МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №16
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
НА ТЕМУ:
ВЛИЯНИЕ МУЛЬТФИЛЬМОВ
НА ПСИХИКУ И РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ
ВыполнилА работу: учениЦА 1 «Б» класса
ТАПЕРИНА АНАСТАСИЯ
Руководитель проекта: учитель начальных классов
Тарасова Виктория Николаевна
П. тУЛЬСКИЙ, 2018 г
Оглавление
Введение………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Влияния мультфильмов на развитие и психику детей
1.1. Как появилась мультипликация………………….....................................4
1.2 Особенности отечественных мультфильмов. . …………………………..5
1.3 Особенности зарубежных мультфильмов……. ……………….…………6
1.4 Какие опасности скрывают в себе мультфильмы……………..................7
Глава 2. Практическая часть
2.1. Анкетирование учащихся и их родителей………………………….........9
Заключение……………………………….………………………………………...… 11
Литература……………………………………………………………………………..12
Введение
Детство-это самая замечательная пора в жизни человека. Но что же с ним связано больше всего? Конечно же, мультфильмы! На них вырастают поколения!
Как–то я спросила маму, любила ли она в детстве смотреть мультфильмы. Ответ ее был утвердительным. Для них, детей 70-х, это было неординарное событие. “Мама! Мультик!” – кричали малыши. И взрослые были вынуждены бросить все дела и, поддаваясь настойчивым требованиям, смотреть вместе с детьми удивительную сказку. Она носила их по разноцветным, искрящимся волнам веселых и грустных, поучительных и загадочных, таинственных и забавных историй…
Теперь мы, их дети, смотрим мультфильмы. Это мультфильмы советского и иностранного производства. Но почему-то все больше родителей испытывают сомнения по поводу безопасности и пользы для нас иностранной мультипликационной продукции. Откуда у них гнетущее чувство тревоги, откуда подозрение, что происходит что-то неправильное и непоправимое? В своей работе я попыталась разобраться, как влияют мультфильмы на детскую психику.
Цель исследования - на основе работы с литературой и практических исследований выявить, какое влияние оказывают современные мультфильмы отечественного и иностранного производства на сознание детей, и узнать, какие мультфильмы принесут пользу ребенку.
Задачи:
Изучить литературу на эту тему
Выяснить, какие опасности скрывает в себе выдуманный мир
Провести анкетирование одноклассников, с целью выявления наиболее любимых и нелюбимых мультфильмов и их героев
Изучить, как влияют зарубежные мультфильмы на тревожность и агрессивность младших школьников
Проанализировать результаты исследований и сделать выводы
Составить памятку «Как с пользой смотреть мультфильм».
Актуальность проекта
Все дети любят мультфильмы, и я тоже никогда не откажусь посмотреть свой любимый мультфильм. Но мои родители не разрешают мне и моему младшему брату смотреть все мультфильмы подряд. Они утверждают, что есть мультфильмы, которые отрицательно влияют на наше развитие и психику. Я решила изучить данную тему и выяснить, справедливо ли это мнение.
Объект исследования: Отечественные и зарубежные мультипликационные фильмы.
Гипотеза: мультфильмы российского и иностранного производства, в которых больше добра, будут способствовать гармоничному развитию ребенка, а те, в которых много насилия, развивают у ребенка тревожность, страхи, агрессивность, низкую самооценку.
Методы исследования:
Подбор материала по теме;
Изучение специальной литературы;
Анкетирование;
Анализ полученных результатов.
Основная часть
Глава 1. Изучение влияния мультфильмов на развитие и психику детей
1.1.Как появилась мультипликация
Анимация (animation) - производное от латинского "anima" - душа, следовательно, анимация означает одушевление или оживление. В нашем кино анимацию чаще называют мультипликацией (дословно - "размножение"). Искусство анимации, как это ни парадоксально, старше самого кино, которое во многом именно ей обязано своим рождением.
