СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект «Вместе - дружная семья!»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект для детей старшего дошкольного возраста

Просмотр содержимого документа
«Проект «Вместе - дружная семья!»»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Журавушка»







Проект

«Вместе - дружная семья!»















г. Черногорск 2019-2020








Актуальность: Семья всегда стоит на первом месте у каждого человека. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.

Проведя, анкетирование среди своей старшей группы – выяснилось, что не все дети знают о своей семье, кем работают их родители и бабушки с дедушками, о семейных праздниках и традициях. Как изменить такое положение?

С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка мы начали работу с анкетирования «Сотрудничество детского сада и семьи». На основе собранных данных мы анализировали особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработали тактику своего общения с каждым родителем. Это помогло нам лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности, создать доверительный, доброжелательный коллектив родителей для сотрудничества.

















Тип проекта:

информационно-практико-ориентированный, творческий.

Вид проекта:

Групповой.

Участники:

Дети 5 - 6 лет, воспитатели группы, родители.

Продолжительность: Долгосрочный (с сентября по май).



Цель:

Разработать систему мероприятий по вовлечению родителей в единое воспитательно- образовательное пространство «Детский сад-семья», с целью повышения активности родителей в жизни группы и улучшения детско-родительских отношений.

Задачи:

*довести до родителей истину - право и обязанность воспитания их детей принадлежит им самим;

*воспитать у родителей чувство уверенности в своих силах;

*пополнить знания родителей о воспитании детей общедоступными научными сведениями;

*повысить психолого-педагогическую культуру родителей в вопросах всестороннего развития детей дошкольного возраста;

*оказать помощь в управлении собственным поведением и поведением детей;

*обучать родителей общению с детьми;

*вовлечь родителей в орбиту педагогической деятельности, заинтересовать в воспитательно-образовательном процессе как необходимости развития собственного ребёнка;

*познакомить детей с историей семьи, с семейными традициями, праздниками;

*формировать интерес к познанию истории своей семьи.

*воспитание действенной любви детей к родителям.


Ожидаемые результаты:

Реализация проекта позволит достигнуть положительных результатов для всех участников.

Педагоги повысят свой профессиональный уровень в вопросах:

*изучения особенностей семьи;

*неформального отношения с семьями воспитанников;

*умение ставить конкретные задачи в работе с каждой семьёй (с учётом возраста родителей, образования, культурного уровня и взглядов на воспитание) и выбирать адекватные формы и методы работы;

*совершенствуют свои коммуникативные навыки;

*сформируется умение устанавливать тесные деловые контакты педагога и семьи;

*освоят интерактивные формы повышения педагогической компетентности родителей.

Родители:

*повысится психолого - педагогическая компетентность;

*улучшатся детско-родительские отношения ;

*активизируется участие в реализации детских тематических проектов;

*сформируется интерес родителей к себе как к педагогам-воспитателям.

Воспитанники:

*сформируются знания о истории своей семьи, семейных традиций,

праздников, участия в них.

*сформируется действенная любовь к членам семьи;

*повысится самооценка.


Стратегия достижения поставленных целей

  • Методы:

  • -групповое или индивидуальное консультирование;

  • -просмотр родителями занятий и режимных моментов;

  • -привлечение семей к участию в различных формах совместной с детьми;

  • -анкетирование;

  • -опрос;

  • -беседы с членами семьи;

  • -наблюдение за ребёнком (спонтанное или целенаправленное);

  • анализ детских рисунков и рассказов на заданную тему

  • фиксация действий ребёнка в течение дня

  • Формы:

  • -ежедневные непосредственные контакты во время, когда родители приводят ребёнка в детский сад и забирают его домой;

  • -неформальные беседы о детях или запланированные встречи с родителями, воспитателями или специалистами с целью обсуждения достигнутых успехов независимо от конкретных проблем;

  • -ознакомление родителей с информацией, подготовленной специалистами и воспитателями, об их детях;

  • -посещение родителями учреждения для наблюдения ими деятельности детского сада, чтобы увидеть, как занимается их ребёнок («Недели открытых дверей для родителей»);

  • -решение вопросов, касающихся детей (на заседаниях родительского комитета)

  • -участие в праздничных и досуговых мероприятиях детского сада, совместная деятельность с детьми;

  • - участие родителей в образовательном процессе, проведение открытых НОД , бесед. диспутов, дискуссий по проблемам воспитания детей;

  • -продолжение работы по обучению детей, которую ведут педагоги дома;

  • -оказание помощи в воспитании и уходе за ребёнком;

  • -привлечение родителей к оформлению групповых комнат.

