МАДОУ № 48 «Комбинированного вида»
Педагогический проект
« Витаминки»
(краткосрочный)
Для детей 2-3 лет
Тип проекта: познавательно - исследовательский.
Разработал: Вяткина А.Н
Содержание.
Пояснительная записка
Цель и задачи
Этапы работы
Работа с родителями
Ожидаемый результат
Литература
Приложение.
Пояснительная записка.
Активная долгая жизнь - это самое важное для человека. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать жизненные основные задачи, преодолевать трудности. Каждый человек имеет большие возможности для укрепления и поддержания своего здоровья, для сохранения трудоспособности, физической активности и бодрости до глубокой старости.
В современном обществе человек имеет больше возможностей заботиться о здоровье, так как медицина предлагает самые разнообразные лекарственные препараты, которые могут помочь во многих ситуациях, но не надо забывать о пользе правильного питания.
Самой актуальной проблемой на сегодняшний день является укрепление здоровья детей.
Здоровый образ жизни немыслим без рационального разнообразного питания. Питание, как известно, является одним из факторов, обеспечивающих нормальное развитие ребёнка и достаточно высокий уровень сопротивляемости его организма к заболеваниям.
Именно в детстве закладываются основы здоровой организации жизни ребенка на будущее. Важно, чтобы у ребенка сформировалось представление об устойчивой взаимосвязи благополучия организма и питания (причем разнообразного). Необходимо каждый день находить слова, примеры, раскрывающие перед ребенком пользу (или ее отсутствие) того или иного блюда, продукта. Поэтому так важно дать детям представления о витаминах, об их пользе для здоровья человека, о содержании тех или иных витаминов в овощах и фруктах, ягодах. Не менее важно дать детям знания о культуре питания, его значимости, о взаимосвязи здоровья и питания.
Дети должны понять, что овощи и фрукты, ягоды очень полезны для здоровья, так как в них очень много витаминов, которые позволяют им лучше расти и развиваться.
В. А. Сухомлинский писал: «Я не боюсь еще раз и еще раз повторить: забота о здоровье ребенка – это важнейший труд воспитателя».
2.Цель и задачи.
Цель проекта: Дать детям первоначальные представления о здоровом питании.
Задачи проекта:
1. Формировать представления о бережном отношении к своему здоровью.
2. Формировать у детей представления об овощах и фруктах, как витаминах, полезных для здоровья.
3. Развивать умение употреблять в речи названия овощей, фруктов; познакомить с новым словом – витамин.
4. Выделить характерные признаки фруктов и овощей, обследовать с помощью зрительно – осязательно - двигательных действий.
5. Развивать творческие способности детей.
6. Воспитывать благодарное чувство к природе.
Участники: Педагоги – воспитатель группы, дети второй младшей группы, родители.
Длительность: (краткосрочный). 1 неделя
3.Этапы работы.
№ | Названия мероприятия | Участники |
I этап. Подготовительный |
1 Понедельник | Беседа: " Витамины я люблю, быть здоровым я хочу" Подбор сказок, стихотворений, потешек по теме проекта Пальчиковая игра: «Капуста» Дыхательное упр.: Подуй на листок Дидактическая игра «Фрукты и овощи» Консультация для родителей «Овощи и фрукты полезные продукты» | Воспитатели, дети и родители. |
II этап. Исследовательский |
2 Вторник | Наблюдение: «Наш огород» Рисование: «Репка» Трудовой десант: «Полив огорода» Пальчиковая игра: «Капуста» Дыхательное упр: Подуй на листок Дидактическая игра «Фрукты и овощи» | Воспитатели и дети |
3 Среда | Дидактическая игра: «Чудесный мешок» Подвижная игра «Кабачок». Лепка: «Витамины для куклы Маши» Потекши про овощи. | Воспитатели и дети |
| III этап. Заключительный | |
4 Четверг | Инсценировка сказки «Репка». Загадки Дидактическая игра «Чудесный мешочек» Подвижная игра «Кабачок». Дыхательное упр: Подуй на листок Дидактическая игра «Фрукты и овощи» | Воспитатели и дети |
5 Пятница | Развлечение «Витаминка в гостях у детей»» «Фруктовый салат » Подвижная игра «Кабачок». Стихи | Воспитатели, дети и родители. |
4. Работа с родителями.
Консультация для родителей «О пользе витаминов для детского организма»
Изготовление родителей и детей Книжки малышки « Овощи и фрукты наши друзья!»
Фотовыставка «Обедаем дома», «Мое любимое блюдо»
Осеняя выставка «Что растет у нас на грядке».
Родительское собрание на тему: «О здоровье всерьез»,
Индивидуальные консультации по профилактике ОРЗ, необходимости дневного сна;
Папка-передвижка «Здоровье – дело престижное»;
5. Ожидаемый результат.