Художники всех времен и народов мечтали о возможности передать в своих произведениях подлинное движение жизни. Стремление человечества запечатлеть в рисунке движение, наблюдаемое в природе и жизни, мы находим в памятниках глубокой древности. Еще в 70-е годы до н.э. Римский поэт и философ Лукреций в трактате "О природе вещей" описал приспособление для высвечивания на экране движущихся рисунков. А в XV в. появились книжки с рисунками, воспроизводившими различные фазы движения человеческой фигуры. Свернутые в рулон, а затем мгновенно разворачивавшиеся, эти книжки создавали иллюзию оживших рисунков.
В средние века также находились умельцы, развлекавшие публику сеансами движущихся картинок при помощи оптических устройств наподобие фильмоскопов, куда вставляли прозрачные пластины с рисунками.
Шли годы новых поисков, годы новых открытий... Возникла фотографическая промышленность. Открылись фабрики пластинок, фотоаппаратуры, кинопленки. Успешное развитие фотографии позволило в дальнейшем заменить в рисунки фотоснимками, а изобретение прозрачной целлулоидной ленты и рождение киноаппарата дали, большие перспективы по "одушевлению" рисунка на экране.
В январе 1926 года в Калифорнии открылась первая студия Уолта Диснея. Где рождается самый популярный рисованный персонаж в истории анимационного кино - Мышонок Микки Маус. Облик и повадки мышонка были поначалу другими. Микки Маус выглядел недобрым и язвительным. Родители юных зрителей возмущались скверным характером героя. И Дисней изменил его, сделав милым и добродушным.
С появлением звука в кинематографии для мультипликации открылись новые пути. На экран выходят первые звуковые мультипликационные картины: "Почта" по произведению С.Я.Маршака, "Улица поперек" и "Сказка про белого бычка" (реж. В.Сутеев и Л.Атаманов).
Мультфильм-мультипликация, анимация, мультипликационное кино — вид киноискусства, произведения которого создаются путем съемки последовательных фаз движения рисованных (графическая или рисованная мультипликация) или объёмных (объёмная или кукольная мультипликация) объектов.
Существует несколько версий появления первого мультфильма.
Первый мультфильм был создан в 1892 году французским художником. Первые мультфильмы представляли собой рисованные и раскрашенные от руки пантомимы продолжительностью до 15 минут. Уже тогда могло применяться звуковое сопровождение, синхронизированное с изображением.
Позднее, с появлением компьютеров, появилась и компьютерная анимация. В настоящее время, эти технологии так далеко шагнули, что неспециалисту порой сложно определить, что же он видит на экране – «живое» кино или анимированное.
1936 год - открытие студии «Союзмультфильм» в нашей стране.
Большинство мультфильмов выпускается на этой киностудии в Москве. В работе над мультфильмом принимает участие большая группа художников разных специальностей. Сначала мультфильмы были черно-белыми, а цветными они стали где-то в 70-е годы.
Мультфильмы бывают: рисованные, кукольные, пластилиновые; отечественные и зарубежные.
1.2. Особенности отечественных мультфильмов
Отечественный мультик направлен на формирование положительных эмоций, он добрый, спокойный, правильный, учит правильному поведению. Там нет насилия, зло имеет побеждаемый характер, персонажи несут в себе добро, сострадание, уважение, любовь и взаимопонимание. Они хороши тем, что в них отражается нормальная для детей картина мира. И в этой доброй картине мира существует отрицательный персонаж, который, как правило, легко перевоспитывается. И оказывается, что он такой злобный только потому, что с ним никто не дружил, его никто не любил. Для детей с проблемами общения и низкой самооценкой, они дают правильные модели поведения: как заводить дружбу, как быть хорошим товарищем, как помогать другим.
Смысл некоторых отечественных мультфильмов
Золушка", «Крокодил Гена и Чебурашка" - обретение семьи, любимого человека, друга.
"Каникулы в Простоквашино" - дружелюбие, самостоятельность, хозяйственность, дружба.
"Мама для мамонтенка" - любовь к родителям.
«Крошка Енот " – учиться быть смелым, преодоление своего страха.
