Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 8 «Звёздочка»
Проект по экологическому воспитанию
для детей средней группы
«Огород круглый год »
Разработчик проекта
воспитатель
Пархомова
Надежда
Анатольевна
ст. Егорлыкская
Тип проекта: краткосрочный, практико-познавательный, игровой.
Участники проекта: дети, родители, воспитатели.
Возраст детей: средняя группа.
Срок реализации проекта: февраль, март
Актуальность: влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Многие родители даже не подозревают, что зелёное царство начнёт вызывать огромный интерес у ребёнка, если взрослые научать наблюдать за растениями, видеть в зелёном ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослого дошкольник может понять, что жизнь растений зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребёнок будет сочувствовать и ухаживать.
Проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях, на формирование знаний об уходе за растениями, на осознание детьми значимости овощей в жизни человека.
Ещё древние греки говорили, что садовая терапия поднимает настроение, повышает жизненный тонус, способствует нормализации всех жизненных процессов в организме, то есть улучшает здоровье человека.
«Огород на подоконнике» - это, в первую очередь, трудовая деятельность детей, способствующая усвоению детьми навыков ухода за растениями.
Ознакомление с разными видами растений – это развитие и познавательной сферы детей, общего кругозора.
Совместное взаимодействие в процессе трудовой деятельности со взрослыми и сверстниками способствует развитию коммуникативных навыков.
Красота природных объектов формирует эстетический вкус.
Таким образом, «огород на подоконнике» - это интересное и полезное занятие, которое не только помогает детям лучше узнать жизнь растений, но и проявить разнообразные личностные качества.
Цель проекта:
Создание условий стимулирующих интерес к исследовательской деятельности, вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию культурных огородных растений в комнатных условиях.
Задачи:
Расширить знания детей о культурных и дикорастущих растениях.
Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (перец, лук, цветы, овес);
Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.
Способствовать развитию творческих способностей у детей; поощрять разнообразие детских работ, вариативность.
Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений(полив, взрыхление, прополка сорняков)
Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в рисунке.
Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.
Развивать познавательные и творческие способности.
Предполагаемый результат:
1. Дети узнают о условиях роста и жизни растений: лук, фасоль,горох, огурцы, редис, морковь.
2. Познакомятся с орудиями труда (лейка, садовая лопатка, грабельки) и трудовыми действиями (рыхлить, поливать, пересаживать), материалом
( различный грунт, поддоны для рассады, семена растений)
3. У детей сформируется умение вести дневник наблюдений для фиксации изменений в огороде на подоконнике.
Этапы работы над проектом:
1. Подготовительный: определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, создание условий для организации работы в «огороде на окне», составление плана мероприятий по организации детской деятельности – 1-я недля.
2. Основной (или этап реализации проекта): проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта(беседы, опыты, эксперименты, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение) – 2-я, 3-я неделя.
3. Заключительный: подводятся итоги, подготавливается презентация, досуг «Овощи, фрукты»– 4-я неделя.
Схема реализации проекта
Фома работы с детьми | Деятельность детей | Деятельность педагога, Работа с родителями | Результат |
Социально – коммуникативное развитие: - Настольно – дидактические игры: «Во саду ли, в огороде», «Чудесный мешочек», «Овощи – фрукты», «третий лишний», «Узнай на ощупь», «Узнай на вкус», лото, домино. - Сюжетно – ролевая игра «Магазин» - Труд: «Раз, два, три, четыре, пять – огород пошли сажать», полив и прополка растений. | Расширяют знания о строении растений и роли овощей в жизни человека; формируют о первоначальных навыков бережного отношения к растительному миру; активизируют словарный запас. | Подборка игр для проведения различных видов деятельности. Беседы с детьми (выявление уровня знаний о растениях). Составление плана работы над проектом. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта. | В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые условия для роста растений. Пытается контролировать свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде. |
Познавательное развитие: Опытно-экспериментальная деятельность:- Рассматривание семян, иллюстраций - Опыт «На свету и в темноте» - Наблюдение: проращивание семян, строение растений, рост и развитие растений, вода и росток, солнце и росток. - Составление дневника наблюдений за ростом растений в огороде. | Активно проявляет желание участвовать в уходе за растениями, проявляет интерес к исследовательской деятельности в познании растительного мира. Выполняют задания самостоятельных наблюдениях. Помогать детям добывать знания. | Организация предметно – развивающей среды по теме проекта Дать понятие о том, что форма и количество семян у разных растений разное. С помощью лупы определить, что помогает перезимовать семенам Продолжать развивать умение детей правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий (воды, света, тепла) | У детей формируется интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях. |
Речевое развитие: - Чтение художественной литературы: стихи А. Максакова «Посадила в огороде»,Т. Казырина «А у нас в саду порядок», сказки К.Чуковского «Огород», О. Емельянова «Что растёт на огороде»,Дж. Родари «Чиполлино» - Загадки, поговорки об овощах и фруктах. - Составление рассказа «Как я помогаю на огороде» - Проговаривание чистоговорок : «В огороде репка», «Овощи», «Огурцы», «Горох и петухи». | Составляют описательные рассказы по картинкам, заучивают стихотворения об овощах и фруктах, развивают умение отгадывать и придумывать загадки С желанием участвует в экологически ориентированной деятельности. Эмоционально реагирует при встрече с прекрасным и пытается передать свои чувства в доступных видах творчества( рассказ, рисунок и т. п.). | Сбор необходимого материала для создания огорода. Занимается подбором нужного материала, организует образовательные ситуации (посадка культур). Консультация для родителей «Приучение ребенка к помощи». Подготовка информации для родительского уголка Организация конкурсов, выставок | Сформировалось умение самостоятельно выражать собственное мнение об увиденном и услышанном. Расширилось представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений. |
Художественное – эстетическое развитие - Раскрашивание картинок - Рисование «Загадки с грядки» - Лепка «Вылепи, какие хочешь овощи для игры в магазин». - Аппликация: «Овощи на тарелке» - Драматизация сказки «Репка» - Игры – хороводы: «Весёлый огород», «Капуста», «Огородник и воробей», «Огородник» | Изготовление атрибутов к драматизации: сюжетно-ролевой игры «На даче». Изготовления масок «овощи и фрукты» | Развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за реальными природными объектами и к практическому экспериментированию с ними. Консультация «Огород на подоконнике». | У детей сформировалось бережное отношение к растительному миру. Оформление «Огорода на подоконнике» - Фотовыставка о процессе опытной деятельности. |
Литература:
Дыбина О.В., Н.П. Рахманова, В.В.Щетинина «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников» Второе издание, исправленное. Творческий Центр «Сфера», Москва 2013.
Иванова А. И. «Экологическое воспитание и эксперименты в детском саду. Мир растений», Москва 2005г.
Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. «Мир, в котором я живу», Москва 2006г
Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста», Санкт – Петербург. Детство – Пресс 2008г.