Муниципальное Бюджетное Дошкольное Общеобразовательное Учреждение «Детский сад №6» д.Гам Проект:
Выполнила: воспитатель, Чупрова Н.П. 2018
«Вот моя деревня, вот мой дом родной…»
Пояснительная записка
Каждый человек имеет свою малую Родину – это то место, где он родился и вырос. У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении жизни определяет очень многое, если не сказать – все! Для формирования у детей основ гражданской культуры, социально — нравственного развития личности, необходимо получение детьми знаний об их родном городе. С ранних лет формируются первые представления об окружающем мире, и происходит это, прежде всего, через ознакомление с традициями «своей» социокультурной среды: местными историко – культурными, национальными, географическими, природными особенностями. Ведь известно, что именно дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм. Детям, у которых нет достаточного количества знаний о малой Родине, трудно сформировать уважительное отношение к ней. Детские воспоминания самые яркие и волнительные. Чем больше ребёнок с детства будет знать о родных местах,родной деревне, тем ближе и роднее будет становиться ему Родина, Россия, Ижма, Гам. Нужно с детства знакомить детей не только со своим родной деревней, его названием, гербом, улицами, но и с его достопримечательностями, культурными и природными объектами. Одними из таких, являются памятники .
Актуальность проекта состоит в том, что в педагогической литературе и методических пособиях для детей дошкольного возраста отсутствуют подобные материалы по изучению деревни Гам. В ФГОС ДО сказано: «Условия реализации Программы дошкольного образования должны обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и другим людям». Все эти требования мы постарались учесть при разработке и реализации проекта. Пословица: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай действовать – и я пойму!» — стала главным девизом нашего проекта. Эффективность реализации данного направления зависит от методического обеспечения. И поэтому основной задачей было выбор методов и форм для организации работы по данной теме, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития дошкольников. В условиях внедрения ФГОС дошкольного образования и педагога проблема использования информационных технологий очень актуальна. Сегодня информационные компьютерные технологии можно считать новым способом формирования у детей представлений об окружающем мире. Возможности компьютера позволяют изменить объём и качество предлагаемого для ознакомления материала. Кроме того, у дошкольников один и тот же программный материал должен повторяться многократно, и большое значение имеет многообразие форм подачи. Эти условия обеспечивают способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, цифровую, речевую, музыкальную, видео– фото– и другую информацию, направленную на реализацию целей и задач современного образования. И поэтому при необходимости «приблизить» город к ребёнку мы считаем, что бесспорным лидером по эффективности становятся информационно-коммуникативные технологии.
Цель :
Формировать позитивное, уважительное отношение к родной деревне. Расширять представление детей о том, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями.
Задачи :
- Воспитывать любовь к родной деревне;
- Формировать интерес к прошлому и настоящему деревни Гам;
- Формировать представления детей о последовательности событий в жизни деревни .
- Углублять краеведческие знания о родной деревне.
- Развивать уважительное отношение к историческим личностям, участвовавшим в создании деревни
- Расширять представления детей о достопримечательностях своей деревни, о названиях исторических памятниках.
- Знакомить с творчеством поэтов и художников, прославляющих нашу деревню.
- Бережно относиться к историческому наследию нашей деревни.
Тип проекта : исследовательский.
Возрастная группа : средняя- подготовительная (4-7 лет)
Продолжительность проекта : долгосрочный (1 месяц)
Вид проекта : групповой
Участники проекта : дети средней группы , воспитатели, родители
План действий :
1. Постановка проблемы : Что мы знаем о родной деревне ? Что хотим узнать?
2. Определение предстоящей деятельности : Как нам найти ответы на вопросы?
3. Планирование деятельности детьми совместно с взрослыми, определение средств и способов реализации проекта .
4. Выполнение проекта детьми и взрослыми по теме краеведения по нашей деревне.
5. Обсуждение результатов.
I этап. Подготовительный.
1) Опрос детей : «Как называется наша деревня ? Какие местечки есть в нашей деревне? Как называется улица, на которой ты живешь?» Цель – выявить, что дети знают о родной деревне, какие местечки и улицы знает.
2) Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала. Цель - создать условия для изучения истории деревни , познакомить с названием улицы, на которой находится сад.
3) Размещение в родительском уголке статей, рекомендаций по теме проекта . Цель – расширение знаний родителей по теме проекта , вызвать желание участвовать в реализации проекта . 4) Консультации, рекомендации в родительский уголок:
«Прогулки по деревне»
«Достопримечательности нашей деревни»
II этап. Основной.
1 цикл - «Народные инструментальные игрушки» Цикл начался с занятия по ознакомлению детей коми народными инструментами. Воспитанники узнали о таких инструментах как: чипсан, сигудöг, сярган, шур-шар, пöлялан, тотшкöдчан. Занятие проводила научный сотрудник Ижемского районного историко- краеведческого музея-Сметанина Ольга Николаевна.
Цели : - создать условия для реализации проекта ; -применение полученных знаний в самостоятельной игровой деятельности, сюжетно - ролевых играх; -побуждать детей к творчеству, отображению собственных впечатлений и представлений; -совершенствовать умение объединяться в игре.
II этап. Основной.
2 цикл- «Экскурсия в Ижемский районный историко-краеведческий музей» Перед посещением музея мы провели беседу и дали представление, что такое музей, а также закрепили правила поведения в музее. В отделе природы дети познакомились с разнообразием встречающихся здесь минералов и горных пород, богатством растительного и животного мира. В экспозиции представлены чучела и скелеты животных. В зале экспозиций археологии и этнографии познакомились с культурой коми народа их традиционные занятия, уклад жизни, религиозные верования, обычаи, обряды и традиции. Вопросов у детей было много, и экскурсовод отвечал на все вопросы детей. Им было очень интересно видеть старинные экспонаты. Дети вышли из музея удивленными, восхищенными и радостными. Ребята получили представление о том, что такое музейный предмет, экспонат, экспозиция, научились правилам поведения в музее. В доступной форме им рассказали об истории и культуре малой Родины. Для детей это было значимое событие, они с интересом восприняли новую информацию и прониклись новыми впечатлениями. После того, как мы посетили музей, нами была проведена беседа с детьми о том, что больше всего понравилось в музее. Дети неустанно и яростно рассказывали о своих впечатлениях. Таким образом, экскурсии в музеи помогают по-новому взглянуть на мир. Знакомство с экспонатами музеев помогает приобщить детей к прекрасному.
II этап. Основной.
3 цикл- коми вечер под названием «Чужан муын тулыс».Дети пели коми песни, читали стихи, танцевали, водили хороводы.А так же воспитанникам и их родителям заранее было дано домашнее задание –создание проекта по теме «Краеведение».: 1) Вокуева Валентина Владимировна и Канева Вика рассказали о своей малой Родине «Косъёль»; 2) Семяшкина Елена Станиславовна и Игнатова Полина поделились с информацией по теме «Боровая дичь»; 3) «Жизнь тундры» рассказывали Чупров Митрофан и ее сестра-Ангелина, предоставила материал Семяшкина Вера Яковлевна, презентацию выполнила библиотекарь-Рочева Евдокия Владимировна 4) Рочева Надежда Альбертовна и Рочева Настя- представили проект по теме «Сретение Господне »; 5) Ознакомили с историей церкви д.Гам – Терентьева Татьяна Григорьевна и Терентьева Вика
II этап. Основной.
3 цикл- сходили в гости Гамскую церковь. Дети узнали к о молитвенной жизни и богослужении, об устройстве и предназначении церкви, об иконах и почитании, воздаваемом Господу, Божией Матери, святым угодникам Божиим. Это было действительно интересно и познавательно. Также закрепили знания которые получили на вечере по темам «Сретение Господне» и «История церкви».
III этап. Заключительный.
1) Создание в группе уголка «Наша Родина-Россия»
2) Оформление фотовыставки «Красивые места нашей деревни»
2) Подготовка и изготовление фотоальбома «Моя деревня -Гам»
3) Анализ результативности проведенной работы.