МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «ЛЕСНАЯ ПОЛЯНА»
ПГТ. НОВЫЙ УОЯН
Проект
«
Вместе - дружная семья!»
(Проект по взаимодействию с родителями воспитанников в рамках реализации годовых задач (старший дошкольный возраст)
Проект «Вместе дружная семья»
Годовые задачи детского сада
1.Развитие творческих и коммукативных способностей детей по средствам театральной деятельности.
2. Взаимодействие ДОУ и семьи через организацию родительского клуба
В нашей работе перед собой мы поставили цели:
Развитие творческих способностей детей, развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность.
Выстроить подлинное доверие и партнёрство с семьёй на основе диалогической стратегии сотрудничества воспитателей и родителей.
Осознанное включение родителей в единый, совместный с нами педагогами процесс воспитания ребенка позволяет значительно повысить его эффективность. При этом создание единого пространства развития ребенка невозможно, если педагоги и родители будут оставаться в неведении относительно планов и намерений друг друга.
Поэтому у нас возникла необходимость разработки проекта «Вместе дружная семья» , который станет ориентиром, как для педагогов, так и для родителей.
Проект «Вместе дружная семья» строится на основе документов, регламентируемых и регулирующих их деятельность (типовое положение о ДОУ, устав образовательного учреждения, родительские договоры).
Проект состоит из введения, обоснования ее актуальности, основных направлений работы и выработки стратегии по взаимодействию с семьей в целях повышения педагогической культуры родителей, формирования партнерских отношений с семьей, строящихся на принципах гуманизма, дифференцированного, адресного и личностно - деятельностного подходов.
Название проекта | «Вместе дружная семья» |
База создания | МБДОУ «Лесная поляна», группа «Родничок» |
Комплектование |
По продолжительности | Долгосрочный (сентябрь – май) |
По количеству участников | Коллективный , групповой (дети, родители, воспитатели) |
Тип проекта (по приоритетному методу – по целевой установке) | Информационно – практико - ориентированный, исследовательский, творческий (участники проекта собирают информацию, реализуют ее, результаты оформляют в виде фото отчета) |
Актуальность. В настоящее время тема взаимоотношения педагога с родителями очень актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения. Привлечение семьи к жизни детского сада, группы, а так же к правильному воспитанию детей требует от воспитателя особого такта и внимания.
Совместная работа педагога с родителями помогает им стать единомышленниками и помощниками друг другу. Поэтому, необходимо привлекать родителей к мероприятиям, которые способствуют их совместной деятельности с детьми.
Вовлечение родителей в сферу педагогической деятельности, их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе совершенно необходимо для их собственного ребенка.
Объект исследования.
Семья. Семейные ценности.
Предмет исследования.
Семья.
Цель. Вовлечение родителей в орбиту педагогической деятельности и их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе
Цели – ориентиры для педагогов:
Воспитание уважения к детству и родительству;
Взаимодействие с родителями для изучения их семейной микросреды;
Повышение и содействие общей культуры семьи и психолого-педагогической компетентности родителей;
Оказание практической и теоретической помощи родителям воспитанников через трансляцию основ теоретических знаний и формирование умений и навыков практической работы с детьми;
Установление доверительных и партнерских отношений с родителями;
Объединение усилий для развития и воспитания детей;
Повышение педагогической культуры родителей в вопросах развития и воспитания детей;
Привлечение взрослых к совместной деятельности с детьми.
Цели – ориентиры для родителей (семьи воспитанников):
Совершенствование взаимодействия взрослого и ребенка.
Формирование позиции сотрудничества, умения организовывать и осуществлять детскую деятельность.
Наполнение жизни семьи созидательной энергией.
Задачи.
Активизировать, обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях
Формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями.
Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между взрослыми и детьми построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным.
Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.
Предполагаемый результат:
Дети
Проявлен интерес к новому, неизвестному в окружающем мире.
Сформированы положительные взаимоотношения между детьми и родителями.
Овладение универсальными предпосылками учебной деятельности.
Сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности, креативные и театрализованные возможности детей.
Родители
Установлены партнёрские взаимоотношения с педагогами группы.
Развит творческий потенциал при совместной творческой деятельности.
Проявлена заинтересованность родителей к проведению совместных творческих мероприятий с детьми и педагогами группы.
Повысилась педагогическая компетентность родителей, уверенность в собственных педагогических возможностях.
Педагоги
Созданы все условия для сотрудничества педагогов и родителей, подобран наглядный и информационный материал, информированность в разных вопросах воспитания детей.
Определены оптимальные пути взаимодействия в воспитательном влиянии на ребенка.
Новизна и результативность проекта
Новизна — формирование нового типа взаимодействия детского сада и семьи, характеризующая доверительными отношениями педагогов, специалистов с родителями и помогающие корректно влиять на воспитательную позицию семьи.
Результативность — активное участие и заинтересованное отношение родителей ко всему, что делают педагоги, авторитет педагогов среди родителей.
Риски:
- трудность привлечения родителей к участию в мероприятиях ДОУ и группы, особенно из проблемных семей.