1.3 Особенности зарубежных мультфильмов
Зарубежный мультфильм, только с виду кажется безобидным. В этих мультфильмах абсолютно другая картина мира. Фон, на котором происходят события мультфильма, пропитан злом и ненавистью. И только крупинки добра в виде каких-нибудь ниндзя-черепашек стараются со злом сразиться. И зло, как правило, уничтожается физически, что прямо противоположно действиям героев в наших сказках, где со злом старались бороться другими способами: его пытались перехитрить или уговорить. Почти во всех этих мультфильмах в сюжетах присутствует конфликт, драка, сражение, перестрелка, убийство, то есть, элементы агрессивного поведения и насилия. И почти все дети буквально взяты в плен мультипликацией, причем зачастую отказываются от игры — лишь бы сидеть перед телевизором.
Теперь более подробно рассмотрим героев и героинь современных мультфильмов и сериалов. Например, всем известный мультфильм «Том и Джерри» (реж. У. Ханна, Д. Барберра). Кот Том гоняется за мышонком Джерри, выбирая самые изощренные методы уничтожения бедного мышонка. А мышонок тем временем также пытается отомстить не менее бедному коту. И наверняка, дети будут делать то же самое, что делают эти два веселых и милых героя. Раз родители дали такую возможность - смотреть веселый мультфильм, значит, здесь нет ничего плохого. Значит, можно бить и шутить над теми, кто слабее. Это же разрешили смотреть родные мама и папа, которые сказками учат ребенка различать хорошее и плохое.
Признаки «неправильных» зарубежных мультфильмов:
Герои мультфильмов агрессивные и жестокие.
Мультфильмы про вредных детей и хулиганов, также же отрицательно влияют, так как часто они являются главными героями и остаются безнаказанными. Сцены, где, например, главные герои падают с огромной высоты, а упав, дальше бегут, осуществляют опасные для жизни и здоровья действия – дети могут попробовать повторить их в реальной жизни.
Уродливые и страшные герои.
Герои мультфильмов только развлекаются. Никакой полезной деятельности, в отличие от отечественных мультфильмов.
Однако, в защиту могу сказать, что и среди зарубежных мультфильмов есть и исключения – прекрасные анимационные фильмы такие как – «Белоснежка», «Бэмби», «Король Лев», несут доброе начало. Взаимоотношения матери и ребенка в животном мире показаны очень трепетно и учат уважать и любить родителей. Гибель Льва-отца в «Короле Льве» показана как трагедия, то есть дано верное представление об этом событии, заставляющее задуматься о ценности жизни.
1.4. Какие опасности скрывают в себе мультфильмы
Я выяснила, что выдуманный мир мультипликации скрывает в себе опасности. Многие психологи считают, что герои любимых мультфильмов для детей – довольно эффективное воспитательное средство, т.к. является не просто своего рода примером для подражания, но вторым по значимости авторитетом после родителей.
Мультипликационные фильмы неслучайно любимы детьми самого разного возраста. Яркие, зрелищные, образные, с одной стороны, и простые, ненавязчивые, доступные с другой, мультики, близки по своим развивающим, воспитательным возможностям сказке, игре, живому человеческому общению. Персонажи мультипликационных фильмов демонстрируют ребёнку самые разные способы взаимодействия с окружающим миром. Они формируют у малыша первичные представления о добре и зле, эталоны хорошего и плохого поведения. События, происходящие в мультфильме, позволяют повышать осведомлённость ребенка, развивать его мышление и воображение, формировать его мировоззрение.
В последние годы мультфильмы становятся все более и более приближенными к настоящей жизни: те же проблемы (деньги, экология, борьба за власть, преступления).
Почти половина иностранных мультфильмов строится по старому, проверенному принципу: завязка - кульминация - развязка. Преступление - расследование - наказание. Поэтому главные темы американских фильмов - конфликты (43%) и преступления (29%).
В мультсериале «Покемоны», в переводе – карманные чудовища, существа друг друга поражают, стремятся уничтожить. Дети, смотря на это, сравнивают себя с его героями и постепенно усваивают агрессивные модели поведения, вознаграждаемые чувством победного торжества. При многократном просмотре подобных сцен у детей создается определенная модель поведения, идет вызов агрессии. Из американских мультфильмов ребёнок узнает о том, что сила, это всемогущий аргумент и можно совершенно без последствий ударить человека по голове или убить.
