СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Вода -источник жизни"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка проекта "Вода-источник жизни". 

 Актуальность темы: в том, что вода является главным компонентом для жизнедеятельности окружающего мира, животных и людей, поэтому данная тема нуждается в изучении.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Вода -источник жизни"»

МБОУ «Большаковская средняя общеобразовательная школа»









Исследовательский проект

по теме

«ВОДА – ИСТОЧНИК ЖИЗНИ»





Выполнили учащиеся 4Б класса:

Иванченко Маргарита

Никитина Варвара

Шадриков Арсен

Шабалина Ксения

Штамбокас Кирилл

Алексевичус Алексей

Руководитель проекта:

Куприщенко О.Г.



П. Большаково

2023











Оглавление

Оглавление…………………………………………………………………………...2

Введение……………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретическая часть

1.1 Что такое вода?.................................................................................................... 4

1.2 Значение воды в природе……………………………………………………….4

1.3 Роль воды в жизни человека……………………………………………………5

1.4 Экология воды…………………………………………………………………..6

Глава 2. Практическая часть

2.1 Результаты опроса………………………………………………………………7

2.2 Эксперимент. Определение качества воды с помощью тестера. ……………11

2.3Результаты исследования……………………………………………………………………….12

Заключение.………………………………………………………………………...12

Список источников и литературы………………………...………………………13

Приложенние……………………………………………………………………….14































Введение



Нет на Земле напитка лучше,

чем стакан чистой холодной воды. В. Песков

Вода – краса природы! Эту красу мы видим повсюду: и в тихой речке, подернутой туманом, и в глубине озера, по которому белыми корабликами плывут лебеди, и в синем море, где режет волны быстроходный корабль.

Эта краса и в тонкой струйке воды, которой мы умываемся. Она и в облаках, бегущих по безбрежному воздушному океану. И в грибном дождике, напоившем влагой каждый кустик. А что если бы не было воды? Об этом даже подумать страшно. Не было бы дождя, снега, высохли бы реки, моря, озера, сгорели бы травы и деревья. Значит, не было бы рыб, птиц, животных и человека. Не было бы жизни на Земле.

Вода – это не просто обычная жидкость. Это самое распространенное вещество в природе и главная составная часть всех живых организмов. Сколько воды на Земле? Много или мало? Землю иногда называют «Голубой планетой». Оказывается, вода покрывает 70% поверхности Земли. Это много. Ученые подсчитали, что 97% всех запасов воды на планете Земля приходится на соленые воды морей и океанов. И только 3% водных запасов – пресная вода. А это очень мало.

В природе ею заполнены чаши океанов, моря, озера, реки, болота. Есть и искусственные водоемы – пруды, водохранилища и каналы. Она есть также и в глубине Земли, и в ее атмосфере. Она постоянно совершает круговорот в природе. Когда солнце нагревает поверхность Земли, вода превращается в пары и попадает в атмосферу. Когда вода в атмосфере охлаждается, она образует облака. Затем некоторое количество этой воды вновь выпадает на Землю в виде дождя.

Тема: «Вода – источник жизни»

Актуальность темы: в том, что вода является главным компонентом для жизнедеятельности окружающего мира, животных и людей, поэтому данная тема нуждается в изучении.

Цель исследования: доказать, что вода является источником жизни.

Задачи:

  1. Проанализировать информацию о воде и узнать важность воды для живых организмов.

  2. Узнать, сколько воды на Земле и какая она бывает в природе.

3.Проанализировать влияние качества воды на здоровье человека.

Гипотеза: «Если не будет воды на земле, то не будет и жизни».

Объект исследования: вода.

Предмет исследования: качество воды и ее свойства.

Методы:

  1. Сбор информации из разных источников;

  2. Анализ;

  3. Наблюдение;

  4. Эксперимент;

Глава 1. Теоретическая часть

1.1 Что такое вода?

Вода – самая загадочная жидкость на Земле. Она состоит из водорода и кислорода. Ее химическая формула Н2О. Вода — необыкновенный, единственный минерал, который бывает в твердом, жидком и газообразном состоянии.   Это самое распространенное вещество в природе и главная составная часть всех живых организмов.