- участие одних и тех же семей в организуемых мероприятиях в рамках проекта.
Основные направления работы
Организационно-посредническое
вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада; участие в работе педагогического, попечительского совета ДОУ, родительских комитетах и других объединениях родителей, взаимодействие с общественными организациями;
Информационно-просветительское
обеспечение родителей информацией о ДОУ и документацией, регламентирующей деятельность ДОУ; организация работы с коллективом родителей; индивидуально-педагогическая помощь; использование разнообразных средств актуальной информации для родителей;
Организационно-педагогическое
вовлечение родителей в совместную с детьми и педагогами деятельность, участие в досуговых, оздоровительных мероприятиях, оказание посильной помощи ДОУ.
Основные принципы проекта
Принцип активности и сознательности – участие всего коллектива ДОУ и родителей в поиске современных форм и методов сотрудничества с семьей;
Принцип открытости и доверия – предоставление каждому родителю возможности знать и видеть, как развиваются и живут дети в детском саду;
Принцип сотрудничества — общение «на равных»; совместная деятельность, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения;
Принцип согласованного взаимодействия — возможность высказывать друг другу свои соображения о тех или иных проблемах воспитания;
Принцип воздействия на семью через ребенка – если жизнь в группе эмоционально насыщена, комфортна, содержательна, то ребенок обязательно поделится впечатлениями с родителями.
Теоретическая значимость заключается в разработке содержания, методов и форм, которая предусматривает поэтапную организацию приобщения детей к семейным традициям, повышению интереса к ценностям семьи и участия родителей в совместных мероприятиях.
Направления деятельности:
1. Просветительское (представление информации для повышения психолого-педагогической культуры родителей);
2. Практически-действенное (повышение заинтересованности родителей в выполнении общего дела, проявлении творческих способностей, полноценном эмоциональном общении
Этапы реализации проекта:
1 этап – организационно-диагностический (сентябрь).
2 этап - формирующий (сентябрь - апрель)
3 этап - обобщающий (май).
Этапы реализации:
1 этап - организационно - диагностический (сентябрь).
Цель: Мониторинговые, диагностические исследования и определение перспектив. Установление партнёрских отношений педагогов, родителей, детей, создания единого социокультурного пространства. Составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий.
На первом этапе будет разработан паспорт проекта, определится его цель и основные задачи. Будут определены участники проекта. В ходе реализации группового проекта участниками должны быть воспитанники подготовительной группы, педагоги, родители и воспитатели. Будет определено содержание проекта, разработано перспективное планирование по работе с детьми, составлен план взаимодействия с родителями.
2 этап - формирующий (сентябрь-апрель).
Цель. Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в группе, где взаимоотношения между взрослыми и детьми построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным. Формировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи. Привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми, к активной созидательной воспитательной практике по возрождению семейных традиций.
Второй этап - это непосредственно реализация самого проекта, в рамках которого будет идти работа по трем направлениям: работа педагогов с детьми, работа детей и родителей, работа педагогов и родителей. С детьми ведутся занятия по проекту, будет организована совместная и самостоятельная деятельность детей по ознакомлению с семейными ценностями.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Корни связывают его с родным домом и ближайшим окружением. Поэтому необходимо установить тесное взаимоотношение с родителями воспитанников. Для этого будет организованна работа, которая включает в себя проведение ряда консультаций для родителей, а так же родительских собраний по теме проекта, целью которых будет объяснить актуальность, важность проводимой работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей в ДОУ, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, заинтересовать их и сделать своими союзниками.
3 этап - обобщающий (май).
Цель. Анкетирование родителей и диагностика уровня сформированности сопричастности детей к семейным традициям и ценностям семьи. Анализ и подведение итогов работы.
Третий этап включает в себя презентацию проекта. Организация выставки творческих работ детей. Праздник ,посвященный Международному дню семьи. (15 мая) Презентация семейных альбомов ,сделанных детьми. Видеопрезентация: « Счастливая семья-это…» (с использованием ответов детей и семейных рисунков)
Технологии, используемые для реализации проекта:
Личностно ориентированного обучения и воспитания. Это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. Личностно-ориентированное обучение исходит из признания уникальности субъектного опыта самого воспитанника, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой, в частности, в познании.
Развивающего обучения. Позволяет выращивать в ребенке творческие способности и потребность в творчестве, ориентирует ребенка на самоопределение и самоактуализацию, поддерживает личностное развитие ребенка.
Индивидуального обучения. Воспитание и обучение с учётом индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка позволяет создать комфортные условия для занятий. Дети выполняют работу в удобном для них индивидуальном темпе. Кроме того, данная технология позволяет наиболее эффективно развивать навыки самостоятельной работы у дошкольников.
Информационно-коммуникационные. В современном мире при всенарастающем потоке информации не обойтись без применения информационно-коммуникационных технологий. На занятиях в совместной деятельности часто применяются мультимедийные презентации, музыкальное оформление, организуются видеопросмотры.