В некоторых мультфильмах можно отследить неуважение, а порой и жестокость к своей семье, родителям, братьям и сестрам. Например, в «Симпсонах» практически в каждой серии герои бьют друг друга по голове, используют ненормативную лексику. Этот мультфильм направлен на внедрение неправильного поведения в семье.
Большинство современных мультфильмов:
Яркие, действие происходит очень быстро
Имеют простой, понятный сюжет, повторяющийся во всех мультфильмах
Значение речи для понимания содержания мультфильма сведено к минимуму
Озвучены мультфильмы одинаковыми голосами переводчиков
В них много агрессии
Однообразная музыка
К чему это приводит:
1. Яркость мультика позволяет легко привлечь внимание ребенка. В результате ребенку не надо прилагать усилия, чтобы научиться концентрировать внимание. Развивается неспособность к концентрации внимания, и в школе ребенок не может высидеть урок и запомнить весь материал.
2. Понятный, простой сюжет не всегда дает возможности включиться воображению, фантазии. А ведь мультики – это еще один способ развивать мышление, внимание и память.
3. В дошкольный период речь ребенка развивается наиболее интенсивно. Поэтому важно слышать правильную, красивую родную речь, слышать все интонации, чувства, передаваемые речью. Недостаток насыщенной, правильной речи может привести к отставанию в ее развитии.
4. Через мультики ребенок усваивает модели поведения, способы действий, учится, как можно добиться своего. К сожалению, часто этот способ – агрессия. По многочисленным исследованиям, у детей, которые смотрят преимущественно зарубежные мультики, наблюдается повышение жестокости и агрессивности.
Наверное, было бы не правильным делить мультипликацию на черное и белое, на “наше” и “не наше”. Бесспорно, у зарубежных мультипликаторов тоже есть хорошие ленты.
Это, например, диснеевская классика: наивный Бемби, веселая Белоснежка, трудолюбивая Золушка. Но эти фильмы редко транслируются по телевидению. И дети чаще всего смотрят мультфильмы, в сюжетах которых присутствует конфликт, драка, сражение, перестрелка, убийство, т.е. элементы агрессивного поведения и насилия. В связи с этим хотелось бы убедиться самой, как влияют "агрессивные" мультфильмы на психику детей.
Глава 2. Практические исследования
2.1. Анкетирование учащихся и их родителей
Я решила исследовать, какие мультфильмы предпочитают школьники и что о мультфильмах думают их родители. Для этого я разработала анкету и провела опрос среди своих одноклассников и их родителей. В анкетировании принимали участие 20 человек из 1 класса и 25 человек из 4 класса. Были предложены следующие вопросы:
Вопросы для детей
1. Любишь ли ты смотреть мультфильмы?
2.Какие мультфильмы ты предпочитаешь: зарубежные или российские?
Почему?
3.Назови любимый мультфильм. Почему он тебе нравится?
4.Назови нелюбимый мультфильм. Почему он тебе не нравится?
5.Как часто ты смотришь мультфильм?
А) каждый день.
Б) иногда.
В) по выходным.
Г) редко.
6.Где ты смотришь мультфильм?
А) по телевизору.
Б) по компьютеру.
В) по DVD.
Г) в кинотеатре.
Вопросы для родителей:
Какие мультики зарубежные или российский смотрит ваш ребенок?
Какие мультфильмы вы не разрешаете смотреть ребенку? Почему?
Как вы считаете, может ли мультфильм нанести вред психике ребенка? Почему?
Сколько времени ваш ребенок уделяет просмотру мультфильмов?
Как часто ваш ребенок смотрит мультфильмы?
А) каждый день.
Б) иногда.
В) по выходным.
Г) редко.
Какие мультфильмы вы могли бы порекомендовать для просмотра детям? Почему?
