СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект " Веселая карусель. Дымковская игрушка."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Во время развития высочайших информационных технологий, люди всё реже вспоминают культуру наших предков, теряют интерес к традициям, народному искусству. Люди не проявляют интерес к истории и традициям своей страны, не могут различать народные промыслы, родители практически не посещают музеи, лишают своих детей возможности знакомиться с музейными экспонатами, в частности с народным искусством. Многие детские сады значительно отдалены от музеев, домов детского творчества, школ искусств. Поэтому сегодня актуальной является задача прививать детям любовь к русской культуре, познакомить с её истоками, обычаями, традициями, обрядами, воспитывать патриотические чувства. А обратиться к нашим истокам помогает народное творчество: сказки, народные игры, праздники и декоративно-прикладное искусство, все это близко и интересно детям.

Просмотр содержимого документа
«Проект " Веселая карусель. Дымковская игрушка."»

ГБДОУ № 69 детский сад комбинированного вида Выборгского района г. Санкт-Петербурга


ПРОЕКТ

«Веселая карусель»

(дымковская игрушка)

Подготовлено: воспитателем группы № 5

Червановой А.В.


2018 г.


Тип проекта: познавательно-творческий

Вид проекта: групповой

Участники проекта: дети средней группы № 5, воспитатель, родители воспитанников.

Сроки реализации проекта: 1 неделя


Актуальность проекта.

Во время развития высочайших информационных технологий, люди всё реже вспоминают культуру наших предков, теряют интерес к традициям, народному искусству. Люди не проявляют интерес к истории и традициям своей страны, не могут различать народные промыслы, родители практически не посещают музеи, лишают своих детей возможности знакомиться с музейными экспонатами, в частности с народным искусством. Многие детские сады значительно отдалены от музеев, домов детского творчества, школ искусств. Поэтому сегодня актуальной является задача прививать детям любовь к русской культуре, познакомить с её истоками, обычаями, традициями, обрядами, воспитывать патриотические чувства. А обратиться к нашим истокам помогает народное творчество: сказки, народные игры, праздники и декоративно-прикладное искусство, все это близко и интересно детям.

В поисках цельности в художественно-эстетическом направлении нашего детского сада, в стремлении упорядочить представления детей в тесном сотрудничестве с родителями, я организовала проектную деятельность на тему: «Веселая карусель»


Проблема.

Определение педагогических условий, способствующих наиболее эффективному процессу развития у детей познавательно-творческого интереса к народной культуре.


Цель проекта.

Формирование у детей познавательно-творческого интереса к русской народной культуре с использованием дымковской игрушки.


Задачи:

Создание мотивации у родителей через совместную творческую деятельность с детьми.

Расширить и обобщить знания детей о дымковской игрушке путем использования вариативных форм совместной деятельности совместно с воспитателем.

Развивать у детей эмоциональное восприятие, эстетический вкус, творческие и познавательные способности.

Продолжать давать представления об элементах дымковской росписи и их символике, находящей отражение в окружающей природе.

Воспитывать у детей интерес и любознательность к этому виду народного промысла через ознакомление детей с народным творчеством.





РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА


На первом (подготовительном) этапе я произвела изучение методической литературы и информации по теме проекта; анализ имеющейся информации по теме проекта, разработка перспективного плана по теме проекта; подбор литературы о народном промысле (дымке), иллюстраций дымковских изделий и предметов ремесла, дидактических, народных игр, музыкальных произведений; подготовила презентацию для проведения занятия по познавательному развитию.

Материалы и средства реализации на данном этапе: методическая литература; художественная литература; картотека народных и дидактических игр; совместная работа воспитателя, детей и их родителей.


На втором этапе (основном) проводились различные формы совместной деятельности с детьми в интеграции практически всех образовательных областей (познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие) и самостоятельная деятельность детей. С детьми проводились беседы, непосредственная образовательная деятельность (приобщение к социокультурным ценностям, развитие речи, рисование, лепка). Я рассказывала о дымковской игрушке с использованием презентации, читала стихотворения (А. Дьяковой «Веселая дымка», М. Г. Смирновой «Дымка», В. В. Гавриловой «Индюк», «Водоноска», Л. Гулыги «Пестрый хоровод», И.В. Кадухиной «Едет дедушка Егор...»). Дети слушали потешки, с удовольствием заучивали их, а и подбирали к определенному изделию;

Подвижная игра «Эй, лошадки, все за мной» не только способствовала снятию напряжения, но и активизации детей на прогулках.

В лепке «Дымковская барыня» для подготовки руки к лепке мы использовали пальчиковую гимнастику, после обследования «на ощупь» и показа, дети лепили и пластилина дымковского козлика, украшая в технике «пластилинография».