  • Принципы взаимодействия:

  • -общность взглядов, средств, методов;

  • -взаимное доверие;

  • -открытость;

  • -целенаправленность;

  • -плавность;

  • -дифференцированный подход к работе с учётом многоаспектной специфики семьи;

  • -взаимоуважение и доброжелательность.




ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ

1 этап – организационный (сентябрь).

Цель: Мониторинговые, диагностические исследования и определение перспектив. Установление партнёрских отношений педагогов, родителей, детей,  создания единого социокультурного пространства. Составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий.

На первом этапе был разработан паспорт проекта, определялась его цель и основные задачи. Были определены  участники проекта. В ходе реализации группового проекта  участниками были воспитанники старшей  группы, педагоги и  родители . Были определено содержание проекта, разработано перспективное планирование по работе с детьми, составлен  план взаимодействия с родителями и педагогами.

2 этап -  практический (октябрь - апрель)

Цель: Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между взрослыми и детьми построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным. Формировать у детей интерес к своей семье,  сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи.  Привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми, к активной созидательной воспитательной практике по возрождению семейных традиций.

Второй этап – это непосредственно реализация самого проекта, в рамках которого велась работа по трем направлениям: работа педагогов с детьми,  работа детей и родителей, работа педагогов  и родителей. С детьми  проводили занятия  по проекту, была организована совместная  и самостоятельная деятельность детей по ознакомлению с семейными ценностями. Корни связывают его с родным домом и ближайшим окружением. Поэтому необходимо установить тесное взаимоотношение с родителями воспитанников. Для этого была организованна работа, которая включала в себя проведение ряда консультаций для родителей, а так же родительских собраний по теме проекта, целью которых  было объяснить актуальность, важность проводимой работы по духовно- нравственному воспитанию детей в ДОУ, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, заинтересовать их и сделать своими союзниками.

Вся работа по проекту строилась по темам: «Моя семья», «Члены моей семьи», «Наши имена и фамилии», «Родительский дом - начало начал», «Мой папа Защитник Отечества», «Моя мама», «Профессии моих родителей», «Мы помощники».



Реализация проекта.


Виды совместной деятельности


Развитие речи

Составление рассказов на тему: «Моя семья», «С кем я живу», «Хорошо у нас в саду…», «Мои папа, мама, бабушка, дедушка», «Мамины, бабушкины руки», «Моя комната», « Мое любимое занятие», «Мой лучший друг», «Чем я люблю заниматься в детском саду и дома», «Каким я хочу стать», «Мамин портрет»,

« Как я помогаю дома»

Беседы: «Моя семья», «Моя родословная», «Что означает мое имя?», «Наши праздники в детском саду»

Сотворчество детей и родителей по темам проекта.

Коммуникативные игры: «Я расту…», «Назови ласково», «Пустим имя по ветру»,«С днем рождения».


Познавательное развитие

НОД: «Моя семья», «Профессии», «Мое имя», «Наши права и обязанности», «Моя Родина», «Мой город – Черногорск»? «Наши имена», «Герб моей семьи», «Кем я могу гордиться в своей семье», «Семейные праздники и традиции».

Тематические беседы: «Права и обязанности в семье», «Моё имя», «Кем работают мои родители?», «Моя дружная семья», « История семьи», «Традиции моей семьи», «Папа мой лучший друг», «Любимый отдых членов семьи», «Наши выходные», «Как я помогаю дома», «Имена, отчества, фамилии и их значение», «Домашний адрес, квартира, моя комната», «Мой родной город».

Экскурсия по детскому саду: «Что хорошо, что плохо?»

Составление плана квартиры, комнаты, группы, детского сада, участка.

Подбор фотографий на тему «Моя семья».

Создание альбома: «Мой Черногорск», «Моя семья», «Наша группа- день за днем»

Рассматривание семейных фотоальбомов

Знакомство с профессиями родителей.

Пословицы и поговорки о семье.

Дидактические игры, направленные на формирование доброжелательных отношений

« Добра желай - добро наживай».