Так, большое значение в жизни природы имеет, например, тот факт, что вода обладает высокой теплоемкостью. Поэтому в ночное время, а также при переходе от лета к зиме вода остывает медленно, а днем или при переходе от зимы к лету так же медленно нагревается, являясь, таким образом, самым главным регулятором температуры на земном шаре.

Интересны, например, такие характеристики, как температура кипения – + 100 градусов Цельсия, а замерзания воды – 0 градусов Цельсия.

Чистая вода представляет собой бесцветную прозрачную жидкость. Издавна известны и другие свойства воды. Замораживание воды сопровождается не сжатием (как у других жидкостей), а наоборот – расширением. Затвердевая, вода становится менее плотной – поэтому лед плавает, а не тонет.

Под влиянием притяжения Луны и Солнца происходят периодические поднятия и опускания поверхности морей и океанов — приливы и отливы.

Некоторые из свойств воды имеют значение для формирования климата и рельефа нашей планеты, жизни животных и растений. Если бы не эти свойства, живые организмы не могли бы сохранять температуру своего тела, усваивать питательные вещества. Иными словами, если бы не особые свойства воды, жизнь на планете Земля в современной ее форме была бы просто невозможна!

1.2 Значение воды в природе

Вода - является самым распространенным веществом на нашей планете, ведь она покрывает около 70% Земли. Она содержится в реках, озёрах, болотах, морях и океанах, а также глубоко под землёй. В атмосфере также находится вода, например, в облаках, каплях дождя, снегу, тумане и росе.

Все живые существа состоят из воды: животные – на 75%, морские обитатели – на 80%, моллюски – на 99%. Большинство овощей имеют в своем основном составе воду: огурцы — 96%, помидоры – 95%, яблоки – 85%, картофель – 76%. Рекордсменом по содержанию воды среди пищевых культур является арбуз, он на 97% состоит из воды. Тело человека на 60–70% состоит из воды. Человеческий организм так устроен, что с возрастом он теряет влагу. В младенческом возрасте, показатель уровня содержания воды составляет 85% всего тела. С возрастом коэффициент наполненности водой уже становится 85–70%. У пожилых людей уровень насыщенности влагой снижается до 70–50%. Вода – это не просто вещество, заполняющее свободное пространство в организме. С водой в организм поступают все необходимые для жизни элементы и выводятся из организма ненужные, отработанные отходы. Поэтому организм постоянно нуждается в пополнении воды.

Воду необходимо беречь. На нашей планете, к сожалению, есть места, где воды не хватает людям, и они погибают без нее. Воду нужно экономить. Нельзя оставлять воду дома включенной, текущие краны надо вовремя ремонтировать.

Необходимо каждому из нас – людей – изменить своё отношение к воде, иначе через несколько десятков лет мы можем остаться без чистой пресной воды. Надо бережно относиться к имеющимся водоёмам, охранять их, содержать в чистоте берега, сажать деревья для укрепления берегов, строить очистные станции.

1.3 Роль воды в жизни человека

Человеку необходимо выпивать как минимум 1,5 литра воды в сутки.

Вода не только содержится в организме, но она также осуществляет жизненно важные процессы в нашем теле:

  1. Вода участвует в регуляции температуры тела – при повышении температуры с поверхности тела вода испаряется в большом количестве, тем самым охлаждая её.

  2. Нашему организму нужна «канализация», именно вода вымывает все отходы жизнедеятельности из клеток и межклеточного пространства.

  3. Водой осуществляется доставка питательных веществ по организму (глюкозы, кислорода и др.)

  4. Вода увлажняет все ткани внутренних органов, делая мышцы эластичными, суставы и связки гибкими и подвижными. Увлажнение кожи придает ей гладкость и красивый здоровый блеск.

  5. Вода регулирует процесс пищеварения: только в растворе (в жидком состоянии) возможно взаимодействие пищеварительных соков и ферментов с пищей в желудке и кишечнике.

Нормы потребления воды человека зависят от веса тела (чем больше вес человека, тем больше воды надо пить), затрат энергии, климатических условий и состояния организма. В течение дня в организме взрослого человека теряется до 3,5 литров жидкости (в процессе потоотделения, дыхания и мочевыделения). Поэтому, нам нужно постоянно пополнять запас чистой воды.