Проводили народные подвижные игры: «Золотые ворота», «Карусель», «Шел козел по лесу…».

Коллективная работа «Веселая карусель» объединила детей, они увлеченно украшали лошадок.

В самостоятельной деятельности дети выбирали себе занятие по душе (рисование, разукрашивание, лепка, подвижные и дидактические игры.

С родителями проводились консультации в индивидуальной и групповой форме, рекомендовалась литература по народным промыслам (Дымке).




III этап (завершающий)

Совместная работа детей и воспитателя – коллективная работа «Веселая карусель», с использованием изобразительной деятельности – рисования. Родители получили информацию о тематической неделе в полном объеме и благодаря консультациям закрепляли знания детей дома.



Итоги проекта:

В ходе реализации данного проекта «Веселая карусель» предполагаемые результаты были достигнуты:

  • У детей появился устойчивый познавательно- творческий интерес к дымковской росписи;

  • В процессе ознакомления родителей с народным искусством (через рекомендации, консультации), был замечен неподдельный интерес к народному искусству;

  • На протяжении всего проекта дети с большим удовольствием и интересом принимали участие во всех видах деятельности, заучивание стихотворений и чтение потешек оказало благотворное влияние на речевое развитие.

В процессе изготовления Дымковских игрушек ребята не только продолжили знакомство с русской народной игрушкой, но и получили положительные эмоции, а изготовление коллективной работы способствовало сближению детей.


Рефлексивный компонент

Полноценное развитие ребенка-дошкольника должно осуществляться в интересной, значимой для него деятельности. Просвещение и привлечение родителей к ценностям народной культуры является важнейшей задачей в нравственно-патриотическом воспитании на современном этапе образования. При планировании и проведении данного проекта было учтено не только вышесказанное, а и принцип интеграции образовательных областей практически во всех видах совместной деятельности. Все части проекта были тесно взаимосвязаны друг с другом, что способствовало поддержанию интереса у детей на протяжении всего проекта. Каждому ребенку давали возможность участвовать в проекте. У каждого ребенка было желание участвовать в деятельности, создавать свое, в то же время, не отклоняясь от особенностей традиционной игрушки.

Воспитательно - образовательный процесс во время непосредственной образовательной деятельности был выстроен на основе создания психологического комфорта у детей, что способствовало: развитию коммуникативных навыков, избежать эмоциональной перегрузки воспитанников, удовлетворению потребности в изготовлении работ своими руками, в двигательной активности дошкольника.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что поставленные задачи реализованы.


В Дымкове, за Вяткою-рекою,

Драгоценный продолжая труд,

Не ища на старости покоя,

Мастерицы славные живут.

Красная за окнами калина,

Пароходный движется дымок,

на столе еще сырая глина,

Грубый, неоформленный комок.

За своей работою старушка

На скамейке низенькой сидит.

Глиняную вятскую игрушку

Лепит,…, нет, не лепит, а творит!

Хороша игрушка расписная!

Вся поет, бесхитростно - светла,

И видна в ней радость молодая,

Ставшего искусством ремесла







***

Наша барышня в прекрасном

В ярком платье расписном,

Краснощека, круглолица,

Полюбуйся-ка, народ!


***

Почтеннейшие господа!

Посмотрите вы сюда!

Игрушки всякие на все манеры:

Вот и барышни и кавалеры.

У барынь алые щёки и губки,

Нарядные платья и тёплые шубки.



***

Красна девица в венце

У неё румянец на лице

Собой хороша,

Стоит не дыша!



***

Посмотрите, что за конь

Ручкой только его тронь

Он с тобою вместе

Ускачет вёрст за двести.

И с хвостом и с гривой

Вот какой красивый!


***

А вот стоит козёл

На стройных ногах

Вся краса у козла в рогах!

Он качает головой

Посмотрите я какой!


***

Индя-индя-индючок!

Ты похож на сундучок,

Сундучок то не простой,

Красный, жёлтый, голубой!







Кони

Кони глиняные мчатся

На подставках, что есть сил,

И за хвост не удержаться,

Если гриву упустил.


***

Ой, люли, ой, люли!

Кони на лужок носили!

Кони удалые,

Гордые, лихие.


***

У меня есть дружок

Златогривый конюшок

Эх, свистну, гикну, прокачусь

И обратно ворочусь


Частушки

С лентами, да бантами,

Да под ручку с франтами

Мы гуляем парами,

Проплываем павами.


***

Мы игрушки знатные

Складные, да ладные.

Мы повсюду славимся,

Мы и вам понравимся.







СТИХИ, ЗАГАДКИ О «ДЫМКЕ»





Дымка.

Ели спят у большака в инее седом,

Спят деревья, спит река, скованная льдом.