Анализ результатов анкеты показал, что на момент исследования наиболее
часто встречающимся мультфильмом, который смотрят дети, являются мультфильмы: «Ну, погоди», «Лунтик и его друзья», «Смешарики», «Маша и Медведь», «Три кота», «Барбоскины», «Маугли», «Простоквашино» и др.- «объясняют своими поступками, как надо относиться к окружающим, чтобы никого не обижать; интересные и смешные, добрые, герои помогают друг другу, приходят на помощь». Дети подтвердили свои ответы рисунками (Приложение 1).

На вопрос, «Какие мультфильмы не нравятся?» наиболее популярными были мультфильмы: «Монстр Хай», «Винкс», «Боб строитель», «Трансформеры», «Губка Боб», «Томас и его друзья», «Свинка Пеппа», «Леди Баг», «Симпсоны» - «страшные, герои поступают как злые и грубые персонажи; ничему не учит – из ответов детей).

На вопрос, «Какие мультфильмы вы не разрешаете смотреть ребенку? Почему?» родители ответили: мультфильмы, где нет логики (Дядя деда); где присутствует агрессия, убийство, кровь, насилие (китайские аниме); про монстров.

На вопрос «Как вы считаете, может ли мультфильм нанести вред психике ребенка?» родители ответили: если есть насилие и агрессия в мультфильме, то может нанести вред психике ребенка; если в мультфильме показана жестокость, неправильное отношение к родным и близким.

Заключение
При выполнении данной исследовательской работы я выяснила:
Отечественные мультфильмы — умные, мудрые. Они учат добру и справедливости, учат не обманывать и не предавать, излучают добро и любовь, а злодеи (совсем не страшные и по-своему обаятельные) к финалу непременно исправляются.
Мультфильмы российского и иностранного производства, в которых больше добра, а не насилия, будут способствовать гармоничному развитию детей.
Мультфильмы, в сюжете которых присутствуют элементы агрессивного поведения и насилия (конфликт, драка, перестрелка, убийство), развивают у детей тревожность, страхи, неуверенность.
Мультфильм является эффективным средством воспитания детей.
В целях просветительской работы, мною вместе с моим руководителем был проведен классный час в классе на тему: «Влияние мультфильмов на развитие и психику детей».
Исходя из этого, мы создали и распространили в школе и в садике буклет для родителей «Как с пользой смотреть мультфильмы» (приложение 2), в нем:
приведены рекомендации психологов, как выбрать мультфильмы для просмотра;
перечислены признаки «вредного мультика», от просмотра которого стоит оградить ребёнка;
предлагается перечень мультфильмов для просмотра, соответственно возрасту.
Таким образом, цель, поставленная мной в начале исследовательской работы – достигнута. Мультипликация — это даже не кино, а шире — культура. Для детей в этом искусстве сделаны шедевры, которые настраивают их на целостное отношение к миру. Роль мультипликации в процессе формирования человека колоссальна. Поэтому важно понимать, что к просмотру мультфильмов нужно относиться избирательно, они должны давать возможность размышлять, сочувствовать и сопереживать горю, радоваться победам.
Только качественные и добрые сюжеты мультфильмов помогут детям отдохнуть и развлечься, научиться чему-то новому и положительному.
Литература
1. Абраменкова В., Богатырева А. «Дети и телевизионный экран». // Воспитание школьников - 2006 г., с.28 -31
2. Аромаштам М. «Дети смотрят мультфильмы: психолого-педагогические заметки». // Чистые пруды, 2006 г., с.32
3. Большой энциклопедический словарь. М.: науч. издание «Большая Российская энциклопедия», 1998г., с.1434
4. Детская энциклопедия «Что такое? Кто такой?» М. Издательство «Педагогика», 1976г., стр.217-218
5. Шишова Т. Л. «Вред американских мультфильмов».
