мишке глаза, рот и нос, мы возьмем тонкую кисть и обмакнем ее в черную краску. где мы нарисуем глаза у мишки? а нос и рот? (если дети затрудняются, воспитатель помогает). л

воспитатель берет игрушечного медведя.

-посмотри, миша, сколько у тебя теперь друзей. дети так старались, чтобы тебе помочь. ты теперь можешь забрать рисунки с собой и спокойно спать в берлоге до весны, а можешь оставить рисунки ребятам и, они будут тебя вспоминать, пока ты спишь. но еще мы хотели бы прочитать тебе стихотворение, которое недавно выучили.

- ну а теперь, миша, тебе пора в лес. до свидания!

дети прощаются с медведем.



перечень дидактических игр по теме проекта

дидактическая игра «чей малыш?»

задачи: закрепление умения детей правильно называть детенышей диких животных в единственном и множественном числе. развитие грамматического строя речи.

дидактическая игра «чья мама?»

задачи: закрепление умения детей узнавать и называть детёнышей диких животных, взрослых животных. обогащение словарного запаса, развитие связной речи.


дидактическая игра « раздели на группы»

(тема «дикие и домашние животные»)

задачи: уточнение и дополнение знаний детей о диких и домашних животных (внешний вид, среда обитания питание, особенности передвижения, названия детёнышей), способствование развитию связной речи.


дидактическая игра « чей домик?»

задачи: закрепление умения детей называть диких животных, называть их жилища. обогащение словарного запаса, закрепление умения правильно и четко произносить слова.

дидактическая игра « кто живет в лесу?»

задачи: активизирование в речи детей и уточнение названия диких животных, совершенствование умения узнавать их на картинке.


дидактическая игра « найди место»

задачи: формирование умения детей обращать внимание на взаиморасположение диких животных. развитие внимания, зрительной памяти. закрепление умения употреблять в речи предлоги « на» «за» «под».


дидактическая игра « чей детеныш?»

задачи: совершенствование умения детей применять в игре знания о детенышах диких животных, правильно употреблять их названия в речи в нужной форме ( например, лисят, медвежат). обогащение словарного запаса, развитие грамматического строя речи.


дидактическая игра « в гости к животным леса»

задачи: формирование умения детей различать и называть диких животных .понимать стихотворные тексты, использовать их в качестве источника информации.


дидактическая игра «расскажи, кто какой?»

задачи: формирование у детей умения подбирать прилагательные для того, чтобы охарактеризовать различных животных (медведя, лису, волка, зайца). обогащение словарного запаса детей, развитие связной речи.

дидактическая игра « кто что делает?»

задачи: развитие умения детей называть действия, которые совершают животные. обогащение словарного запаса, развитие связной речи.


дидактическая игра «кто кем был?»

задачи: формирование у детей представления о животных и их детенышах, развитие у детей правильно называть их, упражнять в употреблении падежных окончаний (лиса была лисёнком).

дидактическая игра « магазин игрушек»

задачи: развитие умения детей составлять небольшой рассказ о выбранной

игрушке (животные леса). умение описывать её внешний вид, выбирать важные отличительные признаки.



конспект занятия

по ознакомлению с окружающим миром

тема: «как животные готовятся к зиме»

программные задачи:

1.расширение представления детей о внешнем виде, об образе жизни домашних и диких животных и их детёнышей.

2.побуждение детей устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением животных с наступлением холодов - звери делают запасы на зиму, меняют окраску.

3.развитие любознательности, памяти, воображения, умение давать развёрнутые ответы, отгадывать загадки.

4.формирование интереса к окружающей природе.

5.воспитание заботливого отношения к животным.


предварительная работа:

- загадывание загадок о домашних и диких животных.

-рассматривание иллюстраций домашних и диких животных.

- чтение рассказов о животных.

- дидактическая игра «животные и их детёныши».

- беседы о животных.

- физ. минутка

- индивидуальная работа.

материал:

- карточки с изображением домашних животных.

- домик, нарисованный на ватмане.

- игрушки диких животных (заяц, лиса, медведь, белка).

- деревья и ёлки для леса.

- круги (кочки) с наклеенными кружками красного и зелёного цвета.

- мяч для дидактической игры «животные и их детёныши».

- раскраски для детей


ход занятия:

воспитатель: ребята, давайте с вами отправимся в гости к бабушке арине. (идут). я вижу уже её домик.

а вы видите?

дети: да, мы тоже видим домик.

воспитатель: ребята, давайте узнаем, кто ещё живёт вместе с бабушкой. я буду загадывать вам загадки, а вы отгадывать.

1 .мохнатенькая , усатенькая, молоко пьёт, песенки поёт? (кошка).

2.гладишь, ласкается, дразнишь, кусается? (собака)

3.голодная мычит,

сытая жуёт, детям молоко даёт? (корова)

4.я копытами стучу, стучу

я скачу, скачу.

грива вьётся на ветру, (лошадь)

(по мере отгадывания загадок выбранный ребёнок выставляет к домику плоскостную фигуру животного).

воспитатель: ребята, а какие это животные?

дети: это домашние животные. потому что они живут рядом с людьми. и люди о них заботятся.

воспитатель: правильно, это домашние животные, о них заботится человек.

- а какую пользу приносят эти животные людям?

дети: собака - сторожит дом

кошка - ловит мышей

корова - даёт молоко

лошадь - перевозит грузы

(индивидуальные ответы детей)

воспитатель: ой, ребята, а это кто? белка.

