Проект "Столовая для пернатых"
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
А.Яшин «Покормите птиц зимой»
В настоящее время проблема экологического воспитания дошкольников приобрела особую остроту и актуальность. Именно в это время происходит период становления человеческой личности. Как известно, 2017 год в России объявлен годом экологии.
В суровую зиму особое внимание в рамках экологического воспитания уделяется охране птиц. Именно пернатые друзья окружают людей круглый год, приносят радость и пользу. Для зимующих птиц естественный корм становится практически недоступным, многие птицы погибают от голода и холода.
В нашем детском саду прошла акция «Столовая для пернатых». Акция вызвала большой интерес как у воспитанников ДОУ, так и у их родителей.
Цель проекта:
Расширение знаний о жизни птиц, привлечение внимания детей и их родителей к проблеме подкормки птиц, формирование доброжелательного отношения к птицам родного края, так как они нуждаются в нашем внимании, заботе и охране.
Задачи проекта:
- воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях.
-рассмотреть роль человека в помощи птицам в зимнее время.
- сделать и развесить кормушки для птиц
- расширить знания детей, полученные при наблюдении за повадками птиц.
Итоги проекта:
Чтобы помочь птицам, дети средней группы «Улыбка» создали на своем участке «Птичью столовую» для зимующих птиц. Для этого папы оказали помощь в изготовлении кормушек. Ребята приносили различные виды корма для пернатых соседей: несоленое сало, шишки, крупы. Перед прогулкой ребята крошили хлеб и насыпали в подготовленные емкости пшено, семечки, пшено, пшеницу и т.д.
Прилетающие на участок снегири, свиристели, синицы, воробьи с удовольствием угощаются предложенным кормом.
Кроме того, в ходе непосредственно образовательной деятельности в группе «Улыбка» закреплялись представления детей о зимующих птицах: рассматривали иллюстрации зимующих птиц, создавали коллажи «Зимний лес», «Зимующие птицы», отгадывали загадки, играли в дидактические игры «Узнай птицу», «Покорми птиц», в ходе которых детям необходимо вспомнить характерные особенности зимующих птиц, какой корм они употребляют. Ребята стали легко узнавать и называть зимующих птиц, проявляют инициативу в приготовлении корма для птиц, посещающих «Птичью столовую».
Каждый ребенок вместе с папой изготовили и повесили кормушку. Часть родителей сделали кормушки у себя во дворе, а другие разместили на территории детского сада. Кормушки удобны и безопасны для птиц. Вошло в хорошую привычку во время прогулок насыпать корм в кормушки. Дети хорошо усвоили, что подкармливать птиц черным хлебом нельзя – это опасно для их жизни. Очень интересно прошла совместная деятельность с детьми на тему «Зимующие птицы». Итогом занятия стала выставка рисунков. Для родителей были изготовлены буклеты «Встреча зимующих птиц».
Птицам холодно зимой,
Птицам голодно зимой.
Кто, скажите, им поможет?
Может мы или прохожий?
Как бы ни хотелось нам, уставшим от неласкового зимнего солнца и пасмурного неба, увидеть поскорее пробуждение природы, услышать шумный птичий щебет. Но одно дело – ждать, скучая, приятных перемен, грядущих вместе с приходом марта, другое – что-то предпринимать, чтобы облегчить эти ожидания для тех, кому просто необходима наша помощь. Речь идет о птицах, о маленьких беззащитных существах, которые, конечно, смогут обойтись и без помощи человека, но будет это гораздо труднее.
Были поставлены следующие задачи:
Образовательные:
- уточнять и расширять представления детей о зимующих птицах нашего края, об особенностях внешнего вида, повадках птиц, приспособлении их к среде обитания, учить находить признаки сходства и различия;
- продолжать учить соблюдать правила композиции, аккуратно работать с пластилином, совершенствовать умение отщипывать маленький кусочек пластилина и растягивать его по силуэту снегиря.
Развивающие:
- активизировать внимание, память и мышление; развивать мелкую моторику рук, вырабатывать навыки осознанного и уместного употребления слов в соответствии с контекстом высказывания, совершенствовать диалогическую речь;
- продолжать развивать эстетический вкус, цветовосприятие, умение видеть прекрасное в окружающем мире.
Воспитательные:
- воспитывать интерес и любовь к природе родного края, формировать эмоциональную и неравнодушную личность в ребёнке, способную понять и пожалеть «братьев наших меньших»;
- вызывать стремление беречь птиц, помогать им.
С детьми реализуя проект «Покорми птиц зимой» в совместной образовательной деятельности, расширили и обогатили знания детей о зимующих птицах, их повадках, роли человека в жизни зимующих птиц. Прививали желание помогать птицам в трудное время года. Дети отгадывали загадки , читали стихи и рассказы о птицах. Играли в дидактические игры «Четвертый лишний», «Один - много», «Скажи наоборот», «Кто как голос подает» и др. На прогулках наблюдали за птицами, рассматривали птичьи следы ,выделяли особенности передвижения птиц по земле. Детьми была сделана коллективная аппликация «Столовая для птиц». Изображали птиц разными способами –рисунок, лепка. Активное участие в реализации проекта принимали родители группы: изготовление кормушек, обеспечение кормом. Итоговым совместным мероприятием родителей и детей стало распространение листовок «Поможем птицам зимой
На территории детского сада была открыта птичья столовая - составлено меню для синиц, снегирей и воробьев. Наши папы показали мастерство столяров в изготовлении кормушек. А мамы с детьми - отнеслись творчески, расписывая кормушки.
После того как развесили кормушки птиц на территории сада стало больше. В холодную погоду на кормушки прилетает больше пернатых гостей, чем в тёплую, поэтому обязательно нужно подкармливать птиц, чтобы их прилетало ещё больше и следить за кормушками. Мы определили, что на территорию площадки действительно прилетают снегири, воробьи, синицы, чёрный ворон и сороки. Больше всего на кормушки прилетало воробьёв. При анализе наблюдений мы выяснили, что синицы прилетали в те кормушки, в которые мы клали кусочки сала и семечки, а воробьи в любую кормушку, снегирь же прилетал в удалённые кормушки с семенами и ягодами рябины. Таким образом, мы подтверждаем, если постоянно подкармливать зимующих птиц то, тем самым мы помогаем им пережить холодный период года, когда птицам сложно добывать корм из–под снега, и сохраняем их численность.
Воспитатели предложили родителям совместно с детьми изготовить кормушки для птиц. На что родители охотно откликнулись. Дети принесли кормушки, и охотно рассказывали о том, как они их с родителями делали.
После того как кормушки были установлены, воспитатель с детьми с удовольствием начали кормить птиц, наблюдать за ними. Каждый день добавляя в кормушки разный корм. Выходя на прогулку наблюдали с детьми за птицами, а они так привыкли к нам, что не обращали на нас ни какого внимания и продолжали своё вкусное занятие.
Дети через беседы, различные познавательные занятия, дидактические игры и наблюдения узнали очень много о птицах, живущих в нашей местности.
В нашей группе) за время проведения акции был реализован образовательный проект «Покормите птиц зимой». В результате проведенной работы дети получили много новой информации о птицах, которые зимуют рядом с нами, узнали о жизни птиц, их различиях, повадках, об особенностях обитания в зимний период. Но главный результат проекта - это усвоение детьми того, что наши пернатые друзья не смогут перезимовать, если мы не будем им помогать.