Интернет-ресурсы:
5. http://www.fun4child.ru
6. http://sunhi.ru
7. http://meduniver.com/
8. http://tiroz.org/istoriya-multiplikacii-kak-poyavilis-pervye-multfilmy/
П



риложение 1




Приложение 2
«Как с пользой смотреть мультфильмы»  Учитель начальных классов Тарасова Виктория Николаевна Ученица 1 Б класса Таперина Анастасия МБОУ СОШ №16 П. Тульский | Признаки «вредного мультика»: - главные герои мультфильма агрессивны, они стремятся нанести вред окружающим, нередко калечат или убивают других персонажей, причём подробности жёстокого, агрессивного отношения многократно повторяются, детально раскрываются, «смакуются». Последствием просмотра такого мультфильма может стать проявление жестокости, безжалостности, агрессии ребёнком в реальной жизни. Регулярный просмотр агрессивных телепередач 8-летними детьми является предвестником совершения ими серьёзных уголовных преступлений к 30-летнему возрасту. - отклоняющееся поведение героев мультфильма никем не наказывается. Персонажа, нарушающего общепринятые правила, никто не шлёпает, не ставит в угол, не говорит, что так делать нельзя. В итоге, у маленького телезрителя закрепляется представление о допустимости подобных форм поведения, снимаются табу, расшатываются эталоны хорошего и плохого поступка, допустимого и неприемлемого поведения. - демонстрируются опасные для жизни ребёнка формы поведения, повторять которые в реальной действительности нецелесообразно, глупо и даже просто опасно. Просмотр таких примеров для подражания может обернуться для ребёнка снижением порога чувствительности к опасности, а значит потенциальными травмами. - транслируются формы нестандартного полоролевого поведения: существа мужского пола ведут себя как представительницы женского пола и наоборот, надевают несоответствующую одежду, проявляют особый интерес к подобным себе по полу персонажам. Помните, что дошкольный возраст — это период активной половой идентификации ребёнка. - распространены сцены неуважительного отношения к людям, животным, растениям. Показано безнаказанное глумление, например, над старостью, немощностью, беспомощностью, слабостью. «Воспитательный» эффект систематического просмотра подобных мультфильмов почувствуют близкие взрослые в форме циничных высказываний, неприличных жестов, непристойного поведения, грубости и безжалостности маленького телезрителя. - используются несимпатичные, а порой даже уродливые герои. Положительные персонажи должны быть симпатичными или даже красивыми, а отрицательные — наоборот. В случае, когда все персонажи ужасны, уродливы, страшны вне зависимости от их роли, у ребёнка нет четких ориентиров для оценки их поступков. Кроме того, когда ребенок вынужден подражать, идентифицировать себя с несимпатичным главным героем — неизбежно страдает внутреннее самоощущение малыша. |  Рекомендации. Во-первых, следует отказаться от показа телевизионных передач и мультфильмов детям младше двух лет. Общение с голубым экраном не должно превышать 1,5 часов в день. Целесообразно ограничить просмотр телевизора ребёнком после перенесения тяжелой болезни, малышам с нарушениями центральной нервной системы, а также детям, пережившим стресс, невротически ослабленным, впечатлительным и внушаемым. Во-вторых, при выборе детской телепередачи или мультфильма родителям надо быть в десять раз осторожней, чем при выборе книги, потому что зрительные образы воздействуют на ребенка гораздо сильнее. С детьми нужно обязательно обсуждать содержание просмотренных фильмов, через воспроизведение последовательности событий у ребёнка складывается более ясная и цельная картинка происходящего. Не надо «перекармливать» детей никакими мультфильмами — хороший мультфильм должен быть наградой, праздником. В-третьих, никакой мультфильм не заменит живого общения ребёнка с взрослым, в котором он так нуждается. Давайте отложим дела, и уделим малышу немного нашего внимания!  |