Развития творчества. Творческий процесс делится на четыре фазы: подготовка, созревание идеи, озарение и воплощение. Помогает формировать и развивать у воспитанников способности к импровизации, применять полученные навыки в новых условиях, искать нестандартные решения.
Игровая. В результате освоения игровой деятельности в дошкольном периоде формируется готовность к общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности ученья. Дети познают жизненные и семейные ценности - играя.
Проблемно - поисковая. Предполагает создание под руководством воспитателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Проектная. Одна из современных интерактивных технологий обучения. Формирует у дошкольников навыки планирования совместной деятельности, проектирования. Способствует самоорганизации, учит делать выбор и принимать решения. Вместе учиться не только легче, но и интереснее.
Формы работы с детьми:
Беседы; занятия; рассматривание семейных альбомов, картин, иллюстраций; выставки детских работ по проекту в ДОУ; дидактические и сюжетно-ролевые игры по теме «Семья»;; заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью; творческая речевая деятельность; развлечения; конкурсы; изготовление семейных альбомов; видео- просмотры, театрализация.
С родителями.
Наглядная пропаганда; беседы и консультации; родительские собрания, встречи в семейном клубе, анкетирование ,праздники семейные ,семейные мини-проекты.
Методы и приемы:
1. Методы, повышающие познавательную активность дошкольников:
- метод сравнения.
- элементарный анализ.
- метод моделирования и конструирования.
- метод проектной деятельности.
- метод вопросов - постановка вопросов детям; воспитание умения и потребности задавать вопросы, грамотно и четко их формулировать.
- метод повторения – важнейший дидактический принцип, без применения которого не будет прочности знаний в воспитании чувств.
2. Методы, направленные на повышение эмоциональной активности детей при усвоении знаний:
- игровые приемы – повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств.
- сюрпризные моменты и элементы новизны – эмоционально настраивают ребенка на познание, обостряют желание ребенка разгадать секрет или просто порадоваться.
3. Методы и приемы, способствующие установлению связи между разными видами деятельности:
- прием предложения и обучения способу – воспитатель не только эмоционально рассказывает о семье, человеке, но и должен вызвать желание у детей самим попробовать свои силы в исследовании.
- беседа – является связующим звеном.
4. Методы коррекции и уточнения:
- повторения, упражнения, наблюдения, экспериментирование – позволяет выяснить, что и как поняли дети в содержании сообщаемых им знаний, и помочь в правильном понимании этих знаний.
- метод обобщенного ответа на вопрос: индивидуальная беседа, сравнительный анализ, оценка, разъяснение, совместный поиск выхода из ситуации, обсуждение способа действия.
Механизм оценки результатов
Методика изучения уровня активности, психолого-педагогической культуры родителей.
Метод отслеживания
-учёт участия родителей в различных мероприятиях
— наблюдения
— беседы
Метод отслеживания
— анкетирование
— индивидуальные беседы
-тестирование
Метод отслеживания
-использование листов самооценки (Л.М. Денякина).
— тестирование
— моделирование игровых и проблемных ситуаций
-мониторинг взаимодействия в системе «ДОУ –семья»
Результативность:
Внедрение проекта обеспечило оптимальные условия для изучения детьми своих традиций, возрос интерес к семье, ее прошлому и настоящему. У детей появилось желание быть похожими на близких людей в делах, поступках. Проявилось эмоционально – положительное отношение к своей семье, гордость за свою семью, бережное отношение к семейным реликвиям. Чаще стало возникать желание реализовать знания о прошлом семьи в собственной деятельности (рассказы, рисунки, предъявление семейных реликвий).
Самореализации родителей как субъектов образовательной деятельности, возможность конструктивного сотрудничества педагогов с семьями воспитанников, создание благоприятного микроклимата в детско-родительском коллективе.
Проект способствовал:
Активизации и обогащению педагогических знаний и умений родителей.
Повышению психолого-педагогической культуры родителей.
Развитию креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности.
Созданию системы занятий и совместной деятельности: «ребёнок - педагог» и «ребёнок - родитель» по данной проблеме.
Оснащению предметно - развивающей среды в группе.
Эффективность включенности родителей в деятельность группы определяют следующие показатели:
сформированность представлений о сфере педагогической деятельности, т.е. наличие представлений о педагогической деятельности в целом, специфике работы с детьми в дошкольном учреждении, деятельности воспитателя; возможных результатах деятельности детей;
степень проявления интереса к активному включению в планирование воспитательно-образовательного процесса;
владение необходимыми умениями и навыками воспитания и обучения детей.
Эффективность сотрудничества родителей и педагогов обусловлена:
положительной установкой сторон на совместную работу;
осознанием ее целей и личностной заинтересованностью;
совместным планированием, организацией и контролем за жизнедеятельностью детей;
свободой выбора участников деятельности.
Перспектива дальнейшего развития проекта: опыт деятельности по данному проекту может быть рекомендован для работы в дошкольных образовательных учреждениях Северобайкальского района и республики Бурятия.
Фотоматериалы по проекту