Мягко падает снежок, вьется голубой дымок.

Дым идет из труб столбом, точно в дымке все кругом.

Голубые дали, и село большое «Дымково» назвали!

Гам любили песни, пляски, и в селе рождались чудо-сказки,

Вечера зимою длинны, и лепили там из глины

Все игрушки не простые, а волшебно-расписные.

Белоснежны, как березки, кружочки, клеточки, полоски –

Простой, казалось бы, узор, но отвести не в силах взор.

И пошла о «дымке» слава, заслужив на это право,

Говорят о ней повсюду, удивительное чудо!

Мы поклонимся не раз и о древней дымковской игрушке

Поведем сейчас рассказ!


Красная девица.

Девица в венце,

Румянец на лице,

Собой хороша,

Стоит не дыша.



Ах ты, девица-краса!

Тугая черная коса,

Щечки алые горят,

Удивительный наряд,

Сидит кокошник горделиво,

Она так красива.

3. Веселая Дымка.

Много сказочных мест у России,

Городов у России не счесть,

Может, где-то бывает красивей,

Но не будет роднее, чем здесь.

Возле Вятки самой Дымково - поселок,

Окаймлен лесами уголок веселый.

Лет ему за двести, триста ль миновало?

Собирались вместе мужики, бывало.


А управясь дома, бабы приходили,

С удалью знакомой пляски заводили.

Праздник отмечали - пели, не скучали...

Как-то вятичи-дружки сели в праздник у реки.

Под курами глина - слой на три аршина.

Стали шарики катать, как снежки, бывало...

Глину щупать, глину мыть - жирная, как сало


В Дымкове, за Вяткою-рекою,

Драгоценный продолжая труд,

Не ища на старости покоя,

Труженицы славные живут.

Кто-то сделал индюка - распушенные бока,

У кого-то глина стала вдруг павлином.

Кто-то вылепил синицу - сразу стало веселе!

Мастера и мастерицы появились на селе.

А. Дьяков

Пестрый хоровод.

Привезли мы глину с дальнего бугра.

Ну-ка за работу, чудо-мастера!

Я слеплю лошадушку, я ее поглажу

И седельце с бархатом на спине прилажу.

Слепим, высушим - и в печь! А потом распишем.

Будем мы игрушки «печь», печка жаром пышет.

А в печи - не калачи, а в печи - не куличи,

Не пышки, не ватрушки, в печи - игрушки!

Не кастрюли, чугуны - а лошадок табуны.

За лошадками - козел, из печи - и прыг на стол!

Вылезай скорей, медведь! В печке можно угореть.

Друг за дружкой выплывают утушек-свистулек стаи,

А за ними в свой черед - кукол пестрый хоровод.

Распишу я утушки разными цветами,

Свищет мояутушка разными ладами.

Модница-нарядница, вы куда идете,

С зонтиком и сумочкой глиняная тетя?

Поглядите, каковы! И нарядны, и новы

Расписные сани.

Медведь с гармошкой, солдат с усами,

Козел - золотые рожки да куколка в сережках.

Пестрые, яркие, славные подарки!

Лена Гулыга




«Индюк».

Вот индюк нарядный, весь такой он ладный,

У большого индюка все расписаны бока,

Всех нарядом удивил, крылья важно распустил.

Посмотрите, пышный хвост у него совсем не прост –

Точно солнечный цветок, а высокий гребешок,

Красной краскою горя, как корона у царя!

Индюк сказочно красив, он напыщен, горделив,

Смотрит свысока вокруг, птица важная - индюк!


«Водоноска».

За студеною водицей водоноска-молодица,

Как лебедушка, плывет, ведра красные несет

На коромысле, не спеша, посмотри, как хороша!

Эта девица-краса, тугая черная коса,

Щечки алые горят, удивительный наряд,

Сидит кокошник горделиво, водоноска так красива!

Как лебедушка плывет, песню тихую поет!

Вся земля дрожит.

В поле травушка-муравушка

Ничком лежит.


Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Ты подай голосок

Через темный лесок,

Через лес, через реку

Прокричи: «Ку-ка-ре-ку!»

Няня.

В кокошнике няня,

На руках Ваня,

И хорош, и пригож Ваня,

Не забудь няню, когда подрастешь.

Едет дедушка Егор...

Из-за леса, из-за гор

Едет дедушка Егор.

Сам на лошадке,

Жена на коровке,

Дети на телятках,

Внуки на козлятках.



Золотые петушки,

Елиняные зайчики,

Кони вороные,

Гривы расписные,

Всем по нраву Глиняные забавы.



Велика Россия наша

И талантлив наш народ,

О Руси родной умельцах На весь мир молва идет!