Недостаток воды тяжело переносится организмом. Обезвоживание способствует развитию многих болезней. Важно научиться прислушиваться к своему организму, и тогда он сам подскажет, когда и в каком количестве нужно употреблять воду. Человек ощущает сильную жажду, когда теряет 2% воды от массы своего тела. Если потерять до 10%, то начнутся галлюцинации, а потерю 12% можно восстановить только с помощью врача. Сокращение воды в организме на 20% приводит к неминуемой гибели.

Вода хозяйственно-бытовая не менее важный фактор в жизнедеятельности человека:

- питье и приготовление пищи;

- личная гигиена;

- мытье посуды;

- поливка цветов и домашние питомцы;

- промышленность и производство.

Итак, мы убедились, что вода играет огромную роль в жизни каждого человека и природы в целом.

1.4 Экология воды

Борьба с загрязнением окружающей среды – одна из важнейших проблем современности. Вода, которую мы потребляем, должна быть чистой. Все чаще мы слышим о вреде водопроводной воды, а кипяченую воду называют «мертвой». По телевизору, радио, в газетах, везде призывают пользоваться фильтрами для воды или покупать воду в бутылках (бутилированную). Что же произошло?

Жидкие отходы производства, сбрасываемые в реки, отравляют все живое и представляют опасность для людей, если попадают в водопровод. Попавшие в воду удобрения могут вызвать бурный рост сине - зеленых водорослей, поглощающих из воды кислород, отчего другие растения и животные гибнут.

Одним из распространенных загрязнителей водоемов являются вещества, которые используются в качестве моющих средств. Они способствуют образованию опухолей. Исследователи утверждают, что эти вещества покрыли слоем пены многие европейские реки. Их обнаруживают даже в питьевой воде. Они не поддаются очистке. Поэтому ученых стараются их заменить. Загрязнения воды вызывают ухудшение состояния здоровья.

Какую пить воду, чтобы быть здоровым и крепким?

В природе вода никогда не встречается в чистом виде. Она несет большое количество различных элементов и соединений. После постройки колодца, да и любого другого источника водоснабжения, необходимо провести исследования качества и состава воды для определения пригодности ее к использованию и потреблению.

Примеси различного происхождения значительно влияют на качество питьевой воды. К ним относятся соли, металлы, растворимые органические вещества. От этих веществ зависят запах и вкус воды. Кроме того, многие из них могут нанести вред здоровью человека или животного, привести к сбоям в работе бытовой техники. Чтобы определить, насколько опасна вода для использования, применяют специализированные приборы.

Глава 2. Практическая часть

2.1 Результаты опроса

Чтобы узнать, какие напитки пьют большинство учащихся, нами проведено анкетирование. В анкетировании приняли участие 40 учащихся начальной школы. Вопрос анкеты звучал так: «Какие напитки вы предпочитаете?

На данный вопрос дали ответ:

а) Обычную воду - 7

б) Газированные напитки- 13

в) Сок-13

г) Компот-10

Самыми популярными оказались газированные напитки и соки.

Любите ли вы пить воду?

А) Да – 37

Б) Нет -3

На вопрос Какую воду вы пьёте?

а) Сырую воду - 4

б) Кипяченую воду-8

в) Профильтрованную воду-17

г) Бутилированную воду из магазина-9

д) Затрудняюсь ответить-4


Как вы считаете пригодна ли для питья сырая вода, которая течет из наших кранов?

а) Да - 25

б) Нет -15

Используете ли вы дома фильтр для очистки воды?

а) Да -23

б) Нет -17

Влияет ли вода на здоровье человека?

а) Да - 34

б) Нет-6

Приносят ли пользу газированные напитки?

а) Да -3

б) Нет-37

Мы изучили теоретический материал о всех видах воды, которую употребляют учащиеся. И вот, что мы узнали.

Водопроводная вода.

Прежде, чем попасть к нам в кран, на водоочистительных станциях воду подвергают воздействию хлора, в результате чего она очищается, но образуется много других веществ, вредных для человека. Этот процесс называется хлорированием воды. В воде присутствуют химические элементы, газы, органические и неорганические вещества. Кроме того, в воде может содержаться песок, ил, ржавчина, частицы глины.