1. Первые мультфильмы. От 2 до 3 лет. - «В лесной чаще», 1954г. - «Дедушка и внучек», 1950г. - «Снеговик-почтовик», 1955г., «Дед Мороз серый волк», 1971. - «Кораблик», 1956г., «Грибок-теремок», 1958г. - «Храбрый олененок», 1957. - «Машенькин концерт», 1949г. - «Мойдодыр», 1954г. - «Кем быть», 1948. - «Чудесный колокольчик», 1949г - «Три мешка хитростей», 1954г. - «Соломенный бычок», 1954г. - «Винни-Пух и все, все, все…», 3 серии, нач.1970х годов. - «Мама для мамонтенка», 1981г. - «Как львенок и черепаха песню пели», 1976г. Песня «Я на солнышке лежу». - «Умка», 1969г. Песня «Колыбельная медведицы». - «Песенка мышонка», 1967. Песенка «Какой чудесный день». - «Паровозик из Ромашкова», 1967г. Песенка «Поле большое, зеленый лесок». - «Палочка-выручалочка», 1962г., «Мешок яблок», 1974г. - «Котенок по имени гав», 5 выпусков, 1976-1982г., по сценарию Г. Остера. - «Хвосты», 1966 г. Сказка о том, как звери хвостами менялись. - «Заяц Коська и родничок», 1974. По мотивам сказки Н. Грибачева. - «Живая игрушка», 1982. Однажды одна маленькая девочка решила поиграть с зайчонком вместо куклы, и зайчик заболел. - «Мороз Иванович», 1981г. По мотивам русской народной сказки о прилежной и о ленивой сестрах. - «Одуванчик – толстые щеки», 1971. Как одуванчик рассмеялся. - «Беги ручеек», 1963г. История о том, как лесные обитатели спасли ручеек от жабы. - «Крошка енот», 1976г. Песенка «Улыбка». - «Муравьишка-хвастунишка», 1961г., «Путешествие муравья», 1983. - «Он попался!», 1981 г. - «Попался, который кусался», 1983г. - «Кубик и Тобик», 1984. - «Птичка Тари», 1976г. | 2. Вторая мультступенька. От 3 до 5 лет. - мультсериал «Смешарики». - «Трям! Здравствуйте!», 1980г. Песня «Облака, белогривые лошадки». И другие приключения медвежонка и ежика: «Зимняя сказка», «Осенние корабли», «Удивительная бочка». - серия «Обезьянки»: «Гирлянда из малышей», «Как обезьянки обедали» и другие, 1980-90х годов. - «По дороге с облаками», «Клад», «Подарок для слона», 1984г. - «Ушастик и его друзья», 6 серий, кукольный, 1979-1982г. О приключениях зайчонка Ушастика. - серия фильмов «38 попугаев», кукольный, 1976-1991 г. - «Кто сказал мяу», кукольный, 1962г. - «Приключения Хомы», 1978 г., «Раз горох, два горох», 1981. - «Цветик-семицветик», 1948г. По мотивам сказки В.Катаева. - «Гадкий утенок», 1956. Экранизация сказки Г.-Х. Андерсена. - «Варежка», кукольный, 1967г. - «Топчумба», кукольный, 1980г. - «Необыкновенный матч», 1955г., «Старые знакомые», 1956. - «Малыш и Карлсон», 1968г., «Карлсон вернулся», 1970г. - «Маугли», 1973г. (5 частей) - серия фильмов «Трое из Простоквашино», 1978-1984г. - «Бременские музыканты», 1969г. «По следам бременских музыкантов», 1973 г. Песня «Ничего на свете лучше нету» и другие.  | Третья мультступенька. От 5 лет. Когда ребенку начинают нравиться полнометражные сказки. «Приключения Буратино», 1959г.. Экранизация сказки А. Толстого. - «Дюймовочка», 1964г. Экранизация сказки Г.-Х. Андерсена. - «Снегурочка», 1952г. По мотивам пьесы А. Островского. - «Двенадцать месяцев», 1956. По пьесе-сказке С. Маршака. - «Снежная королева», 1957г. Экранизация сказки Г.-Х. Андерсена. - «Царевна-лягушка», 1954г. По мотивам русской народной сказки. - «Тайна третьей планеты», 1981г. По мотивам повести К. Булычева «Путешествие Алисы». - художественные фильмы-сказки. 4. Другие - «Ну, погоди!», 1989-1993г. - Сказки Уолта Диснея: «Принцесса-Лебедь», «Барби и Щелкунчик», «Барби и Лебединое озеро» «Король лев», «Русалочка», «Красавица и чудовище». - Циклы классических мультфильмов Уолта Диснея: Том и Джерри, Микки Маус, пес Плуто, Гуффи и Дональд Дак.  |
18