И. В. Кадухина











Загадки


  1. Веселая, белая глина, кружочки, полоски на ней

Козлы и барашки смешные, табун разноцветных коней,

Кормилицы и водоноски, и всадники, и ребята,

Собачки, гусары и рыбы... А ну назови-ка меня.

(Дымковская игрушка.)

  1. Хозяюшка, молодушка,

Что за работница! Обо всем заботится,

На всякое дело годится, что за молодица!



  1. Стоит молодушка, а с ней коровушка:

Важная, спокойная, буренушка дойная.


  1. У лошадушкиных ног - жеребенок-стригунок.

Погляди на молодца: жеребенок весь отца!


  1. Что за конь! Только тронь -

С всадником вместе ускачет верст за двести.



  1. Балалаечник на рыбе он играет неулыбе.

На нем шапка набекрень, балалайка трень да трень!



  1. В кокошнике няня, на руках Ваня,

И хорош, и пригож, скоро, Ваня подрастешь!

















«Золотые ворота»

Цель: Создание радостного настроения, доброжелательной атмосферы. Воспитание организаторских умений детей. Учить детей соблюдать правила игры.
Описание: Выбирают двух игроков (лучше, если это будут папы). Они отходят в сторону и договариваются, кто из них будет «солнцем», а кто «луной». Затем они становятся лицом друг к другу, берутся за руки и поднимают их, образуя «ворота». Затем в «ворота» проходят игроки, а сами «ворота» говорят: «золотые ворота пропускают не всегда: первый раз прощается, второй – запрещается, а на третий раз не пропустим вас!». «Ворота» закрываются при последних словах и ловят того, кто оказывается в них. Задержанного спрашивают тихонько, на чью сторону он хотел бы стать: «луны» или «солнца». Ребенок делает выбор и встает позади соответствующего игрока. Когда все играющие разделились на две группы, устраивается перетягивание, каждый участник кладет руки на пояс стоящего впереди.

Консультация для родителей

«Влияние народных промыслов «Дымка» на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста»

Получить в детстве начало

эстетического воспитания – значит

на всю жизнь приобрести чувство

прекрасного, умение понимать и

ценить произведения искусства,

приобщаться к художественному

творчеству.

Н.А. Ветлугина

Эстетическое воспитание в детском саду – это ежедневная работа во всех видах деятельности ребенка. Никакая самая прогрессивная методика не в силах сделать человека, умеющего видеть и чувствовать прекрасное.

Решение вопросов эстетического воспитания на занятиях по изобразительной деятельности не приведет к желаемым результатам. Поэтому необходимо стараться учить детей увидеть прекрасное в природе, слышать музыку, чувствовать в поэзии и в результате передавать увиденное посредством изображения.

С давних пор дошкольная педагогика признает огромное воспитательное значение народного искусства. Через близкое и родное творчество своих земляков детям легче понять и творчество других народов, получить первоначальное эстетическое воспитание.

Начинать работать по приобщению детей дошкольного возраста к народному искусству, можно обратиться к народному промыслу – дымковская игрушка, так как именно дымковская игрушка разносторонне воздействует на развитие чувств, ума и характера ребенка.

Перед началом работы нужно изучить материалы, касающиеся истории дымковской игрушки, уточнить методы и приемы, используемые при ознакомлении детей дошкольного возраста с этим промыслом и обучении их лепке и росписи.

Практический материал можно сделать самостоятельно. Это плоскостные и объемные изделия, расписанные дымковской росписью, а самое главное – нарисовать основные элементы росписи в порядке их усложнения.

Детям нужно рассказать, что самый сложный узор состоит из простейших элементов: круг, дуга, точки, горошины, прямая и волнистая линия и т.д.

Показать, как нарисовать несложный узор, затем предложить детям сделать это самим. Постепенно дети должны усвоить элементы росписи.

Знакомя детей с изделиями, надо представить каждую вещь ярко, эмоционально, используя различные сравнения, эпитеты. Все это вызовет у дошкольников интерес к народной игрушке, чувство радости от встречи с прекрасным.

Для облегчения рисования мелких округлых форм (точки, горошины) дети должны сразу же пользоваться палочкой с накрученной на конце ваткой.

Народное искусство, жизнерадостное по колориту, живое и динамичное по рисунку, реалистическое в образах, пленяет и очаровывает детей, отвечает их эстетическим чувствам. Постигая это искусство, дети в доступной форме усваивают нравы и обычаи своего народа.

Ознакомление с дымковской игрушкой оказывает большое влияние на дошкольников: способствует формированию глубокого интереса к различным видам искусства, развивает детское творчество и формирует эстетический вкус, воспитывает любовь к родному краю.

Очень точно об этом сказал В.А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончащие ручейки, которые питают источники творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, тем сложнее движения необходимы для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие рук с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».