- а как она сюда попала?

- это какое животное?

- где она живёт?

дети: это белка. она живёт в лесу. это дикое животное.

воспитатель: ребята, я догадалась, она пришла за помощью к нам.

послушайте: срочно приходите, срочно помогите

нас волшебник напугал,

нас он всех заколдовал.

мы забыли кто мы есть

что нам пить, а что нам есть

выручайте, помогите и нас срочно помирите.

(жители леса)

-ребята, поможем белочке?

дети: поможем

воспитатель: давайте отправимся в лес. скажем все вместе волшебные слова:

«тропинка, тропинка ты нас проводи, пойдём за тобою,

а ты впереди»

ребята, посмотрите здесь болото, чтобы его перейти, надо пройти по кочкам только с зелёными кружками. (дети идут по кочкам через болото)

воспитатель: молодцы ребята, вот мы и в лесу.

давайте присядем на пенёчки и осмотримся, кто здесь живёт. что-то никого не видно. ребята, скажите, а какое сейчас время года? почему?

дети: ответы детей. (сейчас осень, а потом зима)

воспитатель: вот поэтому мы никого и не видим .все готовятся к зиме. давайте узнаем, кто, как готовится к зиме.

(дети загадывают загадки

«зимой белый, летом серый» (заяц)

дети: это заяц.

воспитатель: правильно заяц.

-почему так говорят - зимой белый, а летом серый?

-чем питается заяц?

дети: потому, что он поменял свою шубку серую на белую, чтобы его не было видно на снегу. заяц любит морковку, капусту.

воспитатель: да ребята, заяц поменял шубку серую на белую, чтобы его не было видно на снегу.

зимой заяц не может найти себе морковку и капусту. в сильные морозы заяц зарывается в снег, днём он спит, а ночью выходит добывать себе пищу, он обгладывает кору деревьев. заяц очень ловкий, быстро бегает, запутывая свои следы.

- а вы хотите быть ловкими и быстрыми?

дети: хотим

воспитатель: становитесь в круг.

физ. минутка

раз присядка, два прыжок (присели, подпрыгнули)

это зайкина зарядка,

а лисята как проснуться (трут глазки)

любят долго потянуться (потягиваются)

обязательно зевнуть (зевают)

ну и хвостиком вильнуть (виляют хвостиком)

а волчата спинку выгнуть (наклоняются вперёд)

и легонечко подпрыгнуть (прыжок)

ну, а мишка косолапый широко расставив лапы

то одну, то обе вместе, долго топчется на месте.

воспитатель: молодцы, садитесь на пенёчки.

(загадку загадывает следующий ребёнок)

«кто зимою любит спать, лапу бурую сосать?» (медведь)

дети: это медведь , он спит в берлоге.

воспитатель: правильно, это медведь.

-чем питается медведь?

дети: он любит ягоды, грибы, рыбу, муравьев.

воспитатель: правильно, зимой для него этой пищи нет. поэтому ле­том он ест много, нагуливает себе жир, а зимой делает ямку под кореньями деревьев, и засыпает её листвой, мхом, сухими вет­ками. он не делает запасы, а впадает в спячку в своей берлоге.

(загадывает загадку следующий ребёнок)

«носит рыжий пышный хвост

и в лесу хитрее всех, заметает след хвостом

ждёт зайчишку под кустом» (лиса)

дети: это лиса

воспитатель: правильно это лиса. она не делает запасы, и не впадает в спячку. зимой она добывает себе пищу. у неё острый слух, она слышит, как под снегом шуршат мыши. лиса разгребает снег лапками и достаёт их из под снега.

(загадку загадывает следующий ребёнок)

«кто по ёлкам ловко скачет, и взлетает на дубы

кто в дупле орехи прячет, сушит на зиму грибы?»

дети: это белка.

воспитатель: правильно, это белка.

белка уже сменила свою рыжую шубку на более тёплую серую. белка заготавливает запасы на зиму. она сушит грибы на сучьях деревьев, собирает орехи и прячет в дупло. и живёт всю зиму припеваючи.

-ребята, это какие животные?

-и что их объединяет?

дети: это дикие животные, они сами заботятся о себе. у них есть лапы, хвост, тело покрыто шерстью.

дидактическая игра «доскажи словечко»

ёж маленький ,а медведь ..... (большой)

белка зимой серая, а летом..... (рыжая)

заяц пушистый, а ёжик...........(колючий)

лиса живёт в норе, а медведь в...(берлоге)

воспитатель: молодцы ребята! всех животных мы нашли. белочка нас благодарит за помощь и дарит нам раскраски. спасибо те­бе белочка.

нам пора возвращаться, скажем с вами волшебные слова 1,2,3,4,5 мы в саду опять.

вот мы с вами и в саду.

сегодня мы с вами много узнали о жи­вотных. но, у них ещё есть детёныши, вы их знаете?

дидактическая игра «назови детёнышей животных»

(воспитатель бросает мяч ребёнку и называет животного, а ребёнок называет детёныша этого животного).

итог занятия.
-ребята, о каком времени года мы говорили?
-где мы сегодня с вами были?
-с кем мы там встречались? кого видели?
-как звери готовятся к зиме, чтоб им не было холодно?
-кто из зверей впадает в спячку?
-кто запасы на зиму делает?
-что вам больше всего запомнилось?





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!