Чтение художественной литературы

Чтение произведений С. Капутикян, Р. Гамзатова, Ю. Яковлева, Н. Носова, А. Барто, С. Маршака, В. Осеевой, К.Д.Ушинский «Лекарство», В.Катаев «Цветик – семицветик» Пермяк «Для чего руки нужны», С.Чёрный «Когда никого нет дома», А.Майков «Внучка», О. Осеева «Честное слово», «Просто старушка», Я. Аким «Моя родня», «Кто кому кто?», А. Барто «Перед сном», М. Бородицкая «Ждем брата», О. Липатова «Я люблю свою сестричку», Л Толстой «Отец приказал сыновьям», «Дед и внук», Ю. Коваль «Дед, баба и Алеша», И. Ищук «У деда Вани», М. Яснов «Вот как я семью нарисовал»Е.Благинина «Посидим в тишине». «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси – лебеди», ненецкая сказка «Кукушка», Морозко.

Заучивание стихотворений Э.Успенского «Если был бы я девчонкой», Л. Квитко «Бабушкины руки», Г. Виеру «Не мешайте мне трудиться», Е. Благининой «Вот так мама».

Загадки на тему: «Семья», «Родной дом», «Детский сад».

Обсуждение прочитанного материала

Социально-комуникативное

Социализация

Сюжетно-ролевые игры: «Дом», «Семья», « Детский сад», «Кто работает в детском саду?», «Профессия моих родителей», «День рождения».

Игры – драматизации, игры –инсценировки « Три мамы», «Сказка для мамочки»

Дидактические игры: «Что такое хорошо, что такое плохо?», «Мои хорошие поступки», «Как мы живем в детском саду», «Моя семья, моя родословная», «Дарю подарки», «Мое имя», «Права детей», «Моя комната», «Найди предметы».

Выпуски семейной газеты « В здоровом теле – здоровый дух».

Создание альбомов: «Моя семья», «Моя родословная», «Что означает мое имя?», «Наши праздники в детском саду»


Труд

  • Посильная трудовая деятельность дома: заправить постель, протереть пыль, полить цветы, пропылесосить, поддерживать порядок в своей комнате и т.д.

  • Дежурство по столовой, по занятиям, труд в природном уголке, на участке, хозяйственно-бытовой труд, ручной труд.

  • Трудовые поручения в группе и дома.



Безопасность

  • Беседы: «Правила безопасного поведения», «Как устроено наше тело?», «Это вредная еда», «Микробы и мыло».

  • Дидактические игры: «Опасно – неопасно», «Полезна и вредная еда».

  • Совместно с детьми разработать правила чистюли.

  • Составление правил безопасного поведения на улице, в группе, дома..

  • Развлечение «Сказка о зубной щетке».

  • Игровая ситуация «Помогаем маме…» Соблюдение правил безопасности при организации труда.

  • Игра-тренинг «Я потерялся».



Художественно-эстетическое

Художественное творчество

  • Рисование на темы: «Мой дом», «Мамин портрет», «Моя семья», «Выходные в семье», «Семейные праздники», «С кем я живу», «Портреты членов семьи», «Как я с мамой или папой иду домой из детского сада»

  • Рисование по шаблону карандашами «Моя рука - моя семья»

  • Рисование праздничных открыток мамам, папам.

  • Изготовление подарков для родителей, приглашений, открыток для членов семьи.

  • Оформление выставок: «Моя семья», «Мой детский сад».

  • Изготовление поделок к « Дню семьи»

Музыка

  • Слушание и исполнение песен о семье и её членах.

  • Разучивание народных песен, танцев, игр, хороводов


Физическое развитие


  • Создание условий для подвижных игр и игровых упражнений с пособиями и атрибутами физкультурного уголка

  • Подвижные игры, хороводные и народные игры, игровые упражнения

  • Утренняя гимнастика, гимнастика после дневного сна

  • Физкультурный досуг: «Мама, папа, я – спортивная семья»

Здоровье

  • Изготовление методического пособия «Сто шагов к здоровью»

(комплекс игр по здоровью и безопасности, викторины, проблемные ситуации по закреплению и сохранению здорового образа жизни)

  • Создание папки - ЗОЖ (памятки, консультации, занятия, пословицы, поговорки, загадки, перспективный план мероприятий)