Дети знают и называют овощи по внешнему виду, цвету, форме.
-Дети понимают, что овощи растут на огороде, на грядке.
-У детей сформированы представления о пользе витаминов.
-Развитие познавательно-исследовательских и творческих способностей детей.
-Повышение речевой активности, активизация словаря по теме «Овощи»
-Проявить желание у детей есть овощи в любом виде (сырые, жаренные, варённые).
-Привлечь родителей в реализации проекта.
6 . Список литературы.
В.Г. Алямовская «Как воспитать здорового ребенка». Москва, 1993 г.
Бочкарев О.И. «Система работы по формированию ЗОЖ». Волгоград, 2008
3. Карепова Т.Г. «Формирование здорового образа жизни у дошкольников». Волгоград, 2010
4. М.Л. Лазарев. Программа «Здравствуй». Москва. «Академия здоровья», 1997 г.
5. В.А. Деркунская «Диагностика культуры здоровья дошкольников». Москва, 2005 г.
6. Г.И.Кулик. Н.Н.Сергиенко. «Школа здорового человека». Москва. 2008г.
Приложение.
1.Хороводная игра «Есть у нас огород».
Воспитатель поет, а дети передвигаются по кругу и подпевают:
Есть у нас огород,
Там зеленый лук растет.
Вот такой ширины,
Вот такой вышины
(В круг встает и танцует ребенок с маской лука)
Есть у нас огород,
Там морковка растет…(В круг выходит ребенок в маске моркови)
Там свеколка растет…(Ребенок в маске свеклы). Можно перечислять любые овощи (на усмотрения воспитателя)
В огород мы пойдем
Хоровод заведем.
Будем петь и плясать.
Урожай наш собирать.
Дети наклоняются и собирают овощи с грядки.
2. Игра малой подвижности «Огород у нас в порядке».
В корзине у воспитателя лежат овощи.
Воспитатель: Хороший урожай мы собрали. А капуста, какая замечательная выросла.
А давайте вспомним, как все начиналось.
Огород у нас в порядке,
Мы весной вскопали грядки (имитация работы лопатой)
Мы пололи огород (наклоны, руками достать до пола)
Поливали огород (показать, как поливали)
В лунках маленьких не густо
Посадили мы капусту (присесть на корточки, обхватить руками колени)
Лето все она толстела,
Разрасталась вширь и ввысь (медленно подняться)
А сейчас ей тесно бедной
Говорит: «Посторонись!» (топнуть ногой в конце фразы)
3. Пальчиковая гимнастика «Капуста».
Воспитатель показывает детям капусту и говорит:
Вот какая у нас капуста выросла. А чтобы зимой нам ею угощаться, мы ее сейчас засолим.
Мы капусту рубим, рубим.
Мы морковку трем, трем.
Мы капусту солим, солим
Мы капусту жмем, жмем.
Попробуем как вкусно!
Ведь это же капуста!
4. Дидактическая игра «Кто быстрее соберет помидоры».
Воспитатель: Наши бабушки и мамы на зиму консервируют огурцы и помидоры. Мы с вами уже закрывали в банки красные помидоры. Но на моем огороде уродились разные помидоры: красные, желтые, есть еще и зеленые (они покраснеют). Они все перемешались в корзинке. Помогите ребята их разложить по ящикам.
Сценарий развлечения «Витаминка в гостях у детей»
Входит воспитатель, одетый в белый халат, шапочку с чемоданчиком в руках.
Воспитатель: Здравствуйте ребятки!
— Меня зовут Витаминка. И пришла я к вам не с пустыми руками, а с витаминами. Не с теми витаминами, что продаются в аптеке, а с теми, которые растут на грядках и деревьях.
Достает из своей сумки овощи и фрукты.
Витаминка: Дети, посмотрите, что это за овощ? (Показывает морковь). Она длинная и оранжевая, полезна для зрения. (отв. детей)
— А посмотрите, что это за овощ? (Достает огурец). Он зеленый, хрустящий. (отв. детей)
Витаминка: правильно. Огурец помогает работать нашему желудку, улучшает аппетит.
А что это за овощ? (достает капусту). Она нужна нам для роста, и еще в капусте много витамина С. Посмотрите она круглая, на ней много листьев.
Достает яблоко, затем баклажан. Достает следующий овощ (показывает помидор) и спрашивает у детей, что это за овощ?
Дети: помидор.
Витаминка: А какого он цвета? Ответы детей. Помидор важный овощ, он улучшает работу сердца, защищает его от болезней.
Витаминка: А у меня для ребят есть коробочки с сюрпризом.
Показывает коробочку с дырочками и предлагает детям понюхать и угадать, какой овощ лежит в этой коробочке? (коробочка из под киндер-сюрприза).