Важно знать, что существует несколько показателей качества пресной природной воды: жёсткость, кислотность, цвет, вкус, запах, мутность.

Вода с большим содержанием кальция и магния называется жесткой, с малым содержанием – мягкой. В нашей стране существуют определенные стандарты, которым должна соответствовать питьевая вода. Схема очистки водопроводной воды состоит в следующем: отстаивание, фильтрация через слой песка, обработка ультрафиолетовыми лампами, хлорирование.

Кипячёная вода.

Для того, чтобы получить оптимальную степень очистки воды, её надо кипятить. Но долго кипятить воду нельзя, т.к. концентрация солей, содержащихся в ней, возрастает и такую воду лучше не использовать.

Большое количество солей в воде может привести к камнеобразованию у людей, которые её употребляют. Камни могут образовываться в почках, желчном пузыре.

Различают три стадии кипения: начальная стадия (образуются первые пузырьки), "белое" кипячение (из глубины появляется большое количество пузырьков), третье кипение - вода бурлит вовсю. В последней стадии вода теряет свои лечебные свойства и считается перекипевшей, поэтому кипятить воду надо до второй стадии.

Кипячение убивает микроорганизмы, и одновременно с паром уходит часть летучей хлорорганики. Однако, следует помнить, что некоторые микробы и вирусы выживают в кипящей воде минуты и даже часы. Летучей органике нужно куда-то испарятся, а не задерживаться под крышкой. Поэтому желательно кипятить воду в эмалированном сосуде без крышки.

Надо помнить, что кипячение приводит к уменьшению в воде содержания таких жизненно важных солей, как кальция и магния.

Питьевая бутилированная вода

Одним из вариантов питьевой бутилированной воды – вода в пластиковых бутылках емкостью от 0,33 до 6 и 19 литров, продающаяся в магазинах. Качество питьевой воды, очищенной промышленным способом, в случае правильной технологии, находится на достаточно высоком уровне, несравнимом с той очисткой, которую можно произвести дома при помощи бытовых фильтров. Правда, следует, как всегда оговориться, что у всех производителей вода разная и далеко не всегда очищают ее как следует. Если не полениться и прочесть надпись на бутылке мелким шрифтом, в которой указана категория воды, то можно узнать, способом получена разлитая в бутылки вода – к первой категории относится вода, искусственно очищенная, к высшей – природная артезианская. Какую выбрать – решать вам. В любом случае, даже вода первой категории гораздо лучше водопроводной, пить ее можно вполне безопасно и с пользой для здоровья.

Родниковая вода – один из лучших вариантов воды для питья – лучшего фильтра, чем созданный самой природой, человечество до сих пор не придумало. Вода, проходящая через слои почвы, проходит несколько степеней очистки и насыщается различными микроэлементами. Но пить воду из родника, расположенного в черте большого города или рядом с крупными промышленными объектами, по меньшей мере рискованно. Вода из родников на территории крупных городов перенасыщена солями тяжелых металлов, бактериями и прочими вредными примесями и непригодна для употребления ни в каком виде.

2.2 Эксперимент

Определение качества воды с помощью тестера

Мы решили с помощью Тестер-прибора, позволяющий за считанные секунды определять присутствующее в воде количество примесей. Мы исследовали воду из крана, колодца, родника, бутилированную воду «Айсберг».

Тестер измеряет количество тяжелых частиц от 0 до 1000 (иногда до 10000). Чем выше значение - тем хуже вода и тем менее она пригодна для использования в пищу. Допустимая норма — 100-300.

Подобные устройства используют в случаях, когда надо оперативно определить качество сточной, водопроводной или природной воды. Приборы часто используют при запуске и тестировании очистных сооружений. Они за считанные секунды точно измеряют концентрацию примесей в жидкости.

Прибор способен определять следующие вещества:

органические примеси;

соли кальция и магния;

тяжелые металлы.