  • Педагогическая гостиная «В здоровом теле – здоровый дух»


Создание условий для самостоятельной деятельности детей

Книжный центр:

  • Предметные картинки, художественная литература по теме «Семья»

  • Тематические альбомы: «Мой город», «Моя семья», «Люди разных народов»


Центр сюжетно-ролевых игр:

  • Создание предметно-развивающей среды и совместное изготовление атрибутов для игр: «Семья», «Больница», «Строители», «Салон красоты», «Супермаркет», «Дом мод»


Центр продуктивной деятельности:

  • Материалы и инструменты для рисования, лепки, аппликации и художественного труда.


Взаимодействие с родителями

  • Анкетирование: «Семья глазами ребенка», «Мой стиль воспитания в семье», «Права и обязанности детей», «Общение в семье», «Сотрудничество детского сада и семьи»

  • Родительские собрания

  • Рассказы родителей о своей профессии.

  • Консультация «Мама, папа, я – счастливая семья или незабываемый выходной», «Помогаем детям вместе», «Искусство быть родителем», «Нам традиции важны», «Родословная – старинная русская традиция», «Семья и семейные традиции», «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому», «Характер ребенка зависит от нас»

  • Беседы: «Зачем человеку детство», «Знаете ли вы своего ребенка», «Ребенок –наше зеркало», «Семья и детский сад- два института»

  • Папки – передвижки : «Это интересно», По совету всему свету»

  • Дни открытых дверей: «Приходите в гости к нам, будем рады всем гостям»

  • Создание альбомов «Моя семья»

  • Конкурс «Герб моей семьи»

  • Персональная выставка «Самая заботливая мама»

  • Фотовыставка «Семья вместе и душа на месте», «Мамы разные нужны», «Как мы играем дома», Любимое блюдо моей семьи», «Роль отца в воспитании детей», « С физкультурой мы дружны», «Наша жизнь день за днем»

  • Выставки : «Мир семейных увлечений» (создание коллекций тканей, фантиков, пуговиц, значков, открыток), «Наши бабушки рукодельницы»

  • Семейный досуг: «Папа, мама, я – спортивная семья», посиделки «А без бабушек и дедушек, что за семья», «Мамин день», «Наша группа - дружная семейка», КВН «Книга в кругу семьи»

  • Развлечение :«Вечер дружной семьи», «День рождение только раз в году», «Широкая масленица», «Про семью, про дружную - всем такую нужную» (В стихотворной форме дети рассказывали о семейных традициях, как почитали и уважали на Руси, как распределялись обязанности между членами большой семьи.

  • Акция «Пусть прогулка станет интересней» ( Строительство снежного городка, приобретение и изготовление атрибутов для игр на прогулке)

  • Акции «Птичья столовая», «Посади дерево»

3 этап- заключительный (май)

Цель: Анкетирование родителей и диагностика уровня форсированности сопричастности  детей к семейным традициям и ценностям семьи. Анализ и подведение итогов работы.


Продукты проектной деятельности:

Создание семейных и групповых альбомов:

  • «Наша дружная семейка»

  • «Наша жизнь день за днем»

Фотовыставки:

  • «Когда семья вместе, то и душа на месте»

Совместный досуг «Папа, мама, я – дружная семья»

Создание и обогащение предметно-развивающей среды



Оценка результатов:

Я считаю, что главным критерием эффективности данного проекта стала активность родителей во всех мероприятиях, проводимых в рамках данного проекта, а также полнота и прочность знаний детей о традициях своей семьи и своего народа.

А для этого нужно выстраивать отношения взаимного сотрудничества и взаимопомощи, чтобы цепочка Детский сад-ребенок-семья, стал треугольником, в котором нет острых углов, а есть хорошо налаженная взаимосвязь.

Вывод:

Семья и детский сад два воспитательных феномена, каждый из которых по - своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Только в гармоничном взаимодействии детского сада и семьи можно компенсировать и смягчить друг друга.

Для нас это стало возможным только благодаря объединению сил и сотрудничеству. Мы убедились, что "Вместе весело шагать по просторам", на которые мы идем с детьми очень здорово. Постепенно ушли непонимание, недоверие родителей.

Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели.

Мы не останавливаемся на достигнутом, продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель - воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек - таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!