С закрытыми глазами дети нюхают и определяют по запаху овощ, который там находится – чеснок!
А в другой коробочке апельсин. Дети, так же определяют по запаху.
Витаминка: Ребятки, а вы стихи знаете про овощи или фрукты? (рассказывают стихи).
1 ребенок
Я - не птичка - невеличка.
Я - полезная клубничка.
Кто подружиться со мной -
Не простудится зимой.
2 ребенок
Я - крепкое, хрустящее,
Чудо настоящее.
Желтое и красное -
Кожица атласная.
Яблочко румяное
Детям всем желанное!
3 ребенок
Называют меня грушей.
Я скажу, а ты послушай:
Полюбите меня, дети!
Я полезней всех на свете.
Витаминка: А где растут все овощи, о которых мы сегодня говорили?
Дети: на грядке.
Витаминка: А где растут фрукты?
Дети: на дереве.
Витаминка: А чего много содержится в этих полезных для нашего здоровья овощах и фруктах?
Дети: витаминов.
Витаминка: Правильно. В овощах и фруктах много витаминов. Деткам их обязательно надо есть – тогда вы будете сильными и здоровыми, и никогда не будете болеть! А что из овощей можно приготовить?
Дети: супы, салаты … (ответы детей).
Витаминка: А соленья можно?
Витаминка: Сейчас мы тоже капусту засолим.
Пальчиковая гимнастика «Капуста»:
- Мы капусту рубим, рубим! (2 раза) (ребенок изображает рубящие движения топор, двигая прямыми ладошками вверх и вниз)
- Мы капусту режем, режем! (2 раза) (ребром ладошки водим вперед и назад)
- Мы капусту солим, солим! (2 раза) (собираем пальчики в щепотку и делаем вид, что солим капусту)
- Мы капусту жмем, жмем! (2 раза) (энергично сжимаем и разжимаем кулачки)
- Мы морковку трем, трем! (2 раза) (правую ручку сжимаем в кулачок и двигаем её вверх-вниз вдоль прямой ладошки левой руки, изображая терку ..)
Витаминка: Много мы капусты посолили. Молодцы ребята!
А загадки про овощи можете отгадать?
Летом – в огороде,
Свежие, зеленые,
А зимою – в бочке,
Крепкие, соленые.
(огурцы)
В огороде вырастаю.
А когда я созреваю,
Варят из меня томат,
В щи кладут
И так едят.
(помидоры)
Что за скрип? Что за хруст?
Это что ещё за куст?
Как же быть без хруста,
Если я … (капуста)
Витаминка: молодцы ребята! Вот теперь мы все знаем, что овощи и фрукты полезные продукты!
Давайте теперь поиграем? Я разложу на столе карточки, назову овощ, а вы найдите правильную карточку и поднимите ее . Д/И "Овощи"
Витаминка: Ребята, а еще вы хотите поиграть?
Хороводная игра «Есть у нас огород».
Воспитатель поет, а дети передвигаются по кругу и подпевают:
Есть у нас огород,
Там морковка растет.
Вот такой ширины,
Вот такой вышины
(В круг встает и танцует ребенок с маской моркови)
В огород мы пойдем
Хоровод заведем.
Будем петь и плясать.
Урожай наш собирать.
Дети наклоняются и собирают овощи с грядки.
Мне пора уходить, а за то, что вы хорошо отвечали и выполняли мои задания, я хочу угостить вас витаминами. Угощает детей яблоками. Прощается с детьми и уходит.
Анкета для родителей «Здоровое питание - здоровый ребенок»
Анкета предназначена с целью выявления знаний о правильном здоровом питании и возможность применять их в повседневной практической деятельности.
1. Как вы считаете, какая пища полезна для детей 2-3 лет?
2. Что чаще всего кушает ваш ребенок после прихода из детского сада и в выходные дни?
3. Сколько раз в день питается ваш ребенок?
4. Ужинает ли ваш ребенок перед сном, за 1 час до сна, за 2 часа до сна, не ужинает (нужное подчеркнуть) .
5. Часто ли ест ваш ребенок: (нужное подчеркнуть)
Каши (да, нет)
Яйца (да, нет)
Молочную пищу (да, нет)
Сладости (да, нет)
Жирную и жареную пищу (да, нет).
Рыбу?
6. Употребляет ли регулярно ваш ребенок: молоко, кефир, йогурт (да, нет) .
7. Сколько видов овощей и фруктов ваш ребенок съедает каждый день?
8. Какие напитки чаще пьет ваш ребенок: соки, газированную воду, кофе, компот, настой из трав, минеральную воду, чай?
9. Считаете ли вы, что пища, которую употребляет ваш ребенок, разнообразна и полезна для здоровья?
Разработала: Воспитатель
Вяткина А.Н