Результаты:

Вода

Из - под крана

Колодезная

Родниковая

Бутилированная

«Айсберг»

Значение прибора

748

694

102

151

Вывод: воду из-под крана и колодца в чистом виде нельзя употреблять; родниковая вода и бутилированная вода «Айсберг» пригодна для употребления. Качество родниковой воды лучше, чем водопроводной. Родниковая вода из экологически чистого проверенного источника практически не нуждается в очистке: добираясь из недр до поверхности Земли и проходя через песок и гравий, она подвергается естественной и практически идеальной очистке.

Мы узнали, что родник с хорошей водой находиться в нашей области в Краснознаменском районе.

Пить родниковую воду полезно, потому что:

-благодаря естественной фильтрации она полностью сохраняет свои природные качества, структуру и свойства;

ее не обеззараживают хлором, не подвергают иному физико-химическому воздействию, не добавляют микроэлементы и всевозможные добавки;

2.3 Результаты исследования

Мы взяли семена фасоли. Две из них поместил в чашу с мокрой салфеткой  и постоянно поддерживал её в умеренно влажном состоянии при помощи воды. Две поместили на сухую салфетку, не поливали совсем.

Все чаши поставили на подоконник. В первой чаше фасоль дала ростки на третий день. На 5 день у росточков стали появляться корешки и листики. Ростки продолжали развиваться (приложение 5 фото 1,2,3).

Во второй  ростки не появились (приложение 5 фото 4).

Вывод: вода необходима растению для роста, без воды оно не растет.

В наши дни водная проблема стала одной из самых важных, поэтому необходимо

проводить регулярные мероприятия по очистке берегов рек и улиц от бытового мусора. На кружке Лего-конструирование мы собрали робота, который мог помогать в очистке мусора в реках, озерах.

Демонстрация моделей

Заключение

Вода входит в состав каждой клетки! Воду пьют леса и поля. Без неё не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди.  Узнали, что вода – непременная составляющая часть всего живого. Достаточно помять лист растения в руках, и мы обнаружим в нём влагу.

Вода увлажняет воздух; регулирует температуру; помогает  усваивать питательные вещества; защищает жизненно важные органы; участвует в обмене веществ. Всем нужна чистая вода. Она основа здоровой жизни. Но чистой воды становится все меньше и меньше. Виноваты в этом сами люди. В реки, озера сливаются сточные воды фабрик и заводов. Берега рек часто превращаются в свалку. Загрязнение водоемов опасно для всего живого.
Беречь воду – это означает беречь жизнь!

В результате проведенных опытов  мы доказали, что вода в природе способна давать жизнь.  Выдвинутая гипотеза подтвердилась.

«Ведь вода – это и есть жизнь» – писал А. Де Сент-Экзюпери.




Список литературы


1. «Вулканы»: Детская энциклопедия – 2-изд., перераб. – Москва изд., «Махаон», 2007 – 124с., ил.

2. «Мир моря»: Детская энциклопедия – 2-изд., перераб. – Москва изд., «Махаон», 2007 – 123с., ил.

3. Капля, речка, океаны. Текст А. Ефремова Санкт – Петербург. Издательский дом «Современная педагогика», 2004. –519,[1] с.: ил.

4. Книга для чтения по охране природы: Для учащихся сред. шк./Сост.А.Н.Захлебный. – М.:Просвещение, 2003. – 175 с., ил.

5. Что такое. Кто такой: Детская энциклопедия: В 3 т. Ч-80 Т.1. А - Ж/Сост.В.С.Шергин, А. И. Юрьев. –5-у изд., перераб. И доп. – М.:

6. Источник: http://www.wateroflive.ru/fotov.php
































Приложение

Анкета

1.Какие напитки вы предпочитаете?

а) Обычную воду

б) Газированные напитки

в) Сок

г) Компот

2. Вы любите пить воду?

а) Да

б) Нет

3. Какую воду вы пьёте?

а) Сырую воду

б) Кипяченую воду

в) Профильтрованную воду

г) Бутилированную воду из магазина

д) Затрудняюсь ответить

4. Как вы считаете пригодна ли для питья сырая вода, которая течет из наших кранов?

а) Да

б) Нет

5. Используете ли вы дома фильтр для очистки воды?

а) Да

б) Нет

6. Влияет ли вода на здоровье человека?

а) Да

б) Нет

7. Приносят ли пользу газированные напитки?

а) Да

б) Нет




Скачать

© 2023 438 9

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!